Научная статья на тему 'Защита прав и законных интересов человека и гражданина в административной деятельности органов внутренних дел'

Защита прав и законных интересов человека и гражданина в административной деятельности органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2484
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЗАЩИТА ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕХАНИЗМ КОНТРОЛЯ / СРЕДСТВА АУДИОИ ВИДЕОФИКСАЦИИ / ADMINISTRATIVE LEGAL RELATIONS / PROTECTION OF THE RIGHTS AND LEGITIMATE INTERESTS / ADMINISTRATIVE LEGAL REGULATION / THE MECHANISM OF CONTROL / MEANS OF AUDIO AND VIDEO RECORDING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Амеличкин А. В.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с защитой прав и законных интересов человека и гражданина в современной России, соответствующие международные нормативные правовые акты; анализируются проблемы применения Федерального закона «О полиции» в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Высказываются предложения по совершенствованию деятельности органов внутренних дел в области защиты прав и законных интересов человека и гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Protection of rights and legitimate interests of the person and the citizen in administrative activity of law enforcement agencies

The article deals with the protection of rights and legitimate interests of the person and citizen in modern Russia and international regulatory legal acts concerning this sphere. Problems of application of Federal Police Law in practical activities of workers of law enforcement agencies are analyzed. Suggestions on improving the activity of law enforcement agencies protecting rights and legitimate interests of the person and citizen are made.

Текст научной работы на тему «Защита прав и законных интересов человека и гражданина в административной деятельности органов внутренних дел»

Раздел 7. Проблемы юридической науки и правоохранительной практики:

взгляд молодых исследователей

ЗАЩИТА ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

А.В. Амеличкин

(адъюнкт кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Орловского юридического института МВД России;

amel83@yandex.ru)

В статье рассматриваются вопросы, связанные с защитой прав и законных интересов человека и гражданина в современной России, соответствующие международные нормативные правовые акты; анализируются проблемы применения Федерального закона «О полиции» в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Высказываются предложения по совершенствованию деятельности органов внутренних дел в области защиты прав и законных интересов человека и гражданина.

Ключевые слова: административно-правовые отношения, защита прав и законных интересов, административно-правовое регулирование, механизм контроля, средства аудио- и видеофиксации.

Существенным достижением в развитии общества является создание правовой системы, которая невозможна без комплексной системы защиты прав и законных интересов каждого человека и гражданина. В связи с этим признание прав и свобод человека и гражданина стало одной из основных заслуг современного общества, двигателем человеческого прогресса, а также фундаментальным основанием для развития всего человечества по пути справедливых, основанных на праве отношений между людьми.

К сожалению, жизнь человеческого общества постоянно сопровождается попытками одних людей ограничить права и законные интересы других людей, в том числе незаконными средствами и способами. Для того, чтобы предотвратить противоправные попытки нарушения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, минимизировать вред от таких нарушений, общество на протяжении всей своей истории вырабатывало правовые средства защиты прав, свобод и законных интересов, и прежде всего от произвола органов публичной власти.

Большим шагом в решении проблемы защиты прав и законных интересов человека в современном мире явилось

принятие на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года Всеобщей декларации прав человека. Декларация носила рекомендательный характер, тем не менее ее принятие стало одним из самых важных шагов в области продвижения защиты прав человека на международном уровне. Толчком к принятию Всеобщей декларации прав человека явились печальные исторические события первой половины ХХ века, когда нарушение прав и законных интересов человека носило массовый характер и привело к большим материальным и духовным потерям для всего человечества.

Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту законом. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации. Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом [1, с. 327].

Таким образом, защита прав и законных интересов человека и гражданина яв-

Раздел 7. Проблемы юридической науки и практики: взгляд молодых исследователей

106

ляется приоритетной задачей государства. Для выполнения данной задачи государство должно создать эффективный государственный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина, основанный на нормах действующей Конституции РФ и принятых международных обязательствах России в области защиты прав и законных интересов человека и гражданина.

В современном российском обществе остро стоят проблемы нарушения прав и законных интересов человека и гражданина в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в сфере административноправового регулирования. Это связано с тем, что недостаточно внимания уделяется такой проблеме, как защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина от произвола публичной власти.

В Докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год сделан весьма неутешительный вывод о том, что «значительное число нарушений прав человека в 2009 году имело, как представляется, системный и комплексный характер» [2, с. 18]. Не изменилась ситуация и на сегодняшний день.

По нашему мнению, наиболее уязвимой в правовом плане остается сфера административно-правового регулирования. В отличие от других правовых институтов здесь наиболее часто нарушаются права человека и граждан со стороны администрации. Это связано, во-первых с тем, что нормы административного права постоянно изменяются, дополняются и конкрети-зуются.

Во-вторых, защита прав и законных интересов участников уголовного или гражданского судопроизводства наиболее законодательно урегулирована, а в отношении участников административного судопроизводства подробно регламентируется лишь защита прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего. Однако на вопрос о том, как должны защищаться права иных участников административноюрисдикционного процесса, в КоАП РФ нет ответа [3, с. 40]. На практике это однозначно приводит к проблемным ситуациям,

а в некоторых случаях и к нарушению прав и законных интересов со стороны органов публичной власти.

В-третьих, несудебные формы защиты в основном регулируются нормами административного права.

В-четвертых, это связано с тем, что нормы административного права регулируют большое количество общественных отношений, и это правовое регулирование постоянно совершенствуется.

Следовательно, проблема защиты прав и законных интересов человека и гражданина в сфере административноправовых отношений является актуальной проблемой современной России. Решение этой задачи приблизит нас к построению правового государства, неотъемлемой частью которого является эффективный механизм защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

Примером деятельности всего общества, направленной на защиту прав и законных интересов человека и гражданина в области административно-правового регулирования, стало принятие Федерального закона от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции». Не случайно в ст. 1 данного Закона говорится о назначении полиции, как о государственном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, деятельность которого направлена, в первую очередь, на защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, и уже далее - для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности [4]. Кроме того, в ст. 2 Федерального закона «О полиции» на первое место ставится задача по защите личности, общества, государства от противоправных посягательств, в отличие от утратившего силу Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции», в котором задача по оказанию помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов стояла на последнем месте [5]. Следовательно, деятельность полиции должна коренным образом отличаться от

Юридическая наука и правоохранительная практика деятельности милиции, и уклон должен быть в сторону защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

Новшеством в области защиты прав и законных интересов человека и гражданина, а соответственно, и в деятельности полиции является то, что полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан. В случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, необходимо разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина. Сведения о частной жизни гражданина, полученные в результате деятельности полиции, не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом [4].

Таким образом, принятие Федерального закона «О полиции», направленного на защиту прав и законных интересов человека и гражданина, вносит новые направления в законодательство Российской Федерации. Сотрудники органов внутренних дел - это основные представители испол-

нительной власти, с которыми граждане сталкиваются практически каждый день. От их компетенции, правильности действий и правовой культуры зависит отношение граждан к органам публичной власти.

Однако одного законодательного закрепления приоритета защиты прав и законных интересов человека и гражданина в деятельности полиции недостаточно. Необходимо разработать действенный механизм контроля деятельности полиции. После вступления в законную силу Федерального закона «О полиции» 1 марта 2011 года одним из первых решений в области защиты прав и законных интересов участников дорожного движения явилась инициатива начальника ГУВД г. Москвы

В.А. Колокольцева. Он в порядке эксперимента предложил сотрудникам ГИБДД при осуществлении службы использовать средства аудио- и видеофиксации в служебном автомобиле, в том числе и в момент общения сотрудника ГИБДД с участником дорожного движения. Данные средства могут быть доступны для контроля деятельности сотрудника ГИБДД в режиме on-line. И здесь можно согласиться с мнением В.А. Колокольцева, который считает, что «...подобное оборудование дисциплинирует обе стороны, как водителей, так и патрульных» [6].

Это неслучайное решение, т.к. на современном этапе развития нашей страны остается острой проблема безопасности дорожного движения и защиты прав и законных интересов участников дорожного движения. Каждый человек в своей жизни практически ежедневно на время приобретает статус участника дорожного движения, будь он водителем или пешеходом. Неутешительной остается статистика в области безопасности дорожного движения. Так, согласно статистическим данным, на территории Российской Федерации в 2010 году произошло 199 431 дорожно-транспортное происшествие, вследствие этого погибли 26 567 человек, а 250 635 человек получили ранения. Из них по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, произошло 11 845 дорожно-транспор-

Раздел 7. Проблемы юридической науки и практики: взгляд молодых исследователей

108

тных происшествий. Кроме того, в 2010 году произошло 20 262 дорожно-транспортных происшествия с участием детей, в которых 898 детей погибли, а 21 149 детей получили ранения [7]. Эта ситуация не может устраивать общество и, как следствие, саму правоохранительную систему, так как правоохранительная система создана для защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

Аудио- и видеофиксация служебной деятельности сотрудников ГИБДД не только направлена на защиту прав и законных интересов участников дорожного движения, но и служит средством доказательства вины лица, нарушившего правила дорожного движения, что в дальнейшем облегчит работу всей правоохранительной системы, повысит качество работы полиции. Кроме того, в Федеральном законе «О полиции» определяется, что деятельность полиции является открытой для общества. В своей деятельности полиция обязана использовать различные технические средства, в том числе при документировании административных правонарушений, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности [4].

Таким образом, с принятием Федерального закона «О полиции» меняется сам подход к защите прав и законных интересов человека и гражданина. Должны меняться и появляться новые средства и способы осуществления защиты. Новое законодательство не только позволяет делать это, но и требует, чтобы полиция в своей деятельности использовала достижения науки и техники, информационных систем, сетей связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру. Для реализации на практике защиты прав и законных интересов человека и гражданина, на наш взгляд, необходимо законодательно, на уровне приказа МВД России или даже федерального закона, закрепить обязанность сотрудников органов внутренних дел использовать при несении службы технические средства аудио- и видеодокументирования. Необходимо определить ответственность сотруд-

ников за неисполнение данной обязанности, порядок предоставления полученной информации, для того чтобы исключить незаконное использование полученных результатов. Это, в свою очередь, должно способствовать решению конфликтных ситуаций между сотрудниками полиции и гражданами, что поможет решить проблему коррупционных проявлений среди сотрудников органов внутренних дел, повысит уровень правовой культуры сотрудников и граждан.

В соответствии с вышеизложенным можно сделать вывод о том, что с принятием Федерального закона «О полиции» роль подразделений полиции в защите прав, свобод и законных интересов человека и гражданина существенно возрастает. Это связано с тем, что основное предназначение полиции в законе определено как защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. К сожалению, этого недостаточно для реализации положений закона на практике, необходимо внести изменения в подзаконные акты, регулирующие деятельность полиции, а также разработать новые, которые смогли бы помочь реализовать на практике требования и основные принципы Федерального закона «О полиции».

1. Конституционное право России: в 2 т.: сборник конституционно-правовых актов / отв. ред. О.Е. Кутафин; сост. Н.А. Михалева: М.: Юристъ, 1998. Т. 1. 816 с.

2. Российская газета. 2010. 28 мая. № 115 (5194).

3. Тюрина А.А. Функция защиты в административно-юрисдикционном процессе: монография. М.: Городец, 2009. 128 с.

4. О полиции: федер. закон от 7 февр. 2011 г. № З-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.

5. О милиции: закон Российской Федерации от 18 апр. 1991 г. № 1026-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.

6. Скоро сотрудники ГИБДД будут работать в режиме онлайн [Электрон-

ный ресурс] // RNNS.RU. иКЬ: Ы1р://тш. ги/193114-skoro-sotrudnniki-gibdd-budut-rabotat-v-rezhime-onlayn.html (дата обращения: 29 марта 2011 г.).

7. Статистика аварийности за 2010 год [Электронный ресурс]. URL: http: // www.gibdd.ru/news/672 (дата обращения: 20 марта 2011 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.