Научная статья на тему 'Правовое регулирование политических прав, гарантий и ограничений сотрудников органов внутренних дел'

Правовое регулирование политических прав, гарантий и ограничений сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
585
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ОГРАНИЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ / СЛУЖБА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СЛУЖБЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маюров Николай Петрович

Статья посвящена основным вопросам правового регулирования политических прав, гарантий и ограничений сотрудников органов внутренних дел. Одним из важнейших видов прав сотрудников органов внутренних дел являются политические права и свободы, механизм гарантий реализации которых только формируется и нуждается в дальнейшем совершенствовании. Вместе с тем уровень развития законодательства об ограничениях политических прав сотрудников органов внутренних дел, нормы которого, по сути, сформировали содержание нового правового института, заставляют задаться вопросом о том, все ли сделано, чтобы сегодня сотрудник органов внутренних дел не только был всеобъемлюще и эффективно огражден от влияния политических фактов, но также мог с такой же степенью гарантированности и защиты реализовать предоставленные ему законом политические права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Маюров Николай Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of political rights, guarantees and restrictions of employees of internal bodies

The article is devoted to the main issues of legal regulation of political rights, guarantees and restrictions of employees of law enforcement bodies. One of the most important types of rights is political rights and liberties, the mechanism for guaranteeing the implementation of which is only being formed and needs further improvement. At the same time, the level of development of legislation on restrictions on the political rights of employees of internal affairs bodies, the norms of which essentially formed the content of a new legal institution, make one wonder whether everything has been done so that today the officer of the internal affairs bodies not only was fully and effectively protected from the influence of political facts, but could also exercise the same political rights granted to him with the same degree of assurance and protection.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование политических прав, гарантий и ограничений сотрудников органов внутренних дел»

11.1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ, ГАРАНТИЙ И ОГРАНИЧЕНИЙ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Маюров Николай Петрович, д-р юрид. наук, канд. ист. наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации. Должность: заведующий кафедрой. Место работы: Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС. Подразделение: кафедра государственного и административного права. E-mail: mayurov2010@mail.ru Аннотация: Статья посвящена основным вопросам правового регулирования политических прав, гарантий и ограничений сотрудников органов внутренних дел. Одним из важнейших видов прав сотрудников органов внутренних дел являются политические права и свободы, механизм гарантий реализации которых только формируется и нуждается в дальнейшем совершенствовании. Вместе с тем уровень развития законодательства об ограничениях политических прав сотрудников органов внутренних дел, нормы которого, по сути, сформировали содержание нового правового института, заставляют задаться вопросом о том, все ли сделано, чтобы сегодня сотрудник органов внутренних дел не только был всеобъемлюще и эффективно огражден от влияния политических фактов, но также мог с такой же степенью гарантированности и защиты реализовать предоставленные ему законом политические права.

Ключевые слова: органы внутренних дел, государственная служба, система государственной службы, политические права, правоохранительные органы, ограничения политических прав, служба в органах внутренних дел, сотрудники органов внутренних дел, законодательство о службе в органах внутренних дел.

LEGAL REGULATION OF POLITICAL RIGHTS, GUARANTEES AND RESTRICTIONS OF EMPLOYEES OF INTERNAL BODIES

Mayurov Nikolai Petrovich, Dr of Law, PhD in History, professor, Deserved lawyer of Russian Federation. Position: Head of chair. Place of employment: University at the InterParliamentary Assembly of EurAsEC. Department: State and Administrative law chair. E-mail: mayurov2010@mail.ru

Annotation: The article is devoted to the main issues of legal regulation of political rights, guarantees and restrictions of employees of law enforcement bodies. One of the most important types of rights is political rights and liberties, the mechanism for guaranteeing the implementation of which is only being formed and needs further improvement. At the same time, the level of development of legislation on restrictions on the political rights of employees of internal affairs bodies, the norms of which essentially formed the content of a new legal institution, make one wonder whether everything has been done so that today the officer of the internal affairs bodies not only was fully and effectively protected from the influence of political facts, but could also exercise the same political rights granted to him with the same degree of assurance and protection.

Keywords: internal affairs bodies, public service, public service system, political rights, law enforcement bodies, political rights restriction, internal affairs ser-

vice, internai affairs employees, internai affairs service législation.

Уровень развития политических прав являются важным мерилом и индикатором происходящих в обществе и государстве политических процессах. Эти процессы многогранны и тесно взаимосвязаны с разными сферами государственной и общественной жизни. Не является исключением и сфера правоохранительной деятельности, где постепенно развивается институт политических прав, гарантий и ограничений сотрудников правоохранительных органов.

Сотрудники органов внутренних дел являются такими же гражданами России, как и все остальные ее граждане, а значит, обладают всем спектром политических прав, которые им гарантируются: Конституцией Российской Федерации [1], Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [2];Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» [3];Федеральным законом от 22февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [4],Федеральным законом от 6 октября 1999 г.№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [5], Федеральным законом от 26 ноября 1996 г. № 138-Ф3 «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» [6], Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [7], Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» [8], Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 20-Фз «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» [9] иными нормативными правовыми актами о выборах и референдумах, принимаемыми в Российской Федерации, а также международно-правовыми документами [10].

При всем многообразии нормативных правовых актов, которые регламентируют общественные отношения, связанные с реализацией сотрудниками органов внутренних дел политических прав, особого внимания с нашей стороны заслуживают соответствующие правовые нормы, изложенные в законодательстве, регламентирующем специальные статус сотрудников, а именно: Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о службе), Федеральный закон от 7февраля 2011 г. № 3-Ф3 «О полиции» [11] (далее - Закон о полиции) и др.

Указанное законодательство закрепляет две группы правовых норм, регламентирующих правовой статус сотрудников органов внутренних дел как субъектов политических прав, гарантий и ограничений: 1) правовые нормы, связанные с закреплением гарантий по участию сотрудника в политических отношениях и привлечению его к политическому народовластию; 2) правовые нормы, накладывающие определенные ограничения на политические права сотрудников. Поиск баланса между двумя группами правовых норм в механизме правового регулирования политических прав

сотрудников представляет одно из важных направлений этого регулирования.

В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 11 Закона о службе (Права сотрудника органов внутренних дел) сотрудник органов внутренних дел имеет право на создание и участие в деятельности общественных объединений, не преследующих политических целей, в свободное от выполнения служебных обязанностей время, если это не влечет за собой возникновение конфликта интересов.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о службе (Требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел) при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен: а) соблюдать нейтральность, не оказывать предпочтение каким-либо политическим партиям; б) не допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении государственных органов, должностных лиц, политических партий, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, профессиональных или социальных групп, граждан, если это не входит в его служебные обязанности.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона о полиции («Беспристрастность») сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций. Аналогичные нормы, применительно к сотрудникам органов внутренних дел, также сформулированы в пункте «б» части 2 статьи 4 Закона о службе: «Сотруднику органов внутренних дел запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций».

Несомненно, центральное место в системе правовых норм, регламентирующих политические права и гарантии сотрудников органов внутренних дел, занимают нормы, определяющие избирательные права сотрудников органов внутренних дел. Важность и актуальность проблемы соблюдения политических прав сотрудников органов внутренних дел такова, что 12 января 2018 г. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации своим постановлением от 12 января 2018 № 126/1059-7 утвердила Методические рекомендации по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов при проведении выборов Президента Российской Федерации, в которых подробно осветила ряд принципиальных положений по указанной проблематике:

Во-первых, вопросы реализации избирательных прав сотрудников органов внутренних дел регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 19-ФЗ), от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических

партиях», от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 1997 года № 535 «Об обеспечении избирательных прав военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, работников органов прокуратуры Российской Федерации и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации».

Во-вторых, сотрудники органов внутренних дел имеют право избирать и быть избранными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В-третьих, недопустимо ограничение активного или пассивного избирательного права сотрудников органов внутренних дел по мотивам, связанным с характером, условиями, продолжительностью, местом их службы или местом пребывания, а также местом жительства до призыва (поступления) на службу и другим мотивам, за исключением ограничений, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

В-четвертых, избирательные комиссии обеспечивают реализацию избирательных прав сотрудников органов внутренних дел во взаимодействии с руководителями соответствующих подразделений органов внутренних дел. Руководители федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная либо правоохранительная служба, руководители соответствующих подразделений правоохранительных органов оказывают содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий.

В-пятых, избирательные комиссии, руководители органов внутренних дел обеспечивают выполнение требований пункта 6 статьи 58 Федерального закона № 19-ФЗ и пункта 6 статьи 58 Федерального закона № 67-ФЗ, согласно которым органам внутренних дел, запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов.

В-шестых, в соответствии с пунктом 7 статьи 36 Федерального закона № 19-ФЗ не допускается участие в сборе подписей руководителей подразделений органов внутренних дел.

В-седьмых, в соответствии с пунктом 4 статьи 49 Федерального закона № 19-ФЗ запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы сотрудникам органов внутренних дел при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения.

В-восьмых, информационные материалы, полученные от избирательных комиссий, вывешиваются в доступных для сотрудников органов внутренних дел местах.

Практическая взаимосвязь реализации сотрудником органов внутренних дел избирательных прав и особенностей его правового статуса хорошо проиллюстрирована в одном из решений Конституционного суда Российской Федерации[12]. Так, бывший сотрудник органов внутренних дел М.Ю. Крайнов в 2013 году принимал участие в избирательной кампании в Ивановскую областную Думу и в связи с этим был освобожден от исполнения служебных обязанностей. Так как он выступал в период указанной избирательной кам-

пании на митингах, в отношении его была проведена служебная проверка, по результатам которой он был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде увольнения со службы в органах внутренних дел за грубое нарушение служебной дисциплины. Заявитель пытался обжаловать вынесенные не в его пользу судами общей юрисдикции решения, подав соответствующее обращение в Конституционный суд Российской Федерации. Рассматривая указанное дело, Конституционный суд указал, что служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (Постановление от 6 июня 1995 года № 7-П, определения от 21 декабря 2004 года № 460-О, от 16 апреля 2009 года № 566-О-О, от 25 ноября 2010 года № 1547-О-О и от 21 ноября 2013 года № 1865-О).

Кроме того, Конституционный суд РФ дополнительно обратил внимание на то, при анализе правомерности действий сотрудника органов внутренних дел следует учитывать содержание допущенных им публичных высказываний, суждений или оценок, их общественную значимость и мотивы, соотношение причиненного (могущего быть причиненным) ими ущерба для государственных или общественных интересов с ущербом, предотвращенным в результате соответствующих действий сотрудника.

Анализ указанных правовых норм позволяет вывести ряд закономерностей, характеризующих современный уровень развития юридических гарантий реализации сотрудниками органов внутренних дел политических прав:

1. В законодательстве о службе в органах внутренних дел закреплены преимущественно правовые нормы, накладывающие определенные ограничения на политические права сотрудников.

2. В ведомственном законодательстве, по сути, отсутствуют правовые нормы, напрямую регламентирующие политические права сотрудников и их гарантии. Однако это не означает, что у сотрудников нет таких прав, просто эти права, предусмотрены иным федеральным законодательством, регламентирующим правовой статус сотрудника как гражданина Российской Федерации.[14]

3. На базе законодательства о службе в органах внутренних дел активно развивается институт ограничения политических прав и свобод сотрудников органов внутренних дел, основной целью развития, которого является максимально освободить служебную деятельность сотрудников от влияния каких-либо политических факторов и процессов, следуя формуле «Полиция вне политики». Таким образом, применительно к законодательству о службе в органах внутренних дел можно вести речь о функционировании запретительно-ограничительной модели регулирования

политических прав, гарантии и ограничений сотрудников органов внутренних дел.

В этой связи обращает на себя внимание ряд положений, сформулированных в «Декларации о полиции» 1979[15], в соответствии с которыми государства, присоединившиеся к указанной Декларации, считают, что сотрудники полиции должны пользоваться тем же статусом и правами, что и работники государственной гражданской службы. Более того, пунктом 6 Раздела «В. Статус» Декларации о полиции предусмотрено, что полицейские должны иметь право создания профессиональных организаций, а также вступления в них и активного участия в их деятельности. Они, кроме того, могут принимать активное участие в деятельности других организаций. Декларация ничего не говорит о том, какие это могут быть организации и с какими уставными целями деятельности. Единственно, что Декларация оговаривает в качестве ограничения, так это то, что членство в профессиональной полицейской организации и активное участие в ее деятельности не должно наносить ущерб какому-либо сотруднику полиции (пункт 8). Напомним, что в Декларации говорится о возможности участия сотрудника полиции не только в профессиональной организации, но в деятельности «других организаций». Имеется ли в виду, в том числе, и общественные организации с политическими целями, Декларация не поясняет.

Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 года вообще не содержит каких-либо норм напрямую или косвенно регламентирующих политические права этих должностных лиц.

Таким образом, в международном законодательстве правовые нормы, накладывающие определенные ограничения на политические права сотрудников полиции, либо отсутствуют, либо предусматривают большую свободу для сотрудника как субъекта реализации политических прав, кроме того эти нормы предусматривают возможность введения на уровне национального законодательства каких-либо ограничений, в том числе, политических прав сотрудников правоохранительных органов (полиции).В этом смысле, в отличие от международного законодательства российское законодательство, как мы могли выше убедиться, придерживается более жесткой модели регулирования политических прав и их ограничений сотрудников органов внутренних дел.

Вместе с тем, вопрос соотношения службы в органах внутренних дел с иными видами государственной службы в контексте реализации сотрудниками (государственными служащими) политических прав не только не теряет своей актуальности, но и с учетом целеполаганий Декларации о полиции приобретает особое значение.

Обратимся к анализу ключевых норм Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон о гражданской службе), тем более что в соответствии с частью 2 статьи 14 Закона о службе на сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Закона о гражданской службе, за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником оперативно-разыскной деятельности.

В соответствии с одним из таких запретов, предусмотренных пунктом 3 части 1 стати 17 Закона о гражданской службе гражданскому служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении политической партией; участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости; участия на безвозмездной основе в управлении указанными некоммерческими организациями (кроме политической партии) в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления с разрешения представителя нанимателя в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа), кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если участие в управлении организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации от имени государственного органа.

Итак, в соответствии с указанной нормой сотруднику запрещается участвовать в управлении некоммерческой организации, если эта некоммерческая организация не является партией, следовательно, участвовать в управлении политической партии - можно. Необходимо отметить, что до 3 апреля 2017 года политическая партия не относилась к числу таких исключе-ний[16]. Таким образом, в отличие от правоохранительной службы в органах внутренних дел в государственной гражданской службе можно вести речь о функционировании разрешительно-ограничительной модели регулирования политических прав, гарантии и ограничений государственных гражданских служащих.

Но то, что позволено Законом гражданскому служащему - не позволено сотруднику органов внутренних дел, так как в силу уже упоминавшихся положений Закона о службе ему запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии, а главное -принимать участие в их деятельности.

Освещая проблематику правового регулирования политических прав лиц, проходящих государственную службу, следует также обратить внимание и на такой вид государственной службы, как военная служба.

Ключевой закон, регламентирующий правовой статус лиц, проходящих военную службу, а именно, Федеральный закон от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»[17]выбрал немного иную модель регулирования указанных отношений. Так, в указанном Законе закреплена отдельная статья (статья 9), посвященная праву военнослужащих в управлении делами государства и общественными объединениями. В соответствии с указанной статьей военнослужащие, во-первых, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме, а также в других формах осуществления местного самоуправления.

Во-вторых, военнослужащие могут состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы.

Наконец, на военнослужащих в соответствии со статьей 27.1. Закона о статусе военнослужащих также распространяется пункт 3 части 1 стати 17 Закона о гражданской службе, предусматривающего запрет на участие военнослужащих в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении политической партией). Таким образом, с учетом закрепления правовых норм регуляторного характера в военном законодательстве, можно вести речь о функционировании регуляторно-разрешительной модели регулирования политических прав, гарантии и ограничений военнослужащих. Основной юридический парадокс заключается в том, что в то время как, применительно к военной службе в законе должно быть закреплено максимальное количество ограничений политических прав военнослужащих, на самом деле имеют место нормы, напрямую гарантирующие и закрепляющие политические права военнослужащих, в отличие от сотрудников органов внутренних дел.

Исследование законодательства о политических правах и ограничениях в правоохранительной, гражданской и военной сферах государственной службы свидетельствует о разных моделях регулирования политических прав и ограничений, выбранных законодателем для трех видов государственной службы. Вместе с тем, как нам представляется, сформулированный в статье 3 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» принцип единства правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы, заставляет искать единую и наиболее оптимальную модель правового регулирования закрепления и ограничения политических прав государственных служащих.

Анализируя возможность разработки такой модели применительно к службе в органах внутренних дел, по нашему мнению, следует уделить большее внимание возможности закрепления в законодательстве о службе положений, позволяющих сотруднику быть активным участником политической жизни в стране, особенно учитывая тот факт, что на долю полицейского электората вместе с представителями оборонки, включая их семьи приходится до 20 % от общей численности всех граждан, наделенных избирательными права-ми[18].

Первым шагом на пути к совершенствованию законодательства о службе в органах внутренних дел в части, касающейся политических прав сотрудников может стать включение в Закон о службе отдельной статьи, посвящённой этим правам:

Статья 11.1. Право на участие в управлении делами государства и общественными объединениями

1. Сотрудники органов внутренних дел в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в ре-

ферендуме, а также в других формах осуществления местного самоуправления.

2. Сотрудники вправе участвовать на безвозмездной основе в управлении общественно-государственными организациями, осуществляющими развитие служеб-но-прикладных видов спорта, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Проведенное в статье исследование позволяет прийти к следующим выводам. Анализ законодательства о службе в органах внутренних дел показывает, что правовые нормы, закрепляющих систему ограничений политических права и свободы сотрудников органов внутренних дел, являются однотипными. Иными словами, Закон о службе дублирует положения федерального законодательства, в том числе, регламентирующего иные виды государственной службы. Особенностью законодательства о службе в органах внутренних дел является отсутствие правовых норм, напрямую закрепляющих политические права сотрудников и их гарантии. В отличие от международного законодательства и законодательства других видов государственной службы, законодательство о службе в органах внутренних дел придерживается более жесткой модели регулирования ограничений политических прав сотрудников органов внутренних дел. Вместе с тем, механизм гарантий реализации политических прав и свобод сотрудника органов внутренних дел только формируется и требует дальнейшего совершенствования.

Список литературы:

1.Текст Конституции опубликован в «Российской газете» от 25 декабря 1993 г. № 237; Собрание законодательства РФ. 2004. № 27. Ст.2710;

2.Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст.2253.

3.Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. Ст.171.

4. Собрание законодательства РФ. 2014. №8. Ст.740.

5. Собрание законодательства РФ. 1999. . №42.

Ст.5005.

6. Собрание законодательства РФ. 1996. . №49.

Ст.5495.

7. Собрание законодательства РФ. 2003 . №40

Ст.3822.

8. Собрание законодательства РФ. 2001 . №29.

Ст.2950.

9.Собрание законодательства РФ. 2003. №2. Ст.172.

10.В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации каждому гражданину принадлежит право и возможность голосовать и быть избранным на периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей без необоснованных ограничений (пункт 3 статьи 21 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., статья 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., статья 3 Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г., статья 3 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г.).;

11. См.: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и др.;

12.Определение Конституционного Суда РФ от 29 января 2015 г. № 224-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Крайнова Михаила Юрьевича на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части 1 статьи 13 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и частью 2 статьи 29 Федерального закона «О полиции»// Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru);

14.См.: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»; Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-Фз «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях».;

15.Резолюция № 690 (1979) Парламентской ассамблеи Совета Европы "Декларация о полиции"" (Страсбург, 8 мая 1979 года). 1979;

16.См. текст пункта в предыдущей редакции: «1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:.. 3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном нормативным правовым актом Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией» (в ред. Федерального закона от 23.05.2016 № 143-ФЗ);

17. СЗ РФ.1998. № 22. Ст.2331;

18. Працко Г.С., Мелихов А.И. Проблемы реализации политических прав сотрудников полиции//Юристъ-Правоведъ. 2014. № 3(64). С.9-13;

19. См.: Маюров Н.П., Константинов Г.Л. и др. Новое в законодательстве о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации. Научно-практическое пособие./ Под общей редакцией доктора юрид.наук.,профессора Н.П. Маюрова. СПб.: СПб ун-т МВД России, 2013.;

20. Маюров Н.П., Потапов Ю.А. и др. Система работы с личным составом органов внутренних дел: Курс лекций. М.: ДГСК МВД России, 2012;- 60 c;

21. См.: Маюров Н.П. Институт государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации: теоретико-правовое исследование // В сборнике: Органы государственной власти в системе правозащитной деятельности на современном этапе. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербургский университет управления и экономики. СПб, 2015. С. 245-258.;

22. Маюров Н.П. Актуальные вопросы кадровой работы в сфере государственной службы Российской Федерации //Актуальные проблемы современных социальных и гуманитарных наук: материалы четвертой международ. науч.-практической конф.( 20 июня 2014 года): в 2 т. - Т.2. История и музейное дело; политология, теория и история государства и права / науч.ред. К.В. Патырбаева; Перм.гос.нац.исслед.ун-т. -Пермь,2014. С.30-38.;

23. Маюров Н.П., Бантюков И.Б., Ороева О.Д. Институт отбора и приема граждан на службу в органы внутренних дел Российской Федерации: теоретико-правовой аспект.// Пробелы в Российском законодательстве: Юридический журнал, 2015. № 4. С.318-322.;

24. См.: Маюров, Н. П., Константинов, Г. Л. Законодательство о службе в органах внутренних дел Российской Федерации : теория и практика//Пробелы в российском законодательстве. -2013. - № 2. - С. 202 -209;

25. Маюров Н.П., Ороева О.Д. Теоретико-правовой аспект служебного спора по законодательству о службе в органах внутренних дел Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 1. С. 145-151;

26. Маюров Н.П., Потапов Ю.А., Рычков Ю.А. и др. Права человека и их обеспечение органами внутренних дел // Сборник нормативно-правовых актов / Санкт-Петербург, 2013. - 584 с.;

27. Маюров Н.П., Трофимова Т.А. Исторические основы этических норм и ценностей государственного служащего в России. В сборнике: Евразийские исследования в гуманитарных науках: успехи, проблемы, перспективы Материалы научно-практической конференции. Под редакцией: М.Ю. Спирина, А.А. Торопы-гина. 2013. С. 113-117.;

28. Маюров Н.П., Потапов Ю.А., Трофимова Т.А., и др. Организация кадровой работы в органах внутренних дел. Курс лекций / Москва, 2012. -168 с.;

29. Маюров Н.П., Ороева О.Д. Место и роль органов внутренних дел в обеспечении прав и свобод человека и гражданина // Бизнес в законе. 2011. № 6. С. 50-54.;

30. Прокопенко В.Н., Маюров Н.П., Маюров П.Н. Формы и методы государственно-управленческой деятельности органов исполнительной власти: учеб. пособие для студентов образовательных учреждений, обучающихся по направлению подготовки "Юриспруденция". СПб: МИЭП,2017. - 189 с.;

31. Маюров Н.П., Высоцкий С.А., Маюров П.Н. Теоретико-правовые основы контроля и надзора за деятельностью сотрудников полиции в Российской Федерации. В книге: Judicial system at the present stage of development Collective monograph. Montreal, Canada, 2017. С. 4-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.