Научная статья на тему 'О порядке присвоения специальных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации: историко-правовое исследование'

О порядке присвоения специальных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации: историко-правовое исследование Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4639
359
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗВАНИЯ / УСЛОВИЯ ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маюров Николай Петрович, Бялт Виктор Сергеевич, Гибов Владимир Васильевич

В статье рассматриваются порядок и условия присвоения сотрудникам органов внутренних дел специальных званий в аспекте сравнительного анализа современного законодательства, касающегося условий прохождения службы в органах внутренних дел, и ранее действовавших аналогичных правовых норм. Авторы исследуют основные нормативные правовые нововведения в указанной области, а также формулируют и обосновывают определенные предложения, направленные на совершенствование современного законодательства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Маюров Николай Петрович, Бялт Виктор Сергеевич, Гибов Владимир Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the order of awarding special ranks of employees of bodies of internal Affairs of the Russian Federation: historical-legal research

The article considers the procedure and conditions for the assignment of employees of bodies of internal Affairs the special ranks in the aspect of the comparative analysis of current legislation relating to the conditions of the service in the bodies of internal Affairs, and previous similar legal norms. The authors examine the main regulatory legal innovations in this field, as well as formulate and justify certain proposals aimed at improvement of the current legislation

Текст научной работы на тему «О порядке присвоения специальных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации: историко-правовое исследование»

8. СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.11)

8.1. О ПОРЯДКЕ ПРИСВОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗВАНИЙ СОТРУДНИКАМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Маюров Николай Петрович, д.ю.н., профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации, полковник полиции. Должность: Начальник кафедры кадровой и воспитательной работы. Место работы: Санкт-Петербургский университет МВД России. E-mail: [email protected]

Бялт Виктор Сергеевич, к.ю.н., майор полиции. Должность: преподаватель кафедры кадровой и воспитательной работы. Место работы: Санкт-Петербургский университет МВД России. E-mail: [email protected]

Гибов Владимир Васильевич, к.ю.н., доцент, Заслуженный юрист Российской Федерации, полковник полиции. Должность: профессор кафедры кадровой и воспитательной работы. Место работы: Санкт-Петербургский университет МВД России. E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье рассматриваются порядок и условия присвоения сотрудникам органов внутренних дел специальных званий в аспекте сравнительного анализа современного законодательства, касающегося условий прохождения службы в органах внутренних дел, и ранее действовавших аналогичных правовых норм. Авторы исследуют основные нормативные правовые нововведения в указанной области, а также формулируют и обосновывают определенные предложения, направленные на совершенствование современного законодательства

Ключевые слова: специальные звания; условия прохождения службы; органы внутренних дел.

ON THE ORDER OF AWARDING SPECIAL RANKS OF EMPLOYEES OF BODIES OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION: HISTORICAL-LEGAL RESEARCH

Majurov Nikolay Petrovich, Dr of law, professor, Honored lawyer of the Russian Federation, police colonel. Position: Head of personnel and educational work chair. Place of employment: Saint-Petersburg University of MIA Russia. E-mail: [email protected]

Bjalt Victor Sergeevich, PhD at law, police major. Position: lecturer at personnel and educational work chair. Place of employment: Saint-Petersburg University of MIA Russia. Email: [email protected]

Gibov Vladimir Vasilievich, PhD at law, associate professor, honored lawyer of the Russian Federation, police colonel. Position: professor at personnel and educational work chair. Place of employment: Saint-Petersburg University of MIA Russia. E-mail: [email protected]

Annotation: The article considers the procedure and conditions for the assignment of employees of bodies of internal Affairs the special ranks in the aspect of the comparative analysis of current legislation relating to the con-

ditions of the service in the bodies of internal Affairs, and previous similar legal norms. The authors examine the main regulatory legal innovations in this field, as well as formulate and justify certain proposals aimed at improvement of the current legislation

Keywords: special ranks; conditions of service; the bodies of internal Affairs.

В ходе проведения административно-правовой реформы системы МВД России была существенным образом обновлена нормативная правовая база, посвященная вопросам прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел. Следует признать, что конкретизация регулирования правоотношений в области условий и порядка прохождения службы в органах внутренних дел во многом способствовала более четкому позиционированию правового статуса сотрудников органов внутренних дел как представителей правоохранительной системы государства.

Одним из элементов прохождения службы в органах внутренних дел является присвоение первого или очередного специального звания.

Специальные звания являются условием правильной организации прохождения службы личным составом в органах внутренних дел. Их наличие создает необходимые предпосылки для устойчивого служебно-правового положения сотрудников. По специальным званиям в органах внутренних дел устанавливаются отношения подчиненности и старшинства между сотрудниками (помимо подчиненности и старшинства по служебному положению)1.

Как отмечает Министр внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенант полиции Колокольцев В.А. одними из задач, стоящими на сегодняшний день являются:

- повышение эффективности системы подбора, расстановки и перемещения кадров, способной поставить надежный заслон проникновению в органы внутренних дел профессионально непригодных кандидатов на службу, нечистоплотных лиц, а также ставленников криминальных структур;

- создание необходимых условий для «профессиональных лифтов», стимулирующих служебный рост и личную инициативу кадров2.

Сообразно с этим необходимо признать, что вопросы нормативного правового регулирования порядка и условий присвоения специальных званий сотрудникам органов внутренних дел представляются весьма актуальными.

Звания в России были введены в XVI веке. Исходя из историко-правовых документов этого периода в 1550 году с появлением регулярного войска стрельцов, были установлены следующие виды званий: стрелец, десятник, пятидесятник, сотник, полуголова, голова приказа, стрелецкий голова. В 1722 году Петр I ввел Та-

1 См.: подробнее: Организация кадровой работы в органах внутренних дел: Курс лекций / Н.П. Маюров, В.С. Бялт и др. - М.: ДГСК МВД России, 2012. - С. 67-78.

2 См. подробнее: Колокольцев В. А. Оправдать ожидания граж-

дан // Популярно-правовой альманах МВД России «Профессио-

нал». 2013. - № 1. С. 6.

бель о рангах, которым установил соответствие XIV рангов гражданских чинов, воинских и морских званий и рангов придворных сословий. Эта система чинов и званий в полиции просуществовала до 1917 года. Следует отметить, что до XX века были не предусмотрены доплаты за наличие звания. Институт материального стимулирования при повышении в звании появился только в советской милиции3.

Попытаемся проанализировать некоторые статьи Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации4 (далее - Закон о службе), регулирующие вопросы в сфере порядка и условий присвоения специальных званий сотрудникам органов внутренних дел, а также исследуем особенности данных правовых норм в аспекте сравнительного анализа с ранее действующим законодательством.

Закон о службе установил новое специальное звание для сотрудников органов внутренних дел - генерал полиции Российской Федерации, которое по аналогии соответствует воинскому званию - генерал армии. Ранее действующее Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-15 (далее -Положение о службе) предусматривало максимальное специальное звание для сотрудников органов внутренних дел - генерал-полковник соответственно милиции, юстиции или внутренней службы. Сообразно с этим, ранее глава МВД России мог получить максимальное звание в ведомстве именно воинское (генерал армии). На данный момент в соответствии с перечнем должностей высшего начальствующего состава и соответствующих им специальных званий, утвержденным Указом Президента РФ от 1 марта 2011 года № 253, должности министра внутренних дел Российской Федерации соответствует предельное специальное звание генерал полиции Российской Федерации. Мы полагаем, что это в большей степени отвечает логики соотношения званий в системе МВД России. В системе МВД России предусмотрено четыре вида званий: три вида специальных званий (полиции, юстиции, внутренней службы) и четвертый вид - воинские звания (у военнослужащих внутренних войск). В количественном соотношении сотрудников органов внутренних дел значительно больше, чем военнослужащих внутренних дел. Данное утверждение можно обосновать исходя из структуры центрального аппарата МВД России, утвержденной указом Президента РФ от 1 марта 2011 года № 248. В соответствии с указанной структурой из 32 раскрывающих ее пунктов, только в одном - Главное командование внутренних войск -предусмотрены воинские звания. Таким образом, с нашей точки зрения, предельное звания для главы МВД России должно быть именно специальным, а не воинским, поскольку это в большей степени будет отражать специфику и направление деятельности МВД России.

3 См. подробнее: Маюров Н. П. Дисциплинарные правоотношения в советской милиции (1917-1991 гг.): историко-правовое исследование: Дис. ... докт. юрид. наук.- СПб, 2005.

4 СЗ РФ, 2011, № 49 (часть I), ст. 7020.

5 Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 2, ст. 70.

Специальные звания по критерию присвоения конкретными должностными лицами согласно Закону о службе можно подразделить на следующие категории:

- присваемые Президентом Российской Федерации -специальные звания высшего начальствующего состава;

- присваемые министром внутренних дел Российской Федерации - первые специальные звания, соответствующие должностям среднего и старшего начальствующего состава, а также очередные специальные звания полковника полиции, полковника внутренней службы и полковника юстиции;

- присваемые уполномоченными руководителями -очередные специальные звания, соответствующие должностям среднего и старшего начальствующего состава, до подполковника полиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции включительно, а также первые и очередные специальные звания, соответствующие должностям рядового состава и младшего начальствующего состава.

Порядок присвоения очередных специальных званий, соответствующих должностям среднего и старшего начальствующего состава, до подполковника включительно, а также первых и очередных специальных званий, соответствующих должностям рядового состава и младшего начальствующего состава утвержден Приказом МВД России от 9 января 2013 года № 3.

Следует обратить внимание на то, что Закон о службе предусматривает возможность присвоения гражданину, впервые поступившему на службу в органы внутренних дел, при назначении на должность первого специального звания не выше подполковника, если он не имеет более высокого воинского или специального звания6, тогда как статья 22 Положения о службе в аналогичной ситуации позволяла присвоить специальное звание не выше майора.

Не маловажным является тот факт, что согласно ранее действовавшему законодательству сотрудник мог быть снижен в специальном звании на одну ступень. В соответствии с 38 статьей Положения одним из видов дисциплинарных взысканий, налагаемых на сотрудников органов внутренних дел, было снижение в специальном звании на одну ступень. На наш взгляд данная норма не соответствовала Федеральному закону от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», согласно части 2 статьи 13 которого лишение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания возможно по решению суда. Поскольку сотрудника в порядке привлечения к дисциплинарной ответственности сначала лишали имеющегося у него специального звания, а потом присваивали другое - на одну ступень ниже, мы могли в определенной мере говорить о лишении специального звания не в судебном, а в административном порядке7. По нашему мнению принятый Закон о службе вполне справедливо не предусматривает возможность снижения в специальном звании сотрудников органов внутренних дел за совершение дисциплинарного проступка8.

Анализируя сроки выслуги в специальных званиях необходимо обратить внимание на то, что ранее действующее Положение о службе предусматривало воз-

6 См.: ч. 6. ст. 41. Закон о службе.

7 См. подробнее: Маюров Н.П., Бялт В.С. К вопросу о необходимости принятия дисциплинарного устава органов внутренних дел // Государство и право, 2011. - № 4. - С. 104.

8 См.: ст. 50. Закон о службе.

можность получения очередного специального звания старший лейтенант по истечении одного года. В соответствии с 24 статей Положения о службе для сотрудников органов внутренних дел, которым первое специальное звание лейтенанта было присвоено по окончании высшего учебного заведения со сроком обучения пять лет и более и которые проходили службу в органах внутренних дел по полученной в учебном заведении или родственной специальности, срок выслуги в звании лейтенанта устанавливался в один год. Действующий же Закон о службе такой правовой нормы не содержит, в нем указан конкретный срок выслуги в звании лейтенанта - два года.

Также следует указать, что в статье 24 Положения было четко прописано - сроки выслуги в званиях высшего начальствующего состава не устанавливаются. Согласно ныне действующему законодательству сроки выслуги в званиях высшего начальствующего состава установлены не Законом о службе, а содержатся в Указе Президента РФ от 22 ноября 2012 года № 1575 «Вопросы прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации». В соответствии с данным указом специальные звания высшего начальствующего состава до генерал-полковника полиции, генерал- полковника внутренней службы, генерал-полковника юстиции включительно присваиваются Президентом Российской Федерации по истечении не менее двух лет службы в предыдущем специальном звании и не менее одного года в замещаемой должности.

Таким образом, можно утверждать, что современное законодательство в определенной мере ужесточило требования, касающиеся получения очередных специальных званий по критерию выслуги.

Рассматривая условия присвоения первых и очередных специальных званий, следует указать, что Закон о службе установил норму, согласно которой гражданину (сотруднику) присваивается определенное специальное звание в зависимости от категории должности, на которую его назначают:

- рядовой - при назначении на должность рядового состава, а также при зачислении в образовательные учреждения системы МВД России;

- младший сержант - при назначении на должность младшего начальствующего состава;

- младший лейтенант - при назначении на должность среднего начальствующего состава.

Положение о службе похожей нормы не содержало, но регламентировало отдельными статьями условия присвоения званий младший лейтенант и лейтенант.

Сообразно с этим ранее складывалась следующая ситуация. Гражданину, принятому на службу в органы внутренних дел и назначенному, например, на должность постового (данная должность является должностью младшего начальствующего состава - предельное специальное звание по этой должности - старший сержант) сначала присваивалось звание рядового и только через год, при отсутствии оснований задержки в присвоении звания, присваивалось звание младший сержант. Ныне действующие же правовые нормы Закона о службе позволяют и обязывают в данной ситуации гражданину присвоить специальное звание младший сержант сразу же после назначение на должность постового.

Кроме того, в соответствии с Положением о службе ранее гражданам, имеющим высшее образование и назначенным при поступлении на службу в органы внутренних дел на должность среднего или старшего

начальствующего состава, присваивалось специальное звание лейтенант. Теперь же при аналогичных условиях Закон о службе позволяет присвоить гражданину сначала только звание младшего лейтенанта.

Мы полагаем, что Закон о службе вполне логично определил условия присвоения первых (очередных) специальных званий в зависимости от назначения на должность определенной категории. Однако, с нашей субъективной точки зрения, может быть, было бы целесообразно оставить ранее действующую норму, предусматривающую возможность присвоения первого специального звания лейтенанта гражданам, имеющим высшее образование, при назначении их на должности среднего и старшего начальствующего состава. Полагаем, что данная норма могла бы в определенной мере способствовать притоку в органы внутренних дел более образованных кандидатов, и служила бы некой мотивацией и моральным стимулом получения образования более высокого уровня с целью дальнейшего поступления на службу в органы внутренних дел.

Закон о службе также как и Положение о службе предусматривает возможность в качестве меры поощрения присвоения сотрудникам органов внутренних дел очередного специального звания досрочно либо на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел. Однако следует указать, что новое законодательство более подробно регламентирует данные вопросы, поскольку Указом Президента РФ от 22 ноября 2012 года № 1575 утверждено отдельное Положение о порядке присвоения сотруднику органов внутренних дел Российской Федерации специального звания досрочно или на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел Российской Федерации.

Обозначенное Положение вводит новые принципиально важные правила, такие как:

- очередное специальное звание досрочно или на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности, присваивается сотруднику не более двух раз за весь период службы в органах внутренних дел;

- очередное специальное звание досрочно присваивается, как правило, по истечении не менее половины установленного срока выслуги в предыдущем звании и не менее одного года в замещаемой должности; за особые личные заслуги очередное специальное звание досрочно может быть присвоено сотруднику без учета указанных сроков;

- до принятия решения о присвоении сотруднику очередного специального звания досрочно или на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности, соответствующее представление рассматривается аттестационной комиссией.

Ранее приведенные выше правила были негласными, то есть они не были прописаны в нормативных правовых актах, но сотрудники кадровых аппаратов, как правило, старались ими руководствоваться. Например, всегда перед направлением документов министру внутренних дел Российской Федерации на присвоение специального звания досрочно или на одну ступень выше лицам среднего или старшего начальствующего состава, эти документы рассматривали на заседании аттестационной комиссией. Или же сотрудникам органов внутренних дел, претендующим на по-

лучение очередного специального звания досрочно, практически всегда нужно было прослужить в имеющимся звании половину срока, необходимого для присвоения следующего звания. Теперь же эти правила нормативно закреплены.

Мы полагаем, что принятие отдельного положения, регламентирующего вопросы присвоения очередных специальных званий досрочно или на одну ступень выше, а также конкретизация условий применения данных видов поощрений, позволит в больше степени урегулировать правоотношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел и избежать некоторых спорных моментов.

Рассмотрим вопросы, связанные с приостановлением присвоения очередного специального звания в органах внутренних дел9.

Согласно действующему на сегодняшний день законодательству, установлены следующие случаи приостановления сотруднику органов внутренних дел присвоения очередного специального звания:

- нахождение сотрудника в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения - до назначения на должность в органах внутренних дел;

- приостановление службы в органах внутренних дел в случае избрания сотрудника органов внутренних дел депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования или назначение сотрудника на должность главы местной администрации;

- привлечение сотрудника в качестве обвиняемого по уголовному делу, возбуждения в отношении его уголовного дела - до прекращения уголовного преследования;

- наложение на сотрудника дисциплинарного взыскания (выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел, увольнение со службы в органах внутренних дел) - до окончания действия дисциплинарного взыскания10.

Ранее действующее Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации содержало норму, согласно которой «представление к присвоению очередных специальных званий сотрудников, находящихся в распоряжении соответствующего органа внутренних дел или имеющих дисциплинарные взыскания (кроме объявленных устно), а также в отношении которых возбуждено уголовное дело или проводится служебная проверка по фактам нарушения служебной дисциплины, не производится соответственно до назначения на должность, снятия дисциплинарного взыскания, прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям или до окончания служебной проверки»11.

9 См. подробнее: Маюров Н.П., Бялт В.С. Актуальные проблемы нормативного правового регулирования условий парохождения службы в органах внутренних дел на современном этапе реформирования сиситемы МВД России // Пробелы в Российском законодательстве: Юридический журнал, 2012. - № 1. - С. 214.

10 См.: ч. 1. ст. 45. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

11 См.: ст. 32. Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации: утверждено Постановлением Верховного

Следует обратить внимание, что в Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации имелось такое основание задержки присвоения очередного специального звания, как проведение служебной проверки по фактам нарушения служебной дисциплины.

С нашей точки зрения задержка в присвоении очередного специального звания сотруднику органов внутренних дел, если в отношении его проводится служебная проверка по факту нарушения им служебной дисциплины, является вполне обоснованной, поскольку в данном случае реализуется принцип справедливости при присвоении сотруднику очередного специального звания. На наш взгляд, будет не совсем правильным присваивать сотруднику органов внутренних дел очередное специальное звание, в случае проведения в отношении его служебной проверки по факту нарушения служебной дисциплины. Обосновать это можно следующим образом.

Если в отношении сотрудника, у которого заканчивается срок выслуги в предыдущем специальном звании, проводится служебная проверка по факту нарушения служебной дисциплины, то сначала следует дождаться результатов этой проверки. В случае если выяснится, что в деяниях сотрудника нет состава дисциплинарного проступка, то можно оформлять представление к присвоению очередного специального звания со дня окончания выслуги в предыдущем звании. Если же по результатам проведения служебной проверки на сотрудника будет наложено дисциплинарное взыскание, то естественно представление к присвоению очередного специального звания сотрудника производиться не будет. Тем самым можно будет избежать ситуации, при которой возможно нарушение принципа справедливости, а именно ситуации, когда сотруднику органов внутренних дел должны уже присвоить очередное специальное звание, а он совершает дисциплинарный проступок. Пока проходит служебная проверка, на сотрудника оформляется представление, и ему успевают присвоить очередное специальное звание, а после этого завершается служебная проверка, по результатам которой на сотрудника налагается дисциплинарное взыскание. Таким образом, получается, что сотруднику, совершившему дисциплинарный проступок, до момента присвоения очередного специального звания, благодаря сегодняшнему законодательству, может быть присвоено очередное звание. Позволим себе не согласиться с таким состоянием дел, и констатировать необходимость внесения изменений в действующие правовые нормы. Как нам представляется, часть 1 статьи 45 Закона о службе, устанавливающею случаи приостановления присвоения сотруднику органов внутренних дел очередного специального звания, целесообразно дополнить пунктом 5 следующего содержания: «проведение служебной проверки по факту нарушения сотрудником служебной дисциплины - до окончания служебной проверки».

Обратим также внимание на еще один существенный момент, отличающий Закон о службе от ранее действовавшего законодательства. Закон о службе в отличие от Положения о службе, в таком основании приостановления присвоения очередного специального звания как наличие дисциплинарного взыскания не подразумевает в данном случае замечание как вид

Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 42021: утратило силу.

дисциплинарного взыскания. Положение же о службе не делало подобного рода исключений, единственное условие было письменная форма наложения взыскания. Таким образом, если, например, сотруднику приказом по личному составу объявили замечание, то в соответствии с сегодняшним законодательством это не будет являться основанием приостановления присвоения очередного специального звания, хотя по ранее действовавшему Положению о службе это считалось бы основанием задержки в присвоении звания.

Мы полагаем, что основным критерием, определяющим целесообразность приостановления присвоения очередного специального звания все же должна быть форма объявления взыскания, а не вид взыскания. Если же сотруднику органов внутренних дел объявили приказом дисциплинарное взыскание в виде замечания, то в данном случае мы можем говорить о юридическом факте, свидетельствующим об официальном документально оформленном признании совершения сотрудником дисциплинарного проступка. По нашему мнению это должно служить основанием для приостановления присвоения сотруднику очередного специального звания. Сообразно с этим считаем обоснованным внести изменения в пункт 4 части 1 статьи 45 Закона о службе и изложить его в следующей редакции: «наложение на сотрудника приказом дисциплинарного взыскания - до окончания действия дисциплинарного взыскания».

Следует отметить, что в Законе о службе прописаны отдельной статьей вопросы, связанные с присвоением специальных званий гражданам, проходившим военную службу, государственную гражданскую или муниципальную службу. В ранее действующем Положении о службе аналогичная статья содержала нормы, регулирующие моменты присвоения специальных званий только гражданам, состоящим в запасе Вооруженных сил Российской Федерации. По нашему мнению регулирование Законом о службе указанных вопросов в более полном объеме вполне справедливо и обосновано. Данная статья Закона о службе соответствует установленной системе государственной службы Российской Федерации, включающей в себя правоохранительную, военную и государственную гражданскую службу, а также учитывает такой вид службы, не являющейся государственной, как муниципальная.

Все вышеизложенное, позволяет сформулировать следующие выводы:

- вопросы нормативного правового регулирования условий прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел имеют немаловажное значение, поскольку постоянный анализ, исследование и совершенствование нормативной правовой базы в указанной области будет способствовать повышению эффективности выполнения сотрудниками органов внутренних дел своих служебных задач;

- Закон о службе установил новое специальное звание для сотрудников органов внутренних дел - генерал полиции Российской Федерации;

- Закон о службе устанавливает максимальное специальное звание, присеваемое гражданину, впервые поступившему на службу в органы внутренних дел, ели он не имеет более высокого воинского или специального звания - подполковник полиции, подполковник юстиции, подполковник внутренней службы, в то время как Положении о службе ограничивалось в аналогичной ситуации званием майора;

- новое законодательство не предусматривает возможности снижения в специальном звании сотрудника

органов внутренних дел за совершения дисциплинарного проступка;

- современное законодательство в определенной мере ужесточило требования, касающиеся получения очередных специальных званий по критерию выслуги - не предусматривается возможность при определенных условиях установления срока выслуги в звании лейтенант в один год, а также установлены сроки выслуги в званиях высшего начальствующего состава;

- вопросы, связанные с присвоением сотрудникам органов внутренних дел специального звания досрочно или на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности, регламентированы на дынный момент более четко и подробно, чем при ранее действовавшем Положении о службе;

- полагаем обоснованным и целесообразным внести определенные изменения и дополнения в статью Закона о службе, регламентирующую основания приостановления присвоения сотруднику очередного специального звания.

Таким образом, следует констатировать, что современное законодательство, регламентирующее порядок и условия присвоения сотрудникам органов внутренних дел специальных званий, регулирует правоотношения в данной области более четко и подробно, чем ранее действующие аналогичные правовые нормы, однако, с нашей точки зрения нуждается в дальнейшем анализе и совершенствовании.

Список литературы:

Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Указ Президента РФ от 1 марта 2011 года № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Указ Президента РФ от 1 марта 2011 года № 253 «Об утверждении перечня должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации, в Федеральной миграционной службе, в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств и соответствующих этим должностям специальных званий».

Указ Президента РФ от 22 ноября 2012 года № 1575 «Вопросы прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации».

Приказ МВД России от 9 января 2013 года № 3 «Об утверждении Порядка присвоения очередных специальных званий, соответствующих должностям среднего и старшего начальствующего состава, до подполковника полиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции включительно, а также первых и очередных специальных званий, соответствующих должностям рядового состава и младшего начальствующего состава».

Приказ МВД России от 13 мая 2013 года № 259 «Об утверждении Порядка внесения представлений о присвоении очередного специального звания досрочно или на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел Российской Федерации».

Бялт В.С., Ушаков А.А. Нормативное правовое регулирование условий прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации: Альбом схем.

- СПб., 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Колокольцев В. А. Оправдать ожидания граждан // Популярно-правовой альманах МВД России «Профессионал». 2013. - № 1. С. 6.

Маюров Н.П., Бялт В.С. К вопросу о необходимости принятия дисциплинарного устава органов внутренних дел // Государство и право, 2011. - № 4. - С. 104.

Маюров Н.П., Бялт В.С. Актуальные проблемы нормативного правового регулирования условий прохождения службы в органах внутренних дел на современном этапе реформирования системы МВД России // Пробелы в Российском законодательстве: Юридический журнал, 2012. - № 1. - С. 214.

Морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел: Учебное наглядное пособие / Маюров Н.П., Потапов Ю.С., Бялт В.С. и др. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета МВД России, 2010.

Организация работы с личным составом органов внутренних дел: Аннотированный справочник нормативных правовых актов МВД России / Маюров Н.П., Потапов Ю.С., Бялт В.С. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета МВД России, 2010.

Организация работы с личным составом органов внутренних дел Российской Федерации в современных условиях: Учебное наглядное пособие / Под общ. ред. доктора юридических наук, профессора Н.П. Маюрова.

- СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета МВД России, 2010.

Организация кадровой работы в органах внутренних дел: Курс лекций / Н.П. Маюров, В.С. Бялт и др. - М.: ДГСК МВД России, 2012.

Рецензия

на статью начальника кафедры кадровой и воспитательной работы Санкт-Петербургского университета МВД России доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста РФ Маюрова Н.П. и преподавателя кафедры кадровой и воспитательной работы Санкт-Петербургского университета МВД России кандидата юридических наук Бялт В.С. «О порядке присвоения специальных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации: историко-правовое исследование»

Проводимая в системе МВД России административно-правовая реформа обусловила принятие нового федерального законодательства и ведомственных нормативных правовых актов в сфере регулирования условий прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел. Одним из элементов прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел является присвоение первых и очередных специальных званий. Специальное звание является одним из компонентов правового статуса сотрудника органов внутренних дел, позволяющих позиционировать его как представителя правоохранительной системы государства. Специальное звание позволяет реализовывать принцип субординации в отношениях сотрудников, а также является определенным показателем служебных достижений сотрудника. Важное значение в связи с этим имеют вопросы нормативного правового регулирования порядка и условий присвоения специальных званий сотрудникам органов внутренних дел. Та-

ким образом, актуальность представленной на рецензирование статьи не вызывает сомнений.

В рецензируемой статье авторы исследовали специфику новой нормативной правовой базы, касающейся порядка и условий присвоения специальных званий сотрудникам органов внутренних дел, а также провели сравнительный анализ новых и ранее действующих правовых норм в указанной сфере.

Структура и содержание статьи обоснованы и логичны, статья написана грамотным научным языком,

Необходимо признать, что сформулированные авторами в статье выводы применительно к особенностям нового законодательства в области присвоения специальных званий сотрудникам органов внутренних дел и предложения, направленные на совершенствование нормативного правового регулирования в обозначенной сфере могут быть полезны как для дальнейших теоретических исследований рассматриваемой проблематике, так и для правоприменительной деятельности органов внутренних дел.

Подводя итого вышесказанному, можно сделать вывод о том, что рецензируемая статья на тему «О порядке присвоения специальных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации: исто-рико-правовое исследование» соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода работам и может быть рекомендована к опубликованию в журнале, рекомендованном ВАК.

Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Н.В. Бугель

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.