Научная статья на тему 'Актуальные вопросы правового регулирования порядка прохождения службы в органах внутренних дел, служебного времени и времени отдыха сотрудников'

Актуальные вопросы правового регулирования порядка прохождения службы в органах внутренних дел, служебного времени и времени отдыха сотрудников Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3769
512
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОХОЖДЕНИЕ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА / СЛУЖЕБНОЕ ВРЕМЯ / ВРЕМЯ ОТДЫХА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маюров Николай Петрович, Бялт Виктор Сергеевич

Статья посвящена анализу нового законодательства, посвященного условиям прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел. Авторы, исследуя современные и ранее действующие правовые нормы по рассматриваемой проблематике, акцентируют внимание на особенностях вновь принятых нормативных правовых актах, а также формулируют ряд обобщающих выводов, связанных с нововведениями в нормативной правовой базе, касающейся вопросов порядка прохождения службы в органах внутренних дел, служебного времени и времени отдыха сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Маюров Николай Петрович, Бялт Виктор Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual questions legal regulation of the procedure of service in the bodies of internal Affairs, the service time and time of rest of the staff

The article is devoted to the analysis of the new legislation on the conditions of the service staff of the internal Affairs bodies. The authors, exploring modern and previously existing legal standards on the problems under consideration, focusing on the characteristics of the newly adopted normative legal acts, and also formulate a number of generalizing the findings related to innovations in the legal framework relating to the order of the passage of the service in bodies of internal Affairs, working time and time of rest of the staff.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы правового регулирования порядка прохождения службы в органах внутренних дел, служебного времени и времени отдыха сотрудников»

8.2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОРЯДКА ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, СЛУЖЕБНОГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА СОТРУДНИКОВ

Маюров Николай Петрович, д.ю.н., профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации, полковник полиции. Должность: Начальник кафедры кадровой и воспитательной работы. Место работы: Санкт-Петербургский университет МВД России. E-mail: mayu-rov2010@mail.ru

Бялт Виктор Сергеевич, к.ю.н., майор полиции. Должность: преподаватель кафедры кадровой и воспитательной работы. Место работы: Санкт-Петербургский университет МВД России. E-mail: vic-torkwr@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена анализу нового законодательства, посвященного условиям прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел. Авторы, исследуя современные и ранее действующие правовые нормы по рассматриваемой проблематике, акцентируют внимание на особенностях вновь принятых нормативных правовых актах, а также формулируют ряд обобщающих выводов, связанных с нововведениями в нормативной правовой базе, касающейся вопросов порядка прохождения службы в органах внутренних дел, служебного времени и времени отдыха сотрудников.

Ключевые слова: прохождение службы в органах внутренних дел; нормативная правовая база; служебное время; время отдыха.

ACTUAL QUESTIONS LEGAL REGULATION OF THE PROCEDURE OF SERVICE IN THE BODIES OF INTERNAL AFFAIRS, THE SERVICE TIME AND TIME OF REST OF THE STAFF

Majurov Nikolay Petrovich, Dr of law, professor, Honored lawyer of the Russian Federation, police colonel. Position: Head of personnel and educational work chair. Place of employment: Saint-Petersburg University of MIA Russia. E-mail: mayurov2010@mail.ru

Bjalt Victor Sergeevich, PhD at law, police major. Position: lecturer at personnel and educational work chair. Place of employment: Saint-Petersburg University of MIA Russia. Email: victorkwr@mail.ru

Annotation: The article is devoted to the analysis of the new legislation on the conditions of the service staff of the internal Affairs bodies. The authors, exploring modern and previously existing legal standards on the problems under consideration, focusing on the characteristics of the newly adopted normative legal acts, and also formulate a number of generalizing the findings related to innovations in the legal framework relating to the order of the passage of the service in bodies of internal Affairs, working time and time of rest of the staff.

Keywords: the passage of service in the bodies of internal Affairs; the regulatory framework; working time; a time to rest.

Служба в органах внутренних дел Российской Федерации является важной составляющей государствен-

ной правоохранительной службы и призвана выполнять задачи по обеспечению безопасности личности, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, защите прав и свобод человека и гражданина. Проведенная в нашей стране административная реформа привела к созданию нового законодательства о службе в органах внутренних дел1. В то же время, в условиях построения демократического правового государства усиливаются требования к деятельности органов внутренних дел, что, в свою очередь, вызывает необходимость дальнейшего развития нормативного правового регулирования службы в органах внутренних дел2. Особенности современного этапа социально-экономического и политического развития нашей страны диктуют необходимость глубокого теоретического исследования проблем правового регулирования службы в органах внутренних дел. Важно, чтобы законодательство о службе в органах внутренних дел способствовало эффективному исполнению органами внутренних дел возложенных на них функций и успешному решению стоящих перед ними задач3.

В соответствии с этим можно констатировать, что анализ законодательства о службе в органах внутренних дел, выявление проблем его реализации, а также совершенствование указанной нормативной правовой базы, несомненно, будет способствовать улучшению кадрового обеспечения системы МВД России и соответственно повышению эффективности оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.

Попытаемся проанализировать некоторые статьи Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации4 (далее - Закон о службе), регулирующие вопросы порядка прохождения службы в органах внутренних дел, служебного времени и времени отдыха сотрудников, а также исследуем особенности данных правовых норм в аспекте сравнительного анализа с ранее действующим законодательством.

1. Порядок прохождения службы в органах внутренних дел.

Текст Присяги сотрудника органов внутренних дел содержится в отдельной статье Закона о службе5. Если внимательно сравнить тексты Присяги, содержащиеся в Законе о службе и в приложении № 2 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1, то можно выделить некоторые отличительные особенности:

- в тексте старой Присяги было прописано «клянусь... уважать и соблюдать права и свободы человека и гражданина.», в новой - «клянусь. уважать и защищать права и свободы человека и гражданина.». Это позволяет утверждать о том, что авторы нового текста акцентировали внимание на том, что сотрудник

1 См.: Маюров Н.П., Бялт В.С. Актуальные проблемы правового регулирования прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2012. - № 1. - С. 130.

2 См. подробнее: Колокольцев В. А. Оправдать ожидания граждан // Популярно-правовой альманах МВД России «Профессионал». 2013. - № 1. С. 2.

3 См. подробнее: Буянов И.В. Правовые основы государственной службы в органах внутренних дел: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 3.

4 СЗ РФ, 2011, № 49 (часть I), ст. 7020.

5 См. ст. 28.

должен не только соблюдать, но и именно защищать права и свободы человека и гражданина, что вполне соответствует его профессиональной направленности;

- в тексте новой Присяги, в отличие от старой, не содержится нормы, обращающей внимание на установленную законодательством ответственность за нарушения Присяги. Данное обстоятельство, по нашему мнению, обусловлено тем, что сотрудник за нарушение Присяги в большей степени будет нести ответственность моральную перед своей совестью и пред своими коллегами;

- текст новой Присяги заканчивается словами «Служу России, служу Закону!», текст старой заканчивался - «Служа Закону - служу народу!». То есть можно предположить, что авторы нового текста обратили внимание на то, что сотрудник органов внутренних дел является, прежде всего, представителем российского государства, должен всегда помнить об интересах своей страны и быть настоящим патриотом.

Перевод сотрудника органов внутренних дел возможен в следующих вариантах:

- перевод на вышестоящую должность;

- перевод на равнозначную должность;

- перевод на нижестоящую должность;

- перевод в другую местность;

- зачисление сотрудника в образовательное учреждение системы МВД России.

Важно отметить, что перевод допускается с письменного согласия сотрудника, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.

В Положении о службе не раскрывалось понятие вышестоящей и нижестоящей должности. Закон же о службе устанавливает конкретные критерии разграничения вышестоящей и нижестоящей должности -«Должность в органах внутренних дел считается вышестоящей, если для нее предусмотрено более высокое специальное звание, чем специальное звание по прежней должности в органах внутренних дел, а при равенстве специальных званий - более высокий должностной оклад. Должность в органах внутренних дел считается равнозначной, если для нее предусмотрены специальное звание и должностной оклад, равные специальному званию и должностному окладу по прежней должности в органах внутренних дел. Должность в органах внутренних дел считается нижестоящей, если для нее предусмотрено более низкое специальное звание, чем специальное звание по прежней должности в органах внутренних дел, а при равенстве специальных званий - более низкий должностной оклад». Таким образом, при классификации должностей по признаку соотношения в аспекте карьерного роста доминирующим критерием является «потолок» по специальному званию, а дополнительным критерием -должностной оклад.

Закон о службе устанавливает определенные условия перевода сотрудника на вышестоящую должность:

- по результатам аттестации;

- по результатам конкурса;

- из кадрового резерва.

Аттестация сотрудников в органах внутренних дел осуществляется в соответствии с Приказом МВД России от 14 марта 2012 года № 170 «О порядке проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»6. Порядок проведения конкур-

6 См. также: Маюров Н.П., Бялт В.С. Институт аттестации в органах внутренних дел Российской Федерации: актуальные проблемы и пути решения // Пробелы в российском законодательстве. 2012. - № 3. - с. 122.

сов для замещения должностей установлен Приказом МВД России от 12 июля 1995 года № 270 «Об утверждении Перечня должностей сотрудников органов внутренних дел, замещаемых по конкурсу, и Инструкции о порядке проведения конкурсов на замещение должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации». Регулированию правоотношений в области кадрового резерва в органах внутренних дел посвящен Приказ МВД России от 30 августа 2012 года № 827 «Об утверждении Порядка формирования кадровых резервов Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориальных органов и подразделений».

Закон о службе в отличие от Положения о службе устанавливает более широкий перечень конкретных случаев, когда сотрудник может быть переведен на равнозначную или нижестоящую должность. По нашему мнению это полностью обосновано, поскольку конкретизация правовых норм в данной области будет способствовать созданию более совершенного и эффективного административно-правового механизма реализации конституционного права сотрудников на труд.

Важным моментов является введение в Законе о службе института ротации для сотрудников, замещающих должность руководителя. В Положении о службе речи о таком понятии вообще не велось. В Законе же о службе указано, что «сотрудник органов внутренних дел, непрерывно замещающий одну и ту же должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в течение шести лет, может быть переведен в порядке ротации ... на иную равнозначную должность в той же местности, а при невозможности такого перевода - на иную равнозначную должность в другую местность». Мы полагаем, что введение данного института вполне целесообразно, так как это будет оказывать положительное воздействие на систему управления в конкретном органе внутренних дел, обусловленное беспристрастностью принятия управленческих решений в соответствии с принципами справедливости и объективности.

Хотелось бы обратить внимание, так это на то, что Закон о службе предусматривая в случае отказа без уважительных причин от перевода в порядке ротации возможность перевода сотрудника на нижестоящую должность и даже увольнения его со службы, не разъясняет какие же причины являются уважительными. Таким образом, у вышестоящих руководителей появляется возможность, руководствуясь действующей нормой федерального закона7, уволить нижестоящего руководителя по причине отказа от ротации интерпретируя на свое усмотрение причину отказа - уважительная она или нет. По нашему мнению это не совсем правильно, так как связано с ограничением конституционного права сотрудника на труд, и поэтому было бы вполне обосновано в Законе о службе прописать, какие же причины в данном случае могут считаться уважительными. С нашей точки зрения к ним можно отнести: состояние здоровья (подтверждается официальным медицинским документом, рекомендующим проживание в местности с определенным климатом) и сложные семейные обстоятельства (подтверждаются письменным объяснением сотрудника с

7 См.: п. 12. ч. 3. ст. 82. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЭ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

указанием конкретных проблем и предполагаемых сроков их разрешения).

Проведенный анализ правовых норм Закона о службе и Положения о службе в части, касающейся временного исполнения сотрудником обязанностей по не замещаемой должности, позволяет сформулировать следующие тезисы, раскрывающие основные различия между старым и новым законодательством:

- Закон о службе однозначно определяет, что временное исполнение обязанностей на сотрудника может быть возложено именно по вышестоящей должности. Положение же о службе не регламентировало по какой должности на сотрудника можно было возложить временное исполнение обязанностей, единственное условие заключалось в том, что эту должность сотрудник не должен был замещать;

- Закон о службе позволяет при возложении на сотрудника временного исполнения обязанностей по вышестоящей должности либо освободить его от выполнения обязанностей по замещаемой должности, либо не освобождать. Положение же о службе четко устанавливало, что в данном случае сотрудник освобождается от исполнения обязанностей по замещаемой должности;

- применительно к срокам временного исполнения сотрудником обязанностей Закон о службе в отличие от Положения о службе акцентирует внимание на том, что непрерывный срок не может превышать два, четыре и шесть месяцев именного в текущем году, тогда как в Положении о службе указанного акцента прописано не было.

Как нам представляется обозначенные выше различия позволяют судить о том, что законодатель, принимая на смену Положения о службе новый федеральный закон, попытался более подробно урегулировать правоотношения, связанные с временным исполнением сотрудником обязанностей по не замещаемой должности, что выгодно отличает новое законодательство от ранее действовавшего в аспекте конкретизации правоотношений в области прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел.

Довольно важным элементом системы прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел является институт прикомандирования сотрудников. В Законе о службе, на наш взгляд, правовая норма, регламентирующая правоотношения в данной сфере, сформулирована в наиболее приемлемой форме. В ней указаны цель прикомандирования, необходимость согласия сотрудника, а также, то, что сотрудник остается в кадрах МВД России. Далее следует бланкетная норма, отсылающая нас к Указу Президента Российской Федерации, которым должен быть установлен порядок прикомандирования сотрудников, а также особенности обеспечения их денежным довольствием и особенности прохождения ими службы в органах внутренних дел в период прикомандирования. Однако необходимо указать, что на данный момент обозначенный Указ Президента Российской Федерации до сих пор не принят, что не позволяет в полной мере реализовывать возможность сотрудников органов внутренних дел быть прикомандированным к федеральному органу государственной власти, иному государственному органу или к организации. По нашему мнению данный пробел следует ликвидировать и принять соответствующий нормативный правовой акт, который бы четко регламентировал условия прикомандирования сотрудников органов внутренних дел, а также учитывал бы

специфику системы государственной службы Российской Федерации и целесообразность и обоснованность прикомандирования конкретных сотрудников.

2. Служебное время и время отдыха сотрудников органов внутренних дел.

Важным моментом является то, что Закон о службе содержит норму, согласно которой для сотрудников органов внутренних дел устанавливается пятидневная служебная неделя. Данное правило позволяет четко разграничивать служебные и выходные дни, что имеет принципиальное значение для расчета продолжительности основного отпуска. Если по ранее действующему Положению о службе продолжительность данного вида отпуска составляла 30 календарных дней без учета воскресений, то теперь она составляет 30 календарных дней без учета соответственного суббот и воскресений.

Законом о службе по аналогии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»8 предусмотрен новый вид дополнительного отпуска - за ненормированный служебный день. Условия и порядок предоставления указанного отпуска регламентируются Приказом МВД России от 6 сентября 2012 года № 849 «О дополнительном отпуске за ненормированный служебный день сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации».

Закон о службе предусматривает возможность привлечения сотрудников в случае необходимости к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. В этом случае сотрудникам предоставляется:

- компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели;

- дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по желанию сотрудника могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску;

- денежная компенсация9.

Порядок привлечения сотрудников к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни установлен Приказом МВД России от 19 октября 2012 года № 961. Порядок выплаты компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни определяется Приказом МВД России от 27 июня 2012 года № 638.

Необходимо констатировать, что принятие указанных выше ведомственных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере привлечения сотрудников к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни обусловлено формированием административно-правового механизма, создающего объективные предпосылки для

8 СЗ РФ, 2004, № 31, ст. 3215.

9 См.: Бялт В.С., Ушаков А.А. Нормативное правовое регулирование условий прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации: Альбом схем. - СПб., 2012. - С. 215.

реализации сотрудниками органов внутренних дел предусмотренных для них социальных гарантий.

Закон о службе не прописывает весь перечень отпусков, предоставляемых сотрудникам органов внутренних дел, в нем содержится бланкетная норма, отсылающая к трудовому законодательству - «сотрудникам органов внутренних дел предоставляются.также иные отпуска, установленные законодательством Российской Федерации».

По поводу перечня видов отпусков для сотрудников органов внутренних дел и условий их предоставления следует обратить внимание на следующее:

- в отличие от ранее действующего Положения о службе, устанавливающего такие виды отпусков как «очередной ежегодный», «краткосрочный», «по болезни» действующий сегодня Закон о службе именует данные виды отпусков «основной отпуск» и «отпуск по личным обстоятельствам», а такого отпуска как «по болезни» не предусматривает;

- в Положении о службе прописывалось условие разделения очередного ежегодного и дополнительного отпусков на две части - «сотрудникам органов внутренних дел, имеющим право на очередной и дополнительный отпуска общей продолжительностью 40 календарных дней и более, по их желанию разрешается использование отпуска в два срока.». Таким правом, как правило, пользовались сотрудники, имеющие стаж службы в органах внутренних дел 15 лет и более и соответственного получившие право на дополнительны отпуск за стаж службы 10 календарных дней. Закон о службе предоставляет сотрудникам право разделения основного отпуска без наличия даже права на дополнительный отпуск - «сотруднику органов внутренних дел по его желанию разрешается разделить основной отпуск на две части при условии, что одна из частей этого отпуска составляет не менее 14 календарных дней». Сообразно с этим необходимо отметить, что Закон о службе в отличие от ранее действовавшего Положения о службе не устанавливает условия наличия, например, определенного стажа службы для того, чтобы иметь возможность разделить основной отпуск на две части;

- Положение о службе предписывало единственный вариант замены отпуска денежной компенсацией -«замена отпуска денежной компенсацией не допускается, кроме случаев увольнения сотрудников органов внутренних дел, не использовавших отпуск». Закон же о службе определяет более широкие условия - «часть основного отпуска сотрудника органов внутренних дел, превышающая 30 календарных дней, может быть по его желанию заменена денежной компенсацией в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел». Данный порядок утвержден Приказом МВД России от 16 января 2012 года № 27;

- Положение о службе не выделяло каких-либо дополнительных условий предоставления отпуска по уходу за детьми сотрудникам мужского пола -«.сотрудникам органов внутренних дел в соответствии с действующим законодательством предоставляются отпуска ... по уходу за детьми.», в Законе же о службе появились определенные условия предоставления сотруднику мужского пола отпуска по уходу за ребенком - «сотруднику органов внутренних дел женского пола, а также сотруднику, являющемуся отцом (усыновителем, попечителем) и воспитывающему ребенка без матери (в случае ее смерти, лишения ее родительских прав, длительного пребывания в лечебном

учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения по объективным причинам), предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке, установленном трудовым законодательством». Указанное обстоятельство позволяет говорить о приоритете на законодательном уровне предоставления данного вида отпуска сотрудникам женского пола.

Сроки и условия предоставления сотрудникам каникулярных отпусков в Законе о службе практически не изменились. Единственное на что хотелось бы обратить внимание, так это на то, что исходя из исследования практики предоставления указанных видов отпусков в образовательных учреждениях системы МВД России, к сожалению, имеют место случаи сокращения обучаемым продолжительности данных видов отпусков за невыполнение учебного плана или различные правонарушения. С нашей точки зрения такого рода методы воздействия на обучаемых противоречат действующему законодательству. Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации10 «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Однако ни Закон о службе, ни какой-либо другой федеральный закон не предусматривает возможность ограничения конституционного права на отдых в части сокращения продолжительности каникулярного отпуска за нарушение служебной дисциплины или невыполнение учебного плана11.

В Законе о службе в отличие от ранее действовавшего Положения о службе в части, касающейся условий предоставления отпуска по личным обстоятельствам, теперь прописан перечень близких родственников сотрудника - «.близкого родственника сотрудника (супруга (супруги), отца, матери, отца (матери) супруга (супруги), сына (дочери), родного брата (родной сестры).». Указанное обстоятельство, как мы полагаем, позволило более конкретизировать механизм предоставления начальником (руководителем) данного вида отпуска. Кроме того существенным моментов в реализации права сотрудника на отпуск по личным обстоятельствам, по нашему мнению, является то, что «отпуск по личным обстоятельствам. предоставляется. и в других исключительных случаях», а также то, что «количество отпусков по личным обстоятельствам в течение календарного года не ограничивается». С нашей точки зрения данная конструкция правовой нормы, безусловно, направлена на учет интересов сотрудников при появлении сложных жизненных ситуаций, но вместе с тем может служить определенным механизмом предоставления начальником (руководителем) подчиненному отпуска по личным обстоятельствам не ограниченное число раз и по причине, которую сам же начальник (руководитель) признает «другими исключительными случаями».

Применительно к условиям предоставления отпуска по окончании образовательного учреждения МВД России следует отметить два момента, которые установил Закон о службе в отличие от Положения о службе:

10 СЗ РФ, 2009, № 4, ст. 445.

11 См. подробнее: Маюров Н.П., Бялт В.С. Институт социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел на современном этапе реформирования системы МВД России // Пробелы в российском законодательстве. 2013. - № 1. - с. 134.

- отпуск предоставляется обучавшемся по очной форме обучения (Положение о службе не акцентировало внимание на форме обучения и, следовательно, выпускники факультетов заочного обучения образовательных учреждений МВД России также формально имели право на этот отпуск, хотя предоставлялся он только выпускникам по очной форме обучения);

- отпуск может быть предоставлен сотруднику после назначения на должность в органах внутренних дел (Положение о службе однозначно прописывало, что отпуск в связи с окончанием учебного заведения должен быть использован до направления выпускника к месту прохождения службы).

Закон о службе установил для сотрудников новый вид отпуска, которого в Положении о службе предусмотрено не было. Это отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней, предоставляемый сотруднику при определенных условиях в любой год из последних трех лет до достижения им предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел либо в год увольнения со службы.

Существенным моментом, связанным с отзывом сотрудника из отпуска, является то, что Закон о службе четко прописывает два условия, когда сотрудник может быть отозван из отпуска с его согласия, а когда -без его согласия. Положение же о службе вообще не содержало нормы, регламентирующей возможность и условия отзыва сотрудника из отпуска. Данная норма содержалась в Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 14 декабря 1999 года № 1038. Согласно обозначенной ранее действующей нормы - «Отзыв из очередного отпуска либо перенесение на другой срок по инициативе начальника органа внутренних дел допускается лишь в случае крайней служебной необходимости с письменного разрешения начальника, имеющего право предоставления отпусков, и оформляется приказом. При этом отзыв из очередного отпуска производится только с согласия сотрудника»12. Следовательно, можно утверждать, что ранее действующее законодательство не предусматривало возможности отзыва сотрудника из отпуска без его согласи, а Закон о службе все же предусматривает такую возможность при наступлении определенных обстоятельств, а именно - «в период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции, в условиях вооруженного конфликта, при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций».

Подводя итого вышесказанному, можно сформулировать следующие обобщающие выводы:

- текст Присяги сотрудника органов внутренних дел отражен в отдельной статье Закона о службе и содержит некоторые отличия от ранее существовавшего текста;

- новым законодательством введен институт ротации кадров для руководящих сотрудников, что, безусловно, будет иметь положительное влияние на систему работы с кадрами в органах внутренних дел;

12 См.: Организация работы с личным составом органов внутренних дел: Аннотированный справочник нормативных правовых актов МВД России / Маюров Н.П., Потапов Ю.С., Бялт В.С. -СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета МВД России, 2010. - С. 182.

- полагаем, что в ближайшее время необходимо принять соответствующий нормативный правовой акт, устанавливающий условия прикомандирования сотрудников органов внутренних дел, а также целесообразность и обоснованность такого прикомандирования;

- в Законе о службе теперь четко прописано, что для сотрудников установлена пятидневная служебная неделя;

- при определении продолжительности основного отпуска Закон о службе в отличие от ранее действовавшего Положения о службе предусматривает условия расчета, согласно которым в продолжительность основного отпуска не включаются не только воскресенья, но и субботы - как выходные дни;

- Законом о службе предусмотрен новый вид дополнительного отпуска - за ненормированный служебный день;

- во исполнение Закона о службе приняты ведомственные нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере привлечения сотрудников органов внутренних дел к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, что позволяет говорить о создании объективных предпосылок для реализации сотрудниками предусмотренных для них социальных гарантий;

- Закон о службе в отличие от ранее действовавшего Положения о службе не прописывает условия наличия права на дополнительный отпуск для того, чтобы иметь возможность разделить отпуск на две части;

- Закон о службе определяет более широкие условия, чем Положение о службе замены отпуска денежной компенсацией;

- в Законе о службе появились определенные условия предоставления сотруднику мужского пола отпуска по уходу за ребенком, что позволяет говорить о приоритете на законодательном уровне предоставления данного вида отпуска сотрудникам женского пола;

- в Законе о службе в отличие от ранее действовавшего Положения о службе в части, касающейся условий предоставления отпуска по личным обстоятельствам, теперь прописан перечень близких родственников сотрудника;

- Законом о службе установлен новый вид отпуска по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней, предоставляемый сотруднику при определенных условиях в любой год из последних трех лет до достижения им предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел либо в год увольнения со службы;

- Законом о службе определен конкретный перечень обстоятельств, при наступлении которых сотрудник может быть отозван из отпуска без его согласия.

Таким образом, следует констатировать, что на современном этапе реформирования системы МВД России создана новая и довольно подробно регламентирующая условия прохождения службы в органах внутренних дел законодательная база, а также продолжает формироваться база ведомственных нормативных правовых актов, направленная на повышение уровня социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел.

Список литературы

Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции».

Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Бялт В.С., Ушаков А.А. Нормативное правовое регулирование условий прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации: Альбом схем. - СПб., 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел: Учебное наглядное пособие / Маюров Н.П., Потапов Ю.С., Бялт В.С. и др. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета МВД России, 2010.

Организация работы с личным составом органов внутренних дел: Аннотированный справочник нормативных правовых актов МВД России / Маюров Н.П., Потапов Ю.С., Бялт В.С. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета МВД России, 2010.

Организация работы с личным составом органов внутренних дел Российской Федерации в современных условиях: Учебное наглядное пособие / Под общ. ред. доктора юридических наук, профессора Н.П. Маюрова. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета МВД России, 2010.

Маюров Н.П., Бялт В.С. Актуальные проблемы нормативного правового регулирования условий прохождения службы в органах внутренних дел на современном этапе формирования системы МВД России // Пробелы в российском законодательстве №1 2012 г.

Маюров Н.П., Бялт В.С. Институт аттестации в органах внутренних дел Российской Федерации: актуальные проблемы и пути решения // Пробелы в российском законодательстве №3 2012 г.

Маюров Н.П., Бялт В.С. Служебная проверка в органах внутренних дел: теория и практика // Черные дыры в Российском законодательстве №4 2012 г.

Маюров Н.П., Бялт В.С. Институт социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел на современном этапе формирования системы МВД России // Пробелы в российском законодательстве №1 2013 г.

Literature list:

The Federal Law of February 7, 2011 № 3-FZ "On Police".

The Federal Law of July 19, 2011 № 247-FZ "On the social guarantees to employees of the Interior of the Russian Federation and introduce changes to some legislative acts of the Russian Federation."

The Federal Law of November 30, 2011 № 342-FZ "On service in the Internal Affairs of the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation."

Byalt V. Ushakov, AA Legal regulation of conditions of service in the Internal Affairs of the Russian Federation: Al-bom schemes. - St. Petersburg., 2012.

Moral and psychological support operational and service activity but enforcement bodies: training aids / Mayurov NP, Pota-pov YS, VS Byalt and others - St. Petersburg.: Publishing House of the University of St. Petersburg Russian Ministry of Internal Affairs, 2010.

The organization works with the staff of the Interior: An Annotated Guide normative legal acts of the Russian Ministry of Internal Affairs / Mayurov NP, Potapov YS, VS Byalt - St. Petersburg.: Publishing House of the University of St. Petersburg Russian Ministry of Internal Affairs, 2010.

The organization works with the staff of Internal Affairs of the Russian Federation in modern terms: training aids / Ed. Ed. Doctor of Law, Professor NP Mayurova. - St. Petersburg.: Pub-

lishing House of the University of St. Petersburg Russian Ministry of Internal Affairs, 2010.

Mayurov NP, VS Byalt Actual problems of normative legal regulation of the conditions of passage of an service in the internal affairs in the modern stage of Ministry of Internal Affairs of Russia / / Gaps in Russian legislation, No 1 2012

Mayurov NP, VS Byalt Institute certification in organic-tries of the Interior of the Russian Federation: the topical problems and the solutions / / Gaps in Russian legislation, No 3 2012

Mayurov NP, VS Byalt Service check in the organism tries Interior: theory and practice / / Black holes in Russian legislation, No 4 2012

Mayurov NP, VS Byalt Institute social guarantees employees of the Interior for the present stage of formation of Ministry of Internal Affairs of Russia / / Gaps in Russian legislation, No 1 2013

Рецензия

на статью начальника кафедры кадровой и воспитательной работы Санкт-Петербургского университета МВД России доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста РФ Маюрова Н.П. и преподавателя кафедры кадровой и воспитательной работы Санкт-Петербургского университета МВД России кандидата юридических наук Бялт В.С. «Актуальные вопросы правового регулирования порядка прохождения службы в органах внутренних дел, служебного времени и времени отдыха сотрудников»

Принципиальные изменения базисных характеристик современного общества, необходимость укрепления основ государственной службы, усложнение и возрастание объема выполняемых органами внутренних дел задач, обострение криминогенной обстановки обуславливают необходимость определения основных параметров работы с кадрами и правового регулирования прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, адекватных нынешним социально-экономическим реалиям. Вопросы повышения эффективности оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и улучшения административно-правового механизма кадрового обеспечения в системе МВД России напрямую связаны с анализом, исследованием и совершенствованием нормативного правового регулирования условий прохождения службы в органах внутренних дел. Сообразно с вышеизложенным можно утверждать, что актуальность представленной на рецензирование статьи не вызывает сомнений.

В рецензируемой статье авторы исследовали специфику новой нормативной правовой базы, касающейся порядка прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, служебного времени и времени отдыха сотрудников, а также провели сравнительный анализ новых и ранее действующих правовых норм в указанной сфере.

Статья написана грамотным научным языком, структура и содержание статьи обоснованы, логичны.

Следует констатировать, что сформулированные авторами в статье выводы применительно к особенностям нового законодательства в области прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел и предложения, направленные на совершенствование нормативного правового регулирования в обозначенной сфере могут быть полезны как для дальнейших теоретических исследований рассматриваемой проблематике, так и для правоприменительной деятельности органов внутренних дел.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что рецензируемая статья на тему «Актуальные проблемы (вопросы) правового регулирования порядка прохождения службы в органах внутренних дел, служебного времени и времени отдыха сотрудников» соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода работам и может быть рекомендована к опубликованию в журнале, рекомендованном ВАК.

Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Н.В. Бугель

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.