Научная статья на тему 'ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ КАК ПРЕДМЕТ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ КАК ПРЕДМЕТ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1348
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правоохранительные органы / конституция / права человека / охрана и защита прав / гражданское общество / органы внутренних дел / государство / закон / суд / право / law enforcement agencies / constitution / human rights / protection and protection of rights / civil society / internal affairs bodies / state / law / court / law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Илья Сергеевич Седой

Правоохранительные органы занимают ведущее место в системе органов государственной власти по обеспечению значимых функций российского государства, поскольку позволяют решать задачи, относящиеся к различным сторонам функционирования и развития ключевых институтов политической системы общества, гражданского общества и государства. В правовом государстве идея верховенства права подчинена логике охраны и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, а деятельность государственных институтов направлена на служение народу, нации. Отсюда – направленность правоохранительных органов на охрану и защиту конституционных ценностей – прав и свобод человека и гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Илья Сергеевич Седой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAW ENFORCEMENT AGENCIES AS A SUBJECT OF CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATION

Law enforcement agencies occupy a leading place in the system of state authorities to ensure significant functions of the Russian state, since they allow solving tasks related to various aspects of the functioning and development of key institutions of the political system of society, civil society and the state. In the legal state, the rule of law is subordinate to the logic of protecting and protecting the fundamental rights and freedoms of man and citizen, and the activities of state institutions are aimed at serving the people and the nation. Hence, the focus of law enforcement agencies on the protection and protection of constitutional values – the rights and freedoms of man and citizen.

Текст научной работы на тему «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ КАК ПРЕДМЕТ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

УДК 342.61 ББК 67.400.6

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10301 © И.С. Седой, 2020

Научная специальность 12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ КАК ПРЕДМЕТ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Илья Сергеевич Седой,

начальник отделения по борьбе с имущественными преступлениями ОУР МУ МВД России «Люберецкое» (123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1, издательство «Юнити-Дана»)

E-mail: office@unity-dana.ru

Аннотация. Правоохранительные органы занимают ведущее место в системе органов государственной власти по обеспечению значимых функций российского государства, поскольку позволяют решать задачи, относящиеся к различным сторонам функционирования и развития ключевых институтов политической системы общества, гражданского общества и государства. В правовом государстве идея верховенства права подчинена логике охраны и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, а деятельность государственных институтов направлена на служение народу, нации. Отсюда - направленность правоохранительных органов на охрану и защиту конституционных ценностей - прав и свобод человека и гражданина.

Ключевые слова: правоохранительные органы, конституция, права человека, охрана и защита прав, гражданское общество, органы внутренних дел, государство, закон, суд, право.

LAW ENFORCEMENT AGENCIES AS A SUBJECT OF CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATION

Il'ya S. Sedoy,

Head of the Department for Combating Property Crimes of the Ministry of Internal Affairs of Russia «Lyuberetskoye» (123298, Moscow, ul. Irina Levchenko, d. 1, Unity-Dana publishing house)

Abstract. Law enforcement agencies occupy a leading place in the system of state authorities to ensure significant functions of the Russian state, since they allow solving tasks related to various aspects of the functioning and development of key institutions of the political system of society, civil society and the state. In the legal state, the rule of law is subordinate to the logic of protecting and protecting the fundamental rights and freedoms of man and citizen, and the activities of state institutions are aimed at serving the people and the nation. Hence, the focus of law enforcement agencies on the protection and protection of constitutional values - the rights and freedoms of man and citizen.

Keywords: law enforcement agencies, constitution, human rights, protection and protection of rights, civil society, internal affairs bodies, state, law, court, law.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Седой И.С. Правоохранительные органы как предмет конституционно-правового регулирования. Вестник экономической безопасности. 2020;(5):90-5.

Конституция Российской Федерации (ст. 2) провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью и определила обязанностью государства защищать их. Эта обязанность лежит и на всех государственных органах как части государственного аппарата. Государственные правоохранительные органы являются органами государственной власти Российской Федерации, которые, во-первых, наделены государственно-властными полномочиями, во-вторых, уполномочены на осуществление задач и функций государства, в-третьих, действуют в установленном государством порядке. В Конституции РФ определены основные обязанности государства по отношению к своим гражданам, являющие-

ся также и обязанностями правоохранительных органов, указаны основы организации и деятельности прокуратуры.

Исследованию роли, места и значения правоохранительных органов в осуществлении задач и функций российского государства предшествует выявление и разграничение самих органов власти в общей системе правоохранительных органов, с учетом базовых конституционных положений и норм действующего российского законодательства. Эти органы власти выполняют присущие им специфические функции, а их роль в обеспечении задач и функции российского государства является существенной, поскольку обеспечиваемые ими обще-

ственные отношения настолько важны, что их роль состоит в стабилизации и развитии российского государства, охране и защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечении безопасности государств и общества. И хотя в Конституции Российской Федерации слово «правоохранительный» используется всего один раз, это вовсе не свидетельствует об отсутствии конституционно-правового механизма организации и деятельности правоохранительных органов в российском государстве.

Наоборот, Конституция Российской Федерации содержит в себе такой конституционно-значимый энергетический потенциал основных (базовых) положений, который беспрепятственно позволяет реализовывать правоохранительными органами возложенные на них задачи и функции. С позиции исследования роли и места правоохранительных органов в решении задач и функций российского государства следует выделить несколько аспектов имеющих высокий научно-методологический потенциал.

Первый аспект - выявление и изучение роли правоохранительных органов в процессе осуществления всех функций российского государства - политической, экономической, социальной, экологической и др., поскольку если принять во внимание объем полномочий правоохранительных органов, различие в компетенциях, то так или иначе они участвуют в обеспечении практически всех функций государства.

Второй аспект - исследование объекта охраны конституционно-значимых ценностей, а именно, прав и свобод человека и гражданина, институтов государственной власти и местного самоуправления, гражданского общества. Здесь следует согласиться с С.М. Зыряновым в том, что выделяя правоохранительную функцию государства, важным объектом охраны являются конституционные права, а также правовые установления, направленные на их охрану [5, с. 46]. Данный аспект имеет настолько весомое для реализации правоохранительной функции государства значение, поскольку конституционные права и свободы человека и гражданина, закрепленные в главе 2 Конституции Российской Федерации подлежат обязательной охране и защите, как со стороны судебных, так и правоохранительных органов, разумеется в случае их нарушений.

Третий аспект - соотношение правоохранительной функции государства с реализацией иных функций государства. Исследование данного аспекта представляет существенное теоретическое и практическое значение, поскольку правоохранительная функция государства направлена на сохранение в стабильном состоянии других функций государства. Это одно из ее основных предназначений.

Четвертый аспект - координация и взаимодействие правоохранительных органов, в общем, конституционно-правовом механизме обеспечения правопорядка в России. Данный аспект имеет высокое теоретическое и практическое значение, поскольку выполняемые правоохранительными органами функции и задачи настолько специфичны и одновременно имеют тождественность в определенном объеме и алгоритме их реализации, что обусловливают необходимость поиска путей, как разумного сочетания, так и исключения в случае дублирования, в тем, чтобы избежать возникновения правоохранительных конфлктогенов, а также возможных коллизий в законодательстве препятствующих эффективному осуществлению функций и задач российского государства.

Пятый аспект - надлежащее осуществление правоохранительными органами функций государства. Данный аспект имеет высокое теоретическое и практическое значение, поскольку в настоящий период развития общества и государства, включая развитие сферы информатизации, правоохранительные органы обязаны следовать принципам правового, демократического государства, строго соблюдать принципы законности, равенства всех граждан перед законом. Верное понимание конституционного правопорядка [2] способствует исключению всевозможных злоупотреблений со стороны должностных лиц правоохранительных органов, что повышает уровень соблюдения законов в государстве с развивающейся моделью рыночных отношений.

Правоохранительные органы занимают ведущее место в системе органов государственной власти по обеспечению значимых функций российского государства, поскольку позволяют решать задачи, относящиеся к различным сторонам функционирования и развития ключевых институтов политической си-

стемы общества, гражданского общества и государства. По смыслу п. «л» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации организация и деятельность судебных и правоохранительных органов находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В юридической литературе к правоохранительным органам принято относить суды судебной системы Российской Федерации органы прокуратуры, органы предварительного расследования, начальников следственных отделов, органы дознания, нотариат, адвокатуру. Важнейшие из них - Следственный комитет России, Федеральная служба безопасности РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная противопожарная служба МЧС России, Федеральная таможенная служба, прокуратура, обеспечивают, как внутреннюю, так и внешнюю правоохранительную функцию государства, поскольку наряду с текущими задачами, выполняют функции во взаимодействии с правоохранительными органами зарубежных государств, с которыми у Российской Федерации имеются международные соглашения.

Следовательно, правоохранительные органы государства выполняют не только внутренние, но и внешние функции государства в области правоохранительной деятельности. К таким органам следует отнести, прежде всего, прокуратуру и органы предварительного расследования, поскольку это связано с необходимостью обеспечения безопасности российского государства и общества, противодействию глобальным проблемам, в которых заинтересованы все развитые в правовом и демократическом отношениях государства - транснациональная преступность, миграционные процессы, оказание правовой помощи по уголовным делам и проч.

В диссертации Н.А. Карповой, посвященной правоохранительной функции правового государства [9], правильно поставлен акцент с учетом типологии государства. Однако, не все государства являются правовыми и демократическими, следовательно в зависимости от того, какое государство рассматривается, может различаться объем участия (компетенция) правоохранительных органов в обеспечении функций государства. Если придер-

живаться позиции И. Канта, то в правовом государстве закон (право) выше любого должностного лица [8].

Поскольку правоохранительные органы специфичны, их деятельность в силу объективных обстоятельств, прежде всего, в силу объективного права, можно отождествлять с определенными функциями и задачами государства. Так, полиция, прокуратура, следственный комитет участвуют в осуществлении политической функции государства, поскольку политические процессы в государстве предполагают гармонизацию всех институтов политической системы общества и особенно тех, которые активно, и даже скрыто участвуют в политических процессах. Участие структурных подразделений перечисленных органов обусловлено сохранением стабильности общественных отношений, особенно в крупных городах, в которых необходимо не допустить дезорганизацию государственных, общественных, культурных учреждений, массовые беспорядки, что еще важно проявление терроризма, экстремизма и других преступных и противоправных явлений.

Правовой статус конкретных правоохранительных органов определен в законодательных и подзаконных актах. В этом смысле роль и значение правоохранительных органов настолько велика, что большинство граждан оценивают ее весьма положительно, поскольку желают комфортно и безопасно жить и работать, воспитывать детей, заниматься любимыми делами. Вместе с тем, в ключе общественного мнения, основная проблема деятельности правоохранительных органов состоит в том, что они не способны выполнять регулятивные функции, которые должны отвечать современным потребностям развития России, как правового и демократического государства [7].

Представляется, что это скорее не проблема, а условие определяющее место каждого конкретного правоохранительного органа государства в системе разделения властей. Дело в том, что с юридической точки зрения важно разграничить место правоохранительных органов с учетом правовой реализации, охраны и защиты прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, с одной стороны, а с другой, вычленить исходя из этого, место правоохранительных органов в решении задач и функ-

ций российского государства. Этот вопрос, на наш взгляд, является настолько глубоким с теоретической позиции исследования, что позволяет максимально исключить всякие произвольные действия со стороны должностных лиц правоохранительных органов.

Применительно к правоохранительной функции государства, это означает, что должностные лица правоохранительных органов, осуществляя свойственные им функции и задачи, в своей деятельности основываются на законе, праве. Но, закон и право - не одно и то же. В правовом государстве идея верховенства права подчинена логике охраны и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, а деятельность государственных институтов, априори, направлена на служение народу, нации. Отсюда - направленность правоохранительных органов на охрану и защиту конституционных ценностей - прав и свобод человека и гражданина. Не случайно в ст. 1 Федерального закона «О полиции» закреплена направленность российской полиции -защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан1.

Вместе с тем, возникает вопрос: чем будет руководствоваться полиция законом, правами и свободами граждан, указаниями вышестоящего руководства, в случае возникновения конфликтов между государственными институтами и населением? Очевидно, что защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства, что вытекает из части 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации.

Правоохранительные органы занимают особое место в осуществлении экономической функции государства, поскольку от уровня охраны и защиты экономических основ на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также частного сектора экономики зависит благосостояние общества, всех государственных, муниципальных и общественных институтов. Чем устойчивее и динамичнее развитие экономики государства, тем выше степень социальных гарантий тех, кто ее оберегает. Этот тезис прямо относиться к правоохранительным органам, обеспечиваемым за счет государственной казны. Однако, интерес в степени повышения соци-

альных гарантий сотрудникам правоохранительных органов не должен быть выше государственного и общественного долга, служению интересам государства и общества в соответствии с Конституцией России.

Правоохранительные органы должны понимать, что законопослушные субъекты экономической деятельности не должны подвергаться каким-либо репрессиям, ибо любые вмешательства в деятельность субъектов экономической, и в частности предпринимательской деятельность ведет к рискам отказа от участия граждан в легальных экономических право-отношениях2. Вместе с этим, в рамках настоящего исследования следует отметить, что большая роль в стабилизации многоукладных форм экономического развития принадлежит арбитражным судам, поскольку указанной норме конституции корреспондируется часть 1 статьи 2 Арбитражно-процессу-ального кодекса Российской Федерации, по смыслу которой арбитражные суды должны защищать нарушенные, оспариваемые права и законные интересы государственных и негосударственных субъектов экономической и предпринимательской деятельности. В этом плане важно поставить акцент на то, что арбитражные суды именно защищают, а не охраняют экономические интересы.

А поскольку государственная или иная защита возникает в случае нарушения прав и законных интересов субъектов экономической деятельности, этим она отличается от охраны, которая по своей правовой природе статична, и предполагает постоянный мониторинг состояния деятельности субъектов экономической деятельности на предмет ее законности и применения мер юридической ответственности, а также мер предупредительного характера. С этим, к примеру, связано участи прокурора в арбитражном процессе. Его участие является средством укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере, защиты государственных и общественных интересов, нарушенных или оспариваемых прав участников предпринимательской деятельности [4, с. 237].

Органы внутренних дел, также включены в процесс обеспечения экономической функции го-

1 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О по- 2 Конституция Российской Федерации (принята всенарод-

лиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. ным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в 2011. № 7. Ст. 900. ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.).

сударства, поскольку на своем уровне решают вопросы экономической безопасности. Р.Е. Лабоцкая отмечает, что роль органов внутренних дел в реализации данной функции государства состоит, как в непосредственном, так и косвенном обеспечении экономической безопасности - раскрытие и расследование преступлений, совершаемых в экономической сфере [10]. Впрочем, такие же задачи выполняют и подразделения Следственного Комитета Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, а в вопросах превенции и надзора органы прокуратуры Российской Федерации.

По смыслу статьи 55 Конституции РФ, в целях обеспечения безопасности государства могут ограничиваться права и свободы человека и гражданина в соответствии с федеральным законом. Следовательно, если экономическая безопасность государства является одним из основных элементов общей системы государственной безопасности, то с целью охраны и защиты экономических интересов государства и общества, правоохранительные органы могут применять меры воздействия в отношении нарушителей Конституции Российской Федерации и норм текущего законодательства.

Некоторые ученые отмечают, что экономическая безопасность государства заключается в защите как национальных, так и социальных интересов государства и общества с целью достижения стабильного экономического состояния, его поступательного развития [3, с. 24]. При этом есть мнение, что под экономической безопасностью понимается как состояние защищенности всего комплекса национальных экономических интересов, а также готовность институтов государственной власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития экономики, поддержания социально-экономической стабильности общества [1, с. 11].

Вместе с тем, правовые средства, используемые правоохранительными органами в целях обеспечения экономической функции нельзя связывать с какими-либо состояниями или готовностями, поскольку меры, применяемые правоохранительными органами для защиты экономических интересов не статичны, а динамичны, так как в случае нару-

шения прав и свобод граждан, интересов государства и общества, федеральным законодательством предусмотрен значительный спектр юридических инструментов, обеспечивающих действенный механизм охраны и защиты экономических интересов государства и общества. Причем, важно не столько наличие правоохранительных органов обеспечивающих экономическую функцию государства, сколько эффективность их деятельности, то, какие именно правомочия находятся в арсенале конституционного законодательства в направлении результативного функционирования правоохранительных органов государства. С этой точки зрения следует различать институциональный и объектно-направленный уровни конституционно-правового регулирования организации и деятельности правоохранительных органов Российской Федерации.

Институциональный уровень конституционно-правового регулирования функционирования правоохранительных органов означает само наличие органов правоохраны. Объектно-направленный уровень означает то, на какие общественные отношения направлены усилия правоохранительных органов. С этой позиции важно выделить общий объект конституционно-правового регулирования обеспечения правоохранительными органами функций государства, под которым следует понимать систему организации, функционирования, взаимодействия правоохранительных органов в процессе обеспечения внутренних и внешних функции российского государства в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными правовыми актами, федеральным и региональным законодательством.

Здесь для целей настоящего исследования автором обоснована актуальность исследования аспекта - изучения объекта охраны конституционно-значимых ценностей, а именно, прав и свобод человека и гражданина, институтов государственной власти и местного самоуправления, гражданского общества.

Т.Г. Иванцова, анализируя роль правоохранительных органов по соблюдению и защите прав человека в России отмечает, что в статье 2 Конституции РФ закреплен принцип полного и безусловного соблюдения прав и свобод граждан, которые

названы в ней высшей ценностью [6]. Однако, это утверждение является несколько наивным, поскольку в указанной статье Конституции Российской Федерации человеку, его правам и свободам отводится центральное место в системе конституционных ценностей, которые государство обязано признавать, соблюдать и защищать. При этом государство вовсе не гарантирует полное и безусловное соблюдение прав и свобод человека и гражданина, поскольку полнота гарантирования зависит от многих обстоятельство, носящих порой объективный характер.

Литература

1. Башмашникова И.О. Роль правоохранительных органов в обеспечении экономической безопасности // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2009. № 8. С. 11.

2. Безруков А.В. Конституционно-правовой механизм обеспечения правопорядка органами публичной власти в Российской Федерации: дис. ... докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2017.

3. Васильев А.И., Сальников В.П., Степашин С.В. Национальная безопасность России: конституционное обеспечение (Серия «Безопасность человека и общества»), СПб.: СПБ.ун-т МВД России; Издательство «Лань», 2001. С. 24.

4. Гизетдинов Н.И. Правоохранительные органы Российской Федерации. Казань, Казанский университет, 2012. С. 237.

5. Зырянов С.М. Правоохранительная функция государства // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 5. С. 46.

6. Иванцова Т.Г. Роль правоохранительных органов по соблюдению и защите прав человека в России (история и современность) // Таврический научный обозреватель. 2016. URL:https:// cyberleшnka.ru/article/n/rol-pravoohraшtelnyh-organov-po-soЫyudeшyu-i-zaschite-prav-cheloveka-v-rossii-istoriya-i-sovremennost (дата обращения: 04.09.2020).

7. Ипакян А.П., Бунов Е.Г. Проблемы оценки деятельности правоохранительных органов // Социально-гуманитарные знания. иЯЬ: https:/^yberleшnka.ru/article/n/proЫemy-otsenki-deyatelnosti-pravoohranitelnyh-organov (дата обращения: 12.08.2020).

8. История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста и В.А. Томсинова. М.: Зерцало, 2009. 584 с.

9. Карпова Н.А. Правоохранительная функция правового государства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 26 с.

10. Лабоцкая Р.Е. К вопросу о роли правоохранительных органов в реализации экономической функции государства // Среднерусский вестник общественных наук. 2011. иИ!: https://cyberleninka.ru/ article/n/k-voprosu-o-roli-pravoohranitelnyh-organov-v-realizatsii-ekonomicheskoy-funktsii-gosudarstva (дата обращения: 01.09.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.