Научная статья на тему 'Деятельность органов внутренних дел России по защите прав и свобод человека и гражданина'

Деятельность органов внутренних дел России по защите прав и свобод человека и гражданина Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6541
505
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ГОСУДАРСТВО / ПРАВО / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПОЛИЦИЯ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ПРАВОПОРЯДОК / ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Валиев Габдрахман Хаматханович

В условиях формирования демократического федеративного правового государства и гражданского общества правоохранительным органам, в том числе органам внутренних дел предъявляются конституционные требования по надлежащему поддержанию правопорядка в стране. Основное назначение мероприятий, проводимых органами внутренних дел в сфере правоохранительной деятельности, заключается в предотвращении нарушений прав и свобод человека и гражданина, устранении препятствий на пути их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Валиев Габдрахман Хаматханович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activities of Russian Internal Affairs Bodies in the Sphere of Defense of Rights and Freedoms of the Person and Citizen

Branch of the Kazan (Volga Region) Federal University to Naberezhnye ChelnyFormation of democratic federative state and civil society requires provision of law and order in the country from law enforcement agencies, in particular, internal affairs bodies. The measures taken by internal affairs bodies in the course of law enforcement activities aim at prevention of infringement of rights and freedoms of the person and citizen and removal of obstacles of their implementation

Текст научной работы на тему «Деятельность органов внутренних дел России по защите прав и свобод человека и гражданина»

Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 2

Право

УДК 340

Деятельность органов внутренних дел России по защите прав и свобод человека и гражданина

Валиев Г.Х.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры конституционного, административного и международного права Набережночелнинского института (филиала) К(П)ФУ, доцент кафедры юридических дисциплин Набережночелнинского филиала Университета управления «ТИСБИ»

В условиях формирования демократического федеративного правового государства и гражданского общества правоохранительным органам, в том числе органам внутренних дел предъявляются конституционные требования по надлежащему поддержанию правопорядка в стране. Основное назначение мероприятий, проводимых органами внутренних дел в сфере правоохранительной деятельности, заключается в предотвращении нарушений прав и свобод человека и гражданина, устранении препятствий на пути их реализации.

Ключевые слова: Конституция, государство, право, органы внутренних дел, полиция, права человека, правопорядок, правоприменение.

Российское общество после распада СССР пережило радикальные изменения, которые затронули все сферы жизни народа. Прежде всего коор-динально сменился вектор политического курса страны. Если в советском обществе приоритетным всегда было государство и его интересы, то после 12 декабря 1993 г. Конституция РФ провозгласила: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (ст. 1) [1]. Термин «правовое государство» предполагает государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Идея правового государства, прежде всего, противоположна произволу во всех его разновидностях: диктатуре большинства, деспотизму, равно как и отсутствию правопорядка.

Наряду с конечной целью Конституция РФ в ст. 2 закрепляет и основную цель: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Более того, Конституция определила, на кого возлагается обязанность признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, и обязанность эта возложена на государство, т.е. на Российскую Федерацию. Необходимо сказать, что «государство» - это не конкретное должностное лицо, ведомство 112

или министерство, оно представляет собой гораздо более сложный и многоуровневый механизм, состоящий из государственных органов. Среди них и правоохранительная система, в состав которой входят и органы внутренних дел России. Российское законодательство не дает какого-либо определения термину «внутренние дела». Принято считать, что понятие «внутренние дела» охватывает мероприятия по защите всех и каждого от угроз, создаваемых преступными и иными противоправными посягательствами, и распространяется на сферы обеспечения личной и имущественной безопасности граждан, т.е. по осуществлению правоохранительной деятельности. В Конституции РФ понятия «правоохранительные органы» и «правоохранительная деятельность» не раскрываются. В ст. 72 отмечается, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся (п. «я») кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата. Нет исчерпывающей формулировки понятий «правоохранительная деятельность» и «правоохранительные органы» и в других нормативно-правовых актах.

Полицейская деятельность является частью правоохранительной деятельности. С первых статей Федерального закона «О полиции» [2] виден ориен-

Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 2

Право

тир законодателя в сторону защитных полномочий полиции. В ст. 1 закреплено: «Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для общественной безопасности». Ст. 2, определяя основные направления деятельности полиции, начинает этот перечень с:

1) защиты личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений.

Таким образом, полиция в современной России выполняет роль основного блюстителя правопорядка, на которого возложена важнейшая государственная функция по защите прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств, а также по обеспечению правопорядка в целом.

Институт полиции введен в стране относительно недавно. На наш взгляд, изменено не только название закона. Новый закон действительно предусматривает замену одного правового института другим, поскольку, несмотря на весьма схожие цели и задачи, они имеют различное правовое положение, которое, выражается в следующем:

Во-первых, в Законе «О полиции» подробно определены нормы, обеспечивающие общественный контроль за деятельностью Министерства внутренних дел и его должностных лиц. Во-вторых, дан подробный и исчерпывающий перечень обязанностей полиции. Расширение данного перечня возможно только путем внесения изменений в сам Закон. Это сделано для того, чтобы как сами полицейские, так и простые граждане четко себе представляли полномочия полиции.

Время показывает, что данный шаг в целом оправдал себя. Например, Президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая на расширенной Коллегии МВД России 21 марта 2014 г., дал высокую оценку деятельности органов внутренних дел, в т.ч. полиции. В 2013 г. «продолжилась тенденция снижения числа зарегистрированных преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких. Почти на 7 % сократилось количество зарегистрированных преступлений против собственности, более чем на 10 % - число квартирных краж» [3]. Социологические исследования показывают возрастание доверия населения к органам внутренних дел. Например, Всероссийским центром изучения общественного мнения 12-13 октября 2013 г. было опрошено 1600 человек в 130 населённых пунктах, в 42 областях, краях и республиках России и, как показал проведенный опрос, во взаимоотношениях полиции и общества наметился ряд положительных тенденций. Большинство россиян ставят работе полиции своего региона среднюю оценку (52 %). В основном - это жители крупных городов (62 %), молодежь (59 %).

В среднем, россияне оценивают работу полиции на три балла из пяти возможных (3,01 балла). Согласно данным опроса, наибольшее доверие к сотрудникам полиции испытывают сегодня жители сел (56 %). Опрос показал, что уровень доверия полиции и среди тех, кто имел с ней личный опыт общения за последний год, и тех, у кого его не было, не отличается (по 46 %). Недоверие к полиции чаще всего испытывают россияне, сталкивавшиеся за последний год с полицией (51 % против 43 % соответственно). Число граждан отметивших, что органы внутренних дел стали лучше работать, возросло на 10 %. Причем большая часть опрошенных считает, что сотрудники полиции в полной мере защищают их личные и имущественные интересы. Увеличилось и число граждан, выразивших готовность в той или иной форме оказать содействие полиции [4].

Все эти позитивные перемены говорят об активизации деятельности МВД России по предупреждению преступности и повышению уровня охраны правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина.

Вместе с тем, как отмечал Президент РФ, «общее количество преступлений остается значительным. Не удается пока и повысить уровень раскрываемости. В целом, по России доля нераскрытых преступлений - почти 44 %. За данной цифрой - серьезные криминогенные риски и ущерб для авторитета Министерства, всей системы власти, неверие людей в справедливость, в силу закона, в неотвратимость наказания для преступников» [4]. В 2013 г. 1012563 человека за совершенные преступления привлечены к уголовной ответственности, в т.ч. 60761 - несовершеннолетних, 60879 - студентов, 156268 - женщин, 341034 человек совершили преступления в состоянии алкогольного и 28338 человек - в состоянии наркотического опьянения [5]. Все эти цифры показывают, что работа по предупреждению правонарушений остается актуальной для нашего общества и государства.

В связи с этим перед органами внутренних дел Российской Федерации стоит задача, чтобы каждый гражданин чувствовал себя в безопасности и был уверен в том, что сотрудники полиции всегда готовы прийти к нему на помощь.

Одним из основных направлений деятельности органов внутренних дел в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина является правоприменительная работа связанная предупреждением, выявлением, раскрытием, расследованием преступлений и других правонарушений.

Ведущее место в защите прав и свобод человека и гражданина занимает административно-процессуальная работа органов внутренних дел. Она отличается разнообразием и многогранностью. Сюда относится и служба участковых уполномоченных полиции. Главной задачей данной службы является

113

Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 2

профилактика правонарушений среди населения, обеспечение их личной безопасности и сохранности собственности. Участковый уполномоченный обязан оказывать необходимую помощь населению, руководителям организаций, общественным организациям в воплощении в жизнь их прав и законных интересов.

Органы внутренних дел уделяют большое внимание профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Об этом свидетельствуют статистические данные: за последние четыре года наметилась тенденция к сокращению преступлений среди данной категории населения. Несовершеннолетними в 2010 г. совершено 78,5 тыс. преступлений, в 2011 г. - 71,9 тыс.; в 2012 г. - 64,3 тыс.; в 2013 г. - 67,2 тыс. [6]. В то же время показатель 2013 г. показывает, что нельзя успокаиваться на достигнутом. Данная сложная и многогранная работа должна проводиться совместно с семьёй, учебными заведениями и другими институтами гражданского общества и правового государства.

Много предстоит сделать органам внутренних дел в обеспечении безопасности дорожного движения. Защищая права и свободы человека и гражданина, органы внутренних дел в лице Государственной инспекции по безопасности дорожного движения (далее ГИБДД) Российской Федерации должны заниматься профилактикой и предупреждением нарушения правил дорожного движения и сокращением дорожно-транспортных происшествий (далее ДТП). К сожалению, на сегодня остаётся высоким уровень травматизма и смертности граждан на дорогах. По данным ГИБДД РФ, в 2013 г. произошло 204 тыс. ДТП, что на 0,2 % больше, чем в 2012 г. В них погибло 27 тыс. человек - снижение на 3,5 % при этом пострадало 258,4 тыс. - снижение на 0,1 % [7].

В административном регламенте МВД Российской Федерации устанавливаются правила взаимоотношений сотрудников внутренних дел с участниками дорожного движения. Здесь главная цель - установить максимально уважительный и прозрачный контакт должностного лица и участника дорожного движения на основе строгого соблюдения требований нормативно-правовых актов.

Важным направлением в работе органов внутренних дел является оперативно-розыскная деятельность (далее ОРД). Именно здесь в целях предупреждения преступности на основании Конституции Российской Федерации и Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» могут ограничиваться конституционные права граждан на неприкосновенность частной жизни. Но данная работа должна проводится лишь в рамках закона. Соответственно, государство должно позаботиться о создании надёжного механизма защиты человека и гражданина от злоупотреблений при проведении таких мероприятий. В связи с этим

Право

должна быть глубоко продуманная до каждой мелочи правовая регламентация оснований ограничения неприкосновенности частной жизни индивида при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Личные (гражданские) права и свободы составляют основу правового статуса человека и гражданина. Сюда относятся: право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ), свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), на неприкосновенность частной жизни (ст. 23), жилища (ст. 25), свободное передвижение и выбор места жительства (ст. 27), свобода совести, свобода мысли и слова (ст.ст. 28, 29), право на судебную защиту своих прав (ст. 46) и другие. Многие из этих прав носят абсолютный характер, являются неотъемлемыми и не подлежащими ограничению. Органы внутренних дел обязаны защищать личные права, как основополагающие начала для человека и общества. Однако именно в сфере личных прав имеются коллизии и пробелы в законодательстве. Например, в ст. 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» сказано, что «органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции». Как видим, законом охвачены не все личные права и свободы человека и гражданина, перечисленные Конституцией РФ. К сожалению, в законе нет и нормы, похожей на норму ст. 55 Конституции РФ, где сказано, что «перечисления в Конституции РФ основных прав и свобод не должны толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина» [1]. Такие коллизии могут привести к отклонениям в соблюдении прав и свобод человека и гражданина.

Следующим основным направлением органов внутренних дел по защите прав и свобод личности является уголовно-процессуальная деятельность, нормативную базу которой составляют Конституция РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Мы согласны с выводами В.С. Шадрина, что «уголовнопроцессуальная деятельность органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод личности должна осуществляться в точном соответствии с законом в целях всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, с учетом равенства всех граждан перед законом и судом, в условиях действия презумпции невиновности и обеспечения обвиняемому и подозреваемому права на защиту» [8]. При этом существенно важно, что Конституция РФ предусматривает два основополагающих принципа:

- обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ч. 2 ст. 49);

114

Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 2

Право

- неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ч. 3 ст. 49).

Таким образом, в последние годы деятельность органов внутренних дел по защите прав и свобод человека и гражданина осуществляется в сложной экономической, социально-политической и морально-нравственной ситуации. В то же время реальное положение дел по формированию высокого правосознания и предупреждению преступности дают уверенность, что проводимая государством, правоохранительными органами, в том числе органами внутренних дел работа дает желаемые результаты в области защиты прав и свобод человека и гражданина.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 дек. http://www. rosdiplom.m/Hbrary/prosmotr.aspx?id=496918

2. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ (в ред. 03.02.2014 г.)

3. Выступление Президента Российской Феде-

рации В.В. Путина на расширенном заседании Коллегии МВД России 21 марта 2014 года. - URL: http://www.zahvat.ru/show/news/putm-

nedovolen-tem-chto-policiya-vmeshivaetsya-v-dela-xozsubektov-i-ploxo-raskryvaet-prestupleniya

4. http://newsland.com/news/detail/id/1275000/ (Дата обращения 07.04.2014)

5. http://mvd.ru/Deljatelnost/statistics/reports/ item/1609734/ [Электронный ресурс] (Дата обращения 09.06.2014)

6. www.gks.ru/free_doc/new_site/population/ pravo/10-03.htm [Электронный ресурс] (Дата обращения 07.04.2014)

7. http://www.zr.ru/contenent/news/61473 5-kolichestvo-pogibshix-v-dtp-po-vine-pyanyx-voditelej-v-2013-godu-uvelichilos-na-10/ (Дата обращения 09.06.2014)

8. Шадрин В.С. Обеспечение прав личности при расследовании преступлений. - М.: Изд-во «Кнорус», 2005. - С. 36-42. - URL: http://www. rosdiplom.ru/library/prosmotr.aspx?id=496918

Activities of Russian Internal Affairs Bodies in the Sphere of Defense of Rights and Freedoms of the Person and Citizen

G.Kh. Valiev

Branch of the Kazan (Volga Region) Federal University to Naberezhnye Chelny

Formation of democratic federative state and civil society requires provision of law and order in the country from law enforcement agencies, in particular, internal affairs bodies. The measures taken by internal affairs bodies in the course of law enforcement activities aim at prevention of infringement of rights and freedoms of the person and citizen and removal of obstacles of their implementation.

Key words: Constitution, state, law, internal affairs bodies, police, human rights, law and order, law enforcement.

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.