Научная статья на тему 'ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1602
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
защита прав и свобод человека и гражданина / полиция / Конституция РФ / Федеральный закон / Protection of human and civil rights and freedoms / police / Constitution of the Russian Federation / Federal law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ширшова Мария Дмитриевна

Данная статья предлагает комплексное исследование актуальных вопросов обеспечения прав и свобод человека и гражданина в деятельности правоохранительных органов. В статье выявляются и анализируются существующие проблемы в рассматриваемой области и причины их возникновения, а также предлагаемые меры по их устранению. Предлагается методика оценки исчерпания эффективности работы по правам защиты деятельности прав и свобод человека в системе органов правоохранительной деятельности, которая позволяет по результатам оценить систему работы органов МВД в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ширшова Мария Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTION OF HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS IN THE LAW ENFORCEMENT SYSTEM

This article offers a comprehensive study of topical issues of ensuring human and civil rights and freedoms in the activities of law enforcement agencies. The article identifies and analyzes the existing problems in the area under consideration and the causes of their occurrence, as well as the proposed measures to eliminate them. The article offers a method for assessing the exhaustion of the effectiveness of work on the protection of human rights and freedoms in the system of law enforcement agencies, which allows us to evaluate the system of work of the Ministry of internal Affairs in the Russian Federation

Текст научной работы на тему «ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 340

Ширшова М.Д.

ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Данная статья предлагает комплексное исследование актуальных вопросов обеспечения прав и свобод человека и гражданина в деятельности правоохранительных органов. В статье выявляются и анализируются существующие проблемы в рассматриваемой области и причины их возникновения, а также предлагаемые меры по их устранению.

Предлагается методика оценки исчерпания эффективности работы по правам защиты деятельности прав и свобод человека в системе органов правоохранительной деятельности, которая позволяет по результатам оценить систему работы органов МВД в Российской Федерации.

Ключевые слова: защита прав и свобод человека и гражданина, полиция, Конституция РФ, Федеральный закон. * * *

Shirshova M.D.

PROTECTION OF HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS IN THE LAW ENFORCEMENT SYSTEM

Abstract. This article offers a comprehensive study of topical issues of ensuring human and civil rights and freedoms in the activities of law enforcement agencies. The article identifies and analyzes the existing problems in the area under consideration and the causes of their occurrence, as well as the proposed measures to eliminate them.

The article offers a method for assessing the exhaustion ofthe effectiveness of work on the protection of human rights and freedoms in the system of law enforcement agencies, which allows us to evaluate the system of work of the Ministry of internal Affairs in the Russian Federation.

Keywords: Protection of human and civil rights and freedoms, police, Constitution of the Russian Federation, Federal law.

* * *

Полиция как правоохранительный орган имеет большое значение для защиты прав и свобод граждан и государства. Компетенция полиции проявляется в различных сферах жизни общества, таких как охрана общественного порядка, общественная безопасность, исполнение судебных решений и многое другое. В механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина существует множество факторов, влияющих на деятельность правоохранительных органов в целом и их взаимоотношения с этими гражданами.

Сегодняшняя юридическая служба является достаточно обширной системой пра-

вовых подразделений, действующих на всех уровнях управления органами внутренних дел Российской Федерации. Т.е для того, чтобы проанализировать и правильно понять систему юридических служб, следует рассматривать каждую из них по отдельности. Так например, в качестве ее основных направлений определены: нор-мотворческая деятельность, международно-правовая работа, правовой контроль, договорно-правовая работа, судебно-иско-вая работа, информационно-правовая деятельность, организационно-правовая работа [3; 4; 5].

Среди правоохранительных органов приоритетное место занимают органы внутренних дел, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. При рассмотрении таких органов, как правоохранительные и правозащитные, прежде всего следует обратить внимание на то, что именно этот смысл и был заложен в требованиях законодателя к порядку службы в таких органах. Он регулируется Федеральным законом о службе в органах внутренних дел РФ, а также другими федеральными законами и подзаконными актами, которыми устанавливается порядок организации о деятельности таких органов.

Внутри тех положений, которые, определяя службу в органах внутренних дел, обеспечивают их правоохранительный и правозащитный характер, требования к служебному поведению их сотрудников. В них заложены важные принципы, которые должны создавать обязательные условия для обеспечения ими прав человек.

Российская Федерация признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Давайте обратимся к институту для более детального изучения этого вопроса, а именно к статье 2 [1].

Личность, ее права и свободы являются высшей ценностью и определяют, что в отношениях между личностью, обществом и государством приоритет принадлежит правам и законным интересам личности. А социальная цель полиции - это создание государства для защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства, для признания, уважения и защиты прав и свобод человека и гражданина. В этой статье понятно, что высшая ценность для государства - уважение прав и свобод человека. Для этого были созданы правоохранительные органы [См.: 2, ст. 2].

Обратимся к Федеральному закону от 07.02.2011 г. 3-ФЗ «О полиции», который

полностью раскрывает и дает четкую конкретизацию ограничения прав и свобод человека и гражданина, а именно посредством прав и обязанностей сотрудников полиции Российской Федерации.

Например, статья 1, закрепляя прямое назначение полиции, акцентирует внимание на то, что полиция создана и предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства [2].

Таким образом, раскрываются и утверждаются положения Конституции РФ, которая закрепляет и устанавливает, что защита прав человека является целью создания и деятельности органов МВД РФ, а именно полиции.

Статья 7 отмечает, что полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств [2].

Работник (Сотрудник) обязан демонстрировать соблюдение национальных традиций граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, а также способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию. Иными словами, как сотрудник правоохранительных органов будет общаться с компанией и знать закон, зависит от того, насколько хорошо и профессионально соблюдаются права и свободы граждан в нашей стране.

Исходя из этого, беспристрастность -одна из главных черт сотрудника полиции и всех органов МВД, она должна выражаться в соблюдении толерантного отношения и поведения в адрес представителей любых национальностей, а также граждан иностранных государств и лиц без гражданства, в том числе и меньшинств. Иметь внутренние убеждения, конечно же, не запрещаeтся

сотрудникам, но самое главное они не должны влиять на отношение к человеку, обществу, т.е. соблюдение равенства в защите их прав и свобод.

Статья 6 устанавливает, что всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом [2].

Я хотела бы обратить внимание читателей на то, что сотруднику полиции запрещено подстрекать к противоправной деятельности или бездеятельности. Кроме того, сотруднику полиции, который оправдывает свою деятельность или бездействие ссылкой на интересы службы, экономическую сторону вопроса, требования, не связанные с законом, приказы или распоряжения вышестоящих должностных лиц или любые другие обстоятельства, в любом случае будут нести ответственность за свои поступки.

Федеральный закон «О полиции» регулирует обязанности и права сотрудников, подробно останавливается на многих процессуальных аспектах, которые затрагивают вопросы соблюдения прав и свобод человека.

Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан. Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан (статья 9) [2].

Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо направить человека или гражданина к органам, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

В случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, сотрудник полиции обязан изложить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

В частности, применяя сотрудниками какой-либо меры по отношению к лицу или группе лиц, сотрудник обязан представиться, объявить цель данного действия и основания, а также разъяснить лицу или группе лиц, например, подвергнутому задержанию, его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика (если это требуется), право на информирование близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

В результате проведенного анализа можно понять, что для создания условий организации полицейской работы потребуются открытость, опора на население, эффективное управление и оптимизация правоохранительной деятельности, обеспечение надлежащего внутреннего и внешнего взаимодействия и достаточных источников обеспечения службы.

Полиция должна незамедлительно реагировать на все заявления и сообщения о преступлениях и других правонарушениях, оперативно и эффективно решать другие вопросы, входящие в ее компетенцию.

Это единственный способ завоевать и сохранить доверие и уважение широкой общественности. Предлагаемые инструкции не претендуют на полное решение всех задач, стоящих перед системой МВД России, а также в области обеспечения безопасности, охраны и защиты прав и свобод граждан, но поддержка, опора на население, качественное исполнение служебных обязанностей, строгое соблюдение законности и дисциплины должны стать ключевыми в деятельности полиции.

Обращая внимание на вышеизложенное, мы можем сделать вывод, что помимо охраны важным организационно-правовым средством в деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения прав и свобод гражданина является защита, которая должна выражаться в действиях по пресечению запрещенного правовыми нормами и актами поведения, применению мер принуждения в случаях совершения правонарушения.

Такая защита должна выражаться в действиях по пресечению запрещенного правовыми нормами и актами поведения в случаях совершения правонарушения. В этой связи вся организационная деятельность органов внутренних дел по соблюдению и обеспечению прав и свобод человека и гражданина направлена на эффективное использование общих и специальных гарантий в целях создания благоприятных условий и организации самого процесса реализации человеком и гражданином своих прав и свобод.

Таким образом, одна из главных ролей в защите прав и свобод человека и гражда-

нина отведена Министерству внутренних дел Российской Федерации, а точнее подразделению органов внутренних дел, которые должны решать вопросы противодействия преступности, обеспечивать безопасность государства, общества и личности, а также защищать его от правовых преступней и посягательств. И, выполняя указанные федеральным законом «О полиции» и Конституцией РФ обязанности сотрудников подразделений органов внутренних дел, а не руководствоваться личными взглядами и убеждениями, а также соблюдать общепризнанные принципы и нормы современного общества.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http:// www. consultant. ru

2. Федеральный закон «О полиции» [Электронный ресурс]: от 07.02.2011 № З-ФЗ (последняя редакция) // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document

3. Макеев Н.Н. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебно-методический комплекс по дисциплине: практикум / Н. Н. Макеев. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2019. 226 с.

4. Овсепян Ж.И. Конституционно-правовой статус человека (гражданина) в России: Монография. Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2018. 702 с.

5. Шульгин С.И. Социально-правовой статус правоохранительных органов России: Учебн. пособие. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2019. 143 с.

REFERENCES

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii Elektronnyj resurs: prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 N 6-FKZ, ot 30.12.2008 N 7-FKZ, ot 05.02.2014 N 2-FKZ, ot 21.07.2014 N 11-FKZ) // SPS «Konsul'tant р1уш». rezhim dostupa: http://www.consultant.ru

2. Federal'nyj zakon "O policii" Elektronnyj resurs: ot 07.02.2011 N 3-FZ (poslednyaya redakciya) // SPS «Konsul'tant plyus». Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document

3. Makeev, N. N. Prokurorskij nadzor v Rossijskoj Federacii: uchebno-metodicheskij kompleks po discipline: praktikum. M.; Berlin: Direkt-Media, 2019. 226 s.

4. Ovsepyan ZH. I. Konstitucionno-pravovoj status cheloveka (grazhdanina) v Rossii: Monografiya. YUzhnyj federal'nyj universitet. Rostov-na-Donu; Taganrog: Izdatel'stvo YUzhnogo federal'nogo universiteta, 2018. 702 s.

5. SHul'gin S.I. Social'no-pravovoj status pravoohranitel'nyh organov Rossii: Ucheb.posobie. Novosibirsk: Izd-vo NGTU, 2019. 143 s.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

ШИРШОВА Мария Дмитриевна, студентка 2 курса, обучающаяся по специальности «Правоохранительная деятельность», Институт права, Челябинский государственный университет, г. Челябинск.

E-mail: [email protected]

Научный руководитель:

Егоров Олег Николаевич, кандидат медицинских наук, доцент кафедры прокурорского надзора и организации правоохранительной деятельности, Институт права, Челябинский государственный университет, г. Челябинск.

Дата поступления статьи:

28.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.