Научная статья на тему 'Ограничение прав сотрудников полиции на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью'

Ограничение прав сотрудников полиции на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2475
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ / ПРАВО НА ЗАНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ НЕ ЗАПРЕЩЕННОЙ ЗАКОНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / RESTRICTIONS ON THE RIGHTS OF POLICE OFFICERS / THE RIGHT TO ENGAGE IN ENTREPRENEURIAL AND OTHER ECONOMIC ACTIVITIES NOT PROHIBITED BY LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Володина Кристина Сергеевна, Ларин Михаил Сергеевич

В статье рассматривается и анализируется законодательство об ограничении конституционно закрепленных экономических прав, в частности, права на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью, сотрудников органов внутренних дел, в том числе полиции, определяются основные задачи ограничения прав сотрудников полиции на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью, указывается на то, что правомерное ограничение прав и свобод сотрудников органов внутренних дел, в том числе полиции, является необходимым условием, обеспечивающим выполнение ими служебных задач. Исходя из проанализированного законодательства, делается вывод, что основное внимание уделяется ответственности сотрудников и минимальное профилактике нарушений. В связи с чем предлагаются меры по профилактике нарушений сотрудниками полиции ограничений и запретов, установленных федеральными законами. При этом формулируется вывод о том, что из сотрудников органов внутренних дел, в том числе полиции, нужно делать не образ эффективного борца с преступностью, а инструмент обеспечения построения правового государства и гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIMITATION OF THE POLICEMEN RIGHTS TO ENGAGE IN ENTREPRENEURIAL AND OTHER ECONOMIC ACTIVITIES NOT PROHIBITED BY LAW

The article examines and analyzes legislation on the restriction of constitutionally fixed economic rights, in particular, the right to engage in entrepreneurial and other economic activities not prohibited by law, employees of internal affairs agencies, including the police. Authors determine the main tasks of limiting the rights of police officers to engage in entrepreneurial and other economic activities not prohibited by law, it is pointed out that the lawful restriction of the rights and freedoms of employees of law enforcement bodies, including the police, is a prerequisite for ensuring their implementation service tasks. Based on the analyzed legislation, it is concluded that the focus is on the responsibility of employees and minimal prevention of violations. In this connection, measures are proposed to prevent violations by police officers of restrictions and prohibitions established by federal laws. At the same time, a conclusion is drawn that among the employees of the internal affairs bodies, including the police, one should not make an image of an effective fighter against crime, an instrument for ensuring the construction of a law-based state and civil society.

Текст научной работы на тему «Ограничение прав сотрудников полиции на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью»

УДК 342.76

К. С. Володина

аспирант

Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

М. С. Ларин

помощник юриста

ООО «Региональный компьютерный сервис», г. Пенза, Российская Федерация

ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ НА ЗАНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ НЕ ЗАПРЕЩЕННОЙ ЗАКОНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Аннотация. В статье рассматривается и анализируется законодательство об ограничении конституционно закрепленных экономических прав, в частности, права на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью, сотрудников органов внутренних дел, в том числе полиции, определяются основные задачи ограничения прав сотрудников полиции на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью, указывается на то, что правомерное ограничение прав и свобод сотрудников органов внутренних дел, в том числе полиции, является необходимым условием, обеспечивающим выполнение ими служебных задач. Исходя из проанализированного законодательства, делается вывод, что основное внимание уделяется ответственности сотрудников и минимальное - профилактике нарушений. В связи с чем предлагаются меры по профилактике нарушений сотрудниками полиции ограничений и запретов, установленных федеральными законами. При этом формулируется вывод о том, что из сотрудников органов внутренних дел, в том числе полиции, нужно делать не образ эффективного борца с преступностью, а инструмент обеспечения построения правового государства и гражданского общества.

Ключевые слова: ограничения прав сотрудников полиции, право на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью.

K. S. Volodina

Postgraduate student Penza State University, Penza, the Russian Federation

M. S. Larin

Legal assistant

Regional computer service, Penza, the Russian Federation

LIMITATION OF THE POLICEMEN RIGHTS TO ENGAGE IN ENTREPRENEURIAL AND OTHER ECONOMIC ACTIVITIES NOT PROHIBITED BY LAW

Abstract. The article examines and analyzes legislation on the restriction of constitutionally fixed economic rights, in particular, the right to engage in entrepreneurial and other economic activities not prohibited by law, employees of internal affairs agencies, including the police. Authors determine the main tasks of limiting the rights of police officers to engage in entrepreneurial and other economic activities not prohibited by law, it is pointed out that the lawful restriction of the rights and freedoms of employees of law enforcement bodies, including the police, is a prerequisite for ensuring their implementation service tasks. Based on the analyzed legislation, it is concluded that the focus is on the responsibility of employees and minimal - prevention of violations. In this connection, measures are proposed to prevent violations by police officers of restrictions and prohibitions established by federal laws. At the same time, a conclusion is drawn that among the employees of the internal affairs bodies, including the police, one

should not make an image of an effective fighter against crime, an instrument for

ensuring the construction of a law-based state and civil society.

Key words: restrictions on the rights of police officers, the right to engage in

entrepreneurial and other economic activities not prohibited by law.

Конституция Российской Федерации в качестве основ конституционного строя закрепляет такие экономические права, свободы и обязанности, как: равенство и многообразие форм собственности, свободу экономической деятельности, право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности [4].

Однако в ряде случаев законодатель допускает ограничение конституционно закрепленных экономических прав. Наиболее актуально это в отношении сотрудников органов внутренних.

И здесь выявляется интересный парадокс: чтобы конституционно закрепленные экономические права свободно реализовывались рядовыми гражданами, необходимо аналогичные права ограничивать у представителей органов публичной власти [9].

Служба в органах внутренних дел представляет собой разновидность государственной службы и ей присущи как общие черты и принципы государственной службы, так и специфические, вытекающие из задач и функций органов внутренних дел.

Сущность деятельности органов внутренних дел, в том числе полиции, состоит в охране существующих общественных правоотношений и правопорядка. Используемые для этого методы и средства связаны с использованием принудительной силы государственной власти. Такие полномочия подразумевают правомерное ограничение прав и свобод самих сотрудников органов внутренних дел, в том числе полиции, как необходимое условие, обеспечивающее выполнение ими служебных задач [2].

Так, сотрудник полиции наделен государственно-властными полномочиями в отношении лиц, не имеющих с ним отношений служебной подчиненности. Он осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел, с учетом особенностей несения службы в пределах территории, обслуживаемой территориальным органом полиции, в соответствии с замещаемой должностью и должностным регламентом (должностной инструкцией) [7].

Возможность ограничений прав сотрудников правоохранительных органов (полиции) допускается рядом международных актов, а также предусмотрена законодательством и прецедентным правом многих зарубежных государств. Об этом свидетельствуют Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Конвенция Международной организации труда № 111 относительно дискриминации в области труда и занятий 1958 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., а также ряд других документов [3].

В Российской Федерации ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции, были закреплены в ст. 29 Федерального законе от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О полиции», которая утратила силу в соответствии с Федеральным законом от 12.02.2015 № 16-ФЗ, а ее положения были перенесены в статью Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) [1].

Исходя из того, что служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы

прохождения службы в органах внутренних дел, положения ст. 14 данного Федерального закона распространяются и на сотрудников полиции.

Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) на сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [8].

Так, пп. 3 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает запрет гражданскому служащему заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией [6].

При этом ограничение прав и свобод сотрудников полиции возможно осуществить тремя способами: путем установления прямых запретов, исключения конкретного правомочия из содержания того или иного права, установления специального порядка реализации права [10].

Очевидно, что основными задачами ограничения прав сотрудников полиции на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом [12] экономической деятельностью являются:

- борьба с коррупцией;

- недопущение возможного конфликта интересов;

- предупреждение участия сотрудников полиции в рейдерских захватах;

- исключение возможности использования полицейскими своего служебного положения в личных целях;

- предупреждение потенциального злоупотребления правами со стороны сотрудников полиции

- обеспечение эффективного функционирования органов внутренних дел в целом и полиции в частности.

В правовом статусе полиции ограничение на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью имеет неоспоримо важную роль, поскольку выступает в качестве своеобразного «сдерживающего противовеса», обладает весьма широкими полномочиями, предоставленными полиции с введением в действие Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О полиции» [12].

Несоблюдение запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, в том числе запрета на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью, признается статьей 49 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) грубым нарушением служебной дисциплины [11].

За нарушение служебной дисциплины, выразившимся в несоблюдении сотрудником ограничений и запретов, установленных федеральными законами, на сотрудника полиции может быть наложено дисциплинарное взыскание, предусмотренное п. 1 ст. 50 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017). При этом такие дисциплинарные взыскания, как перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнение со службы в органах внутренних дел, могут применяться только в случае совершения сотрудником органов внутренних дел грубого нарушения

служебной дисциплины, каким и является несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных федеральными законами [9].

На сегодняшний день в органах внутренних дел, в том числе полиции, основное внимание уделяется ответственности сотрудников, нарушивших ограничения и запреты, установленные федеральными законами, в том числе запрета на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью. При этом минимальное внимание уделяется профилактике таких нарушений.

В рамках настоящей статьи нами предлагаются следующие меры по профилактике нарушений сотрудниками полиции ограничений и запретов, установленных федеральными законами, в том числе запрета на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью в Российской Федерации:

1. Периодическое освещение в рамках служебной подготовки сотрудников полиции темы экономических запретов и ограничений, в том числе запрета на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью;

2. Усиление контроля со стороны гражданского общества за соблюдением сотрудниками полиции экономических запретов и ограничений, в том числе запрета на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью. При этом гражданам в случаях установления фактов нарушения сотрудником полиции данных экономических ограничений должна быть предоставлена возможность обращаться непосредственному к начальнику данного сотрудника путем направления заявлений. На основании таких заявлений граждан будут проводиться служебные проверки в отношении сотрудников, указанных в таких заявлениях.

Интересным представляется предложение М.Ю. Мельникова, озвученное им в докладе на международной научно-теоретической конференции «Актуальные проблемы гражданского и уголовного права» в Санкт-Петербурге. Поскольку большинство сотрудников полиции, нарушающих запрет на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью, делают это потому, что наделенные властью, обладают определенными полномочиями и кругом связей, пытаются создать источник дохода, который сможет обеспечить им занятость и приносить доход при выходе на пенсию. На этот случай М.Ю. Мельников предлагает дать возможность сотрудникам полиции проходить курсы по ведению малого и среднего бизнеса. Тем самым сотрудник полиции будет обеспечен дополнительными знаниями, которые он сможет применить, выйдя на заслуженный отдых [5]. Такое предложение кажется нам обоснованным и вполне возможным.

В целом же, необходимо заострить внимание на том, что из сотрудников органов внутренних дел, в том числе полиции, нужно делать не образ потенциального врага, загнанного в угол многочисленными запретами и ограничениями, а эффективного борца с преступностью, инструмент обеспечения построения правового государства и гражданского общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аврутин Ю.Е. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный)/ Ю.Е. Аврутин, С.П. Булавин, Ю.П. Соловей, В.В. Черников. — М. : Проспект — 2016. — 552 с.

2. Барбин В.В. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел (Организационно-правовые аспекты): курс лекций / В.В. Барбин, В.Н. Бутылин, И.В. Гончаров. — М. : Академия управления МВД России. — 2007. — 240 с.

3. Григонис Э.П. Правоохранительные органы Российской Федерации: следственный комитет и органы внутренних дел / Э.П. Григонис. — СПб. : ООО «МНИОЦ», 2016. — 174 с.

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.10.2017).

5. Мельников М.Ю. Ограничения экономических прав сотрудников полиции как средство обеспечения прав граждан и законных интересов граждан / М.Ю. Мельников // Актуальные проблемы гражданского и уголовного права: сб. науч. статей по матер. меж-дунар. студ. научн.-теорет. конфер. (Санкт-Петербург, 25 мая 2016 г.). — СПб., 2016. — С. 182-184.

6. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 29.07.2017) / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 18.10.2017).

7. О полиции: федер. закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 29.07.2017) / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. consultant.ru/ (дата обращения: 19.10.2017).

8. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017): федер. закон от 30.11.2011 № 342-Ф3 (ред. от 03.04.2017) / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. consultant.ru/ (дата обращения: 15.10.2017).

9. Хужин А.М. О профессиональном и социально-личностном развитии сотрудников правоохранительных органов (на примере установления, квалификации и доказывания невиновного поведения) / А.М. Хужин // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2013. — № 23. — С. 126-129.

10. Чесноков А.А. Ограничения экономических прав участкового уполномоченного полиции / А.А. Чесноков //Вестник Барнаульского юридического института МВД России. — 2015. — № 2 (29). — С. 52-53.

11. Шурупова Е.А. Дисциплинарное производство в органах внутренних дел Российской Федерации: административно-правовой аспект: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 / Е.А. Шурупова.— Челябинск, 2015. — 218 с.

12. Яшенков В.И. Ответственность и иные ограничения в отношении полиции: теоретический аспект / В.И. Яшенков // Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. — 2015. — № 10. — С. 77-79.

REFERENSES

1. Avrutin Iu.E., Bulavin S.P., Solovei Iu.P., Chernikov V.V. Kommentarii k Feder-al'nomu zakonu «O politsii» (postateinyi) [The comment to the Federal law "On Police" (itemized)]. Moscow, Prospekt Publ., 2016, 552 p.

2. Barbin V.V., Butylin V.N., Goncharov I.V. Obespechenie prav i svobod cheloveka i grazhdanina v deiatel'nosti organov vnutrennikh del (Organizatsionno-pravovye aspekty): kurs lektsii [Ensuring the rights and freedoms of the person and citizen in activity of law-enforcement bodies (Organizational and legal aspects): course of lectures]. Moscow, Akademiia upravleniia MVD Rossii Publ., 2007, 240 p.

3. Grigonis E.P. Pravookhranitel'nye organy Rossiiskoi Federatsii: sledstvennyi komitet i organy vnutrennikh del [Law enforcement agencies of the Russian Federation: Investigative Committee and bodies of internal affairs]. Saint Petersburg, MNIOTs Publ., 2016, 174 p.

4. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii (priniata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetompopravok, vnesennykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ) (The Constitution of the Russian Federation (it is accepted by national vote 12.12.1993) (taking into account the amendments made by Acts of the Russian Federation about amendments to the Constitution of the Russian Federation from 30.12.2008 no. 6-FKZ from 30.12.2008 no. 7-FKZ, from 05.02.2014 no. 2-FKZ, from 21.07.2014 no. 11-FKZ). Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 20.10.2017).

5. Mel'nikov M.Iu. Ogranicheniia ekonomicheskikhprav sotrudnikovpolitsii kak sred-stvo obespecheniia prav grazhdan i zakonnykh interesov grazhdan [Restrictions of the economic rights of police officers as instrument for ensuring of the rights of citizens and legitimate interests of citizens]. Aktual'nye problemy grazhdanskogo i ugolovnogo prava: sb. nauch. statei po mater. mezhdunar. stud. nauchn.-teoret. konfer. (Sankt-Peterburg, 25 maia 2016 g.). [Current problems of civil and criminal law: the collection of scientific articles on materials of international student's scientific-theoretical conference]. Saint Petersburg, 2016, pp. 182-184.

6. O gosudarstvennoi grazhdanskoi sluzhbe Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon ot 27.07.2004 № 79-FZ (red. ot 29.07.2017) (On the public civil service of the Russian Federation: the federal law from 27.07.2004 no. 79-FZ (an edition from 29.07.2017)). Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 18.10.2017).

7. O politsii: feder. zakon ot 07.02.2011 № 3-FZ (red. ot 29.07.2017) (About police: the federal law from 07.02.2011 no. 3-FZ (an edition from 29.07.2017)). Available at:: http://www.consultant.ru/ (accessed 19.10.2017).

8. O sluzhbe v organakh vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii i vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii (s izm. i dop., vstup. v silu s 28.06.2017): feder. zakon ot 30.11.2011 № 342-FZ (red. ot 03.04.2017) (On service in law-enforcement bodies of the Russian Federation and introduction of amendments to separate acts of the Russian Federation (with amendment and additional, come in force with 28.06.2017): the federal law from 30.11.2011 no. 342-FZ (an edition from 03.-4.2017)). Available at: http://www.consultant.ru/ (accessed 15.10.2017).

9. Khuzhin A.M. On the professional, social and personal development of the law enforcement officers (on the example of the establishment, qualification and proof of innocent behaviour) . Iuridicheskaia nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoi akademii MVD Rossii = Legal science and practice: Bulletin of Nizhniy Novgorod academy of the Ministry of the Interior of Russia, 2013, no. 23, pp. 126-129 (in Russian).

10. Chesnokov A.A. Restrictions of the economic rights of the district police officer. Vestnik Barnaul'skogo iuridicheskogo instituta MVD Rossii = Bulletin of the Barnaul legal institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2015, no. 2 (29), pp. 52-53 (in Russian).

11. Shurupova E.A. Distsiplinarnoe proizvodstvo v organakh vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii: administrativno-pravovoi aspekt: diss. kand. iurid. nauk: 12.00.14 [Disciplinary production in law-enforcement bodies of the Russian Federation: administrative and legal aspect: diss. of. cand. of law]. Cheliabinsk, 2015, 218 p.

12. Iashenkov V.I. Liability and other restrictions against the police: theoretical aspect. Vestnik Essentukskogo instituta upravleniia, biznesa i prava = Bulletin of the Yessentuki institute of management, business and right, 2015, no. 10, pp. 77-79 (in Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Володина Кристина Сергеевна — аспирант, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: kslarina0758@ gmail.com.

Ларин Михаил Сергеевич — помощник юриста, ООО «Региональный компьютерный сервис», 440052, г. Пенза, ул. Чкалова 52, Российская Федерация, e-mail: larinMS@mail.ru.

AUTHORS

Volodina Kristina Sergeevna — Postgraduate student, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: kslarina0758@gmail.com.

Larin Mikhail Sergeevich — Legal assistant, Regional computer service, 52 Chkalova Street, Penza, 440052, the Russian Federation, e-mail: larinMS@mail.ru.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Володина К.С. Правовая регламентация института обязательного страхования в российском законодательстве / К.С. Володина, М.С. Ларин // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2017. — Т. 5, № 4 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Volodina K. S., Larin M. S. Limitation of the policemen rights to engage in entrepreneurial and other economic activities not prohibited by law. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2017, vol. 5, no. 4, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.