Научная статья на тему 'Место и роль органов внутренних дел в системе обеспечения конституционных прав и свобод человека'

Место и роль органов внутренних дел в системе обеспечения конституционных прав и свобод человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1169
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА / ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ENSURING CONSTITUTIONAL HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS / PUBLIC AUTHORITY / PUBLIC AUTHORITIES / INTERNAL AFFAIRS BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Матросов Сергей Николаевич, Петров Александр Геннадьевич, Петров Владислав Руфович

В статье исследуется ряд актуальных вопросов, связанных с обеспечением прав и свобод личности органами внутренних дел, где в большей степени реализуются конституционные права, которые затрагивают вопросы охраны и защиты прав граждан. В настоящее время проблемы, связанные с обеспечением конституционных прав и свобод личности, в условиях становления правового государства приобретают все большее значение и становятся предметом пристального внимания ведущих ученых во многих отраслях права. Авторами предлагается на законодательном уровне более детально регламентировать правила обеспечения правопорядка и законности органами публичной власти при проведении массовых мероприятий. Сделан вывод о том, что необходимо совершенствовать механизм взаимодействия органов публичной власти в системе обеспечения конституционных прав и свобод человека, что способствовало бы повышению качества и эффективности обеспечения этих ключевых прав, а своевременное реагирование со стороны должностных лиц органов внутренних дел на нарушения личных конституционных прав и свобод граждан во многих случаях позволит устранить причины нарушений этих прав, а также не только обеспечит защиту, но и поможет восстановить права и свободы личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Матросов Сергей Николаевич, Петров Александр Геннадьевич, Петров Владислав Руфович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Place and role of the bodies of internal affairs in the system of ensuring constitutional rights and human freedoms

The article examines a number of topical issues related to ensuring the rights and freedoms of the individual by the internal affairs bodies, where constitutional rights that affect the protection and protection of the rights of citizens are more fully realized. Currently, the problems associated with ensuring constitutional rights and freedoms of the individual, in the context of the establishment of the rule of law, are becoming increasingly important and are becoming the subject of close attention of leading scholars in many branches of law. The article proposes at the legislative level to regulate in more detail the rules of law and order by public authorities during mass events. The authors conclude that it is necessary to improve the mechanism of interaction between public authorities in the system of ensuring constitutional human rights and freedoms, which would contribute to improving the quality and effectiveness of ensuring these key rights, and timely response by officials of internal affairs bodies to violations of personal constitutional rights and freedoms of citizens in many cases will eliminate the causes of violations of these rights, and not only provide protection, but also help restore rights and freedoms s personality.

Текст научной работы на тему «Место и роль органов внутренних дел в системе обеспечения конституционных прав и свобод человека»

sijskoj Federatsii ot 14.11.2002 № 138-FZ (red. ot 28.12.2018) // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 2002. № 46, st. 4532.

3. Kodeks administrativnogo sudoproizvodstva Rossijskoj Federatsii ot 08.03.2015 № 21-FZ (red. ot 28.12.2018) // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 2015. № 10, st. 1391.

4. Ugolovny'j kodeks Rossijskoj Federatsii ot 13.06.1996 № 63-FZ (red. ot 17.06.2019) // Sobr. zakonodateFstva Ros. Federatsii. 1996. № 25, st. 2954.

5. Vlasenko N.A. Kollizionnye normy' v sovets-kom prave [Conflict of Laws rules in Soviet law]: monografiya. Irkutsk, 1984. 99 s.

6. Ershov V.V., Ershova E.A. Trudovoj dogovor [Employment contract]. M., 2001. 210 s.

7.MatuzovN.I., Mal'koA.V. Teoriya gosudarstva i prava [Theory of state and law]: uchebnik. 4-e izd., ispr. i dop. M.: ID «Delo» RANXiGS, 2015. 528 s.

8. Neznamova Z.A. Kollizii v ugolovnom prave [Collision in penal law]: monografiya. Ekaterinburg, 1994. 284 s.

9. Obshchaya teoriya gosudarstva i prava. Aka-demicheskij kurs [General theory of state and law. Academic course]: v 3 t. / otv. red. M.N. Marchenko. M., 2002. T. 3. 528 s.

10. Otvety' Sudebnoj kollegii po grazhdanskim delam Verkhovnogo suda Rossijskoj Federatsii na voprosy' sudov po primeneniyu norm GPK RF: utv. Prezidiumom Verkhovnogo Suda RF ot 24 marta 2004 g. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy' «Garant» (data obrashcheniya: 29.10.2018).

11. Petrov A.A. Ierarkhicheskie kollizii v prave [Hierarchical conflicts in law]: dis. ... kand. yurid. nauk. Krasnoyarsk, 2009. 204 s.

12. Ufimtseva V.A. Vnutriotraslevy'e kollizii v ugolovnom prave [Intra-industry conflicts in criminal law] // Mirovoj sud'ya. 2018. № 11. S. 26-31.

ГОРОДНОВА Ольга Николаевна - кандидат юридических наук, кандидат философских наук, доцент кафедры уголовного права и судопроизводства. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: gorodno. olga@yandex. ru.

СЫБАТОВА Мария Эдуардовна - студент. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: marya.sobato-va@mail.ru.

GORODNOVA, Olga Nikolaevna - Candidate of Sciences (Law), Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Criminal Law and Judicial Procedure. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: gorodno.olga@yandex.ru.

SYBATOVA, Maria Eduardovna - Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: marya.sobatova@mail.ru.

УДК 342.7:351.74

МЕСТО И РОЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ

И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

С.Н. Матросов, А.Г. Петров, В.Р. Петров

В статье исследуется ряд актуальных вопросов, связанных с обеспечением прав и свобод личности органами внутренних дел, где в большей степени реализуются конституционные права, которые затрагивают вопросы охраны и защиты прав граждан. В настоящее время проблемы, связанные с обеспечением конституционных прав и свобод личности, в условиях становления правового государства приобретают все большее значение и становятся предметом пристального внимания ведущих ученых во многих отраслях права.

Авторами предлагается на законодательном уровне более детально регламентировать правила обеспечения правопорядка и законности органами публичной власти при проведении массовых мероприятий. Сделан вывод о том, что необходимо совершенствовать механизм взаимодействия органов публичной власти в системе обеспечения конституционных прав и свобод человека, что способствовало бы повышению качества и эффективности обеспечения этих ключевых прав, а своевременное реагирование со стороны должностных лиц органов внутренних дел на нарушения личных конституционных прав и свобод граждан во многих случаях позволит устранить

причины нарушений этих прав, а также не только обеспечит защиту, но и поможет восстановить права и свободы личности.

Ключевые слова: обеспечение конституционных прав и свобод человека; публичная власть; органы государственной власти; органы внутренних дел.

S.N. Matrosov, A.G. Petrov, V.R. Petrov. PLACE AND ROLE OF THE BODIES OF INTERNAL AFFAIRS IN THE SYSTEM OF ENSURING CONSTITUTIONAL RIGHTS AND HUMAN FREEDOMS

The article examines a number of topical issues related to ensuring the rights and freedoms of the individual by the internal affairs bodies, where constitutional rights that affect the protection and protection of the rights of citizens are more fully realized. Currently, the problems associated with ensuring constitutional rights and freedoms of the individual, in the context of the establishment of the rule of law, are becoming increasingly important and are becoming the subject of close attention of leading scholars in many branches of law.

The article proposes at the legislative level to regulate in more detail the rules of law and order by public authorities during mass events. The authors conclude that it is necessary to improve the mechanism of interaction between public authorities in the system of ensuring constitutional human rights and freedoms, which would contribute to improving the quality and effectiveness of ensuring these key rights, and timely response by officials of internal affairs bodies to violations of personal constitutional rights and freedoms of citizens in many cases will eliminate the causes of violations of these rights, and not only provide protection, but also help restore rights and freedoms s personality.

Keywords: ensuring constitutional human rights and freedoms; public authority; public authorities; internal affairs bodies.

Важнейшей задачей Российского государства является обеспечение конституционных прав и свобод человека. Конституция РФ установила их естественный характер и то, что они определяют смысл и содержание деятельности законодательных и исполнительных органов власти [5].

В современных условиях становления правового государства роль органов внутренних дел по обеспечению конституционных прав и свобод человека, и прежде всего социальных прав со стороны общества и государства, усилилась, она стала одним из важнейших вопросов. Многие новые явления, непосредственно затрагивающие права и свободы человека, оказываются вне сферы государственного воздействия и правового регулирования, в этих условиях выработка концепции, способной выявить тенденции современного общественного развития, становится крайне необходимой и очень востребованной.

Актуальность вопросов, связанных с обеспечением прав и свобод личности, обусловлена возрастающей ролью органов внутренних дел в обеспечении безопасности общества в целом и каждого гражданина в отдельности: от профессионализма, ответственности, дисциплинированности, деловых и моральных качеств работников полиции зависит уровень защищенности общества и граждан. Неграмотность, непрофессионализм, попустительство преступлениям и правонарушениям, коррумпированность - все это формирует негативное общественное мне-

ние о неспособности государства обеспечить защиту декларированных государством конституционных прав и интересов граждан. Пока еще мало кто может привести примеры, когда бы должностное лицо органов внутренних дел подверглось наказанию за издание нормативных актов, которые противоречат законодательству и нарушают конституционные права и свободы личности.

Правовой основой деятельности органов внутренних дел в обеспечении защиты конституционных прав и свобод личности являются Конституция Российской Федерации [1], Закон «О полиции» [2] и др. Они закрепляют статус органов внутренних дел в системе органов государственной власти, принципы их деятельности, права и свободы личности, подлежащие обеспечению и охране.

Место и роль органов внутренних дел в системе органов государственной власти косвенно закрепляются в ст. 114, 71, 72, 77, 78 и др. Конституции РФ. В соответствии со ст. 114 «Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью». Следует отметить, что органы внутренних дел относятся к исполнительной ветви государственной власти. По смыслу ст. 71, 72, 77, 78 Конституции РФ защита прав и свобод личности находится в ведении как Российской Федерации, так и в совместном ведении РФ и субъектов. Система органов внутренних дел яв-

ляется единой на всей территории страны, поэтому они в своей деятельности активно взаимодействуют с региональной исполнительной властью во главе с высшим должностным лицом субъекта РФ [4]. Для осуществления полномочий федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (МВД России) создаются территориальные органы и назначаются соответствующие должностные лица.

Конституция РФ закрепляет также следующие принципы деятельности органов внутренних дел: законность (п. 2 ст. 15), приоритет прав и свобод личности (ст. 18), презумпция невиновности (ст. 49), недопустимость доказательств, полученных с нарушением закона (п. 2 ст. 50), неретроактивность закона, устанавливающего или отягчающего ответственность (п. 1 ст. 54) и др.

Безусловное соблюдение и защита прав и свобод человека в современном мире является одним из основных признаков правового государства. Гражданин обладает правом обратиться за защитой своих нарушенных прав к государству в лице его органов для их восстановления. Статья 33 Конституции РФ закрепляет право граждан обращаться лично, а также коллективно в государственные органы и органы местного самоуправления, ч. 3 ст. 46 дает право гражданину обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

В основах правового статуса личности ключевое место принадлежат конституционным нормам, призванным закрепить основные права и свободы, иначе говоря, выразить достигнутый в обществе уровень свободы. В результате этого определение сущности свободы личности как правовой категории является важной предпосылкой к исследованию конституционных прав и свобод граждан личности. Неприкосновенность личности предусматривает обеспечение всех проявлений свободы личности при согласовании своих действий с объективными законами природы и общества. Можно сказать, что лицо, совершившее правонарушение, одновременно является нарушителем конституционных норм, и, следовательно, соблюдение конституционных норм есть важнейшее условие неприкосновенности личности.

Конституция включает свободу и личную неприкосновенность в число ведущих личных (гражданских) прав, которые не только создают условия, необходимые для полного удовлетворения требований личности, но и обеспечивают демократическое развитие общества. В

контексте ч. 1 ст. 22 Конституции РФ «право на свободу и личную неприкосновенность» понимается как часть личных прав и свобод, образующих правовой институт неприкосновенности личности. Конституционное право на свободу и личную неприкосновенность заключается в недопущении, пресечении и наказуемости посягательств:

- на жизнь, здоровье, телесную неприкосновенность и половую свободу (физическая неприко сновенно сть);

- честь и достоинство, нравственную свободу (нравственная неприкосновенность);

- нормальное течение психических процессов - интеллектуальную и волевую сферы сознания (психическая неприкосновенность);

- свободу передвижения, свободу выбора места пребывания (личная свобода).

В литературе по указанному вопросу есть и другая точка зрения. Некоторые ученые толкуют термин «свобода» (в контексте ч. 1 ст. 22 Конституции РФ) расширительно, включая в его содержание правомочия, реализуемые в сфере политической (свобода мысли и слова и т.д.) и профессиональной (свобода труда, свобода творчества и т.д.) жизни [6]. Однако эта точка зрения представляется, на наш взгляд, менее аргументированной, чем предыдущая, которая адекватно отражает не только дух, но и букву Конституции РФ.

Таким образом, личная неприкосновенность исключает необоснованное стеснение, ущемление прав и свобод индивидов. Здесь имеется в виду правовая защита от произвола власти, в том числе со стороны сотрудников органов внутренних дел. С другой стороны, органы внутренних дел имеют право привлекать к юридической ответственности нарушителей общественного правопорядка.

Одно из основных прав личности - право на жизнь. Для органов внутренних дел защита жизни людей является важнейшей задачей, поскольку личность, ее права и свободы относятся к объектам безопасности. Ни один гражданин не может быть сознательно лишен жизни. Смертная казнь, пока она не отменена, может применяться только по приговору суда в качестве исключительной меры. Применение смертной казни не считается нарушением национального законодательства, если оно сочетается с ответной мерой наказания, применяемого государством в случае крайней необходимости к лицу, признанному виновным в совершении особо тяжкого преступления.

Согласно Конституции РФ (ст. 31 и 32) публичные мероприятия - митинги, пикетирования, демонстрации и шествия - это не-

отъемлемые права граждан, одна из форм непосредственного выражения мнения граждан. Этот институт имеет немаловажное значение для обеспечения ключевых прав и свобод человека и функционирования демократического общества. Но в настоящее время достаточно часто граждане осуществляют их, не соблюдая требования нормы, установленные ФЗ от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Неодобренные властями митинги, как правило, сопровождаются массовыми нарушениями общественного порядка, противодействием полицейским.

Перед органами внутренних дел стоит непростая задача - обеспечение конституционных прав и свобод наших граждан, правопорядка и безопасности участников проводимых массовых мероприятий, предупреждение и своевременное пресечение правонарушений и недопущение массовых беспорядков, чтобы каждый сотрудник полиции действовал по заранее разработанному алгоритму и знал особенности действий в таких экстремальных ситуациях. Существует настоятельная необходимость законодательного регулирования правил обеспечения правопорядка и законности при проведении массовых мероприятий органами публичной власти.

Важнейшее место в обеспечении конституционных прав и свобод личности занимает оперативно-розыскная работа. В Законе РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» [3] подчеркивается, что она осуществляется в сочетании гласных и негласных методов и средств, в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

В ходе этой деятельности органы внутренних дел в свою очередь сами должны строго соблюдать права и законные интересы граждан, им запрещается проводить ее в иных предусмотренных законом целях. Если действия органов, осуществляющих ОРД, привели к нарушению прав и свободы гражданина, он вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.

В ч. 4 ст. 55 Конституции предусмотрены обязательные условия ограничения прав. Эти ограничения прав и свобод должны основываться на принципах разумности и соразмерности и допускаются в условиях чрезвычайного и военного положения. В период чрезвычайных ситуаций органы внутренних дел имеют право ограничить движение транспорта, проводить

досмотр граждан, их вещей и багажа, ограничения оборота оружия и взрывчатых веществ, участвовать в спасении людей и их имущества, принимать меры по оказанию помощи людям, пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев, и т.д.

Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов:

1. Проблемы, связанные с обеспечение конституционных прав и свобод личности, в современных условиях приобретают все большее значение и становятся предметом пристального внимания ведущих ученых в различных отраслях права.

2. Своевременное реагирование со стороны должностных лиц органов внутренних дел на нарушения конституционных прав и свобод граждан во многих случаях позволит устранить причины нарушений этих прав, и не только обеспечит защиту, но и поможет восстановить права и свободы личности.

3. Являясь давно возникшим институтом управления, функционирование органа внутренних дел свидетельствует о значительном положительном опыте своего существования в качестве одного из основных правоохранительных органов Российского государства по обеспечению конституционных прав и свобод личности, который нуждается в постоянной систематизации накопленного опыта.

4. Необходимо совершенствовать механизм взаимодействия органов публичной власти в системе обеспечения конституционных прав и свобод человека, что способствовало бы повышению качества и эффективности обеспечения этих ключевых прав.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.

2. О полиции: федер. закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 01.04.2019) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7, ст. 900.

3. Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 33, ст. 3349.

4. Демидов М.В. Исполнительная власть субъекта Российской Федерации: конституционно-правовой аспект ее статуса // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 1. С. 62-67.

5. Демидов М.В. Парламентский контроль за соблюдением конституционных прав и свобод личности // Конституционное и муниципальное право. 2017.№ 5. С. 27-29.

6. Комментарий к Конституции Российской Федерации / общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М., 1996. 552 с.

References

1. Konstitutsiya Rossijskoj Federatsii: prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ) // Sobr. zakonodatePstva Ros. Federatsii. 2014. № 31, st. 4398.

2. O politsii: feder. zakon ot 07.02.2011 № 3-FZ (red. ot 01.04.2019) // Sobr. zakonodatePstva Ros. Federatsii. 2011. № 7, st. 900.

3. Ob operativno-rozy'sknoj deyateFnosti: feder. zakon ot 12.08.1995 № 144-FZ (red. ot 06.07.2016) // Sobr. zakonodateFstva Ros. Federatsii. 1995. № 33, st. 3349.

4. Demidov M.V Ispolnitelnaya vlast sub"ekta Rossijskoj Federatsii: konstitutsionno-pravovoj aspekt ee statusa [Executive power of a subject of the Russian Federation: constitutional and legal aspect of its status] // Konstitutsionnoe i munitsipalnoe pravo. 2017. № 1. S. 62-67.

5. Demidov M.V. Parlamentskij kontroF za sob-lyudeniem konstitutsionnykh prav i svobod lichnos-ti [Parliamentary control over the observance of constitutional rights and freedoms of the individual] // Konstitutsionnoe i munitsipalnoe pravo. 2017. № 5. S. 27-29.

6. Kommentarij k Konstitutsii Rossijskoj Federatsii / obshch. red. Yu.V. Kudryavtseva. M., 1996. 552 s.

МАТРОСОВ Сергей Николаевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: s.n.matrosov@rucoop.ru.

ПЕТРОВ Александр Геннадьевич - доктор юридических наук, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: a.g. petrov @rucoop.ru.

ПЕТРОВ Владислав Руфович - кандидат юридических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин. Чувашская государственная сельскохозяйственная академия. Россия. Чебоксары. E-mail: PVR-PVR@mail.ru.

MATROSOV, Sergey Nikolaevich - Candidate of Sciences (Law), Associate Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: s.n.matrosov@rucoop.ru.

PETROV, Alexander Gennadyevich - Doctor of Sciences (Law), Candidate of Sciences (History), Head of the Department of Constitutional and Municipal Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. Email: a.g. petrov @ rucoop.ru.

PETROV, Vladislav Rufovich - Candidate of Sciences (Law), Associate Professor of the Department of General Education. Chuvash State Agricultural Academy. Russia. Cheboksary. E-mail: PVR-PVR@mail.ru.

УДК 343.35

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УГОЛОВНЫХ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

А.А. Пастушенко

В статье рассматриваются нормы уголовных кодексов Российской Федерации и Кыргызской Республики, формирующие целостную систему уголовно-правовой охраны общественных отношений в сфере расходования бюджетных средств. Проведен полный анализ статей Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ, Кодекса Кыргызской Республики от 02.02.2017 № 19 «Уголовный кодекс Кыргызской Республики», Уголовного кодекса Кыргызской Республики от 01.10.1997 № 68, устанавливающих уголовную ответственность за посягательства на бюджетные средства. Осуществлено их системное исследование и сравнение, определены спе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.