Научная статья на тему 'Значимость изучения отечественной философии'

Значимость изучения отечественной философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
81
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значимость изучения отечественной философии»

Редакционная почта

153

разработанной А.Я. Флиером по отношению к формированию культурной полносубъект-ности личности в процессе ее социализации:

■ компетентность по отношению к институциональным нормам социальной организации и регуляции — основным социальным институтам, экономическим, политическим, правовым и конфессиональным структурам, учреждениям, установлениям и иерархиям;

■ компетентность по отношению к конвенциональным нормам социальной регуляции — национальным и сословным традициям, господствующей морали, нравственности, мировоззрению, ценностям, оценочным критериям, нормам этикета, обычаям, обрядам, обыденной эрудиции в естественных, технических, социальных и гуманитарных знаниях;

■ компетентность по отношению к кратковременным, но остроактуальным образцам социальной престижности - моде, имиджу, стилю, жаргону, кумирам, гендер-ным символам, интеллектуальным и эстетическим течениям;

■ уровень полноты и свободы владения языками социальной коммуникации - естественным разговорным (устным и письменным), специальными языками и социальными (профессиональными) жаргонами, принятыми в данном сообществе этикетом и церемониалом, политической, религиозной, социальной и этнографической символикой, атрибутикой престижности, социальной маркировки стиля, моды и пр. [2].

Представляется, что посредством трансляции и закрепления в культуре каждого следующего поколения этих составляющих коммуникационной компетентности осуществляется социальное воспроизводство общества и его культуры.

Литература

1. Петров М.К. Язык, знак, культура. - М.,

1991. - С. 84.

2. Флиер А.Я. Культура как фактор нацио-

нальной безопасности // Общественные науки и современность. - 1998. - № 3.

А. ЛАГУНОВ, доцент Северо-Кавказский государственный технический университет

Д иоген Лаэртский приписывал Геракли-/ \ ту высказывание о том, что «много-знание уму не научает». Греческое «нус» -сложно переводимое понятие, оно имеет значение и «ума», «разума», и «мысли», «смысла», и «духа», во всяком случае, думается, гераклитовский «ум» следует отличать от нашего обычного восприятия данного слова. По мнению признанного авторитета в области античной философии и древнегреческого языка А.Ф. Лосева, «"ум" русский язык обычно понимает как теоретическую способность правильно и целесообразно мыслить. Но слово "разум" имеет уже некоторый новый оттенок, указывающий не только на теоретическое мышление, но и на способность практически пользо-

Значимость изучения

отечественной

философии

ваться этим мышлением... Что же касается слова "мудрость", то, если прислушаться к общему чувству русского языка, здесь имеется не просто практическая способность применять теорию, но уже и законченное владение такой теорией, которая умеет разбираться в действительности и целесообразно ее направлять » [1]. Философия есть «любовь к мудрости», «любомудрие», а «мудрость», «зорЫа», в свою очередь - «жизненно-оформленный ум, или ум, впитавший в себя уже заранее все возможные фактические ситуации, где он мог быть применяем» [Гам же]. Таким образом, изучение философии - не просто экстенсивное приращение дисциплинарного багажа знаний и не только теоретическое умствование. Оно

154

Высшее образование в России • № 6, 2007

преследует цель овладеть практическим умением применять знания, а для этого необходимо и мыслить самостоятельно, и иметь представление о том, как мыслили до тебя.

Считается, что без знания истории невозможна подготовка грамотного, образованного специалиста, и с этой дисциплиной мы начинаем достаточно подробно знакомиться уже в средней школе. Однако зачастую забывается, что историю в классическом понимании, историю событийную, обусловливает история мысли. «Как человек мыслит, так он и поступает; какова мен-тальность, каков образ мышления народа, таковы и события его истории» — это положение можно считать аксиоматичным: мысль есть детерминанта вектора направленности событийной истории. Поэтому изучение истории мысли как истории философии является необходимым элементом образовательного процесса, причем оно должно начинаться как можно раньше, желательно — параллельно с освоением классической истории. Что же касается отечественной истории, то очевидно, для более качественного освоения этого предмета просто необходимо знакомство с русской философией уже в старших классах средней школы.

На наш взгляд, вполне нормально, когда в США углубленно изучается американская философия, в Китае — китайская, в Японии, соответственно, японская, то есть когда изучение философии ориентировано на постижение не только общечеловеческой мудрости, но в немалой степени и мудрости отечественной. И совсем не нормально то, что российский государственный стандарт по философии для вузов не предусматривает необходимого изучения русской философии. Точнее, рекомендуя в качестве содержания дисциплины набор философских понятий, определение конкретного материала он отдает на усмотрение кафедр высших учебных заведений, далеко не все из которых в должной мере пользуются при этом наработками отечественных мыслителей (сделать это им не позволяет и малое количество часов, отводимых на изучение философии).

С сожалением констатируем, что сегодня ярко выражена тенденция узкого понимания образования, совсем в духе геракли-товского «многознания ». Только этим можно объяснить распространенное мнение о ненужности изучения гуманитарных дисциплин, в том числе и философии, в высшей технической школе. Прежде всего отметим, что философия, по нашему мнению, не только гуманитарная, но в такой же степени и естественно-научная дисциплина, точнее, она шире этого достаточно условного разделения наук. Поэтому личность, претендующая на образованность, непременно должна иметь четкое представление о философских проблемах, что позволит ей самостоятельно и универсально мыслить.

Образование, на наш взгляд, следует понимать в широком смысле, не просто как обучение кого-нибудь чему-нибудь, но как постоянный процесс самосоздания человеком самого себя, своего образа, опосредуемый внешним воздействием со стороны конкретного общества. Любой социум, желающий для себя будущности, должен образовательные проблемы выносить на первый план, поскольку все остальные — экономические, политические, внутренней и внешней безопасности, социальные, здравоохранения и пр. — в той или иной степени зависят от акторов, наполняющих конкретным содержанием все общественные институты, приводящих их в действие и совершенствующих по мере необходимости. Образование в широком и истинном смысле — это создание образа, требующее усилий как самого человека, так и всего общества; в нем следует принимать участие и самой личности, и семье, и школе, и профессиональным учебным заведениям, и различным дополнительным образовательным институтам, поскольку становление персонального образа не завершается с получением того или иного диплома, а продолжается на протяжении всей человеческой жизни.

На наш взгляд, эффективное использование в системе образования технологий, основывающихся на сократовском принципе, согласно которому добродетель есть знание добра и действие в соответствии с этим знанием,— единственно применимый сегод-

Редакционная почта

155

ня метод, путь, ведущий человечество к достойному будущему. Элитное, узкопрофессиональное образование позволило создать техногенную цивилизацию и породило современные глобальные проблемы. Теперь же следует не только вернуться к всеобщему и бесплатному образованию, но и уделить особенное внимание развитию творческого мышления каждого индивида. В процессе самообучения и внешнего обучения человек должен знакомиться с альтернативными религиозными, научными, философскими мировоззрениями, осуществляя самостоятельный выбор. Если мы допускаем возможность глобализации, универсализации мирового социума, то почему бы все-таки не допустить возможность свободного, добровольного формирования у человека общих представлений об истине? И плюрализм, установившийся сегодня в философском мышлении, по нашему мнению, будет только способствовать переоценке тысячелетних ценностей, не упускающей из виду всех достижений человеческого разума.

Значимость изучения философских дисциплин для гуманитарных специальностей вузов несомненна, что же касается важности для России и всего мира изучения философии в высшей технической школе, отметим следующее. Современный инженер — не только технически грамотный практик, но и во многих случаях человек, осуществляющий научно-исследовательскую деятельность, последствия которой могут быть непредсказуемыми как для самого исследователя, так и для всего человечества, особенно в условиях техногенного мира. В связи с этим огромное значение имеет общее мировоззрение ученого, совершившего открытие, результаты которого могут быть одновременно и положительными, и отрицательными. Речь здесь идет об ответственности — не только отдельной личности, но и всего научного и инженерного сообщества — за свою деятельность, а представление об этой ответственности как раз и опосредовано глубиной мышления, умением философствовать.

Конечно, скептик может возразить: философствованию научить нельзя, зачем же

излишне загружать студента, пусть профессию осваивает, гайки-шестеренки рисует, мол, мудрости, которая с годами приходит, жизнь научит. А подкованный скептик приведет и авторитетное мнение отечественного мыслителя, что основным философским правилом является следующее: «Вначале быть, потом действовать, после этого философствовать» [2]. И с этим скептиком нельзя не согласиться. Он прав, но лишь частично. Из вышеприведенного «правила И. Ильина» ни в коем случае не следует, что вообще не нужно изучать философию, учиться самобытно и свободно мыслить. Смысл его в том, что лишь философствование, опосредованное опытом деятельной жизни, становится цельным и значимым если не для человечества в целом, то для конкретной личности и ее окружения. Но способность к такому философствованию не придет с годами, если с юных лет не учиться самостоятельно мыслить, не интересоваться, что же думали наши предшественники по поводу возможных ответов на кажущиеся неразрешимыми, по крайней мере однозначно, смысложизненные вопросы. Философия как дисциплина для изучения и умудренное жизнью философствование не противоречат, но взаимно поддерживают друг друга.

Узкий специалист, пусть даже и очень талантливый в своей сфере, не может считаться достаточно образованным человеком (а полностью образованным быть и нельзя, поскольку временной интервал создания образа — вся жизнь), если он не постиг основных стадий процесса зарождения и развития человеческой мудрости, не увлекся изучением философии, без которого невозможно не только самостоятельное, но и грамотное мышление.

Литература

1. Лосев А.Ф. Философско-поэтический символ

Софии у Вл. Соловьева // А.Ф. Лосев. Страсть

к диалектике: Литературные размышления

философа. - М., 1990. - С. 206-207.

2. См. Ильин И.А. Религиозный смысл фило-

софии // И.А. Ильин. Почему мы верим в

Россию: Сочинения. - М., 2006. - С. 112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.