Научная статья на тему 'Философия как основание нравственных ориентиров'

Философия как основание нравственных ориентиров Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
144
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ / ФИЛОСОФСКИЙ БАЗИС / HUMANITARIAN EDUCATION / PHILOSOPHICAL KNOWLEDGE / PHILOSOPHICAL BASIS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Золотарева Татьяна Алексеевна

Статья посвящена осмыслению творческого процесса, этапам его становления. Рассматриваются качества творческой личности, проблема развития и совершенствования творческих возможностей будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY AS THE FOUNDATION OF MORAL GUIDELINES

The paper examines creative process and the stages of its formation. The author analyses the features of a creative person, the problem of development and improvement of creative possibilities of a future specialist.

Текст научной работы на тему «Философия как основание нравственных ориентиров»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 130.2

Т. А. Золотарева

ФИЛОСОФИЯ КАК ОСНОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ

Статья посвящена осмыслению творческого процесса, этапам его становления. Рассматриваются качества творческой личности, проблема развития и совершенствования творческих возможностей будущего специалиста.

Ключевые слова: гуманитарное образование, философское знание, философский базис.

T. А. Zolotareva

PHILOSOPHY AS THE FOUNDATION OF MORAL GUIDELINES

The paper examines creative process and the stages of its formation. The author analyses the features of a creative person, the problem of development and improve-

ment of creative possibilities of a future specialist.

Key words: humanitarian education, philosophical knowledge, philosophical basis.

Глобализационные процессы, происходящие в современном мире и оказывающие влияние на формирование общества, привели к действенным переменам практически во всех сферах общества. Последствия прогресса науки и техники прослеживаются во всех областях жизнедеятельности современного человека. Современное Российское общество переживает духовно-нравственный кризис, который может привести человека, особенно это относится к молодому поколению, к потере жизненных ориентиров. Решающую роль в постановлении этих проблем играет современное образование, ориентированное на гуманитаризацию. Гуманитарное образование должно давать студенту не только знания об обществе, человеке, но и помогать выявлять свою индивидуальность. Чем пространнее гуманитарная культура человека, тем свободнее он адаптируется к изменяющимся социальным условиям. Современная наука и техника возлагает на

человека огромную ответственность, и, чтобы управлять ими, необходимо быть специализированным не только технически, но и нравственно. Именно философия помогает приобрести нравственную специализацию.

В современном обществе значительная часть философии как специфической области человеческого знания и как особой формы профессиональной деятельности, связанной с трансляцией этого знания, сосредоточено в высших учебных заведениях. Философия в вузе - особенная дисциплина, способствующая духовному развитию студентов. Скептическое отношение к вузовской философии со стороны студентов объясняется тем, что, редко заглядывая в учебники и другую учебную литературу, студенты по обыкновению говорят о ее оторванности от современной науки, от основополагающих жизненных ценностей человечества. Еще в 1817 году Гегель писал: «Можно, пожалуй, сказать, что в наше время философия не пользуется особой бла-

госклонностью; по крайней мере, теперь уже не признают, как в прежнее время, что изучение философии должно быть необходимым введением и основой для всякого дальнейшего научного образования и профессиональных занятий. Во всяком случае, можно смело утверждать, что к философии природы в особенности относятся теперь с большей антипатией» [1, с. 7].

По мнению признанного авторитета в области античной философии и древнегреческого языка А. Ф. Лосева, «"ум" русский язык обычно понимает как теоретическую способность правильно и целесообразно мыслить. Но слово "разум" имеет уже некоторый новый оттенок, указывающий не только на теоретическое мышление, но и на способность практически пользоваться этим мышлением... Что же касается слова "мудрость", то, если прислушаться к общему чувству русского языка, здесь имеется не просто практическая способность применять теорию, но уже и законченное владение такой теорией, которая умеет разбираться в действительности и целесообразно ее направлять». Философия есть «любовь к мудрости», «любомудрие», а «мудрость», <^орМа», в свою очередь - «жизненно оформленный ум, или ум, впитавший в себя уже заранее всевозможные фактические ситуации, где он мог быть применяем» [4, с. 206-207]. Таким образом, изучение философии - не просто очередное накопление и без нее объемного багажа знаний, но практическое умение (не только теоретическое умствование) применять знания, а для этого необходимо и мыслить самостоятельно, и иметь представление о том, как мыслили до тебя.

Считается, что без знания истории невозможна подготовка грамотного, образованного специалиста, и с этой дисциплиной мы начинаем достаточно подробно, с повторами знакомиться уже в средней школе. Однако, к сожалению, при этом забывается, что историю в классическом понимании, историю событийную, обусловливает история мысли. «Как человек мыслит, так он и поступает; какова ментальность, образ

мышления народа, таковы и события его истории» - это положение можно считать аксиоматичным (не в частных случаях, где возможны исключения, а, в общем, мысль есть детерминанта вектора направленности событийной истории). Поэтому изучение истории мысли, истории философии является необходимым элементом образовательного процесса, причем оно должно начинаться как можно раньше, желательно, вестись параллельно с освоением классической истории.

С сожалением констатируем, что сегодня ярко выражена тенденция узкого понимания образования, только этим можно объяснить распространенное мнение о ненужности изучения гуманитарных дисциплин, в том числе и философии, в высшей школе. Но ведь личность, претендующая на то, чтобы стать образованной, непременно должна иметь четкое представление о философских проблемах, которое позволит ей самостоятельно и универсально мыслить.

В современном образовательном вузовском поле особенное внимание должно уделяться формированию творческого мышления каждого индивида. В процессе самообучения и внешнего обучения социальный субъект сможет ознакомиться с альтернативными религиозными, научными, философскими мировоззрениями, осуществить самостоятельный выбор собственных предпочтений.

Значимость изучения философии для гуманитарных специальностей вузов несомненна. Не менее важным является изучение философии в высшей технической школе. Современный бакалавр, инженер или магистр - не только личность, формирующая основание общества будущего, не только технически грамотный практик, но и во многих случаях человек, занимающийся научно-исследовательской деятельностью, последствия которой могут быть непредсказуемыми как для самого исследователя, так и для всего человечества, особенно в условиях техногенного мира. В связи с этим огромное значение имеет общее мировоззрение ученого, совершившего открытие,

результаты которого могут быть (вернее, в истории развития техники - всегда бывают) одновременно и положительными, и отрицательными. Вопрос здесь ставится об ответственности - не только отдельной личности, но и всего научного и инженерного сообщества - за свою деятельность, а представление об этой ответственности как раз и опосредовано глубиной мышления, умением философствовать.

Конечно, скептик может возразить: философствованию научить нельзя, зачем же излишне загружать студента, пусть профессию осваивает, гайки-шестеренки рисует, мол, философии, мудрости, которая с годами приходит, жизнь научит. А подкованный скептик и авторитетное мнение приведет о том, что основным философским правилом является следующее: «Вначале быть, потом действовать, после этого философствовать» [3, с. 112]. И с этим скептиком нельзя не согласиться, он прав, но прав лишь частично. Из вышеприведенного правила ни в коем случае не следует, что вообще не нужно изучать философию, учиться самобытно и свободно мыслить. Смысл ее в том, что лишь философствование, опосредованное опытом деятельной жизни, становится цельным и значимым если не для человечества в целом, то для конкретной личности и ее окружения. Но способность к такому философствованию не придет с годами, если с юных лет не учиться самостоятельно мыслить, не интересоваться, что же думали наши предшественники по поводу возможных ответов на кажущиеся неразрешимыми, по крайней мере однозначно, смысложизненные вопросы.

Тот или иной специалист, даже когда он обладает достаточно высокой квалификаций в определенной сфере профессиональной деятельности, все же не может представлять собой полноценно образованного человека, если он не постиг основных стадий процесса зарождения и развития человеческой мудрости, без которых невозможно не только самостоятельное, но и грамотное мышление. Кроманьонец, как утверждают ученые, имел равные с нашим

современником физиологические возможности мыслить, но, надо полагать, его философствование несколько отличалось, и отличалось в первую очередь недостатком передающегося от старшего поколения к последующему поколению опыта мышления. Именно последний аккумулируется и бережно сохраняется таким разделом философского знания, как «история философии», для того чтобы с его помощью индивид мог интерпретировать так или иначе события современности, а также иметь возможность сформировать систему цельного и адекватного социальной действительности мировоззрения.

Философия прочно укоренена в нашей жизни, обусловливая и обустраивая ее, пусть даже мы не всегда это замечаем. Она постоянно воздействует на социальную реальность через мышление индивидов и народов.

Необходимо в первую очередь показать необходимость, пользу философии, для чего надо представить философию не просто как размышление по поводу чего-то, а как науку, имеющую свой предмет познания. Философия - это наука, владеющая личным предметом и существенным комплектом философских наук и дисциплин. Если в философском знании нет потребности, оно является пустой тратой времени.

Именно предмет обусловливает независимость, особенность и результативность философского образования. Этот предмет занимается всеобщими связями в мире, вопросами логики, мышления и сознания. Именно философии принадлежат исторические корни, познавательные принципы, методы. Г. Г. Майоров, анализируя суть и задачи философии, выделяет три ключевых очерка: софия - ориентация на мудрость, эпистема - ориентация на науку, технема -ориентация на технику мышления. Следующее выражение раскрывает его отношение к первому типу: «Слишком сильно в последнее время давление на наше сознание поклонников эпистемы и технемы. Слишком мало у нас сегодня внутренней свободы и духовной любви, без которой софийное

начало существовать не может. Но без со-фийного начала, без стремления к Абсолюту человек станет игрушкой стихийных сил, им же самим порожденных, и неизбежно погибнет» [5, с. 181]. Да, нельзя забывать о внутренней свободе и духовной любви, о формировании творческих воззрений и всечеловеческих ценностях. И именно философия способна помочь личности развить в себе эти качества.

Значительными причинами, определяющими особенность философского образования, являются интерес к философскому знанию и его практический смысл, который напрямую соединен с практической значимостью философии.

На занятиях по философии прежде всего необходимо учить не модусам и модальностям, а умению анализировать историческую практику и сегодняшнюю действительность, делать верные выводы и находить функциональные предложения, решения назревших общественных вопросов.

Современные российские ученые для объективной оценки философского образования предлагают сформировать такие его критерии, как: критерий творческого понимания философского знания; критерий методологии философского познания; критерий философского обобщения нефилософских знаний; критерий применения философского знания для более глубокого проникновения в тайны природы, общества и человека; критерий обоснования оптимальных решений назревших проблем сегодняшнего мира; критерий философского осмысления научных открытий естественных и технических наук.

Человек, который несет слушателям свои знания, должен привлечь их к участию в решении проблемы. Семинар является таким форматом привлечения слушателя, в котором философское рассуждение сдерживается в заданной теме, правда изначально не задана, а поиск ее совершается в процессе рассмотрения данной темы. На семинаре запас знаний должен не только усваиваться, но также должна происходить и его духовная рефлексия.

Усилия при обучении дисциплинарной науке направлены на рутинную работу по решению конвенциональных задач и подготовку научных кадров, готовых стать единым «мыслительным коллективом». Отсюда бесспорным становится вопрос о необходимости обучения будущих специалистов методам и методологии принятия решения.

Данный феномен носит междисциплинарный характер. Чтобы сохранить целостность терминологической, методологической системы, необходимо наличие общего философского, междисциплинарного базиса, для более совершенного осмысления феномена решений, который позволит выработать понятия и категории, обеспечивающие выход за рамки узко дисциплинарных технологий понимания и осмысления этих процессов.

Рассмотрение процессов принятия решений предполагает вопрос о субъекте принятия решений. Субъектом решения может являться группа людей или один человек. Если субъект принятия решения состоит из одного человека, то решения могут зависеть от черт конкретной личности, тогда возникает вопрос об абстрагировании от этих черт. Если же субъектом решения является группа людей, то появляется новый ряд гносеологических и методологических проблем, который должен учитывать мнения большинства группы.

Необходимо прежде всего обучать слушателей теоретически мыслить, не ограничивая философские занятия историей тех или иных понятий, а ставя насущные проблемы, и учить, как их решать цивилизованным способом. На философские вопросы нельзя дать конкретные, правильные ответы, можно научиться в них жить. Именно такой статус философии вернет в философские аудитории обучающихся. Философское знание должно помогать вырабатывать гуманистическую направленность, любовь к жизни, творческое отношение к ней, ответственность перед человечеством.

Творческая активность и творческая потребность - особые формы проявления человеческой личности, результатом которой

являются новые идеи, изобретения, художественные творения. Эти качества позволяют человеку иметь свежий, нестандартный взгляд на окружающее, его адекватное отражение и наблюдательное восприятие, тонкий эстетический вкус; проявлять самостоятельность в принятии решений. Смысл творческой активности - в творческом отношении к различного рода задачам; в потребности обогащать свою жизнь и жизнь окружающих; в стремлении к постоянному познанию нового в профессиональной области, в открытии личных склонностей и возможностей, в стремлении совершенствовать окружающую среду. Способность философски размышлять оказывает влияние на формирование и стимулирование творческой активности [2, с. 143].

Проведенные исследования позволяют выделить следующие аспекты роли философского знания в становлении будущих специалистов:

• философское знание должно быть научным, выделяя теорию познания как поиска истины и отражать Мир в целом, включая общественную и частную жизнь человека, а установленная в момент философствования истина должна быть понятна большинству людей;

• философия в ее современном состоянии является не размышлением (мудрствованием) обо всем, а законодателем для всех частных наук, изучающих объективный мир, и ее ос-

новной целью является разработка научного мировоззрения;

• философия имеет синтетический характер, обусловленный ее тенденцией на общечеловеческие, гуманистические ценности;

• переосмысление философии связано с ее направленностью на теоретическое и практическое разрешение проблем современной жизни, обнаруживая потенциал для ее творческого, созидательного совершенствования;

• современная философия должна стать золотым фондом человеческой мысли.

Главное противоречие времени состоит в том, что научно-технический прогресс не сопровождается прогрессом нравственным. Образование в современном мире становится все более функциональным по своей сути. При этом конечный результат должен быть обращен к главной цели - гуманизации всего общества, что в современных условиях, безусловно, возможно только через восстановление гуманитарного образования в системе образования вообще. «Функция - это существование, мыслимое нами в действии», - говорил И. Гете [6, с. 498]. В числе важнейших функций философии является мировоззренческая. Задача дисциплины «Философия» познакомить студента с основными историческими концепциями, с тем чтобы они смогли сформировать свое, умудренное опытом тысячелетий личностное мировоззрение.

Литература

1. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 2. М.: Мысль, 1975.

2. Золотарева Т. А. Формирование творческого потенциала будущих специалистов // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2014. № 1 (40).

3. Ильин И. А. Религиозный смысл философии // Ильин И. А. Почему мы верим в Россию: сочинения. М.: Эксмо, 2006.

4. Лосев А. Ф. Философско-поэтический символ Софии у Вл. Соловьева // Лосев А. Ф. Страсть к диалектике: Литературные размышления философа. М.: Советский писатель, 1990.

5. Майоров Г. Г. Философия как искание Абсолюта. Опыты теоретические и исторические// Вопросы философии. 2005. № 5.

6. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.