Таким образом, развитие системы образования в России конца XIX — начала XX в. привело к формированию инженерно-технической интеллигенции. Государство уделяло большое внимание развитию технического образования, и большинство инженеров оканчивали государственные вузы. На Южном Урале высшие технические учебные заведения отсутствовали, поэтому основная масса специалистов приезжала из Москвы и Петербурга. Высокий статус, значительные денежные оклады и другие привилегии технических специалистов на Южном Урале повышали конкурс в технические
Библиографический список
вузы. Специалисты среднего звена в основной своей массе были выпускниками местных учебных заведений. Важность и значимость инженерно-технической интеллигенции для государства дали ей возможность реализовы-вать свой потенциал, и это способствовало развитию экономики Урала и России в конце XIX — начале XX в. Революция 1917 года и Гражданская война разрушили дореволюционную систему профессионально-технического образования, и в дальнейшем была построена советская система профессионально-технического образования.
1. Крыштановская, О. В. Инженеры : Становление и развитие профессиональной группы [Текст] / О. В. Крыштановская. — М. : Наука, 1989. — 144 с.
2. Смыслов, П. А. Техническая интеллигенция России в конце XIX — начале XX вв. : Характерные черты, этносоциальный облик, территориальное размещение [Текст] : автореф. дис. ... канд. ист. наук / Смыслов Павел Александрович. — М., 2007. — 28 с.
3. Красильников, С. А. Интеллигенция Сибири в период борьбы за победу и утверждение Советской власти : 1917 — лето 1918 [Текст] / С. А. Красильников, В. Л. Соскин. — Новосибирск : Наука, 1985. — 255 с.
4. Архив Златоустовского городского округа (АЗГО). Ф. И-18. Оп. 1. Д. 856. Л. 512-518.
5. АЗГО. Ф. И-20. Оп. 1. Д. 2344. Л. 115.
6. АЗГО. Ф. И-18. Оп. 1. Д. 8. Л. 182.
7. АЗГО. Ф. Р-71. Оп. 3. Д. 1017. Л. 28.
8. АЗГО. Ф. И-20. Оп. 1. Д. 1589. Л. 17.
9. Федюкин, С. А. Советская власть и буржуазные специалисты [Текст] / С. А. Федюкин. — М. : Мысль, 1965. — 254 с.
10. Рушанин, В. Я. Учащаяся молодежь Урала в революционном движении [Текст] / В. Я. Рушанин // Участие демократической интеллигенции в революционном движении на Урале в период капитализма : сб. науч. трудов. — Челябинск, 1981. — С. 70-82.
11. АЗГО. Ф. И-14. Оп. 18. Д. 52. Л. 12. Ф. Р-180. Оп. 1. Д. 7. Л. 15.
12. АЗГО. Ф. Р-180. Оп. 1. Д. 13. Л. 44. Д. 27. Л. 88. Ф. И-18. Оп. 1. Д. 1487. Л. 51.
13. АЗГО. Ф. Р-180. Оп. 1. Д. 13. Л. 44. Д. 27. Л. 88. Ф. И-18. Оп. 1. Д. 1487. Л. 51.
14. АЗГО. Ф. Р-180. Оп. 1. Д. 13. Л. 44. Д. 27. Л. 88. Ф. И-18. Оп. 1. Д. 1487. Л. 51.
15. АЗГО. Ф. Р-180. Оп. 1. Д. 13. Л. 44. Д. 27. Л. 88. Ф. И-18. Оп. 1. Д. 1487. Л. 51. Р-71. Оп. 3. Д. 1017. Л. 7. Ф. И-20. Оп. 1. Д. 29. Л. 34.
16. Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО). Ф. 1279. Оп. 1. Д. 165. Л. 10-18. АЗГО. И-168. Оп.1. Д. 29. Л. 34.
УДК 372.016:1 О. А. Жукова, проф. Национального исследова-
тельского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), д-р филос. наук, проф., г. Москва, e-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНОСТЬ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ: ГУМАНИТАРНАЯ ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЭКОНОМИСТОВ И ИНЖЕНЕРОВ-МАТЕМАТИКОВ
Курс философии входит в базовую часть цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин. Философия является посредником (медиатором) между гуманитарными и математическими науками. В системе вузовской подготовки философия не только способствует
расширению гуманитарного кругозора студентов, но и формирует мышление. Она создает интеллектуальный алгоритм для постановки и решения сложных профессиональных задач: исследовательских, творческих, управленческих, коммуникативных, проектных.
Ключевые слова: философия, знание, компетенции, культурные практики, образование, гуманитарная наука, интеллектуальный алгоритм, мышление, универсализм, стратегия, теория.
В Федеральном государственном образовательном стандарте третьего поколения курс философии входит в базовую часть цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин (Б.1.Б.), создавая общенаучный и гуманитарный фундамент направлений профессиональной подготовки — от художественно-творческих до инженерно-математических. Это говорит о дисциплинарном статусе философии как науки, которая не только способствует расширению гуманитарного кругозора студентов, но и формирует мышление, создавая интеллектуальный алгоритм для постановки и решения профессиональных задач — исследовательских, творческих, управленческих, коммуникативных, проектных — обладающих высоким уровнем сложности.
Философия выступает своеобразным посредником, «системой перевода» между гуманитарными и негуманитарными — естественными, математическими, инженерно-техническими — науками. Она остается той областью знания, которая исторически дала начало научному познанию наряду с натурфилософским, метафизическим и теологическим подходами в описании и интерпретации реальности природы, духовного абсолюта, человека, общества, разрабатывая рационалистический, эмпирический и собственно научно-философский методы. Поэтому философию вполне можно понимать как интеллектуальное пространство, в котором цели и задачи образовательной программы, готовящей будущих экономистов, схожи с целями и задачами профессиональной подготовки инженеров и математиков.
Универсализм данного подхода подтверждается еще и тем фактом, что современные области знания обладают потенциалом междисциплинарного взаимодействия. «Конвергенция» наук в условиях развития коммуникативных, нано- и биотехнологий, гуманитаризации технических новаций и «онаучивания» сферы гуманитарных идей дает дополнительные аргументы в пользу толкования философии как универсальной системы знаний, в рамках которой формируются когнитивные способности человека и вырабатываются мыслительные моде-
ли, содержащие современные представления о мире. В структуре образовательной программы философия, таким образом, призвана, с одной стороны, расширить системные представления студентов о месте и роли философского знания в интеллектуальной истории и социально-культурном развитии обществ, с другой — повысить их аналитические возможности в освоении основной образовательной программы. По своему содержанию и логической структуре базовый курс «Философия» связан с другими основными гуманитарными дисциплинами: историей, социологией, культурологией, политологией, теорией государства и права, оставаясь для них теоретической и методологической базой формирования научной картины мира. Философия открывает для студентов возможность системно-теоретического постижения исторического развития форм общественного сознания, репрезентируемых в высоких практиках культуры — религии, искусстве, морали, политике, науке, философской рациональности. Тем самым она создает основание для междисциплинарных исследований социальных, экономических, научно-математических явлений и технических новаций, которые являются предметом изучения других специализированных профессиональных дисциплин.
Не меньшее значение философии как актуальной системы знаний и представлений о мире проявляется в процессе формирования критического, рефлексивного сознания, навыков самоанализа и нравственной саморегуляции студентов, позволяющих соотносить получаемые знания с личностными мотивами профессиональных достижений и социальными результатами своей деятельности.
Отвечая на вопрос «Что дает философия студенту и как она может способствовать развитию его исследовательских компетенций и интеллектуально-творческого потенциала?», необходимо учитывать тот факт, что современный человек включен в сложную систему социально-культурных и профессиональных связей. Вот почему, на наш взгляд, одним из главных результатов освоения базового курса «Философия» является формирование у студентов пони-
мания закономерности духовного и интеллектуального развития человеческого сообщества в его истории, когда она наследуется и осознается как личностный смысл. В этом случае обучающийся воспринимает себя не как представителя возрастной страты с определенным набором студенческого «функционала», а как самостоятельного субъекта социально ориентированных образовательных действий. Таким образом, философия как любовь к мудрости и как система знаний, извлекающая смыслы и научающая мыслить, становится инструментом формирования универсальной профессионально-творческой способности к решению широкого спектра экзистенциальных, социальных, практических и профессиональных задач.
Данная возможность определяется предметным содержанием философии, ее местоположением в культуре и выработанными в истории интеллектуальными формами (практиками). Их можно представить в виде следующих концептов (формул). Философия — это:
- актуальная форма бытия человека, образ и стиль жизни, стиль мышления, интеллектуальный способ бытия;
- особый способ познания — рефлексия, обладающая теорийным потенциалом и анали-тико-критическими функциями;
- накопление знаний в форме житейской мудрости;
- универсализация этих знаний и превращение их в систему мировоззрения, в основе которой культурная картина мира;
- историческая память, тезаурус смыслов и ценностей мировой культуры;
- смыслопорождающая структура культуры;
- духовно-интеллектуальная традиция, осуществляющая преемственность социального (творческого, религиозного, политического) опыта;
- универсальный и специфицированный способ социальной и интеллектуальной коммуникации;
- язык культуры, ее семиотическая модель;
- медиатор социальной системы, который обеспечивает продуктивное сосуществование социальных институтов в общественном (публичном) пространстве.
Не менее важно, что философия позволяет овладеть продуктивными мыслительными стратегиями, среди которых мы выделим:
- стратегию интеллектуального развития, в основе которой научно-философский тип рациональности;
- творческую (исследовательскую) стратегию, позволяющую создавать мыслительный продукт достаточно высокого интеллектуального уровня, в том числе предлагающий непротиворечивую картину мира в сложно устроенной общественной жизни;
- диалогическую стратегию, нацеленную на освоение социально-культурных и индивидуализированных форм коммуникации.
Для любой дисциплины важен момент це-леполагания, программирующий, по сути, результат всего процесса обучения. Подчеркивая универсальный характер философского знания, из спектра общих педагогических и конкретно-профессиональных целей и задач мы выделяем такие, как:
- создание у студентов целостного представления об основных теоретических проблемах современной философии как системы знания и мировоззрения, ее структуре и функциях, предметной области;
- ознакомление с исторической логикой развития философской рациональности, ее интеллектуально-культурных форм;
- ознакомление с типами философствования в истории культуры, их социальном и духовном генезисе, а также смысловой взаимообусловленности и практическом взаимодействии с высокими практиками культуры — религией, искусством, политикой, экономической деятельностью;
- обучение процедурам критического мышления — самостоятельного оценивания фактов и событий социальной реальности;
- формирование потребности в самопознании в форме философской рефлексии;
- воспитание навыков системного анализа культурных и социальных явлений на основе универсальных способов мышления и методологии философского анализа;
- формирование аналитического аппарата для реализации профессионально-исследовательской и проектной деятельности на основе понятийного инструментария философских наук.
При этом знаниевая область базового курса «Философия» может быть определена следующими маркерами. Студент должен быть знаком и адекватно представлять проблематику философии, связанную:
- с основными методологическими подходами, сложившимися в философской области знания;
- с основными историческими типами философствования;
- с философскими школами, оказавшими значительное влияние на развитие интеллектуальной культуры и социальную динамику обществ;
- с основным корпусом базовых философских текстов, имеющих непреходящее значение в истории мировой культуры;
- с принципами исторического развития интеллектуальной культуры во взаимосвязи философии, религии, искусства, науки, политики и экономики;
- с причинами зарождения и принципами социального функционирования философских (культурфилософских, религиозно-философских, политико-философских и социально-экономических) идей в жизни обществ;
- с типологическими характеристиками основных философских систем (европейских и неевропейских);
- с идейным и культурным своеобразием русской философии, ее местом в истории философской мысли;
- с основными направлениями и тенденциями развития философии в условиях современного общества.
Практикообразующие умения реализуются в способности студента:
- критически оценивать методологические границы и возможности философских мировоззрений и систем;
- использовать полученные знания для формирования личностной стратегии духовно-интеллектуального и профессионального развития;
- применять полученные теоретические знания в различных формах бизнес-деятельности и межкультурной коммуникации;
- использовать усвоенные знания для дальнейшего развития своих общекультурных и профессиональных компетенций.
Репрезентантом интеллектуальных навыков, формирующихся в процессе освоения философского курса, служат навыки:
- текстового анализа при работе с философскими источниками и справочно-аналитиче-ским аппаратом;
- философского диалога как коммуникативной и интеллектуальной компетенции в рамках межличностных и профессиональных взаимодействий;
- интеллектуальной самооценки и нравственной саморефлексии в сложной структуре индивидуально-личностных и межкультурных взаимосвязей.
Таким образом, результаты освоения базовой образовательной программы по философии должны быть продемонстрированы в способности:
- выявлять философские универсалии и структурные элементы исторически сложившихся культурных систем в условиях поликультурной картины мира и процессов глобализации;
- использовать интеллектуальный инструментарий философского знания в процессе адаптации к инокультурным сообществам;
- оценивать и философски анализировать динамику социокультурных процессов современного общества.
Аргументы в пользу подобного подхода продиктованы самим процессом развития философии как науки. Универсализация философии сопряжена в истории с рационализацией знания — переходом философии из области мудрости в область учений о Боге, природе и человеке, основывающихся на теорийном способе познания мира. Философия в контексте культуры предстает как мощная интеллектуальная традиция — форма духовно-интеллектуального опыта человека. Возвышаясь над обыденным, философское миропонимание становится не просто особым видом знания, но образом мышления. Любовь к мудрости, трансцендентный опыт, научный метод, художественное творчество в равной мере способны стать доминантой познающего сознания и дать новые эвристические возможности для философского познания.
Структура мировоззрения в своих основных составляющих — ценностях, верованиях, идеалах, убеждениях, идеологемах — тесно связана с историческими типами философии. У истоков философского знания находятся мифология и религия, в опоре на чувственный опыт дающие человеку целостную и, как правило, непротиворечивую картину мира. Проблема в понимании возникает тогда, когда человеческое познание от мифопоэтического переживания мира как целостности начинает переходить к его рациональному обоснованию, открывая саму возможность помыслить о мире как-то иначе, отнестись к реальности критически. Поднимаясь по ступеням рационализации картины мира от бинарных оппозиций, составляющих логику мифа, и религиозного синкретизма к философской рефлексии, человек формирует критическое мышление, расширяя инструментарий эмпирического познания и вырабатывая процедуры научной верификации истины.
Многообразие предметных областей философского знания обусловлено множественностью реальностей жизни человека, осознающего себя частью природы, божественного универсума и социума в многообразии культурных практик искусства, религии, политики,
морали, права, науки, а в цифровую эпоху — медиакоммуникаций. Сложившаяся структура философского знания, ее дисциплинарная матрица, представленная онтологией, гносеологией, эпистемологией, логикой, эстетикой, этикой, аксиологией и антропологией, была дополнена в европейской философской традиции рядом специализированных предметных областей. Философия культуры, философия истории, философия науки, философия техники, философия творчества, философия образования, философия религии в течение XIX-XX вв. приобрели самостоятельный дисциплинарный статус, демонстрируя потенциал развития философии как мировоззрения и науки, тем самым подчеркивая ее интеллектуальную, структурообразующую роль в системе культуры [1].
При этом многообразие историко-культурных типов философских систем, различие «восточных» и «западных» принципов рациональности, ставшие традиционными споры между богословием и философией, философией и наукой не только не препятствуют саморазвитию философии, но, напротив, стимулируют и обогащают ее новыми идеями и подходами. Актуаль-
ность и востребованность философского типа рефлексии подчеркивает и «миграция» современной философии в публичное пространство [2], ее тесное соприкосновение с социально-политическими и интеллектуально-творческими практиками, что находит отражение и в многообразии жанров философского дискурса — разнообразных типах авторского высказывания в рамках научной, художественной, религиозной и политической традиций.
В каких интеллектуальных формах, адекватных современности по личностным, социальным, культурным и технологическим характеристикам, может быть представлен образовательный и когнитивный результат освоения базового курса философии для столь востребованных сегодня экономических и инженерно-математических направлений подготовки?
Ниже мы приводим таблицу (см. табл. 1), в которой проведена корреляция между общими требованиями к формируемым компетенциям, задаваемым образовательным стандартом, и маркерами качества, определяющими результат образовательного процесса в рамках курса «Философия».
Таблица 1
Маркеры качества образовательного процесса, определяющие освоенность компетенций
№ Компетенции, соответствующие требованиям образовательного стандарта Маркеры качества образовательного процесса
1 2 3
1 Владение культурой критического мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения Студент способен понимать и интерпретировать содержание философской теории; владеет навыками аналитического и критического мышления; демонстрирует понимание историко-культурной логики, проявляет достаточный гуманитарный кругозор
2 Понимание и анализ мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем Студент демонстрирует знание принципов организации академического текста и способность к системному, логически корректному раскрытию темы; владеет навыками презентации; корректно использует профессиональную философскую терминологию
3 Способность к анализу социально-значимых проблем и процессов, происходящих в обществе, и прогнозирование их возможного развития в будущем Студент демонстрирует исследовательские умения и навыки, заинтересованность в обсуждении актуальных философских и социокультурных проблем современного общества; адекватно оценивает роль гуманитарной подготовки в процессе профессионализации; способен применять полученные знания для оценки социально-политической ситуации
4 Способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь Студент демонстрирует навыки анализа философского текста, логику изложения основных его идей и теоретических положений; корректно использует понятийный аппарат философии; владеет навыками презентации
Окончание табл. 1
3
Способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства
Студент владеет навыками аналитического и критического мышления; применяет междисциплинарный подход в оценке социальных явлений; обнаруживает стремление к расширению общегуманитарных и профессиональных знаний, совершенствованию профессиональных компетенций
Способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков
Студент адекватно оценивает уровень своей общекультурной и профессиональной подготовки, демонстрирует стремление систематически развивать интеллектуальные способности, расширять кругозор знания, повышая профессиональную компетентность_
Способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны
Студент применяет методологию философского анализа в оценке современных политико-экономических и социокультурных процессов, обладает навыками нравственной саморегуляции, осознает степень социальной ответственности при осуществлении профессиональной деятельности, межличностной и социальной коммуникации
Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; наличие навыков работы с компьютером как средством управления информацией; способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях
Студент демонстрирует исследовательские умения и навыки в принципах отбора, хранения и обработки научной информации, адекватно оценивает значение информации и информационно-коммуникативных технологий в жизни современного общества; владеет навыками межличностной и социальной коммуникации в рамках глобальной компьютерной сети
Способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет
Студент демонстрирует поисковую активность, исследовательские умения и навыки в принципах отбора, хранения и обработки научной информации, владеет навыками анализа текстового контента, применяет общенаучные и философские методы при решении различного класса профессиональных задач
10
Способность критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социальных последствий
Студент умеет применять методологию философского анализа при решении различного рода управленческих задач; способен выявлять социальные причины исследуемых явлений и просчитывать социокультурные и политико-экономические последствия принимаемых решений
5
6
7
8
9
На основе проведенной корреляции можно сформулировать критерии успешности освоения курса. Результат будет зависеть от:
1) степени проработки и усвоения студентом дидактических единиц программы «Философия» в преемственности и логической взаимосвязи философских идей в истории мировой культуры;
2) степени овладения навыками аналитической работы с гуманитарной информацией и предлагаемой философской литературой;
3) уровня понимания основных философских проблем, сформулированных в рамках
курса, а также возникших в результате индивидуального учебно-научного поиска;
4) уровня гуманитарного кругозора студента;
5) способности студента видеть взаимосвязи между многообразными социальными, интеллектуальными и политико-экономическими явлениями, демонстрировать навыки философского анализа и саморефлексии;
6) аргументированности и логической непротиворечивости устных докладов (ответов, сообщений, дискуссий), актуальности и научной корректности творческих и исследовательских проектов.
Запрос современного общества к системе вузовского образования [3], высокие требования к профессиональной подготовке бакалавров, специалистов и магистров экономического и инженерно-математического профиля полностью исключают школьный (схоластический, формальный) подход к такой системе знания, как философия. Известный тезис «non scholae, sed vitae discimus» («учимся не для школы, а для жизни»), сформулированный еще в античную эпоху, сегодня являет-
Библиографический список
ся педагогической аксиомой. Для того чтобы вузовское образование не стало неудачным подтверждением еще одного знаменитого латинского изречения «Scientia sciolorum est mixta ignorantia» («Знание людей поверхностных есть собранное отовсюду невежество»), и требуется понимать философию как своеобразный медиатор образовательного процесса — инструмент универсализации мышления, актуальную самоорганизующуюся систему знаний, интерпретирующую реальность.
1. Жукова, О. А. Диалоговые стратегии информационного общества и проблема культуро-логизации образовательного пространства [Текст] / О. А. Жукова // Высшее образование для XXI в. : доклады и материалы VIII Междунар. науч. конф. (Москва, 17-19 нояб. 2011 г.) : [Секция 5. Высшее культурологическое образование]. — Вып. 2. — М., 2011. — С. 28-35.
2. Жукова, О. А. Философия в публичном пространстве [Текст] : рецензия на российско-миланский семинар / О. А. Жукова // Философские науки. — 2012. — № 7. — С. 140-145.
3. Культурно-политический вектор российской модернизации : Ценности культуры в системе образования [Электронный ресурс] // Культурологический журнал. — 2012. — № 4 (10). — Режим доступа: www.cr-journal.ru.
УДК 377 И. Е. Медвецкий, Челябинский
институт развития профессионального образования (ЧИРПО), соискатель, зам. директора по УМР Миасского машиностроительного колледжа (МиМК), Челябинская обл., г. Миасс, e-mail: [email protected] В. С. Ступина, ст. преп. филиала Челябинского государственного педагогического университета в г. Миассе, методист МиМК, Челябинская обл., г. Миасс, e-mail: [email protected]
СОЗДАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В современном обществе возрастает влияние образовательной среды как на сам образовательный процесс и его результаты, так и на отношения в образовательной сфере субъектов образования. Решение данной проблемы предполагает разработку новой модели информационно-образовательной среды, учитывающей специфику и уровень оснащенности учреждения профессионального образования. При создании и функционировании информационно-образовательной среды изменяется и модель управления образовательным процессом в УПО, и система взаимоотношений педагога и обучающегося, и значение внешних воздействий на образовательный процесс. В данной статье предпринята попытка разработки и обоснования модели информационно-образовательной среды в Миасском машиностроительном колледже. По мнению авторов статьи, создание современной информационно-образовательной среды позволит на высоком уровне осуществлять в колледже профессиональное обучение рабочих и специалистов на основе ФГОС, повысит имиджевую привлекательность подготавливаемых профессий и специальностей.
Ключевые слова: информационно-образовательная среда, образовательная система, подсистемы образовательной системы, модель управления образовательным процессом, субъекты образовательного процесса, автоматизированная система управления ProСollege.