Ясно, что без других людей новый человек не в состоянии выстроить нужное для него сетевое сообщество для получения действительно качественного и эффективного образования. Но он может выступить инициатором и активно участвовать в его формировании. Без общества новый человек не может себя реализовать, но каким образом он входит в общество, как он организует общественную среду, какие отношения устанавливает с другими людьми, какие источники здесь находит и конституирует — все это зависит от него самого. Иначе говоря, подобно современной корпорации новый человек должен стать менеджером самого себя, создать собственный мир и траекторию жизни.
Мир знаний эпохи постмодерна — это мир, управляемый игрой с исчерпывающей информацией, в том смысле, что она в принципе до-
Библиографический список
ступна для всех экспертов. При равном доступе к информации увеличение эффективности в производстве знания заключается не в его приобретении, а в жизненном опыте (компетенции), позволяющем либо выполнить новый «прием» организации данных, либо вообще изменить правила игры. Если преподавание должно обеспечивать не только воспроизводство компетенций, но и их прогресс, то соответственно необходимо, чтобы передача знания не ограничивалась передачей информации, а учила бы всем процедурам, способствующим увеличению способности сочленять поля, которые традиционная система образования ревностно изолировала друг от друга [4]. Это, по сути, теория игр, тренингов. Она полезна тем, что порождает идеи. А иметь идеи и опыт их реализации — это главное достижение образованного человека.
1. Хоркхаймер, М. Диалектика просвещения : Философские фрагменты [Текст] / М. Хорк-хаймер, Т. В. Адорно. — М. : Медиум ; СПб. : Ювента, 1997. — 312 с.
2. Маркузе, Г. Одномерный человек [Текст] / Г. Маркузе. — М. : АСТ, 2009. — 331 с.
3. Барлоу, Д. П. Декларация независимости киберпространства [Электронный ресурс] / Д. П. Барлоу. — Режим доступа : http://www.average.org/freespeech.
4. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна [Текст] / Ж.-Ф. Лиотар. — М. : Институт экспериментальной социологии ; СПб. : Алетейя, 1998. — 160 с.
5. Фейерабенд, П. Против метода : Очерк анархистской теории познания [Текст] / П. Фейе-рабенд. — М. : АСТ, 2007. — 413 с.
УДК 37.0 О. А. Жукова, проф. Московского педагогичес-
008 кого государственного университета (МПГУ),
д-р филос. наук, канд. культурологии, г. Москва, е-mail: [email protected]
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ГУМАНИТАРНОЙ СТРАТЕГИИ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ
Образование в качестве «технологии» передачи и усвоения опыта принимает на себя основные функции культуры по воспроизводству смыслов, ценностей, значений в особом, практически ориентированном формировании человека как духовного и социального существа. Концепция гуманитарной стратегии культуры и образования предполагает разработку философских и культурологических оснований для исследований профессиональных компетенций, являющихся результатом образовательного процесса.
Ключевые слова: гуманитарный, стратегия, смысл, ценность, технология, профессиональный, компетенции, образование, культура.
В современном мире институт образования все менее понимается как ретранслятор социального опыта и культурных практик и все чаще рассматривается как инновационный инкубатор новых знаний и технологий. В условиях пос-
тиндустриального общества институты развития в виде научно-образовательных комплексов реально становятся локомотивом прогресса в городах и территориях. По этой модели сегодня в России реализуется проект «Сколково».
Мультипликативный эффект научно-образовательных комплексов связан также с социализирующей, человекотворческой и культуротран-слирующей функциями образования, которое выступает условием и способом развития личностного потенциала.
На наш взгляд, в связи с задачами инновационного развития российской системы образования необходимо говорить об образовательной модели, которая интегрирует учебные и научные задачи. Цель заключается в том, чтобы создать такую модель образования, которая бы позволила рассматривать систему передачи, накопления и открытия знания как инструмент развития личности и общества. Следует отметить, что модель, в которой образование понимается в качестве института социокультурного развития, восходит к европейским традициям культуры, как, впрочем, и сам проект современности с его практикой технологического перевооружения цивилизации на основе научных достижений. Россия пытается вписаться в этот проект, используя с разной степенью успеха новые возможности для устойчивого развития государства и общества.
Приходится признать, что жесткие условия современности требуют усилий по концептуальному и технологическому перевооружению российской системы образования, включая и проблему управления. Одним из путей превращения образования в институт развития является создание инновационных вузов-комплексов, реализующих модель исследовательских университетов (учебно-научно-промышленных комплексов). Это мощное средство оптимизации интеллектуально-творческих ресурсов представляет, по нашему мнению, креативный вариант мобилизации. Инновационное образование соединяет процесс обучения с созданием (открытием) новых знаний. Технологическая образовательная цепочка определена интеграцией фундаментальной науки, учебного процесса и производства с учетом меняющейся конъюнктуры рынка. Система образования в инновационном вузе предполагает взаимосвязь научных исследований и современной экономики, где ведущими формами обучения являются проектные разработки, тренинги, стажировки на производстве и в научно-исследовательских организациях, а учебный процесс неразрывно связан с новейшими информационно-коммуникативными технологиями.
Некоторые формы исследовательских университетов, или инновационных вузов-комплексов, сегодня реализуются в практике россий-
ских вузов. Так, студенты принимают участие в реальных проектах в различных секторах экономики, а вуз проводит масштабные исследования фундаментального и прикладного характера. В содержании образовательных программ и учебных планов исследовательского университета заложен принцип выбора учебных курсов студентами, при этом основой выступает идеология фундаментального образования, что обеспечивает подъем вузовской науки в ее связи с экономикой за счет развития инновационной инфраструктуры. Инновационный вуз реализует многоуровневую систему подготовки, переподготовки, повышения квалификации и консультирования специалистов для инновационной деятельности в сфере образования, науки и промышленности, на базе вуза развивается центр трансфера технологий.
Таким образом, речь идет о новой образовательной парадигме, которая может быть реализована в модели научно-исследовательского образовательного комплекса, или инновационно-образовательного центра. Он оптимизирует интеллектуально-творческие потенциалы человеческих ресурсов и превращает их в экономический, социальный и культурный капитал. Мы предлагаем рассмотреть инновационный потенциал гуманитарного знания в рамках задачи формулирования гуманитарной стратегии культуры и образования, видя в ней способ внутренней мобилизации современного российского общества в условиях экономической и геополитической конкуренции. Особую актуальность подобный тип развития гражданской нации через институты культуры и образования приобретает в связи с проблемой воспитания отечественной элиты.
Философско-культурологическая интерпретация культуры и образования. Философ-ско-культурологическая интерпретация культуры и образования строится на классическом понимании культуры как возделывания и воспитания в сочетании со смыслами ухода и почитания. В основе культуры как реальности человека лежит творческий труд, нравственное и умственное усилие личности и общества в процессе осознания и достижения смысложиз-ненных целей. Образование рассматривается в качестве подсистемы культуры, обеспечивающей передачу и освоение духовно-интеллектуального и социального опыта в горизонте личностного смысла человека. Культура и образование выступают одновременно условием и механизмом преемственности исторически возникающих и институализирующихся в социаль-
ном бытии разнообразных практик, обеспечивающих как выживание индивида и социума, так и достижения им и обществом трансцендирую-щих образов и целей, преодолевающих границы культуры и экзистенции человека. Потому культура выступает и как готовый набор целей, ценностей, умений, практик и технологий, и как творческое задание для человека, который осваивает достижения на основе стратегии личностного смысла (или осмысленности своих целей и действий). Следовательно, образование в качестве «технологии» передачи и усвоения опыта принимает на себя основные функции культуры по воспроизводству смыслов, ценностей, значений в особом, практически ориентированном формировании человека как духовного и социального существа. С данных теоретико-методологических позиций концепция гуманитарной стратегии культуры и образования предполагает разработку философских и культурологических оснований для исследований профессиональных компетенций. В рамках заявляемого подхода культура и образование могут быть поняты следующим образом:
- как «способ быть» — в качестве актуальной формы бытия человека;
- как медиатор социальной системы, обеспечивающий продуктивное сосуществование социальных институтов;
- как историческая память (культура) — тезаурус смыслов, ценностей и смыслопорожда-ющая технология их передачи и наследования (образование);
- как способ трансляции и преемственности социального (творческого) опыта;
- как универсальные и специфицированные способы социальной коммуникации.
Научно-исследовательские цели развития гуманитарной стратегии образования и культуры. Для продвижения концепции гуманитарной стратегии образования и культуры необходим алгоритм целей и задач, который реализуется в пошаговой научно-исследовательской и организационной деятельности. Как представляется, он может быть реализован:
- в создании научных разработок в области фундаментальных и прикладных исследований в сфере культуры и образования, включающих обобщение на философско-теоретическом, «среднем» и эмпирическом уровнях;
- в интеграции фундаментальных научных исследований в образовательный процесс и другие социально-культурные практики;
- в создании условий для внедрения разработок фундаментальных гуманитарных исследований в образовательные технологии;
- в разработке междисциплинарного подхода в исследовании проблемы профессиональных компетенций, отражающего характер современного гуманитарного знания;
- в формировании философско-культуроло-гической научной школы, осуществляющей научную преемственность поколений через привлечение к соавторству аспирантов и студентов;
- в создании научных проектов, имеющих социально-практическую направленность, способных оказывать позитивное влияние на образовательную и социокультурную ситуацию в современной России.
При этом предполагается, что научно-исследовательская деятельность осуществляется в смысловой взаимообусловленности с образовательной, художественно-творческой, социально-практической.
Можно выделить следующие возможные направления деятельности:
1) философские проблемы культуры и образования (философско-теоретический, психолого-педагогический и социокультурный аспекты);
2) аналитика и экспертиза социокультурных процессов в контексте культурных и цивилиза-ционных трансформаций современности;
3) научный статус, содержание и челове-котворческий потенциал гуманитарного знания в высшей профессиональной школе;
4) проектно-экспериментальная деятельность (творческие проекты, социальные эксперименты, подтверждающие исследовательские концепции и гипотезы и связанные с организацией социокультурной среды для продуктивного развития личности).
Методологическим основанием для разработки и продвижения концепции гуманитарной стратегии культуры и образования является методология гуманитарных наук. Она представляет собой вид гуманитарного знания с характерной критичностью, рациональностью (классического и неклассического типа), интег-ративностью философско-методологических, научно-методологических, проективных методологических установок.
Модель организации научно-исследовательской работы по развитию концепции гуманитарной стратегии культуры и образования. Ниже мы даем рабочий модуль организации исследований. Он включает несколько этапов.
Подготовительный этап состоит из четырех шагов: 1) проблематизация; 2) постановка целей и задач; 3) разработка содержания концепции; 4) создание оргструктуры.
Этап планирования состоит из трех шагов:
1) определение направлений деятельности;
2) создание рабочих групп; 3) информационное, методологическое и организационно-финансовое обеспечение проектов.
Этап реализации состоит из пяти шагов: 1) создание перспективной научно-исследовательской программы; 2) определение каналов коммуникации и способов управления научно-исследовательской деятельностью; 3) подготовка научных проектов; 4) мониторинг результативности научной деятельности; 5) разработка критериев эффективности научной деятельности (система оценивания результатов научного труда).
Итоговый этап состоит из четырех шагов: 1) подведение итогов организационной и научно-исследовательской деятельности; 2) оценивание научно-исследовательских, образовательных и социальных проектов; 3) внешнее оценивание и рецензирование научных проектов со стороны экспертного сообщества; 4) процедуры корректировки замыслов, исследовательской стратегии на основе выводов о перспективности разработки научной проблемы.
Концепция гуманитарных стратегий культуры и образования. Стратегия — это генерализация многих способов достижения целей. В этом смысле культура и образование как ее социализирующая система предстают в виде множественных способов достижения целей и соответствующих им способов коммуникации. Сам эффект социальности возникает из факта коммуникации. Потому справедливо в контексте современного типа цивилизации говорить о коммуникативных стратегиях культуры и гуманитарных технологиях образования как способе универсализации социальной коммуникации для передачи духовно-интеллектуального опыта человечества. Можно выделить определяющие современность способы — стратегии достижения социокультурных и личностных целей в следующем спектре:
1) стратегия диалога:
- бытие как общение;
- понимание как условие диалога;
- коммуникативные стратегии культуры;
- межкультурная коммуникация;
- политический и межконфессиональный диалог;
- диалог культур и культура диалога;
2) стратегия творчества:
- акмеологические смыслы самореализации;
- рефлексия и самопознание;
- креативность как стратегия совершенствования;
- универсализация профессиональных практик и профессиональных компетенций;
3) стратегия знания:
- тезаурус культуры;
- историческая память4
- культурная идентичность;
- гуманитарные стратегии образования;
- коммуникативно-информационные технологии культуры и образования.
На наш взгляд, именно стратегии диалога, творчества и знания выступают смысловыми доминантами гуманитаризации образования, построения образовательного процесса и системы образования в целом на основе новой культурологической парадигмы. В условиях прогнозируемого перехода современного общества на седьмой технологический уклад, который будет характеризоваться определяющим значением социально-культурных технологий, необходимо работать на опережение и возглавить процесс культурологизации социально-политического и научно-образовательного дискурса.
В этом контексте наиболее перспективными темами и концептами, которые могут стать предметом научного рассмотрения, для нас являются три группы проблем.
Первую можно сформулировать следующим образом: реальность культуры, ее онтологические основания и личностный смысл. Вот возможный спектр ее тематизации:
- феномен личности: философско-антропо-логический, психолого-педагогический аспекты;
- культурные смыслы творчества;
- типология культуры как типология личности;
- процессы смыслообразования: культура и образование как смыслопорождающие структуры;
- диалог — гуманитарная стратегия современной культуры;
- рефлексия — акмеологическая стратегия личности;
- человек культуры: социальный опыт, социальные отношения, культурная деятельность.
Вторую можно определить следующим образом: философия культуры и образования в анализе проблем современности. Спектр ее те-матизации:
- культурологический подход к проблемам образования;
- культурные традиции и современное общество: этнический, религиозный, политический факторы;
- культурная идентичность и опыт социализации личности в процессе образования;
- культура и образование как способ преемственности социально-исторического опыта;
- образовательная система и этно-конфес-сиональная структура российского общества;
- языковые модели культурной коммуникации: профессиональная и бытовая культура;
- гуманитарные стратегии образования и культуры в условиях развития современного общества;
- креативная и личностно-ориентированная парадигмы образования;
- креативные стратегии развития личности как психолого-педагогическое условие успешной социализации.
Третью можно определить следующим образом: профессиональная деятельность как феномен культуры. Возможный спектр ее темати-зации:
- профессиональные компетенции как предмет междисциплинарного исследования;
- профессиональная деятельность и традиции культуры;
- типы профессионализма в контексте социокультурных трансформаций;
- универсализация профессиональной деятельности: праксеология как наука и учебная дисциплина;
- профессиональные компетенции и проблема формирования элит;
- личностно-профессиональное саморазвитие в процессе образования;
- критерии профессиональной компетенции преподавателя высшей школы: философский, психолого-педагогический, социокультурный аспекты;
- интегрированная модель профессиональных компетенций: научный, педагогический, социальный подходы.
Добавим, что проектный уровень реализации концепции гуманитарной стратегии культуры и образования включает не только традиционные фундаментальные исследования по проблемам философии, теории, истории, социологии и теологии культуры, проводимые параллельно с написанием учебно-методических работ, обеспечивающих образовательные стандарты нового поколения. Он также воплощается в институциональных проектах, которые связаны с созданием инновационно-образовательных центров, институтов социального и культурного развития, арт-проектов, изменяющих среду обитания современного человека, и т. п.
Компетентностный подход в подготовке философа и культуролога. Еще раз подчеркнем, что возрастающая сложность организации социокультурной жизни современного человека и общества ставит перед образованием ряд новых задач. Для их реализации необходимы новые походы, рассчитанные на применение современных интеллектуальных стратегий и тактик деятельности. Они предполагают, что в рамках образовательных программ по направлениям подготовки, содержательно связанных с концептом и тезаурусом культуры, в первую очередь таких как «Философия» и «Культурология», формируются качества, которые помогут выпускнику высшего учебного заведения занять активную позицию субъекта социальных и экономических действий, решая при этом индивидуальные духовные и экзистенциальные проблемы. Основанием его действий выступает интегральная профессионально-творческая способность, которая проявляется как подготовленность к решению определенного класса социально-практических и профессиональных задач. Философ и культуролог является не только носителем гуманитарной культуры, он призван выступить модератором новых социокультурных процессов, знаменующих переход на социо-гуманитарный технологический уклад будущего общества. В этом случае результат его образования заключается в следующих базовых и профессиональных компетенциях:
1) на индивидуально-личностном уровне: степень аналитичности мышления, гибкость и креативность мышления, точность восприятия информации и скорость ее обработки, критичность мышления, стратегическое видение проблемы, способность прогнозировать;
2) на социально-психологическом уровне: навыки и способности к общению, мотивация к труду, развитость рефлексии и саморефлексии;
3) на социокультурном уровне: ценностно-мировоззренческая ориентация, этический критерий деятельности, социальная ответственность, созидательная направленность труда;
4) на универсально-профессиональном уровне: поисковая активность, творческий подход, способность к диалогу, владение информационными технологиями и иностранными языками.
Для бакалавров и магистров философии и культурологии необходимо говорить об интегральной модели профессиональной компетенции, поскольку универсализация практик связана не только с новыми коммуникативными технологиями, но также и с усложнением процедур рефлексии в современном информацион-
ном пространстве с его открытыми границами и взаимодействующими культурными стилями жизни. Компетентностный подход в философ-ско-культурологическом образовании призван преодолеть разрыв между метафизическими и инструментальными ценностями, с одной стороны, превратить гуманитарное знание в ценностную основу общественной практики и духовно-интеллектуальной стратегии личности, с другой — сделать само знание инструментом развития общества, его социальной инфраструктуры и институций, вооружив технологиями социализации и межкультурной (межличностной) коммуникации.
Для решения этой задачи сам процесс получения знаний должен принять вид особого рода философско-культурологической рефлексии, акцентированной на заинтересованности в диалоге с преподавателем как носителем знаний и личностного смысла. По сути, данный тип мышления отвечает процессу культурологиза-ции научного и образовательного дискурса. Он является репрезентативным для предлагаемой нами концепции гуманитарной стратегии культуры и образования, которая может быть реализована на различных уровнях интеллектуальной (исследовательской, педагогической, творческой) и социально-практической деятельности.
УДК 37.0 С. С. Загребин, проф. Челябинского
института развития профессионального образования (ЧИРПО), д-р ист. наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
ПОЛИТЕХНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА
В статье рассматривается исторический опыт становления системы профессиональной ориентации учащихся и введения основ политехнического образования в школах. Данный процесс способствовал созданию социальной и профессиональной базы трудовых ресурсов для индустриального развития страны.
Ключевые слова: политехнизация, модернизация, индустриализация.
В настоящее время приоритетным направлением социально-экономического развития страны называется инновационное развитие всех секторов экономики, в том числе сферы образования, науки и культуры. На региональном уровне ставится задача повышения качества подготовки специалистов в системе НПО-СПО-ВПО. Государственные структуры, работодатели, учебные заведения предлагают различные варианты повышения эффективности подготовки рабочих кадров и интенсивного развития рынка трудовых ресурсов. В эти условиях представляется актуальным знакомство с исторических опытом решения подобных вопросов в условиях российской модернизации конца XIX в. и советской индустриализации первой четверти XX в.
Идея политехнического образования. В конце XIX в., наряду с концепцией введения всеобщего обучения в России, на различных государственных уровнях, занимающихся народным образованием, существовала и другая
идея, которую представляется возможным определить как политехнизация школы. Идея эта специально не декларировалась, но проявлялась в мероприятиях государства, которые реализо-вывались в различных направлениях, и прежде всего — в функционировании реальных училищ, обучение в которых давало подготовку и право поступления в высшие технические учебные заведения. Существовали и другие учебные заведения с четкой профессиональной ориентацией — например, ремесленные и торговые школы. Особый интерес представляет концепция политехнизации школы в обычных средних учебных заведениях.
В официальном письме Министерства народного просвещения инспектору народных училищ г. Оренбурга (1914 г.) говорилось: «В настоящее время с достаточною определенностью выяснилось, что одною из настоятельных нужд образования русского народа является подготовка подрастающего поколения к практической деятельности путем сообще-