Научная статья на тему 'Инновационный потенциал гуманитарной стратегии культуры и образования'

Инновационный потенциал гуманитарной стратегии культуры и образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНЫЙ / СТРАТЕГИЯ / СМЫСЛ / ЦЕННОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ / КОМПЕТЕНЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА / HUMANITARIAN / STRATEGY / MEANING / VALUE / TECHNOLOGY / CULTURE / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жукова О.А.

Образование в качестве «технологии» передачи и усвоения опыта принимает на себя основные функции культуры по воспроизводству смыслов, ценностей, значений в особом, практически ориентированном формировании человека как духовного и социального существа. Концепция гуманитарной стратегии культуры и образования предполагает разработку философских и культурологических оснований для исследований профессиональных компетенций, являющихся результатом образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION POTENTIAL OF HUMANITARIAN STRATEGY OF CULTURE AND EDUCATION

Education as a “technology” transfer and assimilation of the experience takes on the basic functions of culture for the reproduction of meanings, values, values in particular, practically oriented formation of man as a spiritual and social being. The concept of human culture and education strategy involves the development of philosophical and cultural foundations for the research of professional competencies that are the result of the educational process.

Текст научной работы на тему «Инновационный потенциал гуманитарной стратегии культуры и образования»

Ясно, что без других людей новый человек не в состоянии выстроить нужное для него сетевое сообщество для получения действительно качественного и эффективного образования. Но он может выступить инициатором и активно участвовать в его формировании. Без общества новый человек не может себя реализовать, но каким образом он входит в общество, как он организует общественную среду, какие отношения устанавливает с другими людьми, какие источники здесь находит и конституирует — все это зависит от него самого. Иначе говоря, подобно современной корпорации новый человек должен стать менеджером самого себя, создать собственный мир и траекторию жизни.

Мир знаний эпохи постмодерна — это мир, управляемый игрой с исчерпывающей информацией, в том смысле, что она в принципе до-

Библиографический список

ступна для всех экспертов. При равном доступе к информации увеличение эффективности в производстве знания заключается не в его приобретении, а в жизненном опыте (компетенции), позволяющем либо выполнить новый «прием» организации данных, либо вообще изменить правила игры. Если преподавание должно обеспечивать не только воспроизводство компетенций, но и их прогресс, то соответственно необходимо, чтобы передача знания не ограничивалась передачей информации, а учила бы всем процедурам, способствующим увеличению способности сочленять поля, которые традиционная система образования ревностно изолировала друг от друга [4]. Это, по сути, теория игр, тренингов. Она полезна тем, что порождает идеи. А иметь идеи и опыт их реализации — это главное достижение образованного человека.

1. Хоркхаймер, М. Диалектика просвещения : Философские фрагменты [Текст] / М. Хорк-хаймер, Т. В. Адорно. — М. : Медиум ; СПб. : Ювента, 1997. — 312 с.

2. Маркузе, Г. Одномерный человек [Текст] / Г. Маркузе. — М. : АСТ, 2009. — 331 с.

3. Барлоу, Д. П. Декларация независимости киберпространства [Электронный ресурс] / Д. П. Барлоу. — Режим доступа : http://www.average.org/freespeech.

4. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна [Текст] / Ж.-Ф. Лиотар. — М. : Институт экспериментальной социологии ; СПб. : Алетейя, 1998. — 160 с.

5. Фейерабенд, П. Против метода : Очерк анархистской теории познания [Текст] / П. Фейе-рабенд. — М. : АСТ, 2007. — 413 с.

УДК 37.0 О. А. Жукова, проф. Московского педагогичес-

008 кого государственного университета (МПГУ),

д-р филос. наук, канд. культурологии, г. Москва, е-mail: logoscultura@yandex.ru

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ГУМАНИТАРНОЙ СТРАТЕГИИ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ

Образование в качестве «технологии» передачи и усвоения опыта принимает на себя основные функции культуры по воспроизводству смыслов, ценностей, значений в особом, практически ориентированном формировании человека как духовного и социального существа. Концепция гуманитарной стратегии культуры и образования предполагает разработку философских и культурологических оснований для исследований профессиональных компетенций, являющихся результатом образовательного процесса.

Ключевые слова: гуманитарный, стратегия, смысл, ценность, технология, профессиональный, компетенции, образование, культура.

В современном мире институт образования все менее понимается как ретранслятор социального опыта и культурных практик и все чаще рассматривается как инновационный инкубатор новых знаний и технологий. В условиях пос-

тиндустриального общества институты развития в виде научно-образовательных комплексов реально становятся локомотивом прогресса в городах и территориях. По этой модели сегодня в России реализуется проект «Сколково».

Мультипликативный эффект научно-образовательных комплексов связан также с социализирующей, человекотворческой и культуротран-слирующей функциями образования, которое выступает условием и способом развития личностного потенциала.

На наш взгляд, в связи с задачами инновационного развития российской системы образования необходимо говорить об образовательной модели, которая интегрирует учебные и научные задачи. Цель заключается в том, чтобы создать такую модель образования, которая бы позволила рассматривать систему передачи, накопления и открытия знания как инструмент развития личности и общества. Следует отметить, что модель, в которой образование понимается в качестве института социокультурного развития, восходит к европейским традициям культуры, как, впрочем, и сам проект современности с его практикой технологического перевооружения цивилизации на основе научных достижений. Россия пытается вписаться в этот проект, используя с разной степенью успеха новые возможности для устойчивого развития государства и общества.

Приходится признать, что жесткие условия современности требуют усилий по концептуальному и технологическому перевооружению российской системы образования, включая и проблему управления. Одним из путей превращения образования в институт развития является создание инновационных вузов-комплексов, реализующих модель исследовательских университетов (учебно-научно-промышленных комплексов). Это мощное средство оптимизации интеллектуально-творческих ресурсов представляет, по нашему мнению, креативный вариант мобилизации. Инновационное образование соединяет процесс обучения с созданием (открытием) новых знаний. Технологическая образовательная цепочка определена интеграцией фундаментальной науки, учебного процесса и производства с учетом меняющейся конъюнктуры рынка. Система образования в инновационном вузе предполагает взаимосвязь научных исследований и современной экономики, где ведущими формами обучения являются проектные разработки, тренинги, стажировки на производстве и в научно-исследовательских организациях, а учебный процесс неразрывно связан с новейшими информационно-коммуникативными технологиями.

Некоторые формы исследовательских университетов, или инновационных вузов-комплексов, сегодня реализуются в практике россий-

ских вузов. Так, студенты принимают участие в реальных проектах в различных секторах экономики, а вуз проводит масштабные исследования фундаментального и прикладного характера. В содержании образовательных программ и учебных планов исследовательского университета заложен принцип выбора учебных курсов студентами, при этом основой выступает идеология фундаментального образования, что обеспечивает подъем вузовской науки в ее связи с экономикой за счет развития инновационной инфраструктуры. Инновационный вуз реализует многоуровневую систему подготовки, переподготовки, повышения квалификации и консультирования специалистов для инновационной деятельности в сфере образования, науки и промышленности, на базе вуза развивается центр трансфера технологий.

Таким образом, речь идет о новой образовательной парадигме, которая может быть реализована в модели научно-исследовательского образовательного комплекса, или инновационно-образовательного центра. Он оптимизирует интеллектуально-творческие потенциалы человеческих ресурсов и превращает их в экономический, социальный и культурный капитал. Мы предлагаем рассмотреть инновационный потенциал гуманитарного знания в рамках задачи формулирования гуманитарной стратегии культуры и образования, видя в ней способ внутренней мобилизации современного российского общества в условиях экономической и геополитической конкуренции. Особую актуальность подобный тип развития гражданской нации через институты культуры и образования приобретает в связи с проблемой воспитания отечественной элиты.

Философско-культурологическая интерпретация культуры и образования. Философ-ско-культурологическая интерпретация культуры и образования строится на классическом понимании культуры как возделывания и воспитания в сочетании со смыслами ухода и почитания. В основе культуры как реальности человека лежит творческий труд, нравственное и умственное усилие личности и общества в процессе осознания и достижения смысложиз-ненных целей. Образование рассматривается в качестве подсистемы культуры, обеспечивающей передачу и освоение духовно-интеллектуального и социального опыта в горизонте личностного смысла человека. Культура и образование выступают одновременно условием и механизмом преемственности исторически возникающих и институализирующихся в социаль-

ном бытии разнообразных практик, обеспечивающих как выживание индивида и социума, так и достижения им и обществом трансцендирую-щих образов и целей, преодолевающих границы культуры и экзистенции человека. Потому культура выступает и как готовый набор целей, ценностей, умений, практик и технологий, и как творческое задание для человека, который осваивает достижения на основе стратегии личностного смысла (или осмысленности своих целей и действий). Следовательно, образование в качестве «технологии» передачи и усвоения опыта принимает на себя основные функции культуры по воспроизводству смыслов, ценностей, значений в особом, практически ориентированном формировании человека как духовного и социального существа. С данных теоретико-методологических позиций концепция гуманитарной стратегии культуры и образования предполагает разработку философских и культурологических оснований для исследований профессиональных компетенций. В рамках заявляемого подхода культура и образование могут быть поняты следующим образом:

- как «способ быть» — в качестве актуальной формы бытия человека;

- как медиатор социальной системы, обеспечивающий продуктивное сосуществование социальных институтов;

- как историческая память (культура) — тезаурус смыслов, ценностей и смыслопорожда-ющая технология их передачи и наследования (образование);

- как способ трансляции и преемственности социального (творческого) опыта;

- как универсальные и специфицированные способы социальной коммуникации.

Научно-исследовательские цели развития гуманитарной стратегии образования и культуры. Для продвижения концепции гуманитарной стратегии образования и культуры необходим алгоритм целей и задач, который реализуется в пошаговой научно-исследовательской и организационной деятельности. Как представляется, он может быть реализован:

- в создании научных разработок в области фундаментальных и прикладных исследований в сфере культуры и образования, включающих обобщение на философско-теоретическом, «среднем» и эмпирическом уровнях;

- в интеграции фундаментальных научных исследований в образовательный процесс и другие социально-культурные практики;

- в создании условий для внедрения разработок фундаментальных гуманитарных исследований в образовательные технологии;

- в разработке междисциплинарного подхода в исследовании проблемы профессиональных компетенций, отражающего характер современного гуманитарного знания;

- в формировании философско-культуроло-гической научной школы, осуществляющей научную преемственность поколений через привлечение к соавторству аспирантов и студентов;

- в создании научных проектов, имеющих социально-практическую направленность, способных оказывать позитивное влияние на образовательную и социокультурную ситуацию в современной России.

При этом предполагается, что научно-исследовательская деятельность осуществляется в смысловой взаимообусловленности с образовательной, художественно-творческой, социально-практической.

Можно выделить следующие возможные направления деятельности:

1) философские проблемы культуры и образования (философско-теоретический, психолого-педагогический и социокультурный аспекты);

2) аналитика и экспертиза социокультурных процессов в контексте культурных и цивилиза-ционных трансформаций современности;

3) научный статус, содержание и челове-котворческий потенциал гуманитарного знания в высшей профессиональной школе;

4) проектно-экспериментальная деятельность (творческие проекты, социальные эксперименты, подтверждающие исследовательские концепции и гипотезы и связанные с организацией социокультурной среды для продуктивного развития личности).

Методологическим основанием для разработки и продвижения концепции гуманитарной стратегии культуры и образования является методология гуманитарных наук. Она представляет собой вид гуманитарного знания с характерной критичностью, рациональностью (классического и неклассического типа), интег-ративностью философско-методологических, научно-методологических, проективных методологических установок.

Модель организации научно-исследовательской работы по развитию концепции гуманитарной стратегии культуры и образования. Ниже мы даем рабочий модуль организации исследований. Он включает несколько этапов.

Подготовительный этап состоит из четырех шагов: 1) проблематизация; 2) постановка целей и задач; 3) разработка содержания концепции; 4) создание оргструктуры.

Этап планирования состоит из трех шагов:

1) определение направлений деятельности;

2) создание рабочих групп; 3) информационное, методологическое и организационно-финансовое обеспечение проектов.

Этап реализации состоит из пяти шагов: 1) создание перспективной научно-исследовательской программы; 2) определение каналов коммуникации и способов управления научно-исследовательской деятельностью; 3) подготовка научных проектов; 4) мониторинг результативности научной деятельности; 5) разработка критериев эффективности научной деятельности (система оценивания результатов научного труда).

Итоговый этап состоит из четырех шагов: 1) подведение итогов организационной и научно-исследовательской деятельности; 2) оценивание научно-исследовательских, образовательных и социальных проектов; 3) внешнее оценивание и рецензирование научных проектов со стороны экспертного сообщества; 4) процедуры корректировки замыслов, исследовательской стратегии на основе выводов о перспективности разработки научной проблемы.

Концепция гуманитарных стратегий культуры и образования. Стратегия — это генерализация многих способов достижения целей. В этом смысле культура и образование как ее социализирующая система предстают в виде множественных способов достижения целей и соответствующих им способов коммуникации. Сам эффект социальности возникает из факта коммуникации. Потому справедливо в контексте современного типа цивилизации говорить о коммуникативных стратегиях культуры и гуманитарных технологиях образования как способе универсализации социальной коммуникации для передачи духовно-интеллектуального опыта человечества. Можно выделить определяющие современность способы — стратегии достижения социокультурных и личностных целей в следующем спектре:

1) стратегия диалога:

- бытие как общение;

- понимание как условие диалога;

- коммуникативные стратегии культуры;

- межкультурная коммуникация;

- политический и межконфессиональный диалог;

- диалог культур и культура диалога;

2) стратегия творчества:

- акмеологические смыслы самореализации;

- рефлексия и самопознание;

- креативность как стратегия совершенствования;

- универсализация профессиональных практик и профессиональных компетенций;

3) стратегия знания:

- тезаурус культуры;

- историческая память4

- культурная идентичность;

- гуманитарные стратегии образования;

- коммуникативно-информационные технологии культуры и образования.

На наш взгляд, именно стратегии диалога, творчества и знания выступают смысловыми доминантами гуманитаризации образования, построения образовательного процесса и системы образования в целом на основе новой культурологической парадигмы. В условиях прогнозируемого перехода современного общества на седьмой технологический уклад, который будет характеризоваться определяющим значением социально-культурных технологий, необходимо работать на опережение и возглавить процесс культурологизации социально-политического и научно-образовательного дискурса.

В этом контексте наиболее перспективными темами и концептами, которые могут стать предметом научного рассмотрения, для нас являются три группы проблем.

Первую можно сформулировать следующим образом: реальность культуры, ее онтологические основания и личностный смысл. Вот возможный спектр ее тематизации:

- феномен личности: философско-антропо-логический, психолого-педагогический аспекты;

- культурные смыслы творчества;

- типология культуры как типология личности;

- процессы смыслообразования: культура и образование как смыслопорождающие структуры;

- диалог — гуманитарная стратегия современной культуры;

- рефлексия — акмеологическая стратегия личности;

- человек культуры: социальный опыт, социальные отношения, культурная деятельность.

Вторую можно определить следующим образом: философия культуры и образования в анализе проблем современности. Спектр ее те-матизации:

- культурологический подход к проблемам образования;

- культурные традиции и современное общество: этнический, религиозный, политический факторы;

- культурная идентичность и опыт социализации личности в процессе образования;

- культура и образование как способ преемственности социально-исторического опыта;

- образовательная система и этно-конфес-сиональная структура российского общества;

- языковые модели культурной коммуникации: профессиональная и бытовая культура;

- гуманитарные стратегии образования и культуры в условиях развития современного общества;

- креативная и личностно-ориентированная парадигмы образования;

- креативные стратегии развития личности как психолого-педагогическое условие успешной социализации.

Третью можно определить следующим образом: профессиональная деятельность как феномен культуры. Возможный спектр ее темати-зации:

- профессиональные компетенции как предмет междисциплинарного исследования;

- профессиональная деятельность и традиции культуры;

- типы профессионализма в контексте социокультурных трансформаций;

- универсализация профессиональной деятельности: праксеология как наука и учебная дисциплина;

- профессиональные компетенции и проблема формирования элит;

- личностно-профессиональное саморазвитие в процессе образования;

- критерии профессиональной компетенции преподавателя высшей школы: философский, психолого-педагогический, социокультурный аспекты;

- интегрированная модель профессиональных компетенций: научный, педагогический, социальный подходы.

Добавим, что проектный уровень реализации концепции гуманитарной стратегии культуры и образования включает не только традиционные фундаментальные исследования по проблемам философии, теории, истории, социологии и теологии культуры, проводимые параллельно с написанием учебно-методических работ, обеспечивающих образовательные стандарты нового поколения. Он также воплощается в институциональных проектах, которые связаны с созданием инновационно-образовательных центров, институтов социального и культурного развития, арт-проектов, изменяющих среду обитания современного человека, и т. п.

Компетентностный подход в подготовке философа и культуролога. Еще раз подчеркнем, что возрастающая сложность организации социокультурной жизни современного человека и общества ставит перед образованием ряд новых задач. Для их реализации необходимы новые походы, рассчитанные на применение современных интеллектуальных стратегий и тактик деятельности. Они предполагают, что в рамках образовательных программ по направлениям подготовки, содержательно связанных с концептом и тезаурусом культуры, в первую очередь таких как «Философия» и «Культурология», формируются качества, которые помогут выпускнику высшего учебного заведения занять активную позицию субъекта социальных и экономических действий, решая при этом индивидуальные духовные и экзистенциальные проблемы. Основанием его действий выступает интегральная профессионально-творческая способность, которая проявляется как подготовленность к решению определенного класса социально-практических и профессиональных задач. Философ и культуролог является не только носителем гуманитарной культуры, он призван выступить модератором новых социокультурных процессов, знаменующих переход на социо-гуманитарный технологический уклад будущего общества. В этом случае результат его образования заключается в следующих базовых и профессиональных компетенциях:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) на индивидуально-личностном уровне: степень аналитичности мышления, гибкость и креативность мышления, точность восприятия информации и скорость ее обработки, критичность мышления, стратегическое видение проблемы, способность прогнозировать;

2) на социально-психологическом уровне: навыки и способности к общению, мотивация к труду, развитость рефлексии и саморефлексии;

3) на социокультурном уровне: ценностно-мировоззренческая ориентация, этический критерий деятельности, социальная ответственность, созидательная направленность труда;

4) на универсально-профессиональном уровне: поисковая активность, творческий подход, способность к диалогу, владение информационными технологиями и иностранными языками.

Для бакалавров и магистров философии и культурологии необходимо говорить об интегральной модели профессиональной компетенции, поскольку универсализация практик связана не только с новыми коммуникативными технологиями, но также и с усложнением процедур рефлексии в современном информацион-

ном пространстве с его открытыми границами и взаимодействующими культурными стилями жизни. Компетентностный подход в философ-ско-культурологическом образовании призван преодолеть разрыв между метафизическими и инструментальными ценностями, с одной стороны, превратить гуманитарное знание в ценностную основу общественной практики и духовно-интеллектуальной стратегии личности, с другой — сделать само знание инструментом развития общества, его социальной инфраструктуры и институций, вооружив технологиями социализации и межкультурной (межличностной) коммуникации.

Для решения этой задачи сам процесс получения знаний должен принять вид особого рода философско-культурологической рефлексии, акцентированной на заинтересованности в диалоге с преподавателем как носителем знаний и личностного смысла. По сути, данный тип мышления отвечает процессу культурологиза-ции научного и образовательного дискурса. Он является репрезентативным для предлагаемой нами концепции гуманитарной стратегии культуры и образования, которая может быть реализована на различных уровнях интеллектуальной (исследовательской, педагогической, творческой) и социально-практической деятельности.

УДК 37.0 С. С. Загребин, проф. Челябинского

института развития профессионального образования (ЧИРПО), д-р ист. наук, г. Челябинск, e-mail: spj-2012@list.ru

ПОЛИТЕХНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА

В статье рассматривается исторический опыт становления системы профессиональной ориентации учащихся и введения основ политехнического образования в школах. Данный процесс способствовал созданию социальной и профессиональной базы трудовых ресурсов для индустриального развития страны.

Ключевые слова: политехнизация, модернизация, индустриализация.

В настоящее время приоритетным направлением социально-экономического развития страны называется инновационное развитие всех секторов экономики, в том числе сферы образования, науки и культуры. На региональном уровне ставится задача повышения качества подготовки специалистов в системе НПО-СПО-ВПО. Государственные структуры, работодатели, учебные заведения предлагают различные варианты повышения эффективности подготовки рабочих кадров и интенсивного развития рынка трудовых ресурсов. В эти условиях представляется актуальным знакомство с исторических опытом решения подобных вопросов в условиях российской модернизации конца XIX в. и советской индустриализации первой четверти XX в.

Идея политехнического образования. В конце XIX в., наряду с концепцией введения всеобщего обучения в России, на различных государственных уровнях, занимающихся народным образованием, существовала и другая

идея, которую представляется возможным определить как политехнизация школы. Идея эта специально не декларировалась, но проявлялась в мероприятиях государства, которые реализо-вывались в различных направлениях, и прежде всего — в функционировании реальных училищ, обучение в которых давало подготовку и право поступления в высшие технические учебные заведения. Существовали и другие учебные заведения с четкой профессиональной ориентацией — например, ремесленные и торговые школы. Особый интерес представляет концепция политехнизации школы в обычных средних учебных заведениях.

В официальном письме Министерства народного просвещения инспектору народных училищ г. Оренбурга (1914 г.) говорилось: «В настоящее время с достаточною определенностью выяснилось, что одною из настоятельных нужд образования русского народа является подготовка подрастающего поколения к практической деятельности путем сообще-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.