ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2012. № 4
КЛАДЕЗЬ ИДЕЙ И ОПЫТА КУЛЬТУРНАЯ СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Л.Р. Золотарева
(Карагандинский государственный университет
имени академика Е.А. Букетова, Казахстан, г. Караганда;
e-mail: [email protected])
Содержание статьи обусловлено резко возросшим интересом к проблеме соотношения культуры и образования, который интенсифицировал исследовательскую деятельность в данном направлении, углубил внимание к неиспользованным возможностям культуры и образования. В статье дается научный анализ культурологических версий образования; обосновывается культурологический подход к образованию, рассматриваются взаимосвязь понятий "культура" и "образование", функции культуры и образования, культурологический подход как развитие идеи гуманитарного образования; художественно-педагогическое образование как специфическое направление гуманитарного образования в мире образовательного сектора ЮНЕСКО.
Ключевые слова: культурная стратегия образования, культура и образование, культурологический подход в образовании, художественно-педагогическое образование, специалист — человек культуры.
Среди проблем, особо интересующих гуманитарную науку, одно из ведущих мест занимает проблема соотношения культуры и образования. Наиболее полный смысл образования может быть понят именно в соответствии с понятием "культура". Резко возросший интерес к указанной проблеме интенсифицировал исследовательскую деятельность в данном направлении, углубил внимание к неиспользованным возможностям культуры в образовании.
Среди современных научных подходов к образованию исследователи выделяют интегративный, личностный, ценностно-смысловой, феноменологический, синергетический, деятельност-но-творческий, культурологический. Вместе с тем большинство исследователей выделяют культурологический подход (И.М. Бы-ховская, Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова, А.И. Пайгусов, В.Н. Ру-денко, А.Я. Флиер и др.), который сформировался в ответ на новый социальный заказ на образование в постиндустриальном
обществе, вступившем, по мнению ученых, в конце XX в. в четвертую глобальную научную революцию.
С позиций культурологического подхода сегодня особая роль принадлежит философскому и методологическому осмыслению педагогической науки и практики, становится приоритетным целостный, интегративный, комплексный метод исследования и проектирования образовательных систем. Это позволяет выделить в ряду методологических предпосылок культурные основания как наиболее общие, сопряженные с пониманием культуры — феномена бытия человеческого общества, сохраняющего духовные и материальные достижения человечества, аккумулирующие непреходящие ценности, задающие направления в развитии личности, в том числе личности профессионала.
В контексте нашего исследования дается краткий анализ эволюции определения "культура" (античные мыслители, Цицерон, Я. Буркгард, И.Г. Гердер, этические и эстетические, философские концепции культуры — И. Кант, Ф. Шиллер, Г.В.Ф. Гегель, Ф. Ницше; культур-антропологические, психологические, символические теории — 3. Фрейд, Э. Кассирер, К.Г. Юнг; творческо-деятельностные — H.A. Бердяев, И.Ф. Кефели, П.Ф. Флоренский). В XX в. появилась необходимость исследовать культуру с определенной точки зрения. По мнению Л.Е. Кертмана, имеются три основных подхода, условно им названных: антропологический, социологический и философский; все более актуализируется семиотический подход (Ю.М. Лотман). Существует классификация, в основу которой легли следующие концепции культуры: предметно-ценностная (аксиологическая), деятельностная, гуманистическая, личностно-атрибутивная, информационно-знаковая. Общее, что объединяет все эти трактовки и классификации, — это человек, развитие его сущностных сил в ходе сознательной (предметной) деятельности.
Огромное число трактовок культуры в настоящее время — признак многообразия самой культуры. Представляется возможным дать синтетическое определение культуры: культура — это исторически развивающаяся система созданных человеком материальных и духовных ценностей, норм, способов организации поведения и общения; сложный общественный феномен, охватывающий различные стороны духовной жизнедеятельности общества и процесс развития сущностных сил, творческой деятельности и самореализации человека.
Систематизируя различные подходы к содержанию понятия культуры, обозначим ее следующие структурные характеристики: культура как деятельность (предметная деятельность), общение, язык, традиция, творчество.
Все подходы к изучению культуры указывают прежде всего на тесную связь культуры и деятельности, поэтому не случайно целый ряд исследователей определяют ее через деятельность. С этой точки зрения она рассматривается в трудах М.С. Кагана, который представляет образ культуры в виде "тройной спирали" (предметная деятельность, общение, искусство (художественное творчество) [1 : 138, 142, 144]. Теоретические изыскания В.Н. Ме-жуева позволяют рассмотреть культуру как творчество [2 : 35]. Культура характеризуется творчеством на любом этапе ее развития. Творчество осуществляется лишь в культуре и через культуру. Результаты творчества, будучи выраженными в символических формах культуры, становятся достоянием (в том числе духовным) других поколений. Н.К. Рерих выделяет гуманистический, просветительский, образовательный, личностный, эстетическо-ценност-ный аспекты культуры: культура есть благо — мера человеческого в человеке; очаг просвещения — образование как составная часть культуры; созидательная красота — эстетически ценно -стная красота, выступающая как художественная деятельность человека [3 : 52—53].
Вопрос о функциях культуры по отношению к образованию как общественному явлению рассматривается исходя из определения культуры как полифонической системы. При анализе культуры как методологической основы образования автором выделяются важные в этом аспекте функции: адаптивная, коммуникативная, познавательная, регулятивная, оценочная, интегративная, функция социализации.
Структура культуры и культурно-творческого воспроизводства человека позволяет прийти к выводу о соответствии структуры культуры и структуры образования и необходимости культурологического обоснования последнего. Данное утверждение верно еще и потому, что образование (педагогика) по своей сути культуросообразно, так как отражает уровень культуры общества. Развитие образования адекватно отражает развитие культуры. В немецкой философии XIX в. смысл слова "культура" максимально приближен к слову "образование". Как отмечает X. Гадамер, образование теснейшим образом связано с понятием культуры и обозначает в конечном итоге специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей. X. Гадамер приводит мысли Г.В.Ф. Гегеля о том, что образование — это подъем к всеобщности, "сущность человеческого образования состоит в том, что человек делает себя во всех отношениях духовным существом". Практическое образование — это "нахождение себя в другом", что для Гегеля означало изучение мира и языка
древних, обнаружение в чужом своего, "возвращение к себе из инобытия" [4 : 51, 54, 56].
С точки зрения культурологической, "образование — социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества". С точки зрения педагогической, "образование — процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности".
Отдельные исследователи (И.М. Быгховская) рассматривают образование как способ формировать "образ человека", как механизм трансляции ценностей культуры, при этом актуализируют два принципиальные направления: рассмотрение "образования" в качестве одного из важнейших механизмов трансляции, распространения, укоренения новыгх "ходов мысли" и действия и формирование новой генерации специалистов, которая бы в максимальной степени обеспечивала как потребности культурного развития общества в целом, так и профессиональную адекватность и "профессиональный комфорт". Такая поливекторность, обеспечиваемая полноценной и эффективной системой образования, красноречиво сформулирована в докладе Международной комиссии по образованию для XXI в., распространенном ЮНЕСКО под названием "Образование: сокрытое сокровище", в котором в качестве основных ориентиров всех уровней и ветвей образования названы такие, как: научиться существовать вместе, научиться приобретать знания, научиться работать, научиться в полном смысле слова жить. Несомненно, что каждая из этих задач непосредственно связана с решением проблем современной культуры, влияет на те возможности, которые в конечном итоге определяют достоинство, благополучие и перспективы развития как любого общества, так и каждого отдельного человека [5 : 491].
Образование как органическая часть культуры наряду с экономическими, социальными и политическими функциями выполняет в обществе собственно культурные функции. Культурные функции образования как ингредиента культуры совпадают с функциями самой культуры (адаптивная, коммуникативная, познавательная, интегративная, регулятивная и функция социализации).
Характеристические свойства образования и культуры также в общем смысле тождественны: образование специфическая сфера деятельности, общения, творчества. В сфере образования отражается традиция (региональные концепты образования). Каждый научный предмет в контексте образования может быть рассмотрен в качестве компонента культуры, знаковой системы, так как обладает специфическим языком как средством общения и пе-
редачи социального опыта миропонимания и мироотношения, одновременно — профессионального опыта как способа творческой деятельности.
Аналитический обзор исследований образования в контексте культуры показал, что в основе культурологических версий образования лежат соответствующие концепции: деятельностная (Э.С. Баллер, В.Е. Давидович, М.С. Каган); ценностная (A.A. Зворыкин, Г.Г. Карпов); структуралистская (семиотическая) (К. Леви-Строс, Ю.М. Лотман); диалогическая (М.М. Бахтин, В.С. Библер) и др. Известен ряд культурологических системных моделей, используемых для анализа и решения проблем образовательной ситуации: "генетический код" культуры (Л.С. Выготский); модель "культурного взаимодействия" (И.А. Ракитов); четырехэлемент-ная схема "культурного бытия" (А.Г. Бермус); "функциональная культурно-образовательная" модель (А.Я. Флиер) и др.
Краткий обзор современных теорий культуры дает основание говорить о том, что образовательные системы могут рассматриваться с позиций любой из них. Одной из теорий, на базе которой возможен анализ современных тенденций развития педагогики высшей школы, направленных на формирование средств, условий и механизмов самодетерминации личности, является концепция диалога культур.
Сама идея диалога культур не нова для философии, но основные положения, разработанные М.М. Бахтиным и продолженные в работах В.С. Библера, углубили, расширили, уточнили ее: культура — форма диалога, форма общения людей разных культур на основе текста культуры, понимаемого как произведение искусства, механизм самодетерминации индивида в горизонте личности, форма восприятия "мира впервые"; интегральная, целостная характеристика человеческого бытия, понятого как феномен самоустремленности. Таким образом, образование — это погружение в пространство культуры, процесс движения человека к себе через культуру; поэтому образование по преимуществу является самообразованием. Подчеркивается важная мысль, что одним из определений гуманитарного мышления является диалоговое мышление [6 : 289—300].
Диалоговая концепция культуры, основные ее константы представляются продуктивными для рассмотрения основ становления специалиста в высшей школе.
В плане проблемы соотношения культуры и образования актуализируется культурологическая концепция — "функциональная культурно-образовательная модель" А.Я. Флиера, при этом методологическое значение имеет всеохватное определение культуры, данное культурологом [7 : 119]. Важнейшая содержательная
компонента культуры, по А.Я. Флиеру, — накопление и трансляция социального опыта, в процессе которого выделяются две компоненты: социализация и инкультурация. В системе общего образования в качестве основныгх задач А.Я. Флиер выделяет социализацию обучающихся и инкулътурацию обучающихся. Что касается профессионального образования, то его общеобразовательная составляющая в принципе преследует аналогичные цели, только решаемые на более высоком интеллектуальном уровне и, как правило, привязанном к особенностям осваиваемой специальности. Как в сфере общего, так и профессионального образования обобщенные задачи могут быть определены как изучение вопросов социокультурного становления, самоидентификации, интеллектуальной и деятельностной самоорганизации человеческой личности, культурной инноватики (творчества). Творческая инновация находит свое проявление в "культурной форме" — акте деятельности, имеющем инновационный характер, а также и результате как новом социально значимом содержании, в том числе материальном (предмет), интеллектуальном (знание), эмоциональном (чувство), психологическом (мотивация, интерес, потребность). Актуальным является социокультурный прогноз XXI в., данный А.Я. Флиером. В числе наиболее актуальных вопросов, подлежащих безотлагательному исследованию кулътурологической наукой, можно назвать следующие: выработка представлений о культуре как универсальном явлении; пропаганда посредством каналов социализации и инкультурации характеристик актуальной культурной компетентности личности; плюрализация процессов порождения культурныгх инноваций [7 : 267—269].
Следовательно, одной из характерных черт культуры является всеобщее стремление к реформированию и обновлению. Аналогичные явления происходят в современном образовании. Покажем некоторые процессы, прослеживающиеся в системе образования в настоящее время: интеграция образовательный и научно-исследовательских задач; поворот от количественных характеристик информации, предлагаемой для усвоения, к ее качественным характеристикам; стремление к плюрализму и многообразию, связанное с предоставлением большей свободы и права выбора преподавателю и обучающемуся; процесс гуманизации и гуманитаризации; стремление отойти от общего образования в сторону специального, профессионально ориентированного; пересмотр "спектра" изучаемыгх научныгх дисциплин. Порождением междис-циплинарности является культурология. Согласимся с современными исследователями (Т.В. Карнажицкой, Н.Б. Крыловой и др.), что кулътурология — это не просто новая наука, это метод и средство познания и существования, особая система мировоззре-
ния и мироосвоения, новый метод образования, новая форма мировосприятия, которая может существенно повлиять на гуманитаризацию образования.
Культурологию можно рассматривать как новую парадигму в науках, направленных на изучение взаимоотношений человека с природой, самим собой, социумом, культурой, цивилизацией и космосом. Эта наука — результат интеграции многих областей и направлений познаний человека, и именно такое объединение оказалось удачным синтезом. В научных исследованиях Н.Б. Крыловой дано описание культурологии образования (нового направления философии образования) и обосновывается содержание его культурной парадигмы, охарактеризованы основные понятия и подходы, с помощью которых раскрываются культурные основы образования [8 : 4—5]. Некоторые исследователи (В.Н. Руденко, О.В. Гукаленко) обосновывают цивилизационно-культурологиче-скую парадигму развития высшего образования: содержание образования есть отражение культуры определенной эпохи, что побуждает к проектированию оптимальной системы образования, которая должна максимально полно соответствовать складывающемуся новому типу культуры [9, 10]. В наступившем XXI в. узкопрофессиональная подготовка уже не отвечает требованиям времени, важным компонентом профессионального образования становится личная культура выпускника. Высшее образование перестает быть только профессиональным, оно становится элементом общей культуры человека. Моделируя целостный образ выпускника вуза — "интеллигента", — ученые едины в том, что это — человек культуры, свободная, духовная личность, ориентированная на ценности мировой и национальной культуры, способная к творческой самореализации, нравственной саморегуляции и адаптации в изменяющейся социокультурной среде (Е.В. Бондаревская). Поиски моделей образования, адекватных современному типу культуры и отвечающих новому этапу развития цивилизации, составляют одну из актуальных задач современной педагогики.
Теоретическое осмысление закономерного характера взаимосвязи образования и культуры, их изоморфной тождественности позволяет выдвинуть гипотезу о перспективности и продуктивности использования культурологического подхода в качестве концептуальной основы модернизации содержания высшего образования.
Принципиально важными для нашего исследования в контексте соотношения "образование и культура" явились основные понятия и принципы научной школы Е.В. Бондаревской, в которой выделяются такие функции образования: человекообразующая (гуманистическая), культуросозидательная (культурообразующая),
функция социализации. Приоритетное значение принципа куль-туросообразности в современной школе открывает возможности теоретического обоснования и практического воплощения нового типа образования, который можно определить как личностно ориентированное образование культурологического типа [11].
Вопрос о необходимости объединения образования и культуры ставит А.А. Мелик-Пашаев: нужно преодолеть барьеры между "образованием" и "культурой". Образование — орган культуры, от работы которого зависит трансляция и развитие, т.е. само существование культуры в целом и культуры художественной в частности [12].
Анализ образования в контексте культуры, механизмы взаимосвязи культуры и образования позволили сформулировать авторскую точку зрения на культурологический подход как на развитие идеи гуманитарного образования. Не отвергая воззрения Дж. Дьюи, который считает образование суммой гуманитарных и естественных дисциплин, автор исходит из выводов исследователей (Ю.Н. Афанасьева, В.А. Лекторского), которые считают образование принципиально гуманитарным, ибо гуманитарное образование является подлинно человеческим, образованием человека, болеющего за мир и общество, — это кулътуроформирующее образование. Такое образование имманентно будущему специалисту, так как он сам вовлечен в культурно-исторический контекст (М.М. Бахтин, В.С. Библер).
Культурологическая парадигма при построении содержания образования расценивается как реализация гуманистической установки в понимании социальной функции человека, которая предполагает включение в контекст содержания образования структуры культуры в различных ее проявлениях, прежде всего духовной культуры (В.В. Краевский). Компонентами содержания образования признаются общая, базовая и профессиональная культуры (С.А. Смирнов). Интегральным результатом культурологической направленности содержания образования выступает становление человека, готового к гуманистически ориентированному выбору, обладающего многофункциональными компетенциями (А.В. Хуторской). Поэтому культурологический подход нами рассматривается как развитие идеи гуманитарного образования.
Кулътура понимается как основа образователъной стратегии и как поле свободного выбора, осуществляемого на первоэлементе индивидуалъной системы ценностей.
Исходя из теоретических выводов исследователей, сделаем обобщение по определению "культурологический подход к образованию":
• культура — методологическая основа и источник содержания образования, метод его исследования и прогнозирования; культура при культурологическом подходе понимается как специфический способ человеческой деятельности. Являясь универсальной характеристикой деятельности, она в свою очередь как бы задает социально-гуманистическую программу и предопределяет направленность того или иного вида деятельности, ее ценностных типологических особенностей и результатов. Таким образом, освоение личностью культуры предполагает и освоение способов творческой деятельности;
• понимание образования как феномена культуры; обращение к фундаментальным истокам образования, рассмотрение его как части культуры, культуросообразной системы;
• культура рассматривается не только как результат образования, но и как источник конструирования и пространство развития содержания образования;
• образование — составная часть культуры и в то же время одно из наиболее действенных средств ее социального воспроизводства;
• диалектика соотношения культуры и образования: образование становится источником развития культуры, генератором новых культурных форм;
• культуросообразность — важнейшее условие развития образования и средство реализации его гуманизации и гуманитаризации;
• одной из характеристик гуманитарного мышления является общение, понимаемое как диалог: гуманитарное мышление равнозначно диалогическому мышлению;
• образование как культуротворческий процесс, процесс социализации и инкультурации обучающихся;
• цель профессионального образования — целостный человек, человек культуры.
В культурологической концепции содержание образования изоморфно содержанию социального опыта и включает четыре компонента: знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Знания в данном случае выступают самоценностью, их значимость в образовании определяется тем, что они являются элементом культуры, т.е. традиционный "знаниецентризм" трансформируется в "культуроцентризм". Культура личности выступает как цель и фактор образования.
Культурологический подход является системообразующим фактором в проектировании современного образования, что позволяет рассматривать образование как культурный процесс, наполненный человеческими смыслами и ценностями.
Итак, культурологический подход — концептуальная основа модернизации содержания профессионального образования, развитие идеи гуманитарного образования. В профессиональном образовании он не сводится к радикальной перестройке существующих образовательных систем, структур и процессов, его суть состоит в их модернизации — придании им целевой (профессиональной и личностной), содержательной и процессуальной, организационной и технологической целостности. Научно-образовательное и воспитательное пространства вуза становятся "куль-туросообразной средой".
Интегральным результатом культурологической направленности содержания образования выступает становление человека культуры, готового к гуманистически ориентированному выбору, обладающего многофункциональными компетенциями. Такой тенденции развития образования с достаточной полнотой отвечает художественно-педагогическое образование как специфическое направление гуманитарного образования.
В этом контексте рассматриваются основные положения Программы развития творчества, просвещения и культурного разнообразия в мире образовательного сектора ЮНЕСКО [13]. В рамках программы была организована международная конференция "Развитие творческих возможностей в XXI веке", представляющая собой совместную инициативу секторов культуры и образования (Лиссабон, 2006), цель которой — добиться признания значимости художественного образования для развития творческого духа, просвещения и культурного разнообразия. Декларация первой Всемирной конференции ЮНЕСКО по художественному образованию является важной источниковой базой настоящего исследования [14]. Интерпретация положений данного документа определила магистральное направление научного изыскания по художественно-педагогическому образованию.
Теоретическое и практическое значение имеют положения, которые нами объединяются единой рубрикой "Подготовка кадров в сфере художественного образования": поддерживать профессиональное развитие преподавателей, художников и работников в сфере культуры, которое позволит им вырабатывать творческий потенциал у учащихся; предоставить необходимые средства и учебные материалы, чтобы помочь педагогам развивать и использовать педагогику искусства; обеспечивать необходимую поддержку и помощь для того, чтобы преподаватъ и учитъся через искусство; дать возможность деятелям в сфере художественного образования использовать инновационные технологии, которые облегчат создание современных методов обучения, предоставят возможность обмениваться полученным опытом; сделать образо-
вание преподавателей искусства новым приоритетом в системе образования, давая им возможность внести более эффективный вклад в процесс обучения и культурного развития, и активизировать изучение искусства как части обучения всех преподавателей; подготавливать преподавателей и художников, способных работать в образовательных учреждениях и неформальных организациях, чтобы способствовать росту, расширению пределов художественного образования; облегчить обучение преподавателей по теории и практике художественного образования; оказывать международную поддержку по обучению преподавателей и развитию учебных планов для расширения и улучшения качества художественного образования, особенно в развивающихся странах; поощрять создание программ для исследования и постоянного обучения профессионалов (художников, преподавателей, менеджеров и т.д.), связанных с художественным образованием; поощрять создание методологий, учебников и справочников по художественному образованию.
Теоретически важными для научного направления данной работы являются тезисы Декларации о взаимовлиянии художественного образования и культуры, культурной традиции, культурного наследия общества, нации, о культурном разнообразии, о региональной политике. Таким образом, проведенное исследование показало, что в современных условиях реформирования образования постановка проблемы художественно-педагогического образования связана с необходимостью разработки его культурологической концепции, направленной на развитие творческой личности будущего специалиста — человека культуры.
Список литературы
1. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избр. ст. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. 384 с.
2. Злобин Н.С., Межуев М.В. и др. Культура — человек — философия: к проблеме интеграции и развития // Вопросы философии. 1982. № 1. С. 34—40.
3. Рерих Н.К. Культура — почитание света // Мир через культуру: Ежегодник / Сост. Э.В. Балашов. М.: Сов. писатель, 1990. 334 с.
4. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философии герменевтики / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1988. 700 с.
5. Основы культурологии / Отв. ред. И.М. Быховская. М.: Едиториал УРСС, 2005. 496 с.
6. Библер В.С. От наукоучения — к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990. 413 с.
7. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. М.: Академ. Проект, 2000. 496 с.
8. Крылова Н.Б. Культурология образования = Culturology of education. М.: Народное образование, 2000. 269 с.
9. Руденко В.Н., Гукаленко О.В. Цивилизационно-культурологиче-ская парадигма развития университетского образования // Педагогика. 2003. № 6. С. 32-40.
10. Руденко В.Н. Культурологические основы целостности содержания высшего образования: Дис. ... докт. пед. наук. Ростов н/Д, 2003. 454 с.
11. Бондаревская Е.В. Школьное образование в контексте культуры (U RL: http://pligin.ru/articles/bondarevskaya l.htm 21.06.2010).
12. Мелик-Пашаев А.А. О состоянии и возможностях художественного образования // Искусство в школе. 2008. N° 1. С. 4—9.
13. Бюро информации общественности memobpi. Художественное образование. Сведения из Интернета (URL: unesco.org/culture/lea 21.06.2010).
14. Road Map for Ai ts Education. The Word Conference on Art Education // UNESCO, 2006. (Декларация Первой Всемирной Конференции ЮНЕСКО по художественному образованию. Лиссабон, 6—9 марта, 2006). Дорожная карта художественного образования (URL: http://www.unesco.oig/ ru/moscow/single-view/news/agreement_on_cooperation_in_the_field_of_ arts_education_signed_between_unesco_and_ifescco/back/13914/cHash/ aa090c0daf/ 21.06.2010).
CULTURAL STRATEGY OF EDUCATION
L.R. Zolatareva
The reason of article writing is a very great interest to problem of culture and education correlation, which intensifies the research activity in this tendency, emphasized attention to the unused possibilities of culture and education. The scientific analysis of cultural versions of education is given, cultural approach to Education is explained, culture functions and education, cultural approach to Education, terms "Culture" and "Education" and their correlation, cultural approach as development of humanitarian education development, artistic — pedagogic education is the specific tendency of humanitarian education in the world of UNESCO educational sector are considered.
Key words: cultural strategy of Education, culture and education, cultu -ral approach in Education, artistic-pedagogic education, Specialist — a human of culture.
Сведения об авторе
Золотарева Лариса Романовна — кандидат педагогических наук, профессор искусствоведения Карагандинского государственного университета им. Е.А. Бу-кетова, член Союза художников Казахстана, член Международной ассоциации искусствоведов (Россия), член-корреспондент Академии педагогических наук Казахстана, член Казахстанской национальной федерации клубов ЮНЕСКО. Тел.: 8-702-509-40-47, 8-(7212) 77-03-53; e-mail: [email protected]