Научная статья на тему 'Внеучебная деятельность в контексте культурологической подготовки студентов гуманитарного профиля'

Внеучебная деятельность в контексте культурологической подготовки студентов гуманитарного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОСТИНДУСТРИАЛИЗМ / CULTURAL TRAINING / CULTURE-BASED APPROACH / COMPETENCE-BASED APPROACH / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / POST-INDUSTRIALISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сираева Марина Наилевна

Цель статьи проанализировать возможности эффективного включения культурологически значимого содержания в контекст внеучебной деятельности в вузе. В качестве проблемного поля автор рассматривает лакуны, возникшие в связи с отказом от опыта внучебной и воспитательной работы, накопленного советской системой образования. Одной из возможностей устранения образовавшихся лакун может стать наполнение внеучебной деятельности культурологически значимым содержанием. В статье раскрываются основные подходы и содержательные характеристики культурологической подготовки в вузе как составной части гуманитарного образования. Также выделяются основные условия и принципы, на основе которых обеспечивается реализация культуросообразного образования во внеучебной деятельности. Процесс построения культуросообразной модели содержания образования в современном вузе рассматривается в контексте становления постиндустриальной культуры. Анализируются возможности включения культурологической подготовки студентов в контекст внеучебной деятельности. В качестве примера рассматривается опыт организации внеучебной и воспитательной работы Удмуртского государственного университета. В статье уточняются понятия: формальное, информальное и неформальное образование, как составляющие образовательного опыта личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTRACURRICULAR ACTIVITY IN THE CONTEXT OF CULTURE-BASED TRAINING OF STUDENTS OF HUMANITARIAN PROFILE

The following article aims at analyzing some options to include culturally-focused content into the process of extracurricular activities of a higher education institution. As an issue of concern the author refers to the ongoing gaps which have been emerging as a result of disregarding the extracurricular experience accumulated during the soviet period. Penetration of culturally-focused content into the extracurricular space of universities could be regarded as one of the option to fill up the existing gaps. The article reveals some basic approaches and characteristic features attributed to cultural training as a part of education in the humanities. Moreover the paper presents key conditions and principles that are at the forefront of implementation of culturally-focused model of education within extracurricular activities. The process of construction of culturally-focused model of education is revealed through the formation of post-industrial culture. The paper dwells upon possibilities to add cultural training to the agenda of extracurricular activities. As an example the author refers to the experience of Udmurt State University regarding its system of extracurricular activities. The paper differentiates between such phenomena as formal, informal and nonformal education as components of students’ educational experience.

Текст научной работы на тему «Внеучебная деятельность в контексте культурологической подготовки студентов гуманитарного профиля»

378_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_

2017. Т. 27, вып. 3 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

УДК 378.18(045) М.Н. Сираева

ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

Цель статьи - проанализировать возможности эффективного включения культурологически значимого содержания в контекст внеучебной деятельности в вузе. В качестве проблемного поля автор рассматривает лакуны, возникшие в связи с отказом от опыта внучебной и воспитательной работы, накопленного советской системой образования. Одной из возможностей устранения образовавшихся лакун может стать наполнение внеучебной деятельности культурологически значимым содержанием. В статье раскрываются основные подходы и содержательные характеристики культурологической подготовки в вузе как составной части гуманитарного образования. Также выделяются основные условия и принципы, на основе которых обеспечивается реализация куль-туросообразного образования во внеучебной деятельности. Процесс построения культуросообразной модели содержания образования в современном вузе рассматривается в контексте становления постиндустриальной культуры. Анализируются возможности включения культурологической подготовки студентов в контекст вне-учебной деятельности. В качестве примера рассматривается опыт организации внеучебной и воспитательной работы Удмуртского государственного университета. В статье уточняются понятия: формальное, информаль-ное и неформальное образование, - как составляющие образовательного опыта личности.

Ключевые слова: культурологическая подготовка, культурологический подход, компетентностный подход, вне-учебная деятельность, постиндустриализм.

На современном этапе развития общества, характеризующемся динамизмом и открытостью, существенно изменяются задачи профессиональной подготовки выпускников высших учебных заведений.

В условиях быстро обновляющегося объема знаний, постоянного расширения информационного пространства, среди основных направлений процесса реформирования высшей школы исследователи (Г.В. Ткач, Г.С. Трофимова, В.М. Филиппов, В.Н. Чистохвалов, Р.Г. Шишкина и др.) традиционно выделяют такие, как:

• непрерывность;

• диверсификация;

• повышение фундаментальности;

• интегрированность;

• гуманитаризация;

• гуманизация;

• демократизация;

• интеграция с наукой и производством;

• компьютеризация.

Анализ научно-педагогической литературы позволяет заключить, что современные концепции образования обращены к личности, к ее культурному развитию и самореализации. Они основываются на фундаментальных исследованиях отечественных и зарубежных ученых, определяющих образование как результат культурного развития человечества, в контексте которого создаются и закрепляются новые единицы культуры, соответствующие базису общечеловеческой, мировой, национальной и других культур (В.П. Борисенков, Е.И. Бражник, И.Е. Видт, О.В. Гукаленко, В.И. Загвязинский, Г.С. Трофимова, А.П. Тряпицына, Дж. Бэнкс, К. Грант и др.). Опираясь на труды исследователей, занимающихся проблемами культурологизации образования, поликультурного образования и диало-гичности культурных пространств, определим культуросообразность в образовании как потребность в особой рефлексии, направленной на осознание детерминированной взаимосвязи образования и культуры; организацию образования как культурного акта (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Е.В. Бондарев-ская, И.Е. Видт, О.В. Гукаленко и др.).

Отечественные и зарубежные исследователи рассматривают современную систему образования в контексте общемировой тенденции становления постиндустриальной культуры как очередного этапа культурогенеза (И.Е. Видт, Д. Белл, Дж. Гвишиани, О. Тоффлер и др.), основными чертами кото-

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

рой являются восприимчивость к новациям, динамизм, ослабление нормативных установок, индивидуализм, синкретизм, многообразие и появление интеллектуальной собственности. Целью образования в эпоху постиндустриализма становится подготовка обучающихся к жизни в быстро меняющихся социокультурных условиях, требующих способности к саморазвитию, творчеству.

Становление системы образования, сочетающей в себе фундаментальную общенаучную и специальную подготовку с духовным, художественно-эстетическим, нравственным и гражданским развитием личности студентов, а также переход на новые организационные и методические принципы преподавания дисциплин гуманитарного цикла делают необходимым принципиальное изменение места и роли культурологической подготовки в вузе, направленной на осмысление совокупности культурных достижений человеческого общества, обеспечение взаимопонимания и продуктивного общения представителей различных культур.

Культурологическую подготовку (образование) можно рассматривать в трех аспектах [2]:

• как подготовку, осуществляющуюся в соответствии с логикой культуры;

• как подготовку в рамках изучения культурологии и культурологических дисциплин;

• как собственно культурологический подход.

Мы разделяем позицию О.Г. Воронцовой, которая исследует и рассматривает культурологическую подготовку в вузе как процесс, направленный на присвоение, передачу и создание культурных ценностей, выражающийся в способности к культурной и личностной самоидентификации, интерио-ризации ценностей, смыслов, в осуществлении культуросообразного образа жизни, способности к ответственному поступку, духовности, интеллигентности.

Актуализируя значимость компетентностного подхода и раскрывая его содержательные характеристики, И.А. Зимняя выявляет связь между общей культурой и профессиональной компетентностью человека, отмечая, что «если общая культура - это социально-детерминированный способ жизнедеятельности человека, то профессиональная компетентность есть проекция этого способа на определенную сферу, область деятельности».

В настоящее время выделяется понятие «культурной компетентности». Так, А.Я. Флиер в своих исследованиях анализирует систему культурной компетентности личности. Под «культурной компетентностью» он понимает достаточную степень социализированности и инкультурированности индивида в обществе, которая позволяет ему свободно понимать, использовать и вариативно интерпретировать всю совокупность повседневных знаний, а также и специализированных, но вошедших в обыденный обиход, составляющих норму общесоциальной эрудированности человека в данной среде, совокупность правил, образцов, законов, обычаев, запретов, этикетных установок и иных регулятивов поведения, вербальных и невербальных языков общения, систему общепринятых символов, мировоззренческих оснований, идеологических и ценностных ориентаций, непосредственных оценок, социальных и мифологических иерархий и т. п. [8].

Проведенная систематизация задач культурологической подготовки студентов в условиях высшего профессионального образования позволяет выделить ее сущностные характеристики:

• системность, которая проявляется в структуризации и методологическом характере культурологической подготовки студентов;

• «культуроцентричность» как обращенность к изучению культурных основ жизнедеятельности человека;

• личностная ориентированность как обращенность к личностным смыслам;

• образная представленность как обращенность к воображаемым культурным образам разных исторических эпох;

• диалогичность как представленность только в диалоге;

• полидискурсивность как сложное явление, которое, помимо базового компонента - текста, наделено социокультурным измерением; полидискурсивность как наложение различных взглядов, отклонений и расхождений. В данном случае имеется в виду готовность к восприятию и принятию различных культур и различий в культурах, что открывает возможность анализа, обобщения и познания;

• комплементарность как взаимное соответствие, связь дополняющих друг друга структур, как сочетание разнообразных методов, способов и форм овладение культурой: логических, эмоциональных и иррациональных.

2017. Т. 27, вып. 3

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Цель культурологической подготовки заключается, тем самым, в формировании культуры личности, которая будет проявляться как в культуроориентированных основаниях мышления, так и в практической деятельности, а также в освоении основных параметров культуры профессиональной деятельности. Сущность культурологической подготовки обусловлена процессами гуманизации и гуманитаризации высшего образования [2].

Культурологический подход, таким образом, актуализирует общечеловеческий смысл педагогической деятельности и способность предвидеть ее последствия, что указывает на его прогностический и мировоззренческий потенциал. Поскольку в центре внимания культурологического подхода находятся ценностно-нормативные установки, регулирующие взаимоотношение и взаимопонимание между людьми, то наиболее важными становятся аспекты мотивации деятельности человека, которые «не позволяют человеку использовать любой способ для достижения цели, а требуют от него выбора способа, наиболее приемлемого по нравственным, моральным, мировоззренческим, религиозным, этическим и иным ценностным соображениям и правилам, распространенным в данном обществе».

Современный формирующийся рынок образовательных услуг требует от вузов новых ориентиров и подходов в работе со студентами. В связи с этим многие исследователи указывают на необходимость воссоздания системы воспитательной работы, поиск аадекватных требованиям времени форм и способов такой деятельности с учетом ценностных ориентаций.

Образовательный опыт личности складывается из учебной (curricular activity) и внеучебной деятельности (extracurricular activity). Недавно появился термин «образование шириною в жизнь» (lifewide learning), который акцентирует не только постоянство процесса обучения, но и разнообразие его форм - формальное, информальное и неформальное [4].

Формальное образование подразумевает структурированную систему образования от начальной школы до университета, завершающуюся выдачей общепризнанного документа: диплома или аттестата.

Информальное (стихийное) образование представляет собой непроизвольный процесс, происходящий на протяжении всей жизни, в ходе которого каждый человек приобретает позиции, ценности, навыки и знания благодаря информационным источникам и влияниям собственного окружения, а также из собственного жизненного опыта (факторами влияния являются, например, семья, соседи, библиотека, средства массовой информации, работа, игра и др.).

Неформальное образование означает преднамеренную, добровольную и планируемую программу личного и социального образования, направленную на изучение и практику ценностей и на развитие широкого круга навыков и качеств, необходимых для жизни в демократическом обществе. Впервые как целостная система неформальное образование представлено в исследовании Д. Зицер и Н. Зицер «Практическая педагогика: азбука неформального образования» [3]. Основными характеристиками неформального образования выступают такие, как целенаправленность, систематизирован-ность, субъектность (процесс обучения в рамках неформального образования - субъектное взаимодействие), добровольность, личный интерес, свобода и выбор (С.Г. Вершловский, М.Т. Громкова, С.И. Змеев, Д. Зицер и др.).

Включение культурологического контекста в систему внеучебной деятельности в вузе представляет собой педагогически организованный процесс усвоения культуры, совокупность методологических приемов, обеспечивающих анализ и отбор культурологически значимой информации, ее систематизацию, реализацию методов ее усвоения, связь с нормами, ценностями, личностными смыслами, развитием, как рациональной сферы человека, так и мира чувств.

Воспитание с точки зрения культурологического подхода представляет собой процесс формирования у субъекта общества системы нравственных ориентиров и нравственных взаимоотношений, ценностей и мировоззрения, моделей поведения и средств познания и преобразования объективной реальности, обеспечивающих в совокупности своей ретрансляцию и реконструкцию социального опыта и разнообразных моделей социально-педагогического, философско-этического, гносеолого-герменевтического, деятельностно-практического генеза, базирующихся на таких элементах культурного наследия антропосистемы, как традиции, обычаи, нормы, явления, процессы, механизмы, системы, элементы и др. [8]. Реализация культурологического подхода в контексте внеучебной деятельности в вузе призвана способствовать многовариативному, полиролевому вхождению, становлению и самосовершенствованию субъекта в микро-, мезо- и макросредах.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Нам близка точка зрения Е.В. Мещеряковой, под внеучебной деятельностью понимающей совокупность преобразующих действий, совершаемых за пределами учебного процесса в непосредственной связи с ним. В своих исследованиях Е.В. Мещерякова акцентирует внимание на принципах актуальности, активности, принципе сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм работы, а также выделяет принцип бинарности, то есть двоякой роли внеучебного мероприятия (обучающей и формирующей).

Ф.Д. Симбирякова рассматривает внеучебную деятельность студентов как своеобразную альтернативу традиционной учебной практике и дополняет определение понятия «внеучебная деятельность», рассматривая ее как систему совместной внеучебной деятельности студентов и педагогов в рамках социально-педагогической воспитывающей среды, направленной на творческое саморазвитие и самореализацию личности обучающихся [6].

Анализ научной литературы и практического опыта, накопленного отечественной и зарубежной педагогикой, позволяют заключить, что эффективность культурологической подготовки в рамках внеучебной деятельности в вузе может быть обеспечена через реализацию следующих условий:

• организация взаимодействия (согласованной деятельности) между студентами и преподавателями на основе установления отношений сотрудничества и партнерства;

• интеграция формального и неформального образования, что обеспечивает возможность овладения социокультурной и коммуникативной компетенциями в рамках учебных дисциплин и применения их в контексте внеучебной деятельности;

• приобщение студентов к отбору социально и культурологически значимого содержания, созданию дидактических материалов, способствующих успешной внеучебно-воспитательной работе в вузе;

• организация ситуативного общения с целью формирования ценностного отношения к культурному многообразию.

На наш взгляд, основные характеристики неформального образования, такие, как целенаправленность, систематизированность, субъектность, добровольность, личный интерес, свобода и выбор, могут быть положены в основу принципов организации внеучебной деятельности в вузе.

В данном контексте интересным представляется опыт Удмуртского государственного университета. Структура, основные направления, цели и задачи внеучебно-воспитательной работы в УдГУ закреплены рядом нормативных документов, ключевыми из которых являются «Положение об Управлении по внеучебной и воспитательной работе», «Концепция воспитательной и социальной работы со студентами в УдГУ на основе формирования гуманитарной среды вуза (2013-2018 гг.)», «Положение о Координационном совете по внеучебной и воспитательной работе», «Положение о Центральном студенческом совете УдГУ».

Централизованная внеучебно-воспитательная работа в УдГУ осуществляется уже на протяжении 15 лет, начиная с 2001 года, с того периода, когда была создана отдельная структура - Управление по внеучебной и воспитательной работе УдГУ (ныне Отдел по внеучебной и воспитательной работе), призванное реализовать ряд целей:

• создание условий для освоения учащейся молодежью материальной культуры и духовных ценностей, накопленных человечеством и российским обществом;

• оказание содействия молодым людям в раскрытии своего внутреннего потенциала, а также поддержку тех усилий студентов, которые направлены на самоопределение, самоутверждение, самореализацию;

• стимулирование процесса познания студенческой молодежью самих себя, содействие поиску индивидуального образа жизни и поведения.

Исходя из того, что студенческая молодежь является реальным и потенциальным ресурсом социально-исторического обновления и имеет широкие возможности для выбора сферы творческой деятельности, труда, места приложения своих сил, приобщения к ценностям и традициям культурной жизни, внеучебная воспитательная деятельность в УдГУ предусматривает следующее содержательное наполнение:

• включение учащейся молодежи в различного рода творческую деятельность (художественная самодеятельность, праздники, спортивные игры, научные и экспериментальные исследования);

• приобщение студенчества к сохранению и возрождению отечественных традиций, народных ремесел, фольклору, охране природы и исторических памятников;

• поддержка деятельности студенческих общественных организаций (Студенческий Совет, Совет общежитий, Отряд Правопорядка, Профсоюзы и др.);

2017. Т. 27, вып. 3

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

• организация содержательной культурно-досуговой деятельности (клубы, туристические походы; фестивали и др.);

• освоение норм диалогового общения, продуктивного сотрудничества и личностного взаимодействия в академической группе, на курсе, факультете, в ВУЗе в целом (Правовой брейн-ринг, коммуникативные бои, интеллектуальные командные игры);

• участие студенчества в современных формах хозяйствования, администрирования, предпринимательства и благотворительной деятельности, занятость студентов;

• проведение социологических исследований в студенческой среде, анализ организации воспитательной деятельности на факультетах и ВУЗе в целом.

Внеучебная работа в вузе складывается в основном из трех компонентов: внеучебной деятельности студентов, внеучебной работы преподавателей со студентами, системы управления и координирования внеучебной деятельности. Внеучебная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках лекционных и семинарских занятий, направлена на достижение результатов при освоении основной образовательной программы. Но в первую очередь - это достижение личностных и мета-предметных результатов. Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, определяет образовательное учреждение. В организации и проведении внеучебной деятельности различают массовые, групповые и индивидуальные формы работы.

К массовым формам работы относятся: 1) эпизодические и периодические массовые мероприятия; 2) постоянные массовые формы работы.

Эпизодическими и периодическими массовыми мероприятиями могут быть тематические вечера, олимпиады и викторины, конкурсы (выразительного чтения стихотворений, рассказа, лучшего синхронного перевода, лучшего описания / комментария рисунка, кадра из фильма и др.), конференции, КВН. Такие формы работы определяются тематикой, целью, условиями проведения и не предполагают наличия постоянной организационной структуры.

Групповые формы внеучебной работы могут быть представлены работой кружков, спецкурсов по иностранному языку (драматического искусства, песни, разговорного языка, истории и культуры страны изучаемого языка).

Индивидуальными формами работы можно назвать подготовку докладов, лекций, выступление на конференциях, заучивание стихов, отрывков из прозы, песен, работу над ролью гида-экскурсовода, переводчика, ведущего радио- и -телепередач, вечеров иностранного языка и т. д.

В исследованиях, посвященных проблеме организации внеучебной деятельности, особое место отводится клубной деятельности. [7].

Первые клубы, которые носили названия «товариществ» и «братств», были известны еще в Древнем Риме и имели большое значение для политической жизни государства. В «товариществах» и «братствах» собирались для обмена информацией, также читались стихи и исполнялись музыкальные произведения.

Идея клуба в его современном понимании зародилась в Англии в XVII веке. Под клубом стали понимать группу людей, объединившихся в целях нерегламентированного общения [1].

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что зарубежные исследователи рассматривают проблему клубного объединения в более широком контексте и исходят из того, что «образовательный опыт студентов складывается как из аудиторных, так и внеаудиторных действий, при этом, стратегическое использование обеих сред является решающим условием для оптимального обучения и развития студентов» [7]. Так, социологическое исследованное, проведенное В. Девором, целью которого было изучение роли внеаудиторной деятельности, показало, что внеаудиторные действия студентов способствовали их более реалистичному представлению о своем будущем, жизненных целях, а также о формировании необходимого уровня толерантности и восприимчивости к представителям различных рас, убеждений и религий.

Как отмечает И.Н. Айнутдинова, специфика организации клуба в вузе сводится, прежде всего, к тому, что, с одной стороны, он представляет собой определенную форму клубного объединения как такового, а с другой - подсистемой высшей школы [1]. Одна из характерных черт студенческого клубного объединения - это разнообразие его деятельности, что обусловлено рядом причин. Во-первых, студенчество, как одна из групп молодежи, характеризуется потребностью в ролевом освоении социокультурного пространства. Во-вторых, разнообразие клубной деятельности студенческой молодежи задается высоким интеллектуальным потенциалом и когнитивными возможностями образовательной среды вуза; кроме того, внеаудиторная сфера располагает широким потенциалом для проявления вышеобозначенных особенностей студенческой субкультуры.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Таким образом, включение внеучебной воспитательной работы в контекст культурологической подготовки в вузе предполагает расширение образовательного пространства вуза в реальном или виртуальном выходе за его пределы; включение студентов в решение социально-значимых проблем; экспериментирование с различными социальными ролями; формирование коммуникативной компетентности посредством расширения контактов с представителями разного возраста, статуса, профессий и культур. В целом организация неформального образования и внеучебной деятельности - это одно из условий социализации личности; условие индивидуально-творческого развития и самореализации. Участие в структуре неформального образования, в частности, в деятельности коллективов клубного типа, призвано способствовать становлению и развитию сущностных сил человека, формируя систему его социально-значимых нравственных качеств, обогащая опыт взаимодействия с миром и окружающими людьми на гуманистических принципах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айнутдинова И.Н. Студенческие клубы учащейся молодежи в США как фактор их социального воспитания: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2004. 177 с.

2. Воронцова О.Г. Культурологическая подготовка в вузе менеджеров по связям с общественностью в имидже-формирующей деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Стерлитамак, 2014. 196 с.

3. Зицер Д., Зицер Н. Практическая педагогика: азбука неформального образования: учеб. пособие. СПб.: Просвещение, 2007. 87 с.

4. Змеев С.И. Технология обучения взрослых: учеб. пособие. М.: Изд. Центр «Академия», 2002. 128 с.

5. Жоголева О.Р. Влияние внеучебной воспитательной деятельности вуза на процесс социализации студенческой молодежи: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Тюмень, 2007. 25 с.

6. Симбирякова Ф. Д. К вопросу об организации внеучебной деятельности студентов // Мир науки, культуры, образования. 2000. №6-1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-organizatsii-vneuchebnoy-deyatelnosti-studentov (дата обращения: 08.02.2017).

7. Сираева М.Н. Поликультурное образование студентов - будущих педагогов в условиях лингвистического клуба: монография. Ижевск: Изд. центр «Удмуртский университет», 2016. 180 с.

8. Флиер А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура: статья А. Д. Флиер // Общественные науки и современность. 1997. № 2. С. 127.

Поступила в редакцию 15.05.17

M.N. Siraeva

EXTRACURRICULAR ACTIVITY IN THE CONTEXT OF CULTURE-BASED TRAINING OF STUDENTS OF HUMANITARIAN PROFILE

The following article aims at analyzing some options to include culturally-focused content into the process of extracurricular activities of a higher education institution. As an issue of concern the author refers to the ongoing gaps which have been emerging as a result of disregarding the extracurricular experience accumulated during the soviet period. Penetration of culturally-focused content into the extracurricular space of universities could be regarded as one of the option to fill up the existing gaps. The article reveals some basic approaches and characteristic features attributed to cultural training as a part of education in the humanities. Moreover the paper presents key conditions and principles that are at the forefront of implementation of culturally-focused model of education within extracurricular activities. The process of construction of culturally-focused model of education is revealed through the formation of post-industrial culture. The paper dwells upon possibilities to add cultural training to the agenda of extracurricular activities. As an example the author refers to the experience of Udmurt State University regarding its system of extracurricular activities. The paper differentiates between such phenomena as formal, informal and nonformal education as components of students' educational experience.

Keywords: cultural training, culture-based approach, competence-based approach, extracurricular activities, post-industrialism.

Сираева Марина Наилевна, кандидат педагогических наук, доцент

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный униве 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 E-mail: marinasiraeva@mail.ru

Siraeva M.N.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Candidate of Pedagogy, Associate Professor

Udmurt State University

Universitetskaya st., 1, Izhevsk, Russia, 426034

E-mail: marinasiraeva@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.