Научная статья на тему 'Ещё раз о преподавании философии в техническом вузе'

Ещё раз о преподавании философии в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ГУМАНИЗАЦИЯ И ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / МЫСЛЯЩАЯ ЛИЧНОСТЬ / ФИЛОСОФСКАЯ КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ / HUMANITIES / HUMANIZATION AND HUMANITARIZATION / A THINKING PERSONALITY / PHILOSOPHICAL THINKING SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хромова Елена Борисовна

Бытует мнение, что предметы гуманитарного цикла являются лишними в учебных планах вузов, готовящих кадры для технических отраслей промышленности. Но, по мнению автора статьи, высшее образование потому и называется высшим, что выпускники вузов должны иметь не только узкопрофессиональную подготовку, но и стать всесторонне развитой личностью. Без изучения дисциплин гуманитарного цикла представляется невозможным приобщить студентов к духовному опыту человечества. Важнейшая роль в этом приобщении может принадлежать философии. Именно эта дисциплина, по мнению многих специалистов, призвана сформировать культуру мышления студентов, отвечая требованию гуманизации и гуманитаризации в системе современного высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Once again about the teaching of philosophy in higher technical education

There is an opinion that the humanities are unnecessary for the curricula of the universities which train professionals for technical branches of industry. Nevertheless the author of this article believes that higher education presupposes the acquisition of both specific professional skills and general competencies, which contribute to the overall development of a versatile personality. It is impossible to introduce students to the spiritual experience of mankind without the study of the humanities. Many researchers state that philosophy is the study that can form the students' skills of thinking and reasoning, meeting the requirements of humanization and humanitarization processes in the system of modern higher education.

Текст научной работы на тему «Ещё раз о преподавании философии в техническом вузе»

10. Tretyakova E. V. The envoy from eternity // http://www.delphis.ru/journal/article/ poslan-nik-iz-vechnosti УДК 130.2

Е. Б. Хромова

Ещё раз о преподавании философии в техническом вузе

Бытует мнение, что предметы гуманитарного цикла являются лишними в учебных планах вузов, готовящих кадры для технических отраслей промышленности. Но, по мнению автора статьи, высшее образование потому и называется высшим, что выпускники вузов должны иметь не только узкопрофессиональную подготовку, но и стать всесторонне развитой личностью. Без изучения дисциплин гуманитарного цикла представляется невозможным приобщить студентов к духовному опыту человечества. Важнейшая роль в этом приобщении может принадлежать философии. Именно эта дисциплина, по мнению многих специалистов, призвана сформировать культуру мышления студентов, отвечая требованию гуманизации и гуманитаризации в системе современного высшего образования.

There is an opinion that the humanities are unnecessary for the curricula of the universities which train professionals for technical branches of industry. Nevertheless the author of this article believes that higher education presupposes the acquisition of both specific professional skills and general competencies, which contribute to the overall development of a versatile personality. It is impossible to introduce students to the spiritual experience of mankind without the study of the humanities. Many researchers state that philosophy is the study that can form the students' skills of thinking and reasoning, meeting the requirements of humanization and humanitarization processes in the system of modern higher education.

Ключевые слова: гуманитарные дисциплины, гуманизация и гуманитаризация, мыслящая личность, философская культура мышления.

Keywords: the humanities, humanization and humanitarization, a thinking personality, philosophical thinking

skills.

В связи с реформами в области образования с новой силой зазвучали споры «физиков» и «лириков»: нужны ли гуманитарные науки специалистам точных наук? Иначе говоря, целесообразно ли осуществлять в технических учебных заведениях преподавание наук гуманитарного цикла. «Физиками» активно продвигается тезис о том, что гуманитарные дисциплины, в частности философия, не являются необходимыми в учебной программе специалистов по естественным и техническим наукам. Поэтому предлагается вывести из учебных планов философию, историю, эстетику и т. п. предметы, оставив только сугубо профессиональные дисциплины, направленные на подготовку квалифицированных специалистов в той или иной сфере деятельности. Но не будем забывать, что столь утилитарный подход неприемлем в современных условиях, когда образование должно служить инструментом культурного наследия, обеспечения национально-культурной идентичности. И рассуждения по поводу того, что философия бесполезна и даже вредна для молодых инженеров являются не более чем «смесью демагогии и дремучего невежества» [1].

Первостепенная задача высшего образования - подготовка высококвалифицированных кадров для промышленности, социальной сферы, институтов государственной службы. Именно эти кадры рано или поздно становятся политической, экономической, культурной элитой. Высшему образованию отведена «роль социального лифта, обеспечивающего вертикальную мобильность» [2]. Действительно, не секрет, что молодые люди, поступающие в вузы, стремятся прежде всего получить престижную профессию, позволяющую в дальнейшем достойно зарабатывать на жизнь. Но представляется, что не только эта прагматическая цель приводит их в университеты. Формирование высокообразованных специалистов, получающих наряду с профессиональными знаниями и разносторонние знания в области культуры, законов общества и общения, является, несомненно, более значимой целью. Ведь качество образования, воспитание всесторонне развитой личности - это и фактор духовной самобытности страны. Образование, тем более высшее, должно обогащать и внутренний, духовный, мир человека, приобщая его к мировому культурному наследию. Поэтому будущему инженеру без серьёзной гуманитарной подготовки не обойтись. Именно поэтому так настойчиво ведётся речь о том, что гуманитаризация образования вообще,

© Хромова Е. Б., 2016

но особенно технического, является приоритетной задачей российской высшей школы. Концепция гуманизации и гуманитаризации может включать в себя следующие положения:

- комплексный подход к проблемам гуманизации образования, предполагающий поворот к целостному человеку и целостному человеческому бытию;

- гуманные технологии обучения и воспитания обучающихся;

- обучение на границе гуманитарных и технических сфер (материального и духовного, техники и экологии; технологии и общества и т. д.);

- междисциплинарность;

- функционирование цикла социально-гуманитарных дисциплин в вузе как фундаментального, исходного образовательного и системообучающего;

- преодоление стереотипов мышления, утверждение гуманитарной культуры [3].

Поскольку гуманитаризация образования предполагает расширение перечня гуманитарных дисциплин и углубление интеграции их содержания для получения системного знания, то здесь особая роль по праву должна принадлежать преподаванию философии. Применительно к процессу образования вообще преподавание философии как раз и отвечает требованиям «очеловечивания» процесса образования, его гуманизации и гуманитаризации. Хороший специалист -это замечательно, но если это бездуховный, безнравственный специалист, то это уже угроза для общества. Философии как интегральной форме знаний об обществе, человеке, культуре принадлежит решающая роль в создании системы современного образования, призванного сформировать и гражданина, и специалиста. Вспомним, что настоящая наука всегда была связана с философией; ею было стимулировано множество научных идей и теорий. Исторически сложилось так, что конкретные науки, возникнув первоначально в лоне философии, постепенно отделились от неё, начав самостоятельное движение. Значит, логика развития науки подсказывает: программы вузов любого профиля должны быть увязаны с историей мировой мысли, с историей становления современного знания. Если же будущий специалист сосредоточен сугубо на внутридисцип-линарных проблемах, есть сомнение в его творческом отношении к своей будущей деятельности. «Приобщение молодого профессионала к философской культуре позволяет сделать из узкого специалиста новатора. Любое профессиональное знание должно быть одухотворено философским осмыслением» [4]. В данном контексте возникает вопрос о «профессиональной ориентации» философской проблематики курса. Следует обращать внимание студентов на те аспекты философской проблематики, которые отвечают характеру и специфике их будущей специальности. Ведь средством формирования и развития навыков познавательной деятельности философия может легче стать в том случае, если демонстрирует свои методологические возможности на материале профилирующих дисциплин. Следовательно, будущему физику нет необходимости слишком долго штудировать эстетику Э. Канта, а остановиться подробнее, к примеру, на изучении концепции пифагорейцев, атомистической теории Демокрита. В свою очередь, студенту консерватории будет полезно углубиться в историю философско-эстетических учений [5]. Здесь необходимо сказать и об определённой «профессиональной ориентации» преподавателей, работающих со студентами различных специальностей. Представляется полезным ознакомиться с историей, проблематикой, достижениями и перспективами соответствующих областей знания.

Как правило, «философствование» в техническом вузе ограничивается изложением фактов истории философии, кратким знакомством с учениями знаменитых философов, основными направлениями и концепциями. Согласны с мнением В. Кузнецова, что организация философского образования должна быть больше похожа на творческую мастерскую или на исследовательскую лабораторию, «где ценится только квалификация и мастерство, демонстрируемые здесь и сейчас, для решения здесь и сейчас возникающих и обсуждаемых проблем» [6]. Преподавателю, будучи знатоком философской традиции и технологий философского мышления, нужно попытаться стимулировать философскую мысль студентов. Например, спровоцировать в условиях такой мастерской серьёзную дискуссию, поставить студентов в проблемную ситуацию, для выхода из которой им придётся обратиться к традиции философского знания; это довольно непросто, но в результате возникает устойчивая внутренняя мотивация к обучению, приобретаются знания. Важным представляется то, что в процессе приобщения к философии как кладези духовного опыта человечества студент не только получает определённую сумму знаний и социального опыта, но и овладевает навыками философствования как способа и метода миропознания. Преподавателю необходимо выявить в развитии философской мысли культуру этого миропонимания, приобщая студентов к оригинальным философским текстам, к анализу проблемных ситуаций, запечатлённых в мировой философской мысли. Философия всегда стремилась к объяснению происходящих в обществе изменений с целью укрепления человеческого духа перед лицом пу-

гающих изменений окружающего мира. Тем более перед лицом последствий научно-технического прогресса, ставящих под угрозу само существование цивилизации.

Рассматривая философию вслед за Гегелем как «упражнение для мышления», подчеркнём, что именно философия способствует формированию личности, стремящейся постоянно усваивать новые знания, умеющей адаптироваться к новым научным и информационно-техническим парадигмам. «Сделать содержательное доступным для понимания, охватить его определёнными мыслями, понять и уберечь тем самым от печальных заблуждений должно быть делом философии» [7]. Если современные СМИ, имеющие в своём арсенале различные манипулятивные техники, способны подчинить сознание человека, прививая ему определённые вкусы, внушая те или иные ценности, то в этой ситуации именно философия «заставляет человека задуматься над смыслом и ценностями своего существования, именно она очерчивает для него основные контуры мира культуры, в который вписываются история, литература и искусство, именно она говорит ему о том, что добро и красота не менее важны для жизни, чем истина» [8]. Конечно же, технические дисциплины делают студента специалистом, но философия и гуманитарные дисциплины формируют мыслящую личность, творца собственной жизни и настоящего гражданина своей страны.

Выпускник высшего учебного заведения, приступая к осознанной профессиональной деятельности, должен уметь правильно, рационально выбрать цель и подобрать соответственно эффективные средства для осуществления различных видов деятельности. Поэтому мысли о важной роли философии в формировании критического рационального мышления придерживается крупнейший специалист в области теории познания и философии науки, главный редактор журнала «Вопросы философии» В. А. Лекторский. В условиях возникающего «общества знания» именно философия призвана служить развитию способностей к критическому и рефлективному мышлению в системе образования. Именно эта дисциплина более, чем какая-либо другая, «раскрепощает мышление, позволяет поставить под вопрос то, что считается само собой разумеющимся. При этом речь идёт не о преподавании философских концепций и изучении философских произведений, а о приобщении к философскому мышлению» [9]. Интересно предложить учащимся обсуждение проблем, не имеющих общепринятых решений. В ходе спора, подобного сократическому диалогу, его участники задают друг другу вопросы и отвечают на них, выдвигая аргументы и контраргументы. Таким образом, участники диалога прежде всего приобретают умение аргументированно рассуждать, выдвигать гипотезы, предлагать нетривиальные решения, иными словами, у них формируется критическое рациональное мышление. Здесь трудно переоценить роль преподавателя, умеющего организовать диалог, стимулируя и направляя дискуссию, формулируя вопросы, не предполагающие однозначных ответов.

Поддерживает мысль об обязательном преподавании философии и известный философ и переводчик Н. С. Автономова. В одной из своих статей, делясь личным опытом преподавания во французском университете, она приходит к убеждению, что «между преподаванием философии и развитием гражданского сознания, а также умением мыслить есть соответствие. Философами становятся не все, но число людей, имеющих минимальные гражданские навыки и концептуальные умения (способных, например, сформулировать свой вопрос и добиться ответа, не позволяя себя сбить с толку), оказывается выше там, где людей с малолетства учат отделять интеллектуальное суждение от эмоционального восприятия... А научиться читать мысли много сложнее, чем научиться читать буквы» [10]. Необходимо научить студентов внимательно вчитываться в текст, стремиться проанализировать и понять чужую мысль, прежде чем выносить своё суждение о чём-либо.

По мнению И. М. Меликова, специфика и сложность преподавания философии в том, что её трудно назвать наукой в полном смысле слова [11]. Ведь если истинность научных постулатов может быть доказана тем или иным способом, то не все философские постулаты принимаются безоговорочно всем философским сообществом. Каждое философское течение излагается как определённый способ миропонимания, не претендующий на универсальность, но позволяющий по-новому увидеть какой-либо аспект изучаемой реальности. Являясь определённой теоретической системой, философия основывается на определённых положениях, которые вырабатываются на основе внутренних индивидуальных переживаний. Поэтому философию невозможно выучить, как точные науки, её необходимо понять. А понять можно только то, что нашло отклик в душе, что стало достоянием внутреннего мира. За счёт опыта рефлексии, полученного на занятиях по философии, студенты постигают способность овладевать знаниями на уровне методологии, что способствует, безусловно, более полной самореализации студентов в их учебно-познавательной деятельности. Говоря о соотношении потока знаний, вкладываемых в студентов, и развитии их научно-творческого потенциала, хочется привести очень выразительную, на наш взгляд, ци-

27

тату: «Студент - не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь!» [12]. Способность самостоятельно добывать новые знания на основе изучения знаний, накопленных человечеством, представляется одной из основных компетенций как в общекультурном плане, так и в научно-исследовательской, производственной и других видах деятельности выпускника вуза. Поэтому цель преподавания философии видится в выработке культуры мышления, умения философски подходить к решению многих профессиональных, а также жизненных проблем.

Подводя итог, подчеркнём ещё раз, что преподавание философии как нельзя лучше соответствует реализации задач гуманизации и гуманитаризации высшего технического образования, которые призваны сформировать социально-культурную личность, способную противостоять тенденциям дегуманизации современного техногенного общества.

Примечания

1. Никифоров А. Л. Философия в системе высшего образования // Вопросы философии. 2007. № 6. С. 17-23.

2. Вахитов Р. Высшее образование в России: образовательный раздаток // Логос. 2013. № 3. URL: http://www.intelros.ru/pdf/logos/2013_03/11.pdf (дата обращения: 04.12.2015)

3. Гуманизация и гуманитаризация образования в высшей школе. URL: http://www.psichology. vuzlib.org/book_o350_page_8.html (дата обращения: 07.12.2015)

4. Томалинцев В. Н. Место философского знания в гуманитарной подготовке специалиста. URL: http://lib.co.ua/philosophy/ivanovaaa/ istorijafilosofiikakdeystvitelnost.p02.jsp (дата обращения: 08.12.2015)

5. Там же.

6. Кузнецов В. Философия преподавания философии. URL: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/ ar-ticle_full.php?aid=161&binn_rubrik_pl_articles=76 (дата обращения: 04.11.20115)

7. Гегель Г. В. О преподавании философии в университетах. URL: http://hegel.ru/prepod_univ.html (дата обращения: 04.12.2015)

8. Никифоров А. Л. Указ. соч.

9. Лекторский В. А. Рациональность как ценность культуры // Вопросы философии. 2012. № 5. С. 26-34.

10. Автономова Н. С. Заметки о философском языке: традиции, проблемы, перспективы // Вопросы философии. 1999. № 11.

11. Меликов И. М. Преподавание философии: опыт осмысления. URL: http://filos-club.ru/autor/ meli-kov/prepodavanie_filosofii/ (дата обращения: 06.12.2015)

12. Там же.

Notes

1. Nikiforov A. L. Filosofiya v sisteme vysshego obrazovaniya [Philosophy in higher education] // Voprosy filo-sofii - Questions of philosophy. 2007, No. 6, pp. 17-23.

2. Vakhitov R. Vysshee obrazovanie v Rossii: obrazovatel'nyj razdatok [Higher education in Russia: educational handout materials] // Logos - Logos. 2013, No. 3. Available at http://www.intelros.ru/pdf/logos/2013_03/11.pdf (date accessed: 04.12.2015)

3. Gumanizaciya i gumanitarizaciya obrazovaniya v vysshej shkole - Humanization and humanitarization of education in higher schools. Available at http://www.psichologyvuzlib.org/book_o350_page_8.html (reference date: 07.12.2015)

4. Tomalintsev V. N. Mesto filosofskogo znaniya vgumanitarnoj podgotovke specialista [The place of philosophical knowledge in the humanitarian training of the specialist]. Available at: http://lib.co.ua/philosophy/ ivanovaaa/ istorijafilosofiikakdeystvitelnost.р02.JSP (date accessed: 08.12.2015)

5. Ibid.

6. Kuznetsov V. Filosofiya prepodavaniya filosofii [Philosophy of the Philosophy of teaching]. Available at: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=161&binn_rubrik_pl_articles=76 (date accessed: 04.11.20115)

7. Hegel G. W. O prepodavanii filosofii v universitetah [On the teaching of philosophy in universities]. Available at: http://hegel.ru/prepod_univ.html (date accessed: 04.12.2015)

8. Nikiforov A. L. Op. cit.

9. V. A. Lektorskiy Racional'nost' kak cennost' kul'tury [Rationality as value of culture] // Voprosy filosofii -Questions of philosophy. 2012, No. 5, pp. 26-34.

10. Avtonomova N. C. Zametki o filosofskom yazyke: tradicii, problemy, perspektivy [Notes on the philosophical language: traditions, problems, perspectives] // Voprosy filosofii - Questions of philosophy. 1999, No. 11.

11. I. M. Melikov Prepodavanie filosofii: opyt osmysleniya [Teaching philosophy: the experience of understanding]. Available at: http://filos-club.ru/autor/melikov/prepodavanie_filosofii/ (accessed: 06.12.2015)

12. Ibid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.