УДК 1:378.14
РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ГУМАНИТАРИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Э.Г. Абиева, А.С. Халиков, М.Р. Рамазанов, А.Д. Дибраев
DOI 10.18522/2072-0181-2016-87-3-31-35
Гуманитаризация образования -это внедрение в систему образования общекультурных компонентов, которые способствуют формированию развитого человека (гуманизации), раскрытию максимального количества заложенных в нем способностей, воспитанию в нем нравственных принципов, осознанию, что он живет в мире людей и всегда должен соотносить свои желания и поступки с правилами общественной жизни. Иными словами, гуманитаризация всегда была средством гуманизации.
Проблема гуманитаризации образования была актуальной всегда [1-3]. В современной же культурной ситуации роль гуманитаризации образования особенно возрастает. Сегодня человек живет в другой цивилизации - информационной, техногенной, в эпоху, по словам Э. Тоффлера, футурошока [4], который характеризуется особо быстрым темпом развития всех социальных и научных процессов. Люди к этой ситуации психологически не готовы, осознать ее и противостоять ей может помочь образование в его гуманита-ристическом устремлении.
Помимо глобальной ситуации футоро-шока, конкретно в нашей стране радикально изменились и социально-политические отношения. Переход к рыночным отношениям в начале 90-х гг. ХХ в. сделал в нашем государстве по-новому актуальной проблему человека. Наши граждане попали в это время
Абиева Эльмира Гаджибалаевна - доктор философских наук, профессор кафедры философии и истории Дагестанской государственной медицинской академии, 367000, Республика Дагестан, г. Махачкала, пл. Ленина, 1, email: abievaelmira@mail.ru;
Халиков Абдулхалик Султансаидович - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории Дагестанской государственной медицинской академии, 367000, Республика Дагестан, г. Махачкала, пл. Ленина, 1;
Рамазанов Магарам Рагимович - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории Дагестанской государственной медицинской академии, 367000, Республика Дагестан, г. Махачкала, пл. Ленина, 1;
Дибраев Афсаладдин Дибирахмедович - кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Дагестанской государственной медицинской академии, 367000, Республика Дагестан, г. Махачкала, пл. Ленина, 1.
в ситуацию, которая низвела их до уровня борьбы просто за существование, за простое физическое выживание, что, безусловно, не укрепляло нравственные принципы, сложившиеся у них ранее, в другой социальной системе.
Актуальными стали и изменения в системе образования. С одной стороны, силы, заинтересованные в превращении человека в средство, а не в цель стремились превратить образование в институт, который дает самые минимальные знания и формирует не развитую личность, но своеобразного робота, которым легко манипулировать. Действительно, в российском образовательном пространстве в 90-е годы наметилось последовательное вытеснение гуманитарного начала, что выразилось, скажем, в сокращении часов, отведенных на гуманитарные дисциплины в школьных и вузовских стандартах образования, введении дисциплин, ориентирующих обучающихся только на прагматические цели. Дегуманита-ризация образовательных стандартов привела к тому, что в структуре вузовской подготовки из числа гуманитарных дисциплин на некоторых факультетах негуманитарного профиля остались лишь физическая культура и язык.
С другой стороны, интеллектуальная часть общества заговорила о необходимости возвращения в образование в новом формате идеи формирования гармоничной личности, т.е. гуманитаризации образования [см. 5-7].
Elmira Abieva - Dagestan State Medical Academy, 32 Lenin Square, Makhachkala, Republic of Dagestan, 367000, email: abievaelmira@mail.ru;
Abdulkhalik Khalikov - Dagestan State Medical Academy, 32 Lenin Square, Makhachkala, Republic of Dagestan, 367000;
Magaram Ramazanov - Dagestan State Medical Academy, 32 Lenin Square, Makhachkala, Republic of Dagestan, 367000;
Afsaladdin Dibraev - Dagestan State Medical Academy, 32 Lenin Square, Makhachkala, Republic of Dagestan, 367000.
Ведь даже в откровенных условиях рынка, когда выпускник просто обязан, чтобы выжить, быть конкурентоспособным на рынке труда, без гуманистической составляющей образования обойтись невозможно.
Гуманитаризация образования - не принуждение обучающегося к каким-либо изменениям, она способствует переводу содержания обучения в контекст культуры, обязательному включению в учебный процесс знаний и практического опыта, способных обеспечить развитие гуманитарных способов мышления и поведения, и т.д.
В условиях изменяющегося общества гуманитаризация вузовского образования означает, что рынок труда получает не просто специалиста, владеющего определенным объемом естественнонаучных или технических знаний, но и человека, имеющего жизненные ориентиры, исповедующего гуманитарные ценности. Гуманитаризация образования предполагает разное соотношение естественнонаучных, технических и гуманитарных дисциплин (в зависимости от специфики вуза, например, технической или гуманитарной направленности), но в то же время она, безусловно, носит целостный характер и, на наш взгляд, должна предполагать изучение в рамках отдельных образовательных дисциплин искусства, истории и философии [8].
Историческое знание, говорящее об истоках цивилизации вообще и конкретного народа в частности, формирует архетип и просто необходимо в структуре образования.
Искусство формирует целостный, образный взгляд на мир, что способствует креативности в решении всех видов научных задач, поэтому неслучайно классическое образование предполагало приобщение обучающегося к лучшим образцам мирового и отечественного искусства.
ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА МЫШЛЕНИЯ
Основное место в системе гуманитаризации образования занимают философия, ее история и понятийный аппарат. Философия способствует формированию культуры мышления (учит мыслить), ведь человеку, и особенно в постсовременной ситуации, необходимо умение правильно и глубоко мыслить, т.е. самостоятельно анализировать явления и процессы, вскрывать в них существенное, оценивать явления, тем более известные, с новой стороны, уметь отказываться от штампов.
Поэтому будущий специалист, освоивший философскую культуру, становится более подготовленным к профессиональной деятельности, тем более в сложных условиях глобализации, в которой определяющим фактором является конкуренция идей, технологий, товаров.
Роль философии в процессе гуманитаризации образования сказывается и в развитии возможности на культурном уровне выражать свою точку зрения. Философия находится в более привилегированном положении по сравнению с другими науками. Например, при изучении физики или химии точка зрения обучающегося, его мировоззренческое отношение к действительности не столь существенно, при изучении же философских проблем в процессе метафизических размышлений он просто обязан выработать мировоззренческую позицию.
Гуманистический ракурс философского взгляда. Потенциал философии и ее разделов (таких как логика, этика, эстетика) заявляет о себе в гуманистическом духе. Философия как наука о наиболее общих закономерностях развития природы, общества и человеческого мышления рассматривает мир через призму человека, его интересов, потребностей, жизненных ценностей. Апробированная многовековым опытом человечества лучшая школа мышления, философия всегда интересовалась человеком. Именно человек в классической философской традиции всегда выступал целью, а не средством. Скажем, в западной традиции это репрезентируют и античность, и эпохи Просвещения и романтизма, и немецкая классическая философия. Поэтому гуманитаризация образования с ориентацией на философию позволяет человеку выйти на иной духовный уровень. Философское осмысление вечных проблем является внутренней потребностью каждого человека.
Философский взгляд как углубление естественнонаучного. Поскольку сегодня мы говорим о необходимости модернизации народного хозяйства, то философия здесь нам явный помощник, так как она учит анализировать, понимать задачи развития общества, определять свое место в жизни, отстаивать свою позицию, благополучно решать конкретные проблемы, например, проблему создания искусственного интеллекта,. Философия ставит экзистенциальные вопросы о жизни и смерти, рассматривает перспективы будущего человечества, стремясь изменить общество к лучшему.
Философия является стержнем гуманитаризации современного образования, поскольку, неразрывно связанная с познавательным аппаратом других учебных дисциплин, в том числе естественнонаучных, она обогащает конкретные знания по специальности иной, но совершенно необходимой информацией. Освоенное философское знание позволяет обучающемуся человеку получить целостное представление о действительности. Он становится способным воспринимать окружающее не только в контексте своего специального знания, но и конкретной культуры, более продуктивно развивать отношения с реальным миром.
Таким образом, поиск совершенно иных, новых принципов организации и построения учебного процесса предполагает внедрение в процесс обучения философии. Поэтому встает вопрос о разработке новых образовательных программ, включающих интегра-тивные и междисциплинарные философские курсы, которые позволяют повышать степень обобщения информации и упорядочивать множественность знания.
Философия как способ обретения формы социального поведения. Философия и вне образования на различных этапах жизни человека выполняет функцию социального поведения. С течением времени меняются жизненные стратегии, заставляющие человека обращаться к разным глубинным основаниям происходящего вокруг и внутри него, поэтому неизбежно меняется и алгоритм его поведения. Благодаря философскому образу мысли человек получает возможность сохранить осмысленность жизни и деятельности на всех возрастных этапах. И внедрение философии в рамках гуманитаризации образования помогает человеку обрести необходимые формы социального поведения, дает человеку возможность самореализоваться в постоянно меняющемся мире, оказывает ему помощь в пересмотре привычных установок и утверждении своей позиции.
Философия в системе гуманитаризации образования играет большую роль в воспитании коммуникативности человека, что важно для специалиста в любой отрасли. Установки, которые дает философия, помогают человеку максимально бесконфликтно и продуктивно существовать в составе различных социокультурных объединений. Практика показывает, что у взрослого человека велика потребность
в обмене собственным опытом, в самовыражении в пространстве межличностного общения. Поэтому овладение философской культурой играет неоценимую роль.
ПРАКТИЧЕСКИЕ СЛОЖНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Итак, в преодолении кризиса современной цивилизации, в решении острых глобальных проблем огромная роль отводится образованию. В настоящее время преподавание ряда учебных дисциплин, в том числе социогума-нитарного цикла, с трудом преодолевает оковы традиционной системы образования. Если мы утверждаем, что образование есть фактор национальной безопасности России, то в таком случае должны взвешенно и ответственно подходить ко всем преобразованиям, планируемым в этой области. Например, стремление к повальной регионализации системы образования привело к появлению так называемых "региональных образовательных стандартов", раскалывающих федеральное образовательное пространство и разрывающих систему образования на куски. Анализируя современное состояние гуманитаризации образования и прогнозируя его изменения, нельзя не обратить внимание на ту особую роль, которую играют государственные решения в области развития всей системы отечественного образования. Эти решения не должны приниматься без всестороннего научного рассмотрения. Необходимо научиться не повторять старых ошибок, тогда тенденция к гуманитаризации приобретет необходимую для образования устойчивость.
Демократизация высшего образования вовсе не означает, что нужно разносторонне толковать термины, используемые в гуманитарных дисциплинах. Понятие "образование" предполагает, прежде всего, умение воспроизводить уже известное в соответствие с заданными стандартами. Новые образовательные технологии должны ускорить процесс усвоения специальных знаний, но при этом возникают проблемы, которые необходимо решать в рамках комплекса гуманитарных дисциплин.
Есть важное отличие гуманитарных наук от естественных: последние оперируют понятиями, на первый взгляд, кажущимися студентам обыденными и знакомыми и, главное, четкими. Это дает обучающимся призрачную надежду на то, что гуманитар-
ные науки, где понятия им кажутся расплывчатыми, необязательно усваивать конкретно и дословно. Гуманитарные дисциплины достаточно тесно взаимосвязаны, поэтому чаще всего преподаются без учета межпредметных связей. Это обстоятельство создает иллюзию многоликости одних и тех же понятий. Между тем межпредметные, междисциплинарные связи способствуют формированию мировоззрения, а также обобщению полученных знаний до уровня миропонимания. Как справедливо заметила М.П. Данилкова, гуманистические установки определяют стратегические задачи обучения и воспитания, закладывают основу интеграции всех научных дисциплин, связанных с изучением человека, его духовного мира, с позиций человеколюбия и уважения общечеловеческих ценностей [9].
Фундаментальные теоретические основы в области гуманитаризации образования, равно как и гуманизации, были заложены выдающимися отечественными педагогами К.Д. Ушинским, А.В. Луначарским, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским. Они сформулировали важнейшие принципы обучения и воспитания личности, соединения производства с обучением, его единства с воспитанием. Такие известные современные российские философы, как В.А. Кувакин, А.А. Кудиши-на, А.А. Гусейнов, С.Ш. Муслимов и другие разработали основные принципы современного гуманизма. Гуманитаризация сегодня должна стать необходимой, важной составляющей любого систематического образования. И это должно касаться не только тех лиц, которые решат посвятить себя гуманитарным профессиям и специальностям, но и специалистов естественнонаучного профиля [10].
Многие гуманитарные науки в силу своего консерватизма остаются в недрах только своей методологической базы. Однако необходимо использовать в разработке методологии опыт смежных, в том числе естественнонаучных, дисциплин, ориентировать специалистов в области гуманитарных наук на знание и использование междисциплинарных методов познания реальности. Необходимо разработать специальные учебные программы, отвечающие задачам гуманитаризации образования. Такие программы сыграют ключевую роль в социализации общества, в формировании научно-философского мышления и позволят сделать исследования действительности разносторонними и глубокими.
Совершенно очевидно, что гуманитаризация образования с акцентом на особую функцию философии в нем - это основа формирования нового типа науки и новых подходов к пониманию человеческого бытия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кравец А.С. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования // Сайт Центральночерноземного регионального центра международного академического и делового сотрудничества [Электронный ресурс]. URL: http://www.rciabc.vsu.ru/irex/ pubs/kravets2.htm (дата обращения: 13.07.2016).
2. Орешников И.М. Феномен гуманитарной культуры: сущность, диалектика бытия, назначение: Дис. ... д-ра философ. наук. Уфа, 1995. 274 с.
3. Лернер И.Л. Человеческий фактор и функции содержания образования // Советская педагогика. 1987. № 11. С. 60-65.
4. Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. М.: ACT, 2002. 558 с.
5. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. 560 с.
6. Кузнецова С.В. К вопросу о личностно-ориентированном образовании // Вестник ТГУ Проблемы образования. 2003. № 277. С. 256-261.
7. Герасимова И.В., Ананченко Е.В. Гуманитаризация современного образования // Нижегородское образование. 2013. № 1. С. 33-38.
8. Полякова И.П. Роль философии в формировании мировоззрения студентов в технических вузах // Проблемы и перспективы преподавания социогу-манитарных наук в технических вузах в современных условиях: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Москва, 19 - 20 ноября 2008 г.). М.: МГТУ им. Баумана, 2008. С. 230-235.
9. Данилкова М.П. К вопросу о ценностных аспектах современного гуманитарного образования // Вопросы философии. 2003. № 6. С. 17-19.
10. Назарова М.А. Гуманизация общества и гуманитаризация естественнонаучного образования в условиях информационно-коммуникативной культуры: Дис.... канд. философ. наук. Новосибирск, 2007. 194 с.
REFERENCES
1. Kravets A.S. Gumanizatsiya i gumanitarizatsiya vysshego obrazovaniya. Sayt Central'no-Cherno-zemnogo regional'nogo tsentra mezhdunarodnogo akademicheskogo i delovogo sotrudnichestva [Hu-manization and Humanitarization of Higher Education], available at: http://www.rciabc.vsu.ru/irex/pubs/ kravets2.htm (accessed 13 July 2016).
2. Oreshnikov I.M. Fenomen gumanitarnoy kul'tury: sushchnost', dialektika bytiya, naznachenie: dis. ... d-ra filosof. nauk [The Phenomenon of the Hu-
manitarian Culture: Essence, Dialectics of Being and Purpose: Dissertation for the degree of Candidate of Philosophy]. Ufa, 1995, 274 p.
3. Lerner I.L. Sovetskaya pedagogika, 1987, no. 11, pp. 60-65.
4. Toffler A. Shok budushchego [Future Shock]. Moscow, AST, 2002, 558 p.
5. Bondarevskaya E.V., Kul'nevich S.V. Pedagogika: lichnost' v gumanisticheskikh teoriyakh i sistemakh vospitaniya [Pedagogics: Personality in Humanistic Theories and Systems of Educations]. Rostov-on-Don, Creative Centre "Teacher", 1999, 560 p.
6. Kuznetsova S.V. Vestnik TGU. Problemy obra-zovaniya, 2003, no. 277, pp. 256-261.
7. Gerasimova I.V., Ananchenko E.V. Nizhegorodskoe obrazovanie, 2013, no. 1, pp. 33-38.
8. Polyakova I.P. Rol' filosofii v formirovanii miro-vozzreniya studentov v tekhnicheskikh vuzakh [The Role of Philosophy in Developing the Outlook of Students of Technical Higher Education Institu-
tions]. In: Problemy i perspektivy prepodavaniya sotsiogumanitarnykh nauk v tekhnicheskikh vuzakh v sovremennykh usloviyakh: Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Problems and Perspectives of Teaching Social and Humanitarian Subjects in Technical Institutions in Today's Situation: Proc. All-Rus. Sci.-Prac. Conf.] (Moscow, November 19 - 20, 2008). Moscow, Bauman Moscow State Technical University, 2008, pp. 230-235.
9. Danilkova M.P. Voprosy filosofii, 2003, no. 6, pp. 17-19.
10. Nazarova M.A. Gumanizatsiya obshchestva i gu-manitarizatsiya estestvennonauchnogo obrazovaniya v usloviyakh informatsionno-kommunikativnoy kul 'tury: dis.... kand. filosof. nauk [Humanization of Society and Humanitarization of the Natural Science Education in the Context of Informative and Communicative Culture: Dissertation for the degree of Candidate of Philosophy]. Novosibirsk, 2007, 194 p.
25 августа 2016 г.
УДК 37.015.31
ТЕОРИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ЭВРИСТИЧНОСТЬ ПАРАДОКСАЛЬНОСТИ
И.Г. Антипова
Б01 10.18522/2072-0181-2016-87-3-35-39
Теория принятия решений - сфера исследования, опирающаяся на методы разных наук, таких как: психология, математика, экономика и др., которая ставит себе целью изучение особенностей выбора людьми решения той или иной задачи. В рамках теории принятия решений выделяют нормативную и дескриптивную теории. Нормативная теория призвана раскрыть рациональный путь выбора решения, дескриптивная - раскрывает саму практику принятия решений.
Помимо теории принятия решений, аналогичные задачи ставят системный анализ, теория статистических решений, теория игр, экономическая кибернетика, теория организаций, когнитивная психология, теория поведения и другие дисциплины - они каждая
Антипова Ирина Геннадьевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования Института психологии и педагогики Южного федерального университета, 344038, г. Ростов-на-Дону, ул. Нагибина, 13, e-mail: antipovakaf@mail.ru, т. 8(863)2184000, доб. 11618.
по-своему показывают механизмы выбора решения, но все вместе эти и другие аналогичные теории отражают проблемы современной культуры. Предтечи теории принятия решений сложились еще в конце XVII в., это были исследования нарождающейся культуры Просвещения, посвященные исследованию процесса голосования, который фактически рассматривался как один из первых способов коллективного выбора. Как таковая теория принятия решений появилась в середине XX в. в формате методологии системного анализа. Самая главная современная черта этой теории - разработка методов, которые позволяют субъекту рассмотреть не один, а множество вариантов решения проблемы и после их сравнения найти среди них оптимальный. Теория принятия решений интересна совре-
Irina Antipova - Southern Federal University, 13 Nagibina Street, Rostov-on-Don, 344038; e-mail: antipovakaf@mail.ru; tel. +7(863)2184000, ext. 11618.