Научная статья на тему 'Современный университет: гуманизация и гуманитаризация – необходимое условие обновления содержания образования'

Современный университет: гуманизация и гуманитаризация – необходимое условие обновления содержания образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
894
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / MODERN UNIVERSITY / CONTENT OF EDUCATION / HUMANIZATION OF EDUCATION / HUMANITARIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бирюкова Наталья Сергеевна

Современный университет является связующим звеном в становлении и развитии отдельно взятого индивида, в развитии культуры и цивилизации в целом. Статья посвящена анализу гуманизации и гуманитаризации как необходимому условию обновления содержания образования. По мнению автора, проблема гуманизации как основополагающая функция университетского образования находит свое решение в содержательной наполненности дисциплин, которая включает в себя гуманитарные дисциплины, направленные на разностороннее развитие личности студента, воспитание на основе общечеловеческих и национальных ценностей народа. Полученные результаты могут быть использованы в качестве перспективного направления для научного поиска в области целостного исследования университета как культурно-цивилизационного феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern University: Humanization and Humanitarization – the Necessary Condition of Revising the Content of Education

The modern university is a link for the formation and development of an individual, for the development of culture and civilization as a whole. The article deals with the analysis of humaniza-tion and humanitarization as a necessary condition of revising the content of education. It is argued that humanization as a fundamental function of university education finds the solution in the content disciplines which includes the humanitarian disciplines oriented to the development of students’ personalities and education on the basis of universal and national values of people. It is suggested that the results of the research can be used as the perspective direction for scientific search investigating university as cultural and civilization phenomenon.

Текст научной работы на тему «Современный университет: гуманизация и гуманитаризация – необходимое условие обновления содержания образования»

ФИЛОСОФИЯ

Н. С. Бирюкова

СОВРЕМЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ:

ГУМАНИЗАЦИЯ И ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ — НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Современный университет является связующим звеном в становлении и развитии отдельно взятого индивида, в развитии культуры и цивилизации в целом. Статья посвящена анализу гуманизации и гуманитаризации как необходимому условию обновления содержания образования. По мнению автора, проблема гуманизации как основополагающая функция университетского образования находит свое решение в содержательной наполненности дисциплин, которая включает в себя гуманитарные дисциплины, направленные на разностороннее развитие личности студента, воспитание на основе общечеловеческих и национальных ценностей народа. Полученные результаты могут быть использованы в качестве перспективного направления для научного поиска в области целостного исследования университета как культурно-цивилизационного феномена.

Ключевые слова: современный университет, обновление содержания образования, гуманизация образования, гуманитаризация образования.

N. Biryukova

MODERN UNIVERSITY:

HUMANIZATION AND HUMANITARIZATION —

THE NECESSARY CONDITION OF REVISING THE CONTENT OF EDUCATION

The modern university is a link for the formation and development of an individual, for the development of culture and civilization as a whole. The article deals with the analysis of humanization and humanitarization as a necessary condition of revising the content of education. It is argued that humanization as a fundamental function of university education finds the solution in the content disciplines which includes the humanitarian disciplines oriented to the development of students ’ personalities and education on the basis of universal and national values ofpeople. It is suggested that the results of the research can be used as the perspective direction for scientific search investigating university as cultural and civilization phenomenon.

Keywords: modern university, content of education, humanization of education, humanitari-zation of education.

Развитие высшего образования и повышение роли университета как центра научной, профессиональной и культурной жизни общества, необходимость подготовки специалистов с высоким уровнем профессионального образования, имеющих собственную систему ценностей, представляют решение данной проблемы особенно актуальным. Выход из кризиса образования, являющегося составной частью цивилизационного кризиса конца XX — начала XXI века, связан с необходимостью формирования нового типа личности. Образование в условиях современного университета — это поле восхождения личности к ценностям науки и культуры, поле диалога студента и преподавателя — носителя общечеловеческих ценностей [7, с. 4]. Модернизация высшего образования предполагает создание такой образовательной концепции, которая отвечает требованиям современной жизни социума.

Гуманизация в философском понимании — это целенаправленный процесс социума по утверждению гуманистических ценностей в мировоззрении, во взаимоотношениях, в отношении человека к окружающей его природе, к идеологии, в осознании индивидом самоценности, в отношении к достижениям культуры [11, с. 119]. Для глубокого понимания закономерностей процесса гуманизации системы образования необходимо применить исторический метод: изучить, чем интересующий предмет был в прошлом, чем является в настоящее время и каковы тенденции его изменения.

Обсуждение проблем гуманизации образования имеет многовековую традицию, сформировавшуюся в античный период. В античной философии уже у Платона и Аристотеля основным предназначением либерального образования становится развитие свободного, самостоятельно и широко мыслящего человека. Здесь акцент делается на воспитании личности, на формировании таких ее качеств, как добродетель,

совестливость, стремление к поиску истины, увлеченность искусствами, достижение мудрости, способность к аргументации. Но при изучении отношения Аристотеля к профессиональному образованию мы видим, что его основное предназначение усматривалось не в воспитании, а в обучении, в научении конкретным умениям и навыкам. В этом случае развитие индивидуальности и интеллекта даже не предполагалось. Данный период в развитии образования можно рассматривать как подготовительный по отношению к университетскому, а ценностные ориентации сформировались позднее.

В Средневековье процесс достижения истины и ее предъявление демонстрировались исключительно преподавателем. Отступление от унитарного выражения истины рассматривалось как ересь. Попытки воссоздания исторически предшествовавших форм и уровней знаний выражались в избирательном отношении к произведениям классических авторов. Гуманистическое возрождение способствует развитию интеллектуальной жизни средневековой Европы. Христианская средневековая культура формирует свое собственное отношение к содержанию, к целям и ценностям образования, сущностью которого становится постижение Бога. Ценностная ориентация, связываемая с обучением, сомнению не подвергается. В процессе обучения закрепляется новая ценностная ориентация: отношение к труду, к социально полезной деятельности — служение Богу. В результате занятия в профессиональной сфере начинают оцениваться как признание, осуществление свободного выбора. В этот период основные принципы воспитания тесно связаны с ценностными установками академической этики: обучение достигает своей цели лишь тогда, когда образованность сочетается с добродетелью и бескорыстием в приобщении к знаниям, а к XV в. образовательная традиция дополняется требованием патриотического воспитания.

В Италии в XIV-XV вв. в среде гуманистов родилась идея образования, направленная на духовный рост и развитие личности. Средневековая система образования, где осуществлялась в основном подготовка медиков и юристов, не удовлетворяла духовные потребности общества. Гуманисты настаивали на том, что высшее образование должно быть направлено на подготовку «истинной человечности» и гармоничное развитие каждого. Возрастание внимания к гуманности происходит через понимание человеком своей сущности, достижение самоидентичности — через раскрытие уникальности и самобытности человека. Немецкий историк культуры И. Г. Гер-дер утверждал, что чувство человеческой солидарности, стремление к общению и к взаимопомощи, к совершенствованию отношений между людьми глубоко укоренены в потребностях и в способностях каждого человека во все времена [13].

Эпоха европейского Возрождения характеризуется поиском новой, индивидуальной, свободомыслящей личности. Появилась необходимость в оформлении новых гуманистических идеалов в образовании: свобода; право на индивидуальный выбор; признание гуманитарного образования, изучение риторики, грамматики, поэзии, этики, философии; развитие способностей; признание права на реализацию собственных возможностей — все это произвело подлинный переворот в культуре, в образовании и в других видах социальной деятельности. Именно в рамках этого движения и появляется термин «гуманизм».

В эпоху Нового времени значительно усилилась роль просветительского компонента в образовании, закрепились идеалы разума во главе иерархии социальных и образовательных ценностей. Идеалы гуманизма не утрачивают своего звучания, но на смену идеалу дворянина, аристократа приходит идеал джентльмена, получивший обоснование в философских сочинениях Ф. Бэкона и Дж. Локка. Ф. Бэкон сформу-

лировал основные принципы мира джентльмена, Дж. Локк определял философию как общую теорию воспитания и целью последнего выделял формирование разума, характера, интеллекта. Университет эпохи Нового времени и Просвещения предполагал приобщение к культурному наследию, к знанию, требовал обнаружения изысканности мысли и хороших манер. Престижа буржуазии как привилегированного класса, основанного на финансовом благополучии, было уже недостаточно [4, с. 36-54].

Гуманистическая направленность в России формировалась под влиянием русской культуры, отличительной чертой которой является ее диалогический характер, а также преобладание духовного начала над материальным. Основателем научной педагогики считается педагог-гуманист Я. А. Ко-менский, сформулировавший цели и общее направление образования. В работе «Великая дидактика» он впервые выдвинул задачу: «всех учить всему», исходя из того, что нужно формировать человека знающего. По его мнению, общее направление образования должно основываться на принципе социальной полезности образования; на принципе социального равенства и справедливости в образовательной политике; на принципе универсальности знаний; ориентации на человека, а не на благо отдельного государства [3].

Концепция гуманизации высшего образования рассматривается с различных позиций, однако до сих пор нет достаточно целостного ее представления. В 1960-е годы широкую популярность идеи гуманизации образования приобрели на Западе (Дж. Дьюи, А. Маслоу, А. Нейлл, К. Роджерс). Исследования Абрахама Маслоу и Карла Роджерса наиболее полно изложили основные идеи гуманизации образования, центральное место в котором занимает внутренний мир личности, его потребност-но-мотивационное и ценностно-смысловое содержание, выражающее сущность личности, определяющее всю систему психоло-

гических структур человека. Исследователи представляют новый взгляд на человека как на субъективно свободного, выбирающего, созидающего свое «Я», ответственного за него [8, с. 590-593]. Концепция

A. Маслоу, основанная на удовлетворении глубинных, генетически заданных человеческих потребностей, дает возможность целенаправленно регулировать жизнедеятельность обучаемых, выходить на формирование соответствующих мотивов и ценностей [6, с. 85-105].

В отечественной науке гуманистические аспекты философии образования исследуются в работах Н. Г. Алексеева, Г. С. Батищева, Ю. М. Бородай, А. П. Валицкой, П. П. Гайденко, С. С. Гусева, И. С. Ладен-ко, В. П. Лежникова, М. Л. Лезгиной, И. Б. Романенко, В. С. Степина, В. А. Светлова, В. Н. Турченко, Е. Н. Шиянова,

B. С. Швырева, О. Д. Шипуновой и др.

Современная ситуация, сложившаяся в

образовании, характеризуется утратой собственно-гуманистических человеческих

ценностей. Развитие общества происходит на основе материальных ценностей, ценностей частной собственности и свободы предпринимательства. Образовательный процесс представляет собой утилитарноцеленаправленное обучение. Выдающийся философ XX века М. Мамардашвили с сожалением констатирует нарушение основного бытийного и онтологического устройства мира, в котором законы достигаются только законами, а не намерениями, сколь бы высокими они ни были. В предметном измерении современный человек не может отличить намерение долга от самого долга, намерение мысли от самой мысли, намерение искренности от искренности, намерение чести от чести. У самого носителя этого намерения оно выражается в ментальном содержании понятий и представлений. Цитируя Ф. Ницше, философ говорит, что среди современного общества очень много «последних людей», которые и «знать не знают, что такое звезда», активность лич-

ности, ее права, публичное выражение собственных мыслей и т. д. [5]. Для общества очень важно, чтобы социализация личности была полноценной; а расслабленная, невзрачная, потухшая и отрицающая себя личность не способна решать проблемы как личного плана, так и общества в целом. Решение проблемы воспитания высокого, открытого, уверенного в себе человека Ф. Ницше видел только через познание себя, через доведение лучших качеств личности до совершенства. Немецкий мыслитель призывает каждого человека жить ради правды, быть верным себе и быть самим собой. Его работы ориентируют личность на развитие креативных установок, что является неотъемлемой частью гуманизации высшего образования. Установка на творческое недовольство собой вырабатывает иммунитет против некритического отношения к общественным делам, против стремления «как можно лучше устроиться» [12, с. 393-458].

Отсюда выводимы проблематика и гуманистическое обновление содержания образования современного университета, что, в свою очередь, является ключевым условием гуманизации всего общества. Одной из причин процесса разрушения личности, низкого сознания является отрыв системы образования от национально-исторических корней, от особенностей типов культур, духовности, религий, традиций и т. п. Образовательные модели должны учитывать самобытность традиционной культуры, духовные ценности. Обновление системы образования современного университета предполагает создание философской парадигмы образования, ориентированной на необходимость дать человеку знания, указать путь преобразования мира. Образование должно быть свободно построено, чтобы студент имел возможность выбора доступных видов деятельности, предметного содержания; образование должно дать возможность студенту найти себя в безбрежном поле материала и построить новую

деятельность. Идея гуманизации образования современного университета, формирование новой системы ценностей, нового мировоззрения, создание модели «образованного» специалиста, по мнению философов Т. Веблена, А. Флекснера, Х. Отреги-и-Гассета, К. Ясперса, Р. Хатчинса и др., должны опираться на концепцию либерального образования — концепцию широкого интегративного образования. Высшее образование должно ориентироваться на такую структуру ценностей, где индивидуализация, естественные права личности являются основополагающими.

Автор идеи либерального образования Дж. Ньюмен утверждал, что интеллект становится беспомощным, неуправляемым, саморазрушительным, если не руководствуется истиной. Либеральным образованием он называл процесс подготовки, при котором интеллект не приносит себя в жертву случайной цели (социальное ремесло, профессия, исследование, наука и т. д.), а тренируется на благо самого себя, в интересах собственной высшей культуры [14].

Анализ специальной литературы показал, что сегодня либеральная концепция активно обсуждается как в отечественной, так и в зарубежной литературе по философии образования и не имеет однозначного отношения; также дискуссионным является вопрос о системе ценностей, ориентированных на эту концепцию. Однако приоритетными остаются индивидуализм, естественные права человека, равные возможности, свобода, демократия.

Доктор философских наук, профессор И. Б. Романенко утверждает, что гуманизм современного образования заключается не в официальном абстрактном декларировании этих ценностей, а в создании конкретных условий для именно гуманного (то есть человеколюбивого) способа передачи знания от человека к человеку, от учителя к ученику [10]. Проблема гуманизации как основополагающая функция университетского образования находит свое решение в

содержательной наполненности дисциплин. Содержательная сторона включает в себя гуманитарные дисциплины, направленные на разностороннее развитие личности студента, воспитание на основе общечеловеческих и национальных ценностей народа. Гуманитаризация есть претворение в жизнь принципов гуманизации, которая обеспечивает взаимодействие и взаимопроникновение естественнонаучного, технического и гуманитарного образования как целостной совокупности знаний о человеке, природе и обществе [1, с. 87-109].

Процесс гуманитаризации призван сформировать у студентов потребность в непрерывном образовании, в развитии своей общей культуры; обеспечить гуманитарную грамотность студентов; выработать социальную ориентацию и нравственное совершенствование. В этой связи обновление содержания высшего образования направлено на формирование личности с широким кругозором, с гуманистическим мышлением, которое характеризуется соотнесением человека, в первую очередь, с практикой образования и воспитания.

Комфортная гуманитарная среда, гуманитарная направленность преподавания всех дисциплин (гуманитарных, естественнонаучных, технических) — составляющие процесса гуманитаризации университетского образования. Эффективным средством гуманитаризации образования выступает попытка реконструировать содержание специальных дисциплин посредством преподавания их в культурно-историческом (социально-культурном) контексте. Студенты должны знать, как проходила трансформация тех или иных новообразований в культуре и науке, как они сохранялись, защищались, транслировались, реализовывались и применяются в XXI веке. Н. С. Розов, к примеру, полагает, что формирование целостного гуманитарного мировоззрения невозможно, если при изучении дисциплин социального и гуманитарного цикла не будут реализованы такие требо-

вания, как проблемное видение познавательной ситуации, исторический аспект проблемы, выявление того, как осмыслена проблема в разных культурологических традициях (европейской, отечественной, мировой); выявление теоретического и ценностного аспектов проблемы, включающих аналитический подход к философским основаниям проблемы, ее разнообразные концептуальные решения, этически нормативные основания [9].

Гуманитаризация современного образования предполагает реализацию интеграционного подхода, что сопряжено с различными трудностями, в частности, преподавание гуманитарных дисциплин с трудом преодолевает оковы традиционной системы преподавания. Новый подход к содержанию образования современного университета ориентирован на интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие специалиста, при этом перечисленное должно явиться условием, предпосылкой и основанием профессионального самоопределения. Важно определить доминантные сущностные принципы единой системы гуманитарного образования в системе университета (в том числе и технического), позволяющие в их реализации сохранить основы университетского образования в качестве образования универсального, то есть синтезирующего компоненты гуманитарного и естественнонаучного знания. Последнее означает понимание гуманитарного знания как знания синтезированного, в котором могут быть выделены такие сущностные компоненты, как знание об истории и тенденциях эволюции мировой цивилизации, при этом подобное знание должно быть сформировано на идеях самосознания человеческого общества. Реализация принципов единого гуманитарного образования в условиях университета невозможна вне целостного подхода к исследованию мира и человека на основе целостной картины мира. Последнее достижимо посредством интеграции и взаимодействия гуманитар-

ных, естественнонаучных и технических дисциплин; по существу, речь идет о процессе проникновения рациональных естественнонаучных методов в гуманитарную сферу и о масштабном (гуманитарном, философском) наполнении научных и технических дисциплин. Гуманитарное образование должно быть «дополнено» естественнонаучной, точнонаучной составляющей. Это позволит преодолеть опасные расхождения по сути родственных направлений развития таких «материков» человеческой культуры, какими являются гуманитарные и естественнонаучные знания.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что в содержание гуманитарного современного образования входят не только гуманитарные науки, призванные раскрывать законы общественного развития, разрабатывать социальные нормы, установки; но и знания об обществе, умения и навыки социального взаимодействия, знания, дающие возможность функционировать в условиях гражданского общества и высокотехнологизированного мира. Процесс гуманитаризации призван обеспечить в университете общегуманитарное современное образование через создание комфортной гуманитарной среды, через гуманитарную направленность всех дисциплин (гуманитарных, естественнонаучных, технических), через преподавание собственно гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Гуманитаризация — это система организационных, методологических, психологических мер, направленная на проникновение гуманистических идей и гуманитарных знаний в естественнонаучное и техническое знание, на преодоление технократического стиля мышления. Гуманитаризация образования позволяет раскрыть миссию человека в цивилизационном развитии общества как существа социального и духовного, наделенного даром внутренней свободы и нравственной ответственности. В этих условиях гуманитари-

зация образования является составляющей процесса гуманизации современного университета, так как позволяет видеть в каждом студенте и преподавателе личность и индивидуальность, атмосферу подлинной культуры [2].

Гуманизация и гуманитаризация являются необходимым условием обновления содержания образования современного университета. Научный и технологический прогресс вносят в развитие цивилизационного общества XXI века не только позитивные, но и негативные компоненты, связанные с технократическим мышлением, в основе которого лежит идея превосходства средства над целью, техники — над человеком. Технократическое мышление изживает себя, становится бессмысленным, опустошающе действует на культуру. Осознание этой опасности делает проблему

гуманизации и гуманитаризации образования особенно актуальной. Модернизация высшего образования направлена на формирование новой парадигмы образования современного университета, на преодоление узкой специализации и разрыва между гуманитарными и негуманитарными дисциплинами. Через гуманитарно-нравственные ценности будущий специалист должен видеть научно-технические проекты, технологию и методологию технического творчества. Идея гуманизации высшего образования основывается на либеральном образовании, где главное — индивидуализация и естественные права личности, свобода, равные возможности, демократия. Принципы либерального образования позволяют личности осуществить свободный выбор условий и средств самореализации, условий и средств саморазвития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Добрускин М. Е. Гуманизация как стратегия высшего образования // Философия и общество. 2005. № 3. С. 87-109.

2. Долженко О. И. Очерки по философии образования. М.: Владос, 2006. 239 с.

3. КоменскийЯ. А. Великая дидактика. М.: МИК, 2000. 321 с.

4. Ладыжец Н. С. Философия и практика университетского образования: Учебник. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2009. С. 36-54.

5. МамардашвилиМ. К. Мысль в культуре // Сознание и цивилизация. СПб.: Азбука, 2011. 288 с.

6. МаслоуА. Мотивация и личность / Пер. Т. Гутман, Н. Мухиной. М.: Питер, 2011. 352 с.

7. Повзун В. Д. Ценностное самоопределение студентов в педагогическом образовании в условиях университета: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. 116 с.

8. Роджерс К. К науке о личности // Общая психология. Тексты: В 2 т. М.: Изд-во УМК «Психология», 2002. Т. 2. 672 с.

9. Розов Н. С. Методологические принципы ценностного прогнозирования образования // Образование в мире на пороге XXI века. М., 1991. 45 с.

10. Романенко И. Б. Образовательные парадигмы в истории античной и средневековой философии: Монография. СПб.: РХГИ, 2002. 317 с.

11. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2007. С. 119.

12. Франк С. Л. Фр. Ницше и этика «Любви к дальнему» // Проблемы идеализма / Под ред. М. Колерова. М.: Три квадрата, 2002. С. 393-458.

13. Herder J. G. Ideenzur Philosophie der Geschichte der Menschheit. Riga, 1791.

14. Newman J. The Idea of a University / Edited by Martin J. Svaglic. San Francisco: Rinehart Press, 1960. 428 p.

REFERENCES

1. Dobruskin M. E. Gumanizatsija kak strategija vysshego obrazovanija // Filosofija i obshchestvo. 2005. № 3. S. 87-109.

2. Dolzhenko O. I. Ocherki po filosofii obrazovanija. M.: Vlados, 2006. 239 s.

3. Komenskij Ja. A. Velikaja didaktika. M.: MIK, 2000. 321 s.

4. Ladyzhets N. S. Filosofija i praktika universitetskogo obrazovanija: Uchebnik. Izhevsk: Izd-vo Udm. un-ta, 2009. S. 36-54.

5. MamardashviliM. K. Mysl' v kul'ture // Soznanie i tsivilizacija. SPb.: Azbuka, 2011. 288 s.

6. Maslou A. Motivatsija i lichnost' / Per. T. Gutman, N. Muhinoj. M.: Piter, 2011. 352 s.

7. Povzun V. D. Tsennostnoe samoopredelenie studentov v pedagogicheskom obrazovanii v uslovijah uni-versiteta: Monografija. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2003. 116 s.

8. Rodzhers K. K nauke o lichnosti // Obshchaja psihologija. Teksty: V 2 t. M.: Izd-vo UMK «Psihologija», 2002. T. 2. 672 s.

9. Rozov N. S. Metodologicheskie printsipy tsennostnogo prognozirovanija obrazovanija // Obrazovanie v mire na poroge XXI veka. M., 1991. 45 s.

10. Romanenko I. B. Obrazovatel'nye paradigmy v istorii antichnoj i srednevekovoj filosofii: Monografija. SPb.: RHGI, 2002. 317 s.

11. Filosofskij enciklopedicheskij slovar'. M.: INFRA-M, 2007. S. 119.

12. Frank S. L. Fr. Nicshe i jetika «Ljubvi k dal'nemu» // Problemy idealizma / Pod red. M. Kolerova. M.: Izd-vo «Tri kvadrata», 2002. S. 393-458.

13. Herder J. G. Ideenzur Philosophie der Geschichte der Menschheit. Riga, 1791.

14. Newman J. The Idea of a University / Edited by Martin J. Svaglic. San Francisco: Rinehart Press, 1960. 428 p.

Л. А. Комарова

ПОНИМАНИЕ СЧАСТЬЯ В ФИЛОСОФСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ АБУ-НАСРА МУХАММАДА АЛЬ-ФАРАБИ

Истинное счастье и блаженство человека состоят только в мудрости и познании Истины.

Бенедикт Спиноза [4, c. 56]

В статье речь идет о счастье как одной из основных человеческих ценностей. Автор показывает три подхода в исследовании человеческого счастья, рассматривает проблемы счастья в средневековой арабо-мусульманской философии, раскрывает ее отличительные черты от других философий, дает историческую оценку эпохи восточного Возрождения, анализирует концепцию счастья в философии аль-Фараби.

Ключевые слова: категория, счастье, мировоззрение, смысл человеческой жизни, ценность, благо, арабо-мусульманская философия.

L. Komarova

UNDERSTANDING OF HAPPINESS IN PHILOSOPHICAL VIEWS OF ABU NASR MUHAMMAD FARABI

The article discusses the issue of happiness as one of the main human values. Three approaches in research of human happiness are regarded, happiness as interpreted in medieval Arab-Muslim philosophy is dwelt upon, its distinctive features are described and historical evaluation of the epoch of East Renaissance is given, and the concept of happiness in al-Farabi philosophy is analyzed.

Key words: category, happiness, outlook, sense of human life, value, benefit, Arab-Muslim philosophy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.