Научная статья на тему 'Коммуникационная компетентность - цель образовательного процесса'

Коммуникационная компетентность - цель образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникационная компетентность - цель образовательного процесса»

Редакционная почта

151

ют план работы классного руководителя. Третьекурсники занимаются изучением педагогического опыта своего наставника — учителя-предметника. На четвертом курсе выполняются интегрированные курсовые работы. Необходимым условием их успешного написания является чтение спецкурса «Основы педагогических исследований ». На пятом выполняются выпускные исследовательские работы по проблемам обучения — как логическое продолжение курсовых.

Важным условием выполнения подобной работы является проведение эксперимента. На первом этапе (четвертый курс) студенты проводят констатирующее исследование и собирают исходные факты. Далее (пятый курс) формулируется гипотеза исследования, определяются основные цели и задачи, затем на основе положений гипотезы создается программа формирующего эксперимента, по результатам которого формулируются выводы и даются методические рекомендации.

В течение ряда лет преподавателями кафедры педагогики и психологии и кафедры литературы и русского языка успешно апробировалась система подготовки интегрированных выпускных работ. Результатом проделанной работы стало издание учебного пособия «Выпускная научно-методичес-

кая интегрированная работа по проблемам обучения», содержащего методические советы студентам по организации и проведению психолого-педагогического, лингвоме-тодического исследования и затрагивающего вопросы методики преподавания литературы. В пособии предлагаются темы интегрированных курсовых работ, примерные вопросы для рассмотрения, литература.

Выполнение выпускной работы сопряжено с рядом трудностей: нехваткой времени; недостаточной обученностью методам научного исследования; отсутствием ориентации на использование новых технологий, в том числе компьютерных; слабым обеспечением компьютерной техникой, а для большинства студентов — недоступностью Интернета; недостатком литературных источников по конкретной теме исследования; дефицитом умения выбора своей позиции в отношении к различным точкам зрения ученых по одной и той же проблеме и т.д.

В то же время написание выпускной исследовательской работы дает студентам очень многое: они учатся анализировать, формировать собственную позицию, дискутировать, экспериментировать. Большую роль в описываемой системе подготовки сыграли различные спецкурсы, подготовленные в педвузе.

А. КАЮМОВ, доцент Набережно - Челнинский государственный педагогический институт

Развитие системы образования в новых условиях во многом определяется наличием кадров, способных к творческой инновационной деятельности, и квалификационной структуры специалистов, соответствующей как современным, так и перспективным потребностям общественного производства, развивающегося в условиях рынка.

Коммуникационная компетентность - цель образовательного процесса

В этом контексте нас интересует воспитательно-образовательная функция той или иной культурной традиции, тем более что в данном случае речь идет не о передаче каких-либо специализированных знаний в отдельной области, а о трансляции каждому новому поколению того комплекса общесоциальной информации, овладение которым ныне принято называть социальной

152

Высшее образование в России • № 6, 2007

адекватностью и культурной компетентностью личности.

Дифференциация всей социальной общности на носителей специализированных фрагментов культуры исторически неизбежна. Освоение человеком той или иной специальности накладывает отпечаток на специфику его общекультурной эрудиции, манеру поведения, стиль мышления [1]. Более того. Существенную роль играет также та культурная «подкладка», на которую это дисциплинарное образование ложится (даже получив одинаковое образование, выходцы из разных социальных слоев могут стать совершенно несопоставимыми носителями одной и той же профессиональной субкультуры). Тем не менее все это не мешает людям общаться и понимать друг друга — просто в силу того, что любое образование в первую очередь предполагает социокультурную социализацию субъекта и только во вторую — его специализацию и профессионализацию. Именно поэтому существенные различия тезауруса субъектов отнюдь не нарушают коммуникационной культуры общества как социальной целостности, ибо такого рода вариативность изначально заложена в ней как ее имманентное свойство.

Очевидно, что позиция «общения» является базовой, ибо фиксирует широкий круг коммуникативных и информационных взаимодействий личности в процессе учебной и профессиональной деятельности. Так актуализируется развитие различных форм коммуникационной компетентности современного человека, под которой мы понимаем системный алгоритм, главным компонентом которого является коммуникативный потенциал, включающий в себя коммуникативную одаренность личности и знания, необходимые для реализации общения.

Развитие данной компетентности решающим образом связано с выбором личностью той социокультурной коммуникационной среды, где будут востребованы и реализованы ее субъектные качества. Данный выбор детерминирован множеством факто-

ров. Прежде всего, он зависит от особенностей социальной структуры общества, в рамках которой он совершается. Однако следует отметить, что этот выбор всегда индивидуален, поскольку представляет собой часть личностного самоопределения, нахождения субъектом своего места в социокультурной системе. Структура проблемы выбора может быть представлена совокупностью следующих основных вопросов.

■ В какой мере избираемая социокультурная среда будет обеспечивать удовлетворение коммуникативных потребностей личности, раскрытие и использование ее потенциала?

■ Способствует ли данный выбор обретению желаемого социального статуса, искомой сферы социального окружения?

■ Каким образом данный выбор повлияет на изменение стиля жизни, ибо последний тесно коррелирует с определенной сферой деятельности?

■ Насколько этот выбор предопределит конкретное место индивида в системе коммуникации в целом?

Известно, что как философская, так и социологическая проблема свободы выбора возникает тогда, когда речь идет о ее границах. В нашем случае сразу обнаруживается, что выбор личностью коммуникационной среды всегда связан с определенными ограничениями.

Существуют также субъективные факторы, препятствующие избранию той или иной сферы информационных взаимодействий. Это связано с физическими, психическими, интеллектуальными, волевыми потенциями человека, которые расширяют или сужают диапазон развития его коммуникативных потенций.

Коммуникационная компетентность личности определяет эффективность ее включения в процессы социокультурной коммуникации, выступая необходимым и достаточным условием для актуализации и реализации субъектом различных функций культуры в обществе.

Она может быть представлена в форме,

Редакционная почта

153

разработанной А.Я. Флиером по отношению к формированию культурной полносубъект-ности личности в процессе ее социализации:

■ компетентность по отношению к институциональным нормам социальной организации и регуляции — основным социальным институтам, экономическим, политическим, правовым и конфессиональным структурам, учреждениям, установлениям и иерархиям;

■ компетентность по отношению к конвенциональным нормам социальной регуляции — национальным и сословным традициям, господствующей морали, нравственности, мировоззрению, ценностям, оценочным критериям, нормам этикета, обычаям, обрядам, обыденной эрудиции в естественных, технических, социальных и гуманитарных знаниях;

■ компетентность по отношению к кратковременным, но остроактуальным образцам социальной престижности - моде, имиджу, стилю, жаргону, кумирам, гендер-ным символам, интеллектуальным и эстетическим течениям;

■ уровень полноты и свободы владения языками социальной коммуникации - естественным разговорным (устным и письменным), специальными языками и социальными (профессиональными) жаргонами, принятыми в данном сообществе этикетом и церемониалом, политической, религиозной, социальной и этнографической символикой, атрибутикой престижности, социальной маркировки стиля, моды и пр. [2].

Представляется, что посредством трансляции и закрепления в культуре каждого следующего поколения этих составляющих коммуникационной компетентности осуществляется социальное воспроизводство общества и его культуры.

Литература

1. Петров М.К. Язык, знак, культура. - М.,

1991. - С. 84.

2. Флиер А.Я. Культура как фактор нацио-

нальной безопасности // Общественные науки и современность. - 1998. - № 3.

А. ЛАГУНОВ, доцент Северо-Кавказский государственный технический университет

Д иоген Лаэртский приписывал Геракли-/ \ ту высказывание о том, что «много-знание уму не научает». Греческое «нус» -сложно переводимое понятие, оно имеет значение и «ума», «разума», и «мысли», «смысла», и «духа», во всяком случае, думается, гераклитовский «ум» следует отличать от нашего обычного восприятия данного слова. По мнению признанного авторитета в области античной философии и древнегреческого языка А.Ф. Лосева, «"ум" русский язык обычно понимает как теоретическую способность правильно и целесообразно мыслить. Но слово "разум" имеет уже некоторый новый оттенок, указывающий не только на теоретическое мышление, но и на способность практически пользо-

Значимость изучения

отечественной

философии

ваться этим мышлением... Что же касается слова "мудрость", то, если прислушаться к общему чувству русского языка, здесь имеется не просто практическая способность применять теорию, но уже и законченное владение такой теорией, которая умеет разбираться в действительности и целесообразно ее направлять » [1]. Философия есть «любовь к мудрости», «любомудрие», а «мудрость», «зорЫа», в свою очередь - «жизненно-оформленный ум, или ум, впитавший в себя уже заранее все возможные фактические ситуации, где он мог быть применяем» [Гам же]. Таким образом, изучение философии - не просто экстенсивное приращение дисциплинарного багажа знаний и не только теоретическое умствование. Оно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.