Научная статья на тему 'Подготовка учителя- исследователя'

Подготовка учителя- исследователя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка учителя- исследователя»

Редакционная почта

149

тей и процедур организации познавательной и преобразовательной деятельности, реализуемых в управленческом воздействии, ориентированный на получение оптимального социального результата, достижение жизненных целей посредством самоорганизации, раскрытия потенциала социальной системы. Это культура системного мышления и социального действия, характеризующаяся способностью действовать рационально, технологично, конструктивно, инновационно, гуманно.

Сущность социально-технологической культуры заключается: а) в технологизации, то есть расчленении любой социальной деятельности на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией; б) в составлении программы техноло-гизируемой деятельности; в) в прогнозировании планируемого результата за счет актуализации внутренних резервов и ресурсов, минимизации возможных сбоев.

Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты.

Информационный компонент (социально-технологическая компетентность) отражает основные аспекты социально-технологической картины мира, т. е. социально-технологические знания и умения.

Деятельностный компонент — это практическое овладение алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности, направленной, в частности, на развитие социально-технологического мышления. При этом основными критериями успешности обучения становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различного рода источниками информации для решения различных профессиональных проблем.

Литература

1. Кротков Э. Система комплексной оценки

качества образования специалистов // Высшее образование в России. - 1995. - № 2.

2. Баталов А.А. Понятие профессионально-

го мышления: (Методологические и идеологические аспекты). - Томск, 1985.

В. ДУБИНИНА, доцент Марийский государственный педагогический институт им. Н.К. Крупской

Современной системе образования как никогда нужен творческий учитель, склонный к педагогическому поиску. Учитель-исследователь — это идеал учителя. И хотя элементы поиска всегда присутствуют в учительстве, чаще всего процесс становления такого профессионала протекает стихийно. К тому же перегруженность учебных планов в педвузах не позволяет выделить время для исследовательской работы. Например, провести эксперимент, проделать простейшую статистическую обработку цифрового материала не умеют, по нашим данным, более 70% молодых специалистов.

Подготовка учителя-исследователя

Вместе с тем в результате исследований, проведенных в Марийском государственном педагогическом институте (1995, 2005 гг., каждый год N=200), обнаружилось, что за десять лет выросло число студентов, проявляющих склонность к педагогическому поиску (с 6 до 31%), характерна положительная динамика в отношении общей эрудиции (с 43 до 53%). С таким качеством, как инициативность, в течение длительного времени не происходит никаких изменений. А ведь оно важно для творчества.

Повышение поисковых умений учителя связано, на наш взгляд, с достижением достаточно высокого уровня подготовленности

150

Высшее образование в России • № 6, 2007

будущего учителя к профессиональной деятельности. При определении этого уровня мы использовали следующие 16 показателей: трудовая дисциплина, выполнение общественных поручений, инициативность, нравственность, педагогический такт, отношения с коллегами, общая эрудиция, знание предмета, дидактические умения (умение объяснить материал, организовать самостоятельную работу, повторение изученного, осуществить контроль знаний), воспитательные умения (осуществление классного руководства на основе диагностики, планирование работы), умение руководить предметным кружком, умение работать с родителями, умение заниматься педагогическим поиском. По нашим данным, если количество сформированных на высоком уровне показателей не превышало 7, то в этом случае ни у одного из начинающих учителей не проявлялось склонности к педагогическому поиску; 10 показателей свидетельствовали о склонности к педагогическому поиску у 3%; 11—13 показателей — у 21%; 14—16 показателей — у 33%.

Результаты проведенного силами кафедры педагогики и психологии МГПИ эксперимента показывают, что для подготовки учителя-исследователя требуется внести качественные изменения в содержание работы как с начинающими учителями, так и со студентами. При этом важным фактором является дополнительная специальная информация по основам педагогических исследований. Поэтому был разработан спецкурс «Основы педагогических исследований», который предлагался для изучения студентам 4-х курсов. Мы нашли подтверждение своей гипотезе, что введение спецкурса, знакомящего с методами педагогических исследований, с компьютерными программами, позволяющими обрабатывать экспериментальные данные, способствует целенаправленному развитию исследовательских умений. Выявилось также, что одним из важнейших условий развития инициативности является сформированность у начинающих учителей большинства важнейших педагогических умений и качеств личности.

В подготовке учителя-исследователя на каждом курсе использовался определенный алгоритм обучения: интеграция знаний в процессе изучения основных курсов и спецкурсов по психолого-педагогическим дисциплинам; педагогическая практика; выполнение интегрированной творческой исследовательской работы. Причем важнейшим компонентом здесь выступает непрерывная педагогическая практика (с первого курса), в процессе которой студентам необходимо провести соответствующие исследования, обработать результаты и оформить письменную работу. Ее нужно рассматривать не как «отбывание повинности», а как своеобразную стартовую площадку для выполнения творческой исследовательской работы. В результате на каждом курсе будут последовательно реализовываться задачи дея-тельностного подхода к педагогической подготовке будущего учителя: на первом -формирование устойчивой мотивации; на втором - получение необходимой информации; на третьем - обеспечение перехода к практической деятельности; на четвертом - ее реализация; на пятом - совершенствование профессиональной деятельности. Именно в процессе профессиональной деятельности происходит органичное слияние знаний и умений по смежным дисциплинам (психологии, педагогике, частным методикам, спецдисциплинам).

В рамках нашего эксперимента студенты занимаются научно-педагогическими исследованиями с первого курса. Уже на первой педагогической практике, с помощью конкретных методик изучая личность ученика, диагностируя обученность, обучаемость, сформированность общеучебных умений по чтению, письму, вычислительных умений у пятиклассников, они получают возможность применять свои знания в технологических формах работы со школьниками. На втором курсе, будучи помощниками классного руководителя, они проводят диагностику классного коллектива с использованием различных методик, определяют главные задачи в работе с конкретным классом, дополня-

Редакционная почта

151

ют план работы классного руководителя. Третьекурсники занимаются изучением педагогического опыта своего наставника -учителя-предметника. На четвертом курсе выполняются интегрированные курсовые работы. Необходимым условием их успешного написания является чтение спецкурса «Основы педагогических исследований ». На пятом выполняются выпускные исследовательские работы по проблемам обучения -как логическое продолжение курсовых.

Важным условием выполнения подобной работы является проведение эксперимента. На первом этапе (четвертый курс) студенты проводят констатирующее исследование и собирают исходные факты. Далее (пятый курс) формулируется гипотеза исследования, определяются основные цели и задачи, затем на основе положений гипотезы создается программа формирующего эксперимента, по результатам которого формулируются выводы и даются методические рекомендации.

В течение ряда лет преподавателями кафедры педагогики и психологии и кафедры литературы и русского языка успешно апробировалась система подготовки интегрированных выпускных работ. Результатом проделанной работы стало издание учебного пособия «Выпускная научно-методичес-

кая интегрированная работа по проблемам обучения», содержащего методические советы студентам по организации и проведению психолого-педагогического, лингвоме-тодического исследования и затрагивающего вопросы методики преподавания литературы. В пособии предлагаются темы интегрированных курсовых работ, примерные вопросы для рассмотрения, литература.

Выполнение выпускной работы сопряжено с рядом трудностей: нехваткой времени; недостаточной обученностью методам научного исследования; отсутствием ориентации на использование новых технологий, в том числе компьютерных; слабым обеспечением компьютерной техникой, а для большинства студентов - недоступностью Интернета; недостатком литературных источников по конкретной теме исследования; дефицитом умения выбора своей позиции в отношении к различным точкам зрения ученых по одной и той же проблеме и т.д.

В то же время написание выпускной исследовательской работы дает студентам очень многое: они учатся анализировать, формировать собственную позицию, дискутировать, экспериментировать. Большую роль в описываемой системе подготовки сыграли различные спецкурсы, подготовленные в педвузе.

А. КАЮМОВ, доцент Набережно - Челнинский государственный педагогический институт

Развитие системы образования в новых условиях во многом определяется наличием кадров, способных к творческой инновационной деятельности, и квалификационной структуры специалистов, соответствующей как современным, так и перспективным потребностям общественного производства, развивающегося в условиях рынка.

Коммуникационная компетентность - цель образовательного процесса

В этом контексте нас интересует воспитательно-образовательная функция той или иной культурной традиции, тем более что в данном случае речь идет не о передаче каких-либо специализированных знаний в отдельной области, а о трансляции каждому новому поколению того комплекса общесоциальной информации, овладение которым ныне принято называть социальной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.