Научная статья на тему 'Вертикальная модель подготовки учителя на основе интеграции школьного и вузовского образования'

Вертикальная модель подготовки учителя на основе интеграции школьного и вузовского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пак Н. И., Степанова Т. А., Хегай Л. Б., Яковлева Т. А.

Представлены концептуальные основы инновационной модели взаимодействия школы и педагогического вуза на основе идей и принципов интегрированной системы профессионального образования и информационных процессов познания и обучения. Показано, что вертикальный формат организации научно-исследовательской работы преподавателей, студентов и школьников, позволяющий учесть принцип историзма формирования человеческих знаний и опыта, является стержневым содержательным элементом интеграции школы и вуза в условиях открытого образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пак Н. И., Степанова Т. А., Хегай Л. Б., Яковлева Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вертикальная модель подготовки учителя на основе интеграции школьного и вузовского образования»

ВЕРТИКАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ШКОЛЬНОГО И ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.И. Пак, д.п.н., проф., зав. каф. Информатики и ВТ

Тел.: 8 (391)223-62-38; E-mail: nik@kspu.ru Т.А.Степанова, к.п.н., доц. каф. Информатики и ВТ Тел.: 8 (391)223-52-05; E-mail: step1350@mail.ru Л.Б. Хегай, к.п.н., доц., доц. каф. Методики преподавания информатики

Тел.: 8 (391)223-52-05; E-mail: hegail@yandex.ru Т.А. Яковлева, к.п.н., доц., зав.каф. Методики преподавания информатики Тел.: 8 (391)223-62-38; E-mail: yakovleva@kspu.ru Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева

http://www.kspu.ru

The article includes description of conceptual bases of innovative model of interaction of school and teacher-training university on the basis of ideas and principles of the integrated system of vocational training and information processes of knowledge and training. It is shown that a vertical format of the organization of joint scientific research of teachers, students and schoolchildren allows to consider a principle of a historicism of human knowledge and experience formation, is a rod substantial element of integration of school and university in the conditions of open education.

Одно из главных направлений образования будущего - поиск организационных структур, обеспечивающих широкий доступ населению на протяжении всей жизни к непрерывному образованию, активному самообразованию.

Формирование и развитие системы непрерывного образования представляет собой сложный многосторонний процесс, связанный с решением целого комплекса проблем социального, функционального и организационного характера. Ее создание возможно лишь при условии необходимого ресурсного обеспечения - кадрового, информационного, нормативного, организационного, методического, материально-технического.

В большинстве стран мира идеи непрерывного образования как образования через всю жизнь получают практическое воплощение. Формируется новый тип общественных отношений образовательных систем с рынком труда, с коммерческими структурами.

Реализация современных образовательных моделей требует сегодня объединения усилий различных социальных групп, расширения форм сотрудничества общеобразовательной школы, экономики и производства.

При этом главной проблемой является согласование школьного базового и профильного образования с вузовским (разработать и реализовать сквозные программы обучения как по вертикали, так и по горизонтали).

Представляется, что одним из подходов к развитию системы непрерывного образования станут модели интеграции школы и педагогического вуза.

В настоящее время к педагогическому образованию формируется социальный заказ на подготовку учителя, который должен быть инициативным, образованным, обладать высокой профессиональной мобильностью, большой социальной ответственностью, способностью принимать важные самостоятельные решения в своей профессиональной деятельности в современной школе.

Существующие модели образовательного процесса в педагогических вузах имеют «горизонтальный формат» построения учебного процесса, слабо связаны с научно -исследовательской деятельностью студентов и с будущими работодателями (школами). Необходимы новые подходы к обновлению профессиональной подготовки будущего

учителя на основе интеграции усилий и ресурсов школ и педвузов. Известная в высшем техническом образовании интегрированная система обучения, к примеру, система «завод-втуз» [1], показала свой высокий профессионально-ориентированный потенциал, идеи и принципы которого при определенных условиях могут эффективно использоваться в сфере педагогического образования.

Под термином «интегрированная система обучения (ИСО)» сегодня академическим сообществом и педагогической общественностью понимается организационно-педагогическая система освоения обучающимися программ профессионального образования различного уровня и направленности, органически сочетающая теоретическое обучение и эволюционирующую профессиональную практическую деятельность в выбранной сфере [1].

Моделирование интегрированной системы обучения «школа-вуз» для достижения высокого качества подготовки учителя и качества школьного образования в условиях открытого образования представляется весьма актуальным в настоящее время.

Гипотеза нашего исследования основана на предположении, что формирование готовности к профессиональной деятельности будущего учителя в школах инновационного типа, а также общая успешность учащихся школ в условиях интегрированной системы обучения «школа-вуз» будут обеспечены, если:

- стержневым элементом интеграции является вертикальный принцип научной и учебной деятельности школьников, студентов и преподавателей;

- модель интеграции имеет комплексный характер и включает все сферы жизнедеятельности школы и педагогического вуза: научный, учебный, воспитательный и др. процессы;

- создано единое образовательное пространство на основе объединения информационных, материальных, технических и интеллектуальных ресурсов;

- широко используются сетевые формы взаимодействия школы и педвуза;

- используется проективная стратегия в реализации условий информационного взаимодействия всех участников образовательного процесса: профессорско-преподавательского состава, учителей, студентов и школьников [2].

Модель интегрированной системы обучения «школа-вуз» основывается на гуманистической образовательной парадигме -ориентация на развитие открытого образования, формирование у всех участников интеграции специфического гуманистического стиля мышления, сопряженного с динамичностью, проблемностью, толерантностью, способностью к диалогу, аналитической направленностью интеллекта, наличием комплекса знаний современного уровня, ориентация на эффективное взаимодействие специалистов-профессионалов и обучающихся.

Очевидно, что в среде, где созданы благоприятные условия для продуктивного взаимодействия участников образовательного процесса, возникают устойчивые коллективы единомышленников, способных решать научные и образовательные проблемы.

Мотивацией к совместной деятельности школы и вуза являются их цели и проблемы.

Какие проблемы может решать школа в интеграции с вузом:

• организация научной деятельности

школьников;

• развитие системы дополнительного

образования;

• организация работы с одаренными

детьми;

• комплекс мероприятий по формированию профильной школы;

• повышение квалификации учителей.

Значимым результатом для школы должно стать повышение профессиональной компетентности педагогов и развитие ключевых и предметных компетенций школьников.

Какие проблемы вуз может решать в интеграции со школой:

- реализация профессионально-ориентированной подготовки студентов: участие в

разработке и апробации ИКТ средств и технологий в учебном процессе школы совместно с учителями; участие в развитии системы профильной школы и подготовка к работе в ней посредством курсовых, дипломных работ, сетевых программ, разработка и апробация профильных курсов (элективных) и пр.;

- подготовка студентов к работе с одаренными детьми: совместная подготовка к олимпиадам, конкурсам, конференциям;

- подготовка студентов к работе в инновационных образовательных учреждениях.

Интеграция (латинское integratio - восстановление, восполнение, от integer - целый) представляет собой понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцируемых частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию; процесс, или действие, имеющий своим результатом целостность; объединение, соединение, восстановление единства.

Можно рассматривать интегративный подход как путь, способ, направление достижения целей интеграции, заключающихся в формировании состояния связанности отдельных частей и функций системы в целое, восстановлении единства.

В этом случае основными целями применения интегративного подхода к моделированию развития высшей школы будут являться оптимизация и повышение эффективности образовательного процесса за счет устранения неоправданного многообразия подходов к построению непрерывного, открытого, дополнительного и основного образования, минимизация затрат на разработку и развитие технологических, содержательных, методических средств обучения.

Основополагающая цель реализации модели - формирование новой методологии подготовки будущих учителей на базе интеграции научной, учебно-методической и воспитательной работы педагогического вуза и реальной практики школы, а также создание модели инновационной школы, обеспечивающей профильное образование, будущий карьерный и личностный рост, успешную социализацию школьников в современном обществе.

Существенным фактором интеграции образовательных структур «школа-вуз» может стать предъявление к ним единого комплекса требований качества и условий реализации образовательного процесса. Помимо традиционных общедидактических, методических и психологических требований необходимо выдвинуть группу интегратив-ных. Главные из них: преемственность, концентричность, непрерывное использование методов познания, единая информационно-образовательная среда.

Концептуальной основой инновационной модели обучения является положение, что обучение - информационный процесс. Восприятие, осознание, запоминание и извлечение информации для осуществления целенаправленной деятельности человеком осуществляются по механизму тезаурусного отражения и обратной связи [2]. Согласно этим представлениям формирование человеческого знания адекватно историческому эволюционному процессу развития науки и культуры.

Действительно, информация для человека - это образы отображенной материи в пространственно-временной мере. Форма и виды образов связаны со структурой получателя, его способностей отражения.

Субъект, получая некоторое воздейст- (этап возникновения информации), воспри-вие от окружающего мира в виде сообщения нимает информацию (этап восприятия) на

основе тезаурусного распознавания и отражения (рис. 1).

Тезаурус - это совокупность образов объектов и понятий, интерпретаций событий, сформированных органами чувств и отраженных на основе принятой человеком системы метрик. Объем тезауруса можно определить как количество информации, которое знание может распознать и породить.

Если в сообщении есть новые понятия, отсутствующие в тезаурусе, то человек не в состоянии извлечь из сообщения информацию. Также отсутствует информация в банальном сообщении, т.е. в случае, когда объем тезауруса превосходит данные в сообщении.

Информация, «понятная» приемнику, т.е. прошедшая через семантический фильтр и отобранная им, запоминается. В этом случае имеем увеличение объема тезауруса.

Образ окружающего мира - эволюци-онно развивающаяся структура. Вначале обозначается образ как отдельный фрагмент мира и заносится в тезаурус. В дальнейшем он формируется в зависимости от распознавания сходных фрагментов.

В этой связи наиболее благоприятным следует признать обучение в модели непрерывного (обучение через всю жизнь) образования с известными принципами поэтапного формирования знаний, умений и опыта деятельности, от простого к сложному, в условиях проблемного обучения.

Сложившаяся дискретно-концентрическая, названная нами «горизонтальная», система организации учебного процесса в школах и вузах не в полной мере соотносится с информационной природой эволюционного формирования знаний обучаемого. В модели интегрированной системы обучения «школа-вуз» становится актуальным иной -«вертикальный» формат организации дисциплинарной образовательной системы, требующий выстраивания образовательной программы, например по математике, не по возрасту и годам (на первом курсе изучаем матанализ, на втором - геометрию и т.п.), а по содержанию становления науки математики в глобальном эволюционном историческом процессе человеческой цивилизации.

Если перестройка учебного процесса в предметном обучении затруднительна, а порой невозможна, то организация НИР в вертикальном формате представляется достаточно привлекательной. Также привлекательной становится организация научно-

исследовательской деятельности в предметной подготовке обучаемых на всех горизонтальных уровнях образования [3]. Становится необходимым рассматривать в комплексе школьное, вузовское и послевузовское образование. Интегративный подход с вертикальным стержнем НИР позволит реализовать еще один важнейший принцип - полной интеграции науки, образования и профессиональной деятельности.

Вышеназванные целевые проблемы и информационная природа эволюционного формирования знаний и умений человека определяют необходимость комплексной перестройки всех уровней системы образования от школы до послевузовской ступени (аспирантура, повышение квалификации) путем организации непрерывного «конвейерного» процесса научной деятельности всех субъектов в вертикальном формате.

Для организации НИР представляется целесообразным создание сети научно-образовательных лабораторий по основным направлениям научных исследований выпускающих кафедр вуза, в рамках которых осуществляется работа временных творческих коллективов из числа школьников, студентов, аспирантов, учителей, преподавателей и ученых.

Основным механизмом вовлечения школьников и студентов в непрерывную научную исследовательскую деятельность должны стать учебные научно-исследовательские проекты - УНИП (фундаментальной или прикладной направленности). При этом под УНИП будем понимать научную, проектную либо инновационную разработку, связанную с содержанием учебного предмета [3].

С позиций обучающегося УНИПы являются мини-исследованиями по каждому модулю учебной программы и выполняются в качестве индивидуального учебного задания.

С позиции кафедры, обеспечивающей предметную подготовку студентов, УНИПы являются элементами, связанными с направлениями научно-исследовательской работы коллектива. При этом конструирование УНИП включает в себя два этапа - декомпозиции и агрегирования (композиции).

Декомпозиция - процесс разделения общей цели проектируемой системы (в нашем случае такой системой является тематический план НИР и спектр дисциплин кафедры) на отдельные подцели - задачи. Декомпозиция происходит по иерархиче-

ской схеме с построением так называемого дерева целей (задач) с иерархией проектов по курсам, включая выпускные квалификационные работы (ВКР) студентов.

Декомпозиция НИР осуществляется по разным основаниям:

• по времени: нормативно установленный срок выполнения УНИП разбивается на учебные годы, семестры, далее - учебные недели, учебные дни, учебные занятия;

• по циклам обучения: теоретическое

обучение, практическое обучение, учебное проектирование;

• по дисциплинам (учебным курсам),

разделам, темам, отдельным занятиям и т.д.

В общем случае деление заканчивается минимальной дидактической единицей -УНИП.

Процесс композиции (сборки) результатов выполнения УНИП можно начинать с 3-4 курса. Проект, реализуемый на 3-м курсе, может быть доработан студентом до уровня курсового проекта на 4-м курсе и далее - дипломной работы на 5-ом курсе. Таким образом, научно-исследовательская работа студентов приобретает непрерывный характер, что должно положительно сказаться на качестве будущей ВКР [3].

Эволюционный проектный формат подготовки ВКР, позволяет выстроить исследовательский процесс в логике информационного процесса.

Таким образом, ВКР должна отражать достижения студента за 5-летний срок обучения в вузе (знания, умения, навыки, опыт и результаты практической деятельности по базовым и специальным дисциплинам спе-

циальности), т.е. представлять «квалификационный портфолио» автора.

В свою очередь дипломные проекты являются компонентами научных направлений кафедры. Научный руководитель направления (преподаватель) формирует временный творческий коллектив под руководством студента-дипломника, в который включаются студенты разных курсов (по вертикальной иерархии).

Научный руководитель выступает в роли консультанта для всей группы, организует условия для успешной деятельности группы, по сути, он формирует проблемную лабораторию, куда включает помимо студентов учителей и ученых. В эту же группу вовлекаются школьники базовых школ, одаренные дети (профориентация и развитие НОУШ).

Уровни образования, компоненты системы образования, связанные с ВКР, должны носить интеграционный характер.

Обучение в старшей школе уже носит исследовательский характер, оно должно быть проективным и нацеленным на формирование научных образов (тезауруса). Старшая ступень - профильная школа - начальное звено модели. Повышение квалификации работников образования также становится одним из звеньев модели - проективная стратегия вовлекает учителей в реальный научный процесс, как с позиций заказчика, так и с позиций наставничества и роли исполнителя.

При этом модель предусматривает естественные условия для реализации принципов непрерывности, интеграцию основного и дополнительного образования.

Рис. 2. «Конвейерная» вертикальная схема интеграции школы и педвуза

Новая концепция НИР и НИРС подразу- и по вертикали! Возникает проект полного

мевает перестройку учебного процесса школы инновационного цикла (рис.2). и вуза. Обучение осуществляется уже не толь- В настоящее время осуществляется

ко по горизонтали (по параллелям, курсам), но экспериментальная апробация модели ин-

тегрированной системы подготовки педагогических кадров в реальной практике факультета Информатики Красноярского государственного педагогического университета.

Одним из основных механизмов реализации модели является создание на факультете сети научно-образовательных лабораторий по основным направлениям научных исследований выпускающих кафедр. Факультет совместно с гимназией № 10 г. Красноярска разработал план вертикальной интеграции учебного и научного процессов для будущих учителей информатики и школьников информационно-технологического профиля. Школьники и студенты, начиная с 1,2 курса по желанию, а к 3 курсу обязательно прикрепляются к одной из научных лабораторий, накапливая опыт научных исследований, опыт работы в научном коллективе, опыт выступления на конференциях с представлением результатов научных исследований.

Организация НИРС на факультете Информатики осуществляется по иерархической схеме, содержащей четыре уровня [4].

Уровень 1. Предпроектный уровень. 1-2 курсы. Формирование общих учебных и исследовательских умений при решении задач фундаментальных дисциплин. Выполнение учебных мини-проектов по дисциплинам общегуманитарного, психолого-педагогического и естественнонаучного циклов.

Уровень 2. Уровень УНИП по дисциплинам предметного цикла. 3 курс. Изучение дисциплины «Основы научной деятельности». Выбор направления дальнейших исследований, прикрепление к научно-образовательной лаборатории, прохождение учебной практики, выполнение УНИП, связанного с деятельностью лаборатории. Основные виды деятельности студента направлены на сбор информации; создание банков информационных источников; анализ и обработку информации - создание тезауруса фрагмента предметной области, построение логико-семантической модели фрагмента предметной области создание цифрового об-

разовательного ресурса и др.; представление и защита УНИП на учебных занятиях, учебной или студенческой научной конференции.

Уровень 3. Уровень курсового проектирования. 4 курс. Изучение спецкурса по организации педагогического исследования. Развитие УНИП 3-го курса и выполнение УНИП по изучаемым дисциплинам на 4-м курсе и сборка их в курсовой проект. Разработка исполнительского и организационного блоков проекта. Проведение исследований в условиях реального образовательного процесса в период педагогической практики. Оформление и защита курсовой работы.

Уровень 4. Уровень выпускной квалификационной работы. Доработка и систематизация разработанных информационных ресурсов. Проведение педагогического эксперимента в период педагогической практики. Подготовка и защита второго курсового проекта по выбранному направлению. Оформление, предзащита и защита выпускной квалификационной работы.

Завершенный проект должен являться комплексным портфелем образовательных достижений студента в период обучения в вузе и отражать квалификацию автора за 5 лет: уровень его предметной, психолого-педагогической, методической подготовки, уровень владения информационными технологиями.

В связи с переходом на двухуровневую систему высшего образования (бакалавриат -магистратура) предложенная модель не утрачивает актуальность и легко адаптируется.

Таким образом, предлагаемая модель позволяет сформировать новую методологию подготовки будущих учителей на базе интеграции научной, учебно-методической и воспитательной работы педагогического вуза и реальной практики школы на идеях и принципах интегрированной системы профессионального обучения в технических вузах, а также закономерностей информационной природы познания и обучения в историческом контексте, эволюционного процесса формирования тезауруса специалиста в условиях становления сетевого общества.

Литература

1. Федько В.Т., Долгун Б.Г. Опыт внедрения интегрированной системы обучения «завод-втуз» -Инженерное образование, 2004. - № 2

2. Пак Н.И. Проективный подход в образовании как информационный процесс: Монография. — Красноярск: РИО КГПУ, 2008.

3. Гринберг Г.М., Лукьяненко М.В., Пак Н.И. Организация непрерывной учебно-исследовательской деятельности студентов при выполнении дипломного проекта // Вестник КГПУ. -Красноярск: РИО КГПУ, 2008.

4. Одноколова Е.Г. , Пак Н.И. Организация проектно-исследовательской деятельности студентов в курсе «Теоретические основы информатики» // Педагогическая информатика, 2008. - №2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.