Научная статья на тему 'Модель исследовательских компетенций личности как основа управления качеством научно-исследовательской деятельности в университетском комплексе'

Модель исследовательских компетенций личности как основа управления качеством научно-исследовательской деятельности в университетском комплексе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Надежда Николаевна, Фадеева Ирина Михайловна

В статье рассматривается модель исследовательских компетенций, необходимых для научно-исследовательской работы. На основе компетентностно-деятельностного подхода авторы выделяют общие (инструментальные, межличностные и личностные) и профессиональные (общепрофессиональные и специальные) компетенции личности специалиста. Данные компетенции анализируются на довузовском, вузовском и послевузовском уровнях системы образования. Разрабатываемая модель исследовательских компетенций рассматривается как основа для создания системы управления качеством научно-исследовательской деятельности в университетском комплексе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of research references of individuality as base of quality management

The article views the model of research competences required for research work. On the basis of competence and activity aproach authors make a differentiation between general (instrumental, interpersonal, personal) and professional (general professional and special) competences of a specialist's individuality.The given competences is being analysed throutout the pre-university, undergraduate and graduate levels of educational system. The model of research competences is regarded as a basis for establishing a quality management system in research activity conducted at a university complex.

Текст научной работы на тему «Модель исследовательских компетенций личности как основа управления качеством научно-исследовательской деятельности в университетском комплексе»

Н. Н. Морозова, И. М. Фадеева

МОДЕЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ КОМПЛЕКСЕ*

N. N. Morozova, I. M. Fadeeva

The model of research references of individuality as base of quality management

of research activity in university

The article views the model of research competences required for research work. On the basis of competence and activity aproach authors make a differentiation between general (instrumental, interpersonal, personal) and professional (general professional and special) competences of a specialist's individuality.The given competences is being analysed throutout the pre-university, undergraduate and graduate levels of educational system. The model of research competences is regarded as a basis for establishing a quality management system in research activity conducted at a university complex.

В системе высшего образования России, как и в странах Евросоюза, уже давно назрела необходимость получить новое качество образовательных результатов. Эта ситуация связана с невозможностью повышения качества образования за счет экстенсивного роста объема информации, подлежащей усвоению.

В зарубежной и отечественной практике существует довольно много подходов к целям и образовательным результатам. Один из таких современных подходов определяет интегратив-ные качества личности как наиболее значимые результаты образования.

В системах образования многих стран в последние годы наметился переход от «знаниевой» модели обучения, цель которой — основные знания, умения и навыки (ЗУН), к «компетентност-ной», цель которой — формирование социально и профессионально компетентной личности [1]. В данном контексте усвоение готовых знаний становится не целью, а одним из вспомогательных средств при подготовке специалиста. В современном обществе востребованы такие качества личности, как самостоятельность, критическое мышление, умение творчески решать возникающие проблемы, а также навыки самообразования и самообеспечения. Уровень образования человека при этом определяется сложностью проблем, решаемых им на практике. Поэтому

образование с позиций компетентностного подхода — это формирование опыта, направленного на решение значимых для личности проблем с использованием имеющихся в культуре социума достижений и осмысления собственного опыта обучаемых [2].

Компетентностный подход не является новым для российского образования. Ориентация на освоение обобщенных способов деятельности была ведущей в работах отечественных педагогов, таких как И. Я. Лернер, В. В. Краевский, М. Н. Скаткин, П. Г. Щедровицкий и их последователей. Однако данная ориентация практически не использовалась при разработке государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, типовых учебных программ, систем контроля и т. д. По мнению В. И. Байденко, подобная жесткая ориентация на результаты «сужает миссию высшего образования, его этическую и духовную функции, его нацеленность на развитие личности, сохранение, наследование и развитие ценностного "ядра нации"» [3, с. 29].

Для разделения общего и индивидуального в содержании компетентностного образования используют понятия «компетенция» и «компетентность». Компетенция понимается как совокупность взаимосвязанных качеств личности, заданных по отношению к определенному кругу пред-

* Статья поддержана аналитической ведомственной программой «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 гг.)», проект РНП 2.2.2.4.3068. © Н. Н. Морозова, И. М. Фадеева, 2007

метов или процессов и необходимых, чтобы ка- преобразование тех ил:

На вузовском —™

чественно и продуктивно действовать по от шению к ним; компетентность определяется как владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [4]. Таким образом, компетенции выступают как цели образовательного процесса, а компетентность как результат, совокупность личностных качеств специалиста.

Компетентностный подход позволяет создать Шр

сквозную модель специалиста, согласующую между собой интересы личности и общества и позволяющую построить систему опережающей трансляции требований рынка труда и запросов социума в образовательное пространство. Только путем непрерывной корректировки выраженного в понятиях компетенций образа специалиста и трансляции этой коррекции через систему критериев в виде цели для сферы образования можно «приучить» структуры образования к постоянному обновлению и самосовершенствованию, сама эта трансляция должна осуществляться через систему государственных образоват стандартов [3]. Специалисты указывают, что в условиях глобализации и возрастающей подвижности квалификационных характеристик не профессиональные навыки, а базовые и социальные компетенции выходят на первый план: умение личности самостоятельно выстраивать свой жизненный путь в противоречивом, многополюсном, постоянно меняющемся мире.

Механизм формирования компетентности в университетском комплексе есть последовательное достижение человеком более высокого уровня развития в процессе движения по следующим уровням: довузовскому, вузовскому и послевузовскому. Причем интеграция в рамках университетского комплекса предполагает, что компетенции будут формироваться и в научно-исследовательской деятельности как части процесса подготовки специалиста с высшим образованием.

Довузовский уровень формирования и развития компетенций предполагает достижение элементарной и функциональной грамотности, когда на доступном минимально необходимом уровне формируются первоначальные знания, мировоззрение и определенные модели поведения, необходимые для последующего профессионального образования. На этом уровне предполагается овладение наиболее общими способами деятельности (в том числе научно-исследовательской), направленными на познание и

ктов действи-

рования

ча форми-х ком-

петенций, которые позволяют человеку наиболее полно и продуктивно реализовать себя в конкретных видах профессионально-трудовой деятельности, соответствующих общественно необходимому разделению труда и рыночным механизмам стимулирования наиболее эффективного и конкурентоспособного функционирования работника той или иной квалификации и профиля. Предполагается ориентация на применение и организацию знания, на стратегию повышения гибкости в пользу расширения возможностей трудоустройства и диапазона выполняемых задач, бесконечное разнообразие профессиональных и жизненных ситуаций. Достижение вышеобозначенных целей возможно при постановке в приоритетное положение междисциплинарно-интегрированных требований к результа-

сса.

уровне развития компе-

переход к свободному науч-

ту образовател На послевуз

ходит

ному поиску с опорой на имеющуюся базу компетенций, сформированную на основе общего и профессионального образования. Предполагается овладение культурой научного поиска и получения научных результатов, где соблюдаются этические нормы профессионального поведения, происходит адекватная оценка своего личного участия в развитии науки и общества в целом, вносится вклад в непрерывный социокультурный процесс на микро-, мезо-, макро- и мегау-ровнях. Здесь должно происходить формирование индивидуального менталитета личности — устойчивых, глубинных основ мировоззрения, ценностных структур и поведенческих моделей, которые придают личности ученого свойства уникальной неповторимости в сочетании с открытостью для непрерывного обогащения собственных ментальных характеристик и способностей к всесторонней самореализации.

Компетентностная модель специалиста представляет собой описание присущего ему набора компетенций. Ниже мы предлагаем модель исследовательских компетенций, которые необходимы для научно-исследовательской работы в процессе подготовки специалиста с высшим образованием и дальнейшей научной деятельности. Для этого целесообразно выделить общие и профессиональные компетенции специалиста-исследователя.

К общим компетенциям (базовым, ключе-

вым, универсальным и др.) специалисты относят способности, основанные на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретаются во всех типах образовательной практики; владение методологией и терминологией из отдельных областей знаний и др. Общие компетенции, необходимые для профессиональной и научной деятельности, мы подразделяем на инструментальные, межличностные и личностные.

Под инструментальными компетенциями (имеющими инструментальную функцию) понимают когнитивные способности, т. е. восприятие и использование идей и мыслей; методологические способности — организация времени, принятие решений, выбор стратегии учебы и т. д.; технологические навыки (включая использование различных технических средств и работу с компьютером); лингвистические навыки.

Рассматривая инструментальные компетенции в исследовательской деятельности с точки зрения деятельностного подхода, в котором исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения личности в процессе деятельности, мы подразделяем их на следующие группы:

— компетенции в приобретении знаний;

— компетенции в предвидении результатов, построении гипотезы;

— компетенции в выборе оптимальных путей решения проблемы и их реализации;

— компетенции в критическом оценивании и объяснении полученных результатов.

Учитывая непрерывность и преемственность процесса образования, интеграцию высшего образования и научно-исследовательской рабо считаем целесообразным развести исследовательские компетенции по разным уровням системы

Понятие «информационная компетентность» неправомерно отождествлять с понятием «информационная грамотность». Информационная грамотность определяется как умение будущего специалиста идентифицировать вид необходимой информации, произвести ее поиск, осуществить ее отбор и анализ, эффективно использовать в профессиональной деятельности [5]. Таким образом, понятие информационной грамотности охватывает технологическую сторону работы с информацией, а выбор технологий работы во многом определяется имеющимися техническими средствами. Знания и умения работы с современной компьютерной техникой часто определяют как компьютерную грамотность (техническая сторона работы). Но основное отличие грамотности от компетентности, на наш взгляд, в том, что грамотный человек владеет знаниями, а компетентный — реально и эффективно может (готов) использовать знания в решении практических задач.

Хотя из содержания информационной компетентности видна необходимость ее формирования для решения различных проблем повседневной и профессиональной деятельности, социальной жизни, однако имеется еще несколько свойств, определяющих данную компетентность как ключевую.

Информационная компетенция многоплано-ва, т. е. для выработки соответствующих способностей требуется значительное интеллектуальное развитие, проявление таких качеств, как абстрактное мышление, алгоритмическое мышление, саморефлексия, определение собственной позиции и т. д. (например, выбор значимой ин-

ормации требует развития таких личных честв, как самостоятельность

образования. В

. 1 отражены исследователь-вляющиеся, на наш взгляд,

ские компетенци базовыми, универсальными для специалистов любого профиля подготовки.

Одним из интегральных компонентов среди базовых инструментальных компетенций в пает информационная компетентность. Ее < жание включает в себя владение конкретными навыками по использованию различных технических устройств и компьютерных технологий, умение извлекать информацию из различных источников, представлять ее в обобщенном виде и эффективно использовать; развитие умений аналитической переработки информации; знание особенностей инфо предметной области

же подчеркнуть ее полифункциональный тер: формирование информационной ком н-

тности является одной из целей о в то же время это ведущее сре обучения.

Так как информационная компетентность является ключевой, т. е. формирование происходит на всех уровнях образования, при этом должны выполняться принципы непрерывности

выяснить, какие кома каждом этапе

ости. Важно

и преемственности петенции будут форми

образования. То есть необходимо проектирование ключевых, межпредметных и предметных

Таблица 1

Инструментальные компетенции в научно-исследовательской деятельности на разных уровнях

системы образования

Довузовский уровень Вузовский уровень Послевузовский уровень

Компетенции в приобретении знаний

Владеть навыками работы с научной информацией (устной и письменной)

Делить текст на смысловые части, выделять главные мысли

Составлять тезисный план по тексту, находить в тексте ответы на вопросы, понимать графики и таблицы, конспектировать научную литературу или содержание урока, делать выписки из текста

Воспроизводить научный текст устно или письменно, в том числе по памяти

Владеть устным и письменным общением (диалог и монолог), иметь навыки восприятия и порождения текста

Находить в различных источниках информации необходимые сведения и представлять их в устном или письменном сообщении

Иметь когнитивные способности, проявляющиеся в восприятии современного знания, в умении анализировать различные процессы и явления

Владеть компьютерной грамотностью, уметь принимать, перерабатывать и выдавать информацию с использованием современных компьютерных технологий (программы Word и др.) для решения учебных задач

Стремиться к знанию одного иностранного языка

Уметь систематизировать научную информацию и представлять ее в виде рефератов, статей, сообщений, докладов

Выделять в тексте или объяснении основные структурные элементы системы научных знаний (факты, понятия, законы, теории, методы научного исследования и прикладные знания)

Пользоваться планами обобщенного характера (алгоритмами) в процессе самостоятельного изучения основных структурных элементов системы научных знаний

Переводить информацию из одной формы в другую (например, из текстовой в табличную)

Уметь проводить герменевтический анализ текста (понимать смысл и значение информации), продуктивно использовать различные источники информации; знать, соблюдать традиции, ритуалы, этикет, основы кросскультурного общения

Сравнивать и сопоставлять изложение одних и тех же вопросов в различных источниках; высказывать собственную точку зрения; организовывать взаимосвязь знаний и систематизировать их

Уметь применять когнитивные способности в решении научных задач на уровне аналитико-синтетической деятельности

Владеть массмедийными и мультимедийными технологиями, электронной почтой, интернет-технологиями для решения научных задач

Уметь аргументировать научную информацию при представлении ее в виде статей, докладов, научных отчетов и т. д.

Знать нормы и правила работы с информацией, правовые аспекты информационной культуры, технологии поиска, восприятия, переработки, трансляции, использования информации в познавательных сферах

Владеть умениями и навыками поиска, восприятия, переработки, презентации, трансляции информации

Дидактически адаптировать научную информацию, оперативно изменять логику и способ ее изложения, структурирование

Иметь целостную информационную картину мира, этически ответственно относиться к отбору информации, владеть деловой перепиской, делопроизводством, бизнес-языком и научным языком

Устанавливать межпредметные связи, свободно используя различные источники информации, организовывать собственный прием обучения

Уметь применять когнитивные способности для решения профессиональных задач, иметь направленность на дальнейшее совершенствование собственной аналитико-синтетической деятельности

В совершенстве владеть современными компьютерными технологиями для решения профессиональных задач

Стремиться к свободному владению одним иностранным языком

Стремиться к свободному владению иностранным(и) языком(ами) в профессиональной и научной деятельности

Окончание табл. 1

Довузовский уровень

Иметь основы знаний в области гуманитарных и социальных наук и потребность в их получении

Вузовский уровень

Иметь компетенции в области гуманитарных и социальных наук (иметь гуманитарные знания и умения), проявлять готовность к постоянному обновлению знаний и умений

Послевузовский уровень

Иметь базовые компетенции в области гуманитарных и социальных наук, стремиться к их постоянному совершенствованию и передаче

Компетенции в предвидении результатов, построении гипотезы

Уметь формулировать цель и задачи исследовательской работы

Проводить дедуктивное выведение гипотезы из уже известных теорий, идей, принципов, законов и правил

Уметь видеть проблемы в различных сферах знаний и на основе этого формулировать цель, задачи исследования

Уметь строить гипотезу по аналогии при изучении явлений, законов, проводить индуктивное построение гипотезы на основе фактов, явлений, известных из жизненного опыта, полученных в результате наблюдений, эксперимента

Проблемное видение мира и как следствие — самостоятельное формулирование целей и задач исследовательской работы

Уметь прогнозировать будущие результаты исследования на основе системности и гибкости мышления, аналитических способностей, выделять существенные связи, обобщать и анализировать, строить целостный и дифференцированный образ проблемной ситуации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Компетенции в выборе оптимальных путей решения проблемы и их реализации

Сопоставлять и анализировать возможные решения проблемы

Выяснять условия, необходимые для проведения исследовательской работы, эксперимента, использовать необходимые приборы и материалы, планировать общий ход исследования

Иметь способность и готовность включаться в исследовательскую деятельность, осуществлять исследовательские действия

Фиксировать результаты наблюдений, экспериментов, измерений

Владеть элементами поискового метода исследования

Самостоятельно систематизировать предполагаемые способы и пути решения проблемы

Анализировать ресурсы для проведения исследовательской работы, самостоятельно выбирать необходимые приборы и материалы

Детально планировать все этапы исследования, аргументировать и отстаивать свою точку зрения

Развернуто описывать, анализировать промежуточные результаты научных исследований

Владеть поисковым методом исследования

Вырабатывать алгоритм возможных путей решения проблемы

Анализировать возможные риски при планировании исследования, выбирать оптимальные способы решения проблемы

Полностью самостоятельно планировать, проводить и анализировать этапы и результаты исследования (включая пилотажное)

Анализировать и систематизировать точки зрения и аргументы при планировании исследования

Модифицировать и самостоятельно создавать приборы и материалы для исследования

Компетенции в критическом оценивании и объяснении полученных результатов

Анализировать информацию, полученную по исследованной проблеме, результаты эксперимента, формулировать выводы

Уметь грамотно и наглядно изложить и продемонстрировать результаты исследования

Интерпретировать полученные результаты в соответствии с определенной теорией

Уметь математически обрабатывать результаты исследования, оценивать их достоверность и возможные погрешности, допущенные в ходе исследования

Быть способным к рефлексии каждого этапа исследования, критически сопоставлять полученные результаты с результатами оппонентов

Критически оценивать значения величин, полученных в результате решения исследовательских задач, уметь использовать полученные результаты в разработке последующих авторских проектов, планов, программ

необходимым условием <их проектов в

компетенции, тогда мы сможем определить держание образования исходя из компетентно тного подхода.

Межличностные компетенции отражают социальные навыки и способность реализовать их в исследовательской деятельности. От степени сформированности межличностных компетенции зависит возможность исследователя работать в команде, адекватно выстраивать межличностные

отношения^ т^кже приверженность обществен- циональнЫм нормам-соЦиальноИ организации и требованиям.

группах.

Детализация данноИ структуры может быть представлена в форме, разработанной А. Я. Фли-ером в целях формирования культурнои полно-субъектности личности в процессе ее социализации и инкультурации:

— компетентность по отношению к институ-

ным и этичес

I Возможность формирования межличностны: компетенции во многом зависит от физических, психических, интеллектуальных, волевых особен-ностеи человека, которые расширяют или сужают диапазон возможностеи выбора и, соответственно, диапазон развития коммуникативных потенции личности.

Сама же коммуникационная компетентность личности определяет эффективность ее включения в процессы социокультурнои коммуникации, выступая необходимым и достаточным условием для актуализации и реализации субъектом различных функции культуры в обществе. Оптимальная реализация данных функции обеспечивается элементами структуры коммуникационнои компетентности личности [6]. В табл. 2 приводятся межличностные ком-

регуляции — основным социальным институтам, экономическим, политическим, правовым и конфессиональным структурам, учреждениям, установлениям и иерархиям;

— компетентность по отношению к конвенциональным нормам социальнои регуляции — национальным и сословным традициям, господству-ющеи морали, нравственности, мировоззрению, ценностям, оценочным критериям, нормам этикета, обычаям, обрядам, обыденнои эрудиции в естественных, технических, социальных и гуманитарных знаниях и пр.;

— компетентность по отношению к кратковременным, но остроактуальным образцам соци-альнои престижности — моде, имиджу, стилю, жаргону, кумирам, гендерным символам, интеллектуальным и эстетическим течениям;

— уровень полноты и свободы владения язы-

Таблица 2

Межличностные компетенции в научно-исследовательской деятельности на разных уровнях

системы образования

ДовузовскиИ уровень

Уметь работать в группе из 2-3 человек

Уметь брать на себя ответственность за выполнение группового задания

Иметь навыки выстраивания межличностных отношении

Уметь эффективно взаимодеИство-вать при проведении научно-иссле-довательскоИ работы

Иметь способности к организатор-скоИ деятельности, эмоционально воздеИствовать и активизировать других

ВузовскиИ уровень

Уметь работать в группе, перед ко-тороИ ставится конкретная задача

Уметь отвечать за качество выполненного группового задания

Стремиться к решению проблем взаимоотношениИ в группе бесконфликтными способами

Иметь опыт и готовность к общению в разных коммуникативных ситуациях

Уметь направлять, контролировать, всесторонне регулировать коммуни-кативныИ процесс в исследователь-скоИ группе

ПослевузовскиИ уровень

Уметь работать в междисциплинар-ноИ группе (команде)

Уметь нести ответственность за результаты выполненного группового задания

Стремиться и уметь регулировать взаимоотношения в группе (команде) бесконфликтными способами

Уверенно ориентироваться в ситуации профессионального взаимодеИ-ствия; испытывать удовлетворение от общения как ценности

Уметь выступать в качестве руководителя проекта, проявлять способность регуляции интерперсонального взаимодеИствия, иметь развитую ас-сертивность (способность позитивно воздеИствовать на других людеИ)

Таблица 3

Личностные компетенции в научно-исследовательской деятельности на разных уровнях системы образования

Довузовский уровень

Иметь мотивацию на приобретение знаний, познавательную активность, общую любознательность

Проявлять интерес к интеллектуальной деятельности

Развивать способность к критическому восприятию информации

Быть ответственным за свои поступки, достижения и неудачи в учебной деятельности

Стремиться к поиску решений в учебной деятельности как стандартными, так и нестандартными способами

Владеть основными терминальными и инструментальными социально значимыми ценностями

Стремиться к успеху как качеству личности

Пробовать рисковать без ущерба для жизни и здоровья; желание выполнять обязанности

Развивать рефлексию содержания собственной деятельности, соблюдать этические нормы деятельности

Проявлять критичность, требовательность к себе и другим

Уметь фокусироваться на цели; положительное отношение к труду

Вузовский уровень

Иметь мотивацию на приобретение и использование знаний в научно-практической деятельности, высокую познавательную активность

Владеть интеллектуальной деятельностью как средством развития диалогического мышления — структурного элемента социального мышления, иметь академические ценности

Критически воспринимать информацию и уметь аргументировать свою точку зрения

Быть ответственным за успехи и неудачи в научной деятельности

Отдавать предпочтение поиску нестандартных решений в научной деятельности; иметь креативное мышление

Владеть этическими нормами и принципами профессиональной и научно-исследовательской деятельности, иметь сформированные чувства личной нравственной ответственности за результаты этой деятельности

Стремиться к успеху в любых видах деятельности

Уметь рисковать, но без ущерба для жизни и здоровья, нести ответственность, невзирая на трудности

Развивать моральную рефлексию, основывающуюся на экзистенциальном потенциале личности, готовность к свободному и ответственному выбору

Уметь осуществлять самоконтроль при выполнении научной работы

Способность концентрироваться, дисциплинированность, настойчивость

Послевузовский уровень

Иметь мотивацию на дальнейшее расширение знаний, познавательную активность как основу научного поиска

Занимать критико-рефлексивную позицию по отношению к собственным установкам в интеллектуальной деятельности

Проявлять независимость суждений в различных сферах деятельности, в том числе в научной и профессиональной

Владеть интернальностью в области успеха и неудач (внутренний локус контроля) в профессиональной деятельности

Быть творческой личностью, владеть латеральным (высококреативным) мышлением в профессиональной деятельности, стремиться к достижению научных открытий

Иметь развитую моральную рефлексию, осознавать собственные экзистенциальные ценности и нести ответственность за их проявление, иметь развитое нравственное сознание

Стремиться к успеху в профессиональной деятельности

Уметь рисковать в профессиональной деятельности и брать на себя ответственность за риск

Развивать духовную рефлексию, проявляющуюся в самоактуализации личности; потребность в саморазвитии

На основе критичности и самоконтроля развивать антиципацию — предвидение результата работы

Развивать волевые качества личности

Проявлять инициативность — способность действовать самостоятельно

Проявлять любознательность

Иметь устойчивое эмоционально-положительное отношение к выполненной деятельности; отсутствие или невысокий уровень тревожности

Проявлять инициативность на уровне планирования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иметь устойчивый интерес к научной деятельности

Проявлять уверенность в себе, положительное эмоциональное отношение к необходимости принимать решения и делать выбор

Проявлять инициативность на уровне выполнения целостных проектов

Иметь сформированную познавательную активность

Иметь толерантность к ситуациям неуспеха, уметь управлять собственным эмоциональным состоянием

ками социальной коммуникации — разговорным (устным и письменным), специальными языками и социальными (профессиональными) жаргонами, языками принятых в данном сообществе этикета и церемониала, политической, религиозной, социальной и этнографической символикой, языками атрибутики престижности, социальной маркировки стиля, моды и пр. [7].

В своей классификации В. И. Байденко выделяет системные компетенции, относящиеся к системе в целом и позволяющие видеть части в их связи и единстве [3, с. 35]. К ним он относит лидерские качества, креативность, способность работать самостоятельно, стремление к успеху, инициативность, предпринимательский дух и ряд других. Учитывая, что вышеуказанные компетенции относятся к интегративным качествам личности, предлагаем определять их как личностные. В табл. 3 представлены личностные компетенции, сформированность которых является необходимым условием осуществления научно-исследовательской деятельности.

Наряду с общими выделяют профессиональные компетенции, под которыми понимается готовность и способность целесообразно действовать, самостоятельно решать задачи и проблемы, оценивать результаты своей деятельности. Профессиональные компетенции, формируемые в научно-исследовательской деятельности, в свою очередь, мы подразделяем на общепрофессиональные и специальные компетенции.

Общепрофессиональные компетенции носят характер, что позволяет вы-[д действий или проявить определен-

■ягашй. V ^ чти I Миш 111 м а ми! ' 1

ости: логично и последователь-вить освоенное знание в определен-

но предст

ной области; контекстуализировать новую информацию и дать ее толкование; продемонстрировать умение осуществлять поиск информации через библиотечные фонды, компьютерные сис-

отражает уровень овладения определенной профессией.

Разрабатываемая модель исследовательских компетенций должна стать основой для создания системы управления качеством образовательной деятельности университета, на базе которого функционирует университетский комплекс. В связи с тем, что научно-исследовательская работа студентов является составной частью образовательного процесса на уровне вуза, система менеджмента качества должна включать и научно-исследовательскую деятельность. В условиях университетского комплекса, где субъектами исследовательской деятельности являются группы обучающихся (школьники, лицеисты, учащиеся училищ; студенты колледжей и техникумов; студенты университета; аспиранты и молодые ученые), научно-исследовательская работа молодежи является подготовительной или неотъемлемой частью образовательного процесса на разных уровнях системы образования. Она включает совокупность методов, средств и организационно-методических мероприятий, обеспечивающих освоение различных этапов и конкретных механизмов организации и выполнения научно-исследовательских работ, направленных на получение новых знаний и решение научных про-

блем.

\

Целью системы управления качеством научно-исследовательской деятельности молодежи является обеспечение условий для эффективной реализации творческих способностей, развитие профессиональной компетентности через освоение навыков исследовательской деятельности, улучшение качества получаемого образования, а также повышение результативности и эффективности научно-исследовательского процесса в це-

лом.

Ш

Работы по качеству научно-исследовательской деятельности молодежи Мордовского го-темы информационного обеспечения, периоди- сударственного университета им. Н. П. Огаре-ческую печать; иметь способность понимать ре- ва осуществляются на системной основе, при-

зультаты экспериментальных и других способов проверки научных теорий; вносить оригинальный вклад в предметную область и др.

" Специальные компетенции мы подразделяем по группам профессий. Например, специальные компетенции профессий социально-гуманитарного профиля (группа А), экономико-управленческого профиля (группа Б), естественно-научного профиля (группа В), технического профиля (группа Г). Каждая группа специальных компетенций, в свою очередь, делится на инструментальные и личностные и

вносятся в управленческую, научно-педагогическую, а также в обеспечивающие их сферы. К ним в разной степени привлекается персонал университета, студенты, а также внешние заинтересованные стороны (учителя и учащиеся системы довузовского образования в рамках регионального учебного округа; предприятия и организации — потребители результатов научно-исследовательской деятельности). Качество научно-исследовательской работы молодежи рассматривается как стратегическое средство непрерывного повышения качества всех аспектов

деятельности образовательных учреждений, входящих в университетский комплекс (школ, лицеев, колледжей, университета), укрепления их научного потенциала, развития и процветания в современных динамично изменяющихся условиях.

Литература

1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования / / Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

2. Баскаев Р. М. О тенденциях изменений в образовании и переходе к компетентностному подходу // Высшее образование сегодня. 2007. № 1. С. 10-15.

3. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандар-

тов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Метод. пособие. 2-е изд. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 114 с.

4. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.

5. Войнова Н. А., Войнов А. В. Особенности формирования информационной укомпетентности студентов вуза // Инновации в образовании. 2004. № 4. С. 111118.

6. Каюмов А. Т. Коммуникационная компетентность личности как цель социализирующего воздействия образовательного процесса // Инновации в образовании. 2007. № 5. С. 93-98.

7. Флиер А. Я. Культура как фактор национальной безопасности // Общественные науки и современность. 1998. № 3. С. 181-187.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.