И. В. Носко
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА - БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИКИ
Работа представлена кафедрой педагогики и психологии Дальневосточного государственного университета.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор М. Н. Невзоров
Статья посвящена одному из аспектов реализации компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании, а именно разработке компетентностной модели выпускника вуза на этапе проектирования государственных образовательных стандартов нового поколения, где результатом образования выступают компетенции. В рамках данной статьи рассмотрены состав и содержание общепрофессиональных компетенций, выделенных в структуре модели выпускника вуза - бакалавра педагогики.
The article examines one of the aspects of the competency-based approach realization in higher professional education. It is focused on working out a graduate competency-based model at the stage of projecting the state education standards of a new generation, in which an educational process results in competencies. The composition and content of general professional competencies in the graduate (Bachelor of Pedagogy) model structure are explored in the article.
Происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, интегрированного социально-личностно-пове-денческого феномена как результата образования в совокупности мотивационно-цен-ностных, когнитивных составляющих1.
Идея ориентация образования на новый его результат отражается в содержании компетентностного подхода к образова-
нию, которая получила широкое распространение в мире, в том числе и в России. За последнее время появилось большое коли -чество публикаций, связанных с рассмотрением компетентностного подхода в отечественном образовании, где проблема компетентностного представления результата образования рассматривается российскими исследователями в методологическом, теоретическом и в прикладном, собственно методическом аспекте, в частности, при определении результативно-целевой основы ГОСов в таком их разделе, как требования к уровню подготовки выпускника2.
К настоящему времени в публикациях ряда зарубежных и отечественных авторов концептуальные координаты компетентно-стного подхода обозначены достаточно отчетливо. Наступает новый этап: компетен-тностный подход переходит из стадии самоопределения в стадию самореализации, когда заявленные им общие принципы и методологические установки должны подтвердить себя в различных прикладных разработках. К таким прикладным разработкам, несомненно, относится и проектирование модели выпускника вуза на начальном этапе создания государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения, где цели образования связываются не только с выполнением конкретных функций, но и с интегрированными требованиями к результату образовательного процесса.
Отечественное высшее образование имеет богатый опыт построения квалификационных моделей выпускников, в том числе вошедших в образовательные стандарты предшествующих поколений. Модель выпускника, выполненная на основе узкопрофессионального подхода и представленная в виде квалификационных характеристик, сегодня уже не отвечает требованиям, предъявляемым к современным специалистам, среди которых все больший приоритет получают требования системно организованных, интеллектуальных, коммуникативных, рефлектирующих, самоорганизующих, моральных начал, позволяющих успешно организовывать деятельность в широком социальном, экономическом, культурном контекстах.
Цель профессионального образования сегодня состоит не только в том, чтобы научить человека что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы дать ему возможность справляться с различными деловыми и жизненными ситуациями. Именно поэтому в начале нового века в отечественной педагогике появился ряд работ, которые свидетельствуют о том, что наметилась явная тенден-
ция к переходу к системной модели выпускника вуза, отражающей преимущества квалификационного и компетентностного подходов в их единстве, где итоговые требования к выпускникам учебных заведений разного уровня должны быть выражены в виде перечня компетенций.
С общего согласия разработчиков компетентностного подхода принято определение, предложенное в европейском проекте TUNING: «... понятие компетенций и навыков включает знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте). Компетенции должны подкрепляться личными качествами (например, работоспособность, прилежность, увлеченность, выносливость, преодоление трудностей, сдержанность, оптимизм и др.). Подчеркивается обобщенный интегральный характер этого понятия по отношению к «знаниям», «умениям», «навыкам», но не противоположный им, а включающий в себя все их конструктивное содержание»3.
По мнению современных исследователей, компетентностная модель выпускника представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать выпускник вуза, к выполнению каких профессиональных функций он должен быть подготовлен и какова должна быть степень его подготовленности4. Обобщенная модель выпускника, независимо от направления подготовки, предложенная разработчиками компетентностного подхода, представляет собой интегрированную бинарную классификацию общих и профессиональных компетенций, которые соотносятся с двумя рядами требований: требованиями к академической и профессиональной подготовленности5.
Таким образом, под компетентностной моделью выпускника будем понимать науч-
но обоснованный, детально прописанный образ будущего специалиста, который должен быть получен в результате вузовской подготовки, выраженный целостным системным качеством - компетентностью, содержательно представленной сложным составом (структурой) общих и профессиональных компетенций.
В рамках данной статьи рассмотрены состав и содержание профессиональных (общепедагогических) компетенций в структуре модели выпускника вуза - бакалавра педагогики, выделенные в соответствии с предложениями разработчиков ком-петентностного подхода; квалификационными требованиями к выпускникам педагогических специальностей, отраженных в государственных образовательных стандартах первого и второго поколений; а также на основе научного описания (феноменологических, методических, деятельност-ных) аспектов педагогического труда.
Профессиональные компетенции - это готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать профессиональные задачи и проблемы, а также самооценивать результаты своей деятельности. В группу профессиональных компетенций нами включены те, которые, по нашему мнению, являются базовыми для всех выпускников по образовательному направлению «Педагогика», т. е. общепедагогические. В их составе нами выделены следующие четыре группы компетенций: человековедческие, социально-педагогические, организационно-методические и профессионалъно-личност-ные компетенции.
Человековедческие компетенции. Педагогическая профессия относится к типу «человек - человек», где человек понимается как основополагающий профессионально-ценностный ориентир для всего того, что призван делать любой специалист сферы образования, независимо от его специализации. В основе педагогической деятельности лежит ценностное отношение к челове-
ку как существу становящемуся, способному к развитию, обучению, воспитанию, самосовершенствованию на протяжении всей жизни. Любое подлинное педагогическое действие предпринимается для того, чтобы так или иначе способствовать улучшению человека (системы отношений, условий, в которых он находится). Отсюда вытекает и специфика предмета деятельности педагога. Им являются: человек «на фоне» образовательного процесса в полноте своих проявлений; социально-педагогические условия и система отношений, в которых протекает его развитие, обучение, воспитание.
Все вышесказанное предполагает признать приоритетной составляющей профессионализма педагога человековедческую компетентность, под которой будем понимать стержневое профессионально-личностное качество, базирующееся на всестороннем системном знании о человеке как субъекте образования и выражающееся в способности и готовности работать с установкой на человекосозидание как главной содержательной основы своей профессиональной жизнедеятельности. Таким образом, предполагается, что выпускник педагогического вуза в результате профессиональной подготовки должен отвечать следующим требованиям к человековедческой составляющей общепедагогических компетенций:
Обладать научно-гуманистическим мировоззрением:
• владеть системой психолого-педагогических знаний и представлений о сущности человека, его предназначении, законах и факторах его психического и социального развития, возрастных и индивидуальных особенностях;
• быть способным к безусловному при -нятию и уважению другого человека, к взаимодействию и сотрудничеству.
Владеть знаниями о сущности образования как социального явления:
• иметь представление об образовательных системах в историческом и современном социокультурном пространстве; содер-
жании, структуре, закономерностях и принципах образовательных процессов;
• руководствоваться в профессионально-педагогической деятельности Законом РФ «Об образовании», решениями Правительства РФ и органов управления образования, Конвенцией о правах ребенка, основными направлениями и перспективами развития образования и психолого-педагогических наук.
Осознавать свою ответственность за охрану жизни и здоровья субъектов обра -зовательного процесса:
• знать и выполнять правила и нормы охраны труда, жизни и здоровья детей, техники безопасности и противопожарной защиты .
Быть способным синтезировать и использовать знания о человеке как субъекте образовательного процесса в своей профессионально-педагогической деятельности:
• знать и уметь применять психолого-педагогические основы обучения, его закономерности и принципы; структуру, способы и средства организации учебной деятельности;
• знать и уметь использовать теоретические основы и способы организации воспитательного процесса.
Знать и соблюдать нормы и правила педагогической этики.
Социально-педагогические компетенции обеспечивают жизнедеятельность специалиста в сфере его профессионально-педагогической деятельности и адекватность его взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. Профессиональная социально-педагогическая компетентность складывается из научных картин мира и специальных знаний, в том числе в области педагогического общения, которое является сердцевиной компетентности педагога; оно всегда предполагает общность, сходство, взаимное устремление понимать и принимать другого, не только рационально соизмеряться и реагировать, но и эмоционально сопереживать.
Социально-педагогическая компетентность пронизывает все сферы деятельности педагога и выполняет функции: обмена информацией; организации межличностного и делового взаимодействия в процессе совместной деятельности; взаимопонимания и взаимокоррекции поведения; обеспечения благоприятного психологического климата в коллективе; обмена духовными ценностями. Выпускник подготовлен к социально-педагогическому взаимодействию, если будет обладать перечисленными ниже компетенциями.
Осознавать роль и гуманную сущность общения в педагогической деятельности.
Владеть профессиональными знаниями о педагогическом общении:
• знать основные характеристики, способы и средства педагогического воздей-ствия и взаимодействия;
• знать и быть готовым соблюдать нормы и правила педагогической этики.
Быть способным и готовым к взаимодействию со всеми субъектами образовательного процесса для решения профессиональных задач:
• уметь проектировать, организовывать, анализировать процесс педагогического взаимодействия;
• иметь способности и опыт организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности субъектов образовательного процесса;
• владеть приемами и техниками эффективной педагогической коммуникации, создания условий психологической безопасности общения, предупреждения и разрешения конфликтов в педагогическом процессе.
Осознавать и быть готовым нести ответственность за социально-психологический климат и результаты педагогического взаимодействия.
Организационно-методические компетенции отражают деятельностную природу педагогического труда и включают в себя высокий уровень владения методами и приемами постановки и решения педагогических задач. Данная составляющая пред-
ставляет собой программу общей организации педагогического процесса как взаимодействия субъектов в определенных условиях и позволяет «просмотреть» весь педагогический процесс в целом. Она включает обоснование общих целей и задач педагогической деятельности; основные направления и общий объем содержания этой деятельности; этапы осуществления; примерный комплекс средств; формы организации педагогического процесса; способы оценки (диагностики) и анализа результатов педагогической деятельности. Предполагается, что будущий специалист сферы педагогики и образования в результате профессиональной подготовки должен отвечать следующим требованиям к овладению организационно-методическими компетенциями:
Готов осуществлять основные виды педагогической деятельности:
• иметь опыт и способности организации опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работы в сфере педагогики и образования;
• иметь готовность и способность к преподавательской деятельности;
• знать и уметь применять способы и средства консультативной деятельности в вопросах воспитания и обучения;
• быть готовым к культурно-просвети-тельной деятельности;
• уметь организовывать воспитатель -ную деятельность в образовательном учреждении;
• иметь навыки коррекционно-развива-ющей деятельности в учебно-воспитательном процессе.
Быть подготовленным и иметь способности эффективно использовать современные педагогические технологии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей субъектов образовательного процесса:
• знать способы проектирования учебно-познавательного процесса (отбора содержания, форм, методов и средств обучения);
• владеть методами и приемами постановки и решения организационно-управленческих задач в педагогической деятельности;
• владеть психолого-педагогической диагностикой, на ее основе уметь оценивать результаты учебно-воспитательного процесса и разрабатывать коррекционно-раз-вивающие программы.
Владеть профессиональным языком.
Профессионально-личностные компетенции. Интегральной целью современного педагогического образования является личность педагогического работника как субъекта профессиональной деятельности, как «автора» своих мыслей, оценок, ориентации поступков, без чего он не может выступать в функции организатора соответствующей личностно-разви-вающей ситуации для других. Несомненно, педагог должен владеть необходимыми технологиями, обеспечивающими реализацию сущностной способности к созиданию другого, а через это - к самосовершенствованию.
Профессионально-личностная составляющая предполагает наличие способности будущего специалиста входить в активную исследовательскую позицию по отношению к собственной профессиональной деятельности, к себе самому с целью критического ана-лиза, оценки эффективности развития своей личности и личности другого; индивидуальной стратегии и тактики в построении собственного жизненного и профессионального пути. В результате подготовки предполагается, что выпускник должен отвечать следующим требованиям к профессионально-личностным компетенциям:
Обладать профессионально-педагогической направленностью личности:
• знать особенности педагогической деятельности, ее структуру, виды, функции, нормы, требования к личности специалиста;
• осознавать и понимать социальную значимость педагогического труда, ценности, культуру;
• иметь позитивное отношение, устойчивый интерес, мотивацию к педагогической деятельности;
• быть способным самостоятельно ставить и решать профессионально-педаго-
гические задачи, находить нестандартные способы их решения;
• проявлять готовность и стремление к профессиональному саморазвитию, способность приобретать новые знания и умения в сфере педагогики и образования.
Обладать профессионально-педагогическим самосознанием:
• иметь способность к профессионально-педагогической рефлексии;
• осознавать перспективы собственной профессиональной деятельности, уметь проектировать, планировать, критически оценивать свое профессиональное поведе-
ние и деятельность, вносить необходимые коррективы с учетом своих личностных особенностей и способностей;
• осознавать свою ответственность за результаты своей профессионально-педагогической деятельности.
Общие и профессиональные компетенции в их единстве составляют основу компетентности современного выпускника вуза, в которой целостно проявляются его индивидуально-творческие особенности, сложившийся культурный, социальный и педагогический опыт.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
2 Проблемы качества образования. Компетентностный подход в профессиональном образовании и проектировании образовательных стандартов // Материалы XV Всероссийской научно-методической конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контексте европейских и мировых тенденций». М.; Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.
3 Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.
4 Пузанков Д., Федоров И., Шадриков В. Двухступенчатая система подготовки специалистов // Высшее образование в России. 2004. № 2. С. 3-10.
5 Богословский В. А. Предложения по дальнейшему развитию системы классификации и стандартизации высшего профессионального образования в России. М.: Издательский отдел факультета ВМ и КМГУ им. М. В. Ломоносова, 2005.