Научная статья на тему 'Значимость факторов, провоцирующих агрессию в юношеском футболе'

Значимость факторов, провоцирующих агрессию в юношеском футболе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
707
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУТБОЛ / АГРЕССИЯ / ФАКТОРЫ / FOOTBALL / AGGRESSION / FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закаморный Станислав Олегович, Блинов Вячеслав Анатольевич

В статье изучается провоцирующее влияние различных факторов агрессии и групп, их образующих, которые действуют в юношеском футболе. Данные, полученные при изучении спортсменов детских спортивных школ города Омска, отражают особенности детерминант, провоцирующих агрессию в футбольной среде Омска и Омской области. Полученные результаты могут быть использованы тренерами, психологами и педагогами, которые занимаются подготовкой футболистов Омского региона и сталкиваются с проявлением агрессивного поведения спортсменов во время тренировок и соревнований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Закаморный Станислав Олегович, Блинов Вячеслав Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The significance of the factors that provoke aggression in youth football

The paper explores provoking the influence of various factors of aggression and groups composing them, which act in youth football. The data obtained in the study of sportsmen of children''s sports schools of the city of Omsk reflect the features of determinants provoking aggression in the football environment of Omsk and Omsk region. The obtained results can be used by educators, psychologists and teachers that train players of the Omsk region and face the manifestation of aggressive behavior sportsmen during training and competition.

Текст научной работы на тему «Значимость факторов, провоцирующих агрессию в юношеском футболе»

>

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

уДК 796/799 с. О. ЗАКАМОРНЫЙ

В. А. БЛИНОВ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,

г. Омск

ЗНАЧИМОСТЬ ФАКТОРОВ, ПРОВОЦИРУЮЩИХ АГРЕССИЮ В ЮНОШЕСКОМ ФУТБОЛЕ

В статье изучается провоцирующее влияние различных факторов агрессии и групп, их образующих, которые действуют в юношеском футболе. Данные, полученные при изучении спортсменов детских спортивных школ города Омска, отражают особенности детерминант, провоцирующих агрессию в футбольной среде Омска и Омской области. Полученные результаты могут быть использованы тренерами, психологами и педагогами, которые занимаются подготовкой футболистов Омского региона и сталкиваются с проявлением агрессивного поведения спортсменов во время тренировок и соревнований. Ключевые слова: футбол, агрессия, факторы.

Актуальность. Проявление агрессии в форме драк, грубости, насилия, жестокости, неспособность спортсменов держать себя в руках в ответственные моменты — вот нередкая характеристика современных спортивных состязаний. К сожалению, феномен агрессии не обошел стороной и такой популярнейший вид спорта, как футбол. Драка российских футболистов в матче «Сатурн» — «ЦСКА» в Раменском в августе 2004 года является тому свидетельством.

К счастью, в отечественных публикациях последних лет можно все чаще встретить исследования, касающиеся агрессии в спорте, что является признаком возрастающего интереса к данной проблеме и положительной тенденцией для ее решения [1]. Анализ данных научных исследований в этой области свидетельствует, что агрессивные действия являются неотъемлемой частью спортивной деятельности и требуют их учета при подготовке спортсменов [2, 3]. Вместе с тем многие вопросы,

Рис. 1. Провоцирование агрессии спортсменов поведением соперников

Рис. 2. Провоцирование агрессии спортсменов организационно-управленческими причинами

Рис. 3. Провоцирование агрессии спортсменов индивидуальными причинами

связанные с агрессией спортсменов, к настоящему времени остаются открытыми [4]. Существующие публикации не дают исчерпывающих знаний о том, какие факторы вызывают, а какие сдерживают агрессию в различных видах спорта, в то время как эти знания являются первичным звеном управления агрессией спортсменов. Изучению данных факторов в юношеском футболе посвящено данное исследование.

Проблема заключается в необходимости познания того, какие факторы, в какой степени провоцируют агрессивное поведение в юношеском футболе.

Цель исследования — выявить влияние факторов, провоцирующих агрессивное поведение юных футболистов.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, анкетный опрос, методы статистического анализа.

Организация исследования. В исследовании приняли участие 86 спортсменов 13—18 лет различных футбольных клубов г. Омска, имеющие разряды от 1-го юношеского до кандидатов в мастера спорта.

Методика исследования. Для выявления факторов, провоцирующих агрессивные реакции спортсменов, нами разработана анкета «Причины агрессии в спорте», в которую были включены всевозможные факторы, способные провоцировать агрессию спортсменов, выявленные при анализе научной литературы, бесед, анкетных опросов и наблюдений. Представленные в анкете факторы

Рис. 4. Провоцирование агрессии спортсменов поведением членов команды

Рис. 5. Провоцирование агрессии спортсменов особенностями ситуации

Рис. 6. Провоцирование агрессии спортсменов поведением тренера

были разбиты на шесть основных групп: 1) поведение тренера, 2) поведение членов команды, 3) поведение соперников, 4) организационно-управленческие причины, 5) особенности ситуации, 6) индивидуальные причины. Респондентам предлагалось оценить каждый фактор по 10-балльной шкале в зависимости от его способности провоцировать у него агрессивные реакций в ходе соревнований или тренировок. Был установлен следующий критерий: 0 — не влияет; 1, 2, 3 — слабое влияние; 4, 5, 6 — умеренное влияние; 7, 8, 9 — сильное влияние; 10 — максимальное влияние.

Результаты исследования. Вычисление средних значений оценок респондентов по каждому фактору анкеты показало, что первое место в провоциро-

вании агрессии юных футболистов занимает группа причин, связанных с поведением соперников (рис. 1).

В данном блоке факторов наибольшую провокационную силу имеет явно травмоопасное нападение соперника (7,2 балла), использование запрещенных приемов и действий (6,5 балла), подлые поступки соперника (5,8 балла), а также грубое ведение борьбы соперником (5,5 балла).

Организационно-управленческие причины заняли второе место (рис. 2).

Наибольшее влияние на провоцирование агрессии юных футболистов здесь оказывает необъективное судейство (5,2 балла), несколько в меньшей степени — несущественные санкции за проявление агрессии (3,5 балла).

Блок факторов, характеризующих различные индивидуальные причины, респондентами был поставлен на третье место по значимости (рис. 3).

Наибольшие оценки в данной группе получили такие факторы, как желание отомстить (5,5 балла) и личная неприязнь к сопернику (5,2 балла).

На четвертое место респондентами был поставлен блок факторов, характеризующих поведение членов собственной команды (рис. 4).

В данном блоке футболисты отметили большую значимость в провоцировании агрессии таких факторов, как несобранность членов команды (4,7 балла), их грубые ошибки (4,2 балла), грубые замечания и упреки с их стороны (4 балла), плохие отношения в коллективе (3,6 балла), а также непонимание во взаимодействии (3,5 балла),

На пятое место респондентами был поставлен блок факторов, характеризующих следующие особенности ситуации (рис. 5).

Сильнее всего у футболистов провоцируют агрессию ситуации, когда им не везет (6 баллов), когда они выступают ниже своих возможностей (5,6 балла), когда ощущают дефицит времени для сокращения отставания (5,2 балла), испытывают болевые ощущения либо получают травму (4,2 балла).

На последнем месте в провоцировании агрессии футболистов находятся факторы, характеризующие следующее поведение тренера (рис. 6).

Все факторы данной группы, по мнению футболистов, оказывают слабое влияние на провоцирование агрессии в ходе соревнований или тренировок.

Выводы. Проведенное исследование позволило установить, какое значение для юных футболистов имеют различные факторы агрессии и группы, их образующие. Полученные результаты могут быть использованы при реализации мер профилактики и коррекции агрессии юных футболистов.

Библиографический список

1. Смоленцева В. Н. Формирование умений психорегуляции в процессе многолетней подготовки спортсменов : дис. ... д-ра психол. наук / В. Н. Смоленцева. — Омск, 2006. — 314 с.

2. Сафонов, В. К. Агрессия в спорте : моногр. / В. К. Сафонов. - СПб. : СПб ГУ, 2003. - 157 с.

3. Сулейманов, И. И. Основы спортивной конфликтологии / И. И. Сулейманов. - М. : ФиС, 1998. - 142 с.

4. Юров, И. А. Агрессивность — фрустрация и механизмы формирования спортивной толерантности / И. А. Юров // Вестник СГУТиКД. - 2009. - № 1 (7). - С. 165-170.

ЗАКАМОРНЫЙ Станислав Олегович, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры психологии.

Адрес для переписки: [email protected] БЛИНОВ Вячеслав Анатольевич, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), заведующий кафедрой теории и методики футбола и хоккея. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 08.07.2014 г. © С. О. Закаморный, В. А. Блинов

Книжная полка

ББК 75.5/Б17

Базовые физкультурно-спортивные виды: спортивные игры (баскетбол, мини-футбол, волейбол) : учеб. пособие для фак. физ. культуры пед. вузов / И. Н. Григорович [и др.] ; под ред. И. Н. Григоровича, А. Г. Поливаева; Ишим. гос. пед. ин-т им. П. П. Ершова. - Ишим : ИГПИ им. П. П. Ершова, 2012. -194 c. - ISBN 978-5-91307-192-7.

Учебно-методическое пособие содержит теоретические и методические материалы основ обучения и совершенствования техники и тактики игровых видов спорта, предлагаемых программой вуза по специальности «050720 (033100) Физическая культура». Пособие содержит практический материал, который объединен в комплексы упражнений для начального разучивания и совершенствования техники игровых видов спорта, предлагаемых программой по физической культуре в школе, и содержит конспекты учебных занятий по дисциплине «Спортивные игры». Пособие предназначено для самостоятельной подготовки студентов факультетов физической культуры и оказания им методической помощи при проведении занятий в периоды проведения учебной и педагогической практик. Пособие будет полезным при организации занятий по спортивным играм учителями физической культуры в школах, преподавателями физического воспитания в вузах и ссузах. Рекомендовано Сибирским региональным учебно-методическим центром высшего профессионального образования для межвузовского использования в качестве учебного пособия для студентов факультетов физической культуры педагогических вузов.

ББК 75/Э56

Эммерт, М. С. Особенности профессионально-прикладной физической подготовки студентов вузов : монография / М. С. Эммерт, О. О. Фадина ; ОмГТУ. - Омск: ОмГТУ, 2014. - 143 c. - ISBN 978-5-8149-1799-7.

Монография посвящена актуальной проблеме профессионально-прикладной физической подготовки студентов вузов с учетом специфики предстоящей профессиональной деятельности. Адресована преподавателям физической культуры высших и средних учебных заведений и специалистами в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.