Научная статья на тему 'Гендерный анализ уровня самооценки и агрессии у спортсменов, занимающихся пауэрлифтингом'

Гендерный анализ уровня самооценки и агрессии у спортсменов, занимающихся пауэрлифтингом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
594
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАУЭРЛИФТИНГ / ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД / САМООЦЕНКА / АГРЕССИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрушкина Надежда Петровна, Быков Евгений Витальевич, Коломиец Ольга Ивановна, Флегантов Андрей Освальдович

Цель исследования состояла в гендерной оценке уровня самооценки и агрессии у спортсменов, занимающихся пауэрлифтингом. Изучены уровни самооценки и агрессии в группах спортсменов, занимающихся пауэрлифтингом. Для определения уровня самооценки (самоуважение и самоуничижение) применяли тест Розенберга. Уровень агрессии определяли по результатам теста Buss-Perry Aggression: общий уровень и ее составляющие: физическая агрессия, вербальная агрессия, гнев (аффективный компонент агрессивного поведения) и враждебность (когнитивный компонент агрессивного поведения). Установлены сходные величины общей самооценки и общего уровня агрессивности у мужчин и у женщин. Уровни агрессии в целом и отдельных ее составляющих в обеих группах не достигали пороговых значений. Статистически значимые различия между группами регистрируются только по уровню вербальной агрессии, который оказался у женщин выше, чем у мужчин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петрушкина Надежда Петровна, Быков Евгений Витальевич, Коломиец Ольга Ивановна, Флегантов Андрей Освальдович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender analysis of the level of self-esteem and aggression at athletes involved in powerlifting

The aim of the study was to assess the level of gender self-assessment and aggression among the athletes involved in powerlifting. The levels of self-esteem and aggression in groups of sportsmen engaged in powerlifting are studied. Rosenberg test was used to determine the level of self-esteem (self-respect and self-humiliation). The level of aggression was determined by the results of the test Buss-Perry Aggression: the total level and its components: the physical aggression, verbal aggression, anger (affective component of aggressive behavior) and hostility (cognitive component of aggressive behavior). Similar values of general self-assessment and general level of aggressiveness among the men and women are established. Levels of aggression in general and its separate components in both groups did not reach the threshold values. Statistically significant differences between groups are registered only by the level of verbal aggression, which was higher among women than among men.

Текст научной работы на тему «Гендерный анализ уровня самооценки и агрессии у спортсменов, занимающихся пауэрлифтингом»

УДК 796.89

ГЕНДЕРНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ И АГРЕССИИ У СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПАУЭРЛИФТИНГОМ

Надежда Петровна Петрушкина, доктор медицинских наук, Евгений Витальевич Быков, доктор медицинских наук, Ольга Ивановна Коломиец, кандидат биологических наук, доцент, Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск, Андрей Освальдович Флегантов, тренер-преподаватель, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "СДЮСШОР" муниципального

образования, Ноябрьск

Аннотация

Цель исследования состояла в гендерной оценке уровня самооценки и агрессии у спортсменов, занимающихся пауэрлифтингом. Изучены уровни самооценки и агрессии в группах спортсменов, занимающихся пауэрлифтингом. Для определения уровня самооценки (самоуважение и самоуничижение) применяли тест Розенберга. Уровень агрессии определяли по результатам теста Buss-Perry Aggression: общий уровень и ее составляющие: физическая агрессия, вербальная агрессия, гнев (аффективный компонент агрессивного поведения) и враждебность (когнитивный компонент агрессивного поведения). Установлены сходные величины общей самооценки и общего уровня агрессивности у мужчин и у женщин. Уровни агрессии в целом и отдельных ее составляющих в обеих группах не достигали пороговых значений. Статистически значимые различия между группами регистрируются только по уровню вербальной агрессии, который оказался у женщин выше, чем у мужчин.

Ключевые слова: пауэрлифтинг, гендерный подход, самооценка, агрессия.

GENDER ANALYSIS OF THE LEVEL OF SELF-ESTEEM AND AGGRESSION AT ATHLETES INVOLVED IN POWERLIFTING

Nadezhda Petrovna P^ushM^, the doctor of medical sciences, Evgeny Vitalievich Bykov,

the doctor of medical sciences, Olga Ivanovna Kolomiets, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Andrey Osvaldovich Flegаntov, the trainer-teacher, Specialized Children and Youth Sports School of Olympic Reserve, Noyabrsk

Annotation

The aim of the study was to assess the level of gender self-assessment and aggression among the athletes involved in powerlifting. The levels of self-esteem and aggression in groups of sportsmen engaged in powerlifting are studied. Rosenberg test was used to determine the level of self-esteem (self-respect and self-humiliation). The level of aggression was determined by the results of the test Buss-Perry Aggression: the total level and its components: the physical aggression, verbal aggression, anger (affective component of aggressive behavior) and hostility (cognitive component of aggressive behavior). Similar values of general self-assessment and general level of aggressiveness among the men and women are established. Levels of aggression in general and its separate components in both groups did not reach the threshold values. Statistically significant differences between groups are registered only by the level of verbal aggression, which was higher among women than among men.

Keywords: powerlifting, gender approach, self-assessment, aggression.

Известно, что психологические различия между мужчинами и женщинами связаны с генетическими, анатомическими и физиологическими особенностями мужского и женского организма. Тестостерон определяет биологическое и гендерное поведение. Уже внутриутробно он стимулирует развитие правого полушария и сдерживает рост левого. Вместе с тем именно левое полушарие управляет правой половиной, замедляет формирование периферических связей с остальными отделами мозга и может приводить к левору-кости, что чаще встречается у мужчин. Имеются различия и в когнитивных способностях у мужчин и женщин. Так, пространственная ориентация у мужчин - лучше, а способность

к устной речи - ниже, поскольку тестостерон тормозит развитие левого полушария, где находится центр речи, и т.д. Влиянием тестостерона обусловлен и более высокий уровень агрессии у мужчин.

Биологически обусловленная активность психофизиологических процессов всегда получает социокультурную и личностную интерпретацию, связанную с тем, в каком социальном контексте развиваются и реализуются эти биологические (половые) особенности. В современном обществе отмечается гендерная асимметрия - массовое отступление мужчин и женщин от принятых в обществе гендерных стереотипов. Женщина начинает выполнять мужскую гендерную функцию и освобождает себя от традиционных женских обязанностей. Это проявляется и в спортивной деятельности. Женщины начинают заниматься сугубо «мужскими» видами спорта - бокс, борьба, тяжелая атлетика и др.

Успешность спортивной деятельности в известной степени определяется психофизиологическим особенностями индивидуума, в частности уровнем агрессивности и самоуважения. Особенности этих характеристики были изучены при обследовании спортсменов [Rucska A., 2017].

В работах Ю.М. Макарова с соавт. (2016) уточняется содержание понятий «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение» в контексте протекания спортивной борьбы и подчеркивается, что тип агрессивного поведения и его степень зависят от вида спортивной борьбы. На уровень агрессии влияют различные факторы: амплуа спортсмена, выигрыш или проигрыш, место в турнирной таблице и т.д. [Макаров Ю.М., Луткова Н.В. 2016].

Самоуважение представляет собой субъективную оценку собственных поступков и отражает уверенность в своей ценности, комфорт при реализации потребностей и желаний. Степень самоуважения связана со стрессоустойчивостью. Согласно данным литературы существует прямая взаимосвязь между низкой стрессоустойчивостью и наличием тенденции к различным типам акцентуации характера, а также между степенью сопротивляемости стрессу и уровнем самоуважения [Гордеева Т.О. 2017]. Известно, что для людей с высокой самооценкой характерны позитивные ожидания относительно будущего и отношений с людьми, психологическое благополучие, низкий уровень тревожности и т.д.

Ответив на вопрос: связаны ли (и каким образом) гендерные психофизиологические особенности с успешностью спортивной деятельности в пауэрлифтинге, мы сможем в определенной степени прогнозировать эту успешность для спортсменов вообще, и для мужчин и женщин, в частности. Все вышесказанное определяет актуальность выбранной темы исследования.

Цель исследования состояла в гендерной оценке уровня самооценки и агрессии у спортсменов, занимающихся пауэрлифтингом.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие 36 спортсменов сходного уровня и квалификации, занимающихся пауэрлифтингом 18 мужчин и 18 женщин. Средний возраст составил 19,0±0,4 года. Все спортсмены были уведомлены о цели исследования и дали добровольное письменное согласие на его проведение.

Для определения уровня самооценки (самоуважение и самоуничижение) применяли тест Розенберга [Гордеева Т.О. 2017]. Оценки 10-18 баллов отражают низкий уровень, 1822 балла - баланс между самоуважением и самоуничижением, 23-34 балла - преобладание самоуважения, адекватная оценка достоинств и недостатков, 35-40 баллов - высокая самооценка (норма, к которой надо стремиться).

Для определения уровня агрессивного поведения использовали Тест Buss-Perry Aggression [Ениколопов С.Н. 2007]. Тестирование включает 29 вопросов и позволяет оценить 4 фактора: физическая агрессия, вербальная агрессия, гнев (аффективный компонент агрессивного поведения) и враждебность (когнитивный компонент агрессивного

поведения) [Диагностика, 2002]. Максимальный уровень агрессии достигает 145 баллов. Пороговое значение физической агрессии составляет 22,5 балла, вербальной агрессии - 18 баллов, гнева - 35 баллов, враждебности - 40 баллов. Чем выше показатели, тем выше уровень соответствующей агрессии.

После индивидуальных оценок результатов тестирования были рассчитаны средне-групповые значения (М), ошибки средних (т) и стандартные отклонения (с). Для сравнения полученных результатов использовали .-критерий Стьюдента [Айвазян С. А. 1983]. Различия между группами считали статистически значимыми при значении .>1,96 (уровень достоверности - 95%).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ Полученные результаты представлены в таблице.

Таблица - Гендерная характеристика самооценки и агрессии у спортсменов, занимающихся пауэрлифтингом __

Показатели Группы Среднее значение (баллы), ±ошибка, ¿стандартное отклонение, минимальное и максимальное значение, величина критерия Стьюдента

М ±т ±с тт тах

Общая самооценка, в том числе: ж 22,1 0,32 1,37 10 34 3,28

м 28,6 0,39 1,65 22 38

Общая оценка агрессивности, в том числе: ж 50,3 1,36 5,77 40 61 0,18

м 50,6 0,91 3,85 40 54

Физическая ж 13,0 0,39 1,65 10 16 1,54

м 14,0 0,52 2,20 10 18

Вербальная ж 14,4 0,39 1,65 10 16 4,19

м 11,9 0,45 1,92 9 16

Гнев ж 13,4 0,13 0,50 13 15 1,41

м 12,2 0,84 3,57 8 21

Враждебность ж 11,3 0,26 1,10 8 12 1,53

м 10,5 0,45 1,92 8 15

Средний показатель общей самооценки в группе женщин оказался достоверно ниже, чем у мужчин, соответственно: 22,9 и 25,1 балла (р <0,05). Эти различия связаны с особенностями распределения по уровню общей самооценки. Так, в группе женщин низкий уровень самооценки зарегистрирован у 4 респонденток, баланс между самоуважением и самоуничижением - у 13, преобладание самоуважения - у одной. В группе мужчин не было спортсменов с низкой самооценкой. У 4 респондентов - высокая самооценка, у 7 -баланс и у 7 - преобладание самоуважения.

Средний уровень общей оценки агрессивности не достигал максимального значения (145 баллов), был одинаков в обеих группах и составлял 50,3±1,36 и 50,6±0,91 балла (р>0,05).

Физическая агрессия как составляющая общей агрессивности представляет собой использование физической силы, направленное в конфликтной ситуации против другого субъекта, что может привести и к травме. Вместе с тем в спорте физическая агрессия направлена не на физический ущерб, а на превосходство над соперником [Ю.М. Макаров с соавт. 2016]. Причем выраженность ее зависит от вида спорта и важности соревнований.

У наблюдаемых спортсменов достоверных различий по уровню физической агрессии не выявлено: 13±0,39 (женщины) и 14±0,52 балла (мужчины) - р>0,05. При этом пороговое значение (22,5 балла) не было зарегистрировано, хотя максимальное значение (18 баллов) у мужчин было выше, чем у женщин (16 баллов).

Вербальная агрессия проявляется выражением негативных чувств как через содержание словесных ответов (угрозы, оскорбления и др.) так и через форму (крик, издевательства и грубость). К компоненту вербальной агрессии относят и такие компоненты негативного невербального общения как: безразличие, игнорирование, отказ от общения.

В нашем исследовании именно по этому компоненту выявлены статистические различия между группами. Средний уровень вербальной агрессии в группе женщин оказался существенно выше, чем в контроле, соответственно: 14,4±0,39 и 11,9±0,45 балла (p <0,05), но ниже порогового значения (18 баллов).

Гнев - жестокая защитная индивидуальная реакция на минимальное провоцирование, расценивается как аффективный компонент агрессивного поведения, включающий в себя физиологическое возбуждение и подготовку к агрессии. Гнев как психологическое состояние, связанное с агрессией, вызывает ощущение силы, чувство храбрости, уверенности в себе. В гневе индивидуум за счет выброса адреналина способен действовать на уровне, невозможном в спокойном состоянии. Хотя пороговый уровень гнева (35 баллов) не был зарегистрирован у участников исследования, в группе женщин (13,4±0,13 балла), он оказался выше, чем в контроле (12,2±0,84 балла), эти различия не были статистически значимыми (p>0,05).

Когнитивный компонент агрессивного поведения - враждебность - основан на неудовлетворенности желаний, переживании чувства несправедливости и ущемленности, проявляется негативным отношением к другим людям. Значительных различий между группой женщин (11,3±0,26) и группой мужчин (10,5±0,45) не зарегистрировано, хотя и в этом случае показатель оказался несколько выше (p>0,05). Пороговые значения (40 баллов) также не были выявлены ни у кого из спортсменов.

Таким образом, при исследовании уровня самооценки и различных составляющих агрессивности в гендерном аспекте выявлены некоторые достоверные различия между мужчинами и женщинами, занимающимися пауэрлифтингом. Так, уровень общей самооценки оказался достоверно ниже, а уровень вербальной агрессии достоверно выше в группе женщин.

Выявленный в группе женщин достоверно более высокий уровень вербальной агрессии является единственным проявлением агрессии и, по-видимому, также связан психологическими особенностями, присущими всем женщинам. Этим же можно объяснить и зарегистрированный в нашем исследовании более низкий уровень самооценки у спортсменок.

Полученные факты совпадают с результатами, представленными в работе [Горде-ева Т.О. 2017], где рассматриваются различные типы оснований для самоуважения. Оно может быть основано на позитивной оценке своих достижений другими или на проявлении собственной компетенции и высоких результатов в конкретной деятельности. По-видимому, такой подход характерен для женщин в меньшей степени, чем для мужчин.

Агрессивность - это черта характера личности, отражающая склонность к агрессивному реагированию при возникновении конфликтной и фрустрирующей ситуации. [Ильин Е.П. 2008]. Говоря об агрессивности, ее нередко рассматривают и как неспровоцированную враждебность, как свойство личности, «подчеркивающее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру» [Немов Р. С. 2002]. С другой стороны, агрессивность отражает предрасположенность (осознаваемую -как следствие социализации, или неосознаваемую - на уровне инстинктов) к последовательному агрессивному поведению в реальном контактном поведении. Таким образом, агрессия - это защита индивидуума в конкретной конфликтной ситуации, направленная в идеальном варианте на поведение конструктивного поведения, обеспечивающего его превосходство. Тот факт, что в нашем исследовании уровень агрессивности не достигал пороговых значений ни у мужчин, ни у женщин, может быть объяснен спецификой пауэр-лифтинга - отсутствие прямых столкновений и нанесения физического ущерба и т.д.

Очевидно, что наибольшая спортивная эффективность может быть достигнута в тех видах, в которых индивидуум чувствует себя максимально комфортно, испытывает больше позитивных эмоций и меньше негативных [Crocker J. 2003; Luhtanen R.K. 2005].

Полученные результаты подтверждают необходимость исследования важных для спортсменов качеств, таких как агрессия и самооценка, и могут быть использованы в

спортивном отборе и при индивидуальной организации тренировочного процесса не только в пауэрлифтинге. Планируется продолжение исследования, в частности изучения рассмотренных характеристик в других видах спорта, в том числе и в гендерном аспекте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При исследовании гендерных характеристик самооценки и агрессии у спортсменов, занимающихся пауэрлифтингом, установлены сходные величины общей самооценки и общего уровня агрессивности у мужчин и у женщин. Уровни агрессии в целом и отдельных ее составляющих не достигали пороговых значений. Статистически значимые различия между группами регистрируются только по уровню вербальной агрессии, который оказался у женщин выше, чем у мужчин.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айвазян, С. А. Прикладная статистика. Основы моделирования и первичная обработка данных / С. А. Айвазян, И. С. Енюков, Л. Д. Мешалкин. - М. : Финансы и статистика, 1983. - 286 с.

2. Влияние агрессии по самооценке молодых российских и венгерских спортсменов / Rucska A., Plachy Ju.K., Коломиец О.И., Петрушкина Н.П., Быков Е.В., Olah C., Kiss-Toth E. // Современные методы организации тренировочного процесса, оценки функционального состояния и восстановления спортсменов : материалы Всероссийской науч.-практ. конф. - Челябинск, 2017. - Т. 1. - С. 225-232.

3. Гордеева, Т.О. Способ поддержания самоуважения как предиктор удовлетворенности жизнью, учебной мотивации и настойчивости подростков / Т.О. Гордеев, М.В. Лункина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Психология и педагогика. - 2017. - № 4. - С. 417-426.

4. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) // Диагностика эмоционально-нравственного развития / ред. и сост. И. Б. Дерманова. - СПб. : Речь, 2002. - С. 80-84.

5. Ениколопов, С.Н. Психометрический анализ русскоязычной версии Опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри / С.Н. Ениколопов, Н.П. Цибульский // Психологический журнал. - 2007. - № 1. - С. 115-124.

6. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2008. - 352 с.

7. Макаров, Ю.М. Дефиниция понятия «игровая агрессия» в соревновательной деятельности спортсменов игроков / Ю.М. Макаров, Н.В. Луткова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 298-301.

8. Немов, Р.С. Психология : в 3 кн. Кн. 3 : Психодиагностика / Р.С. Немов. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 640 с.

9. Crocker, J. Level of self-esteem and contingencies of self-worth: Unique effects on academic, social and financial problems in college freshmen / J. Crocker, R.K. Luhtanen // Personality and Social Psychology Bulletin. - 2003. - V. 29. - P. 701-712.

10. Luhtanen, R.K. Alcohol use in college students effects of level of self-esteem, narcissism and contingencies of self-worth / R.K. Luhtanen, J. Crocker // Psychology of Addictive Behaviors. - 2005. - V. 19. - P. 99-103.

REFERENCES

1. Ayvazyan, S.A. and Eniukov, I.S (1983), Pride statistics. The basics of the model and Previous data processing, Finance and statistics, Moscow.

2. Rucska, A., Plachy, Ju.K., Kolomietc, O.I., Petrushkina, N.P., Bykov E.V., Olah C. and Kiss-Toth, E. (2017), "The influence of aggression on the self-esteem of young Russian athletes and Avengers", Modern methods of organization of the training process, evaluation of the functional state and recovery of athletes. Materials of the all-Russian scientific-practical conference, Chelyabinsk, pp. 225-232.

3. Gordeeva, T.O. and Lunkina, M.V. (2017), "A way to maintain self-esteem as a predictor of life satisfaction, educational motivation and perseverance of teenagers", Bulletin of RUDN. Series: Psychology and pedagogy, No.4. pp. 417-426.

4. Ed. Dermanova. I.B. (2002), "Diagnostics of a condition of aggression (Bass-Dark pluses)" in the book Diagnostics of meal-Raven development, Speech, St. Petersburg, pp. 80-84.

5. Enikolopov, S.N. and Cybulscy N.P. (2007), "Psychiatric analysis of Russuan version of Pros diagnosis of aggression A. Bass-M I. Perry", Psychological journal, No. 1, pp. 115-124.

6. Ilyin, E.P. (2008), The Psychology of sports, Peter, St. Petersburg.

7. Makarov Yu.M. and Lutkova, N.V. (2016), "The concept of a "play aggression" in Cornell activities players athletes", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No.3 (133), pp. 298-301.

8. Nemov, R.S. (2002), Psychology in 3 book, book 3 Psycho-diagnosis, Vlados, Moscow.

9. Crocker, J. and Luhtanen, R.K. (2003), "Level of self-esteem and contingencies of self-worth: Unique effects on academic, social and financial problems in college freshmen", Personality and Social Psychology Bulletin, V. 29, pp. 701-712.

10. Luhtanen R.K. and Crocker, J. (2005), "Alcohol use consequences in College students level of self-esteem, narcissism and contingent self-worth", Psychology of Addictive behavior, V. 19, pp. 99-103.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 24.04.2018

УДК 796.332

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК НА УЧЕБНО-

ТРЕНИРОВОЧНЫХ СБОРАХ ФУТБОЛИСТОВ 12-13 ЛЕТ

Александр Александрович Плешаков, заведующий кафедрой, Алексей Викторович Орлов, кандидат педагогических наук, доцент,

Московский политехнический университет (Московский Политех), г. Москва

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся различных параметров тренировочных нагрузок, выполненных юными футболистами на сборах, характеризующие их объем, величину и специализированность, а также результаты тестирования физических качеств юных футболистов до и после воздействия тренировочных нагрузок.

Ключевые слова: соревновательная деятельность, тренировочная деятельность, тренировочная нагрузка, физические способности футболистов, основные документы планирования и параметры контроля в системе многолетней подготовки футболистов.

ANALYSIS OF EFFICIENCY OF TRAINING LOADS DURING PREPARATORY AND TRAINING CAMPS OF FOOTBALL PLAYERS AGED 12-13 YEARS

Aleksandr Alexandrovich Pleshakov, the Department chairman,

Alexey Viktorovich Orlov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow Polytechnic University, Moscow

Annotation

The article deals with the various parameters of training loads performed by the young players at training camps, characterizing their volume, size and specialization, as well as the results of testing the physical qualities of young players before and after the impact of training loads.

Keywords: competitive activity, training activity, training load, physical abilities of players, basic planning documents and control parameters in the system of long-term training of football players.

ВВЕДЕНИЕ

Футбол - наиболее популярная и массовая игра во всем мире. Как вид спорта футбол постоянно развивается: совершенствуются методы тренировочных воздействий, двигательная деятельность футболиста интенсифицируется и усложняется. Для повышения эффективности тренировочного процесса необходимо учитывать взаимосвязь физической и технико-тактической подготовки футболистов. Летний период является неотъемлемой и важнейшей частью годичного учебно-тренировочного цикла на этапе спортивной специализации, который в нормативных документах именуется тренировочным этапом и начинается как раз с возраста 12 лет. На этом этапе заканчивается в основном процесс обучения базовым элементам техники и тактики футбола, на первый план выходят задачи освоения всего разнообразия технических приёмов в условиях игры, то есть в условиях постоянного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.