Научная статья на тему 'Обучение через игру как основной принцип подготовки футболистов в возрасте 12-13 лет'

Обучение через игру как основной принцип подготовки футболистов в возрасте 12-13 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1277
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИГРОВОЙ МЕТОД / ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ИГРУ / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГРУППОВЫЕ ТАКТИЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / GAME-BASED TRAINING / TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS / COMPETITIVE ACTIVITY / GROUP TACTICAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комков Вячеслав Юрьевич, Блинов Вячеслав Анатольевич

Введение. Футбол сегодня предъявляет высокие требования к двигательным, психическим и техническим способностям игроков, от которых требуется принимать оптимальные решения в условиях стремительно изменяющихся игровых ситуаций. Система подготовки юных футболистов, несомненно, является фундаментом для формирования перспективного спортивного резерва страны. Однакосуществуют противоречия между предлагаемыми методами, а также направленностью подготовки футболистов в целом. Статья посвящена актуальному вопросу технико-тактической подготовки юных футболистов в игровых условиях либо приближённых к ним. Материалы и методы. В данном исследовании применялись следующие методы: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы по теме исследования, педагогический эксперимент, регистрация соревновательной деятельности, методы математической статистики. В эксперименте приняли участие 20 юных футболистов в возрасте 12-13 лет. Результаты исследования. Анализ работ в данной области выявил, что принцип обучения через игру совпадает с современной позицией и трендами развития футбола в мире. Решение поставленного вопроса видится во включении в систему подготовки юных спортсменов теоретических занятий для приобретения специализированных знаний и умений по решению игровых ситуаций, а также в создании на практических занятиях условий, отвечающих требованиям реальной игровой ситуации. Предлагается алгоритм составления игровых упражнений от простого к сложному на примере отработки начала и развития атаки в зоне обороны. Вводятся показатели технико-тактического мастерства, которые могли бы выступать как критерии оценки качества игры спортсменов. Заключение. Теоретически обосновывается и экспериментально доказывается эффективность обучения через игру как основного принципа подготовки футболистов в возрасте 12-13 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Комков Вячеслав Юрьевич, Блинов Вячеслав Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Game as the Main Principle of Training 12-13-Year-Old Football Players

Introduction. Today football places high demands on the motor, mental and technical abilities of players, who are to make optimal decisions in the context of rapidly changing game situations. The system of training young football players is undoubtedly the foundation for building the future sports reserve of the country. However, there are contradictions between the proposed methods and the objective of training football players in general. The paper is concerned with a pressing issue of technical and tactical training of young football players either in game conditions, or in the conditions close to them. Materials and Methods. This study employed the following methods: a theoretical analysis and synthesis of scientific and methodological literature on the research topic, a pedagogical experiment, registration of competitive activity, and methods of mathematical statistics. The experiment involved twenty 12-13-year-old football players. Results. An analysis of the studies conducted in this field has revealed that the game-based training principles coincide with the modern view on football development and its trends in the world. The solution to the problem posed is seen in the inclusion of theoretical classes in the training system of young athletes to provide them with specialized knowledge and skills to solve game situations, as well as in the creation of conditions in practical classes that meet the requirements of a real game situation. An algorithm is proposed to compile game-based exercises from simple to complex ones using the example of the beginning and development of an attack in zone of defense. The indices of technical and tactical skills are introduced. They could serve as criteria forassessing the quality of the athletes’ play.Conclusion. The research has theoretically justified and experimentally proved the effectiveness of the game-based method as the basic principle of training the 12-13-year-old football players.

Текст научной работы на тему «Обучение через игру как основной принцип подготовки футболистов в возрасте 12-13 лет»

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

УДК 796:37.012

Обучение через игру как основной принцип подготовки футболистов в возрасте 12-13 лет

В. Ю. Комков, В. А. Блинов

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

Аннотация. Введение. Футбол сегодня предъявляет высокие требования к двигательным, психическим и техническим способностям игроков, от которых требуется принимать оптимальные решения в условиях стремительно изменяющихся игровых ситуаций. Система подготовки юных футболистов, несомненно, является фундаментом для формирования перспективного спортивного резерва страны. Однако существуют противоречия между предлагаемыми методами, а также направленностью подготовки футболистов в целом. Статья посвящена актуальному вопросу технико-тактической подготовки юных футболистов в игровых условиях либо приближённых к ним. Материалы и методы. В данном исследовании применялись следующие методы: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы по теме исследования, педагогический эксперимент, регистрация соревновательной деятельности, методы математической статистики. В эксперименте приняли участие 20 юных футболистов в возрасте 12-13 лет. Результаты исследования. Анализ работ в данной области выявил, что принцип обучения через игру совпадает с современной позицией и трендами развития футбола в мире. Решение поставленного вопроса видится во включении в систему подготовки юных спортсменов теоретических занятий для приобретения специализированных знаний и умений по решению игровых ситуаций, а также в создании на практических занятиях условий, отвечающих требованиям реальной игровой ситуации. Предлагается алгоритм составления игровых упражнений от простого к сложному на примере отработки начала и развития атаки в зоне обороны. Вводятся показатели технико-тактического мастерства, которые могли бы выступать как критерии оценки качества игры спортсменов. Заключение. Теоретически обосновывается и экспериментально доказывается эффективность обучения через игру как основного принципа подготовки футболистов в возрасте 12-13 лет.

Ключевые

слова: игровой метод, обучение через игру, технико-тактиче-

ская подготовка юных футболистов, соревновательная деятельность, групповые тактические взаимодействия.

Для цитирования: Комков В. Ю., Блинов В. А. Обучение через игру как основной

принцип подготовки футболистов в возрасте 12-13 лет // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 2 (43). С. 39-51. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-2-39-51

Дата поступления 1. Введение

статьи в редакцию: Прогресс отечественного футбола сегодня видится в

8 октября 2018 г. повышении качества подготовки футбольного резерва, что затрагивает ряд организационных и теоретико-методологических вопросов, связанных со спортивными результатами национальной сборной в будущем. Отставание наших игроков от ведущих зарубежных футболистов по уровню технико-тактического мастерства отмечается уже давно [9; 11; 12] и свидетельствует об определённом снижении эффективности системы подготовки спортсменов в юном возрасте в нашей стране [1].

При этом специалисты в области футбола едины во мнении, что система подготовки юных футболистов - фундамент для формирования перспективного спортивного резерва страны, однако есть противоречия между предлагаемыми методами и принципами, а также направленностью подготовки футболистов в целом. Так, одни учёные и специалисты [4; 12; 14; 18; 20] делают акцент на первоначальном обучении техническим приёмам с последующим применением их в игре, другие [3; 5; 19] отмечают первостепенную важность физического развития юных игроков. И лишь немногие исследователи и тренеры предлагают осуществлять технико-тактическую подготовку футболистов на основе применения игровых упражнений, моделирующих соревновательную деятельность [2; 9; 11; 13; 21; 22]. К примеру, Ю. В. Цубан в своём диссертационном исследовании приходит к выводу и прямо пишет, что «технико-тактическая подготовка как взрослых, так и юных футболистов наиболее эффективно осуществляется в игровых условиях либо приближённых к ним» [22, с. 28].

На основании обобщения опыта отечественных и зарубежных тренеров и анализа литературных источников можно говорить о том, что концепция подготовки юных футболистов через игру принята в ряде стран (Германия, Франция, Голландия) с высоким уровнем развития футбола. При таком подходе целесообразным считается обучать

спортсменов осуществлять игровые замыслы в специально подобранных и последовательно связанных между собой игровых упражнениях с партнёрами в «малых группах», а не изучать технико-тактические приёмы отдельно от игры [9, с 14-20; 10, с. 220-227; 23, с. 274].

Таким образом, принцип обучения через игру совпадает с современной позицией и трендами развития футбола в мире. Однако, если в тренировочном процессе квалифицированных футболистов моделирование игровых ситуаций активно применяется и есть ряд исследований, посвящённых вопросам разработки таких моделей [6; 7], то в системе подготовки юных футболистов есть необходимость в разработке организационно-методических указаний и рекомендаций по построению упражнений, цель которых - создать реальную игровую ситуацию.

В этой связи Российская федерация футбола (РФС) совместно с Немецким футбольным союзом предприняли попытку оптимизировать процесс спортивной подготовки российских футболистов, разработав «Программу подготовки футболистов 10-14 лет», в которой предложены примеры игровых упражнений. Составители пишут следующее: «Программа предполагает, прежде всего, создание обучающей среды. Иными словами - обучение футболу через саму игру. Любое игровое упражнение направлено на то, чтобы создать реальную игровую ситуацию» [18, с. 35]. При этом программа предусматривает творческий подход тренера, даже призывает к нему, поскольку указывается, что тренер может упростить или усложнить предложенные примеры, основываясь на указанных в Программе принципах и параметрах. В то же время, по нашему мнению, программа оказывает локальное воздействие, не создаёт целостное восприятие игровой деятельности. Данную программу могло бы усилить введение таких компонентов, как координаты выполнения упражнения, вектор направления атак.

Цель настоящего исследования: экспериментально проверить эффективность обучения через игру как основного принципа подготовки футболистов в возрасте 12-13 лет, продемонстрировав алгоритм составления игровых упражнений от простого к сложному при отработке начала и развития атаки в зоне обороны.

2. Материалы и методы

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы по теме исследования, педагогический эксперимент, регистрация соревновательной деятельности, методы математической статистики.

Исследование проводилось на базе детско-юношеской школы (ДЮСШ) «Сибирь», г. Новосибирск, с января по июнь 2018 г. В эксперименте приняли участие 20 юных футболистов 2005 года рождения. Микроцикл спортсменов (недельный цикл) состоял из четырёх тренировочных занятий, одной тренировочной или календарной игры, двух выходных дней. Исследование проводилось в период соревновательной деятельности - два футбольных турнира «Играй и живи в темпе» (с 03.01.2018 по 07.01.2018, г. Барнаул) и зональный этап соревнований первенства России с участием межрегиональной общественной организации Союз федераций футбола (МОО СФФ) «Сибирь» (с 01.06.2018 по 07.06.2018, г. Новосибирск).

Помимо указанных в Программе РФС обязательных компонентов реаль-

ной игровой ситуации: мяч, ворота (цель), соперник(и), партнёр(ы), - на наш взгляд, при подготовке юных футболистов 12-13 лет целесообразно также выделять зоны футбольного поля, конкретных игроков атаки и обороны, которые будут находиться в этих зонах во время соревновательной деятельности; задавать ориентиры в процессе выполнения упражнения, чтобы у игроков было чёткое понимание направления игры (что атакуют и что обороняют). Это необходимо по ряду причин.

Во-первых, в этом возрасте юные спортсмены участвуют в официальных соревнованиях первенства России уже в формате 11х11, что предъявляет высокие требования к пониманию структуры игры (атака, оборона и переходные фазы). Во-вторых, данные свидетельствуют, что именно в возрасте 11-12 лет начинается интенсивное развитие тактического (игрового) мышления, которое продолжается до 14-15 лет, после чего совершенствуется уже незначительно [16, с. 19]. Соответственно, игроки уже могут и должны последовательно осваивать основные тактические задачи при игре в атаке, обороне, переходных фазах. Важно, что в 12-13 лет, в отличие, к примеру, от группы этапа спортивного совершенствования, приоритет в игровых упражнениях в учебно-тренировочном процессе отдаётся групповым взаимодействиям [17, с. 287-288].

Кроме того, важно определить основное игровое упражнение, решающее задачу учебно-тренировочного занятия, а далее к нему составить 1-2 подводящих упражнения, отвечающих требованиям реальной игровой ситуации. В настоящей работе предлагается алгоритм составления игровых упражнений от простого к сложному на примере отработки начала и развития атаки в зоне обороны.

Основное упражнение предлагается организовать следующим образом (рис. 1):

- размер поля - 45х60 м, стандартные футбольные ворота - 7,32х2,44 м, на лицевой линии команды обороны - зона 2 м;

- схема игроков атаки: 1-4-3, вратарь (1), 2 центральных защитника (3, 4), 2 крайних защитника (2, 5), 3 центральных полузащитника (6, 8, 10);

- схема игроков обороны: 3-3, 3 центральных полузащитника (6, 8, 10), 2 фланговых нападающих (7, 11), форвард (9);

- каждая атака начинается от вратаря;

- в случае выхода мяча за пределы поля, мяч всегда вводится в игру от ворот.

Задачи:

- игроки линии атаки должны завести мяч в зону на лицевой линии соперника;

- игроки линии обороны после отбора или перехвата мяча должны забить гол в ворота соперника.

Данное упражнение предлагается неслучайно: оно имитирует наиболее часто встречающуюся ситуацию в игре в этом возрасте, когда четвёрка защитников команды соперника находится на своей половине поля, а тройка нападающих команды, начинающей от ворот, находится около центральной линии поля.

Рис. 1. Основное игровое упражнение 7 + вратарь v 6 Fig. 1. Main game exercise 7 + GK v 6

Подводящее упражнение предлагается организовать следующим образом (рис. 2):

- размер поля - 40х60 м, стандартные футбольные ворота - 7,32x2,44 м, на лицевой линии команды обороны - зона 2 м;

- схема игроков атаки: 1-4-1, вратарь (1), 2 центральных защитника (3, 4), 2 крайних защитника (2, 5), 1 центральный полузащитник (6);

- схема игроков обороны: 1-3, 1 центральный полузащитник (10), 2 фланговых нападающих (7, 11), форвард (9);

- каждая атака начинается от вратаря;

- в случае выхода мяча за пределы поля, мяч всегда вводится в игру от ворот.

Задачи:

- игроки линии атаки должны завести мяч в зону на лицевой линии соперника;

- игроки линии обороны после отбора или перехвата мяча должны забить гол в ворота соперника.

В данном подводящем упражнении мы намеренно сокращаем размер площадки и количество игроков (убрали по 2 центральных полузащитника в каждой из команд) для упрощения игровой ситуации.

J s У / v к/ '' 1 ^ 1 V \ St Ф

11® /'

Рис. 2. Подводящее игровое упражнение 5 + вратарь v 4 Fig. 2. Lead-up game exercise 5 + GK v 4

Обязательным представляется включение перед практическим освоением игровых упражнений теоретических занятий, на которых приобретаются специализированные знания и умения по решению разнообразных игровых ситуаций [8, с. 76].

На начальном и заключительном этапах применения методики обучения через игру был осуществлён сравнительный анализ данных соревновательной деятельности, отражающих эффективность методики в подготовке футболистов 12-13 лет. Полученные данные позволили установить степень и характер воздействия предлагаемой методики обучения на уровень технико-тактической подготовленности юных спортсменов.

3. Результаты исследования

Поскольку целью исследования была экспериментальная проверка эффективности обучения через игру как основного принципа подготовки юных футболистов, то необходимо было выбрать показатели технико-тактического мастерства, которые могли бы выступать как критерии оценки качества игры спортсменов. Представляется, что объективную информацию об уровне технико-тактической подготовленности, качестве игры футболистов дают следующие показатели:

- сложность группового тактического взаимодействия (количество игроков, участвовавших в групповом взаимодействии);

- точность продвижения мяча вперёд по зонам;

- распределение передач между игроками (контроль взаимодействия игроков друг с другом во время игры).

Обозначенные критерии были выстроены в соответствии с методикой оценки качества игры в футболе М. С. Полишкиса [15] с внесением необходимых, на наш взгляд, коррективов.

В рамках настоящего исследования представлены результаты регистрации и анализа вышеуказанных показателей групповых технико-тактических взаимодействий юных футболистов 12-13 лет в атаке на примере зоны обороны (не далее 35 м от линии своих ворот).

Так, на рис. 3 приведены усреднённые данные по результатам пяти игр турнира в январе 2018 г. и пяти игр в июне того же года, характеризующие сложность групповых тактических взаимодействий в зависимости от числа участвовавших в них игроков. Под групповым тактическим взаимодействием понимается согласованное взаимодействие двух и более игроков с целью обыгрывания соперника. Средством осуществления взаимодействия является передача мяча. Взаимодействие регистрировалось нами только в случае точной передачи мяча: удара одного игрока по мячу в направлении партнёра и успешного приёма мяча им. Соответственно, случаи неточной передачи и потери мяча между двумя игроками регистрировались как отсутствие взаимодействия (на рис. 3 обозначены как 1 игрок/без взаимодействия).

Как мы полагаем, более высокому уровню игры соответствует большее количество сложных комбинаций (с участием 3, 4, 5 и более игроков). Общее количество эпизодов групповых тактических действий, которые начинаются в зоне обороны, практически не меняется в двух турнирах и составляет в среднем 40±2.

m О

о

m s с m О ей I-и aj т

s ^

о

Рис. 3. Сложность группового взаимодействия Fig. 3. The complexity of group interaction

В результате работы по предложенной методике наблюдается снижение количества неточных передач в зоне обороны более чем в 3 раза, увеличение доли сложных комбинаций на 36 %.

Контроль качества игры требует также, на наш взгляд, регистрации точности продвижения мяча вперёд по зонам. В ходе исследования фиксировались эпизоды в играх, когда команда начинала и развивала атаку в зоне обороны. Дифференцировались эпизоды, в которых не удавалось точно доставить мяч из зоны обороны в среднюю зону (на рис. 4 - зона 1) и получалось точно доставить мяч в среднюю зону (зона 1-2). Наиболее сложной считалась цепочка последовательного продвижения в зону атаки (зона 1-2-3).

Как видно из представленных на рис. 4 данных, до начала тренировок по методике обучения через игру 80 % от общего количества групповых тактических действий осуществлялось в зоне обороны без точного продвижения вперёд, успешно доставляли мяч в среднюю зону только в 15 % эпизодов, и лишь в 5 % удавалось последовательно доставить мяч в среднюю зону, затем в зону атаки.

В результате проделанной работы отмечаются значительные изменения - увеличилось количество эпизодов с точной доставкой мяча в среднюю зону и составило 44 % от общего количества. Неожиданным оказался результат подсчёта эпизодов последовательной доставки мяча при прохождении трёх зон - 23 % от общего количества эпизодов за турнир. При повышении надёжности групповых действий с мячом в первой зоне обеспечивается большее количество эпизодов с точным продвижением мяча в среднюю зону и далее - в зону атаки.

Январь 201S Июнь 201S

Рис. 4. Точность продвижения мяча вперёд по зонам Fig. 4. The accuracy of moving the ball forward in zones

Информативными показателями групповых действий спортсменов также считаются такие, как количество эпизодов в штрафной площади соперника или точная доставка мяча в штрафную площадь, количество ударов в створ ворот. Эти показатели, несомненно, влияют на результат игры и соревнования, но в рамках настоящего эксперимента они не учитывались, поскольку основной акцент делался на построение атаки в зоне обороны.

Последний выбранный нами показатель - распределение передач между игроками (рис. 5) позволяет определить, как взаимодействуют игроки друг с другом во время игры. Здесь регистрируется общее количество передач и указывается, сколько из них неточных (на рис. 5 указаны в скобках). Определяемая в результате структура связей свидетельствует о тактической разносторонности футболистов.

Графический анализ распределения передач или определения структуры взаимодействия игроков команды, представленный на рис. 5, наглядно демонстрирует увеличение общего количества связей между игроками после акцентированного применения игровых упражнений в тренировочном процессе на протяжении 6 месяцев.

Рис. 5. Распределение передач между игроками Fig. 5. The distribution of passes between players

Видно, что вратарь в значительно большей степени взаимодействует с игроками: в январе регистрируется только связь с игроком 10 (3 передачи со 100 % браком), в июне - 7 связей с футболистами 2, 3, 4, 6, 8, 9, 11. Это имеет принципиальное значение, поскольку вратарь является основным звеном при начале атаки от ворот. До начала работы по методике игрок 4, левый центральный защитник, основной задачей которого является начало атаки, и игрок 8, центральный полузащитник, который должен развивать атаки в зоне обороны, вообще не имеют связей с игроками по результатам турнира. После применения игрового метода в тренировках для отработки начала и развития атаки в зоне обороны фиксируется существенное увеличение взаимодействий игроков 3, 4, 6, 8. Такая структура игровых связей может рассматриваться как следствие повышения тактической разносторонности юных футболистов.

4. Заключение

Обобщая результаты проведённого экспериментального исследования, можно заключить, что создание реальной игровой ситуации на тренировочных занятиях с юными футболистами в возрасте 12-13 лет является более быстрым и эффективным путём повышения технико-тактической подготовленности спортсменов. В результате работы по предложенной методике наблюдается снижение количества неточных передач в зоне обороны более чем в 3 раза; увеличение доли сложных комбинаций на 36 %; увеличение количества эпизодов за турнир с точной доставкой мяча в среднюю зону (44 % от общего количества эпизодов) и далее в зону атаки (23 % от общего количества эпизодов); увеличение общего количества связей между игроками.

Обязательными компонентами реальной игровой ситуации являются мяч, ворота (цель), соперник(и), партнёр(ы) с выделением зон футбольного поля, конкретных игроков атаки и обороны, которые будут находиться в этих зонах во время соревновательной деятельности, постановкой ориентиров (что атакуют и что обороняют) в процессе выполнения упражнений. Техническая, тактическая, физическая и психологическая подготовка осуществляется интегрально посредством применения игрового метода. В то же время совсем отказываться от упражнений в простых, стандартных условиях для освоения того или иного технического приёма или отработки тактических комбинаций не нужно, но объём игровых упражнений в тренировочном процессе должен быть большим.

Комков В. Ю.:

- практическая реализация принципа обучения юных футболистов через игру, непосредственная организация и проведение педагогического эксперимента, моделирование игровых ситуаций, регистрация соревновательной деятельности, обработка статистических данных, совместная интерпретация полученных результатов.

Блинов В. А.:

- постановка проблемы, цели и задач исследования, теоретическое обоснование её актуальности, подбор методологии исследования, выбор соответствующих методов исследования, совместная интерпретация результатов.

1. Блинов В. А., Комков В. Ю. Техническая подготовка отечественных футболистов: обзор проблемы // Современный футбол : состояние, проблемы, инновации и перспективы развития : мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. с меж-дунар. участием, 29-30 июня 2018 г. Казань : Поволжская ГАФКСиТ, 2018. С.221-225.

2. Вайн X. Как научиться играть в футбол : школа технического мастера для молодых. М. : Олимпия Пресс, Терра-спорт, 2004. 244 с.

3. Варюшин В. В. Тренировка юных футболистов : учеб. пособие. М. : Физкультура, образование и наука, 1997. 92 с.

4. Выжгин В. А. Исследование эффективности методики обучения детей

Заявленный вклад авторов

Список литературы

11-12 лет технике футбола : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. М, 1972. 18 с.

5. Годик М. А. Физическая подготовка футболистов. М. : Терра Спорт, Олимпия пресс, 2006. 272 с.

6. Зеленцов А. М., Лобановский В. В. Моделирование тренировки в футболе. Киев : Здоров'я, 1985. 136 с.

7. Зеленцов А. М., Лобановский В. В., Ткачук В. Г., Кондратьев А. И. Тактика и стратегия в футболе. Киев : Здоров'я, 1988. 192 с.

8. Комков В. Ю., Марьянович А., Блинов В. А. Формирование игрового мышления футболистов с использованием роботизированного тренировочного комплекса <^ооЛоЪ> // Наука и спорт : современные тенденции. 2018. Т. 21. № 4. С. 7-79.

9. Корзун Д. Л. Технико-тактическая подготовка юных футболистов 8-10 лет на основе акцентированного использования игровых средств : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. Минск, 2013. 158 с.

10. Лисенчук Г. А. Управление подготовкой футболистов : монография. Киев : Олимпийская литература, 2003. 271 с.

11. Лясковский К. П. Некоторые упражнения, приближенные к игровой обстановке в тренировке футболиста // Теория и практика физ. культуры. 1955. Т. XVIII. Вып. 5. С. 327-330.

12. Монаков Г. В. Подготовка футболистов. Теория и практика. 2-е изд., стереотип. М. : Советский спорт, 2007. 288 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Николаенко В. В. Формирование спортивного мастерства юных футболистов // Наука и спорт : современные тенденции. 2015. Т. 6. № 1 (6). С. 61-66.

14. Петухов А. В. Методика формирования индивидуальной технико-тактической подготовки юных футболистов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. М, 1990. 22 с.

15. Полишкис М. С., Поволоцкий Ю. Я. Показатели коллективных и индивидуальных технико-тактических действий как критерии оценки качества игры футболистов // Футбол : Ежегодник. М. 1986. С. 46-50.

16. Портных Ю. И. Дидактические основы использования игр в физическом воспитании, образовании и спорте : дис ... д-ра пед. наук : 13.00.04. СПб., 1994. 62 с.

17. Портных Ю. И., Фетисова С. Л., Митин Е. А., Бауэр О. П. Спортивные игры в физическом воспитании : учебное пособие. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 479 с.

18. Программа подготовки футболистов 10-14 лет. Второе издание [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://static.rfs.rU/documents/1/5b0d3d58a3841.pdf (дата обращения: 15.02.2019).

19. Селуянов В. Н., Сарсания С. К., Сарсания К. С. Физическая подготовка футболистов : учеб.-метод. пособие. М. : ТВТ Дивизион, 2006. 191 с.

20. Суворов В. В. Техническая подготовка юных футболистов на основе учёта структуры соревновательной деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. Краснодар, 1996. 160 с.

21. Фаттахов Р. В. Совершенствование групповых тактических действий юных футболистов на основе применения игровых упражнений : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. Набережные Челны, 2011. 23 с.

22. Цубан Ю. В. Моделирование игровых упражнений в системе подготовки футболистов на этапе спортивного совершенствования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. М., 2003. 112 с.

23. Gabbett T., Jenkins D., Abernethy B. Game-Based Training for Improving Skill and Physical Fitness in Team Sport Athletes // International Journal of Sports Science & Coaching, 2009; 4(2). P. 273-283. DOI: 10.1260/174795409788549553.

Game as the Main Principle of Training 12-13-Year-Old Football Players

Vyacheslav Yu. Komkov, Vyacheslav A. Blinov

Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk

Abstract. Introduction. Today football places high demands on the motor, mental and technical abilities of players, who are to make optimal decisions in the context of rapidly changing game situations. The system of training young football players is undoubtedly the foundation for building the future sports reserve ofthe country. However, there are contradictions between the proposed methods and the objective of training football players in general. The paper is concerned with a pressing issue oftechnical and tactical training of young football players either in game conditions, or in the conditions close to them.

Materials and Methods. This study employed the following methods: a theoretical analysis and synthesis of scientific and methodological literature on the research topic, a pedagogical experiment, registration of competitive activity, and methods of mathematical statistics. The experiment involved twenty 12-13-year-oldfootball players.

Results. An analysis of the studies conducted in this field has revealed that the game-based training principles coincide with the modern view on football development and its trends in the world. The solution to the problem posed is seen in the inclusion of theoretical classes in the training system of young athletes to provide them with specialized knowledge and skills to solve game situations, as well as in the creation of conditions in practical classes that meet the requirements of a real game situation. An algorithm is proposed to compile game-based exercises from simple to complex ones using the example of the beginning and development of an attack in zone of defense. The indices of technical and tactical skills are introduced. They could serve as criteria for assessing the quality of the athletes 'play.

Conclusion. The research has theoretically justified and experimentally proved the effectiveness of the game-based method as the basic principle oftraining the 12-13-year-old football players.

Keywords: game-based training, technical and tactical training of young football players, competitive activity, group tactical interaction.

Комков

Вячеслав Юрьевич

аспирант кафедры футбола и хоккея

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1693-7626

644009, г. Омск, ул. Масленникова, 144

тел.: +7(3812)364348 e-mail: vkomkov116@gmail.com

Блинов

Вячеслав Анатольевич

кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой футбола и хоккея

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

ORCID:https://orcid.org/0000-0002-2375-1048

644009, г. Омск, ул. Масленникова, 144

тел.: +7(3812)364348 e-mail: timfh@mail.ru

Komkov

Vyacheslav Yur'evich

Postgraduate Student of the Department of Football and Hockey

Siberian State University of Physical Culture and Sports

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1693-7626

144 Maslennikov St, Omsk, 644009

tel.: +7(3812)364348 e-mail: vkomkov116@gmail.com

Blinov

Vyacheslav Anatol'evich

Candidate of Sciences (Pedagogy), Head of the Department of Football and Hockey

Siberian State University of Physical Culture and Sports

ORCID:https://orcid.org/0000-0002-2375-1048

144 Maslennikov St, Omsk, 644009

tel.: +7(3812)364348 e-mail: timfh@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.