Научная статья на тему 'Методика реализации физической подготовленности юных конькобежцев на соревнованиях на основе формирования когнитивно-психологического ресурса'

Методика реализации физической подготовленности юных конькобежцев на соревнованиях на основе формирования когнитивно-психологического ресурса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
403
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС / РЕАЛИЗАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНЬКОБЕЖЦЫ / COGNITIVE-PSYCHOLOGICAL RESOURCE / REALIZATION / PHYSICAL WELLBEING / PRODUCTIVITY / COMPETITIVE ACTIVITY / SPEED SKATERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Диких Константин Викторович, Бабушкин Геннадий Дмитриевич

В статье приводится содержание методики реализации физической подготовленности юных конькобежцев на соревнованиях. В основу методики положено формирование у юных спортсменов когнитивно-психологического ресурса, включающего формирование специально-психологических знаний и психических качеств, обусловливающих управление спортсменов своим состоянием и поведением на соревнованиях. Проведенный педагогический эксперимент с юными спортсменами показал эффективность предложенной методики, которая может быть использована и в других видах спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Диких Константин Викторович, Бабушкин Геннадий Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology for physical training of young speed skaters for competitions on the basis of cognitive-psychological resource

The content of methodology for physical well-being of young speed skaters for competitions is resulted the article. On the basis of the method there is cognitive-psychological resource including formation of specially psychological knowledge and mental qualities causing control of sportsmen by physical state and behavior on competitions. The pedagogical experiment with the young sportsmen has shown an efficiency of the offered technique, which can be used in other kinds of sport.

Текст научной работы на тему «Методика реализации физической подготовленности юных конькобежцев на соревнованиях на основе формирования когнитивно-психологического ресурса»

УДК 159.923:796 К. В. ДИКИХ

Г. Д. БАБУШКИН

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ КОНЬКОБЕЖЦЕВ НА СОРЕВНОВАНИЯХ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РЕСУРСА_____________________________________

В статье приводится содержание методики реализации физической подготовленности юных конькобежцев на соревнованиях. В основу методики положено формирование у юных спортсменов когнитивно-психологического ресурса, включающего формирование специально-психологических знаний и психических качеств, обусловливающих управление спортсменов своим состоянием и поведением на соревнованиях. Проведенный педагогический эксперимент с юными спортсменами показал эффективность предложенной методики, которая может быть использована и в других видах спорта. Ключевые слова: когнитивно-психологический ресурс, реализация, физическая подготовленность, результативность, соревновательная деятельность, конькобежцы.

Актуальность. Характерной особенностью конькобежного спорта является высокая плотность соревновательных результатов (спортсменов разделяют сотые долей секунды). В такой ситуации небольшие ошибки конькобежца перед стартом и на старте приводят к значительному снижению рейтинга спортсмена в итоговом протоколе. К одной из причин появления ошибок у спортсмена, и как следствие не достижение планируемого результата, мы относим психологический фактор — недостаточно сформированный когнитивно-психологический ресурс (КПР).

В проведенных нами ранее исследованиях было установлено влияние КПР ресурса на результативность соревновательной деятельности конькобежцев [1], заключающееся в том, что спортсмены, имеющие сформированный КПР (5 % от общего числа обследуемых), показывают на соревнованиях запланированные результаты. Это послужило основой для разработки методики формирования КПР у юных спортсменов, так как в их спортивной практике только начинает накапливаться соревновательный опыт. На наш взгляд, формирование КПР в процессе подготовки конькобежцев позволит им адекватно оценивать свое психическое состояние накануне старта, подбирать адекватные средства и методы оптимизации своего предстартового состояния, эффективно бороться с помехами, возникающими при выступлении на соревнованиях, управлять своим поведением на соревнованиях, что приведет спортсмена к успешным выступлениям [1—4 и др.].

Цель исследования: разработка содержания методики реализации физической подготовленности юных конькобежцев на основе формирования когнитивно-психологического ресурса и ее экспериментальное обоснование.

Гипотеза исследования: предполагается, что своевременное создание когнитивно-психологического ресурса в учебно-тренировочном процессе юных конькобежцев позволит спортсмену реализовать накопленный на тренировках физический потенциал при выступлении на соревнованиях.

Задачи исследования:

1. Разработать и обосновать методику реализации физической подготовленности конькобежцев на основе создания когнитивно-психологического ресурса.

2. Проверить эффективность методики в условиях педагогического эксперимента.

Методы исследования: анализ документов, анкетирование спортсменов, педагогическое наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Организация исследования. Исследование проводилось в два этапа. Первый этап исследования предусматривал изучение результативности спортсменов на соревнованиях, особенностей их поведения в соревновательных условиях, выявление сформиро-ванности КПР у конькобежцев [3]. Предварительные исследования позволили разработать методику реализации физической подготовленности в условиях соревнований на основе формирования КПР для юных конькобежцев.

На втором этапе для проверки эффективности методики был организован педагогический эксперимент, в котором приняло участие 60 конькобежцев массовых разрядов в возрасте 13 — 15 лет. Продолжительность педагогического эксперимента составила 12 месяцев. Все обследуемые спортсмены были разделены на две группы (контрольную и экспериментальную по 30 человек). Обе группы были идентичны по обследованным нами показателям (физиче-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011

ская подготовленность, сформированность КПР). Контрольная группа занималась по общепринятой программе для ДЮСШ. В учебно-тренировочные занятия экспериментальной группы было включено создание у юных конькобежцев КПР. Критерием эффективности методики было принято считать повышение уровня сформированности КПР и результативности соревновательной деятельности конькобежцев экспериментальной группы в сравнении с контрольной группой. Результативность соревновательной деятельности определялась по разработанной нами методике [3].

Результаты исследования. Разрабатывая методику реализации физической подготовленности конькобежцев на соревнованиях на основе формирования КПР, мы исходили из следующего: 1) результатов собственных исследований [1, 3]; 2) положений теории когнитивного развития Л. С. Выготского [5];

3) результатов исследований в области психологической подготовки отечественных исследователей;

4) специфики тренировочного процесса в конькобежном спорте.

Целью методики является создание когнитивнопсихологического ресурса, предусматривающего приобретение необходимых спортсмену психологических знаний и формирование необходимых для участия в соревнованиях психических качеств.

В основу создания методики была положена теория когнитивного развития, автором которой является Л. С. Выготский. Основная идея его теории и последователей заключается в том, что ребенок — социальное существо, которое играет и разговаривает с окружающими и научается благодаря таким взаимодействиям. В нашу методику заложен этот принцип: спортсмен не может самостоятельно овладеть техникой выполнения упражнений и выступления на соревнованиях, собственно как знаниями и навыками необходимыми ему в спортивной деятельности, в этом ему помогает тренер. В своей теории Л. С. Выготский определил два уровня когнитивного развития. Первый уровень — это уровень актуального развития ребенка, определяемый его способностью самостоятельно решать задачи. Второй уровень — это уровень потенциального развития, определяемый характером задач, которые ребенок мог бы решить под руководством взрослых [5]. В рамках применения методики в тренировочном процессе конькобежцев, для формирования КПР, повышаются оба уровня когнитивного развития. Второй уровень повышается при решении новых задач и овладении новыми знаниями совместно с тренером, а первый уровень повышается при решении поставленных задач самостоятельно, закрепляя пройденный материал. При этом у спортсмена происходит формирование знаниевого и личностно-профессионального блоков КПР.

Концептуальным положением методики является: реализация физической подготовленности конькобежцев (на соревнованиях) на основе формирования КПР (рис. 1).

У каждого спортсмена есть свои цели. Как правило, они касаются соревновательных результатов. Соревновательный результат в конькобежном спорте может выражаться во времени, затраченном на преодоление дистанции или в месте, занятом в итоговом протоколе соревнований. Для достижения цели не достаточно только физической и технической подготовленности, необходима еще и психологическая подготовленность, к которой относится КПР. В КПР мы включаем развитие у спортсмена

необходимых психических функций и качеств (личностно-профессиональный блок), а также наличие психологических знаний (знаниевый блок) для применения на практике сформированных функций и качеств.

К необходимым спортсмену психологическим знаниям мы относим: знания о личности спортсмена; знания о психологических особенностях тренировочного и соревновательного процесса; знания о средствах, методах и приемах психологической подготовки спортсмена. Основным средством для формирования знаний является метод беседы.

К необходимым спортсмену психическим функциям и качествам мы относим: спортивную мотивацию; координационные способности; способности к саморегуляции. Психические функции и качества формируются с помощью следующих средств: различных спортивных и подвижных игр, физических упражнений и психологических тренингов. Для достижения планируемых результатов необходимо участие в соревнованиях. Соревнование требует от организма задействования всех ресурсов организма; как накануне, так и во время соревнования спортсмен испытывает большую психологическую нагрузку, для преодоления которой необходимы навыки управления своим психическим состоянием и поведением на соревнованиях. Достижение планируемого результата возможно только при наличии предстартового состояния интегральной подготовленности спортсмена.

Разработанная методика реализуется в три этапа, согласующихся с этапами подготовки спортсменов в конькобежном спорте. Продолжительность первого этапа методики восемь недель — с апреля по май.

Теоретическая часть первого этапа направлена на решение задач формирования индивидуальноличностного и спортивно-соревновательного компонентов знаниевого блока и мотивационного компонента личностно-профессионального блока. Формирование индивидуально-личностного и спортивносоревновательного компонентов знаниевого блока осуществляется в процессе теоретических пятнадцатиминутных занятий, которые проводятся в первой части тренировки и позволяют спортсменам осознать свои индивидуально-психологические особенности и их значение в спортивной тренировке, а также повышают их мотивацию к занятиям спортом. При формировании индивидуально-личностного компонента спортсмены получают знания о сознании, психике, эмоциях, воле, внимании, памяти, ощущениях, мышлении, потребностях, мотивации, психических состояниях, особенностях протекания нервных процессов в тренировочной и соревновательной деятельности.

При формировании спортивно-соревновательного компонента знаниевого блока конькобежцы получают знания о структуре спортивной деятельности, о психологических характеристиках физических качеств спортсмена, о воздействии тренировочной нагрузки на организм спортсмена, о взаимоотношениях в спортивном коллективе, о психических состояниях, возникающих во время тренировочного процесса и перед соревнованиями, о тактическом мышлении. Теоретический материал закрепляется в процессе тренировки, во время пауз отдыха или при выполнении упражнений.

Практическая часть первого этапа направлена на решение задач формирования мотивационного и координационного компонентов личностно-профессионального блока. Решение данных задач осуществ-

Рис. 1. Концептуальная модель методики реализации физической подготовленности на основе формирования когнитивно-психологического ресурса

ляется в процессе различных спортивных и подвижных игр. Применение игр на тренировках повышает мотивацию спортсменов к занятиям спортом и позволяет им точнее управлять своими действиями, лучше осваивать новые упражнения. Нагрузка в этот период подготовки конькобежцев имеет небольшой объем и низкую интенсивность, носит не специфический характер, что позволяет решать поставленные задачи.

Продолжительность второго этапа методики шестнадцать недель: с июня по сентябрь в течение всего подготовительного периода. Теоретическая часть второго этапа направлена на решение задачи формирования саморегуляционного компонента знани-евого блока в процессе пятнадцатиминутных теоретических занятий в первой части тренировки, в течение которых спортсмены получают знания о средствах, методах, приемах психологической подготовки и способах их применения на тренировках и соревнованиях. Основное внимание уделяется доступным для спортсменов методам.

Практическая часть второго этапа направлена на решение задачи обучения конькобежцев средствам, методам, приемам психологической подготовки и их применению на тренировках. Реализация практической части осуществляется в тренировочном процессе, во время выполнения упражнений или в паузах отдыха. В первой половине этапа при выполнении упражнений спортсменам даются задания, направленные на концентрацию внимания на движениях различных частей тела, темпе и ритме движений, на отвлечение внимания от выполнения упражнения и концентрацию его на посторонних объектах. Во время отдыха спортсмену даются задания принимать удобные для расслабления позы и выполнять упражнения для расслабления загруженных мышц с использованием словесных формул, используя психорегулирующую тренировку. Во второй половине этапа спортсмену даются задания ввести себя в различные состояния с использованием физических упражнений и словесных формул: перед началом упражнения в состояние готовности; после заверше-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011

Сформированное^ когнитивно-психологического ресурса у юных конькобежцев (баллы, х ±о)

Блоки когнитивнопсихологического ресурса Сформированость до эксперимента Р Сформированость после эксперимента Р

Контрольная группа (п = 30) Экспериментальная группа (п= 30) Контрольная группа (п = 30) Экспериментальная группа (п = 30)

Знаниевый блок 50,2±5,3 50±5,6 >0,05 53,1 ±5,8 77,4±6,3 <0,05

Личностно- профессиональный блок 1,7 ±0,8 1,8 ±0,7 >0,05 1,9±0,6 2,4±0,3 <0,05

Таблица 2

Результативность соревновательной деятельности юных конькобежцев (%)

Г руппы Результативность соревновательной деятельности Р между

1. До эксперимента После эксперимента

2. Декабрь 3. Январь 4. Март 1 и 2 1 и 3 1 и 4

Контрольная группа (п = 30) 40 39 43 45 >0,05 >0,05 <0,05

Экспериментальная группа (п = 30) 39 57 62 68 <0,05 <0,05 <0,05

Р >0,05 <0,05 <0,05 <0,05

Таблица 3

Результативность соревновательной деятельности юных конькобежцев по решению поставленных задач (%)

Г руппы Результативность соревновательной деятельности

До эксперимента После эксперимента Р между

1 2 3 1 2 3 1 и 1 2 и 2 3 и 3

Контрольная группа (п = 30) 42 43 35 44 43 36 >0,05 >0,05 >0,05

Экспериментальная группа (п = 30) 40 40 37 58 59 73 <0,05 <0,05 <0,05

Р >0,05 >0,05 >0,05 <0,05 <0,05 <0,05

Примечание: 1 — результативность соревновательной деятельности по планируемому результату;

2 — результативность соревновательной деятельности по планируемому графику бега;

3 — результативность соревновательной деятельности по борьбе с соперником в паре

ния упражнения ввести себя в состояние расслабления. В ходе занятий спортсмены обучаются умениям определять психическое состояние партнера по команде.

В подготовительном периоде повышается объем и интенсивность тренировочных нагрузок, увеличивается доля упражнений специальной направленности. Занятия по формированию саморегуляци-онного блока КПР позволяют спортсменам легче переносить повышающиеся тренировочные нагрузки.

Продолжительность третьего этапа методики — восемь недель, с сентября по октябрь. Основной задачей третьего этапа является индивидуальный подбор средств психологической подготовки путем моделирования различных соревновательных ситуаций. Например, создается ситуация, когда спортсмену выпадает жребий бежать дистанцию с соперником заведомо сильнее, чем он. Каковы будут его действия при подготовке к старту и во время бега по дистанции? При выпадении жребия бежать с сильным соперником у юных спортсменов повышается эмоциональное возбуждение, которое впоследствии может перейти в состояние предстартовой лихорадки или апатии, поэтому спортсмену необходимо составить план своих действий для предотвращения неблагоприятного психического состояния. В тренировке конькобежцев в это время заканчива-

ется подготовительный период, тренировочные нагрузки носят преимущественно специальную направленность и соревновательный характер. В таких условиях спортсмены прорабатывают модель своего соревновательного поведения, начиная с разминки и заканчивая выходом на старт. Происходит индивидуальный подбор упражнений и наиболее приемлемых методов психологической подготовки, что составляет индивидуальную модель их соревновательного поведения.

В результате проведенного эксперимента сфор-мированность КПР экспериментальной группы повысилась как по знаниевому, так и по личностно профессиональному блоку, соответственно на 27,4 балла и 0,6 балла. Показатели сформированности контрольной группы не изменились (табл. 1). После эксперимента между группами выявлены достоверные различия показателей сформированности знани-евого и личностно-профессионального блока КПР.

В результате анализа соревновательной деятельности в декабре, январе и марте выявлены достоверные различия в результативности соревновательной деятельности между конькобежцами контрольной и экспериментальной групп (табл. 2). Результативность экспериментальной группы повысилась на 18 % в декабре, на 23 % в январе и на 29 % в марте в сравнении с результативностью прошлого сезона, в то время

как результативность контрольной группы изменилась не значительно, на 5 % в марте в сравнении с результативностью прошлого года.

При детальном изучении результативности (по планируемым задачам), в экспериментальной группе, был выявлен прирост результативности по всем решаемым задачам, наибольший прирост пришелся на решение задачи по борьбе с соперником в паре, он составил 37 % (табл. 3). Это свидетельствует о том, что спортсмены экспериментальной группы полнее реализуют свою физическую подготовленность за счет более благоприятного предстартового состояния, которым они могут управлять самостоятельно, благодаря сформированному когнитивнопсихологическому ресурсу. Достоверных изменений результативности по решению поставленных задач в контрольной группе не выявлено.

Библиографический список

1. Диких, К. В. Когнитивно-психологический ресурс в структуре соревновательной деятельности спортсмена / К. В. Диких, Г. Д. Бабушкин // Омский научный вестник. — 2010. — № 4(89). - С. 132-136.

2. Бабушкин, Г. Д. Когнитивно-психологический ресурс и его влияние на состояние и деятельность спортсмена / Г. Д. Ба-

бушкин, А. П. Шумилин // Спортивный психолог. — 2010. — № 1. — С. 55 — 58.

3. Диких, К. В. Результативность соревновательной деятельности конькобежцев и технология ее определения / К. В. Диких, Г. Д. Бабушкин // Актуальные вопросы развития студенческого спорта : материалы Межрегион. науч.-пр. конф. — Омск : СибГУФК, 2010. — С. 94 — 99.

4. Гринь, А. Р. Активизация когнитивного ресурса как средство повышения стрессоустойчивости спортсмена / А. Р. Гринь, А. Б. Колосов // Рудиковские чтения : матер. Межд. науч. конф. психологов физич. культ. и спорта. — М. : РГУФК, 2006. — С. 98 — 100.

5. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. — М. : Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с.

ДИКИХ Константин Викторович, аспирант кафедры психологии.

БАБУШКИН Геннадий Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии. Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.06.2011 г.

© К. В. Диких, Г. Д. Бабушкин

УДК 796 332 Ю. В. ЕРМОЛОВ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

ВЛИЯНИЕ

ТРЕНИРОВОЧНЫХ МИКРОЦИКЛОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 10-12 ЛЕТ

В работе изучалось влияние нагрузок тренировочных микроциклов, направленных на развитие общей выносливости у юных футболистов 10-12 лет. По характеру тренировочных эффектов определялись допустимые микроциклы, развивающие общую выносливость.

Ключевые слова: микроцикл, допустимость нагрузки, тренировочный эффект, общая выносливость.

Актуальность. Несмотря на большое количество научных работ, выполненных в области детско-юношеского футбола [1—4] вопросы содержания и структуры тренировочных микроциклов, направленных на развитие общей выносливости остаются малоизученными. Недостаточно разработаны количественные параметры нагрузок и их соотношения в структуре тренировочных микроциклов, которые являются основными факторами рационализации процесса подготовки юных спортсменов. Важно определить, в какой степени выбор необходимых оптимальных соотношений компонентов тренировочной нагрузки позволит целенаправленной развивать важные для футболиста качества.

В качестве объекта исследования выступила тренировочная деятельность юных футболистов, а пред-

метом исследования явилась эффективность различных вариантов тренировочных нагрузок, направленных на развитие общей выносливости при подготовке юных футболистов.

Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что изучение характера влияния тренировочных микроциклов, направленных на развитие общей выносливости, позволит найти и количественно описать соотношения их компонентов, вызывающих необходимый тренировочный эффект.

Цель исследования заключается в теоретическом и экспериментальном обосновании концепции построения тренировочных микроциклов, направленных на развитие общей выносливости у юных футболистов, в основе которой лежит принцип адек-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.