ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011
УДК 378.4
С. О. ЗАКАМОРНЫЙ В. Н. СМОЛЕНЦЕВА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
ДИАГНОСТИКА И ДИНАМИКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ У СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА
В статье анализируется проявление агрессии в спортивной практике, мнения тренеров об агрессивном поведении спортсменов и проблемах, возникающих в связи с данным явлением. Представлена методика диагностики компетентности в профилактике и коррекции агрессивного поведения спортсменов, разработанная для изучения уровней компетентности тренеров и студентов физкультурного вуза. Определены уровни сформирован-ности компетентности в профилактике и коррекции агрессивного поведения спортсменов у студентов физкультурного вуза и её динамика в процессе профессиональной подготовки. Ключевые слова: агрессия спортсменов, профилактика и коррекция, тренеры, студенты физкультурного вуза, процесс профессиональной подготовки, компетентность.
Актуальность. В настоящее время проявление спортсменами агрессии становится проблемой, которая все больше волнует тренеров различных видов спорта, исследователей и общественность [1]. Под агрессией подразумеваются деструктивные действия спортсменов, выходящие за рамки спортивных правил и норм, способные причинить ущерб объектам нападения. Во многих видах спорта, особенно тех, где состязания предполагают физический контакт, подобный феномен встречается довольно часто. Спортсмены, настроенные только на победу, при ошибках и неудачах просто оказываются не в состоянии сдерживать негативные эмоции, подобные гневу и ярости, и начинают выражать их в экстра-пунитивных формах. Бесконечные прецеденты нарушений спортсменами норм спортивной этики на соревнованиях самого высокого уровня являются наглядным тому подтверждением. Недавний случай проявления агрессии в спорте стал вопиющим, т.к. объектом нападения спортсменов оказался главный арбитр. В одном из матчей чемпионата России 2010 по хоккею с мячом между командами «Кузбасс» и «Зоркий», после того как судья назначил штрафной в пользу хозяев встречи, хоккеисты «Кузбасса» атаковали его, применив грубую физическую силу. За нападение на рефери четыре хоккеиста сибирской команды получили жесткое наказание: главного агрессора дисквалифицировали на год, других участников потасовки отстранили на десять матчей чемпионата России [2]. Немаловажно то, что среди агрессоров были ведущие игроки страны, участники прошедшего чемпионата мира, действующие члены сборной и кандидаты в нее. Подобные примеры говорят о том, что тренеры порой испытывают сложности в вопросах управления агрессией спортсменов, в то время как
их положение обязывает нести ответственность за поступки своих воспитанников.
Исследователь В.Н. Томилов (1990), изучающий феномен агрессии в спорте, акцентирует внимание на том, что при организации педагогического процесса в рамках физкультурно-спортивной деятельности необходимо учитывать возможную деформацию нравственного облика спортсмена под воздействием специфических факторов спортивной деятельности [3]. Эта деформация выражается в развитии агрессивных качеств, которые зачастую, способствуя достижению чисто спортивного результата, в конечном счете, приводят к извращению первоначальной цели физкультурно-спортивной деятельности, призванной способствовать гумманизации общественной жизни. По мнению других исследователей [4 — 7] решение воспитательных задач в процессе спортивной подготовки спортсменов (особенно единоборцев) является обязательным требованием, невыполнение которого иногда угрожает игнорированием спортивной этики, переходящей в некоторых случаях в криминал.
Задача тренера—это не только спортивные достижения спортсмена, но и воспитание всесторонне развитого, образованного человека, способного к использованию культурного достояния общества и саморазвитию. Следовательно, в арсенале тренера должны быть приемы эффективного предупреждения и коррекции агрессивных реакции своих воспитанников, однако анализ программ профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту показал, что в процессе обучения студентов в физкультурном вузе проблемам управления агрессией спортсменов внимания не уделяется. Это позволяет предположить, что компетентность в профилактике и коррекции агрессии спортсменов у сту-
80 70 60 50 55 40 30 20 10 0
низкий средний высокий
уровни
Рис. 1. Сформированность компетентности в профилактике и коррекции агрессивного поведения спортсменов у студентов физкультурного вуза
23,5
1,3
100 -т-
90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
1 2 3 4 5
курсы
Рис. 2. Динамика уровней сформированности компетентности в профилактике и коррекции агрессии спортсменов у студентов различных курсов
дентов физкультурного вуза может формироваться на уровне, недостаточном для будущей профессиональной деятельности.
Проблемная ситуация. Современная спортивная практика имеет потребность в высококвалифицированных специалистах по физической культуре и спорту, в частности компетентных в профилактике и коррекции агрессии спортсменов, однако сведения о сформированности данной компетентности у тренеров и студентов физкультурного вуза отсутствуют.
Цель исследования — разработать методику диагностики и изучить динамику сформированности компетентности в профилактике и коррекции агрессивного поведения спортсменов в процессе профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту.
Задачи:
1. Разработать методику диагностики компетентности в профилактике и коррекции агрессивного поведения спортсменов.
2. Выявить мнения тренеров об агрессивном поведении спортсменов и проблемах, возникающих в связи с данным явлением в спорте.
3. Определить уровень сформированности компетентности в профилактике и коррекции агрессивного поведения спортсменов у студентов физкультурного вуза.
Теоретическая значимость состоит в том, что теория и методика профессионального образования дополнена понятием «компетентность в профилактике и коррекции агрессивного поведения студентов физкультурного вуза».
Практическая значимость. Разработана методика диагностики, которая может быть использована при изучении компетентности в профилактике и коррекции агрессивного поведения спортсменов.
Методы исследования: анализ специальной литературы, опросный метод, математико-статистические методы.
Организация исследования. В исследовании приняли тренеры различных категорий СДЮШОР, ДЮСШ города Омска с опытом работы не менее трех лет (46 чел.), а также студенты физкультурного вуза (СибГУФК) с первого по пятый курсы (230 чел.).
С целью решения поставленных задач, на основе анализа научно-методической литературы по проблеме агрессии в спорте и результатов исследования (педагогические наблюдения, экспертные оценки, тестирования) была разработана тестовая методика диагностики компетентности в профилактике и коррекции агрессии спортсменов. Выделенная компетен-
тность представляет собой желание и способность тренера предупреждать и корректировать агрессивные наклонности спортсменов в процессе своей профессиональной деятельности. При разработке данного теста мы руководствовались тем, что данная компетентность может быть оценена по наличию у тестируемых соответствующих знаний и умений, а также их личностному отношению к феномену агрессии в спорте.
В разработанном тесте были выделены три раздела, каждый из которых оценивает ключевые аспекты рассматриваемой компетентности и позволяет набрать испытуемому до 40 баллов.
Вопросы первого раздела методики: оценивают представления о феномене агрессии, сведения о том, какой смысл испытуемые вкладывают в понятие агрессии в спорте, какие знают формы ее проявления; выявляют мнение о влиянии агрессивного поведения спортсменов на результат их деятельности; определяют способность к дифференцированию агрессивного поведения спортсменов от неагрессивного.
Ответы на вопросы второго раздела позволяют оценить глубину знаний о детерминантах агрессивного поведения спортсменов, его внешних и внутренних причинах возникновения.
Вопросы третьего раздела направлены на выявление способности испытуемых своевременно предупреждать и корректировать агрессивные наклонности спортсменов, возникающие в их деятельности. В данном разделе преобладают вопросы с «открытыми» ответами, которые стимулируют респондентов к моделированию ситуаций и предложению их решения на основе имеющихся знаний и опыта.
Общая оценка компетентности выводится из суммы баллов, полученных за все три раздела и оценивается по установленному методикой критерию.
Надежность разработанной методики определялась повторной диагностикой студентов пятого курса (п = 52) и определением коэффициента корреляции, который составил г = 0,925.
Результаты исследования. Анализ результатов исследования мнения спортивных педагогов об агрессивном поведении спортсменов и проблемах, возникающих в связи с данным явлением в спорте, показал следующее.
Большинство тренеров (89%) сталкивается с конфликтами в процессе профессиональной деятельности.
На вопрос о том, имеются ли среди их воспитанников лица, демонстрирующие агрессивное поведение в условиях конфликта, 66% тренеров подтвердили присутствие данного явления в спортивной практике.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011
25 20 3 15-1ц с га
ю 10 — 5 —
□ Раздел 1 □ Раздел 2 □ Раздел 3
1 2 3 4 5
Курсы
Рис. 3. Динамика показателей компетентности в профилактике и коррекции агрессии спортсменов по различным разделам методики у студентов различных курсов
С целью прояснить обоснованность сложившегося мнения о том, что спорт развивает агрессивность, испытуемым был задан вопрос: «Наблюдали ли вы, что с повышением квалификации спортсменов их агрессивность возрастала? ». Результаты опроса показали, что однозначной позиции на этот счет у практиков спорта нет, в частности, 44 % считают данное мнение оправданным, а 56% полагают, что данные тенденции присущи лишь отдельным спортсменам.
При определении влияния агрессивного поведения на результативность деятельности спортсменов значительной частью тренеров (44%) было отмечено, что подобное поведение отрицательно сказывается на спортивном результате.
Подавляющее большинство тренеров (89%) считает, что знания об управлении агрессией необходимы в их работе, и лишь 11% не придают им значения.
Оценивая свои умения управлять агрессией, 67% испытуемых отметили, что часто имеют затруднения при решении данной проблемы. По их мнению, данные умения особенно остро необходимы в контактных видах спорта и должны формироваться еще в процессе обучения в вузе.
Анализ результатов изучения сформированности компетентности в профилактике и коррекции агрессивного поведения спортсменов у студентов физкультурного вуза показал: высокий уровень сформированности компетентности выявлен у 4% испытуемых студентов; средний уровень - у 70% испытуемых и низкий уровень выявлен у 26% (рис. 1).
Таким образом, выявлено преобладание среднего уровня компетентности, значительное число студентов имеющих низкий уровень сформированности компетентности и практически отсутствие студентов, с высоким уровнем изучаемой компетентности.
Изучение динамики сформированности компетентности в профилактике и коррекции агрессивного поведения спортсменов у студентов физкультурного вуза с первого по пятый курсы показало следующее (рис. 2).
На первом курсе выявлено: с высоким уровнем сформированности компетентности в профилактике и коррекции агрессивного поведения спортсменов 0% испытуемых; со средним уровнем — 62% и с низким-38% студентов.
На втором и третьем курсах студентов с высоким уровнем изучаемой компетентности также не наблюдается, студентов со средним уровнем оказалось незначительно больше (71% и 69% соответственно), с низким уровнем — 29% и 31% испытуемых.
На четвертом и пятом курсах выявлено повышение показателей компетентности: высокий уровень выявлен соответственно у 2% и 4% испытуемых; средний — у 85% и 88%; низкий — у 13% и 8%. Повышение изучаемых показателей у студентов четвертого и пятого курсов, вероятно, связано с изучением на данном курсе дисциплин «Психология физической культуры и спорта» и «Конфликтология», вместе с тем повышение показателей статистически недостоверно.
Анализ показателей компетентности в профилактике и коррекции агрессивного поведения спортсменов у студентов по различным разделам разработанной нами методики (рис. 3) показал, что наименьшие баллы студентами всех курсов были набраны по третьему разделу теста, являющемуся, по нашему мнению, ключевым, характеризующим недостаточную способность будущих тренеров решать проблемы, связанные с управлением агрессией спортсменов.
Выводы.
1. Результаты проведенного исследования указывают на то, что тренеры отмечают недостаточность знаний и умений, необходимых им при решении проблем в ситуациях проявления агрессии воспитанниками.
2. Выявленные уровни компетентности в профилактике и коррекции агрессии спортсменов у студентов физкультурного вуза позволяют утверждать о необходимости совершенствования процесса профессиональной подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту, посредством разработки и внедрения методики формирования компетентности в профилактике и коррекции агрессии спортсменов у студентов физкультурных вузов.
Библиографический список
1. Сиротин, О. А Воздействие фрустрирующих ситуаций на социальную адаптацию спортсменов к учебно-тренировочной и соревновательной деятельности / О. А. Сиротин, В. И. Сиваков // Теория и практика физической культуры. — 2001. — № 3. — С. 6 — 8.
2. Зетилов, И. В. «Кузбассу» дали по рукам. За нападение на арбитра четыре хоккеиста сибирской команды получили жесткое наказание / И. В. Зетилов // Советский спорт. — 1993. — 10 февраля, № 17.
3. Томилов, В. Н. Агрессивность в спорте : социально-биологический аспект / Томилов В. Н. // Теория и практика физической культуры. — 1990. — № 10. — С. 39 — 41.
4. Агеевец, В. У. Влияние спорта на воспитание интеллектуальных, нравственных качеств и социальной активности личности / В. У. Агеевец., В. М. Выдрин // Спорт в современном обществе. - М. : ФИС, 1980. - С. 110-123.
5. Ашкинази, С. М. Вопросы теории и практики рукопашного боя в Вооруженных силах Российской Федерации : монография / С. М. Ашкинази. — СПб. : Военый ин-т физ. культуры, 2001. — 240 с.
6. Марищук, В. Л. Информационные аспекты управления спортсменом / В. Л. Марищук, Л. К. Серова. — М. : Физкультура и спорт, 1983. — 111 с.
7. Марищук В. Л. Вопросы разностороннего воспитания курсантов высшего военного учебного заведения / В. Л. Марищук, Н. В. Романенко. - СПб. : ВИФК, 1996 - 300 с.
ЗАКАМОРНЫЙ Станислав Олегович, аспирант кафедры психологии.
СМОЛЕНЦЕВА Валентина Николаевна, доктор психологически наук, профессор (Россия), заведующая кафедрой психологии.
Адрес для переписки: е-шаП: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.06.2010 г.
© С. О. Закаморный, В. Н. Смоленцева
0