Научная статья на тему 'Методика формирования у будущих тренеров компетентности в профилактике и коррекции агрессии спортсменов'

Методика формирования у будущих тренеров компетентности в профилактике и коррекции агрессии спортсменов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ СПОРТСМЕНОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО ТРЕНЕРА / AGGRESSION OF ATHLETES / PROFESSIONAL EDUCATION / COMPETENCE / FUTURE COACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закаморный Станислав Олегович, Смоленцева Валентина Николаевна Смоленцева

В статье приводится теоретическое и экспериментальное обоснование методики формирования у будущих тренеров компетентности в профилактике и коррекции агрессии спортсменов. Представлены результаты внедрения данной методики в процесс обучения студентов физкультурного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Закаморный Станислав Олегович, Смоленцева Валентина Николаевна Смоленцева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of forming among the future trainers the competence in prevention and correction of athlete's aggression

The article presents theoretical and experimental basis for future methods of forming a competence of trainers in the prevention and correction of aggression of the athletes. There have been presented the results of applying this methodology in the learning process of students at higher physical culture school.

Текст научной работы на тему «Методика формирования у будущих тренеров компетентности в профилактике и коррекции агрессии спортсменов»

Таблица 2

Сравнительный анализ уровня профессиональной подготовленности испытуемых ЭГ и КГ в ходе педагогического эксперимента (х ±т), в баллах

№ п/п Показатели профессиональной подготовленности В начале педагогического эксперимента Р В конце педагогического эксперимента Р

ЭГ КГ ЭГ КГ

1. Расчет необходимых сил и средств пожаротушения на объектах нефтегазового комплекса 3,7±0,18 3,7±0,19 >0,05 4,4±0,17 3,8±0,21 <0,05

2. Оценка принятия решения по борьбе с пожаров, с учетом имеющихся сил и средств 3,2±0,22 3,4±0,25 >0,05 4,3±0,27 3,7±0,31 <0,05

3. Расстановка сил и средств для тушения пожара на нефтегазовых объектах 3,3±0,14 3,4±0,12 >0,05 4,5±0,12 3,8±0,17 <0,05

4. Расчет линейной скорости распространения огня, скорости горения, характера и размеров пожара на нефтегазовых объектах 3,7±0,18 3,8±0,15 >0,05 4,3±0,11 3,9±0,12 <0,05

ЛИТЕРАТУРА

1. Егорычев, А.О. Теория и технология управления психофизической подготовкой студентов к профессиональной деятельности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Его-рычев А.О. - Ярославль, 2005. - 54 с.

2. Круглий, А.В. Модель профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности с использованием индивидуально-дифференцированного подхода в вузах нефтегазовой отрасли // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 4 (74). - С. 101-105.

3. Титушина, Н.В. Педагогическая технология поэтапного профессионального развития личности студента вуза нефтегазовой отрасли // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1 (35). - С. 89-93.

Контактная информация: [email protected]

УДК 378.147

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ ТРЕНЕРОВ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ АГРЕССИИ СПОРТСМЕНОВ

Станислав Олегович Закаморный, аспирант,

Валентина Николаевна Смоленцева, доктор психологических наук, профессор, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (СибГУФК),

Омск

Аннотация

В статье приводится теоретическое и экспериментальное обоснование методики формирования у будущих тренеров компетентности в профилактике и коррекции агрессии спортсменов. Представлены результаты внедрения данной методики в процесс обучения студентов физкультурного вуза.

Ключевые слова: агрессия спортсменов, профессиональное образование, компетентность будущего тренера.

METHODS OF FORMING AMONG THE FUTURE TRAINERS THE COMPETENCE IN PREVENTION AND CORRECTION OF ATHLETE’S AGGRESSION

Stanislav Olegovich Zakamorny, the post-graduate student,

Valentina Nikolaevna Smolentseva, the doctor of psychological sciences, professor, Siberian State University of Physical Education and Sport, Omsk

Annotation

The article presents theoretical and experimental basis for future methods of forming a competence of trainers in the prevention and correction of aggression of the athletes. There have been presented the results of applying this methodology in the learning process of students at higher physical culture school.

Keywords: aggression of athletes, professional education, competence, future coach.

ВВЕДЕНИЕ

Особенности современной практики спортивной педагогики предъявляют высокие требования к профессиональной подготовке тренеров, в том числе к формированию компетентности в профилактике и коррекции агрессивного поведения спортсменов. Компетенция в данном исследовании рассматривается как желание, способность и готовность тренера реализовывать меры по предупреждению и контролю агрессивных состояний у лиц, занимающихся спортом. Анализ научных данных показывает, что знаний, необходимых для формирования данной компетентности, на данный момент явно недостаточно. Это указывает на существование научной проблемы, заключающейся в необходимости поиска эффективных методов и средств формирования у будущих тренеров компетентности в профилактике и коррекции агрессивного поведения спортсменов.

Цель исследования - разработать и обосновать методику формирования у будущих тренеров компетентности в профилактике и коррекции агрессивного поведения спортсменов.

МЕТОДИКА

Концептуальным положением разработанной нами методики является формирование высокого уровня компетентности в профилактике и коррекции агрессии спортсменов посредством воздействия на каждый ее структурный компонент и личностные свойства, значимые для данной компетентности. Проведенный анализ показал, что сформировать компетентность у будущих тренеров в профилактике и коррекции агрессии спортсменов возможно опираясь на следующие подходы: компетентностный, деятельностный и системный. В настоящее время, реализация компетентностного подхода является ключевым направлением совершенствования качества высшего образования [1]. С его помощью была изучена природа компетентности в профилактике и коррекции агрессии спортсменов, её структура и особенности формирования. Реализация компетентностного подхода в процессе формирования компетентности в профилактике и коррекции агрессии спортсменов выразилась в разработке организационно-методического обеспечения курса по выбору «Конфликтология», модернизации рабочей учебной программы курса.

Деятельностный подход [2,3] важен для осмысления студентами всего процесса формирования компетентности в профилактике и коррекции агрессии спортсменов. В организации процесса обучения это помогло определить у студентов уровень сформиро-ванности данной компетентности и её компонентов, и на основе этого целенаправленно формировать те компоненты, которые наименее сформированы.

Системный подход был использован для разработки модели формирования у будущих тренеров компетентности в профилактике и коррекции агрессии спортсменов в связи с тем, что данный поход является одним из самых актуальных в современных исследованиях сложных педагогических систем [4]. Преимущество системного подхода заключается в том, что он способен четко упорядочить объект исследования при его описании.

Реализация методики формирования у студентов физкультурного вуза компетентности в профилактике и коррекции агрессии спортсменов осуществлялась в три этапа: диагностический, формирующий и результативный.

В процессе диагностического этапа у студентов определялись уровни компетентности в профилактике и коррекции агрессии спортсменов, конфликтоустойчивости и предрасположенности к определенному стилю руководства. Это позволило осознать студентам характер своих личностных свойств, что, по нашему мнению, оказало позитивное влияние на формирование мотивации к предстоящей деятельности по формированию компетентности в профилактике и коррекции агрессии спортсменов, её дальнейшему совершенствованию.

На формирующем этапе были созданы условия для формирования у студентов физкультурного вуза компетентности в профилактике и коррекции агрессии спортсменов. Предметное содержание аудиторной и самостоятельной работы студентов позволило: сформировать у будущих тренеров способность и желание предупреждать и корректировать агрессивное поведение спортсменов; скорректировать предпочтение у будущих специалистов к демократическому и смешанному стилям педагогического руководства; повысить у испытуемых уровень конфликтоустойчивости.

Результативный этап. Особенностью педагогического воздействия на испытуемых на данном этапе было то, что студенты самостоятельно сравнивали результаты диагностики до и после эксперимента. Это позволило будущим тренерам осознать эффективность целенаправленного педагогического воздействия на совершенствование свойств личности.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Цель эксперимента заключалась в проверке эффективности разработанной методики формирования у будущих тренеров компетентности в профилактике и коррекции агрессивного поведения спортсменов. В эксперименте принимали участие студенты пятого курса, обучающиеся по специальности «физическая культура и спорт» в Сибирском государственном университете физической культуры и спорта. Экспериментальную и контрольную группу составили 48 испытуемых (24 - экспериментальная; 24 - контрольная). В контрольной группе занятия осуществлялись по традиционной методике. В экспериментальной группе в процессе аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов (60 часов) рассматривалась проблема агрессии в спорте, изучались факторы агрессивного поведения спортсменов, способы его профилактики и коррекции.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ результатов исследования сформированности у студентов СибГУФК компетентности в профилактике и коррекции агрессивного поведения спортсменов проводился помощью разработанной нами методики диагностики [5]. Наряду с общим показателем изучаемой компетентности, методика позволяла выявить сформированность структурных компонентов данной компетентности (табл.1).

Таблица 1

Показатели сформированности у студентов СибГУФК компетентности в профилак-

тике и коррекции агрессивного поведения спортсменов до и после эксперимента

Экспериментальная группа (п=24) Контрольная группа(п=24) Ро Ро

Компоненты До После Ро До После Ро До После

X а X а X а X а

Мотивационный 22,7 4,9 30 4,2 <0,05 20,1 5,5 20,5 6,0 >0,05 >0,05 <0,05

Когнитивный 21,4 4,3 31,8 6,1 <0,05 21,8 5,2 20,7 5,7 >0,05 >0,05 <0,05

Деятельностный 14,2 4,9 26,0 7,3 <0,05 17,2 3,6 15,9 4,4 >0,05 >0,05 <0,05

Общая 58,3 8,7 87,7 13,4 <0,05 59,1 8,2 57,1 9,5 >0,05 >0,05 <0,05

Изучение уровня конфликтоустойчивости у студентов СибГУФК на различных этапах педагогического эксперимента показало следующее. В экспериментальной группе в начале эксперимента около 50% имели низкий уровень конфликтоустойчивости. После эксперимента в экспериментальной группе повысилось количество испытуемых с высоким уровнем конфликтоустойчивости.

Исследование преобладающего стиля педагогического руководства у студентов СибГУФК на различных этапах педагогического эксперимента показало, что в начале эксперимента в экспериментальной группе выявлялось преобладание склонностей к авторитарно-демократическому и либерально-демократическому стилям руководства. После эксперимента число лиц склонных к авторитарно-демократическому стилю руководства снизилось до одного человека, большинство студентов осознали необходимость использования демократического стиля руководства в будущей профессиональной деятельности. В контрольной группе значимых изменений в предпочтениях стиля руководства не выявлено.

ВЫВОДЫ

1. Разработанная методика формирования у будущих тренеров компетентности в профилактике и коррекции агрессии спортсменов основывается на компетентностном, деятельностном и системном подходе и представляет собой модель, предполагающую прохождение трех последовательных этапов: диагностический, формирующий, результативный.

2. В процессе педагогического эксперимента было достоверно установлено, что использование в процессе обучения студентов физкультурного вуза разработанной методики в профилактике и коррекции агрессии спортсменов приводит к повышению общего показателя формируемой компетентности и всех её компонентов.

Таким образом, создание научно-обоснованных педагогических условий (использование компетентностного, деятельностного и системного подхода) формирования компетентности в профилактике и коррекции агрессии спортсменов позволяет повысить эффективность профессиональной подготовки студентов физкультурного вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шипилина, Л. А. Управление качеством профессионально-педагогического образования в современном университете / Л.А. Шипилина. - Омск : Изд-во Омского гос. пед. ун-та, 2010. - 308 с.

2. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения : в 2 т. / А. Н. Леонтьев. - М. : Педагогика, 1983, т. I - 392 с; т. II - 320 с.

3. Смирнов, С.Д. Общепсихологическая теория деятельности: перспективы и ограничения // Вопросы психологии. - 1993. - № 4. - С. 37-41.

4. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие / В.И. Загвязинский. - М. : Академия, 2003. - 208 с.

5. Закаморный, С. О. Диагностика и динамика сформированности компетентности в профилактике и коррекции агрессивного поведения спортсменов у студентов физкультурного вуза // Омский научный вестник. - 2011. - № 1 (95). - С. 126-129.

Контактная информация: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.