ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ И ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ СПОРТА
Л. В. Марищук Е. В. Микуло
Анализируется процесс спортивной подготовки как технология, предусматривающая субъект-субъектное взаимодействие тренера и спортсмена, их личностное и профессиональное развитие. Приведена авторская дефиниция психодидактической технологии.
Sport training process as a technology providing subject-subject (trainer and sportsmen) interaction, professional and personal development is analyzed. Author's psycho didactic technology definition is presented.
Ключевые слова: технология, развивающая, психодидактическая, система, спортсмены, тренеры, спортивная подготовка.
Key words: technology, development, psycho-didactic, system, sportsmen, trainers, sport training.
Г. Драйден писал: «Есть только два направления изменения человека -развитие либо деградация, поэтому, если образование не способствует развитию, то оно будет служить деградации». Подготовка отдельного спортсмена высокого класса всегда является проблемой, которую можно и нужно решать как уникальную и неповторимую [6]. На практике сформировано понимание того, что в случае подготовки высококлассных спортсменов и тренерам, и спортсменам необходимо непрерывное развитие профессионально значимых качеств личности, что подразумевает использование развивающих (психодидактических) технологий. Применение развивающей технологии - первая ступень развития субъектного мировоззрения педагога, это база для освоения последующих технологий личностно ориентированного образования. Развивающие технологии обеспечивают фундаментальность образования за счет перевода педагога с методического на концептуально-методологический уровень деятельности [4]. Развивающие технологии - это технологии, ориентированные на создание соответствующих условий для развития личности, изменение этических норм, развитие интеллектуального и физического потенциала человека. Развивающие технологии предполагают диалогичность, конструирование субъект-субъектных отношений, обусловливающих характер межличностного взаимодействия. Результатом такого взаимодействия будет личностный рост его субъектов, продуктивность и экономичность совместной деятельности. Мониторинг выполнения замысла позволяет своевременно корректировать процесс реализации и получать желаемый результат.
Особенностью развивающих технологий является то, что их применение требует высокой активности педагога и обучающихся. Активность педагога проявляется в познании личностных особенностей учеников, готовности к самоизменениям и внесению коррекций в технологический процесс. Активность обучающихся проявляется в возрастающей самостоятельности и ответственности, т. е. субъектности в процессе взаимодействия. Развивающий характер технологии проявляется в возможности ее влияний на интегральные
495
характеристики человека (потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, установки, смыслы), на развитие профессионально значимых личностных качеств и определяет динамику развития личности в целом, ее компетентность в избранном виде деятельности. Результатом применения развивающей технологии является стремление человека к саморазвитию, саморегуляции, саморефлексии, самоопределении и самоконтролю, способности самосовершенствования - субъектности личности. Несмотря на значимость психолого-педагогических технологий, разрабатываемых на принципе центрации образования на развитии и саморазвитии, технологии, реально используемые на практике оказываются в стороне от наиболее современных идей и концепций. Происходящие в результате их применения изменения носят в основном случайный характер и не имеют отношения к реконструкции образовательного процесса на принципах личностно ориентированного образования [5]. Представляется принципиально важным вывод С.А. Гончарова [3] о том, что развивающим технологиям сложно обучить, если они не становятся организующим принципом образовательного процесса, как взаимодействия, что требует перестройки профессионального менталитета всех его участников. Синтез психологии и гуманитарной культуры в процессе личностно ориентированного обучения в спортивной деятельности способствует выполнению главной задачи - развитию личности, ее интеллектуальному и физическому совершенствованию.
Основой развивающей технологии являются принципы научности, интеграции, креативности, а средствами их разработки и реализации - концептуальное осмысление обучения, применение методик развивающей направленности, тематические программы развивающих занятий, мониторинг процесса личностного развития учащихся. Представляет интерес мнение В.К. Грановского и его коллег, называющих самым виртуозным инструментом развивающих технологий регулирование поведения во взаимодействии -«пространства перспективы» [4]. Ресурсом повышения результативности спортивной деятельности является субъект-субъектное взаимодействие, использование не императивного принуждения в учебно-тренировочной деятельности, а создание системы выбора поведения субъектов спортивной деятельности, самостоятельного согласованного конструирования ими решения в той или иной ситуации. Регулирование поведения - это работа на опережение в условиях конкуренции инициатив. «Поведение следует за инициативой в пространстве перспективы, и делает это тем легче и свободнее, чем более перспективным ощущает это следование и приносимые им выгоды и преимущества...» [4]. Особенности взаимодействия в физкультурной и спортивной деятельности, выражаются прежде всего в том, что регуляция поведения спортсмена тем легче, чем более перспективными ощущает он выгоды и преимущества спортивной деятельности [10]. Важно и необходимо определить место и время проведения психологической подготовки в системе многолетней подготовки спортсмена, особенно в олимпийском спорте. Доминирование субъект-субъектного типа отношений ориентирует спортивных педагогов на создание условий для собственного профессиональноличностного развития, для актуализации ресурсных возможностей личности спортсмена в соответствии с особенностями их индивидуальности [10].
496
К настоящему времени в сфере физической культуры и спорта сложилась благоприятная ситуация, предопределяющая целесообразность применения развивающих технологий как одного из эффективных средств реализации педагогом личностно ориентированного подхода. Среди них: (а) стремление к непрерывному развитию профессионально значимых качеств субъектов спортивной деятельности; (б) наличие мониторинга подготовленности спортсмена к соревновательной деятельности; (в) поиск путей профессионального взаимодействия различных по квалификации специалистов (педагог, врач, психолог, менеджер и пр.), объединенных целью успешной спортивной подготовки. Это позволит с учетом накопленного в педагогике и психологии опыта, не декларативно, а реально организовать совместную деятельность тренера, спортсмена и психолога, реализуя развивающие технологии. Технология понимается нами как совокупность приемов, способов и их последовательности для достижения поставленной цели. Реализуется она на основе принципа воспитывающего обучения в субъект-субъектном взаимодействии педагога и обучающихся, комплексно воздействуя на мотиваци-онно-потребностную, эмоционально-волевую и когнитивную сферы личности. Технология - микросистема в системе «обучающий - обучающийся», так как все пять ее компонентов: целевой, содержательный, организационный, операциональный, диагностический взаимосвязаны и взаимозависимы; цель выступает системообразующим фактором, а достижение цели -прогнозируемый и диагностируемый результат применения - механизмом обратной связи. Такая трактовка легла в основу разработки «Технологии непроизвольного обучения» (Л.В. Марищук, 1992) [8; 9], в которой использовалось и «повторение без повторений» А.Н. Бернштейна с целью формирования двигательных навыков. Под нашим (Л.В. Марищук) руководством был разработан и внедрен в практику работы со студентами физкультурного вуза и спортсменами ряд технологий, названных, по аналогии с «Психопедагогикой» Э. Сто-унса [11], психодидактическими. Среди них: «Технология умственного воспитания средствами гуманитарных дисциплин», посвящённая реализации принципа воспитывающего обучения курсантов физкультурного вуза А.О. Фи-алко-Вагранова (1998); «Технология целенаправленного формирования волевых и физических качеств» в процессе выполнения специальных упражнений профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников силового ведомства, для чего разработана оригинальная полоса препятствий С.А. Гайдука (2005); «Технология идеомоторного тренинга» спортсменов баскетболистов при выполнении бросков мяча в корзину Алире-зы Бахрами (2007): «Технология активизации мнемической деятельности» студентов физкультурного вуза, в том числе развития мышечной памяти, внедренная С.Г. Ивашко (2011); «Технология формирования навыка выполнения штрафного броска в баскетболе А.А. Быковой (2012), название которой говорит само за себя: использовались различные тренажёрные устройства и идеомоторный тренинг; «Технология формирования соревновательной надежности» В.М. Заики (2014), определившая формирование навыка регуляции оптимального в соревновательной деятельности психического состояния спортсменов.
497
В соответствии с Государственной программой развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь на 2011-2015 гг. в лаборатории психологии спорта НИИ физической культуры и спорта под нашим руководством выполняются проекты «Разработка программы развития сенсомоторных функций и специализированных восприятий спортсменов и внедрить их в систему подготовки спортивного резерва» и «Разработка и внедрение методики развития спортивно важных качеств личности в педагогическом процессе подготовки спортивного резерва». Программы выстроены на основе принципов развивающей (психодидактической) технологии и направлены обеспечение развивающей направленности спортивного педагогического процесса и повышение уровня развития искомых функций и восприятий спортсменов, совершенствования их психомоторных способностей. Диагностический компонент - результат применения определит понимание ценности развития человека, построение спортивно-педагогического процесса на развивающей основе (организацию системной психологической подготовки), развитие базовых психомоторных и спортивно значимых качеств, целенаправленное личностное развитие и саморазвитие спортсмена. Реализация содержательного и организационного компонентов (методик) развивающей технологии требует внешних ресурсов образовательной спортивной среды: кадровых, информационных, материально-технических, временных.
Обобщая, отметим, что согласование методологического и гуманистического потенциала гуманитарного и естественнонаучного знания, их позволяет создать развивающую методологию психологической подготовки спортсмена на этапе становления спортивного мастерства. Использование развивающих технологий требует непрерывного профессионального образования, выступающего фактором жизненной успешности и конкурентоспособности субъектов профессиональной спортивной деятельности.
Список литературы
1. Быков В.С. Теория и практика актуализации физического самовоспитания школьников: дис. ... д-ра пед. наук. - Челябинск, 1999. - 490 с.
2. Водолагина И. Ю. Формирование готовности студентов педвуза к использованию лич-ностно ориентированной технологии развития учащихся (на материале предмета физической культуры): дис... канд. пед. наук. - Саратов, 2002. - 162 c.
3. Гончаров С. А. Гуманитарные технологии в образовании и социальной сфере // Вестн. Герценовского ун-та. - 2008. - № 5 (55). - С. 9-15.
4. Грановский В.К., Осипов В.К., Карижский М.Э. Инструменты влияния // Агентство гуманитарных технологий, 1998. - URL: http://www.uis.kiev.ua/discussion/impact.html. - дата обращения: 20.09.2014.
5. Зеер Э. Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2010. - 321 с.
6. Калашникова В.А., Черепкова Н.В. Взаимовлияние социальных, биологических и психологических факторов, формирующих личностную изменчивость // Вестн. Пятигорского гос. лингвистического ун-та - Пятигорск, 2012. - Вып. 5. - № 7 - С.150-158.
7. Карелин А.А. Спортивная подготовка борцов высокой квалификации: моногр. - Новосибирск, 2002. - 480 с.
8. Марищук Л.В., Ивашко С.Г., Кузнецова Т.В. Психология: пособие / под науч. ред. Л.В. Марищук. - Минск: Тесей, 2013. - 777 с.
9. Марищук Л. В. Психология спорта. - Минск: БГУФК, 2006. - 147 с.
10. Соломин В.П. Гуманитарные технологии как инновация в образовании // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. - 2011. - № 4 (106). - С. 124-127.
11. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения / под ред. Н.Ф. Талызиной. - М.: Педагогика, 1984. - 472 с.
498