выносливость среднего h старшего возраста снижение кровотока в мышцах нижних конечностей во время субмаксимальных нагрузок, по-видимому, компенсируется увеличением артериального кровотока [3].
Как и функции мышц, функции сердечно-сосудистой системы снижается с возрастом. Одно из самых заметных изменений с возрастом - снижение максимальной частоты сердечных сокращений. Это снижение максимальной частоты сердечных сокращений. В детстве эти показатели ниже, чем в Максимальная частота сердечных сокращений среднего 60-летнего человека составляет от 195 до 215 ударов в минуту. Максимальная частота сердечных сокращений среднего 60-летнего человека составляет примерно 166 ударов в минуту. Считается, что эта частота сердечных сокращений считается уменьшением на один удар в год.
Снижение максимальной частоты сердечных сокращений с возрастом. Например, в возрасте 50 лет HRmax обычно активного мужчины, бывшего бегуна на длинные дистанции бывшего бегуна на длинные дистанции того же возраста. Максимальный транскутанный объем крови (SVmax) несколько снижается у высокотренированных пожилых людей. В основном это связано с уменьшением ЧСС и в меньшей степени уменьшением ударного объема. Исследования бегунов на выносливость показали [4], что у пожилых спортсменов наблюдается снижение V02max. Было показано, что снижение V02max наблюдается у пожилых спортсменов в результате уменьшения максимального сердечного выброса. Несмотря на то, что объем сердца у пожилых спортсменов аналогичен объему сердца у молодых спортсменов. Это подтверждает тот факт, что снижение максимальной частоты сердечных сокращений является основной причиной снижения V02max.
Таким образом, мы видим, что легкая атлетика благоприятно влияют сердечнососудистую систему в разных возрастах, улучшая и совершенствуя их работу.
Список литературы /References
1. Абунагимова P.A., Салаватов И.А. Влияние физической культуры на сердечнососудистую систему // Вестник науки №1 (70) том 4. С. 674 - 678. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.BecTHHK-HayKH^/article/12694 (дата обращения: 08.04.2024 г.)
2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://la. sportedu.ru/sites/la.sportedu.ru/files/vestnik_iaaf_2015.pdf (дата обращения: 02.04.2024).
3. Sequence of events leading to the generation of force and power. Reprinted, by permission, from W.L. Kenney, J.H. Wilmore, and D.L. Costill, 2012, Physiology of sport and exercise, 5th ed.
ЗНАЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАСКЕТБОЛИСТОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ Эсенов О.А.1, Сылапов Ч.А.2
1Эсенов Оразмурад Агаджанович - старший преподаватель, 2Сылапов ЧарыярАртыкмурадович - преподаватель, Туркменский государственный институт физической культуры и спорта, г.Ашгабат, Туркменистан
Аннотация: в баскетболе сложность соревновательной деятельности явиться в применении игры большого количества сложно-координационных движений, быстроте двигательной действии, на внезапно меняющееся игровые ситуация,
поэтому нужен эффективный контроль за физической подготовке баскетболиста в подготовительном периоде годичного цикла подготовкой спортсмена. Он способствует оценке положительного влияния усвоенных в ходе подготовки средств и методов, совершенствованию учебно-тренировочных робот, выработке индивидуальной нагрузки на каждого игрока по ампуле спортсмена в команде. Ключевые слова: баскетбол, спортсмен, физическая подготовка, соревновательная деятельность.
VALUES OF PHYSICAL PREPARATION OF BASKETBALL PLAYERS IN THE PREPARATORY PERIOD Esenov O.A.1, Sylapov Ch.A.2
1Esenov Orazmurad Agadzhanovich - senior lecturer, 2Sylapov Charyyar Artykmuradovich - teacher, TURKMENSTATE INSTITUTE OFPHYSICAL CULTURE AND SPORTS, ASHGABAT, TURKMENISTAN
Abstract: in basketball, the complexity of competitive activity appears in the use of a game of a large number of complex coordination movements, the speed of motor action, in suddenly changing game situations, therefore, effective control over the physical training of a basketball player is needed in the preparatory period of the annual cycle of training the athlete. It helps to evaluate the positive impact of the means and methods learned during training, improve educational and training robots, and develop an individual load for each player based on the athlete in the team.
Keywords: basketball, athlete,physical training, competitive activity.
В современной спорте все больше использование занятий физическими упражнениями направлено на достижение высоких результатов спортсмена. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры. Современный баскетбол находится в стадии бурного творческого подъема, направленного на активизацию действий, как в нападении, так и в защите [2].
Результативность выступления молодежных (юниорских) команд, а, соответственно, и качество подготовки спортивных резервов, во многом предопределяют последующее успешное выступление национальных сборных баскетбольных команд на международной арене. Талантливая молодежь, своевременно привлеченная в элиту игроков баскетбола, создает конкуренцию опытным спортсменам, интенсифицирует состязательную активность всех членов команды.
Баскетбол подлинно атлетическая игра, она способствует развитию физических качеств игроков, как быстроты, ловкости, гибкости, выносливости и силы. В игре баскетболист делает очень высокую по нагрузке работу, что способствует повышению уровня функциональных возможностей спортсмена, воспитывает морально-волевые качестваигроков [1, 3, 11].
В течения игры разнообразная и большая по объему двигательная деятельность на фоне растущего утомления требует проявления волевых качеств и высокого уровня подготовленности баскетболистов. В связи с этим, значение физической подготовки игроков для достижения высоких спортивных результатов в баскетболе совершенно очевидно [4, 8].
Перенести игроков огромные нагрузки во время матча и одновременно качественно и целесообразно применять сложные приемы на высокой скорости и при постоянном соперничестве баскетболист может лишь при соответствующем уровне физической подготовленности. Особенно важно знать характер игровой деятельности
баскетболистов и нагрузки игроков по ампулам, которые выпадают на них в каждом матче [5,9,12].
Как известно, во время игры деятельность игроков по ампулам в баскетболе возникает в следующих зонах: с одной стороны, короткий период максимальной интенсивности работ (рывки, ускорения, выполнение сложно-координационных технических действий на предельных скоростях, постоянная борьба за мяч и т.п.); с другой - кратковременный отдых [6, 7, 10].
Если учесть, что тренировка в умеренном режиме отрицательно влияет на работу максимальной интенсивности, то становится ясной вся трудность проблемы физической подготовки в баскетболе.
Целью исследования данной работы является изучение особенности физической подготовке в втягивающем и базовым микроцикле подготовительном периоде годичного цикла игроков в баскетболе.
Методика и организация исследования. Исследования проходила на базе научно-методический центр «Олимп» Туркменской государственной института спорта и физической культуры, г. Ашгабат. К исследованию были задействованы 24 баскетболистов школа по подготовке юных Олимпийцев Туркменистана, которые в момент проведения тестирования были на одном уровне технико-тактической, физической и психологической подготовленности. Для выявления различий при проведении исследований испытуемых разделили на две группы: КГ и ЭГ, в количестве по 12 играков в каждой. Контрольная и экспериментальная группа до исследования занимались по общей программе для школа по подготовке юных Олимпийцев Туркменистана. В период исследования контрольная группа продолжила заниматься по общей программе для школа по подготовке юных Олимпийцев Туркменистана, а экспериментальная группа начал заниматься по специально разработанной методике работы команд во втягивающем и базовым микроцикле подготовительного периода учебно-тренировочного занятий.
Методы исследования: анализ и обобщение литературных источников, педагогический эксперимент, тестирование, математической анализ полученных результатов.
В педагогический эксперименте в качестве контрольных испытаний, были использованы тесты, которые предусмотренные в стандарте спортивной подготовки по виду спорта баскетбол:
1. Прыжок вверх, (см);
2. Челночный бег 4x7 метра (сек.);
3. Ведения мяча с обводка трех стоек с последующим броском мяча в корзину (сек.);
4. Передвижение с ведением мяча, челнок 90 м, (сек.).
На основе проведенного анализа научно-методической литературы и личного опыта подготовки в баскетбольной команде Туркменской государственной институт физической культуры и спорта «Талып спорт» описать методику втягивающем и базовым микроцикле физической подготовки баскетболистов в подготовительном периоде тренировочного занятии.
Наше исследование проводилось с января 2023 года по март 2024 года. Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе - осуществлялся анализ научной, специальной и методической литературы, посвященной физической подготовке баскетболистов в подготовительном периоде. Была определена цель и задачи исследования. На втором этапе - осуществлялось обобщение полученной информации из научно-методической литературы и сопоставление с результатами опросов и бесед с ведущими тренерами. На третьем этапе - осуществлялось педагогическое эксперимент и непосредственное оформление работы.
Основная задача подготовительного периода: создать пик спортивной формой подготовленности баскетболистов и команды в целом, который позволил бы, во-первых, успешно выступать в соревнованиях чемпионата города Ашгабата по баскетболу, и, во-вторых, проводить в меж игровых циклах соревновательного периода объемные и интенсивные тренировки.
Частной задачей подготовительного периода является достижение высокого уровня физической подготовленности, и особенно специфических двигательных качеств, от которых зависит эффективность и зрелищность игры.
Подготовительный период состоит из нескольких циклов, и у каждого цикла есть свои специфические задачи.
Втягивающий цикл: восстановление двигательных способностей баскетболистов до приемлемого уровня, и подготовка спортсменов к последующей напряженной работе.
Базовые циклы (начальные): повышение двигательных возможностей игроков, и прежде всего - аэробных возможностей; формирование установки на необходимость выполнить на этом и последующих этапах подготовительного периода огромную, интенсивную и не всегда приятную тренировочную работу; восстановление основных схем командных и групповых технико-тактических действий.
Базовые циклы (завершающие): повышение уровня всех двигательных возможностей игроков, и, прежде всего — специальных физических качеств; изучение новых схем групповых и командных действий; формирования основного состава команды.
Предсоревновательный цикл: работа по достижению оптимальной структуры физической подготовленности; создание пик спортивной формой; завершение формирования основного состава команды; совершенствование тактических схем ведения командной и групповой игры.
Физическая подготовка в базовых микроциклах подготовительного периода баскетболистов из общих количеств недель подготовительного периода базовый этап занимает примерно 70% недель. Этот срок целесообразно разделить на 3 -4 цикла, и в каждом из них работать над развитием всех физических качеств. При этом возрастает объем этих упражнений, выполняемых в смешанном режиме (комплексное воздействие одного упражнения на несколько качеств одновременно).
Нагрузки базового этапа подготовительного периода — самые тяжелые из всех нагрузок годичного цикла подготовки. В них больше всего около максимальных воздействий на развитие физических качеств, причем с использованием неспецифических упражнений. Многие из тренировочных занятий вызывают не только функциональный стресс, но и стресс психоэмоциональный. Поэтому разгрузочные перерывы между базовыми микроциклами необходимы.
Результаты исследования и их обсуждение.
Сравнительный анализ средних показателей начального и контрольного тестирования, экспериментальной и контрольной группы в прыжке вверх (см.). Контрольная группа начало тестирования - до 50 см, после контрольного тестирования 55,5 см. Экспериментальная группа начало тестирования - до 49,67 см, после контрольного тестирования 59,83 см. Сравнительный анализ результатов теста прыжок вверх (см.) показывает улучшение результата в экспериментальной группе на 10,16 см, в контрольной группе на 5,5 см.
Сравнительный анализ средних показателей начального и контрольного тестирования, экспериментальной и контрольной группы в челночный бег 4x7 метра (сек.). Контрольная группа - до 3,3 сек., после 3,1 сек., улучшение результата на 0,2 сек. Экспериментальная группа - до 3,4 сек., после 2,9 сек., улучшение результата на 0,5 сек. Сравнительный анализ челночный бег 4x7 метра (сек.) показывает заметное улучшение.
Сравнительный анализ средних показателей начального и контрольного тестирования, экспериментальной и контрольной группы в ведения мяча с обводка трех стоек с последующим броском мяча в корзину (сек.). Контрольная группа - до 4,3 сек., после 4,1 сек. Экспериментальная группа - до 4,4 сек., после 3,6 сек. Сравнительный анализ теста ведения мяча с обводка трех стоек с последующим броском мяча в корзину (сек.) показывает улучшение результата в экспериментальной группе на 0,6 сек., в контрольной группе на 0,2 сек.
Сравнительный анализ средних показателей начального и контрольного тестирования, экспериментальной и контрольной группы в передвижение с ведением мяча, челнок 90 м, (сек.). Контрольная группа - до 19,8 сек., после 18,7 сек. Экспериментальная группа - до 19,7 сек, после 17,2 сек. Тест передвижение с ведением мяча, челнок 90 м, (сек.) показал наибольшее улучшение у спортсменов в экспериментальной группе на 2,5 сек., в контрольной группе 1,1 сек. Выводы.
1. Анализ литературы позволил определить высокую степень значимости организации и проведения подготовительного периода в комплексной системе подготовки баскетболистов.
2. Подготовительный период является базовым этапом подготовки к соревновательному периоду, где решаются задачи развития физических качеств, отработки тактических схем взаимодействия, обеспечивается психологический климат в команде на предстоящий игровой сезон.
3. В процессе планирования проведения подготовительного периода необходимо учитывать распределение физических упражнений общей и специальной направленности их процентное соотношение в начале и конце тренировочного процесса.
4. Содержание и форма проведения тренировок в подготовительном периоде отличаются своей интенсивностью и разносторонней направленностью развития физических качеств игроков в баскетбол в сторону увеличения объемов и интенсивности выполняемых физических упражнений.
Список литературы /References
1. Эсенов О., Сопыев Д. Оценка функционального состояния спортсменов в спортивных играх //Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма. - 2021. - с. 99-101.
2. Эсенов O.A., Сылапов Ч.А. Психологическая подготовка баскетболистов в предсоревновательный и соревновательный периоды //Проблемы современной науки и образования. - 2021. - №. 5-1 (162). - С. 30-33.
3. Сатаров А., Эсенов О. Медико-биологический анализ физической подготовленности дзюдоистов //Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма. - 2021. - с. 73-75.
4. Эсенов O.A. Влияние тренировочных нагрузок на развитие скоростных способностей юных баскетболисток //Academy. - 2021. - №. 5 (68). - с. 44-46.
5. Эсенов O.A., Бердыев Т. Повышение общей физической подготовленности баскетболистов 13-14 лет //Современные инновации. - 2021. - №. 1 (39). - с. 39-42.
6. Эсенов O.A., Сылапов Ч.А. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТАКТИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ЮНОШАМИ 14 ЛЕТ В 3X3 БАСКЕТБОЛЕ // Проблемы педагогики. - 2024. - №. 1 (65). - С. 25-27.
7. Эсенов O.A., Сылапов Ч.А. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОРФОФУНКЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ БАСКЕТБОЛИСТОВ И ГАНДБОЛИСТОВ // Проблемы науки. - 2024. - №. 2 (83). - С. 25-30.
8. Эсенов O.A. ВЫЯВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОСНОВНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В БАСКЕТБОЛЕ //EUROPEAN SCIENCE Учредители: Олимп. - №. 4. - С. 27-30.
9. Эсенов O.A., Мазаков М. Т. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАЩИТНЫХ ДЕЙСТВИЙ У БАСКЕТБОЛИСТОВ 14-15 ЛЕТ //Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма. - 2021. - С. 244-246.
10. Эсенов O.A., Аманов М. Ч. Развития координационных способностей у баскетболистов 12-13 лет средствами подвижных игр. Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 25 января 2024 г. - ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ, Чебоксары, 2024. - 931-936 с.
11. Эсенов O.A., Бердиев Т.Б. Влияние различной физической нагрузки на точность штрафного броска в баскетболе. Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 25 января 2024 г. - ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ, Чебоксары, 2024.-936-941 с.
12. Эсенов O.A., Сылапов Ч.А. Комплекс упражнений для развития быстроты в защите юных баскетболистов 13-14 лет // Наука, техника и образование. - 2024. № 1 (93). С. 64-67.
ПРИНЦИП МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ языков - ключ к
УСПЕХУ Бабаева JI.JL
Бабаева Людмила Леонидовна - старший преподаватель, Ташкентский государственный технический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена принципу мотивации при изучении иностранных языков. Рассмотрены ключевые аспекты, влияющие на поддержание мотивации в процессе обучения, такие как установка целей, реалистичные ожидания, создание интересной обучающей среды, использование разнообразных методов обучения, постоянная практика и поддержка окружения. Описаны стратегии поддержания высокого уровня мотивации, включая вовлечение в реальные ситуации, поощрение прогресса, общение с сообществом и поиск вдохновения в успехах других. Подчеркнута важность постоянного самосовершенствования и развития даже после достижения определенногоуровня владения языком.
Поддержание мотивации является ключом к успешному изучению языка, и рекомендуется использовать разнообразные стратегии для достижения этой цели. Ключевые слова: мотивация, изучение языков, цели, обучающая среда, методы обучения, практика, поддержка, реальные ситуации, прогресс, самосовершенствование.
THE PRINCIPLE OF MOTIVATION IN LEARNING LANGUAGES -
THE KEY TO SUCCESS Babaeva L.L.
Babaeva Lyudmila Leonidovna - senior lecturer, TASHKENT STATE TECHNICAL UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN