СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТАКТИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ЮНОШАМИ 14 ЛЕТ В 3Х3 БАСКЕТБОЛЕ Эсенов О.А.1, Сылапов Ч.А.2
1Эсенов Оразмурад Агаджанович - старший преподаватель, 2Сылапов Чарыяр Артыкмурадович - преподаватель, кафедра педагогика и психология, Туркменский государственный институт физической культуры и спорта, г. Ашгабата, Туркменистан
Аннотация: в настоящее время продолжается научный поиск новых эффективных методов и средств проведения тренировочного процесса по отдельным видам подготовки в разных видах спорта не только с профессиональными спортсменами, но и со спортсменами проходящих подготовку в спортивно-оздоровительных группах школьной секции.
Ключевые слова: баскетбол 3х3, тренировочный процесс, соревновательный процесс, групповые тактические действия.
Актуальность. Современный баскетбол во всем мире и в Туркменистане, является один из самых популярных видов спортивных игр. У классического баскетбола, есть разновидность игры, это 3х3 баскетбол - один из динамично развивающихся видов спорта современности. Стремительно войдя в молодёжную моду, он уже сегодня не имеет себе равных по своей массовости и популярности [1, 2].
3х3 баскетбол является платформой для популяризации классического баскетбола и подготовки для него новых талантливых игроков, 3х3 баскетбол обозначает и собственные амбиции. Приобретение навыков умения вести тактическую борьбу, является главенствующей задачей в спортивной подготовки, как и большом баскетболе, так и в 3х3 баскетболе [3, 5]. В результате долгой работы над становлением спортивной техники и тактики, и непрерывного ее совершенствования, баскетболисты достигают наивысшего спортивного мастерства [4, 6]. Поэтому исследования уровня тактической подготовленности юных баскетболистов в процессе тренировочных занятий и соревнований является одной из актуальных проблем.
Цель исследования выявить приоритетность и эффективность использования групповых действий в нападении юношами 14 лет в соревновательном процессе в 3х3 баскетболе.
Методика и организация исследования. Основной целью педагогического наблюдения явилось определения уровня использования групповых тактических действий юношами 14 лет в соревновательном процессе в 3х3 баскетболе. Были просмотрены игры на соревнованиях - «Турнир по 3х3 баскетболу» проводимый в декабре 2023 года в городе Ашгабате и «Кубок Туркменистана, среди школьных команд» проводимый в мае-июне 2023 года. Оценивалась приоритетность и эффективность использования групповых действий в нападении, были рассмотрены пять способов взаимодействий двух игроков -передай мяч и выходи, заслоны, «двойка», наведения и пересечения.
В протокол наблюдения фиксировалось количество выполнения и эффективность группового взаимодействия (игрок забивал мяч в кольцо соперников) - «1» - эффективное взаимодействие, после которого был забит мяча; «1» - неудачный групповое взаимодействие после которого игрок не получал мяч. Эффективность групповых действий в нападении (%) определялась по отношению удачных взаимодействий к их общему количеству. Было просмотрено 16 игр.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ результатов полученных педагогических исследований позволил определить степень применения различных способов групповых взаимодействий игроками юношеской сборной команды школы на соревнованиях в 3х3 баскетболе. Так, данные анализа показали, что в игре учащиеся выполняют все пять способов взаимодействия двух игроков - их общее количество составляет 11,4 раза. Средние значения по каждому способу использования представлены в таблице 1.
Таблица 1. Объем групповых взаимодействий баскетболистов 16лет (кол-вораз).
показатели передай мяч и выходи заслоны двойка наведения пересечения
Хср 3,7±0,3 2,9±0,6 2,7±1,3 1.4±0,8 0,7±1,2
Из таблицы 1 видно, что чаще всего в 3х3 баскетболе используется взаимодействие «передай мяч и выходи» 3,7 раза в среднем за игру. Это взаимодействие может осуществляться между разными по амплуа атакующими игроками: защитником и центровым, нападающим и центровым, разыгрывающим и
атакующим защитником, защитником и нападающим. На втором месте по количеству выполнения тактических групповых действий - «заслоны», в среднем на группу было выполнено 2,9 заслона, без их использования не обходится практически ни одна атака против организованной обороны, цель этого взаимодействия - освободить партнера, преградив путь опекающему его защитнику. 3х3 баскетболисты использовали все виды заслонов боковые, передние и задние. Но чаще всего выполнялся боковой заслон, когда нападающий игрок преграждал путь, защитнику располагаясь сбоку его, но сохраняя дистанцию и соблюдая правила постановки заслона. Заслон использовался также при взаимодействиях трех игроков, «тройке».
Групповое взаимодействие «двойка» в среднем за игру выполняется 2,7 раза, «двойка» дает эффективный результат при выполнении его различными по функциям игроками и с разных позиций. И реже других используется тактические взаимодействия - «пересечение и наведения», соответственно 0,7 и 1,4 раза. Эти два взаимодействия внешне очень похожи, при пересечении игроки двигаются на встречу друг другу, пересекаясь в движении под кольцом, наводя своих защитников друг на друга при наведении, защитник нападающего наводится на стоящего неподвижно партнера.
Специфика игры 3х3 баскетбола отражает характер выполняемых действий, так как стартовый состав одной команды составляет как минимум 3 человека, и все тактические действия основаны на групповых взаимодействиях игроков в нападении и защите. Каждый игрок на площадке должен уметь взаимодействовать с партнерами по команде, быстро ориентироваться в изменяющейся игровой обстановке и рационально действовать и взаимодействовать в рамках избранной его команды стратегии и тактики ведения игры. Эффективность использования групповых взаимодействий баскетболистами имеет несколько другую тенденцию. Так, самым эффективным групповым способам по результатам нашего исследования оказалась «двойка», среднее значение которого составляет 56,9%. С этого взаимодействия чаще всего в игре забивались мячи со средней и ближней дистанции. Игроки очень хорошо понимали друг друга и практически все взаимодействия были результативны. Высокий процент эффективности также при использовании взаимодействия «передай мяч и выходи» - 45,5%. Игроки команды за счет хорошо проведенного обманного действия одного игрока, практически всегда выходили на атаку в свободную позицию к кольцу, где получали мяч для атаки. Также хороший процент эффективности по нашему мнению и у «заслонов» - 38,5%. Проводя качественный заслон, игрок открывался на свободное место, для получения передачи или выполнения результативного броска. Несколько ниже показатели эффективности у пересечения и наведения (28,4% и 35,7%).
Самый эффективный способ взаимодействия в современном классическом баскетболе и баскетболе 3х3, взаимодействие при котором центровой игрок ставит заслон игроку с мячом, после чего ставит спину отсекаемому защитнику и начинает смещаться по направлению к кольцу, для получения мяча и атаки кольца, и когда большой игрок освобождается на трехочковой линии для дальнего броска.
Заключение. Проведенное исследование привело нас к выводу, что групповые взаимодействия -неотъемлемая часть командной тактики в 3х3 баскетболе. Умение игроков взаимодействовать с партнерами по команде - очень важное качество, необходимое для успешной игры, как в классическом, так и в 3х3 баскетболе, требующее совершенствования ежедневно.
Список литературы
1. Баскетбол. Стритбол: учеб. - метод. пособие / В.Ф. Ишухин и др; Владим. гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2016. - 116 с.
2. Глазин, А.М. Эффективность этапа занятий стритболом в годичной подготовке юных баскетболистов 15-18 лет / А.М. Глазин // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2014. - №2. - С. 27-29.
3. Эсенов О.А., Сылапов Ч.А. Психологическая подготовка баскетболистов в предсоревновательный и соревновательный периоды // Проблемы современной науки и образования. - 2021. - №. 5-1 (162). - С. 30-33.
4. ЭСЕНОВ О.А. ВЫЯВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОСНОВНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В БАСКЕТБОЛЕ // EUROPEAN SCIENCE Учредители: Олимп. - №. 4. - С. 27-30.
5. Эсенов О.А., Бердыев Т. Повышение общей физической подготовленности баскетболистов 13-14 лет //Современные инновации. - 2021. - №. 1 (39). - С. 39-42.
6. Сапаров А., Эсенов О. МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЗЮДОИСТОВ //Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма. - 2021. - С. 73-75.