Научная статья на тему 'АНАЛИЗ АРСЕНАЛА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В БАСКЕТБОЛЕ 3Х3 СТУДЕНТОВ НЕПРОФИЛЬНЫХ ВУЗОВ'

АНАЛИЗ АРСЕНАЛА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В БАСКЕТБОЛЕ 3Х3 СТУДЕНТОВ НЕПРОФИЛЬНЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ТЕХНИЧЕСКАЯ И ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / БАСКЕТБОЛ 3Х3 / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / STUDENTS / TRAINING PROCESS / TECHNICAL AND TACTICAL PREPAREDNESS / 3X3 BASKETBALL / COMPETITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байбакова Татьяна Валериевна, Бахарева Светлана Юрьевна, Кузнецова Наталья Сергеевна, Ковыршина Елена Юрьевна

Низкий уровень подготовленности студентов негативно отражается на соревновательной игровой результативности и мотивационной потребности к занятиям физической культурой. Формирования технико-тактических действий в баскетболе 3х3 как одного из главных элементов соревновательной игровой деятельности в учебно-тренировочном процессе студентов непрофильных вузов уделяется недостаточно внимания. В ходе нашего исследования было установлено, что использование баскетбола 3х3 в учебно-тренировочном процессе способствует развитию двигательной активности занимающихся, повышению интереса к данному виду спорта, расширению арсенала технико-тактических действий баскетболистов, желанию участвовать в соревнованиях. В соревновательной игровой деятельности студентов были проанализированы показатели бросков, передач, финтов и тактические взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байбакова Татьяна Валериевна, Бахарева Светлана Юрьевна, Кузнецова Наталья Сергеевна, Ковыршина Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE ARSENAL OF TECHNICAL AND TACTICAL ACTIONS OF NON-CORE STUDENTS IN 3X3 BASKETBALL

The low level of students ' readiness negatively affects the competitive game performance and motivational need for physical education. Formation of technical and tactical actions in 3x3 basketball as one of the main elements of competitive game activity in the educational and training process of students of non-core universities is not given enough attention. In the course of our research, it was found that the use of 3x3 basketball in the educational and training process contributes to the development of motor activity of students, increasing interest in this sport, expanding the arsenal of the technical and tactical actions of basketball players, and the desire to participate in competitions. In the competitive game activity of students, the indicators of throws, passes, feints and tactical interactions were analyzed.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ АРСЕНАЛА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В БАСКЕТБОЛЕ 3Х3 СТУДЕНТОВ НЕПРОФИЛЬНЫХ ВУЗОВ»

6. Patterson, L.B., Backhouse, S.H. and Lara-Bercial, S. (2019), "Examining coaches' experiences and opinions of anti-doping education", International sport coaching journal, No. 2, Vol. 6, pp. 145159, DOI: 10.1123/iscj.2018-0008.

7. Ritchie, I. and Henne, K. (2018), "Amateurism, scientific control, and crime: historical fluctuations in anti-doping discourses in sport", Journal of criminological research, policy and practice, No. 1, Vol. 4, pp. 18-29, DOI 10.1108/JCRPP-01-2018-0003.

8. Zhang, Z.H. (2018), "Establishing an anti-doping internal whistleblower policy in China", Journal of sport and health science, No. 3, Vol. 7, pp. 337-338, DOI: 10.1016/j.jshs.2018.06.006.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 06.05.2020

УДК 796.323.2

АНАЛИЗ АРСЕНАЛА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В БАСКЕТБОЛЕ 3Х3 СТУДЕНТОВ НЕПРОФИЛЬНЫХ ВУЗОВ

Татьяна Валериевна Байбакова, старший преподаватель, Светлана Юрьевна Бахаре-

ва, кандидат педагогических наук, Омский государственный технический университет; Наталья Сергеевна Кузнецова, кандидат педагогических наук, Омский государственный медицинский университет; Елена Юрьевна Ковыршина, кандидат педагогических наук, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

Аннотация

Низкий уровень подготовленности студентов негативно отражается на соревновательной игровой результативности и мотивационной потребности к занятиям физической культурой. Формирования технико-тактических действий в баскетболе 3х3 как одного из главных элементов соревновательной игровой деятельности в учебно-тренировочном процессе студентов непрофильных вузов уделяется недостаточно внимания. В ходе нашего исследования было установлено, что использование баскетбола 3х3 в учебно-тренировочном процессе способствует развитию двигательной активности занимающихся, повышению интереса к данному виду спорта, расширению арсенала технико-тактических действий баскетболистов, желанию участвовать в соревнованиях. В соревновательной игровой деятельности студентов были проанализированы показатели бросков, передач, финтов и тактические взаимодействия.

Ключевые слова: студенты, учебно-тренировочный процесс, техническая и тактическая подготовленность, баскетбол 3х3, соревновательная деятельность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p48-51

ANALYSIS OF THE ARSENAL OF TECHNICAL AND TACTICAL ACTIONS OF NON-CORE STUDENTS IN 3X3 BASKETBALL

Tatyana Valerievna Baibakova, the senior teacher, Svetlana Yurievna Bakhareva, the candidate of pedagogical sciences, Omsk State Technical University; Natalia Sergeevna Kuznetsova,

the candidate of pedagogical sciences, Omsk State Medical University, Elena Yurievna Kovyrshina, the candidate of pedagogical sciences, Siberian State University of Physical Culture and Sport, Omsk

Abstract

The low level of students ' readiness negatively affects the competitive game performance and motivational need for physical education. Formation of technical and tactical actions in 3x3 basketball as one of the main elements of competitive game activity in the educational and training process of students of non-core universities is not given enough attention. In the course of our research, it was found that the use of 3x3 basketball in the educational and training process contributes to the development of motor activity of students, increasing interest in this sport, expanding the arsenal of the technical and tactical actions of basketball players, and the desire to participate in competitions. In the competitive game activity of stu-

dents, the indicators of throws, passes, feints and tactical interactions were analyzed.

Keywords: students, the training process, technical and tactical preparedness, 3x3 basketball, competitive activity.

ВВЕДЕНИЕ

Проведенный обзор литературы свидетельствует об актуальности исследования и наличии противоречий между возрастающим интересом студентов к баскетболу 3х3, желанием совершенствовать арсенал своей технической, тактической подготовленности для повышения соревновательной игровой результативности и необходимостью применения занятий со спортивной направленностью, а так же отсутствием системного подхода в усвоении и применении знаний, умений, навыков двигательной деятельности в баскетболе 3х3. В частности технической и тактической подготовке, представленной как технологический процесс, учитывающий особенности соревновательной игровой деятельности в баскетболе 3х3[1].

Цель исследования. Определить взаимосвязь арсенала технико- тактической подготовленности и соревновательной игровой результативности студентов.

МЕТОДИКА

В ходе педагогического наблюдения был определен арсенал технико-тактических действий студентов в баскетболе 3х3. Запись соревновательной игровой деятельности на видеокамеру и ведения протоколов наблюдения позволили нам сделать комплексный анализ и объективно оценить технико-тактические действия студентов в баскетболе 3х3. Была осуществлена стенографическая запись и видеосъемка 84 игр. В протоколах педагогических наблюдений регистрировались технико-тактические показатели: коллективные и индивидуальные атаки, групповые взаимодействия, броски по кольцу, передачи, финты, перехваты, подборы мяча, выбивание, вырывание, накрывание.

Сравнивая результаты соревновательной игровой деятельности студентов учебных групп, из которых формировались экспериментальная и контрольная группы студентов сборной ОмГТУ по классическому баскетболу, участвующих в соревнованиях по баскетболу 3х3. И мы предположили, что показатели сборной ОмГТУ могут стать эталоном и модельными характеристиками для студентов экспериментальной и контрольной групп.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Нами был проведён сравнительный анализ количественных и качественных характеристик технико-тактического арсенала студентов-баскетболистов сборной ОмГТУ, участвующих в соревнованиях по баскетболу 3х3, и студентов учебных групп, из которых были сформированы контрольная и экспериментальная группы. Полученные данные показали, что по всем параметрам (выполнение бросков со средней, ближней и дальней дистанций, передач и финтов, подборов, индивидуальных действий и групповых взаимодействий) студенты сборной ОмГТУ имеют значительное, статистически достоверное преимущество (Р <0,05), в сравнении с аналогичными показателями студентов учебных групп (таблица).

Результативность бросков мяча в кольцо, выполняемых студентами за игру, является основным показателем уровня подготовленности баскетболистов. И нами рассматривается по классификации в зависимости от расстояния до щита [2].

Данные результативности бросков с ближней, средней и дальней дистанции показали статистически достоверное преимущество (Р <0,05) студентов сборной команды ОмГТУ перед бросками студентов учебных групп. Данный факт можно объяснить тем, что уровень технического мастерства баскетболистов сборной команды ОмГТУ, участвующих в соревнованиях по баскетболу 3х3 выше, что позволяет им наиболее результативно проводить атаки.

Таблица - Количественно-качественные характеристики технико-тактического арсенала студентов._

Показатели Студенты-баскетболисты сборной ОмГТУ Студенты учебных групп

Количество | Эффективность, % Количество | Эффективность, %

Броски:

-ближние 3,0 41,7 2,2 30,2

-средние 3,1 48,7 2,5 35,2

-дальние 2,5 24,6 1,0 14,6

Передачи:

-двумя 2,2 17,3 3,3 58,3

- одной 4,3 50,5 2,9 28,7

-с отскоком 2,6 16,6 1,1 10,9

-скрытые 1,7 15,7 0,3 8,0

Коллективные атаки:

1 «Передай мяч и выходи» 1,9 24,5 0,2 14,6

2 «Заслон» 2,1 19,5 1,0 17,3

3 «Двойка» 1,3 10,2 1,5 8,1

Индивидуальные атаки 6,4 60,0 4,4 45,0

Финты:

-на бросок 2,2 41,0 0,5 27,5

-на проход 1,4 46,0 0,4 13,3

-на передачу 2,3 30,1 0,7 19,0

Подборы 12,2 52,1 7,4 34,6

Передачи - один из важнейших и наиболее технически сложных элементов в игре. Посредством передач мяча происходят тактические взаимодействия игроков на площадке [2]. Этот прием в баскетболе 3х3 является одним из эффективных способов перемещения мяча. От быстроты, точности и своевременности передачи зависит не только эффективность взаимодействия, но и игры в целом. В играх студентов сборной команды ОмГТУ наблюдается значительное статистическое преимущество (Р < 0,05) перед студентами учебных групп в использовании данного приема.

Баскетболисты сборной команды ОмГТУ посредством этого приема эффективно взаимодействуют между собой, наиболее часто используя передачи одной рукой с отскоком и скрытые, которые более эффективны в сравнении с передачами двумя руками [3].

Проанализировав и изучив виды технико-тактических действий в классическом баскетболе, мы адаптировали их к игре в баскетбол 3х3, т.е. ограничили пространство, время и количество участников.

В баскетболе 3х3 студенческие команды применяют в нападении индивидуальные атаки, малоходовые комбинации, групповые взаимодействия (взаимодействия двух, трех игроков) и действия игрока с мячом и без мяча.

Проанализировав данные арсенала тактических действий игроков, мы увидели достоверное (Р <0,05) преимущество сборной команды ОмГТУ перед студентами учебных групп. Игроки сборной команды ОмГТУ были результативнее в использовании взаимодействий «Передай мяч и выходи», «Заслон», «Двойка», по количеству подборов и индивидуальных атак.

Применение игроками в нападении различных финтов (на бросок, на проход, на передачу) позволяют им скрыть истинные намерения, вывести из положения равновесия опекающего его защитника, а потом выполнить бросок в прыжке или в движении. Эффективность действий нападающего во многом зависит от умения обыграть защитника, опередив его действия.

Данные таблицы 1 подтверждают статистически достоверное преимущество (Р <0,05) студентов сборной команды ОмГТУ перед студентами учебных групп в эффективности выполнения обманных движений (финтов).

ВЫВОДЫ

1. Формированию технико-тактических действий в баскетболе 3х3 как одному из главных элементов соревновательной игровой деятельности уделяется недостаточно внимания в учебно-тренировочном процессе студентов непрофильных вузов.

2. В результате нашего исследования было установлено, что использование баскетбола 3х3 в учебно-тренировочном процессе студентов способствует развитию двигательной активности занимающихся, повышению интереса к данному виду спорта, повышению технической и тактической подготовленности, желанию участвовать в соревнованиях [4].

3. Результаты наших наблюдений за арсеналом технико-тактических действий игроков сборной ОмГТУ показали значительное, статистически достоверное преимущество (Р<0,05), в сравнении с аналогичными показателями студентов учебных групп.

4. Сравнивая результаты соревновательной игровой деятельности по баскетболу 3 х3 студентов учебных групп и студентов сборной ОмГТУ по классическому баскетболу мы установили эталон и модельные характеристики для студентов экспериментальной и контрольной групп.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байбакова, Т.В. Формирование технико-тактических действий студентов (на примере стритбола) / Т.В. Байбакова // Омский научный вестник. - 2013. - № 5 (122). - С. 191-194.

2. Нестеровский, Д.И. Баскетбол: теория и методика обучения / Д.И. Нестеровский. -Москва : Академия, 2007. - 336 с.

3. Гомельский, А.Я. Энциклопедия баскетбола от Гомельского / А.Я. Гомельский. -Москва : ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 352 с.

4. Байбакова, Т. В. Современное состояние проблемы использования нетрадиционных средств физического воспитания студентов в непрофильных вузах / Т.В. Байбакова, Н.Н. Ляликова // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации в спорте : материалы XIV международной научно-практической конференции. - Смоленск, 2020. - С. 205-208.

REFERENCES

1. Baibakova, T.V. (2013), "Formation of technical and tactical actions of бstudents (on the example of streetball)", Omsk scientific Bulletin, No. 5 (122), рp. 191-194.

2. Nesterovsky, D.I. (2007), Basketball: theory and methods of teaching, Academia, Moscow.

3. Gomelsky, A.Ya. (2002), Encyclopedia of basketball from Gomelsky, Fair-Press, Moscow.

4. Baibakova, T.V. and Lyalikova, N.N. (2020), "Modern state of the problem of using non-traditional means of physical education of students in non-core universities", Sports games in physical education, recreation in sports: materials of the XIV international conference, Smolensk, pp. 205-208.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 29.05.2020

УДК 796.342

КОНТРОЛЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕННИСИСТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АНАЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

«BEINPLAY»

Павел Васильевич Бебенин, аналитик по спортивной работе, Федерация тенниса Республики Татарстан, Казань; Геннадий Кимович Жуков, Председатель Тренерского совета Федерации тенниса России, вице-президент Федерации тенниса Республики Татарстан, Москва; Ольга Олеговна Чайковская, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории проблем спортивной подготовки, Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва; Ильнур Рафкатович Фаткуллов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.