Вестник НВГУ. № 4/2016
О. С. Антипова
determining the strengths and weaknesses of athletes' morphological potential. They are to be used in shaping an individual model of a high class hockey player.
Key words: sport for children and teenagers; ice hockey; sport selection; adaptation; physical development; morphological features.
About the author: Olga Sergeevna Antipova, Candidate of Biological Sciences (PhD), Senior Researcher.
Place of employment: Scientific Research Institute for Activity in Extreme Conditions, Siberian State University of Physical Education and Sports.
УДК 796.323.3.2 Т. В. Байбакова, H. H. Ляликова
Омск, Россия
МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ СТУДЕНТОВ-БАСКЕТБОЛИСТОВ В СТРИТБОЛЕ
Аннотация. Популярность стритбола сегодня возрастает с каждым днем. Игра отличается высокой скоростью, а также большим арсеналом разнообразных атакующих и защитных действий. Специфика игры на малой площадке предъявляет особые требования к технико-тактической, психологической и физической подготовленности игроков. Амплуа игроков должны быть универсальными. Каждый должен обладать умениями и навыками разыгрывающего, нападающего или центрового игрока. Поэтому для большей эффективности обучение технико-тактическим действиям и их совершенствование (ТТД) ведется параллельно с овладением техническими приемами и тактическими взаимодействиями. Определена структура семестрового цикла в процессе годичной подготовки студентов-баскетболистов, состоящая из следующих мезоциклов: втягивающего, базового, предсоревнователь-ного, соревновательного и восстановительно-поддерживающего, а также четырехнедельный график подготовки студентов к соревнованиям, где особое внимание обращено на совершенствование скоростных, координационных способностей и тактических взаимодействий.
Экспериментальная технология обучения позволяет нам создать условия для пошагового освоения автономных по содержанию модулей, осуществлять промежуточный контроль, совпадающий с завершением каждого модуля, уделять больше внимания качеству освоения технико-тактических приемов (ТТП), специфических действий в стритболе за счет последовательного обучения с выделением приоритетных элементов в технике и тактике.
Применение модульной технологии на учебно-тренировочных занятиях позволяет студентам-баскетболистам, используя специальные упражнения, повышать результативность ТТД и соревновательно-игровую активность, оказывает положительное влияние на качество образовательного процесса, особо акцентирует внимание на структуре учебного материала, построении программы.
Ключевые слова: модульная технология; технико-тактические действия; студенты; стритбол; учебно-тренировочный процесс; соревновательно-игровая активность.
Сведения об авторах: Татьяна Валериевна Байбакова1, соискатель кафедры физического воспитания и спорта Омского государственного технического ^университета, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта; Наталья Николаевна Ляликова", кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта.
Место работы: Омский государственный технический университет1'2.
Контактная информация: 1,2644050, г.Омск, Пр. Мира, д. 11, тел.: 52-77-71, e-mail: [email protected]; тел.: 65-36-47, [email protected].
Сегодня в России и других странах большую популярность обретают так называемые малые формы классических видов спорта. Отдельные из них уже стали олимпийскими видами (пляжный волейбол, мини-футбол). Стритбол является разновидностью баскетбола (Костюков 1993: 48). Отличительной особенностью его является то, что для игры достаточно небольшой площадки и малого количества игроков (команда из 3 человек) (Гончаренко 2000: 39-40; Саливон 2001: 72-74). Игра привлекает студенческую молодежь своей доступностью. Этот увлекательный вид физкуль-турно-спортивной деятельности идеально подходит для любых учебных заведений. (Коляда 2004). Из-за малого размера площадки и ограниченного игрового времени игра отличается высокой скоростью игровых действий, требуется более виртуозное, чем в баскетболе, владение мячом. Растет напряженность борьбы в игровых моментах, сокращаются до минимума пассивные
фазы и увеличиваются активные действия игроков. Появляются разнообразные формы атакующих и защитных действий, увеличивается количество бросков по кольцу. Подобная тенденция обусловлена спецификой игры в стритбол, предъявляющей особые требования к технико-тактиче-ской подготовленности (ТТП) игроков (Колесникова 2006: 26).
Техническая подготовка представляет собой процесс управления формированием знаний, умений и навыков (в данном случае относящихся к технике двигательных действий). Основной задачей технической подготовки является формирование таких навыков выполнения соревновательных действий, которые в дальнейшем позволили бы игрокам повышать свою результативность в игре.
Тактика игры в стритбол имеет свои особенности. Игра помогает улучшить навыки атаки, так как они совершаются гораздо чаще из-за меньшего размера площадки. Поскольку скорость пере-
движения и маневренность игроков играют важную роль, малый размер площадки помогает совершенствовать навыки скоростной техники. Необходимо постоянно оценивать обстановку на площадке, точно знать, когда выполнить бросок, продолжать ведение, а потом выполнить бросок или дать пас тому, кто находится в лучшей позиции. Разнообразные действия помогают эффективно решать игровые задачи, гибко вести игру, учитывая конкретную ситуацию (Железняк, Портнов 2001).
Усвоение индивидуальной тактики — очень важный момент в подготовке игрока. Обманные движения, финты позволяют игроку своевременно освободиться для получения мяча, обыграть защитника, поставить заслон, выполнить наведение. Чтобы успешно действовать на площадке, игрок должен не только хорошо исполнять разные приемы техники, но и уметь выбрать в сложившейся ситуации самый необходимый прием и лучший способ его выполнения.
Актуально стремление студентов получить высшее профессиональное образование и повысить спортивную квалификацию, получить хороший заряд для реализации своих возможностей. Применение модульной технологии при обучении ТТД в стритболе на учебно-тренировочных занятиях дает им такую возможность (Брук и др 2003: 35 40).
Отсутствие научно-методического обоснования, особенностей содержания и построения учебно-тренировочного процесса студентов-баскетболистов разного возраста и уровня подготовленности к соревнованиям по стритболу свидетельствует о необходимости исследований в этом направлении, что явилось целью нашей работы.
Цель исследования — определение эффективности разработанной нами модульной технологии обучения технико-тактическим действиям студентов-баскетболистов в стритболе.
Методика и организация исследования. Мы использовали традиционные методы исследования для изучения показателей физической, технико-тактической подготовленности, морфо-функционального и психофизиологического состояния: анализ научно-методической литературы, анкетирование, тестирование общей и специальной физической подготовленности, функционального и психофизического состояния, педагогическое наблюдение, эксперимент, контрольное тестирование ТТП, методы математико-статистической обработки полученных результатов.
В течение двух лет мы вели наблюдения за 52 студентами (юноши специализации «Баскетбол»). Экспериментальная группа (ЭГ) из 26 человек и контрольная группа (КГ) из 26 человек занимались в соответствии с базовой программой для высших учебных заведений, но в ЭГ проводились занятия с использованием разработанной модульной технологии.
Результаты исследования и их обсуждение.
Современное профессиональное образование нацелено на поиск новых путей изменения содержания учебно-тренировочных занятий, которые способствовали бы созанию новых концепций, разработке методики физической подготовки с учетом особенностей подготовленности воспитанников. Непрерывное совершенствование средств и методов учебно-тренировочного процесса является основной задачей современного вузовского преподавателя. Необходимо, чтобы за годы обучения студенты получили хороший заряд для реализации своих возможностей, овладели стратегией и тактикой максимально активной, изобретательной, психологической, физической деятельности (Хорькова 2011; Бальсевич 1996).
Структурной единицей экспериментальной технологии стал разработанный нами семестровый цикл обучения студентов-баскетболистов, состоящий из подготовительного, соревновательного и переходного периода.
Целью подготовительного периода является подготовка организма занимающихся к выполнению предстоящей работы, развитие и совершенствование физических качеств; осуществляется технико-тактическая подготовка.
В соревновательном периоде четырехнедельный цикл подготовки был построен следующим образом: основное внимание в разделе физической подготовки было обращено на совершенствование быстроты перемещений занимающихся и их координационных способностей; техническая подготовка была направлена на совершенствование бросков мяча в движении и в прыжке, а также взятие мяча после отскока от щита; раздел тактической подготовки был посвящен совершенствованию индивидуальных действий игрока в игроков — заслона, подстраховки и переключения.
Задачи переходного периода — поддержание спортивной формы, ТТП.
Использование модульной технологии, допускающей различные гибкие перестроения и вариантные сценарии, может явиться одним из перспективных подходов к проектированию занятий подобной направленности (Чернилевский 2002).
Методологической особенностью нашей технологии является применение алгоритма обучения ТТД с использованием ориентировочной основы действия (ООД), в котором мы предусматриваем пошаговое изучение приемов, со своими задачами, уровнями трудности и определением основных опорных точек (ООТ) при выполнении ООД. Определение ООТ и ООД в игровых приемах и тренировочных заданиях представлены в схеме соответствия игровых приемов учебно-тренировочным заданиям при освоении базовых ТТД студентами-баскетболистами (табл. 1).
Таблица 1
Схема соответствия игровых приемов учебно-тренировочным заданиям при освоении _базовых технико-тактических действий студентами-баскетболистами_
Игровые приемы (формирование базовой техники) Тренировочные задания (формирование расширенной техники)
Ориентировочная основа действия (ООД) Основные опорные точки (ООТ) Ориентировочная основа действия (ООД) Основные опорные точки (ООТ)
Освоение и совершенствование способов передвижений
Выполнить движение обусловленными частями тела игрока (формирование действий) Перенести центр тяжести на одну или две чуть согнутых ноги, руки согнуты в локтевых суставах, тело направлено немного вперед Достичь конкретной позиции в обусловленном приеме Остановки и основная стойка игрока: ось центра тяжести (ОЦТ) переносится на две ноги. Повороты: ОЦТ переносится на одну ногу
Освоение и совершенствование ловли и передачи
Овладеть мячом в соответствии с техническим приемом Использовать пальцы и кисти рук, ноги согнуты в коленных суставах, расставлены на ширине плеч Выполнить при ловле мяча амортизирующее движение руками; при передаче мяча -поступательное движение руками Двумя руками от груди, одной рукой, с отскоком, без отскока
Освоение и совершенствование ведения мяча
Удержание мяча в движении Использовать подушечки пальцев, кисть и движение рук в локтевых суставах Передвигаться по площадке, меняя скорость, направление и высоту отскока мяча Ведение с высоким и низким отскоком, со зрительным контролем и без контроля, обыгрывание соперника
Освоение и совершенствование бросков по кольцу
Атаковать кольцо Мяч обхватить пальцами одной или двух рук, поднять на уровень головы, согнув руки в локтевом суставе. Ноги согнуты в коленном суставе, правая нога немного впереди Выполнять броски в соответствии с заданием или игровым моментом. При броске мячу придать вращение вокруг горизонтальной оси в сторону, противоположную направлению броска Атаковать кольцо одной рукой, двумя руками; с отскоком от щита, без отскока; в движении, с места
Таким образом, начальный этап обучения включал в себя решение следующих задач: сформировать смысловое представление, что демонстрируется проговариванием ООД; сформировать зрительное представление, которое характеризуется способностью в предлагаемом варианте выполнения определить наличие или отсутствие ООТ.
Достижение необходимого уровня обучения определялось нами по способности студента воспроизвести ориентировочную основу и двигательную задачу данного действия, а также выполнить его в облегченных условиях, сопровождая выполнение проговариванием ООД вслух. Определение соответствия данному уровню производилось по количеству воспроизведенных ООТ, их последовательности, умению узнать данное действие при повторном восприятии. Достижение алгоритмического уровня определялось при выполнении двигательного действия в стандартных условиях, измерялось количеством выполняемых ООТ. ООД при этом становилась все более свернутой, контроль осуществлялся не во всех ООТ (Курицина 2011: 198-202). Это обеспечивало возможность применения его в вариативно изме-
няющихся условиях. Фиксация достижения необходимого уровня происходила лишь в форме словесного извещения.
Увеличивая число элементов в тренировочном задании, мы преследовали цель стимулирования развития определенных физических качеств в сочетании с совершенствованием техники выполнения приемов игры и элементов тактической подготовленности.
Для повышения эффективности соревновательной деятельности в стритболе мы выявили факторы, влияющие на ее результативность.
Эффективность соревновательно-игровой деятельности и ТТП мы определяли по следующим показателям:
- количество результативных атак за игру;
- броски с игры;
- индивидуальные действия в нападении;
- групповые действия в нападении;
- индивидуальные действия в защите.
В конце эксперимента показатели ТТП студентов улучшились как в контрольной группе, так и в экспериментальной, но динамика их была разнонаправленной (табл. 2).
Таблица 2
Изменение показателей соревновательно-игровой деятельности студентов-баскетболистов __за период педагогического эксперимента__
Показатели Этап тестирования Статистические параметры Р
Экспериментальная группа (п = 26) Контрольная группа (п = 26)
X т а X т а
Количество результативных атак за игру 1 этап 8,2 0,34 1,7 7,8 0,29 1,51 >0,05
2 этап 14,6 0,39 2,02 10,6 0,19 1,01 <0,05
% прироста 78% 35%
Индивидуальные действия в нападении 1 этап 5,0 0,19 1,01 5,0 0,19 1,01 >0,05
2 этап 8,9 0,19 1,01 6,4 0,24 1,26 <0,05
% прироста 80% 30,6%
Групповые действия в нападении 1 этап 7,2 0,19 1,01 6,8 0,24 1,26 >0,05
2 этап 12,7 0,24 1,26 8,9 0,19 1,01 <0,05
% прироста 76% 30°/ 0
Индивидуальные защитные действия 1 этап 8,0 0,34 1,76 8,0 0,34 1,76 >0,05
2 этап 14,6 0,39 2,02 10,8 0,19 1,01 <0,05
% прироста 78% 31°/ 0
По результатам педагогического эксперимента были выявлены изменения показателей эффективности соревновательно-игровой деятельности в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах. В экспериментальной группе статистически достоверный прирост достигнут по всем показателям ТТД, а в контрольной группе изменения были незначительны. Разница в приросте показателей в ЭГ и в КГ составила:
- по количеству результативных атак за игру 43%;
- по индивидуальным действиям в нападении 49,4%;
- по групповым действиям в нападении 46%;
- по индивидуальным действиям в защите 47%.
Таким образом, динамика ТТП в ЭГ по всем исследуемым показателям положительная.
Заключение. Разработанная модульная технология обучения ТТД студентов-баскетболистов в стритболе направлена не только на решение задач, поставленных перед физическим воспитанием в соответствии с Государственным образовательным стандартом, но и задач развития технико-тактических, психологических, физических способностей. К ним относятся:
- создание предпосылок для осуществления разносторонней двигательной деятельности;
- создание условий для совершенствования ТТД в стритболе в рамках учебных занятий по физическому воспитанию;
- разностороннее развитие физических способностей в единстве с освоением ТТД;
- содействие психическому развитию путем использования средств физической культуры. Решение этих задач достигается благодаря тому, что в процессе обучения ТТД студентов-баскетболистов в стритболе повышается эффективность функционирования нервно-мышечного аппарата, улучшаются энергетические возможности, совершенствуются двигательные умения и навыки, происходят положительные изменения в психоэмоциональном состоянии (Глазин 2014). Применение игры в стритбол способствует оптимизации учебного процесса физического воспитания студентов-баскетболистов: способствует улучшению показателей ТТП и соревновательно-игровой результативности в стритболе, уровня физического здоровья и физической подготовленности, формированию устойчивой мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом, участию в соревнованиях по стритболу.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ТТД — технико-тактические действия;
ТТП — технико-тактическая подготовленность;
ЭГ — экспериментальная группа;
КГ — контрольная группа;
ООД — ориентировочная основа действия;
ООТ — основные опорные точки.
ЛИТЕРАТУРА
Костюков В.В. 1993. Теория и методика использования спортивных игр при организации физической активности людей разного возраста: Автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. Москва.
Саливон В. 2001. Как выбиться в люди при помощи мяча // Планета Баскетбол 7-8, 12-1 А.
Гончаренко С. И. 2000. Стритбол - средство укрепления здоровья и физического совершенствования молодежи // Совершенствование методов развития физических качеств: межвузовский сборник научных трудов. Владимир, С. 39-40.
Коледа В. А. 2004. Физическая культура в формировании личности студента. Минск: БГУ.
Колесникова Е. А. 2006. Структура и содержание подготовки баскетболисток 15-16 лет к соревнованиям по стритбо-лу.: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар.
Железняк Ю. Д., Портнов Д.М. 2001. Спортивные игры: техника, тактика обучения. Москва: Издательский центр «Академия».
Брук Т. М., Лихачев О. Е., Мазурина А. В. 2003. Физиологическая напряженность игровой нагрузки в уличном баскетболе // Лихачев О. Е. (отв. ред.). Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте: материалы II Международной научно-практической заочной конференции. Вып. 2: Смоленск: Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, 35-40.
Хорькова А. С. 2011. Развитие силовых способностей у студенток с использованием модульной технологии в процессе физического воспитания: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Нижневартовск.
Бальсевич В. К. 1996. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка 1, 23-25.
Чернилевский Д. В. 2002. Дидактические технологии в высшей школе : учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТА - Дана.
Курицына А. Е. 2011. Базовые технико-тактические действия и методика их освоения в группах начальной подготовки юных борцов посредством игровых тренировочных заданий // Омский научный вестник 5 (101), 198-202.
Костюков В. В., Глазин А. М., Алалвани Т. М., Ктайхман X. Д., Костюков О. И. 2014 Использование годичных занятий баскетболом и стритболом в физическом воспитании учащийся молодежи // Культура физическая и здоровье 2 (49), 37-41.
Глазин А. М. 2014. Эффективность этапа занятий стритболом в годичной подготовке юных баскетболистов 15-18 лет // Физическая культура, спорт - наука и практика 2, 27-30.
REFERENCES
Kostyukov V. V. Teoriya i metodika ispolzovaniya sportivnykh igr pri organizatsii phyzicheskoy aktivnosti lyudey raznogo vozrasta: Avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk [Theory and method of using sport games when organizing physical activities of people of different age groups: An author's abstract of the thesis for the degree of Doctor ofPedagogical Sciences], Moscow, 1993. (In Russian).
Salivon V. In: Planeta Basketball [Basketball planet]. Vol. 7-8 (2001): 72-74. (In Russian).
Goncharenko S. 1. In: Sovershenstvovaniye metodov razvitiya kphizicheskikh kachestv: mezhvuzovsky sbornik nauchnykh tmdov [Enhancing the methods of developing physical qualities: An interacademic collection of studies], Vladimir, 2000. Pp. 39-40. (In Russian).
Koleda V. A. Phizicheskaya kultura v formirovanii lichnosti studenta [Physical education in the development of student personality], Minsk: Belarus State University, 2004. (In Russian).
Kolesnikova E. A. Struktura i soderzhaniye podgotovki basketbolistok 15-16 let k sorevnovaniyam po stritbolu: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Structure and content of training of 15-16 year old female basketball players for streetball sports competitions: An author's abstract of thesis for the degree of Candidate ofPedagogical Sciences], Krasnodar, 2006. (In Russian).
Zhelezniak Yu. D., Portnov D. M. Sportivniye igry: tekhnika, taktika obucheniya [Sports games: techniques and training tactics], Moscow: Academia, 2001. (In Russian).
Bruk Т. M., Likhachev О. E., Mazurina A. V. In: Sportinvye igry v fizicheskom vospitanii, rekreatsii i sporte: materialy II Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy zaochnoy konferentsii [Sport games in physical training, recreation and sports: Proceedings of the II International research and practical distant conference], Smolensk: Smolensk State Academy of Physical Training, Sports and Toursim. Vol. 2 (2003): 35-40. (In Russian).
Khorkova A. S. Razvitiye silovykh sposobnostey u studentok s ispolzovaniyem modulnoy tekhnologii v protsesse fizichesko-go vospitaniya: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Developing power capabilities among female students using modular technology in the course of physical training: An author's abstract of the thesis for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences], Nizhnevartovsk, 2011. (In Russian).
Balsevich V. K. In: Fizicheskaya kultura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka [Physical culture: upbringing, education, training]. Vol. 1 (1996): 23-25. (In Russian).
Chernilevsky D. V. Didakticheskiye tekhnologii v vysshey shkole: ucheb. posobiye dlya vuzov [Didactic technologies in higher education institution: A teaching guide for higher education institutions], Moscow: YUNITA - Dana, 2002. (In Russian).
Kuritsyna A. E. In: Omsky nauchniy vestnik [Omsk research bulletin]. Vol. 5 (101) (2011): 198-202. (In Russian).
Kostyukov V. V., Glazin A. M., Alalvani Т. M., Ktaikhman Kh. D., Kostyukov О. 1. In: Kultura fizicheskaya i zdorovje [Physical culture and health]. Vol. 2 (2014): 37-40. (In Russian).
Glazin A. M. In: Fizicheskaya kultura, sport - nauka i praktika [Physical culture, sport - science and practice]. Vol. 2 (2014): 27-29. (In Russian).
Т. V. Baybakova, N. N. Lyalikova
Omsk, Russia
MODULAR TECHNOLOGY OF TRAINING TECHNICO-TACTICAL SKILLS OF STUDENT BASKETBALL PLAYERS IN STREETBALL
Abstract. The popularity of streetball is increasing every day. The game features high speed and a wide variety of attacking and defending actions. A streetball game played on small area places special demands on the technical, tactical, psychological and physical fitness of the players. Players need to have a universal skill set and be ready to act as a play-maker, a striker or a centre. Therefore, for greater efficiency, training and improvement of technical-tactical actions (TTD) is parallel to mastering the technical and tactical interactions. The paper determines semester structure in the annual training of student basketball players. It includes the following mesocycles: retractor, basic, precompetitive, competitive and recovery-support and four-week schedule for training students for competitions, where special attention is paid to improving speed, coordination abilities and tactical interactions.
Experimental learning technology allows us to create the conditions for a step-by-step development of autonomous modules, implement interim control coinciding with the completion of each module. It also allows giving more attention to the quality development of technical and tactical techniques (TTP), specific actions in streetball through consistent training, highlighting priority elements in technique and tactics.
Applying modular technology in training sessions enables basketball players to improve the performance of TTD and competitive-gaming activity via special exercises. It has an overall positive impact on the quality of the training process, allows us to focus on the structure of learning material and design a training program.
Key words: modular technology; technical and tactical actions; students; streetball; learning and training process; competitive and game activity.
About the authors: Tatyana Valerievna Baybakova1, degree-seeking candidate of the Department of Physical Training and Sports at Omsk State Technical University, Senior Teacher of the Department of Physical Training and Sport; Natalya Nikolaevna Lyalikova2, Candidate of Pedagogical Sciences (PhD), Associate Professor at the Department of Physical Training and Sports.
Place of employment: Omsk State Technical University1'2.
УДК 796.41 Ю. В. Коричко
Нижневартовск, Россия
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕВУШЕК 12—14 ЛЕТ И СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ
Аннотация. Спортивная аэробика — это сложнокоординационный вид спорта, который характеризуется способностью спортсменов выполнять в соответствии с музыкальным сопровождением непрерывный комплекс различных соединений движений высокой интенсивности, заимствованных из традиционных танцев. Соревновательная программа в этом виде спорта — это произвольное упражнение, в котором спортсмены демонстрируют непрерывный и высоко интенсивный комплекс, включающий сочетания ациклических движений со сложной координацией, а также различные по сложности элементы разных структурных групп и взаимодействия между партнерами (в программах смешанных пар, троек и групп).
В статье представлены результаты исследований по анализу взаимосвязи показателей общей и специальной физической подготовленности девушек 12—14 лет, занимающихся спортивной аэробикой на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации). Проанализированы результаты по особенностям состава и структуры специфических движений при исполнении соревновательных комбинаций в спортивной аэробике на основе видеоанализа соревнований и опроса тренеров. Выявлено, что показатели общей и специальной физической подготовки в спортивной аэробике имеют своеобразную специфику и тесно взаимосвязаны с показателями контрольно-переводных нормативов по смежным технико-эстетическим видам спорта. Выявленные особенности содержания соревновательных индивидуальных программ в спортивной аэробике позволят выработать в дальнейшем наиболее рациональный подход к эффективному подбору подготовительных и подводящих упражнений в спортивной аэробике. Материалы, представленные в статье, могут быть рекомендованы тренерам по спортивной аэробике при планировании тренировочного процесса на этапе спортивной специализации, а также широкому кругу специалистов в области физической культуры и спорта.
Ключевые слова: спортивная аэробика; общая физическая подготовленность; специальная физическая подготовленность; исполнение; соревновательная комбинация; специфические элементы спортивной аэробики.
Сведения об авторе: Юлия Валентиновна Коричко, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теоретических основ физического воспитания.
Место работы: Нижневартовский государственный университет.
Контактная информация: 628615, г.Нижневартовск, ул.Ленина, д. 2, каб. 201, тел.: 89129313968, e-mail: [email protected].
Спортивная аэробика является довольно молодым видом спорта, характеризующимся значительной динамичностью и координационной сложностью движений (Андресян 1996: 23). Многие методические вопросы решаются на основе требований к технической сложности из спортивных видов гимнастики. Соревновательные комбинации в спортивной аэробике исполняются в очень быстром темпе и содержат значительное количество силовых элементов, высокоамплитудных прыжков и координационно-сложных упражнений (Поздеева, Пшеничникова 2005: 98—99).
В настоящее время спортивная аэробика достигла значительных высот в своем развитии, омолодился состав занимающихся, усложнилась со-
ревновательная программа, повысился динамизм и красота упражнений. Параллельно с развитием динамики роста достижений в этом виде спорта обозначились проблемы, тормозящие рост спортивного мастерства. Отсутствие в теории спортивной аэробики стройной системы знаний по данным вопросам и конкретных научных исследований, отвечающих требованиям практики, существенно затрудняет работу тренеров и тормозит развитие спортивной аэробики как вида спорта, претендующего на олимпийский статус (Коричко и др. 2014: 133—135).
Отличительными признаками спортивной аэробики являются: особые критерии оценки отдельных элементов и композиций в целом (слож-