Научная статья на тему 'Формирование технико-тактических действий студентов (на примере стритбола)'

Формирование технико-тактических действий студентов (на примере стритбола) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
400
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / СТРИТБОЛ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / STUDENTS / STREETBALL / EDUCATIONALTRAINING PROCESS / COMPETITION / TECHNICAL AND TACTICAL SKILLS / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байбакова Татьяна Валериевна

В связи с участием большого количества студентов нашего вуза в соревнованиях по стритболу появилась необходимость в формировании и развитии технико-тактических действий, характерных для стритбола, с целью повышения результативности участия в соревнованиях, оптимизации учебно-тренировочного процесса физического воспитания, придания ему жизненной и практической направленности, сделать его соответствующим потребностям и индивидуальным особенностям студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of technical and tactical skills of students on streetball model

It is necessary to form and develop technical and tactical skills characteristic of streetball because a lot of students of our University participate in streetball competitions. The aim is to enhance performance of competitions participation, to optimize educationaltraining process of physical education, to make it life and practically oriented, to make it correspond to needs and personal peculiarities of students.

Текст научной работы на тему «Формирование технико-тактических действий студентов (на примере стритбола)»

уДК 378:796.323.2 т. В. БАЙБАКОВА

Омский государственный технический университет

ФОРМИРОВАНИЕ

ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ СТУДЕНТОВ

(НА ПРИМЕРЕ СТРИТБОЛА)

В связи с участием большого количества студентов нашего вуза в соревнованиях по стритболу появилась необходимость в формировании и развитии технико-тактических действий, характерных для стритбола, с целью повышения результативности участия в соревнованиях, оптимизации учебно-тренировочного процесса физического воспитания, придания ему жизненной и практической направленности, сделать его соответствующим потребностям и индивидуальным особенностям студентов.

Ключевые слова: студенты, стритбол, учебно-тренировочный процесс, соревновательная деятельность, технико-тактические действия, физическое воспитание.

За последние годы, благодаря усилиям ученых и практиков, в стране созданы хорошие предпосылки для инновационной деятельности в сфере высшего образования для разработки и внедрения в практику новых методических форм занятий физической культурой и спортом. В настоящее время в России и других странах большое распространение и популярность получают так называемые малые формы спортивных игр, в том числе и стритбол [1, 2].

Игра отличается простотой в организации учебнотренировочных занятий и проведении соревнований. В этих целях в условиях вузов можно использовать не только физкультурные залы, но и практически любые плоскостные спортивные сооружения. Не требует эта игра и дорогостоящей экипировки и инвентаря. Привлекателен стритбол и тем, что каждый игрок является активным участником состязания, которое проходит динамично, без вынужденных и утомительных остановок. Данная спортивная игра словно специально создана для развития именно в учебных заведениях, в том числе и среди студенческой молодежи [3].

Велика роль этого вида спорта для здоровья как одной из форм двигательной активности человека в борьбе с гиподинамией (малоподвижным образом жизни). Разнообразные движения, присущие стрит-болу, способствуют активизации деятельности органов дыхания и кровообращения, улучшению обмена веществ, вовлекают в работу все основные группы мышц [4]. Стритбол — прекрасное средство для укрепления здоровья.

Проведение общественными организациями турниров по стритболу содействует выполнению комплекса задач по физическому воспитанию студентов, поднимает интерес значительной части молодежи к систематическим занятиям физической культурой и спортом, способствует приобретению обучающихся в вузах важных организационных умений и навыков по проведению спортивных соревнований и самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Стритбол отличается жёстким характером игры, требует более виртуозного владения мячом и скорости передвижения по площадке. Большинство участников турниров по стритболу составляют бас-

кетболисты спортивных школ и спортклубов. Немалую часть участников турниров составляют и спортсмены-студенты. Поэтому возникает необходимость в специальной подготовке к соревнованиям по стритболу, в соответствующем содержании и построении учебно-тренировочного процесса баскетболистов-студентов при обучении технико-тактическим действиям /ТТД). Отсутствие такой методики отрицательно влияет не только на результативность и зрелищность игры, но и на количество студенческих команд, участвующих в турнирах.

Особую популярность стритбол получил в 90-е годы, когда в крупных городах России прошла серия турниров под эгидой крупных брендов спортивной одежды — «Adidas streetball challenge» и «Reebok 3 на 3». Эти турниры проходили в формате трое против троих на одно кольцо и заложили традицию в нашей стране играть именно так.

Впервые в Омске в июне 1998 года на «Зелёном острове» прошли отборочные соревнования всероссийского турнира по уличному баскетболу «Adidas streetball challenge-98». Баскетбол на открытом воздухе становится стилем жизни. Он доступен юным и пожилым, мужчинам и женщинам, высоким и низким, людям всех социальных слоёв с разным уровнем мастерства. Согласно данным статистики, впервые годы появления стритбола в Омске число поклонников баскетбола достигло 6,5 тысячи. Из них одна треть — школьники и 1,5 тысячи — студенты вузов. С 2005 года в Омске стали проводить турниры «Оранжевый мяч». В 2005 году в уличных играх участвовали 200 команд.

Проблема исследования состоит в том, что, с одной стороны, большое количество студентов хотят играть в стритбол и участвовать в соревнованиях, а с другой — недостаточная разработанность и научная обоснованность средств, форм и методов при освоении студентами ТТД, наиболее эффективных для стритбола, с целью повышения результативности участия в соревнованиях. Поэтому возникает необходимость обновить содержание процесса физического воспитания, придать ему жизненную и практическую направленность, сделать его соответствующим потребностям и индивидуальным особенностям студентов.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013

%

Арсенал технико-тактических действий Студенты- стритболисты Команда «Политех»

Количество передач за игру 30 40

Броски (из них результативных): 26(14) 35(24)

ближние 13(7) 15(11)

средние 8(5) 12(9)

дальние 5(2) 8(4)

Подбор: 24 30

на «своем» щите 13 17

на «чужом» щите 11 13

Взаимодействия: 14 18

ведение — передача 5 7

вход — ведение — передача 5 6

вход — передача 4 5

Индивидуальные действия: 14 20

атака кольца 8 12

маневрирование 3 4

уход от опеки 3 4

Финты: 10 13

финт на бросок—бросок 6 7

финт на проход — проход 4 6

Защитные действия: 10 13

выбивание 3 3

перехват 2 2

вырывание 2 4

накрывание 3 4

Объект исследования. Учебный процесс физического воспитания студентов специализации «баскетбол».

Предмет исследования. Содержание и структура соревновательной и учебно-тренировочной деятельности студентов в стритболе.

Методы и организация исследования. Для изучения показателей соревновательной и учебно-тренировочной деятельности студентов были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, стенографирование и видеозапись игр, педагогическое тестирование (оценка физической, технической и тактической подготовленности студентов), методы математической статистики.

На первом этапе педагогического наблюдения мы изучали ТТД студентов, которые принимали участие в соревнованиях по стритболу. Были осуществлены стенографическая запись и видеосъемка 22 игр. Мы регистрировали следующие показатели:

— броски по кольцу (ближние, средние, дальние);

— подборы;

— групповые взаимодействия (2 — 3 игрока);

— индивидуальные действия (с мячом и без мяча);

— финты (обманные движения);

— защитные действия (вырывание, выбивание, перехват, накрывание).

Результаты исследования. В результате обработки данных видеосъемки и стенографической записи соревнований по стритболу студенческих команд ОмГТУ нами были получены количествен-

ные и качественные показатели технико-тактических действий (ТТД) студентов 1-го курса ОмГТУ специализации «баскетбол», составляющих экспериментальную, контрольную группы (ЭГ, КГ) и показатели ТТД команды «Политех», состоящей из членов сборной команды ОмГТУ по баскетболу, взятые нами как модельные характеристики для студентов экспериментальной и контрольной групп (табл. 1).

К количественным показателям относится число ТТД: количество бросков по кольцу, подборы, количество групповых и индивидуальных взаимодействий, применение обманных движений и защитных действий.

В ходе педагогических наблюдений определялся количественный показатель применения техникотактических действий студенческими командами 1-го курса и игроками команды «Политех», который был оценен на основе обработанных результатов (рис. 1). Показатели студентов 1-го курса значительно отличались от показателей игровой активности баскетболистов команды «Политех».

Мы обработали протоколы педагогических наблюдений и получили следующие данные. Студенты 1-го курса за одну игру выполняют 26 бросков, из них 14 — результативные, игроки команды «Политех» — 35 бросков, 24 — результативные. 24 подбора за игру сделали студенты 1-го курса, команда «Политех» — 30 подборов, у 1-го курса 14 групповых взаимодействий за игру, у команды «Политех» — 18, индивидуальных действий у 1-го курса 14, у команды «Политех» — 20, 10 обманных движений выполнили первокурсники, 13 — команда «Политех»,

Рис. 1. Количественные характеристики технико-тактических действий студентов 1-го курса и студентов команды «Политех» (%).

Примечание: Б — броски по кольцу за игру; П — подборы под своим и чужим щитом;

В— взаимодействия групповые (2-3 игрока); И — индивидуальные действия (с мячом и без мяча);

Ф — финты(обманные движения);

З — игровая активность в защите (вырывание, выбивание, перехват, накрывание)

защитных действий студенты 1-го курса выполнили 10, команда «Политех» — 13. Сравнивая количественные показатели технико-тактических действий, мы установили, что игровая активность студентов 1-го курса ниже, чем у игроков команды «Политех». Количество атакующих и оборонительных действий отражены низкими показателями, недостаточно индивидуальных приемов и групповых взаимодействий.

Заключение. Создание научно-обоснованной методики формирования технико-тактических действий (на примере стритбола) позволит оптимизировать содержание учебно-тренировочного процесса подготовки студентов специализации «баскетбол» к соревнованиям, повысить их технико-тактическую подготовленность, а следовательно, и эффективность соревновательной деятельности.

Библиографический список

1. Золотарев, А П. Инновационные направления в техникотактической подготовке юных футболистов : метод. рек. /

А. П. Золотарев, В. З. Ивасев. — Краснодар, 2000. — 27 с.

2. Костюков, В. В. Теория и методика использования спортивных игр при организации физической активности людей разного возраста : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В. В. Костюков. — М., 1993. — 48 с.

3. Саливон, В. Как выбиться в люди при помощи мяча /

B. Саливон // Планета Баскетбол. — 2001. — № 7—8. —

C. 72-74.

4. Гончаренко, С. И. Стритбол — средство укрепления здоровья и физического совершенствования молодежи / С. И. Гончаренко // Совершенствование методов развития физических 116 качеств : межвуз. сб. науч. тр. — Владимир, 2000. - С. 39-40.

БАЙБАКОВА Татьяна Валериевна, старший преподаватель, аспирантка кафедры «Физическое воспитание и спорт».

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 03.10.2013 г.

© Т. В. Байбакова

Книжная полка

Малов, В. И. 100 великих спортивных достижений / В. И. Малов. - М. : Вече, 2007. - 432 с. -ISBN 978-5-9533-2346-8.

Есть на планете Земля великое действо, происходящее раз в четыре года и приковывающее к себе внимание почти всех ее обитателей. В одной из стран мира проходят очередные Олимпийские игры, собирающие лучших легкоатлетов, боксеров, пловцов, гимнастов, спортсменов многих иных «специальностей». И миллионы людей живут напряженным ожиданием: какие прежние рекорды падут и какие будут установлены, какие новые феноменальные спортивные достижения поразят мир? Раз в четыре года, но с другим «циклом», проходят чемпионаты мира по футболу. Не забудем и мировые первенства по хоккею, баскетболу, ручному мячу, волейболу, по легкой атлетике, плаванию, боксу, борьбе. Огромный интерес вызывают многие национальные соревнования, таковы, например, розыгрыш Кубка Стэнли хоккеистами НХЛ и футбольные чемпионаты Англии, Италии или Испании. Автор книги о ста великих спортивных достижениях всех времен и народов — В. И. Малов, специалист по истории спорта, писатель и журналист.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.