Научная статья на тему 'Модульная технология повышения технической подготовленности студентов в стритболе'

Модульная технология повышения технической подготовленности студентов в стритболе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / MODULAR TECHNOLOGY / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / СТРИТБОЛ / STREETBALL / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / TRAINING PROCESS / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COMPETITIVE ACTIVITIES / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / TECHNICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байбакова Т.В.

Внедрение модульной технологии в учебный процесс высшей профессиональной школы имеет высокую педагогическую ценность не только с точки зрения повышения качества образовательного процесса, но и в изменении направленности процесса обучения, при котором взаимодействие преподавателя и студента приобретают форму сотворчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байбакова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modular technology of increase of technical readiness of students in streetball

Introduction of modular technology in educational process of the higher vocational school has high pedagogical value not only from the point of view of improvement of quality of educational process, but also in change of orientation of process of training at which interaction of the teacher and student get a co-authorship form.

Текст научной работы на тему «Модульная технология повышения технической подготовленности студентов в стритболе»

2. Таймазов, В. А. Теория и методика спортивного туризма [Текст] : учеб. / В. А. Таймазов, Ю. Н. Федотов. — М. : Советский спорт, 2014. — 464 с.

3. Кравчук, Т. А. Оптимизация тренировочного процесса скалолазов, специализирующихся в лазании на трудность, на основе комплексного анализа уровня физической подготовленности [Текст] / Т. А. Кравчук, Д. Ю. Ломовцев // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. — 2012. - № 4 (111). - С. 247-249.

4. Теплоухов, В. В. Руководство для судей и участников соревнований по технике пешеходного и лыжного туризма [Текст] / В. В. Теплоухов. — Екатеринбург, 2008. — 19 с.

ЗДАНОВИЧ Игорь Арнольдович, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры теории и методики туризма и социально-культурного сервиса.

Адрес для переписки: zdan.ifk@mail.ru

ГОРСКАЯ Инесса Юрьевна, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры медико-биологических основ физической культуры и спорта.

Адрес для переписки: mbofkis@mail.ru КРАВЧУК Татьяна Анатольевна, кандидат педагогических наук, профессор (Россия), заведующая кафедрой теории и методики туризма и социально-культурного сервиса.

Адрес для переписки: kravchukt@mail.ru САРАМУД Артем Георгиевич, магистрант гр. Т12 ФК факультета туризма, рекреации и реабилитации.

Адрес для переписки: kravchukt@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.05.2015 г. © И. А. Зданович, И. Ю. Горская, Т. А. Кравчук, А. Г. Сарамуд

УДК 796.323.2:378.3 т. В. БАЙБАКОВА

Омский государственный технический университет

МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В СТРИТБОЛЕ

Внедрение модульной технологии в учебный процесс высшей профессиональной школы имеет высокую педагогическую ценность не только с точки зрения повышения качества образовательного процесса, но и в изменении направленности процесса обучения, при котором взаимодействие преподавателя и студента приобретают форму сотворчества.

Ключевые слова: модульная технология, студенты, стритбол, учебно-тренировочный процесс, соревновательная деятельность, техническая подготовленность.

Дефицит двигательной активности студенческой молодежи большинство ученых-исследователей связывает с интенсификацией учебной нагрузки и одновременным снижением мотивации к использованию средств физической культуры в жизнедеятельности, негативные последствия которых выражаются в росте заболеваемости и низком уровне общей работоспособности, что абсолютно неприемлемо для конкурентоспособных специалистов, то есть выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений [1].

Особую важность для молодежи приобретают нетрадиционные формы физкультурно-спортив-ной деятельности, отличающееся динамичностью (в духе нашего времени), возможностью использования их в любом месте: на небольшой площадке, в любое время года, с различным уровнем физической и специальной подготовленности [2].

Баскетбол — одна из самых популярных игр в нашей стране, однако число занимающихся в детско-юношеских спортивных школах ограничено, так как занимаются там наиболее способные и подающие спортивные надежды девушки и юноши [3].

В то же время стритбол (уличный баскетбол) становится популярным более чем в 160 странах мира. Большое количество команд принимает участие в соревнованиях различного уровня.

Разнообразие движений, присущих стритболу, способствует укреплению опорно-двигательного аппарата занимающихся, центральной нервной системы, активизации деятельности органов дыхания и кровообращения, вовлечению в работу всех основных групп мышц, улучшению обмена веществ [4].

Отсутствие научно-методического обоснования, особенностей содержания и построения учебно-тренировочного процесса баскетболистов разного возраста и уровня подготовленности к соревнованиям по стритболу свидетельствует о необходимости исследований в этом направлении, что явилось целью нашей работы.

Цель исследования — определение эффективности разработанной нами технологии формирования технико-тактических действий в стритболе.

Методика и организация исследования. Для изучения показателей физической, технико-тактической подготовленности, морфофункционального

и психофизиологического состояния студентов использовали традиционные методы исследования: анализ научно-методической литературы, анкетирование, тестирование общей и специальной физической подготовленности, функционального и психофизического состояния, педагогическое наблюдение, эксперимент, контрольное тестирование технико-тактической подготовленности, методы математико-статистической обработки полученных результатов.

Под наблюдением в течение двух лет находилось 52 студента — юношей специализации «Баскетбол». В экспериментальной группе (ЭГ) 26 человек занимались по разработанной нами технологии, в контрольной группе (КГ) 26 человек обучались в соответствии с базовой программой для высших учебных заведений. Занятия проводились в рамках академического расписания два раза в неделю.

Результаты исследования и их обсуждение. В период обучения студентов в вузе значительно расширяется круг познаний, раскрываются способности, совершенствуется интеллект будущего специалиста. Необходимо, чтобы за годы обучения студенты получили хороший заряд для реализации своих возможностей, овладели стратегией и тактикой максимально активной, изобретательной умственной, психологической, физической деятельностью. В связи с этим необходимо организовывать двигательную активность студентов сообразно их интересам и потребностям, обеспечить многообразие форм и вариативность содержания процесса физического воспитания.

Стритбол отличается простотой в организации учебно-тренировочных занятий и проведении соревнований. В этих целях в условиях вузов можно использовать не только физкультурные залы, но и практически любые плоскостные спортивные сооружения. Эта игра не требует дорогостоящей экипировки и инвентаря.

Привлекателен стритбол и тем, что каждый игрок является активным участником состязания, которое проходит динамично, без вынужденных и утомительных остановок. Данная спортивная игра как наиболее увлекательный вид физических упражнений, словно специально создана для развития этого вида физкультурно-спортивной деятельности в учебных заведениях, то есть среди студенческой молодежи [5].

В основу технологии формирования технико-тактических действий, а в частности повышения технической подготовленности студентов в стрит-боле, была положена модульная контрольно-корректирующая организация учебного процесса, так как именно здесь большое внимание уделяется структурированию учебного материала, построению программы [6]. Модульная технология организации тренирующих воздействий, допускающая различные гибкие перестроения и вариантные сценарии, может явиться одним из перспективных подходов к проектированию занятий подобной направленности [7].

В отличие от традиционной методики, разработанная нами модульная технология позволяет не просто последовательно осваивать учебный

Динамика показателей физической подготовленности студентов за период эксперимента

Таблица 1

Показатели Период исследования Статистические показатели P

Экспериментальная группа (п = 26) Контрольная группа (п= 26)

Х m а X m а

Прыжок в длину с места, см До эксперимента 245 2,33 11,87 239 4,21 21,46 <0,05

После эксперимента 260 1,83 9,34 245 5,6 28,54 <0,01

P (прирост результата) <0,05; (5,28 %) <0,05; (2,21 %)

Бег 100 м, с До эксперимента 13,42 0,16 0,81 14,04 0,12 0,63 <0,05

После эксперимента 12,05 0.14 0,83 13,8 0,13 0,68 <0,05

P (прирост результата) < 0,05; (4,6 %) > 0,05; (1,7 %)

Подтягивание кол-во До эксперимента 13 0,4 2,02 12 0,69 3,54 <0,05;

После эксперимента 15 0,5 2,53 13 0,59 3,03 <0,05;

P (прирост результата) < 0,05; (15 %) < 0,05; (9 %)

Бег 2000 м, с До эксперимента 8,22 0,1 0,53 9,2 0,28 1,41 <0,05;

После эксперимента 8,00 0,02 0,12 9,1 0,28 0,12 > 0,05;

P (прирост результата) > 0,05; (2,7 %) > 0,05; (1,09 %)

о

от

Е

Т

Динамика показателей технической подготовленности студентов за период эксперимента

Таблица 2

Показатели Период исследования Статистические показатели Р

Экспериментальная группа (п = 26) Контрольная группа (п = 26) '

X т а X т а

Перемещение в штрафной зоне «суперчелнок», с До эксперимента 8,02 0,07 0,35 8,13 0,07 0,4 >0,05;

После эксперимента 7,31 0,05 0,28 8,10 0,07 0,4 < 0,05

Р (прирост результата) < 0,05; (9,7 %) > 0,05; (0,3 %)

Комбинированное упражнение в штрафной зоне, с До эксперимента 12,52 0,19 0,98 13,0 0,20 1,06 > 0,05;

После эксперимента 11,0 0,14 0,71 12,3 0,18 0,9 > 0,05;

Р (прирост результата) < 0,05; (10,5 %) > 0,05; (4,9 %)

Скоростной комплексный тест, с До эксперимента 14,03 0,11 0,56 14,5 0,07 0,40 > 0,05

После эксперимента 12,9 0,15 0,76 13,8 0,08 0,45 > 0,05

Р (прирост результата) < 0,05; (8,7 %) > 0,05; (2,5 %)

Слаломный бег с ведением мяча, с До эксперимента 8,34 0,06 0,33 8,46 0,07 0,40 > 0,05

После эксперимента 7,31 0,1 0,53 8,20 0,07 0,37 > 0,05

Р (прирост результата) < 0,05; (14 %) > 0,05; (4,0 %)

Броски в движении за 1 минуту, количество попаданий До эксперимента 8 0,21 1,2 7 0,14 0,75 > 0,05

После эксперимента 14 0,38 1,5 10 0,19 1,01 < 0,01

Р (прирост результата) < 0,01; (48 %) < 0,01; (25 %)

материал с промежуточным контролем через 8—10 занятий, но и уделять больше внимания повышению качества технико-тактической подготовки за счет последовательного обучения с выделением приоритетных элементов технико-тактических действий и осуществления промежуточного контроля.

Технология состоит из следующих этапов: диагностического, практико-познавательного и ре-продуктивно-тренировочного.

На первом этапе проводилась оценка физической, технико-тактической подготовленности, мор-фофункциональных показателей, психофизиологического состояния студентов.

Второй этап был направлен на формирование специальных знаний об особенностях стритбола, вырабатывалось умение использовать полученные знания при освоении специфических действий, а также формирования рациональной структуры их выполнения, освоение и закрепление в различных игровых ситуациях. При этом на учебно-тренировочных занятиях использовались специально-подготовительные упражнения, упражнения по технико-тактической подготовке, определяемые в каждом модуле.

На третьем этапе проходило формирование технико-тактических действий с учетом индивидуальных особенностей студентов, совершенствование способности игроков к реализации скоростного потенциала при выполнении специфических действий, характеризующихся простотой, целесообразностью и рациональностью. Проводился контроль и коррекция полученных знаний и умений по использованию специфических действий в стритболе, включалась собственно соревновательная деятельность.

Разработанная нами технология модульного обучения предполагала улучшение общей физической подготовленности исследуемого контингента.

Оценку общей физической подготовленности проводили по следующим обязательным, соответствующим учебной программе, контрольным упражнениям: бег на 100 и 2000 метров, прыжок в длину с места, подтягивание на перекладине (табл. 1).

В конце эксперимента показатели общей физической подготовленности студентов улучшились как в контрольной группе, так и в экспериментальной, но динамика их была разнонаправленной.

В прыжке в длину с места прирост составил в экспериментальной (ЭГ) 5,28 %, в контрольной (КГ) — 2,21 %. Разница по данному показателю в конце эксперимента между группами составила 3,07 %. В беге на 100 метров прирост результатов в ЭГ составил 4,6 %, а в КГ — 1,7 %. В беге на 2000 метров прирост результатов составил в ЭГ — 2,7 %, в КГ — 1,09 %. В показателе силы прирост в ЭГ составил 15 %, а в КГ — 9 %. Разница результата в этом показателе в конце эксперимента составила 9 %.

Таким образом, положительная динамика общей физической подготовленности в ЭГ по всем исследуемым показателям.

По результатам педагогического эксперимента выявлены изменения показателей технической подготовленности в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах (табл. 2). В экспериментальной группе статистически достоверный прирост достигнут по результатам всех контрольных тестов, а в контрольной группе показатели изменились незначительно, а в некоторых не достигли статистически достоверных величин.

Наиболее заметное улучшение показателей было достигнуто в ЭГ при тестировании бросков в движении. Результат в ЭГ на 23 % превысил аналогичный показатель в КГ; показатель быстроты перемещения в штрафной зоне «суперчелнок» в ЭГ улучшился по сравнению с контрольной на 9,4 %; показатель быстроты перемещения при выполнении слаломного бега с ведением мяча в ЭГ улучшился на 10 % по отношении к КГ; показатель скоростного комплексного теста ЭГ превысил аналогичный показатель в КГ на 6,2 %; результаты комбинированного упражнения показали улучшение в ЭГ на 5,1 % по отношению к КГ.

Выводы. Применение стритбола в учебно-тренировочном процессе студентов высших учебных заведений обеспечивает благоприятные условия для положительных изменений физической, технической подготовленности, морфофункционального и психофизиологического состояния. Повышает мотивацию к физической активности студентов, как к организованным, так и к самостоятельным занятиям специальной направленности.

Модульно-коррекционная технология обучения приводит к нескольким положительным эффектам.

У студента уменьшается доля пассивного восприятия материала и появляется возможность активного и самостоятельного участия в учебном процессе и осуществления промежуточного контроля освоения материала по окончании каждого модуля. Этот контроль важен как для студента, так и для преподавателя. Происходит более легкое освоение материала путем пошагового изучения завершенных по содержанию модулей.

Библиографический список

1. Бальсевич, В. К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи /

B. К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1996. — № 1. — С. 23 — 25.

2. Гончаренко, С. И. Стритбол — средство укрепления здоровья и физического совершенствования молодежи /

C. И. Гончаренко // Совершенствование методов развития физических качеств : межвуз. сб. науч. тр. — Владимир, 2000. — С. 39-40.

3. Железняк, Ю. Д. Спортивные игры: техника, тактика обучения / Ю. Д. Железняк, Д. М. Портнов. — М. : Издат. центр Академия. — 2001. — 520 с.

4. Брук, Т. М. Физиологическая напряженность игровой нагрузки в уличном баскетболе / О. Е. Лихачев, А. В. Мазурина // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте : материалы II Междунар. науч.-практ. заоч. конф. — Смоленск, 2003. — Вып. 2. — С. 35 — 40.

5. Саливон, В. Как выбиться в люди при помощи мяча /

B. Саливон // Планета Баскетбол. — 2001. — № 7 — 8. —

C. 72 — 74.

6. Чошанов, М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения : метод. пособие / М. А. Чошанов. — М. : Народное образование, 1996. — 160с.

7. Чернилевский, Д. В. Дидактические технологии в высшей школе : учеб. пособие для вузов / Д. В. Чернилевский. — М. : ЮНИТМ — Дан, 2002. — 437 с.

БАЙБАКОВА Татьяна Валериевна, аспирантка, старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание и спорт».

Адрес для переписки: gonzy@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.06.2015 г. © Т. В. Байбакова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Книжная полка

Пресняков, В. В. Методы математической обработки результатов спортивно-педагогических исследований : учеб.-метод. пособие / В. В. Пресняков, В. П. Губа. - СПб. : Человек, 2015. - 288 с. -ISBN 978-5-906131-53-9.

В учебно-методическом пособии представлены актуальные методологические, организационно-методические и практические вопросы процесса измерений, вычислений, а также способы их математико-статистической обработки, встречающиеся в ходе педагогической и научной деятельности различного рода специалистов. Рассматриваются основные методы обработки данных, включая параметрический и непараметрический критерии, корреляционный, регрессионный, дисперсионный и факторный анализы, позволяющие дать объективную оценку анализируемому процессу. Приведены необходимые теоретические сведения и формулы для расчета типовых задач, наиболее часто встречающихся в спортивно-педаго- Т гических исследованиях.

Учебное пособие предназначено для студентов, магистрантов и аспирантов высших учебных заведений, специалистов в области физического воспитания и спорта, тренеров, а также исследователей из смежных областей науки, применяющих в своей работе математико-статистические методы в целях эффективного решения практических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.