2. Таймазов, В. А. Теория и методика спортивного туризма [Текст] : учеб. / В. А. Таймазов, Ю. Н. Федотов. — М. : Советский спорт, 2014. — 464 с.
3. Кравчук, Т. А. Оптимизация тренировочного процесса скалолазов, специализирующихся в лазании на трудность, на основе комплексного анализа уровня физической подготовленности [Текст] / Т. А. Кравчук, Д. Ю. Ломовцев // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. — 2012. - № 4 (111). - С. 247-249.
4. Теплоухов, В. В. Руководство для судей и участников соревнований по технике пешеходного и лыжного туризма [Текст] / В. В. Теплоухов. — Екатеринбург, 2008. — 19 с.
ЗДАНОВИЧ Игорь Арнольдович, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры теории и методики туризма и социально-культурного сервиса.
Адрес для переписки: [email protected]
ГОРСКАЯ Инесса Юрьевна, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры медико-биологических основ физической культуры и спорта.
Адрес для переписки: [email protected] КРАВЧУК Татьяна Анатольевна, кандидат педагогических наук, профессор (Россия), заведующая кафедрой теории и методики туризма и социально-культурного сервиса.
Адрес для переписки: [email protected] САРАМУД Артем Георгиевич, магистрант гр. Т12 ФК факультета туризма, рекреации и реабилитации.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.05.2015 г. © И. А. Зданович, И. Ю. Горская, Т. А. Кравчук, А. Г. Сарамуд
УДК 796.323.2:378.3 т. В. БАЙБАКОВА
Омский государственный технический университет
МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В СТРИТБОЛЕ
Внедрение модульной технологии в учебный процесс высшей профессиональной школы имеет высокую педагогическую ценность не только с точки зрения повышения качества образовательного процесса, но и в изменении направленности процесса обучения, при котором взаимодействие преподавателя и студента приобретают форму сотворчества.
Ключевые слова: модульная технология, студенты, стритбол, учебно-тренировочный процесс, соревновательная деятельность, техническая подготовленность.
Дефицит двигательной активности студенческой молодежи большинство ученых-исследователей связывает с интенсификацией учебной нагрузки и одновременным снижением мотивации к использованию средств физической культуры в жизнедеятельности, негативные последствия которых выражаются в росте заболеваемости и низком уровне общей работоспособности, что абсолютно неприемлемо для конкурентоспособных специалистов, то есть выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений [1].
Особую важность для молодежи приобретают нетрадиционные формы физкультурно-спортив-ной деятельности, отличающееся динамичностью (в духе нашего времени), возможностью использования их в любом месте: на небольшой площадке, в любое время года, с различным уровнем физической и специальной подготовленности [2].
Баскетбол — одна из самых популярных игр в нашей стране, однако число занимающихся в детско-юношеских спортивных школах ограничено, так как занимаются там наиболее способные и подающие спортивные надежды девушки и юноши [3].
В то же время стритбол (уличный баскетбол) становится популярным более чем в 160 странах мира. Большое количество команд принимает участие в соревнованиях различного уровня.
Разнообразие движений, присущих стритболу, способствует укреплению опорно-двигательного аппарата занимающихся, центральной нервной системы, активизации деятельности органов дыхания и кровообращения, вовлечению в работу всех основных групп мышц, улучшению обмена веществ [4].
Отсутствие научно-методического обоснования, особенностей содержания и построения учебно-тренировочного процесса баскетболистов разного возраста и уровня подготовленности к соревнованиям по стритболу свидетельствует о необходимости исследований в этом направлении, что явилось целью нашей работы.
Цель исследования — определение эффективности разработанной нами технологии формирования технико-тактических действий в стритболе.
Методика и организация исследования. Для изучения показателей физической, технико-тактической подготовленности, морфофункционального
и психофизиологического состояния студентов использовали традиционные методы исследования: анализ научно-методической литературы, анкетирование, тестирование общей и специальной физической подготовленности, функционального и психофизического состояния, педагогическое наблюдение, эксперимент, контрольное тестирование технико-тактической подготовленности, методы математико-статистической обработки полученных результатов.
Под наблюдением в течение двух лет находилось 52 студента — юношей специализации «Баскетбол». В экспериментальной группе (ЭГ) 26 человек занимались по разработанной нами технологии, в контрольной группе (КГ) 26 человек обучались в соответствии с базовой программой для высших учебных заведений. Занятия проводились в рамках академического расписания два раза в неделю.
Результаты исследования и их обсуждение. В период обучения студентов в вузе значительно расширяется круг познаний, раскрываются способности, совершенствуется интеллект будущего специалиста. Необходимо, чтобы за годы обучения студенты получили хороший заряд для реализации своих возможностей, овладели стратегией и тактикой максимально активной, изобретательной умственной, психологической, физической деятельностью. В связи с этим необходимо организовывать двигательную активность студентов сообразно их интересам и потребностям, обеспечить многообразие форм и вариативность содержания процесса физического воспитания.
Стритбол отличается простотой в организации учебно-тренировочных занятий и проведении соревнований. В этих целях в условиях вузов можно использовать не только физкультурные залы, но и практически любые плоскостные спортивные сооружения. Эта игра не требует дорогостоящей экипировки и инвентаря.
Привлекателен стритбол и тем, что каждый игрок является активным участником состязания, которое проходит динамично, без вынужденных и утомительных остановок. Данная спортивная игра как наиболее увлекательный вид физических упражнений, словно специально создана для развития этого вида физкультурно-спортивной деятельности в учебных заведениях, то есть среди студенческой молодежи [5].
В основу технологии формирования технико-тактических действий, а в частности повышения технической подготовленности студентов в стрит-боле, была положена модульная контрольно-корректирующая организация учебного процесса, так как именно здесь большое внимание уделяется структурированию учебного материала, построению программы [6]. Модульная технология организации тренирующих воздействий, допускающая различные гибкие перестроения и вариантные сценарии, может явиться одним из перспективных подходов к проектированию занятий подобной направленности [7].
В отличие от традиционной методики, разработанная нами модульная технология позволяет не просто последовательно осваивать учебный
Динамика показателей физической подготовленности студентов за период эксперимента
Таблица 1
Показатели Период исследования Статистические показатели P
Экспериментальная группа (п = 26) Контрольная группа (п= 26)
Х m а X m а
Прыжок в длину с места, см До эксперимента 245 2,33 11,87 239 4,21 21,46 <0,05
После эксперимента 260 1,83 9,34 245 5,6 28,54 <0,01
P (прирост результата) <0,05; (5,28 %) <0,05; (2,21 %)
Бег 100 м, с До эксперимента 13,42 0,16 0,81 14,04 0,12 0,63 <0,05
После эксперимента 12,05 0.14 0,83 13,8 0,13 0,68 <0,05
P (прирост результата) < 0,05; (4,6 %) > 0,05; (1,7 %)
Подтягивание кол-во До эксперимента 13 0,4 2,02 12 0,69 3,54 <0,05;
После эксперимента 15 0,5 2,53 13 0,59 3,03 <0,05;
P (прирост результата) < 0,05; (15 %) < 0,05; (9 %)
Бег 2000 м, с До эксперимента 8,22 0,1 0,53 9,2 0,28 1,41 <0,05;
После эксперимента 8,00 0,02 0,12 9,1 0,28 0,12 > 0,05;
P (прирост результата) > 0,05; (2,7 %) > 0,05; (1,09 %)
о
от
Е
Т
Динамика показателей технической подготовленности студентов за период эксперимента
Таблица 2
Показатели Период исследования Статистические показатели Р
Экспериментальная группа (п = 26) Контрольная группа (п = 26) '
X т а X т а
Перемещение в штрафной зоне «суперчелнок», с До эксперимента 8,02 0,07 0,35 8,13 0,07 0,4 >0,05;
После эксперимента 7,31 0,05 0,28 8,10 0,07 0,4 < 0,05
Р (прирост результата) < 0,05; (9,7 %) > 0,05; (0,3 %)
Комбинированное упражнение в штрафной зоне, с До эксперимента 12,52 0,19 0,98 13,0 0,20 1,06 > 0,05;
После эксперимента 11,0 0,14 0,71 12,3 0,18 0,9 > 0,05;
Р (прирост результата) < 0,05; (10,5 %) > 0,05; (4,9 %)
Скоростной комплексный тест, с До эксперимента 14,03 0,11 0,56 14,5 0,07 0,40 > 0,05
После эксперимента 12,9 0,15 0,76 13,8 0,08 0,45 > 0,05
Р (прирост результата) < 0,05; (8,7 %) > 0,05; (2,5 %)
Слаломный бег с ведением мяча, с До эксперимента 8,34 0,06 0,33 8,46 0,07 0,40 > 0,05
После эксперимента 7,31 0,1 0,53 8,20 0,07 0,37 > 0,05
Р (прирост результата) < 0,05; (14 %) > 0,05; (4,0 %)
Броски в движении за 1 минуту, количество попаданий До эксперимента 8 0,21 1,2 7 0,14 0,75 > 0,05
После эксперимента 14 0,38 1,5 10 0,19 1,01 < 0,01
Р (прирост результата) < 0,01; (48 %) < 0,01; (25 %)
материал с промежуточным контролем через 8—10 занятий, но и уделять больше внимания повышению качества технико-тактической подготовки за счет последовательного обучения с выделением приоритетных элементов технико-тактических действий и осуществления промежуточного контроля.
Технология состоит из следующих этапов: диагностического, практико-познавательного и ре-продуктивно-тренировочного.
На первом этапе проводилась оценка физической, технико-тактической подготовленности, мор-фофункциональных показателей, психофизиологического состояния студентов.
Второй этап был направлен на формирование специальных знаний об особенностях стритбола, вырабатывалось умение использовать полученные знания при освоении специфических действий, а также формирования рациональной структуры их выполнения, освоение и закрепление в различных игровых ситуациях. При этом на учебно-тренировочных занятиях использовались специально-подготовительные упражнения, упражнения по технико-тактической подготовке, определяемые в каждом модуле.
На третьем этапе проходило формирование технико-тактических действий с учетом индивидуальных особенностей студентов, совершенствование способности игроков к реализации скоростного потенциала при выполнении специфических действий, характеризующихся простотой, целесообразностью и рациональностью. Проводился контроль и коррекция полученных знаний и умений по использованию специфических действий в стритболе, включалась собственно соревновательная деятельность.
Разработанная нами технология модульного обучения предполагала улучшение общей физической подготовленности исследуемого контингента.
Оценку общей физической подготовленности проводили по следующим обязательным, соответствующим учебной программе, контрольным упражнениям: бег на 100 и 2000 метров, прыжок в длину с места, подтягивание на перекладине (табл. 1).
В конце эксперимента показатели общей физической подготовленности студентов улучшились как в контрольной группе, так и в экспериментальной, но динамика их была разнонаправленной.
В прыжке в длину с места прирост составил в экспериментальной (ЭГ) 5,28 %, в контрольной (КГ) — 2,21 %. Разница по данному показателю в конце эксперимента между группами составила 3,07 %. В беге на 100 метров прирост результатов в ЭГ составил 4,6 %, а в КГ — 1,7 %. В беге на 2000 метров прирост результатов составил в ЭГ — 2,7 %, в КГ — 1,09 %. В показателе силы прирост в ЭГ составил 15 %, а в КГ — 9 %. Разница результата в этом показателе в конце эксперимента составила 9 %.
Таким образом, положительная динамика общей физической подготовленности в ЭГ по всем исследуемым показателям.
По результатам педагогического эксперимента выявлены изменения показателей технической подготовленности в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах (табл. 2). В экспериментальной группе статистически достоверный прирост достигнут по результатам всех контрольных тестов, а в контрольной группе показатели изменились незначительно, а в некоторых не достигли статистически достоверных величин.
Наиболее заметное улучшение показателей было достигнуто в ЭГ при тестировании бросков в движении. Результат в ЭГ на 23 % превысил аналогичный показатель в КГ; показатель быстроты перемещения в штрафной зоне «суперчелнок» в ЭГ улучшился по сравнению с контрольной на 9,4 %; показатель быстроты перемещения при выполнении слаломного бега с ведением мяча в ЭГ улучшился на 10 % по отношении к КГ; показатель скоростного комплексного теста ЭГ превысил аналогичный показатель в КГ на 6,2 %; результаты комбинированного упражнения показали улучшение в ЭГ на 5,1 % по отношению к КГ.
Выводы. Применение стритбола в учебно-тренировочном процессе студентов высших учебных заведений обеспечивает благоприятные условия для положительных изменений физической, технической подготовленности, морфофункционального и психофизиологического состояния. Повышает мотивацию к физической активности студентов, как к организованным, так и к самостоятельным занятиям специальной направленности.
Модульно-коррекционная технология обучения приводит к нескольким положительным эффектам.
У студента уменьшается доля пассивного восприятия материала и появляется возможность активного и самостоятельного участия в учебном процессе и осуществления промежуточного контроля освоения материала по окончании каждого модуля. Этот контроль важен как для студента, так и для преподавателя. Происходит более легкое освоение материала путем пошагового изучения завершенных по содержанию модулей.
Библиографический список
1. Бальсевич, В. К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи /
B. К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1996. — № 1. — С. 23 — 25.
2. Гончаренко, С. И. Стритбол — средство укрепления здоровья и физического совершенствования молодежи /
C. И. Гончаренко // Совершенствование методов развития физических качеств : межвуз. сб. науч. тр. — Владимир, 2000. — С. 39-40.
3. Железняк, Ю. Д. Спортивные игры: техника, тактика обучения / Ю. Д. Железняк, Д. М. Портнов. — М. : Издат. центр Академия. — 2001. — 520 с.
4. Брук, Т. М. Физиологическая напряженность игровой нагрузки в уличном баскетболе / О. Е. Лихачев, А. В. Мазурина // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте : материалы II Междунар. науч.-практ. заоч. конф. — Смоленск, 2003. — Вып. 2. — С. 35 — 40.
5. Саливон, В. Как выбиться в люди при помощи мяча /
B. Саливон // Планета Баскетбол. — 2001. — № 7 — 8. —
C. 72 — 74.
6. Чошанов, М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения : метод. пособие / М. А. Чошанов. — М. : Народное образование, 1996. — 160с.
7. Чернилевский, Д. В. Дидактические технологии в высшей школе : учеб. пособие для вузов / Д. В. Чернилевский. — М. : ЮНИТМ — Дан, 2002. — 437 с.
БАЙБАКОВА Татьяна Валериевна, аспирантка, старший преподаватель кафедры «Физическое воспитание и спорт».
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.06.2015 г. © Т. В. Байбакова
Книжная полка
Пресняков, В. В. Методы математической обработки результатов спортивно-педагогических исследований : учеб.-метод. пособие / В. В. Пресняков, В. П. Губа. - СПб. : Человек, 2015. - 288 с. -ISBN 978-5-906131-53-9.
В учебно-методическом пособии представлены актуальные методологические, организационно-методические и практические вопросы процесса измерений, вычислений, а также способы их математико-статистической обработки, встречающиеся в ходе педагогической и научной деятельности различного рода специалистов. Рассматриваются основные методы обработки данных, включая параметрический и непараметрический критерии, корреляционный, регрессионный, дисперсионный и факторный анализы, позволяющие дать объективную оценку анализируемому процессу. Приведены необходимые теоретические сведения и формулы для расчета типовых задач, наиболее часто встречающихся в спортивно-педаго- Т гических исследованиях.
Учебное пособие предназначено для студентов, магистрантов и аспирантов высших учебных заведений, специалистов в области физического воспитания и спорта, тренеров, а также исследователей из смежных областей науки, применяющих в своей работе математико-статистические методы в целях эффективного решения практических задач.