4. Ким, М. Я. Индивидуализация игровой подготовки волейболисток с учетом особенностей решения оперативных задач (на примере групп спортивного совершенствования) : ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук / М. Я. Ким. — М., 1994. —24 с.
5. Тучашвили, И. Ш. Некоторые психологические аспекты индивидуального стиля спортивной деятельности / И. Ш. Тучашвили // Рудиковские чтения : материалы Междунар. науч. конф. психологов спорта и физ. культуры. — М. : [б. и.], 2004. — С. 105-107.
6. Козин, В. В. Теория и практика применения деятель-ностного подхода к подготовке спортсменов в игровых видах /
B. В. Козин, А. А. Гераськин / Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. — 2014. — № 1 (125). —
C. 167 — 172.
7. Формирование тактических умений волейболистов при игре в нападении с учётом амплуа / Л. М. Иванова, А. А. Гераськин, И. А. Рогов, А. В. Родионов. — Омск : СибГУФК, 2011. — 144 с.
8. Бабушкин, Е. Г. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом : учеб. пособие / Е. Г. Бабушкин. — Омск : ОГИС, 2012. — 82 с.
9. Ильин, Е. П. Эффективность игровых действий волейболисток в связи с типологическими особенностями проявле-
ния свойств нервной системы / Е. П. Ильин, Н. А. Рыбакова // Психофизиология : сб. науч. тр. / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. — Л. : ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1979. — С. 31 — 35.
ГЕРАСЬКИН Анатолий Александрович, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры физического воспитания Омского государственного института сервиса.
ИВАНОВА Лариса Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры физического воспитания Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. БАБУШКИН Евгений Геннадьевич, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), заведующий кафедрой физического воспитания Омского государственного института сервиса. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.05.2015 г. © А. А. Гераськин, Л. М. Иванова, Е. Г. Бабушкин
УДК 7966 И. А. ЗДАНОВИЧ
И. Ю. ГОРСКАЯ Т. А. КРАВЧУК А. Г. САРАМУД
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,
г. Омск
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ В СПОРТИВНОМ ТУРИЗМЕ
В статье представлены теоретические и экспериментальные результаты собственных исследований, посвященных обоснованию эффективных и доступных способов контроля технико-тактической подготовленности в спортивном туризме. Разработаны тесты и нормативные критерии оценки для спортсменов разного уровня квалификации. Выявлены наиболее значимые показатели технико-тактической подготовленности, обусловливающие успешность достижения соревновательного результата в спортивном туризме (пешеходные дистанции). Обоснован прогноз временных диапазонов роста уровня квалификации в спортивном туризме.
Ключевые слова: спортивный туризм, пешеходные дистанции, технико-тактическая подготовленность, соревновательная деятельность, тренировочный процесс.
Актуальность. В конце прошлого века появил- освоенного пространства, так и в регионах, не охва-
ся новый вид спорта, который получил название ченных ранее спортивным туризмом. Спортивный
туристское многоборье, который сейчас имеет на- туризм развивается в настоящее время быстрыми
звание спортивный туризм. Несмотря на свою мо- темпами, а методических материалов для оценки
лодость, он стремительно набирает обороты и заво- и контроля уровня технической подготовленности
ёвывает всё большие территории как внутри уже в этом виде спорта явно недостаточно^, 2].
Техника спортивного туризма имеет важное значение на разных этапах подготовки ввиду своей сложности и разноплановости. Анализ соревновательной деятельности, а также результаты ряда исследований показывают, что спортивный результат в туристском многоборье в значительной мере определяется способностью спортсмена эффективно выполнять различные элементы техники [2 — 4]. Однако контроль уровня технической подготовленности и формирование отдельных компонентов техники в туризме значительно затруднено. Это связано с недостатком методик контроля, метрологической обоснованности тестов, позволяющих определять уровень подготовленности и направленности совершенствования техники двигательных действий в спортивном туризме.
Цель исследования — обоснование средств контроля технической подготовленности спортсменов в спортивном туризме (пешеходные дистанции) и изучение уровня технико-тактической подготовленности спортсменов разного уровня квалификации.
Методы и организация исследования. Исследование проведено на базе кафедр медико-биологических основ физической культуры и спорта, а также теории и методики туризма и социально-культурного сервиса СибГУФК в 2012 — 2014 гг. В тестировании участвовали спортсмены (туристы-многоборцы) физкультурно-спортивного клуба «Академ» МБОУ «Гимназия № 13» города Красноярска, а также студенты СибГУФК, занимающиеся пешеходным туризмом. Спортивная квалификация испытуемых: КМС — 7 человек, 1-й разряд — 12 человек. В исследовании применялись методы теоретического анализа и обобщения научно-методической литературы, контрольного педагогического тестирования, видеоанализа соревновательной и тренировочной деятельности, метод шкалирования, педагогического наблюдения, методы математической статистики.
Результаты исследования. Анализ литературных источников, собственного практического опыта и соревновательной деятельности отдельных авторов статьи (А. Г. Сарамуд, И. А. Зданович) позволил выявить и модифицировать упражнения, которые могли бы использоваться в качестве тестов для контроля технической подготовленности спортсменов в туристском многоборье. Тестам были даны следующие названия: «Траверс», «Узлы», «Подъем — спуск», «Навесная переправа — вертикальный спуск», «Подъем по вертикальным перилам», «Наклонная навесная переправа вверх». В качестве тестов были применены контрольные упражнения схожие по характеру и специфике с соревновательной деятельностью в спортивном туризме (пешеходные дистанции). Разработанные в ходе исследования тесты могут быть использованы в тренировочном процессе для оценки уровня технической подготовленности спортсменов в спортивном туризме (пешеходные дистанции).Данные тесты могут быть применены при контроле подготовленности спортсменов высокой квалификации и начинающих спортсменов, освоивших технику туристского многоборья, а также туристов, обучающихся на базовом, специализированном и высших уровнях подготовки кадров в спортивном туризме. Кроме того, тесты: «Траверс», «Узлы», «Подъем — спуск», «Навесная переправа — вертикальный спуск», «Подъем по вертикальным перилам», «Наклонная навесная переправа вверх»мы рекомендуем использовать в процессе многолетней
подготовки спортсменов, особенно в контрольно-подготовительных микроциклах и мезоциклах, где необходима регистрация и анализ повседневных изменений уровня специальной подготовленности, оценка уровня развития техники и тактики по разным компонентам соревновательного упражнения, корректировка технических действий, отстающих от нормативного уровня.
С помощью данных тестов можно контролировать технику спортсмена, изолированно от влияния таких компонентов, как сила, выносливость, погодные условия, так как они требуют минимального применения данных способностей и могут проводиться в спортивном зале. Эти тесты помогут оценивать качество технической и тактической подготовленности спортсменов разного уровня квалификации на основе применения разработанных в ходе исследования оценочных шкал (отдельно для юношей 1-го разряда и КМС).
На основе результатов тестирования можно сравнивать подготовленность, как отдельных учащихся, так и целых групп, проживающих в разных регионах и странах; проводить спортивный отбор для участия в соревнованиях; осуществлять в значительной степени объективный контроль за тренировкой спортсменов; выявлять преимущество и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий.
Для проведения тестов можно использовать естественный ландшафт либо спортивный зал, в котором необходимо оборудовать место с помощью специального туристского снаряжения.
Далее, в ходе исследования, для сравнения показателей уровня технической подготовленности спортсменов разной квалификации нами было проведено сопоставление результатов по разработанным тестам: «Навесная переправа — вертикальный спуск», «Подъем по вертикальным перилам», «Наклонная навесная переправа вверх», «Траверс», «Подъем — спуск», «Узлы». Тесты включают наиболее сложные элементы соревновательной деятельности, вызывающие, как правило, наибольшие сложности при их освоении и выполнении спортсменами. Нами сравнивались результаты тестирования спортсменов 1-го спортивного разряда и спортсменов, имеющих квалификацию кандидат в мастера спорта. При сравнении показателей юношей разного уровня квалификации выявлены более высокие значения показателей у спортсменов с подготовкой КМС, что, безусловно, ожидалось с самого начала. Однако выявлено, что степень отставания спортсменов 1-го разряда от спортсменов КМС по разным тестам неодинакова.
В тесте «Навесная переправа — спуск» наиболее высокие показатели имеют спортсмены с квалификацией КМС, это связано с тем, что в данном тесте присутствует элемент перестежки от перил навесной переправы к перилам спуска, более опытные и квалифицированные спортсмены имеют наибольший навык выполнения данного технического приема (рис. 1). На основании этого можно сделать вывод, что тренерам, педагогам и спортсменам, занимающимся спортивным туризмом (пешеходные дистанции), при выполнении данного теста стоит обратить особое внимание на точность и четкость движений, связанных с выполнением перестежки от перил навесной переправы к перилам спуска.
В тесте «Подъем по вертикальным перилам» наиболее выражено отставание перворазрядников от спортсменов с квалификацией КМС (рис. 2).
о
от
Е
Т
—1— —1—
кмс юноши
1р. юноши
Рис. 1. Сравнение показателей времени выполнения в тесте «Навесная переправа — спуск» между спортсменами, занимающимися спортивным туризмом, разной квалификации
—*—
—1—
кмс юноши
Рис. 4. Сравнение показателя времени выполнения в тесте «Траверс» между спортсменами, занимающимися спортивным туризмом, разной квалификации
16
13
30
—1—
1
кмс юноши
кмс юноши
Рис. 2. Сравнение показателя времени выполнения в тесте «Подъем по вертикальным перилам» между спортсменами, занимающимися спортивным туризмом, разной квалификации
Рис. 5. Сравнение показателя времени выполнения в тесте «Подъем — спуск» между спортсменами, занимающимися спортивным туризмом, разной квалификации
г+п
кмс юноши
1р. юноши
кмс юноши
1р. юноши
110
100
90
80
70
60
50
180
70
160
50
140
30
120
Рис. 3. Сравнение показателя времени выполнения в тесте «Наклонная навесная переправа вверх» между спортсменами, занимающимися спортивным туризмом, разной квалификации
Рис. 6. Сравнение показателя времени выполнения в тесте «Узлы» между спортсменами, занимающимися спортивным туризмом, разной квалификации
Это связано, по всей видимости, с тем, что техника упражнения в этом тесте наиболее сложна для выполнения, в частности, важное значение имеет своевременное изменение позиции ног наряду с необходимостью прикладывать максимальные усилия, так как подъем выполняется в висе по вертикальным перилам.
В тесте «Наклонная навесная переправа вверх» спортсмены с подготовкой 1-го спортивного разряда незначительно уступают показателям юношей с подготовкой КМС, объясняется это тем, что спортсмены КМС имеют более высокий уровень физической подготовки (рис. 3). Подъем по наклонной навесной переправе требует от спортсмена большого приложения усилий, в частности, плечевого пояса, однако техническая сложность этого упражнения не так высока, как в других тестах.
Анализируя результаты спортсменов разного уровня квалификации по тесту «Траверс» выявлено
незначительное отставание перворазрядников от уровня КМС, что объясняется, по всей видимости, невысокой сложностью данного элемента (рис. 4). Судя по полученным данным, окончательное формирование техники данного элемента происходит уже на уровне 1-го разряда, затем результат несколько улучшается без значительных приростов времени выполнения.
Результаты теста «Подъем — спуск» спортсменов-туристов КМС практически в два раза лучше результатов, продемонстрированных перворазрядниками (рис. 5).
Сравнительный анализ результатов тестирования в тесте «Узлы», в котором испытуемые должны были продемонстрировать одно из необходимых технических действий, связанное с умением быстро крепить оборудование, свидетельствует о достоверно значимом преимуществе спортсменов более высокой квалификации (на 40 секунд быстрее) (рис. 6).
Таблица 1
Сравнение показателей уровня технической подготовленности спортсменов, занимающихся спортивным туризмом, разной квалификации
Показатель Абсолютные значения результатов тестирования спортсменов 1-го разряда, с Абсолютные значения результатов тестирования спортсменов КМС, с Величина различий между показателями 1-го разряда и КМС
А в секундах А, в %
«Навесная переправа — спуск», с 16,6 13,7 2,9 17,5
«Подъем по вертикальным перилам», с 12,3 6,9 5,4 43,5
«Наклонная навесная переправа — вверх», с 8,8 6 2,8 31,8
«Траверс», с 42,7 37,4 5,3 11,9
«Подъем — спуск», с 104,0 56,8 47,2 85
«Узлы», с 169,5 130,2 39,2 30
Далее, в ходе исследования, был проведен анализ величины различий между абсолютными и относительными показателями уровня технической подготовленности спортсменов-туристов (дистанции пешеходные) 1-го разряда и аналогичными параметрами спортсменов, имеющих уровень квалификации КМС (табл. 1). Эта часть исследования позволила нам увидеть те показатели, которые в наибольшей степени позволяют достигнуть высокого уровня квалификации (наибольший «отрыв» от уровня 1-го разряда) и сделать приблизительный прогноз по времени возможного достижения результата КМС. Так, выявлено, что наиболее значимые различия между показателями 1-го разряда и спортсменами КМС наблюдается по результатам тестов «Подъем по вертикальным перилам», «Наклонная навесная переправа вверх», «Подъем — спуск» и «Узлы» (различия между результатами тестов 1-го разряда и КМС составляют 43,5 %, 38 %, 85 % и 30 % соответственно). При этом величина различий между результатами спортсменов 1-го разряда и КМС в тестах «Навесная переправа спуск» и «Траверс» практически в три — пять раз меньше (17,5 и 11,9 % соответственно). Полученные факты свидетельствуют о том, что достижение уровня квалификации КМС осуществляется в большей степени за счет роста показателей в упражнениях «Подъем по вертикальным перилам», «Наклонная навесная переправа вверх», «Подъем — спуск» и «Узлы». По всей видимости, необходимо делать акцент на улучшение именно этих параметров в ходе тренировочного процесса. Что касается прогноза времени достижения уровня квалификации КМС перворазрядниками, то ориентировочно это займет в среднем около 4 — 5 лет при условии регулярных тренировок и контроля уровня технической подготовленности, позволяющего постоянно отслеживать уровень и динамику результатов по разработанным тестам (с акцентом на «Подъем по вертикальным перилам», «Подъем — спуск», «Узлы» и «Наклонная навесная переправа вверх»). Среднегодовая динамика роста результатов по указанным тестам должна составлять не менее 10 %.
Выводы. Разработанные в ходе исследования критерии оценки уровня технической подготовленности включают в себя 6 тестов, охватывающих основные компоненты техники выполнения соревновательного упражнения, а также шкалы дифференцированной оценки уровня технической
подготовленности спортсменов (юношей) с учетом квалификации в спортивном туризме (пешеходные дистанции).
Разработанные в ходе исследования критерии оценки уровня технической подготовленности юношей, занимающихся спортивным туризмом (пешеходные дистанции), позволяют осуществлять текущий и этапный контроль, а также управление тренировочным процессом с помощью внесения необходимой коррекции (индивидуальной или групповой). Преимуществом разработанного способа контроля уровня технической подготовленности является возможность применения в условиях спортивного зала, что позволяет получать информацию круглый год. В ходе исследования изучен уровень технической подготовленности спортсменов-туристов (пешеходные дистанции), а также проведен сравнительный анализ результатов тестирования спортсменов 1-го разряда и спортсменов высокой квалификации (КМС). Выявлены тесты, рост результатов которых в большей степени значим для достижения высокого уровня квалификации («Подъем по вертикальным перилам», «Наклонная навесная переправа вверх», «Подъем — спуск» и «Узлы»).
Выявлены величины сдвигов показателей технической подготовленности спортсменов-туристов (пешеходные дистанции), необходимых для достижения уровня КМС. Проведенное сопоставление величины различий между результатами тестирования спортсменов 1-го разряда и спортсменов, имеющих уровень квалификации КМС, позволяют осуществить приблизительный прогноз времени достижения уровня высокой квалификации в спортивном туризме (от исходного 1-го разряда не менее 4 — 5 лет в среднем до достижения уровня КМС). При прогнозировании необходимо ориентироваться по результатам всех 6 тестов с акцентом на «Подъем по вертикальным перилам», «Наклонная навесная переправа вверх», «Подъем — спуск» и «Узлы», где средний прирост результата должен составлять не менее 10 % в год и в среднем около 40 % за 4 — 5 лет от исходного уровня 1-го разряда.
Библиографический список
1. Байковский, Ю. В. Теория и методика тренировки в горных видах спорта [Текст] / Ю. В. Байковский. — М. : ТВТ Дивизион, 2010. - 320 с.
о
от
Е
Т
2. Таймазов, В. А. Теория и методика спортивного туризма [Текст] : учеб. / В. А. Таймазов, Ю. Н. Федотов. — М. : Советский спорт, 2014. — 464 с.
3. Кравчук, Т. А. Оптимизация тренировочного процесса скалолазов, специализирующихся в лазании на трудность, на основе комплексного анализа уровня физической подготовленности [Текст] / Т. А. Кравчук, Д. Ю. Ломовцев // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. — 2012. - № 4 (111). - С. 247-249.
4. Теплоухов, В. В. Руководство для судей и участников соревнований по технике пешеходного и лыжного туризма [Текст] / В. В. Теплоухов. — Екатеринбург, 2008. — 19 с.
ЗДАНОВИЧ Игорь Арнольдович, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры теории и методики туризма и социально-культурного сервиса.
Адрес для переписки: [email protected]
ГОРСКАЯ Инесса Юрьевна, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры медико-биологических основ физической культуры и спорта.
Адрес для переписки: [email protected] КРАВЧУК Татьяна Анатольевна, кандидат педагогических наук, профессор (Россия), заведующая кафедрой теории и методики туризма и социально-культурного сервиса.
Адрес для переписки: [email protected] САРАМУД Артем Георгиевич, магистрант гр. Т12 ФК факультета туризма, рекреации и реабилитации.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.05.2015 г. © И. А. Зданович, И. Ю. Горская, Т. А. Кравчук, А. Г. Сарамуд
УДК 796.323.2:378.3 т. В. БАЙБАКОВА
Омский государственный технический университет
МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В СТРИТБОЛЕ
Внедрение модульной технологии в учебный процесс высшей профессиональной школы имеет высокую педагогическую ценность не только с точки зрения повышения качества образовательного процесса, но и в изменении направленности процесса обучения, при котором взаимодействие преподавателя и студента приобретают форму сотворчества.
Ключевые слова: модульная технология, студенты, стритбол, учебно-тренировочный процесс, соревновательная деятельность, техническая подготовленность.
Дефицит двигательной активности студенческой молодежи большинство ученых-исследователей связывает с интенсификацией учебной нагрузки и одновременным снижением мотивации к использованию средств физической культуры в жизнедеятельности, негативные последствия которых выражаются в росте заболеваемости и низком уровне общей работоспособности, что абсолютно неприемлемо для конкурентоспособных специалистов, то есть выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений [1].
Особую важность для молодежи приобретают нетрадиционные формы физкультурно-спортив-ной деятельности, отличающееся динамичностью (в духе нашего времени), возможностью использования их в любом месте: на небольшой площадке, в любое время года, с различным уровнем физической и специальной подготовленности [2].
Баскетбол — одна из самых популярных игр в нашей стране, однако число занимающихся в детско-юношеских спортивных школах ограничено, так как занимаются там наиболее способные и подающие спортивные надежды девушки и юноши [3].
В то же время стритбол (уличный баскетбол) становится популярным более чем в 160 странах мира. Большое количество команд принимает участие в соревнованиях различного уровня.
Разнообразие движений, присущих стритболу, способствует укреплению опорно-двигательного аппарата занимающихся, центральной нервной системы, активизации деятельности органов дыхания и кровообращения, вовлечению в работу всех основных групп мышц, улучшению обмена веществ [4].
Отсутствие научно-методического обоснования, особенностей содержания и построения учебно-тренировочного процесса баскетболистов разного возраста и уровня подготовленности к соревнованиям по стритболу свидетельствует о необходимости исследований в этом направлении, что явилось целью нашей работы.
Цель исследования — определение эффективности разработанной нами технологии формирования технико-тактических действий в стритболе.
Методика и организация исследования. Для изучения показателей физической, технико-тактической подготовленности, морфофункционального