DOI 10.14526/01_1111_120 УДК: 796.355
АНАЛИЗ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В ХОККЕЕ С МЯЧОМ
С.Н. Ключникова — кандидат педагогических наук, доцент,
А.Ю. Малофеев — кандидат педагогических наук, доцент, Д.Н. Немытое — кандидат педагогических наук ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.
Ульянова»,
Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия,
432700
E-mail: [email protected]
Аннотация. Технико-тактические действия игроков составляют центральное звено соревновательной игры и тренировочной практики, требующих значительного времени на их совершенствование в процессе многолетней спортивной подготовки. Управление системой спортивной подготовки предполагает наличие комплексного педагогического контроля, который позволяет определить количественные и качественные стороны двигательной деятельности юных спортсменов. В частности, контроль и последующий анализ показателей игровой соревновательной деятельности позволяет оценить подготовленность юного хоккеиста, а также внести необходимые коррективы в тренировочный процесс. Методы: анализ и обобщение научной и методической литературы педагогическое наблюдение, регистрация показателей соревновательной деятельности, статистический анализ. Материалы. В статье рассматривается соревновательная деятельность юных хоккеистов среднего школьного возраста, участников различных турниров всероссийского ранга, в частности, выявляется результативность технико-тактических действий хоккеистов 13-15 лет в соревновательном периоде. Результаты. Фактические статистические данные официальных игр в детско-юношеском хоккее с мячом позволили осуществить анализ эффективности соревновательной деятельности по параметрам результативности выполнения технико-тактических действий (ТТД). Технико-тактические показатели соревновательной деятельности юных хоккеистов позволили выявить их изменения в возрастном аспекте. Заключение. Рациональное планирование учебно-тренировочного процесса в ходе круглогодичной и многолетней подготовки дает необходимый эффект только при наличии системы педагогического контроля за ее ходом. Результаты исследования позволят в определенной степени оптимизировать содержание спортивной тренировки в хоккее с мячом, обосновать новые подходы к выбору тестирующих упражнений (средств педагогического контроля) применительно к выполнению юными хоккеистами нормативных требований учебной программы ДЮСШ (СДЮСШОР) по основным ее разделам (физическая подготовка, технико-тактическая подготовка). Ключевые слова: соревновательная деятельность, техника хоккея с мячом, технико-тактическая подготовленность.
COMPETITIVE ACTIVITY ANALYSIS OF YOUNG SPORTSMEN IN BALL HOCKEY
Svetlana N. Klyuchnikova — candidate of pedagogics, associate professor, Alexandr Y. Malofeev — candidate of pedagogics, associate professor, Dmitriy N. Nemytov — candidate of pedagogics
Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, 4, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, Ulyanovsk, 432700, Russia
E-mail: [email protected]
Annotation. Technical-tactical actions of the players form a central part of a competitive game and a training practice, which demand a lot of time for their improvement in the process of a long-term sports training. The system of sports training management provides a complex pedagogical control, which helps to determine quantitative and qualitative sides of motional activity among young sportsmen. In particular, control and further indices analysis of the playing competitive activity helps to estimate a young hockey players' readiness and brings necessary corrections into the training process. Research methods: scientific and methodical literature analysis and summarizing, pedagogical observation, competitive activity indices registration, statistical analysis. Materials. The article is about competitive activity of young hockey players of the secondary school age, different All-Russian tournaments participants, in particular, the effectiveness of technical-tactical actions among 13-15 year-old hockey players during the competitive period is revealed. Results. Actual statistical results of the official games in ball hockey for children and teen-agers helped to fulfill the analysis of competitive activity effectiveness according to the parameters of technical-tactical actions (TTA) effectiveness. Technical-tactical indices of competitive activity among young hockey players helped to reveal their changes in age-related aspect. Conclusion. A rational planning of educational-training process during year-round and a long-term training gives a necessary effect only if there is pedagogical control system over it. The results of the research help to optimize the content of sports training in ball hockey, substantiate new approaches to testing exercises choice (pedagogical control means) concerning the normative demands of the curriculum at sports school for children and teen-agers (sports schools of the Olympic reserve for children and teen-agers ) fulfillment according to its main units (physical training, technical-tactical training). Keywords: competitive activity, ball hockey technique, technical-tactical readiness.
Актуальность. Технико-
тактические действия игроков составляют центральное звено соревновательной игры и тренировочной практики, требующих значительного времени на их совершенствование в процессе многолетней спортивной подготовки. Вместе с тем системный анализ параметров игровой деятельности в хоккее с мячом позволяет оценить технико-тактическую подготовленность юных хоккеистов и команды в целом, а также внести необходимые коррективы в тренировочный и соревновательный процесс [1, 2, 3, 4, 5].
Целью данного исследования являлась оценка соревновательной деятельности юных хоккеистов среднего школьного возраста.
Задачей данного исследования являлось выявление результативности
технико-тактических действий хоккеистов 13-15 лет в соревновательном периоде.
Материалы. В исследовании отражены результаты педагогического наблюдения и контроля подготовленности юных игроков команды «СДЮСШОР-Волга» (г. Ульяновск) по параметрам результативности выполнения ими технико-тактических двигательных
действий, выявленные в ходе двух финальных турниров среди детско-юношеских команд России:
1. Турнир № 1 - Всероссийский турнир по хоккею с мячом на призы клуба «Плетеный мяч» им. А.Г. Мельникова среди мальчиков (возраст до 14 лет, юные хоккеисты 1998-99 гг.р.; сроки турнира -февраль 2012 г; количество команд финального турнира - 8; место проведения - г. Ульяновск);
2. Турнир № 2 - Первенство России по хоккею с мячом среди младших
юношей (возраст до 15 лет, юные хоккеисты 2001-02 гг.р.; сроки турнира -март 2016 г; количество команд финального турнира - 8; место проведения - г. Ульяновск).
По итогам каждого финального турнира формировался отдельный сводный протокол технико-тактических действий (ТТД), отражающий фактические данные юных хоккеистов команды «СДЮСШОР-Волга» в проведенных 7 официальных играх (круговая система розыгрыша). Данный протокол включает в себя пять крупных разделов и ряд подразделов, уточняющих приемы и способы техники хоккея с мячом, далее указанные в скобках: раздел №1 - передачи мяча (короткие, средние, дальние); №2 -ведение мяча (ведение-дриблинг, ведение с передачей); №3 - удары в цель, выполненные с игры (в створ ворот, мимо и блокированные); №4 - отбор и перехват мяча; №5 - удары в цель, выполненные со стандартных положений (свободный удар, угловой удар, пенальти - 12 м штрафной удар).
В ходе регистрации ТТД юных хоккеистов в «рабочем» протоколе отдельного матча (раздел №1 - передачи мяча) нами не учитывался первый «перепас» игроков после ввода мяча в игру вратарем, поэтому, условно неактивной зоной считалась площадь на расстоянии примерно 3 м от ворот.
Далее, учитывая возраст игроков (13-15 лет), средней передачей считалась та, которая была выполнена на расстояние от 5 до 7 м, выше указанных цифр передача трактовалась как дальняя, а также дальний ввод-выброс мяча вратарем в поле (в активную передовую зону атаки).
В разделе №2 (ведение мяча) нами фиксировалось два вида (способа) активных действий юных хоккеистов с мячом: обводка соперника с помощью активного ведения (дриблинг) и ведение мяча с последующей передачей партнеру.
В разделе №5 (стандартные положения) успешность выполнения углового удара трактовалась как наличие
точного (акцентированного) удара клюшкой по мячу пробивающим игроком в направлении цели после передачи партнера от углового флага.
После внесения конкретных результатов ТТД игроками команды в каждом отдельном матче в общую базу данных нами была осуществлена соответствующая статистическая
обработка фактического материала.
Результаты и их обсуждение. Анализ результатов соревновательной деятельности хоккеистов 1998-99 гг.р. в турнире №1 выявил, что по параметрам эффективности (успешности,
результативности) выполнения приемов и способов ведения игры, т.е. элементов техники хоккея с мячом, имеется следующая градация:
1. Угловой удар - 77% успешного выполнения приема (способа) техники хоккея с мячом игроками команды (раздел №5 - стандартные положения);
2. Свободный удар - 65% (раздел
№5);
3. Ведение мяча (дриблинг) - 64% (раздел №2);
4. Ведение мяча с последующей передачей - 63% (раздел №2);
5. 12-м штрафной удар (пенальти) -62% (раздел №5);
6. Передачи мяча (короткие) - 59% (раздел №1);
7. Отбор (перехват) мяча - 51% (раздел №4);
8. Передачи мяча (средние) - 40% (раздел №1);
9. Удары в цель с игры (в створ ворот) - 35% (раздел №3);
10. Передачи мяча (дальние) - 28% (раздел №1).
Комментарии к итоговым фактическим результатам контроля ТТД игроков команды «СДЮСШОР-Волга» в турнире №1:
Раздел №1. Из общего числа (89) дальних передач, выполненных полевыми игроками и вратарем, 25 передач были точными, тогда как 64 - неточные. Соответственно, наибольший % брака во
всех играх турнира отмечен при осуществлении именно дальних передач, что составляет 72%. Вместе с тем из общего числа дальних передач примерно 80% - это дальний бросок-передача вратарем команды, причем большая доля неточных передач пришлась именно на ввод мяча вратарем.
Показатели общего числа коротких и средних передач следующие: 256 (150 -точные, 106 - неточные) и 125 (50 -точные, 75 - неточные), соответственно % брака в отношении коротких передач составляет 41%, а средних передач - 60%. Всего по данному виду ТТД (470 -передачи мяча) как способу ведения игры в хоккее с мячом каждая вторая передача, выполненная юными хоккеистами, была неточной (52% брака).
Раздел №2. В следующем виде ТТД - ведение мяча, а именно при помощи дриблинга и ведения мяча с последующей передачей, брак практически одинаков -36% и 37% соответственно.
Примерно третья часть от общего числа элементов техники хоккея с мячом с использованием ведения мяча (439) приходилась на сочетание двух способов техники, а именно - ведения мяча с последующей передачей, что составило 126 ТТД, тогда как большая часть (313 ТТД) относилась к «чистому» дриблингу (200 - успешное ведение мяча, 113 -неуспешное).
Раздел №3. Всего за 7 проведенных игр было осуществлено 139 ударов, причем 49 -удары в цель (в створ ворот) и 90 ударов -удары мимо цели или блокированные защитой соперника (65% неуспешных ТТД). При этом блокирование мяча защитником нельзя однозначно рассматривать как «брак» в игре нападающего игрока.
Раздел №4. Статистика отбора и перехватов свидетельствует о том, что из 7 проведенных на турнире игр в данном компоненте команда «СДЮСШОР-Волга» успешно действовала в четырех, но проиграла единоборства в двух играх, при
относительно равных показателях с соперником в одной игре.
Из общего числа ТТД (653), связанных с отбором (перехватом) мяча, в 330 случаях зафиксированы успешные действия, а 323 - неуспешные, что соответствует 49% брака.
Раздел №5. В данном компоненте техники игры было зафиксировано 104 ТТД:
- 65 ударов были свободными (42 -успешные, 23 - неуспешные);
- в 31 случае это были угловые удары (в 24 случаях удар в цель состоялся, 7 - розыгрыш данного стандартного положения не завершился ударом);
- 8 стандартных ударов были выполнены с отметки 12-м штрафного удара (5 - точно; 3 - неточно, где 1 удар -мимо, 1 - перекладина, 1 - отразил вратарь).
По итогам финальных игр Всероссийского турнира по хоккею с мячом на призы клуба «Плетеный мяч» им. А.Г. Мельникова команда «СДЮСШОР-Волга» (игроки 1998-99 гг.р.) заняла 2-е место (выигрыш - 5; ничья - 2; проигрыш - 0) .
Соответствующий анализ
результатов соревновательной
деятельности хоккеистов 2001-02 гг.р. в турнире №2 выявил следующую градацию эффективности выполнения элементов техники игры:
1. Угловой удар - 80,6%;
2. Ведение мяча - 68,4%;
3. Передачи мяча (короткие) -
64,3%;
4. Ведение мяча с последующей передачей - 63%;
5. Свободный удар - 58,9%;
6. Отбор (перехват) мяча -
57,2%;
7. 12-м штрафной удар (пенальти) - 53,8%;
8. Передачи мяча (средние) -
42,1%;
9. Удары в цель с игры (в створ ворот) - 37,6%;
10. Передачи мяча (дальние) -
35,5%.
Комментарии к итоговым фактическим результатам контроля ТТД игроков команды «СДЮСШОР-Волга» в турнире №2:
Раздел №1. Всего за 7 проведенных игр юными хоккеистами было выполнено 76 дальних передач (27 - точные, 49 -неточные). Из всех рассматриваемых элементов техники игры в хоккей с мячом в данном компоненте ТТД наблюдается наибольший брак в игровых действиях -64,5%. Показатели общего числа коротких и средних передач следующие: 185 (119 -точные, 66 - неточные) и 178 (75 - точные, 103 - неточные). Всего по данному виду ТТД (439 - передачи мяча) как приему (способу) ведения игры в хоккее с мячом, каждая вторая передача, выполненная юными хоккеистами, была неточной (49,7% брака).
Раздел №2. Меньше третьей части от общего числа элементов техники хоккея с мячом с использованием ведения мяча (459 ТТД) приходилась на сочетание двух способов техники, а именно, ведения мяча с последующей передачей, что составило 136 ТТД, тогда как большая часть - 323 ТТД, относилась к собственно ведению-обводке соперника, где в 221 случае было зафиксировано успешное ведение мяча, а 102 раза - неуспешное.
Раздел №3. Всего было осуществлено 197 ударов, причем 74 -удары в цель (в створ ворот) и 123 удара -удары мимо цели или блокированные защитой соперника (62,4% неуспешных ТТД).
Раздел №4. Статистика отбора и перехватов свидетельствует о том, что из 7
проведенных на турнире игр в данном компоненте команда «СДЮСШОР-Волга» успешно действовала в 6, при равных показателях с соперником в одной игре. Из общего числа ТТД (666), связанных с отбором и перехватом мяча, в 381 случае зафиксированы успешные действия юных хоккеистов, а в 285 случаях - неуспешные, что соответствовало 42,8% брака.
Раздел №5. В данном компоненте техники игры было зафиксировано 170 ТТД:
- в 95 случаях стандартных ударов они были свободными (56 - успешные, 39 - неуспешные);
- в 62 случаях это были угловые удары, где в 50 случаях точный и акцентированный удар в цель состоялся, а 12 раз розыгрыш углового удара не завершился собственно точным касанием-ударом клюшкой по мячу или удар не был выполнен технически правильно;
- 13 стандартных ударов были выполнены с отметки 12-м штрафного удара (7 - точно; а в 6 случаях неточно, где 4 - мимо ворот, 2 удара отразил вратарь).
По итогам финального турнира команда «СДЮСШОР-Волга» (игроки 2001-02 гг.р.) заняла 3-е место (выигрыш -4; ничья - 1; проигрыш - 2) .
Последующий сравнительный
анализ результатов соревновательной деятельности юных хоккеистов по итогам двух финальных турниров,
представленный в соответствующей таблице, выявил, что по параметрам технико-тактической подготовленности, а именно, эффективности выполнения приемов и способов техники хоккея с мячом, наблюдаются разнонаправленные векторы их изменения.
Таблица 1 - Результативность ТТД юных хоккеистов (% брака)
Турнир Передачи мяча Ведение мяча Удар Отбор, Стандартные
в перехват положения
Возраст цель мяча (удары)
игроков Кор. Сред. Дал. Дриблинг Ведение с передачей Св. Угл. 12-м
Турнир №1 13-14 лет 41,4 60,0 72,0 36,0 37,0 65,0 49,5 35,4 22,6 37,5
Турнир №2 14-15 лет 35,7 57,9 64,5 31,6 37,5 62,4 42,8 41,1 19,4 46,2
Так, в возрастном диапазоне от 13-14 лет (мальчики) до 14-15 лет (младшие юноши) улучшение количественных показателей ТТД, а соответственно, уменьшение % брака при выполнении различных элементов техники хоккея с мячом выявлены по следующим позициям (разделам):
- все виды (способы) передач мяча;
- ведение-обводка соперника (дриблинг);
- удары в цель, выполненные с игры;
- отбор и перехват мяча;
- угловой удар.
В разделе №5 - стандартные положения - наблюдается обратная тенденция в виде ухудшения количественных показателей, а именно, % брака возрос в случаях выполнения свободных ударов и ударов, выполненных с точки 12-м штрафного удара (пенальти). Вместе с тем показатели выполнения одного из важнейших способов ведения игры в хоккее с мячом - активного ведения с последующей передачей мяча партнеру, практически не изменились, % брака стабилен и составляет примерно третью часть от общего числа данного способа выполнения ТТД.
Заключение. Рациональное
планирование учебно-тренировочного процесса в ходе круглогодичной и многолетней подготовки дает
необходимый эффект только при наличии системы педагогического контроля за ее ходом. Результаты исследования успешности выполнения технико-тактических действий в соревновательном периоде позволят уточнить содержание требований учебной программы к уровню спортивно-технической подготовленности учащихся СДЮСШОР по хоккею с мячом.
Литература
1. Ключникова, С. Н. Профессионально-значимые знания и умения тренера-преподавателя по хоккею с мячом / С. Н. Ключникова, О. К. Костяева // Современные проблемы физического воспитания и безопасности жизнедеятельности в системе образования : сборник материалов конференции 20 ноября 2014 года / под ред. И.Н. Тимошиной, С.В. Богатовой. - Ульяновск : УлГПУ им. И. Н. Ульянова, 2014. - 171 с.
2. Кузнецова, З. М. Реализация программы формирования личностных качеств студентов в образовательной деятельности как одна из реальных предпосылок обновления содержания подготовки специалистов в системе высшего образования (на примере студентов ПовГАФКСиТ по специальности «Сервис и туризм») / З. М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта (Режим доступа к журн.: http://www/kamgifk.chelnv.net/iournal). - 2011. - № 1 (18). - С. 143-149.
3. Малофеев, А. Ю. Организационные и методические аспекты спортивной подготовки в хоккее с мячом : учебно-методическое пособие / А. Ю. Малофеев, А. И. Ушников. - Ульяновск : УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2016. - 141 с.
4. Назаренко Л.Д. Формирование культуры здоровья средствами ГТО / Л.Д. Назаренко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - №1(34). - С. 117-124. http ://elibrarv.ru/item. asp?id=23376814. DOI: 10.14526/17_2015_17.
5. Немытов, Д. Н. Аспекты содержания спортивной подготовки квалифицированных ориентировщиков-спринтеров [Электронный ресурс] / Д. Н. Немытов, С. Н. Ключникова, А. Н. Илькин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - № 1. - С. 131-139. http://iournal-science.org/ru/article/128.html.
6. Почекуев, Г. П. Хоккей с мячом / Г. П. Почекуев. - Ульяновск : УлГУ, 1999. - 599 с.
7. Федотова, Е. В. Основы управления многолетней подготовкой юных спортсменов в командных игровых видах спорта / Е. В. Федотова. - М. : СпортАкадемПресс, 2003. - 224 с.
References
1. Kluchnikova S. N., Rostyaeva O.K. Sovremennye problemy fizicheskogo vospitaniya i bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti v sisteme obrazovaniya [Modern problems of physical
upbringing and life safety in educational system], collection of the materials of the conference held in November, 20, 2014, Ulyanovsk : Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanov, 2014, 171 p.
2. Kuznetsova Z. M. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2011, No. 1 (18), pp. 143149, http ://www/kamgifk.chelny.net/j ournal.
3. Malofeev A. Y., Ushnikov A.I. Organizatsionnye i metodicheskie aspekty sportivnoi podgotovki v khokkee s myachom [Organizational and methodical aspects of sports training in ball hockey], Ulyanovsk : Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanov, 2016, 141 p.
4. Nazarenko L. D. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sport, 2015, No.1(34), pp. 117-
Подано: 16.08.2016 г. Принято: 19.08.2016г.
124, http://elibrarv.ru/item.asp?id=23376814, DOI: 10.14526/17_2015_17.
5. Nemytov D. N., Kluchnikova S.N., Ilkin A.N. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sport, 2015, No. 1, pp. 131-139, http://journal-science.org/ru/article/128.html.
6. Pochekuev G. P. Khokkei s myachom [Ball hockey], Ulyanovsk : Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanov, 1999, 599 p.
7. Fedotova E. V. Osnovy upravleniya mnogoletnei podgotovkoi yunykh sportsmenov v komandnykh igrovykh vidakh sporta [The basis of long-term training control of young sportsmen in team kinds of games], Moscow : SportAcademPress, 2003, 224 p.
Светлана Николаевна Ключникова — кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 432700, E-mail: kaf.sport@,gmail. com
Александр Юрьевич Малофеев — кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 432700, E-mail: kaf.sport@,gmail. com
Дмитрий Николаевич Немытов — кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 432700, E-mail: kaf.sport@,gmail. com