Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СПОРТСМЕНОВ В БАСКЕТБОЛЕ 3Х3 С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СПОРТСМЕНОВ В БАСКЕТБОЛЕ 3Х3 С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАСКЕТБОЛ 3Х3 / ФОРМАЛИЗАЦИЯ / СИТУАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ТЕХНИКА / ТАКТИКА / ЗАЩИТА / НАПАДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Витман Дмитрий Юрьевич, Купченко Александр Валерьевич, Сыс Татьяна Сергеевна, Ожиганова Марина Владимировна

В статье освещается проблема ситуационного восприятия в баскетболе 3х3. Рассмотрены возможности управления технико-тактической деятельностью игроков непосредственно перед игрой и по ходу её проведения. Согласно правилам игры в баскетбол 3х3, тренер не может участвовать в руководстве и управлении игрой команды, по этой причине выходом из существующей ситуации могут выступать визуализированные материалы для организации игры команды в виде коротких видеороликов. Выдвинуто предположение о том, что использование современных технологий и средств демонстрации двигательных заданий поспособствуют повышению результата соревновательной деятельности спортсменов. Данная процедура поспособствует формализации установок тренера для решения игровых задач технико-тактического характера. Проведение данных исследований поспособствует более точному выполнению действий игроков в соревновательной деятельности при реализации игровых ситуаций в нападении и в защите.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Витман Дмитрий Юрьевич, Купченко Александр Валерьевич, Сыс Татьяна Сергеевна, Ожиганова Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF TECHNICAL AND TACTICAL ACTIVITIES OF ATHLETES IN 3X3 BASKETBALL USING MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES

The article highlights the problem of situational perception in 3x3 basketball. The possibilities of managing the technical and tactical activities of the players immediately before the game and during it are considered. According to the rules of the 3x3 basketball game, the coach cannot participate in the management of the team's game, for this reason, the visualized materials for organizing the team's game in the form of short videos can be a way out of the existing situation. It has been suggested that the use of modern technologies and means of demonstrating motor tasks will contribute to improving the result of the competitive activity of athletes. This procedure will contribute to the formalization of the coach's attitudes for solving game problems of a technical and tactical nature. Conducting these studies will contribute to more accurate implementation of the actions of players in competitive activities in the implementation of game situations in attack and defense.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СПОРТСМЕНОВ В БАСКЕТБОЛЕ 3Х3 С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

УДК 796.323:004

УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СПОРТСМЕНОВ В БАСКЕТБОЛЕ 3Х3 С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Дмитрий Юрьевич Витман, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Валерьевич Купченко, преподаватель, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск; Татьяна Сергеевна Сыс, преподаватель, Марина Владимировна Ожиганова, старший преподаватель, Тюменский индустриальный университет,

Тюмень

Аннотация

В статье освещается проблема ситуационного восприятия в баскетболе 3х3. Рассмотрены возможности управления технико-тактической деятельностью игроков непосредственно перед игрой и по ходу её проведения. Согласно правилам игры в баскетбол 3х3, тренер не может участвовать в руководстве и управлении игрой команды, по этой причине выходом из существующей ситуации могут выступать визуализированные материалы для организации игры команды в виде коротких видеороликов. Выдвинуто предположение о том, что использование современных технологий и средств демонстрации двигательных заданий поспособствуют повышению результата соревновательной деятельности спортсменов. Данная процедура поспособствует формализации установок тренера для решения игровых задач технико-тактического характера. Проведение данных исследований поспособствует более точному выполнению действий игроков в соревновательной деятельности при реализации игровых ситуаций в нападении и в защите.

Ключевые слова: баскетбол 3х3, формализация, ситуация, управление, техника, тактика, защита, нападение.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p102-107

MANAGEMENT OF TECHNICAL AND TACTICAL ACTIVITIES OF ATHLETES IN 3X3 BASKETBALL USING MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES

Dmitry Yurievich Vitman, the candidate of pedagogical sciences, docent, Aleksandr Va-lerievich Kupchenko, the teacher, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk; Tatyana Sergeevna Sys, the teacher, Marina Vladimirovna Ozhiganova, the senior teacher, Tyumen Industrial University, Tyumen

Abstract

The article highlights the problem of situational perception in 3x3 basketball. The possibilities of managing the technical and tactical activities of the players immediately before the game and during it are considered. According to the rules of the 3x3 basketball game, the coach cannot participate in the management of the team's game, for this reason, the visualized materials for organizing the team's game in the form of short videos can be a way out of the existing situation. It has been suggested that the use of modern technologies and means of demonstrating motor tasks will contribute to improving the result of the competitive activity of athletes. This procedure will contribute to the formalization of the coach's attitudes for solving game problems of a technical and tactical nature. Conducting these studies will contribute to more accurate implementation of the actions of players in competitive activities in the implementation of game situations in attack and defense.

Keywords: 3x3 basketball, formalization, situation, management, technique, tactics, defense, attack.

ВВЕДЕНИЕ

Технико-тактическая деятельность как термин в теории и методики баскетбола 3х3 является обобщением технических приемов игры, тактических взаимодействий игроков на площадке с проявлением импровизации в возникающих ситуациях в нападении и защите.

Термины «ситуация» и «ситуативность» имеют различные трактовки со стороны современных ученых. В частности, В.Б. Коренберг (2005) представляет термин ситуация, как условную схему или макет создаваемые в сознании субъекта, который участвует в данном процессе. Автор говорит о том, что ситуация не является какой-то реальностью, которая имеет строгую форму. При этом любой отрезок времени может поменять биомеханическую структуру созданной ситуации и значительно изменить её.

По мнению В.В. Козина (2016), термин ситуация в спортивных играх является совокупностью последовательных действий спортсменов на площадке и сочетании противодействий друг против друга в ограниченных условиях игрового пространства. В спортивных играх высокую актуальность имеет умение спортсменов понимать возникающие ситуации, по причине того, что технико-тактическая деятельность игроков осуществляется в условиях большого количества игровых ситуаций. Также автор приводит сведения о том, что при взаимодействии спортсменов и тренеров все участники должны обладать умением прогнозировать и проецировать данные игровые ситуации в рамках конкретных задач, при этом игроки должны согласовывать собственные действия с действиями партнеров по команде и соперниками.

Баскетбол 3х3 является относительно молодым видом спорта и находится на активной фазе своего развития. В последнее десятилетие данный вид спорта находится на стадии перехода от любительского к профессиональному, а также подготовка к соревнованиям осуществляется обособленно от «классического» баскетбола.

В «классическом» баскетболе управление технико-тактической деятельностью может осуществляться по ходу матча различными способами: комментарии тренера по ходу матча, изображения игровых комбинаций при помощи рисования на планшете, демонстрация двигательных заданий при помощи современных гаджетов. Чаще всего тренеры используют словесные методы при управлении игровыми действиями баскетболистов и изображают тактические схемы на планшете при помощи фломастера во время тайм-аутов и перерывов в игре.

Согласно правилам игры в баскетбол 3х3, тренер не имеет право участвовать в матче и какими-либо действиями влиять на игроков команды и соперников. По данной причине возникают трудности в управлении игрой команды.

В баскетболе 3х3 управление технико-тактической деятельностью игроков тренер осуществляется непосредственно до матча, но, часто в ходе матча, события развиваются не по плану:

- низкий показатель реализации дальних бросков;

- преобладание защитных действий команды соперников над атакующими действиями команды;

- ошибки в технико-тактической деятельности команды при игре в защите и нападении;

- плохое прогнозирование игровых ситуаций игроками команды при организации защитных действий.

Исходя из вышесказанного, на практике существует проблема, связанная с трудностью управления технико-тактической деятельностью игроков в ходе матча с позиции тренера для более успешного выступления команды на соревнованиях.

Цель исследования заключается в разработке программы управления технико -тактическими действиями игроков в соревновательной деятельности баскетболе 3х3 с использованием современных информационных технологий и средств визуализации.

Для решения поставленной цели мы использовали следующие задачи исследования:

1. Проанализировать количественные и качественные показатели эффективности технико-тактических действий соревновательной деятельности в баскетболе 3х3.

2. Разработать программу управления технико-тактическими действиями игроков в баскетболе 3х3 с использованием современных информационных технологий и средств визуализации.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Как отмечает ряд авторов [1, 2, 5], центральным звеном игровой ситуации выступает конкретная задача, которая ставится перед игроком на площадке для достижения результата. Необходимо отметить, что задачи и условия каждой возникающей ситуации должны быть взаимообусловлены, при этом главным и основополагающим фактором выступают технико-тактические действий совершаемые игроками.

В основе теории игровых ситуаций В.В. Козина (2016) входят сведения о необходимости постановки задачи в игровых ситуациях. Автор говорит о том, что количество данных задач будет зависеть от условий, которые образуются в игре. Количество данных задач будет зависеть от расположения игроков защиты, игроков нападения, мяча и времени на атаку кольца. Также автор отмечает, что в условиях изменяющихся ситуаций игроки стремятся изменить созданную игровую ситуация до модельных характеристик, которые выставляются тренером в ходе тренировочного процесса и являющиеся наиболее желаемыми для тактического рисунка игры команды. При этом можно отметить, что интеллект, процесс восприятия игровых ситуаций и мыслительные процессы каждого игрока на площадке значительно отличаются друг от друга, что часто приводит к рассогласованности действий игроков команды и неправильным противодействиям сопернику в игровых ситуациях.

В баскетболе 3х3 технико-тактическая деятельность выстраивается на основе взаимодействий двух и трех игроков в защите и нападении. Игроки в ходе возникновения игровых ситуаций должны тщательно проецировать собственные действия в данный период игры, а также решают игровые задачи за партнеров по команде и игроков команды соперника. При решении игровых задач каждый игрок мысленно реализует различные ситуации, не выполняя двигательных действий, а скорость осуществления данных процессов будет влиять на результативность команды.

В ходе исследования нами был проведен видеоанализ технико-тактической деятельности в баскетболе 3х3. Было проанализировано 10 игр Первенства города Омска по баскетболу 3х3, 10 игр чемпионата АСБ 3х3 дивизион «Иртыш», 10 игр Кубка России по баскетболу 3х3 2021 года. При проведении данного исследования нами фиксировались следующие показатели: взаимодействия двух игроков в нападении, взаимодействия трех игроков в нападении, взаимодействия двух игроков в защите, взаимодействия трех игроков в защите. При проведении анализа данных мы рассматривали количественные (количество выполненных взаимодействий в нападении и защите) и качественные (результативность бросков после реализации взаимодействия, результативность защиты при взаимодействиях игроков) показатели технико-тактической деятельности игроков.

В результате проведения видеоанализа игр нами проводилась регистрация показателей результативности бросков после взаимодействий. В ходе анализа данных было установлено, что при организации атакующих действий команды игроки чаще всего используют взаимодействия «двойка-заслон» (563) и «из рук в руки» (617). Наименьшее количество взаимодействий в соревновательной деятельности в баскетболе 3х3 было зафиксировано: «заслон в спину» (104) и «пас в одну, заслон в другую» (171).

При анализе реализации бросков игры после взаимодействий игроков в нападении нами было установлено, что наиболее эффективными взаимодействиями являются «из рук в руки» (72,4%) и «скрестный выход» (67,7%). При этом необходимо отметить, что взаимодействие двух игроков «из рук в руки чаще всего является составной частью взаимодействия трех игроков «скрестный выход». Такой высокий процент реализации можно

объяснить тем, что при двух взаимодействиях подряд «из рук в руки» один из защитников теряет своего игроки или не осуществляет коммуникацию с партнером, что приводит к появлению выгодной ситуации для броска. Самый низкий процент реализации бросков наблюдался после взаимодействия игроков «отдал-ворвался» (39,1%), что можно объяснить хорошей индивидуальной защитой игроков.

Таблица - Количественные и качественные показатели взаимодействия двух и трех игроков в нападении и защите

Взаимодействия в нападении Количество взаимодействий Процент реализации бросков с игры

Двойка-заслон 563 56,6%

Сдвоенный заслон 213 59,5%

Пас в одну, заслон в другую 171 51,2%

Скрестный выход 219 67,7%

Из рук в руки 617 72,4%

Заслон в спину 104 45,8%

Отдал-ворвался 493 39,1%

Взаимодействия в защите Количество взаимодействий Эффективность защитных действий

Переключение 389 42,4%

Помог-вернулся 441 67,5%

Групповой отбор 112 28,2%

Заступ 223 47,6%

Подстраховка 318 62,3%

Проскальзывание 401 32,7

Анализ количественных и качественных показателей взаимодействия игроков в защите позволил установить:

- наибольшее количество взаимодействий двух игроков осуществляется при помощи «помог-вернулся» (441);

- наименьшее количество взаимодействий двух игроков осуществляется при помощи «группового отбора» (112), что можно объяснить низкой эффективностью данного защитного взаимодействия. При использовании данного взаимодействия игроки соперника реализуют 71,8% своих бросков (процент эффективности защитных действий - 28,2%);

- низкий процент эффективности защитных действий также зафиксирован при выполнении «проскальзывания» игроками. При выполнении проскальзывания игроки теряют момент прохода соперника или отпускают соперника на свободное оперативное пространство, что позволяют нападающим выполнять открытые броски.

Исходя из полученного материала, нами были определены основные направления в совершенствовании технико-тактической подготовки команд в баскетболе 3х3:

- при организации действий в нападении увеличить количество взаимодействий «скрестный выход», «из рук в руки», «сдвоенный заслон»;

- увеличить количество времени уделяемого в тренировочном процессе на моделирование взаимодействия двух игроков «отдал-ворвался» (различные варианты открывания) и «заслон в спину» (совершенствование техники перемещений для выхода на бросок);

- при организации действий в защите увеличить количество взаимодействий «помог-вернулся», «подстраховка», «заступ»;

- повысить эффективность защитных действий при использовании «проскальзывания» за счёт совершенствования техники перемещений в защите и коммуникации игроков;

- снизить количество взаимодействий в защите «групповой отбор».

Выбранные направления в совершенствовании технико-тактической подготовки

команды будут реализованы при помощи программы управления технико-тактическими действиями игроков в соревновательной деятельности баскетболе 3х3 с использованием современных информационных технологий и средств визуализации, которая представле-

на на рисунке.

Рисунок - Программа управления технико-тактическими действиями игроков

ВЫВОДЫ

1. Анализ реализации бросков с игры после взаимодействия игроков в нападении показал, что наиболее эффективными взаимодействиями являются «из рук в руки» (72,4%) и «скрестный выход» (67,7%). При этом необходимо отметить, что взаимодействие двух игроков «из рук в руки чаще всего является составной частью взаимодействия трех игроков «скрестный выход». Наибольшее количество взаимодействий двух игроков в защите осуществляется при помощи «помог-вернулся» (441). Наименьшее количество взаимодействий двух игроков осуществляется при помощи «группового отбора» (112), что можно объяснить низкой эффективностью данного защитного взаимодействия. При использовании данного взаимодействия игроки соперника реализуют 71,8% своих бросков (процент эффективности защитных действий - 28,2%).

2. Разработанная программа управления технико-тактическими действиями игроков будет реализована нами при подготовке студенческих сборных команд ОмГУПС-1 и ОмГУПС-2 для выступления на соревнованиях различного уровня по баскетболу 3х3. Основу программы составляют упражнения технико-тактического характера, которые будут применяться в тренировочном процессе баскетболистов. Особенностью программы будет являться использование современных информационных технологий и средств визуализации в ходе тренировочного процесса, непосредственно перед играми, а также в соревновательной деятельности во время тайм-аутов команды.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зубрицкая Е.Л. Особенности действий баскетболистов в экстремальных игровых ситуациях / Е.Л. Зубрицкая // Наука - образованию, производству, экономике : материалы Х1Х(66) Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов: в 2 томах. - Витебск, 2014. - Том 1. - С. 387-389.

2. Зыков А.В. Игровая ситуация как связующее звено в целостном представлении юными спортсменами игрового процесса / А.В. Зыков, В.В. Козин // Перспективы развития современного

студенческого спорта. Итоги выступлений российских спортсменов на Универсиаде-2013 в Казани : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Казань, 2013. - С. 363-365.

3. Козин В.В. Квази-ситуационный фактор в управлении технико-тактической деятельностью спортсменов командно-игровых видов спорта / В. В. Козин, Д. Ю. Витман // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 467-471.

4. Коренберг В.Б. Основы спортивной кинезиологии : учебное пособие / В.Б. Коренберг. -Москва : Советский спорт. - 2005. - 232 с.

5. Расулова Л.В. Моделирование игровых ситуаций в учебно-тренировочном процессе баскетболистов для повышения эффективности бросков / Л.В. Расулова, Н.Б. Новикова // Проблемы теории и практики развития физической культуры и спорта на современном этапе : материалы X Всероссийской научно-практической конференции. - Махачкала : Дагестанский государственный педагогический университет, 2020. - С. 157-159.

REFERENCES

1. Zubritskaya, E.L. (2014), "Features of the actions of basketball players in extreme game situations". Science - education, production, economics: materials of the XIX (66) Regional scientific and practical conference of teachers, researchers and graduate students: in 2 volumes, Vitebsk, Volume 1. -Vitebsk, pp. 387-389.

2. Zykov, A.V. and Kozin V.V. (2013), "Game situation as a connecting link in a holistic representation of the game process by young athletes", Prospects for the development of modern student sports. The results of the performances of Russian athletes at the 2013 Universidad in Kazan: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Kazan, pp. 363-365.

3. Kozin, V.V. and Vitman, D.Yu. (2016), "Quasi-situational factor in the management of the technical and tactical activity of athletes in team sports", Modern problems of science and education. No, 6, pp. 467-471.

4. Korenberg, V.B. (2005), Fundamentals of sports kinesiology: textbook, Soviet sport, Moscow.

5. Rasulova, L.V. and Novikova, N.B. (2020), "Modeling of game situations in the training process of basketball players to improve the efficiency of throws", Problems of the theory and practice of the development of physical culture and sports at the present stage: Proceedings of the X All-Russian Scientific and practical conference, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, pp. 157-159.

Контактная информация: boykins90@mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.12.2022

УДК 378.147

МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТРЕЛЬБЕ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН НА ОСНОВЕ МЕТОДИК ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ-СТРЕЛКОВ

Александр Викторович Витушкин, кандидат технических наук, старший преподаватель, Михаил Николаевич Юрков, преподаватель, майор, Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Новокузнецк

Аннотация

Дисциплина «Огневая подготовка» является неотъемлемой частью боевой подготовки будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее УИС). От успешности освоения этой дисциплины во многом зависит способность сотрудника действовать в экстремальных ситуациях, требующих применения огнестрельного оружия. Программа дисциплины «Огневая подготовка» основана на приказе Минюста России от 26.02.2006 № 24 «Об утверждении Курса стрельб из стрелкового оружия для сотрудников уголовно-исполнительной системы», однако практика показывает, что курсанты осваивают эту образовательную программу с разной степенью успешности. Ввиду наличия ограничений по количеству боеприпасов, выделяемых для обучения каждого курсанта, а также ограниченности трудоемкости дисциплины, необходимо изыскать такой метод организации учебной деятельности курсантов, который бы обеспечивал высокую интенсивность подготовки при соблюдении общей трудоёмкости дисциплины и лимитов специальных дидактических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.