исследование эффективности игровой деятельности баскетболисток как фактора интегральной подготовленности
УДК/UDC 796.1
Поступила в редакцию 19.12.2019 г.
Кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент Е.В. Кудряшов1
'Пермская государственная фармацевтическая академия, Пермь
actions to improve game performance of female basketball players as factor of integrated fitness
PhD, Associate Professor E.V. Kudryashov1 'Perm State Pharmaceutical Academy, Perm
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
Цель исследования - повышение эффективности игровой деятельности баскетболисток как фактора интегральной подготовленности. Методика и организация исследования. Методы, использованные при проведении исследовательской работы: обработка литературных данных и источников интернет-ресурсов по вопросам спортивной подготовки в баскетболе, обмен опытом с квалифицированными тренерами, организация наблюдения за соревновательным процессом, статистическая обработка полученных данных и педагогический анализ матча. В проведенном исследовании участвовало более 85 спортсменок-баскетболисток различной квалификации. Проводился педагогический анализ игр чемпионата Пермского края, Кубка г. Перми, Кубка Пермского края, чемпионата Ассоциации студенческого баскетбола регионального этапа «Прикамье» среди женских команд. Получение результатов соревновательной деятельности заключалось в применении метода педагогического наблюдения и фиксации при помощи компьютера всех игровых действий участников матча. Далее полученные данные обрабатывались с помощью программы баскетбольной статистики OnlineBasket.
Результаты исследования и выводы. Рассмотрены взаимосвязь различных сторон подготовленности и реализация их в интегральном показателе готовности к выступлению в ответственном матче, а также особенности принятия управленческих решений в ограниченных рамками времени и стрессовой ситуации условиях напряженной соревновательной борьбы. Представленная методика получения и обработки показателей эффективности технико-тактических действий как отдельного игрока, так и всей команды в целом позволила оперативно внести управленческие коррективы во время матча.
Ключевые слова: исследование, эффективность, игровая деятельность, баскетболистки, интегральная подготовленность.
Annotation
Objective of the study was to improve the effectiveness of game activity of female basketball players as a factor of integrated fitness.
Methods and structure of the study. During the study, the following methods were applied: processing of literature data and sources of Internet resources devoted to sports training in basketball, sharing experience with qualified coaches, organization of observation of the competitive process, statistical processing of the data and pedagogical analysis of the match. The study involved more than 85 female basketball players of various qualifications. We carried out a pedagogical analysis of the following games: Championship of the Perm Territory, the Cup of Perm, the Cup of the Perm Territory, Championship of the Association of Student Basketball of the Kama regional stage among women. The obtained results of competitive activity consisted in applying the method of pedagogical observation and fixing all the game actions of the match participants with the computer. Further, the data were processed using the OnlineBasket basketball statistics program.
Results of the study and conclusions. We analyzed the interrelation of various aspects of fitness and their realization as an integrated indicator of readiness for an important match, as well as the peculiarities of managerial decisions in a time-limited and stressful situation in terms of intense competitions. The proposed methodology for obtaining and processing the rates of execution of technical and tactical actions of both an individual player and the entire team as a whole enabled to make prompt managerial adjustments during the match.
Keywords: research, efficiency, game performance, female basketball players, integrated fitness.
Введение. Как известно, соревновательная деятельность является интегральным показателем готовности спортсменов к выступлению [1-3]. Объединяя различные стороны подготовленности в единый целый механизм, она дает возможность, используя весь спортивный потенциал, реализовать его в самый ответственный момент - в соревновательной борьбе [4]. Важной составляющей качественной организации выступления команды во время
матча является обеспечение текущей информацией о ходе соревновательной деятельности практически каждую минуту.
Цель исследования - повышение эффективности игровой деятельности баскетболисток как фактора интегральной подготовленности.
Методика и организация исследования. В ходе работы было организовано наблюдение за соревновательным про-
цессом, статистическая обработка полученных данных и педагогический анализ матча.
В исследовании приняло участие 85 спортсменок с квалификацией от Ill спортивного разряда до кандидата в мастера спорта, специализирующихся в баскетболе. В проведенном исследовании участвовало более 85 спортсменок-баскетболисток различной квалификации. Проводился педагогический анализ игр чемпионата Пермского края, Кубка г Перми, Кубка Пермского края, чемпионата Ассоциации студенческого баскетбола регионального этапа «Прикамье» среди женских команд.
Используя систему АИС (автоматизированная информационная система), еще перед началом матча оператор заполняет базу данных. Она включает информацию о конкретном чемпионате, месте и времени проведения, судьях, обслуживающих встречу, тренерах, представителях команд, каждого игрока. Непосредственно во время игры судья-статистик предоставляет оператору АИС результаты технико-тактических действий баскетболисток, находящихся на площадке, используя метод педагогического наблюдения. После чего оператор АИС вносит эти данные с помощью ноутбука в программу баскетбольной статистики OnlineBasket, которые обрабатываются компьютерной системой. Прототип программы OnlineBasket был разработан в 1997-1998 гг. Изначально статическая база называлась InfoBasket. Автор - М. Е. Колычев. Далее программа была многократно усовершенствована. На сегодняшний день данная программа используется в любительских лигах различных регионов России, КЭС баскет (Комплексными энергетическими системами), АСБ (Ассоциацией студенческого баскетбола). Широко применяется Российской федерацией баскетбола в матчах чемпионата России, Единой лиги ВТБ. Расширяется база игроков для осуществления возможности определения эффектности его игровой деятельности с момента начала карьеры до игр в статусе ветерана.
Работа, направленная на исследование эффективности технико-тактических действий игроков в соревновательной деятельности, проводилась на протяжении соревновательного сезона 2018-2019 гг. чемпионата г. Перми среди женских
Данные эффективности технико-тактических действий игроков баскетбольных команд
команд (12 матчей) и чемпионата АСБ (дивизион «Прикамье») (10 матчей).
В течение каждого матча определялись показатели конкретных игроков по количественным и качественным показателям. После чего определялся процент эффективности вклада в «командную» работу.
Результаты исследования и их обсуждение. В качестве примера на рисунке можно ознакомиться с результатами игры команды «БК Учитель» Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета и команды «Политехник» Пермского государственного научно-исследовательского университета. В таблице матча представлены данные о командах-участницах: списочный состав, игроки первой «пятерки», игроки «замены» и игроки, которые не выходили на площадку, общим результатом игры и счетом в каждой четверти. Также размещена подробная информация
0 вкладе каждого игрока в результат игры. Для обозначения показателей эффективности игровых действий используются различные аббревиатуры: О - очки; З/В - заброшено/всего (броски); % - процент эффективности; АП - атакующие передачи; ПХ - перехваты; БШ - блокшоты; ПТ - потери; СЩ - подборы на своем щите; ЧЩ - подборы на чужом щите; Вс - всего подборов; Ф - фолы игрока; ФС - фолы соперника; СВ - сыг-ранное время; +/- - плюс/минус; КПД - коэффициент полезного действия (Очки + Атакующие передачи + Перехваты + Подборы + Блокшоты + Фолы соперников - Броски мимо - Потери - Фолы).
Разберем игру на примере конкретного игрока Денисенко Виталины, которая сыграла 21:26 мин в матче. За игру набрала 10 очков. В общую «копилку» вошли 3 из 9 2-очковых с эффективностью 33 %, 1 из 4 3-очковых с эффективностью 25 % и 1 из 2 штрафных бросков (эффективность 50 %). Выполнила
1 подбор на «своем» щите. Два раза выступила «ассистентом», отдав голевые передачи. Также за игру сделала 4 перехвата и 2 потери мяча. В графе БШ - блокшоты «отметилась» один раз. Сделав 1 фол за игру, «принесла» команде 1 фол игрока команды соперников.
Указанную информацию с посекундной фиксацией всех действий игроков тренер может анализировать в течение матча для проведения замен игроков, изменения стратегии ведения соревновательной борьбы, тактических взаимодействий в защите и нападении для осуществления оперативного контроля.
К примеру, используя карту бросков (место, с которого выполнен бросок, расстояние, эффективность), можно давать конкретные рекомендации игроку. «Точки», с которых броски выполнены с низкой эффективностью, требуют более эффективной «проработки» в тренировочном процессе. Это может заключаться в увеличении количества бросков, организации тактических взаимодействий, связанных с «выводом» на бросок именно с тех мест, на которых наблюдается меньшая эффективность в соревновательной деятельности.
Потери мяча при выводе разыгрывающего игрока, как правило, связаны с техникой ведения мяча, а также тактических взаимодействий, взаимопомощи игроков.
Таким образом, проводя анализ технико-тактических действий на протяжении соревновательного сезона, тренер вносит изменения в тренировочный процесс, применяя различные средства для совершенствования технического мастерства отдельных спортсменов и тактических взаимодействий команды в целом. Выводы:
• использование статических данных результативности технико-тактических действий позволяет более объективно воспринимать контролирующие и управленческие решения тренера игроками команды. Дает возможность более осоз-
нанного и ответственного отношения к результатам выступлений в соревновательной деятельности всей команды;
• представленная методика позволила определить недостатки в уровне подготовленности конкретных игроков: эффективность бросков (карта бросков), количество потерь, эффективность защитных действий (перехваты, блокшоты, собственные фолы), что, в свою очередь, позволило скорректировать содержание тренировочного процесса на протяжении соревновательного сезона.
Литература
1. Кудряшов Е.В. Различные аспекты руководства спортивной командой на соревнованиях / Е.В. Кудряшов, В.П. Еловиков // Физическая культура и спорт студенческой молодежи в современных условиях: проблемы и перспективы развития: материалы XIII Международной научно-практической конференции, посвященной 70- летию кафедры физического воспитания и спорта ТулГУ. 26 ноября 2018 г. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2018. - С. 202-207.
2. Луткова Н.В. Формирование ориентировочной основы игровой деятельности спортсменов на первом уровне обучения / Н.В. Луткова, Ю.М. Макаров, А.А. Рамзайцева и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 1. - С. 87-78.
3. Марьин И.С. Факторы успешной соревновательной деятельности ватерполистов-нападающих высшей квалификации / И.С. Марьин, О.Н. Степанова, В.Ю. Карпов, Е.Н. Латушкина // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 5. - С. 74-76.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ
психофизическая готовность студентов-экологов
Аспирант М.Г. Жалбэ1
1Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск УДМ^С 796.011.3
Ключевые слова: психофизические качества, уровень, студенты, будущая профессиональная деятельность.
Введение. На сегодняшний день физическая культура в высшем учебном заведении должна обеспечивать высокий уровень психофизической готовности студентов, прежде всего прикладного характера. Поэтому задачами преподавателей является выявление профессионально значимых психофизических качеств студентов и подбор средств и методов физического воспитания для их целенаправленного развития [1].
Цель исследования - оценить уровень психофизической готовности студентов-экологов.
Методика и организация исследования. Работа проводилась на базе ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», в которой приняло участие 58 студентов 1-3-го курсов, обучающихся по направлению подготовки «Экология и природопользование». Было проведено тестирование уровня общей физической подготовленности и разработан комплекс тестов для оценки уровня развития значимых психофизических качеств, к которым относятся: аналитические и мнемические способности, устойчивость и объем внимания, оперативное мышление, способность переносить длительное психическое и физическое напряжение.
Интегральный показатель уровня физической подготовленности определялся исходя из суммы результатов 6 тестов, где каждый тест оценивался по 5-балльной шкале.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ показателей физической подготовленности студентов 1-го курса продемонстрировал, что 33 % учащихся имеют высокий уровень, 56 %% - средний, остальные - низкий. Сравнение интегральных показателей свидетельствует, что от 1-го к 3-му курсу уровень физической подготовленности студентов достоверно снижается (р<0,05). Статистически значимые различия выявлены в результатах выполнения таких контрольных тестов, как сгибание и разгибание рук в упоре лежа, поднима-
4. Малофеев А.Ю. Результативность соревновательной деятельности в детско-юношеском хоккее с мячом / А.Ю. Малофеев, С.Н. Ключникова, Д.Н. Немытов // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 1. - С. 102-104.
References
1. Kudryashov E.V., Elovikov V.P. Razlichnyie aspektyi rukovodstva sport-ivnoy komandoy na sorevnovaniyah [Various aspects of sports team leadership in competitions]. Fizicheskaya kultura i sport studencheskoy molodezhi v sovremennyih usloviyah: problemyi i perspektivyi razvitiya [Academic physical education and sports in modern conditions: problems and development prospects]. Proc. XIII International res.-practi-cal conference dedicated to the 70th anniversary of Physical Education and Sports Department of Tula State University. November. Tula: TulSU publ., 2018. pp. 202-207.
2. Lutkova N.V., Makarov Y.M., Ramzaytseva A.A. et al. Formirovanie ori-entirovochnoy osnovyi igrovoy deyatelnosti sportsmenov na pervom urovne obucheniya [Game performance basics mastering training for beginners]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. no. 1. pp. 87-78.
3. Marin I.S., Stepanova O.N., V.Yu. Karpov, E.N. Latushkina Faktoryi uspeshnoy sorevnovatelnoy deyatelnosti vaterpolistov-napaday-uschih vyisshey kvalifikatsii [Competitive swimming styles applied by elite water-polo players]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. no. 5. pp. 74-76.
4. Malofeev A.Y., Klyuchnikova S.N., Nemytov D.N. Rezultativnost sorevnovatelnoy deyatelnosti v detsko-yunosheskom hokkee s myachom [Competitive performance rating studies in youth bandy]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. no. 1.pp. 102-104.
РЕДАКЦИИ
psychophysical fitness of environmental students
Postraduate student M.G. Zhalbe1 1Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk
Поступила в редакцию 21.02.2020 г.
ние туловища из положения лежа на спине и наклоне вперед из положения сидя на полу.
Результаты диагностики работоспособности с помощью колец Ландольта свидетельствуют o среднем уровне продуктивности (157,61±7,93) и умеренной надежности (0,80±0,03) работоспособности студентов 1-го курса. Показатель скорости переработки информации (0,79±0,03), который косвенно характеризует функциональную подвижность нервной системы, также находится на среднем уровне. Результаты проведенного теста хорошо коррелируются (r=0,80) с показателями теста на определение объема внимания (таблицы Шульте), где у девушек высокие показатели эффективности работы (28,14±1,45 с). Также выявлена хорошая корреляция (r=0,70) между показателями объема внимания и сложной зрительно-моторной реакцией выбора (322±12,13), данный показатель - на уровне выше среднего. Показатели диагностики аналитического (66,89±3,61 %) и оперативного (21,22±2,01 %%) мышления показали высокий уровень корреляции (r=0,84), они оцениваются как средние. Показатели мнемических способностей у студентов 1 -го курса оцениваются как ниже среднего, зрительная память - (5,89±0,63) и слуховая (Кл - 0,56±0,06, Км - 0,45±0,05) соответственно. Статистических различий между психофизиологическими показателями у студентов 1, 2 и 3-го курсов не выявлено.
Вывод. У студентов-экологов выявлен средней уровень психофизической готовности. Перспективной задачей является целенаправленное развитие профессионально значимых качеств, которую мы планируем решить путем внедрения в процесс физического воспитания модульной технологии основанной на спортизированном подходе.
Литература
1. Пащенко Л.Г. Развитие профессионально значимых психофизических качеств будущих электроэнергетиков / Л.Г. Пащенко, М.Г.
Жалбэ // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016.
- № 11 (141). - С. 145-149.
Информация для связи с автором: [email protected]