МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ В НАПАДЕНИИ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
METHODS OF TRAINING FOR YOUNG BASKETBALL PLAYERS TECHNICAL AND TACTICAL ACTIONS ON OFFENCE AT THE 3RD YEAR OF STUDY
Горелов Никита Сергеевич
студент
Институт заочного и очно-заочного образования Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Gorelov Nikita Sergeevich
student
Institute of correspondence and internally-correspondence education
Orel State University named after I.S. Turgenev
Orel, Russia
Аннотация. Подготовке баскетболистов в рамках ДЮСШ посвящено достаточно много работ известных авторов (Ю.М. Портных, В.Г. Луничкин, А.Б. Мацак, С.В. Чернов, И.И. Столов и др.). Опыт показывает, что на начальном этапе подготовки у юных баскетболистов закладывается фундамент технического мастерства и важно правильно обучить детей основам техники игры для благоприятного роста их способностей. В современном баскетболе эффективен только тот технический прием игры, который выполнен быстро, своевременно и точно. Сейчас хороший баскетболист обязан в совершенстве владеть техническими приемами игры и в то же время уметь выполнять их на высокой скорости передвижения. В своей статье автор считает, что использование в тренировочном процессе разработанных методических рекомендаций по технико-тактической подготовке основанных на теоретической базе и использовании упражнений моделирующих игровые ситуации баскетболистов позволит повысить рост двигательной подготовленности, а так же улучшить эффективность игровых действий в нападении.
Abstract. A lot of works by famous authors (Yu.M. Portnykh, V. G. Lunichkin, A.B. Matsak, S.V. Chernov, I.I. Stolov and others) have been devoted to the training of basketball players in the framework of the Children's and Youth Sports School. Experience shows that at the initial stage of training young basketball players lay the foundation of technical skill and it is important to properly teach children the basics of the game technique for the favorable growth of their abilities. In modern basketball, only the technical technique of the game that is performed quickly, timely and accurately is effective. Now a good basketball player is required to perfectly master the technical methods of the game and at the same time be able to perform them at high speed. In his article, the author believes that the use of the developed methodological recommendations in the training process for technical and tactical training based on the theoretical basis and the use of exercises simulating basketball players' game situations will increase the growth of physical fitness, as well as
improve the effectiveness of game actions in attack.
Ключевые слова: техническая подготовка, тактическая подготовка, юные баскетболисты, баскетбольные навыки, моделирование игровой ситуации, принцип постепенности.
Keywords: technical training, tactical training, young basketball, basketball skills, simulation game situation, gradualness principle.
В ходе исторического развития баскетбола происходила эволюция способов ведения спортивной борьбы. Появились такие понятия, как стратегия и тактика. Сформировалось разделение игроков по функциям: защитники, крайние нападающие, центровые. Это позволяет четко распределять обязанности каждого игрока.
Для успешного обучения тактике игры в баскетбол, были определены средства, принципы и методы тактической подготовки, которые способствуют грамотной и оптимальной подготовке баскетболистов.
Современная тактика баскетбола располагает большим арсеналом средств, способов и форм ведения игры. Их наилучшее исполь -зование возможно только при достаточно высоком уровне владения техникой, т.к. любое тактическое действие зависит от выбора наиболее эффективного в конкретной ситуации технического приема и четкого его выполнения. Технико-тактическая подготовка предполагает, прежде всего, изучение и отработку технических приемов в различных игровых ситуациях. Путем моделирования возможных индивидуальных и групповых тактических действий вырабатывается умение адаптировать технику к условиям игры.
Актуальность нашей работы заключается в разработке методических рекомендаций для юных баскетболистов с целью повышения тактической грамотности игроков и совершенствования технической подготовки в целом.
Современный специалист физической культуры должен иметь глубокие общие и специальные знания и в совершенстве владеть методологией и технологией профессиональной деятельности.
Процесс обучения опирается на некоторые общие положения-принципы, которые отражают закономерности педагогического процесса и в связи с этим носят обязательный характер при решении образовательных и воспитательных задач. К основным принципам обучения относятся: принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступности и индивидуализации, принцип постепенности, принцип систематичности и последовательности.
Результативности обучения способствует активное, заинтересованное отношение занимающихся к расширению своего, двигательного потенциала. Видимых успехов может достичь только тот ученик, который знает, чего хочет, и целенаправленно стремится к этому. Следовательно, задача педагога — разбудить у своих воспитанников потребность к физическому совершенствованию.
Принцип наглядности предполагает создание у учащихся четкого представления об изучаемом материале на различных этапах освоения, базируясь на визуальном восприятии разнообразных действий. В дальнейшем акцент смещается в сторону создания двигательного образа. Главенствующая роль на этом этапе отводится вестибулярному аппарату и рецепторам мышц. Соответственно ведущими средствами становятся физические упражнения во всех возможных вариациях. Принцип доступности и индивидуализации основывается на предварительной оценке педагогом исходного уровня подготовленности и индивидуальных возможностей воспитанников спосле-дующим подбором посильных заданий согласно общим закономерностям обучения и воспитания. Трудности в обучении должны быть преодолимы для ученика, а его учебная деятельность — приносить ощутимый для него результат в усвоении материала. Подбор и конструирование тренировочных и игровых упражнений, требующих взаимодействия занимающихся в пространстве и времени, также должны базироваться на учете достигнутого уровня развития физического, технического и тактического потенциала вовлеченных вних участников.
Принцип постепенности органически связан с предыдущим принципом и формулируется в виде методологического правила: «от простого — к сложному, от легкого — к трудному». Его реализация обеспечивает нефорсированное усложнение программного материала с тенденцией к расширению технико-тактического арсенала занимающихся и дальнейшему его усложнению.
Игровые приемы, усвоенные автономно, затем совершенствуются в сочетании и в вариативных условиях, постепенно приближаемых к игровым. Противодействие изменяется от пассивной до активной формы.
Принцип систематичности и последовательности требует четкого планирования и регулярности в обучении; соблюдения рациональной преемственности между разделами учебного материала в соответствии с сущностью и внутренней логикой игры. Все перечисленные принципы обучения тесно переплетаются в практической деятельности. Ни один из них не может эффективно реализовываться вне связи с другими. Единство, взаимообусловленность и взаимодополняемость принципов - основа их действенности на занятиях по баскетболу.
Важнейшей функцией управления наряду с планированием является контроль, определяющий эффективность учебно-тренировочной работы с баскетболистами на всех этапах многолетней подготовки. В процессе учебно-тренировочной работы систематически ведется учет подготовленности путем:
А) текущей оценки усвоения изучаемого материала;
Б) оценки результатов выступления в соревнованиях команды и индивидуальных игровых показателей;
В) выполнение контрольных упражнений по общей и специальной физической подготовке, для чего организуются специальные соревнования или тестирование.
Исследования проводились в период с сентября 2018 года по май 2019 года, на базе ДЮСШ-6, группы начальной подготовки 3-го года обучения юношей-баскетболистов 2007-2008 г.р.
В группу входило по 12 юношей. Учебно-тренировочный процесс соответствовал учебной программе ДЮСШ-6. Уровень подготовки членов группы был обследован в начале учебного года и в конце.
Годовой план учебно-тренировочной работы был построен с учетом программы. Основными задачами тренера были планомерное обучение и закрепление техники игры и взаимодействия с партнерами, овладение всеми приемами на уровне умений и навыков, воспитание навыков соревновательной деятельности по баскетболу, участие на городских и областных соревнованиях.
Тренировочные занятия проходили регулярно четыре раза в неделю по два академических часа.
В начале учебного года нами было проведено тестирование двигательной подготовленности для оценки уровня развития специальных двигательных качеств и навыков юных баскетболистов.
Для эффективной игры баскетболист должен обладать высоким уровнем развития скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей. Подобранные нами тесты позволят нам оценить уровень развития данных способностей.
В октябре 2018 года наша команда принимала участие в первенстве Калужской области среди команд мальчиков 2007-2008 года рождения. В процессе игр нами проводилось наблюдение за технико-тактическими действиями юных баскетболистов. Проведенный анализ показал, что дети контрольной группы не достаточно владеют индивидуальными технико-тактическими действиями, способами борьбы с соперником, не могут правильно ориентироваться в изменяющихся условиях игры.
В результате команда проиграла всем соперникам и заняла последнее место.
Были сделаны выводы, что необходимо совершенствовать технико-тактическую подготовленность игроков, обучать умению рационально применять технические приемы и правильно оценивать игровую ситуацию:
> собственную позицию на площадке (тыловая или передовая зона, зона «трех секунд», угол, середина площадки, бли-зость к центральной боковой, лицевой линии, расстояние от щита, угол по отношению к щиту, скорость и направление передвижения);
> позицию соперника, лично его опекающего;
> позиции партнеров на площадке, направление и скорость их передвижения;
> позиции соперников на площадке и скорость их передвижения
> степень активности и характер противодействия соперников,
> организацию подстраховки;
> находится ли в данный момент партнер в выгодном положении: для атаки корзины или для единоборства;
> есть ли возможность сделать острую передачу (голевую атаку) центровому, лидеру команды, ближайшему партнеру;
> началась ли заранее разученная комбинация или парное взаимодействие.
Таблица 1
Показатели двигательной подготовленности баскетболистов __ в начале учебного года__
№ Прыжок Бег 20 Передвижение Скоростное Передачи Броски с
в длину с м (сек) в защитной ведение мяча дистанции, %
места (см) стойке (сек) (с.попадания) (с.попадания)
1 166 3,87 17,26 22,55 16,39 30
2 171 3,99 18,73 21,5 16,40 40
3 157 4,02 16,48 22,67 17,20 40
4 152 3,94 17,36 21,75 16,78 30
5 142 4,35 19,0 20,89 16,67 30
6 159 4,22 17,56 24,60 19,56 20
7 170 3,84 17,31 23,64 17,47 20
8 169 3,57 17,70 23,56 18,56 20
9 164 3,93 18,74 24,5 17,98 30
10 184 4,02 16,69 23,00 16,75 30
11 208 3,50 14,82 24,89 17,67 20
12 228 3,44 14,81 20,24 16,00 40
172,5 3,89 17,205 22,815 17,285 29,166
Умение в самые сжатые сроки проанализировать полученную таким образом информацию, проанализировать развитие игровой ситуации дает возможность игроку принять оптимальное решение и успешно преодолеть противодействие защиты.
С целью выработки навыков рационального использования технических приемов в различных игровых ситуациях были разработаны специальные упражнения, моделирующие основы игровых действий баскетболиста в нападении, а так же методические рекомендации по теории тактики игры-вопросы по тактике и ответы на них для более осознанного выполнения практических упражнений по технико-тактической подготовке.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.
1. Каковы действия игрока без мяча?
Ответ: отрыв от опекающего его защитника и выход на свободное место для получения мяча от партнера, или освободить партнеру часть площадки вблизи щита и создать ему выгодные
условия для единоборства с соперником.
2. Какие два способа выхода на свободное место для получения мяча Вы знаете? В каких сочетаниях они реализуются?
Ответ:
а) выход перед соперником;
б) выход за спину соперника.
Эти способы реализуются в определенных сочетаниях:
круговой выход (рис.1), Б- образный выход , выход с петлей в углу поля (рис.3), V- образный выход за спину защитника.
3-Какие правила должен соблюдать игрок без мяча, выбирая позицию на поле?
Ответ:
а) стараться держать опекающего его защитника в состоянии постоянного напряжения, чтобы затруднить ему подстраховку или перехват мяча;
б) располагаться на поле так, чтобы затруднить защитнику одновременный зрительный контроль за подопечным и мячом;
в) выбирать позицию на площадке таким образом, чтобы обеспечить себе хороший обзор и облегчить партнеру взаимодействие;
г) освобождать пространство на пути проходящего с мячом партнера и не находиться на линии возможной передачи мяча партнеру, выходящему к щиту для атаки кольца, избегая скопления игроков у мяча;
д) быть готовым в момент броска занять выгодную позицию для борьбы за отскок или для отхода назад и страховки тыла своей команды;
е) решительно выходить на мяч, не останавливаясь до тех пор, пока его не получил.
4- Каковы действия игрока с мячом?
Ответ: игрок должен стремиться развить контратаку, в кратчайший срок переведя мяч от своего щита на территорию соперника.
5- Что вы будете делать, если защитник прикрывает проход в сторону сильной руки?
Ответ: нужно начать движение именно в эту сторону, а затем с поворотом назад, укрывая мяч от выбивания соперником сзади, быстро уйти в другую.
6- Что делать, если Вас опекает на расстоянии защитник, умеющий хорошо выпрыгивать с ходу и противодействовать броску в прыжке?
Ответ: можно сблизиться с ним с помощью ведения спиной вперед и бросать в прыжке с поворотом и отклонением назад. Можно сблизиться с противником лицом к лицу с помощью быстрого короткого ведения прямо на него, резко остановиться с одновременным финтом на бросок и вынудить защитника прыгнуть вперед - вверх; затем сделать шаг свободной ногой вперед мимо него и бросать
в прыжке одной или двумя руками снизу.
7- Что Вы будете делать, чтобы избежать подстраховки высокорослым соперником?
Ответ: нападающему необходимо менять темп и характер движений, маскируя свои намерения (например, на большой скорости надо неожиданно резко остановиться и выполнить бросок со средней дистанции или, не прекращая ведения, переходить на шаги, чтобы иметь дополнительные возможности для атаки).
ГРУППОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ.
8- Назовите способы взаимодействия двух игроков?
Ответ: «передай мяч и выходи», «заслон», «экран».
9- В чем сущность способа «передай мяч и выходи»?
Ответ: игрок передает мяч партнеру, с помощью финта на рывок
сближается с защитником, выводит его из положения равновесия, а затем стремительно по прямой линии выходит к щиту и получает мяч для атаки кольца.
10- Раскройте сущность способа «Заслон».
Ответ: игрок становится вблизи защитника, опекающего его партнера, выбирая место таким образом, чтобы преградить защитнику кратчайший путь, по которому он может преследовать уходящего подопечного
11- Способ «Экран».
Ответ: игрок оказывается между партнером и опекающим его защитником, затем оба нападающих продолжают совместное движение к щиту противника. Первый игрок образует как бы подвижный экран, защищающий партнера, ведущего мяч, от противодействия соперника.
12- В чем заключается «Быстрый прорыв»?
Ответ: игроки, овладевшие мячом, каждый раз переходят в контратаку, стремятся в минимальное время преодолеть расстояние до щита соперника, добиться численного преимущества и, используя его, атаковать корзину с близкой дистанции.
Выводы
1. В результате анализа литературы по теме исследования были изучены традиционные методики обучения и совершенствования технико-тактическим действиям в нападении. Одним из главных методов рекомендуемым большинством авторов является метод многократного практического выполнения упражнения по технике и тактике.
2. Анализ результатов тестирования двигательной подготовленности юных баскетболистов группы НП-3 ДЮСШ-6 в начале учебного года показал, что уровень подготовленности игроков достаточно неоднороден, так как в группе разница по возрасту у некоторых детей более одного года, тем не менее, средние показатели в целом сопоставимы с данными «Примерных программам для ДЮСШ и СДЮШОР». Таким образом, мы пришли к выводу, что баскет-
болисты группы имеют удовлетворительный уровень подготовленности.
3. Предполагаем, что использование в тренировочном процессе разработанных методических рекомендаций по технико-тактической подготовке основанных на теоретической базе и использовании упражнений моделирующих игровые ситуации баскетболистов позволит повысить рост двигательной подготовленности, а так же улучшить эффективность игровых действий в нападении.
Литература
1. Баскетбол : учебник для ВУЗов физической культуры // Под ред. Ю.М. Портнова. - М. : Физкультура и Спорт, 1997. - 480 с.
2. Билл Гатмен, Том Феннеган. Все о тренировке юного баскетболиста,- М. : АСТ Астрель 2007, 303 с.
3. Губа В. П., Фомин С. Г., Чернов С. В. Особенности отбора в баскетболе. - М. Физкультура и спорт. - 2006. - 144 с.
4. Краузе, Джерри В. Баскетбол - навыки и упражнения. - М. : АСТ Астрель, 2006. - 211 с.
5. Нестеровский Д. И. Баскетбол: Теория и методика обучения : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.И. Нестеровский. — 3-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2007. — 336 с.
References
1. Basketball: a textbook for universities of physical education // Ed. Yu.M. Tailor. - M.: Physical Education and Sports, 1997. - 480 p.
2. Bill Gutman, Tom Fenegan. All about the training of a young basketball player, - M.: AST Astrel 2007, 303 p.
3. Guba V.P., Fomin S.G., Chernov S.V. Features of selection in a basketball ball. - M. Physical Culture and Sports. - 2006. - 144 p.
4. Krause, Jerry W. Basketball - skills and exercises. - M. : AST Astrel, 2006 .-- 211 p.
5. Nesterovsky D. I. Basketball: Theory and teaching methodology: textbook for students. higher textbook. institutions / D.I. Nesterovsky. - 3rd ed., Erased. - M. : Publishing Center "Academy", 2007. - 336 p.