Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ 13-14 ЛЕТ'

ПОВЫШЕНИЕ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ 13-14 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
213
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ГИБКОСТЬ / БЫСТРОТА / ВЫНОСЛИВОСТЬ / БАСКЕТБОЛ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Эсенов Оразмурад Агаджанович, Бердыев Тахыр

Овладение техническими приемами игры и тактическими действиями во многом зависит от уровня развития физических качеств, необходимых для игры в баскетбол. При длительных периодах игры, а также на соревнованиях, можно наблюдать, что без хорошей физической подготовки баскетболисты не смогут показать качественной игры. Для того чтобы у игрока происходило успешное освоение двигательных навыков игры, ему необходимо заложить хороший фундамент в начале своего обучения. Заложить этот фундамент поможет грамотно составленный процесс общей физической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Эсенов Оразмурад Агаджанович, Бердыев Тахыр

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ 13-14 ЛЕТ»

ПОВЫШЕНИЕ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ 13-14 ЛЕТ Эсенов О.А.1, Бердыев Т.2

1Эсенов Оразмурад Агаджанович - старший преподаватель, исполняющий обязанности

начальника учебной части, Туркменский государственный институт физической культуры и спорта;

2Бердыев Тахыр - заведующий кафедрой, кафедра физкультуры, Институт телекоммуникаций и информатики Туркменистана, г. Ашгабат, Туркменистан

Аннотация: овладение техническими приемами игры и тактическими действиями во многом зависит от уровня развития физических качеств, необходимых для игры в баскетбол. При длительных периодах игры, а также на соревнованиях, можно наблюдать, что без хорошей физической подготовки баскетболисты не смогут показать качественной игры.

Для того чтобы у игрока происходило успешное освоение двигательных навыков игры, ему необходимо заложить хороший фундамент в начале своего обучения. Заложить этот фундамент поможет грамотно составленный процесс общей физической подготовки.

Ключевые слова: физическая подготовка, силовые способности, координационные способности, гибкость, быстрота, выносливость, баскетбол.

Существует много видов подготовки игроков к игре баскетбол. Один из видов составляет физическая подготовка. Физическая подготовка баскетболистов - это процесс, направленный на развитие физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для повышения уровня всех сторон подготовки. По мнению некоторых авторов, рационализация физической подготовки спортсменов должна идти не за счет увеличения и без того значительных объемов нагрузки, а за счет специализированного использования средств общей физической подготовки. Упражнения в этом случае должны подбираться в соответствии с режимом работы и характером нервно-мышечных усилий, присущих виду спорта [1, 3].

Игра в баскетбол требует, прежде всего, проявления скоростных и силовых способностей: игроки должны проявлять силовые способности при выполнении движений в очень короткие промежутки времени. Сила необходима баскетболисту для совершения бросков и выполнения прыжков. Быстрота в баскетболе проявляется в трёх основных фазах: в быстроте реакции (на сигнал партнёра, об изменении игровой ситуации и т.д.); в предельной быстроте отдельных движений; в быстроте перемещений. Баскетболистам также необходимы и другие физические качества. При длительных играх или на больших соревнованиях баскетболисту необходима выносливость. Хорошая гибкость в суставах способствует эффективному ведению игры. Для быстрого перестроения, в соответствии с моментально меняющейся обстановкой в игре, баскетболистам необходима ловкость. В современное время баскетбол находится на высоком уровне развития. Из этого следует, что баскетбол является атлетическим видом спорта. В баскетболе предъявляются высокие требования ко всем физическим качествам. Без хорошо развитых физических качеств хорошая и качественная игра в баскетбол не будет получаться [1].

Если у игроков в баскетбол хорошо развиты физические качества, то и овладение техническими приемами игры у них будет проходить успешней. Физические качества необходимы в таком сочетании, как этого требует специфика игры. Если уровень развития физических качеств недостаточный, овладение техникой будет происходить менее успешно и потребует много времени. Например, чтобы овладеть навыком

результативного трёх очкового броска, игроку необходимо иметь сильный плечевой пояс и хорошую подвижность в суставах руки, кисти. В противном случае занимающиеся не смогут хорошо овладеть основой баскетбола - броском мяча в кольцо. Также, игроки со слабыми мышцами ног не смогут успешно освоить технико-тактическое мастерство [2].

В баскетболе, а также в других видах спорта, физическая подготовка проявляется в двух направлениях. На начальных этапах обучения большую роль играет общая физическая подготовка, которая способствует успешному овладению двигательными навыками. В дальнейшем уделяется время специальной физической подготовке, которая в свою очередь необходима для самой игры в баскетбол.

Цель исследования: Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность применения комплексов упражнений для повышения общей физической подготовленности баскетболистов 13-14 лет.

Педагогический эксперимент проводился на базе СШ Баскетбола г. Чарджоу. В исследовании принимали участие баскетболисты 13-14 лет. Были организованы экспериментальная и контрольная группы по двенадцать человек в каждой. Распределение происходило путем метода случайной выборки. Были разработаны и внедрены в тренировочный процесс комплексы упражнений на повышение общей физической подготовленности. Данные комплексы применялись в экспериментальной группе в течение 8 месяцев. Контрольная группа занималась по программе ДЮСШ.

Мы провели контрольные испытания по следующим показателям: бег 28 м; бег 60 м; подтягивания на высокой перекладине; наклон, стоя на скамье; челночный бег (5 х 6м).

Результаты исследования и их обсуждение. В начале исследования в исходных показателях общей физической подготовленности баскетболистов 13-14 лет в контрольной и экспериментальной группах статистически значимых различий не выявлено (р>0,05). Сравнительный анализ результатов тестирования показал, что на начало эксперимента контрольная и экспериментальная группы были однородны.

Нами были разработаны пять комплексов упражнений на развитие двигательных качеств. Повышению общей физической подготовленности в экспериментальной группе в течение восемь месяцев педагогического эксперимента уделялось от 15 до 30 минут на каждой из пяти тренировок в недельном микроцикле. Комплексы упражнений были подстроены под недельный тренировочный цикл команды: 2-1-3-1.

В первый день микроцикла в начале тренировочного занятия баскетболисты развивали быстроту (комплекс содержал 8 упражнений). Во второй день микроцикла мы применяли 5 упражнений для развития координационных способностей. Комплекс также применялся в начале учебно-тренировочного занятия. В третий день микроцикла мы включили комплекс, который был направлен на развитие силовых способностей (5 упражнений) и применялся он в конце тренировки. В четвертый день микроцикла мы использовали комплекс на развитие выносливости (в комплексе 5 упражнений). В пятый день микроцикла в конце учебно-тренировочного занятия мы развивали гибкость (в комплексе 15 упражнений).

Для выявления эффективности общей физической подготовленности баскетболистов контрольной и экспериментальной групп был проведен сравнительный анализ показателей в конце эксперимента.

Анализ результатов контрольных испытаний подтверждал, что за период исследования произошли положительные изменения в исследуемых показателях в обеих группах (таблица 1).

Таблица 1. Сравнительный анализ показателей общей физической подготовленности баскетболистов контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента

№ Тест КГ ЭГ

(-V ± ел') прирост % (-V ± ел') прирост % Разница %

1. Бег на 28 м 4,78±0,07 0,2 4,61*±0,05 3.8 3,6

2. Бег на 60 м 8,5±0,09 7,3 8,27*±0,08 14,5 7,2

3. Подтягивание на высокой перекладине (раз) 8,98±0,42 18,7 9,23±0,39 25,6 6,9

4. Наклон, стоя на скамье 5,07±0,21 4,7 6,08±0,31 27,1 22,4

5. Челночный бег 5х6м (сек) 9,36±0,07 1,6 9,21±0,05 3,2 1,6

Примечание: * - различие между контрольной и экспериментальной группами достоверно (р<0,05).

После проведения эксперимента по результатам отмечен рост всех показателей общей физической подготовки у баскетболистов обеих групп. Это объясняется естественным ростом и влиянием средств физических упражнений. Это свидетельствует о том, что средства, формы и методы, используемые в ходе учебно-тренировочных занятий с баскетболистами 13-14 лет, во время проведения педагогического эксперимента не оказали негативного влияния на физическое развитие спортсменов.

Баскетболисты экспериментальной группы превосходят баскетболистов контрольной группы в 4 из 5 тестов:

- в тесте «Бег на 28 м» показатель в контрольной группе составил 4,78 сек, а показатель в экспериментальной группе - 4,61 сек. Наблюдаемое различие является статистически значимым ^р2,55> 1кр2,064). Разница в приросте составила 3,6%;

- в тесте «Бег на 60 м» показатель в контрольной группе - 8,5 сек, а показатель в экспериментальной группе - 8,27 сек. Наблюдаемое различие статистически значимо (1р2,16> 1кр2,064). Разница в приросте составила 7,2%;

- в тесте «Подтягивание на высокой перекладине» показатель в контрольной группе - 8,98 раз, а показатель в экспериментальной группе - 9,23 раз. Наблюдаемое различие статистически значимо ^р0,47 < 1кр2,064). Разница в приросте составила 6,9%;

- в тесте «Наклон, стоя на скамье» показатель в контрольной группе - 5,07 см, а показатель в экспериментальной группе - 6,08 см. Наблюдаемое различие статистически значимо (1р2,35> &р2,064). Разница в приросте составила 22,4%;

- в тесте «Челночный бег 5х6м» показатель в контрольной группе - 9,36 сек, а показатель в экспериментальной группе - 9,21 сек. Наблюдаемое различие статистически значимо (1р2,18> &р2,064). Разница в приросте составила 1,6%.

Сравнение показателей начального и итогового тестирования показало прирост по всем тестируемым показателям.

Выводы. Результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента, подтвердили эффективность разработанных нами комплексов упражнений. Было установлено, что возможность повышения общей физической подготовленности с применением данных комплексов дает существенный положительный результат.

Список литературы

1. Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. Учебное пособие. 3-е изд., стер. М.: Академия, 2007. 336 с.

2. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. и др. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков; Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. 2-е изд., стереотип. М.: Академия, 2004. 520 с.

3. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособ. М.: Советский спорт, 2004. 192 с.: ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.