Научная статья на тему 'Применение метода круговой тренировки в физической подготовке баскетболистов спортивной секции вуза'

Применение метода круговой тренировки в физической подготовке баскетболистов спортивной секции вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1215
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Воронцов Н. Д., Павлов П. В., Железняков А. Г.

В статье раскрываются игровая деятельность баскетболистов, физическая подготовка, метод круговой тренировки и применение круговой тренировки для физической подготовки баскетболистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Воронцов Н. Д., Павлов П. В., Железняков А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение метода круговой тренировки в физической подготовке баскетболистов спортивной секции вуза»

УДК 378

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ В ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БАСКЕТБОЛИСТОВ СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ ВУЗА

© 2017 Н. Д. Воронцов1, П. В. Павлов2, А. Г. Железняков3

1канд. пед. наук, заведующий кафедрой теории и методики физической культуры

e-mail: tmfk@,kursksu. ru 2канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры

e-mail: ppv_orient@,mail ru

Курский государственный университет 3канд. пед. наук, доцент кафедры физического воспитания Курская государственная сельскохозяйственная академия

В статье раскрываются игровая деятельность баскетболистов, физическая подготовка, метод круговой тренировки и применение круговой тренировки для физической подготовки баскетболистов.

Ключевые слова: игровая деятельность, физическая подготовка, круговая тренировка

Объектом данного исследования является физическая подготовка баскетболистов, занимающихся в спортивной секции вуза.

Предмет исследования - теоретико-методические основы применения метода круговой тренировки в физической подготовке баскетболистов.

В настоящее время современный студенческий баскетбол характеризуется противоборством в условиях контактной и активной игры, где оптимальный уровень физической подготовленности позволяет баскетболистам эффективно выполнять технические и технико-тактические действия и добиваться положительного результата в соревнованиях.

В научно-методической литературе рассматриваются различные аспекты физической подготовки баскетболистов, в том числе: факторы, влияющие на физическую подготовленность баскетболистов (А.Л. Вавилов, 2007; М.В. Астанин, 2009); дифференцированный подход и программирование в тренировке баскетболистов (В.А. Платонов, 1998; ИМ. Баталов, 2006; В.М. Троян, 2010; С.Ю. Бахарева, 2014); особенности подготовки баскетболистов к соревновательной деятельности (Н.В. Фураева, 2001; А. А. Бондарь, 2011); развитие отдельных физических качеств у баскетболистов (В.П. Черемисин, 1999; Р.А. Корнеев, 2004; И.В. Ерёмин, 2006; З.М. Хромаев, 2006; Е.Р. Яхонтов, 2008) и др.

Во многих исследованиях отмечается и подтверждается факт высокой эффективности использования метода круговой тренировки. Однако в специальной литературе ещё недостаточное внимание уделяется применению круговой тренировки в физической подготовке баскетболистов студенческой команды.

Для баскетбола характерны высокий динамизм в развитии ситуаций, постоянное чередование оборонительных и наступательных фаз игры, непрерывное переключение игроков от одних двигательных действий к другим, многообразие способов их выполнения, вариативность скорости и направлений перемещений, большое значение

зрительного анализатора в оценке изменяющихся условий и выборе адекватных ответных действий, комплексное задействование практически всех групп мышц и функциональных систем организма, преобладание скоростно-силового режима мышечной работы, синхронность в деятельности верхних и нижних конечностей [Кряж 1982].

По мнению Е.Р. Яхонтова, В. А. Генкина, баскетбол, как никакая другая игра, моделирует современный темп жизни. Большое количество ограничений по времени предусматривают правила, что ведет к увеличению скорости игры. Сравнительно небольшие размеры площадки неизбежно ведут к скученности игроков в самой «горячей» точке на площадке - под кольцом. А при этой скученности и плотной опеке не остается времени на обдумывание ситуации, анализ различных вариантов решения [Яхонтов 2008].

Достижение результата в баскетболе носит ступенчатый и множественный характер, что требует от играющих многократного выполнения игровых действий в различных сочетаниях и с различной очередностью. Одномоментное результативное действие не является гарантией преимущества над соперником в конечном итоге, а представляет собой только единичный структурный элемент системы игровой деятельности отдельного игрока.

Для игровой деятельности баскетболистов характерны разнообразные движения - ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками.

Показатели соревновательной деятельности 18-19-летних баскетболистов характеризуются определенной сбалансированностью независимо от выполняемых игровых функций. Существенные различия, связанные с преимущественными функциями в командной модели, сохраняются [Кряж 1982].

В последнее время игровая деятельность баскетболистов значительно интенсифицировалась. Это выражается, прежде всего, в повышении скорости передвижений игроков, в стремлении бороться за мяч и место на каждом участке площадки, что, несомненно, требует более высокого уровня проявления у баскетболистов физических качеств.

Для соревновательной двигательной деятельности в баскетболе характерно значительное проявление скоростно-силовых способностей. Около 70% всех движений баскетболиста носит скоростно-силовой характер. Это обусловлено тем, что основу соревновательной двигательной деятельности баскетболиста составляют различные виды бега, прыжков, бросков мяча - двигательные действия, которые в условиях земной гравитации и противодействия соперника требуют проявления значительной мышечной силы в краткие промежутки времени. В связи с этим скоростно-силовой подготовке баскетболистов уделялось и уделяется заслуженно много внимания [Хромаев 2006].

Анализ соревновательной деятельности позволил И.В. Ерёмину установить, что баскетболисты высокой квалификации имеют в своём арсенале и активно используют чрезвычайно широкий спектр прыжков. Однако явные различия в координационной структуре, различный вклад в отталкивание маховых движений рук и ног обусловили необходимость различения в первую очередь прыжков с отталкиванием одной и двумя ногами, а избранная позиция (степень участия сократительного элемента и упругих компонентов мышц) позволила выделить среди них прыжки с места, с одного шага и разбега [Родин, Губа 2009].

Таким образом, разнообразие содержания игровой деятельности баскетболистов требует комплексного развития основных физических качеств и функционального совершенствования деятельности всех систем организма, что достигается в процессе

Воронцов Н. Д., Павлов П. В., Железняков А. Г. Применение метода круговой тренировки в физической подготовке баскетболистов спортивной секции вуза

разносторонней физической подготовки.

Круговая тренировка широко используется при подготовке спортсменов как у нас в стране, так и за рубежом. Своё теоретико-методическое обоснование она получила в трудах отечественных учёных [Гуревич 1985; Локтев 2005]. Общепризнанным является тот факт, что круговая тренировка позволяет быстрее развивать основные физические качества, но еще более эффективна она при совершенствовании комплексных проявлений двигательных качеств.

Круговая тренировка предполагает организацию на месте занятий нескольких так называемых «станций», то есть мест со специальным оборудованием и инвентарем. На каждой «станции» занимающиеся выполняют определенную программу по физической, технической или тактической подготовке. Всех занимающихся распределяют по различным признакам в зависимости от количества и программы «станций».

Круговая тренировка - методически очень емкое понятие, её основу составляет многократное выполнение предписанных движений в условиях строгого дозирования нагрузки и точно установленного порядка ее изучения и чередования с отдыхом. Данная форма занятий позволяет гибко использовать главные методы тренировки (равномерный, переменный, интервальный, игровой и т.д.) по отношению к различным по содержанию и характеру упражнениям, дает многосторонний эффект [Локтев 2005].

Круговая тренировка в своем современном виде имеет ряд методических вариантов. Однако все они характеризуются строгой регламентацией выполнения упражнений. Иначе говоря, в любом варианте основу круговой тренировки составляет многократное выполнение предписанных движений или действий в условиях точного дозирования нагрузки и однозначно определенного порядка ее изменения и чередования с отдыхом. Этот метод отличается от игрового и соревновательного методов, для которых характерны лишь приблизительное регулирование нагрузки и ориентировочная программа действий в зависимости от игровой ситуации или условий состязания.

Весьма ценной чертой круговой тренировки является сочетание жесткого нормирования физической нагрузки с её индивидуализацией. Индивидуальная мера нагрузки определяется с помощью так называемого «максимального теста» (МТ) -испытания на максимальное число повторений по каждому упражнению, включенному в комплекс круговой тренировки. В зависимости от результата максимального теста назначается норма тренировочной нагрузки, таким образом, тренировочная нагрузка может быть различной для каждого спортсмена.

Обязательное условие организации круговой тренировки - постоянный и точный учет выполняемой нагрузки и систематическая оценка достижений каждого занимающегося. Это условие является основой поддержания высокого уровня мотивации к занятиям и планирования тренировочной нагрузки.

Круговая тренировка может включать в себя элементы состязания. Предмет состязания в данном случае не совсем обычен. Сопоставляются прирост, увеличение объёма и других показателей самой тренировочной нагрузки, а не абсолютный спортивно-технический результат; на практике можно рекомендовать в наглядной форме фиксировать, кто больше увеличит число повторений в пределах отведённого на упражнение времени или кто затратит меньше времени на выполнение установленного планом тренировки числа повторений.

Различаются следующие основные разновидности круговой тренировки:

- по методу непрерывного упражнения (преимущественная направленность на выносливость);

- по методу интервального упражнения с жесткими интервалами отдыха (преимущественная направленность на силовую и скоростную выносливость);

- по методу интервального упражнения с полными интервалами отдыха (преимущественная направленность на быстроту, силу, координационные способности) [Елевич 2008].

Круговая тренировка как комплексная организационно-методическая форма использования физических упражнений должна применяться в соответствии с рядом методических правил. Некоторые из них разрабатываются на основе особенностей спортивной тренировки и физического воспитания. Другие формируются на основании анализа и логического вывода.

Ю.Г. Травин, Б.Н. Кондратьев считают, что, для того чтобы круговая тренировка приносила наибольшую пользу, необходимо соблюдать правила:

- простоты, доступности и безопасности;

- повторности и цикличности;

- последовательности и всесторонности упражнений;

- чередования нагрузки и отдыха;

- дозирования нагрузки [Травин, Кондратьев 1993].

Следование правилу простоты, доступности и безопасности заключается в том, что для круговой тренировки тренер должен подбирать комплексы доступных возрасту, технически несложных упражнений, не требующих страховки или помощи. В этом случае занимающиеся, не отвлекаясь на задачу овладения сложной техникой, получают возможность сосредоточиться на развитии физических качеств.

Правило повторности и цикличности требует, чтобы комплексы упражнений повторялись без изменений в течение 4—6 занятий (после чего они могут частично или полностью изменяться).

Упражнения круговой тренировки при методически правильном использовании являются достаточно сильным стимулом адаптации. Под действием круговой тренировки в организме занимающегося наступают значительные функциональные сдвиги.

Таким образом, круговая тренировка должна строиться с учетом особенностей протекания адаптационных процессов под влиянием тренировочных нагрузок. Одна из них заключается в том, что при неизменной тренировочной нагрузке в круговой тренировке адаптация проявляет тенденцию к угасанию по мере воздействия нагрузки. Для активизации адаптационности процессов, приводящих к повышению уровня функциональных возможностей, необходимо увеличивать воздействие нагрузки. Это увеличение не должно вызвать срыв адаптационных возможностей организма занимающихся. Средствами увеличения воздействия тренировочной нагрузки являются повышение ее объема и интенсивности [Гуревич 1985].

Для повышения эффективности физической подготовки баскетболистов нами было разработано три комплекса упражнений круговой тренировки. В каждый комплекс входило по десять упражнений.

Первый комплекс направлен на развитие у баскетболистов собственно силовых способностей; второй - на развитие скоростно-силовых качеств, и в частности прыгучести; третий - на повышение функциональных возможностей баскетболистов.

При использовании комплексов упражнений круговой тренировки мы исходили из особенностей периода и этапа учебно-тренировочного процесса баскетболистов, занимающихся в спортивной секции высшего учебного заведения.

Первый и второй комплексы упражнений круговой тренировки применялись начиная с подготовительного периода первого макроцикла. В нем наблюдалась тенденция к нарастанию объема и интенсивности нагрузки, с преимущественным ростом

Воронцов Н. Д., Павлов П. В., Железняков А. Г. Применение метода круговой тренировки в физической подготовке баскетболистов спортивной секции вуза

объема. Чем равномернее нарастает нагрузка и, соответственно, равномернее повышается тренированность в этот период, тем выше гарантия сохранения устойчивой спортивной формы в соревновательный период.

Начальное тестирование физической подготовленности баскетболистов показало, что испытуемые, входящие в контрольную и экспериментальную группы, не имели достоверных различий по величине среднего результата во всех тестах (табл. 1).

Таблица 1

Показатели физической подготовленности баскетболистов на начало проведения педагогического эксперимента

Показатели Контрольные упражнения Контрольная группа (п = 12) Экспериментальная группа (п = 12) Р

Бег на 20 м (с) 3,32 ± 0,22 3,34 ± 0,24 >0,05

Прыжок вверх с места (см) 53,1 ± 2,4 53,3 ± 2,7 >0,05

Челночный бег 2х40 с (м) 417 ± 7,0 419 ± 7,4 >0,05

Метание набивного мяча (2 кг) стоя (см) 1354± 38 1362± 36 >0,05

После проведения педагогического эксперимента и итогового тестирования было выявлено, что в обеих группах произошли положительные сдвиги в результатах физической подготовленности (табл. 2). Однако сравнительный анализ прироста результатов за период эксперимента показал, что более значительным был сдвиг у баскетболистов экспериментальной группы.

Таблица 2

Показатели физической подготовленности баскетболистов на окончание педагогического эксперимента ___

Показатели Контрольные упражнения Контрольная группа (п = 12) Экспериментальная группа (п = 12) Р

Бег на 20 м (с) 3,26 ± 0,24 3,17 ± 0,23 <0,05

Прыжок вверх с места (см) 54,6 ± 2,2 57,4 ± 2,4 <0,05

Челночный бег 2х40 с(м) 436 ± 7,2 458 ± 7,0 <0,05

Метание набивного мяча (2 кг) стоя (см) 1412± 36 1576± 32 <0,05

Наибольшая динамика в результатах баскетболистов экспериментальной группы произошла в метании набивного мяча из-за головы (с 1362 до 1576 см), где прирост составил 214 см, или 15,7%, у баскетболистов контрольной группы в этом тесте результат вырос на 58 см (с 1354 до 1412 см), или на 4,3% (рис. 1).

Это объясняется тем, что на силовые способности баскетболистов экспериментальной группы оказывалось специализированное воздействие упражнениями круговой тренировки, а на баскетболистов контрольной группы - общее воздействие.

Существенно улучшился средний результат в экспериментальной группе по сравнению с контрольной в тестах «Челночный бег 2х40 с» и «Прыжок вверх с места», где в первом испытании повышение среднего результата зафиксировано с 419 до 458 м (рис. 2), что составило 9,3%, в контрольной группе средний результат улучшился с 417 до 436 м, или на 4,6%.

В прыжке вверх с места наблюдается повышение среднего результата в экспериментальной группе с 53,3 до 57,4 см, или на 7,7%, в контрольной группе с 53,1 до 54,6 см, или на 2,8%.

По окончании опытной работы у баскетболистов экспериментальной группы также было зафиксировано достоверное улучшение среднего результата в тесте «Бег 20 м», а именно с 3,34 до 3,17 с, или на 5,1%; в контрольной группе он улучшился с 3,32 до 3,26 с, или на 1,8%.

Таким образом, в результате сравнительного анализа полученных данных можно сделать вывод о том, что баскетболисты экспериментальной группы имеют более высокий уровень физической подготовленности, чем их сверстники из контрольной группы. Это подтверждает эффективность комплексов упражнений, которые применялись по методу круговой тренировки в учебно-тренировочном процессе баскетболистов экспериментальной группы.

Библиографический список

Астанин М.В. Индивидуальные факторы физической подготовленности баскетболистов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2009. № 11 (57). С. 9-13.

Вавилов А.Л. Об индивидуальной подготовленности игроков студенческой баскетбольной команды // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2007. №11 (33). С. 11-14.

Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. Минск: Высш. школа, 1985. 256 с.

Елевич С.Н. Физическая подготовка баскетболистов высокой квалификации и способы ее оценивания. СПб.: Олимп-СПб, 2008. 100 с.

Кряж B.n. Круговая тренировка в физическом воспитании студентов. М.: Высш. школа, 1982. 120 с.

Лисица А.В. Характеристика соревновательной деятельности юных баскетболистов различных игровых амплуа // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2008. № 11 (45). С. 52-55.

Локтев С.А., Шпитальный В.Б. Основы круговой тренировки: метод.рекомендации. Краснодар, 2005. 45 с.

Родин А.В., Губа Д.В. Баскетбол в университете: Теоретическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2009. 168 с.

Специальная физическая подготовка баскетболистов (этап становления спортивного мастерства): метод. рекомендации / H.A. Катулин, А.Б. Мацак, A.B. Родионов. М., 1994. 50 с.

Травин Ю.Г., Кондратьев Б.Н. Круговая тренировка в общей, всесторонней тренировке: учеб. пособие. М.: РГАФК, 1993. 46 с.

Хромаев З.М. Развитие физических качеств баскетболистов. Киев, 2006. 112 с.

Яхонтов Е.Р. Физическая подготовка баскетболистов: учеб. пособие. 4-е изд., стер. СПб.: Олимп-СПб, 2008. 134 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.