Научная статья на тему 'Значение выездных практик в формировании профессиональных и коммуникативных навыков студентов'

Значение выездных практик в формировании профессиональных и коммуникативных навыков студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATIONAL PRACTICE / PROFESSIONAL SKILLS / COMMUNICATION SKILLS / RESEARCH ON PHYSICS AND GEOGRAPHY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьева Ольга Владимировна, Ибрагимова Сакиня Абдулловна

В статье выявляется значение учебных выездных практик по географическим дисциплинам, включенных в учебные планы по направлениям подготовки и профилям, реализуемым на естественно-географическом факультете Самарского государственного социально-педагогического университета, в формировании профессиональных и коммуникативных навыков студентов. В частности, указана их роль в расширении и углублении знаний студентов, развитии навыков сбора фактической информации, ее анализа и обобщения. Кроме того, показано применение студентами в ходе данных практик таких методов исследований, как сравнение, описание и картографический метод, а также возможности использования полученных в ходе практики данных в качестве основы студенческих научно-исследовательских работ. Особое внимание в статье уделено выявлению роли выездных практик в формировании коммуникативных навыков студентов. Данный факт был подтвержден в ходе проведенного авторами исследования психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру), в основе которого лежит метод семантического дифференциала. Анализ его результатов показал общее улучшение психологической атмосферы в студенческой группе, что, по нашему мнению, объясняется как коллективной работой в ходе выполнения заданий, так и совместным бытом и досугом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьева Ольга Владимировна, Ибрагимова Сакиня Абдулловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Field practice in the development of students’ professional and communicative skills

This article discusses the importance of educational field practice on geographic disciplines included in the curriculum in areas of training and the profiles implemented at the Faculty of Natural Science and Geography, Samara State University of Social Sciences and Education, in developing professional and communication skills of students. It focuses on their importance for broadening and providing profound knowledge, sharpening evidence-gathering skills, analyzing and summarizing the information. In addition, it shows the way the students apply research methods comparison, description and mapping, as well as use the data obtained as the basis for their research projects. Special attention is paid to identifying the role of the practice in thedevelopment of students’ communicative skills. This was confirmed when studying the psychological atmosphere in the team by employing Fidler’s method which is based on the method of semantic differential. The results proved the improvement of the psychological atmosphere within the student group, which comes from collaborative work and leisure time.

Текст научной работы на тему «Значение выездных практик в формировании профессиональных и коммуникативных навыков студентов»

УДК 372.891

ЗНАЧЕНИЕ ВЫЕЗДНЫХ ПРАКТИК В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ

FIELD PRACTICE IN THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' PROFESSIONAL AND COMMUNICATIVE SKILLS

© 2016

О.В. Воробьева, С.А. Ибрагимова Самарский государственный социально-педагогический университет

(Россия, Самара)

O.V. Vorobeva, S.A. Ibrahimova Samara State University of Social Sciences and Education (Russia, Samara)

В статье выявляется значение учебных выездных практик по географическим дисциплинам, включенных в учебные планы по направлениям подготовки и профилям, реализуемым на естественно -географическом факультете Самарского государственного социально-педагогического университета, в формировании профессиональных и коммуникативных навыков студентов. В частности, указана их роль в расширении и углублении знаний студентов, развитии навыков сбора фактической информации, ее анализа и обобщения. Кроме того, показано применение студентами в ходе данных практик таких методов исследований, как сравнение, описание и картографический метод, а также возможности использования полученных в ходе практики данных в качестве основы студенческих научно -исследовательских работ. Особое внимание в статье уделено выявлению роли выездных практик в формировании коммуникативных навыков студентов. Данный факт был подтвержден в ходе проведенного авторами исследования психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру), в основе которого лежит метод семантического дифференциала. Анализ его результатов показал общее улучшение психологической атмосферы в студенческой группе, что, по нашему мнению, объясняется как коллективной работой в ходе выполнения заданий, так и совместным бытом и досугом.

This article discusses the importance of educational field practice on geographic disciplines included in the curriculum in areas of training and the profiles implemented at the Faculty of Natural Science and Geography, Samara State University of Social Sciences and Education, in developing professional and communication skills of students. It focuses on their importance for broadening and providing profound knowledge, sharpening evidence-gathering skills, analyzing and summarizing the information. In addition, it shows the way the students apply research methods - comparison, description and mapping, as well as use the data obtained as the basis for their research projects. Special attention is paid to identifying the role of the practice in thedevelopment of students' communicative skills. This was confirmed when studying the psychological atmosphere in the team by employing Fidler's method which is based on the method of semantic differential. The results proved the improvement of the psychological atmosphere within the student group, which comes from collaborative work and leisure time.

Ключевые слова: учебный процесс; учебная практика; профессиональные навыки; коммуникативные навыки; физико-географические исследования.

Keywords: educational process; educational practice; professional skills; communication skills; research on Physics and Geography.

В настоящее время предъявляются особые требования к качеству подготовки выпускников высших учебных заведений. Особую значимость приобретают способности и качества личности, которые формируются в ходе образовательного процесса. Причем уровень подготовки выпускников вузов зависит как от степени усвоения ими изучаемых дисциплин, так и от уровня сформированности у них це-

лостного мировоззрения и творческого мышления, которые помогут быть востребованными на современном рынке труда. Поэтому учебный процесс в вузах необходимо ориентировать на три цели: накопление информационной базы, развитие творческого мышления и формирование практических навыков (профессионализма) [1]. При этом необходимо заметить, что профессиональные навыки под-

разумевают способность и умение применять в повседневной служебной деятельности теоретические знания в соответствии с уровнем профессионального образования [2].

Немаловажным является и формирование в ходе образовательного процесса коммуникативных навыков как способности человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию. Эти навыки нужны не только в тех видах деятельности, в которых основным методом работы является общение (например, в педагогике), но и в других, так как общение является основой как психологического удовлетворения, так и социальной реализации [3].

Одной из отличительных особенностей обучения в вузах по ФГОС является его выраженный компетентностный характер, который подразумевает способность применять знания, умения и личностные качества в дальнейшей профессиональной деятельности в той или иной области [4]. Компетенции, являясь более высоким уровнем обобщения знаний, умений и навыков, помогают им проявиться в незнакомой ситуации. Они служат основой взаимосвязей, существующих между знанием и действием в личностной практике, т.е. дают возможность найти знание и действие, подходящие для решения той или иной проблемы. В отличие от других результатов образования, компетенции формируются и реализуются только в опыте собственной деятельности [5]. Поэтому в настоящее время практика является одной из важнейших составляющих профессиональной подготовки бакалавров любого профиля.

В учебные планы по направлениям подготовки и профилям, реализуемым на естественно-географическом факультете Самарского государственного социально-педагогического университета, включены разные виды практик: учебная, учебная (научно-исследовательская), производственная (педагогическая), производственная (в области культурно-просвети-

тельской деятельности). Особое место среди них занимают учебные практики по географическим дисциплинам, так как они носят выездной характер и проводятся в полевых условиях [6].

Практики, проводимые в полевых условиях, являются обязательным компонентом учебного процесса в вузах естественнонаучного направления. Они способствуют расширению и углублению знаний студентов, полученных ими при изучении теоретических дисциплин, формируют экологическое мировоззрение и эстетические чувства, наглядно знакомят с природными явлениями и их взаимосвязями, развивают навыки сбора фактической информации, ее анализа и обобщения [7].

Формированию профессиональных навыков студентов в ходе полевых практик способствует широкое применение ими таких методов исследований, как сравнение, описание и картографический метод.

Сравнительный метод позволяет выявить характерные черты различия природных комплексов. «Сравнение способствует выделению из потока географической информации особенного и потому главного» [8, с. 48]. Обнаружение различия и сходства в природно-территориаль-ных комплексах способствует выявлению генетических связей природных объектов. Данный метод лежит в основе любой классификации природно-территориаль-ных комплексов, природных явлений и процессов, происходящих в географической оболочке.

Описательный метод являлся основным в исследованиях многих великих деятелей науки конца XIX - XX в., например, Ю.М. Шокальского, В.И. Вернадского, Л.С. Берга, Б.Б. Полынова, А.Г. Исаченко, Ф.Н. Милькова и др. На его основе составляется характеристика территории, появляется возможность систематизации, строятся теории и объяснения, т.е. достигается теоретическое обобщение результатов ранее проведенных исследований,

включая выводы ученых разных поколений [9, с. 3]. Один из известных географов, Д. Харвей, считает, что «познавательное описание может варьировать в широких пределах - от простых первичных наблюдений до утверждений как следствия утонченного, теоретически осмысленного описания» [10, с. 77]. Безусловно, географические исследования, их описание и систематизация составляют основу географического знания. Подтверждением данных высказываний служит утверждение американского ученого географа К. Зауэра о том, что «география - это, прежде всего, знание, обретенное путем наблюдения, <...> человек, отражая и переосмысливая, упорядочивает объекты внешнего мира, которые он наблюдает, и <.. > из результатов личного опыта приходит сравнение и обобщение» [11, с. 400]. В настоящее время все большее значение приобретает комплексное описание элементарных природно-терри-ториальных комплексов разного размера и ранга.

Любое географическое исследование опирается на картографический метод, который способствует более полному, наглядному и лаконичному представлению природно-территориальных комплексов. Почти всякое географическое исследование производится с использованием карт и завершается их составлением; карты насыщаются новым, обогащенным содержанием [12, с. 3].

Данные, полученные в ходе учебных практик, служат основой научно-исследовательских работ, результаты которых заслушиваются на ежегодных студенческих научно-практических конференциях.

В соответствии с общепринятой методикой полевых исследований в ходе практики выделяется три этапа: подготовительный, полевой и камеральный.

Первый из них включает знакомство с литературой и картографическим материалом, характеризующими территорию проведения практики, инструктаж по технике безопасности, подготовку оборудования и снаряжения, необходимого в ходе полевой практики, и т.д. В этот период

студенты делятся на бригады, в каждой из которых выбирается бригадир, координирующий работу группы в зависимости от задач практики.

Уже более десяти лет местом проведения этого этапа практики студентов естественно-географического факультета СГСПУ являются окрестности хутора Гремячий Сызранского района Самарской области [13]. На данной территории сформировались уникальные для южной границы лесостепной зоны Европейской части России ландшафтные комплексы. Например, лесной массив Рачейский бор, имеющий площадь более 10 тыс. га. Кварталы №88-99 Рачейского лесничества Ра-чейского лесхоза общей площадью 10951 га выделены в качестве памятника природы [14].

В период полевых исследований, в зависимости от конкретных задач практики, студенты проводят азимутальную и маршрутную съемку местности; определяют непосредственные точки и «ключевые» участки описаний; наблюдают за микроклиматическими особенностями района практики и изучают различные природные объекты: геологические обнажения, выходы подземных вод, малые реки и другие водоемы, балки, овраги; собирают данные, характеризующие особенности использования земель и состояние природно-антропогенных комплексов [7].

Кроме того, студенты знакомятся с памятниками природы республиканского значения Рачейская тайга и Малоусинские нагорные сосняки и дубравы, посещают Рачейские скалы, Семиключье и истоки реки Усы, Моховое и Журавлиное болото и т.д. [15].

Ежедневные камеральные работы включают в себя анализ результатов исследования, картирование, вычерчивание профилей, составление стратиграфической колонки изучаемого обнажения, построение графиков и диаграмм по метеорологическим показателям и т.п.

Большое значение в формировании профессиональных навыков студентов-экологов играет учебная практика по ландшафтоведению, так как она предполагает комплексное изучение природы, что особенно значимо для организации научно-исследовательской работы. В ходе

нее изучаются простейшие природно-территориальные комплексы (фации, группы фаций и урочища), расположенные в Рачейском бору Сызранского района Самарской области, а также в пределах урочища Гремячий. Проведение выездной практики на одной и той же территории в течение достаточно длительного времени позволяет установить определенную динамику их изменений.

В камеральный период осуществляется окончательная обработка полевого материала и написание отчета. Несмотря на то, что каждый студент имеет индивидуальное задание, являющееся его составной частью (глава, раздел, карта, профиль, разрез и т.п.), отчет является целостным документом и содержит общие выводы, сформулированные на основе современных видов географических описаний (комплексных, проблемных и целевых). К нему прилагается фактический материал: полевые дневники, бланки описания, образцы горных пород и почв, рабочие варианты карт, профилей, фотографии исследуемых природных объектов и т.п.

Необходимо заметить, что особенностью учебных практик является коллективное выполнение заданий, когда результат зависит от умения каждого студента работать в группе. Например, топографическая съемка местности проводится при одновременном использовании нескольких геодезических приборов и инструментов, а значит, невозможна без участия всех членов бригады. От их совместных действий зависит как выполнение конкретного задания, так и оценка за практику каждого студента.

В условиях выездной учебной практики наличие коммуникативных навыков становится более значимым. Многие студенты впервые должны самостоятельно не только обеспечивать свой досуг, но и обустраиваться в бытовом плане. Круглосуточно находясь на территории проведения практики, студенты не только совместно выполняют задания преподавателей, но и участвуют в культурно-массовых и спортивных мероприятиях, в хозяйственных работах. В данном случае, с одной стороны, от способности каждого члена бригады работать в группе во многом зависит безопасность жизни и здоровья всего коллек-

тива, с другой, безусловно, идет формирование коммуникативных навыков членов студенческого коллектива.

Для того чтобы изучить, как влияют выездные учебные практики на межличностные отношения в группах студентов, нами было проведено исследование, в котором участвовало две группы студентов, выезжающих на учебную практику в июне 2015 г. Все участники исследования тестировались дважды: до проведения практики и после нее. При этом использовалась методика оценки психологической атмосферы в коллективе по А.Ф. Фидле-ру, в основе которой лежит метод семантического дифференциала [16]. Она дает достаточно достоверные результаты, так как может быть использована анонимно.

Результаты проведенного нами исследования оказались следующими. Перед выездной практикой наиболее низкие баллы (3,4) имели состояния «занимательность - скука» и «согласие - несогласие». По 3,5 балла получили групповые состояния «увлеченность - равнодушие», «удовлетворенность - неудовлетворенность». Это, на наш взгляд, говорит о слабой сформированности студенческого коллектива, об отсутствии у его членов общих целей и дел.

После прохождения практики увеличилось количество баллов у таких состояний, как «согласие», «удовлетворенность», «увлеченность», «теплота», «успешность» и «взаимоподдержка». Наибольшая разница в баллах по результатам обоих тестирований выявлена для состояния «сотрудничество», что, по нашему мнению, было обусловлено коллективной работой в ходе выполнения заданий и совместным бытом и досугом.

Таким образом, учебные практики по географическим дисциплинам дополняют, конкретизируют и углубляют теоретические знания студентов. Так как в их ходе предусмотрено изучение как отдельных компонентов природы, так и их взаимосвязей, учебные практики имеют большое значение в формировании у студентов целостного представления об окружающем мире. Это, в свою очередь, служит основой для привлечения студентов к исследовательской деятельности, к изучению различных природных компонентов,

ознакомлению с планированием и организацией, этапами и видами географических исследований, т.е. развивает их профессиональные навыки. Кроме того, учебные

практики (особенно носящие выездной характер) положительно влияют на формирование коммуникативных навыков у членов студенческого коллектива.

•к -к -к

1. Даньшина В.В. Управление формированием профессиональных навыков у студентов // Успехи современного естествознания 2004. №8. С. 86-87. URL: http://www.natural-sciences.ru/-ru/article/view?id=13290 (дата обращения 5.06.2016).

2. Академик : словари и энциклопедии на Академике. URL: http://official.academic.ru/-20222/ (дата обращения 5.06.2016).

3. Коммуникативные навыки: что это такое и зачем они нужны? URL: http://fb.ru/article/37946/kommunikativnyie-navyiki-chto-eto-takoe-i-zachem-oni-nujnyi (дата обращения 5.06.2016).

4. Актуальные вопросы перехода российской высшей школы на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения : учеб.-метод. пос. / сост. О.А. Коря-ковцева, Л.В. Плуженская, И.Ю. Тарханова. URL: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met156/-node6.html (дата обращения 5.06.2016).

5. Некоторые аспекты реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования / Л.М. Бронникова [и др.] // Фундаментальные исследования. 2012. №11-5. С. 1089-1094. URL: http://www.fundamentalresearch.ru/ru/artic-le/view?id=30710 (дата обращения 5.06.2016).

6. Ибрагимова С.А. Роль полевых практик в географическом образовании студентов // Эколого-географические проблемы регионов России : мат-лы III всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвященной 75-летию кафедры географии ПГСГА. Самара : ПГСГА, 2012. С.427-431.

7. Атеева Ю.А., Орлова А.Г. Роль полевых практик в формировании студенческого коллектива // Психология в России и за рубежом : мат-лы междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, октябрь 2011). СПб : Реноме, 2011. С. 35-37.

8. Марков К.К. Воспоминания и размышления географа. М. : МГУ, 1973. 115 с.

9. Дьяконов К.Н., Касимов Н.С., Тикунов В.С. Современные методы географических исследований. М. : Мысль, 1996. 184 с.

10. Харвей Д. Научное объяснение в географии. М. : Прогресс, 1974. 504 с.

11. Sauer C.O. Land and life, edited by Leighley J. B. 1963, Berkeley.

12. Пашканг К.В. Практикум по общему землеведению. Изд. 5-е. Смоленск : Смоленский гуманит. ун-т, 2000. 224 с.

13. Ибрагимова С.А., Воробьева О.В. Окрестности хутора Гремячий Сызранского района Самарской области как объект изучения в рамках комплексной полевой ландшафтной практики // Эколого-географические проблемы регионов России : мат-лы. II всерос. науч.-практ. конф., посвященной 100-летию ПГСГА. Самара : ПГСГА, 2011. С. 225-227.

14. «Зеленая книга» Поволжья: Охраняемые природные территории Самарской области / сост. А.С. Захаров, М.С. Горелов. Самара : Кн. изд-во, 1995. 352 с.

15. Памятники природы Куйбышевской области / сост. В.И. Матвеев, М.С. Горелов. Куйбышев : Кн. изд-во, 1986. 157 с.

16. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру) // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Институт психотерапии, 2002. C. 190-191.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.