Научная статья на тему 'Образовательные возможности туризма (на материале экскурсий по Рачейскому бору и его окрестностям)'

Образовательные возможности туризма (на материале экскурсий по Рачейскому бору и его окрестностям) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
82
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ ТУРИЗМ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ / ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРИРОДНЫЙ ТУРИЗМ / РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРИРОДНЫЙ ОБЪЕКТ / ПАМЯТНИК ПРИРОДЫ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ / ПЕШИЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОХОД / TOURISM / EDUCATIONAL TOURISM / ACTIVE AND PASSIVE TOURISM / COGNITIVE TOURISM / COGNITIVE NEEDS / COGNITIVE AND CULTURAL TOURISM / COGNITIVE / NATURE-BASED TOURISM / RECREATIONAL POTENTIAL / NATURAL OBJECT / NATURAL SIGHT / TOURIST ROUTE / HIKING

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ибрагимова Сакиня Абдулловна, Воробьева Ольга Владимировна

В статье анализируются образовательные возможности туризма на материале экскурсий по природному памятнику Самарской области Рачейскому бору и его окрестностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Ибрагимова Сакиня Абдулловна, Воробьева Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational value of tourism (as exemplified in the tours around Racheika Forest and its neighbourhood)

The article deals with educational value of tourism as exemplified in the excursions around the natural place of interest of the Samara Region Racheika Forest and its neighbourhood.

Текст научной работы на тему «Образовательные возможности туризма (на материале экскурсий по Рачейскому бору и его окрестностям)»

УДК 372.891

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТУРИЗМА (НА МАТЕРИАЛЕ ЭКСКУРСИЙ ПО РАЧЕЙСКОМУ БОРУ И ЕГО ОКРЕСТНОСТЯМ)

EDUCATIONAL VALUE OF TOURISM (AS EXEMPLIFIED IN THE TOURS AROUND RACHEIKA FOREST AND ITS NEIGHBOURHOOD)

© 2017

С.А. Ибрагимова, О.В. Воробьева Самарский государственный социально-педагогический университет

(Россия, Самара)

S.A. Ibrahimova, O.V. Vorobeva Samara State University of Social Sciences and Education (Russia, Samara)

В статье анализируются образовательные возможности туризма на материале экскурсий по природному памятнику Самарской области Рачейскому бору и его окрестностям.

The article deals with educational value of tourism as exemplified in the excursions around the natural place of interest of the Samara Region - Racheika Forest and its neighbourhood.

Ключевые слова: туризм; образовательный туризм; активный и пассивный туризм; познавательный туризм; познавательные потребности; познавательно-культурный туризм, познавательно-природный туризм; рекреационный потенциал; природный объект; памятник природы; туристический маршрут; пеший туристический поход.

Keywords: tourism; educational tourism; active and passive tourism; cognitive tourism; cognitive needs; cognitive and cultural tourism; cognitive, nature-based tourism; recreational potential; natural object; natural sight; tourist route; hiking.

Понятие «турист» появилось в первой половине XIX в. Под ним подразумевали того, «кто путешествует из любопытства или для того, чтобы убить время». Через два столетия туризм превратился в стиль жизни, фактор карьерного роста и приобретения опыта.

Туризм - путешествие граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы постоянного места жительства с любой целью (лечебно-оздоровительной, рекреационной, познавательной, физкультурно-спортивной, профессионально-деловой, религиозной), кроме заработка и смены постоянного места жительства, а также удовлетворение общественных потребностей (рекреационных, деловых, политических, образовательных и др.), связанных с необходимостью перемещения в пространстве масс людей [1].

В настоящее время ряд авторов (Т.М. Ковалева, Н.В. Рыбалкина) рассматривают туризм как один из педагогиче-

ских факторов, указывая тем самым на его образовательные возможности [2]. При этом туризм считается мощным инструментом воспитания, просвещения и эмпирического образования.

Согласно классификации видов туризма, предлагаемой Федеральным агентством по туризму РФ, образовательный туризм - это поездки для получения образования (общего, специального, дополнительного), для повышения квалификации (в форме курсов, стажировок, аспирантуры) [3].

Инструментами образовательного туризма являются экскурсии и походы, в ходе которых проводится учебно-исследовательская работа, включающая теоретическую подготовку, сбор материала и аттестацию результата: тест, выступление, сочинение, фоторепортаж.

Образовательный туризм может ре-ализовываться в активной и пассивной формах. Активный туризм - это форма

туризма, связанная с активными способами передвижения по маршруту в целях физического, интеллектуального и морального отдыха и развития. Подготовка к туристской деятельности включает в себя процесс формирования системы знаний, умений, навыков, необходимых для занятий активным туризмом, который заключается в повышении уровня подготовленности туристов к преодолению естественных препятствий в условиях активных туристских путешествий и соревнований по туристскому многоборью [4].

Пассивный туризм подразумевает более спокойную и менее напряженную в смысле физических нагрузок программу путешествия. Он подходит лицам, более склонным к размеренному отдыху [5; 6].

На сегодняшний день активный туризм становится все более популярным среди широких слоев населения, так как дает возможность частично или полностью устранить неблагоприятные последствия урбанизации и интенсивной профессиональной деятельности в различных сферах экономики, результатом которых являются нервно-эмоциональные перегрузки, избыточное нерациональное питание и т.д. Активный туризм способствует повышению трудоспособности населения и снижает уровень заболеваемости [7].

Одной из основных задач активного туризма является интеллектуальное развитие, так как люди, выбирающие такую форму туризма, нацелены на получение максимального количества впечатлений и удовлетворение своих познавательных потребностей. Именно поэтому, на наш взгляд, туристская деятельность является важнейшим звеном системы обучения и воспитания в вузах [8; 9]. Туристская деятельность помогает педагогам в организации учебно-познавательной деятельности студентов и в формировании их жизненного опыта, а также в реализации процесса воспитания (физического, нравственного, эстетического, трудового) [10; 11].

Образовательный туризм предполагает посещение интересных мест, а также получение информации о них. Он способствует развитию и восстановлению духовных функций человека, так как формирует впечатления под влиянием информации от посещаемых природных, исторических, культурных, этнических и других объектов [12; 13, с. 158].

Самарская область открывает широкие возможности для организации познавательного и образовательного туризма. Ее природные условия и ресурсы достаточно благоприятны и отличаются большим разнообразием, что непосредственно связано с физико-географическим положением [14, с. 35-47]. На территории области располагается много объектов, способных привлечь туристов, интересующихся природой родного края. Одним из них является Рачейский бор, расположенный в Сызранском муниципальном районе Самарской области.

Добраться до него можно по широкой асфальтовой дороге, которая проходит через село Смолькино, расположенное на 12 км северо-восточнее села Старая Рачейка. Смолькино заслуживает отдельного внимания туристов.

Название селу дал древний промысел - смоловарение. И сейчас на многих стволах в лесу видны конусообразные насечки. С этих сосен собиралась живица - смола, которая в специальных смоловарнях подвергалась сухой перегонке («курилась», как тогда говорили). В результате из нее получали деготь, канифоль, скипидар и многое другое.

Село располагается в пределах Ра-чейского лесничества. Оно охватывает верховья бассейнов рек Крымза, Тишерек и Уса. Небольшой по территории участок Самарской области в пределах Рачейского лесничества общей площадью 1297 га вместил в себя большое количество уникальных объектов природы, представляющих интерес как для специалистов по геоморфологии, гидрологии, ботанике и географии, так и для простых людей, интересующихся природой своего края [15, с. 12-15].

Рачейский бор и его окрестности считаются одним из интереснейших в познавательном плане и привлекательных в эстетическом отношении уголков Самарской области.

С точки зрения географической науки эта местность представляет собой северную часть Приволжской возвышенности, которая появилась на юго-востоке Русской равнины благодаря молодому горному образованию - Жигулевской дислокации (ее возраст - около 15 милли-

онов лет). Поверхность рассматриваемого нами района представляет собой возвышенную равнину, расчлененную долинами рек, балками и оврагами. В пределах водоразделов отчетливо выражены две ступени рельефа. Ступенчатый рельеф образовался под влиянием тектонических движений, денудационных процессов и трансгрессий палеогеновых морей, имевших различный базис эрозии [16].

Местные ландшафты поражают туристов редкой красотой окрестных пейзажей, лабиринтами своего рельефа, горными уступами, скалами и каменными россыпями. Именно в этой возвышенной местности и раскинулся Рачейский бор, который ныне считается одним из самых красивых уголков природы Самарской области.

На этом участке волжского правобережья тесно соседствуют друг с другом горные ландшафты, которые в значительной степени еще хранят первозданный облик, полученный ими от природы. Из-резанность местности, необычные сообщества флоры и фауны, сочетания меловых и палеогеновых пород создали здесь значительное разнообразие почв и растительных группировок.

Вековые посадки сосны и естественные растительные сообщества, скалы-останцы, геологические обнажения делают бор привлекательным не только для туристов. Он интересен и для ученых. Дело в том, что Рачейский бор, этот своеобразный лесной комплекс с мшистыми сосняками, черничниками, клюквенными болотами и другими чертами северного леса, - явление довольно необычное для южной границы лесостепной зоны [17, с. 11-14].

В двух километрах к востоку от села Смолькино располагается нежилой хутор Гремячий. Местное население так трактует название хутора: «Если прислушаться в ночной тишине, то вы услышите, как река Уса «гремит» на небольших перекатах и водопадах, неся по песчано-галечному дну свои воды в низовья». В этом может убедиться каждый, кто хоть раз побывал здесь. Тихими летними ночами слышно, как водный поток Усы бежит, «гремя», по своему руслу, как бы торопясь встретиться с Волгой. Местность около хутора Гре-

мячий завораживает своей красотой. Уса служит границей между двумя типами ландшафтов. Левая часть ее долины представляет собой плоско-волнистую равнину, покрытую летом белым ковром тысячелистника, уходящую вдаль на несколько километров и ограниченную зеленой полосой леса. А правая часть долины представлена у русла неширокой полосой песчаного склона с редкоствольным сосновым лесом, резко переходящей в высокий борт долины, где расположились песчаные валуны. Местные жители называют эту местность Рачейскими Альпами.

Тот, кто хочет увидеть истинную красоту бора, должен подняться на Гре-мячинскую высоту (315 м). Так называют вершину крутого склона в верховьях реки Усы за хутором Гремячий. Отсюда хорошо видны лесные дали, кое-где разрываемые бело-желто-зелеными полями, а также спокойно текущая река Уса. Пройдя зону валунов и поднявшись на вершину, вы попадаете на практически ровную пла-тообразную поверхность, густо заросшую кустарниками и лиственными деревьями с отдельными высокими соснами.

Здесь, на Гремячинской высоте, находится немало провалов, щелей и промоин в песчанике, из которого сложен этот участок Приволжской возвышенности. По склону среди камней и скал произрастают бурачок ленский, тимьян обыкновенный, очиток едкий и другие растения каменистых степей. Побывать на Гремячинской высоте одинаково интересно геологу и ботанику, художнику и туристу.

В 54-м квартале Рачейского лесничества, неподалеку от села Смолькино, на территории 111 га находится памятник природы Рачейские скалы. Здесь можно увидеть холм, сложенный огромными плитами из сливного песчаника неогенового возраста, образовавшимися не менее 15-20 миллионов лет назад. Останцовые скалы в Рачейских лесах напоминают развалины древнего города. Останцы и глыбы песчаников образуют природный парк скульптур, валунов и лабиринтов. Встречаются валуны от одного до десятков метров в диаметре. Под влиянием выветривания, временных водных потоков и перепадов температуры плиты постепенно растрескались и превратились в огромные

отдельно лежащие глыбы. Появление каменных останцов и пейзажей стало возможно благодаря тому, что горные массивы сложены довольно рыхлыми породами. Но если они включают плотные участки, то при выветривании обнажаются огромные округлые останцы причудливейших форм, зачастую пронизанные глубокими, а порой сквозными отверстиями.

Не менее интересны места и у истоков Усы, расположенные на расстоянии нескольких километров от хутора Гремя-чий. Река здесь похожа на ручей, который можно перепрыгнуть.

Есть в Рачейском бору места, о которых знают немногие. Это смешанные леса, выросшие по низинам и высохшим болотам. Среди сосен, белоствольных берез, крушины и осочных кочек зеленеют островки грушанки. По красным ягодам и блестящим кожистым листочкам можно узнать бруснику. Низкорослым кустарником растет черника. Данные виды, по мнению ученых, проникли в четвертичный период из приледниковых мест.

Узилово болото расположено недалеко от села Старая Рачейка в квартале №90, выдел №18 Рачейского лесничества. Издали, сквозь стволы сосен, оно напоминает вырубку, возобновившуюся березой. Растительность территории угнетенная. Высота деревьев не превышает 4-5 м. Болото Узилово небольшое по диаметру, но глубину имеет около 20 м. Его поверхность почти сплошь покрыта растительной подушкой - сплавиной, состоящей из переплетения мха-сфагнума, корневищ осоки, отмерших стеблей и корней, являющейся удивительной для наших мест растительностью тундры. Каждую осень на болотных кочках созревают клюква и брусника, основной ареал которых ныне лежит на многие тысячи километров к северу от Среднего Поволжья. Произрастает здесь и осока-пушица, а также хищное растение росянка.

Моховое болото расположено в 66-м и 72-м кварталах Рачейского лесничества. Территория данного памятника природы представляет собой блюдцеобразную впадину шириной около 2 км, окруженную с трех сторон стеной 30-метровых сосен. Южная сторона ее открыта. На дне впадины находится заросшее мощной спла-

виной Моховое болото. Это реликт ледниковой эпохи, сохранившийся на территории нашей области.

Кроме клюквы, на болоте встречаются другие редкие растения: осока лож-носытевая, вейник сероватый, вахта трехлистная, ятрышник Фукса, росянка круглолистная. Кроме этих типично болотных растений, есть и другие виды, которые можно встретить на озерах, в лиманах, вдоль побережья рек области. Это хвощ лесной, жерушник земноводный, сабельник болотный, вербейник кистевидный, тростник обыкновенный. По берегу болота растут козья ива и береза.

Ходить по сплавине опасно - можно провалиться в воду, поэтому местные жители при заготовке мха для хозяйственных нужд прокладывают жерди, которые служат им мостками. Лет 15-20 назад болото имело большую водную поверхность, жители окрестных сел с лодок ставили здесь верши на карасей. Ныне от огромного зеркала сохранились лишь 4-5 небольших озер в юго-восточной части болота. Одно из них, самое большое, имеет ширину 1520 м и длину около 50 м. Все болото имеет округлую форму диаметром около 200 м.

Памятник природы «Семь ключей», или Семиключье, в 1983 году признан памятником природы регионального значения. Общая охраняемая площадь составляет 494,03 га. Семиключье - группа родников, выбивающих по склонам оврага в лесных кварталах №37 и 46 Рачейско-го лесничества. Из одного вершка неглубокого лесного оврага вытекают 7 ключей. Размер вершка небольшой - около 40 м в длину и 20 м в ширину. Вытекающая из родников вода имеет постоянную температуру 5-7°С, слегка мутная, без запаха. Дебит каждого из родников колеблется от 0,1 до 0,4 л/с, а у самого мощного достигает 0,7 л/с. В Семиключье преобладают ольшаники и березняки, травяной покров представлен сердечником горьким, седмичником европейским, майником двулистным, различными папоротниками [15; 17].

На территории Рачейского бора по разным оценкам насчитывается от 30 до 70 памятников природы - живописных горных участков, скал-останцов ледниковой эпохи, гигантских валунов, лесных кварталов с редкими и исчезающими видами растений и животных, болотистых

участков и т.д. К сожалению, далеко не все из этих достопримечательностей в достаточной мере изучены специалистами. На незначительное их число в предусмотренном законом порядке оформлена документация, необходимая для официального признания их памятниками природы.

Более десяти лет Рачейский бор и его окрестности являются местом проведения учебной практики студентов естественно-географического факультета, обучающихся по профилям подготовки «Биология» и «География», «Экология» [18]. С учетом специфики будущей профессии студентов во время данной практики совершаются пешие туристические походы с целью ознакомления с природными особенностями территории. В ходе них студенты под руководством преподавателей овладевают знаниями, умениями и навыками, необходимыми в их дальнейшей профессиональной деятельности [19].

Нашей целью стало выявление образовательных возможностей туристских походов и экскурсий студентов по Рачей-скому бору и его окрестностям.

Изучив природные объекты, находящиеся в окрестностях Рачейского бора, мы предприняли попытку составить путеводитель по данным природным объектам.

На первом этапе работы нами были выявлены природные объекты, наиболее интересные для туристов: Рачейский бор, Рачейская тайга, Семиключье, Моховое и Узилово болота, Рачейские скалы с неповторимыми формами останцов, родники с разной по составу водой. Все эти объекты являются памятниками природы Самарской области.

На втором этапе работы данные природные объекты были нанесены на топографическую карту местности, было указано направление туристического маршрута (рис. 1).

Рис. 1. Топографическая карта окрестностей с. Смолькино

Составление путеводителя по природным объектам Рачейского бора - вклад студентов и преподавателей естественно-географического факультета СГСПУ, обучающихся по профилям подготовки «Биология» и «География», «Экология», в процесс изучения памятников природы Самарской области.

Еще раз подчеркнем, что подобные мероприятия имеют познавательное, развивающее и воспитательное значение, а значит, способствуют формированию всесторонне развитой личности. Внедрение мероприятий образовательного туризма в процесс подготовки студентов естественно-географического факультета Самарского государственного социально-педа-

гогического университета будет способствовать подготовке работоспособного, целеустремленного, инициативного, конкурентоспособного специалиста, способ-

ного безболезненно адаптироваться к меняющимся условиям современного рынка труда.

•к к к

1. Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1996 г. №132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_-doc_LAW_12462/ (дата обращения 23.05.2017).

2. Ковалева Т.М. Образовательное путешествие как модель сетевого обучения, как проект и как фон для рождения проектов. URL: http://setilab.ru/modules/conference/view.article.php/65,-свободный (дата обращения 1.03.2017).

3. Федеральное агентство по туризму (Министерство культуры РФ). URL: http://www.russiatourism.ru/ (дата обращения 1.03.2017).

4. Специальные виды туристской деятельности: профессионально-прикладной туризм в физической культуре студентов : учеб. для студ. вузов, обуч.-ся по спец. 080502 «Экономика и управление на предприятии туризма» / [авт. коллектив: Григорьев В.И. и др.1; под ред. Ю.Н. Федотова, Е.И. Богданова; Балтийская акад. туризма и предпринимательства, Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 2010. - 505 с.

5. Кугушева А.Н. Исследование потребительских предпочтений в сфере активного туризма. Проблемы практического менеджмента и маркетинга в сфере сервиса : матер. всерос. науч.-практ. конф. РГУТиС: Институт сервиса, г. Москва (филиал). Вып. 12. М. : Ваш полиграфический партнер, 2011. С. 80-85.

6. Зорин И.В., Зорин А.И. Азбука для туроператора // Актуальные проблемы туризма'99. Целевая программа «Дорогой освобождения» : сб. докл. и тез. науч.-практ. конф., г. Можайск, 15 декабря 1999 г. М. : Турист, 1999. С. 27-58.

7. Концепция развития спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации на период до 2010 г. // Русский турист. 2001. Вып. 7. С. 24-38.

8. Бурдейкин М.А. Отдых в России и за рубежом : учеб. пос. М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010.

207 с.

9. Эйтингон А.И., Дроздов А.В. Структура экологического и медико-санитарного описания территории, вовлекаемой в туристское освоение // Актуальные проблемы туризма'99. Перспективы развития туризма в южном Подмосковье : сб. докл. и тез. сообщений науч.-практ. конф., 27 апреля 1999 г. М. : РМАТ, 1999, С. 79-82.

10. Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации : аналитич. записка / под ред. М.Б. Биржакова и В.И. Никифорова. СПб. : Невский Фонд, 2004. 82 с.

11. Молодежный туризм в России. URL: http://mt.moy.su/ (дата обращения 22.05.2017).

12. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма : учеб. пос. М. : Финансы и статистика, 1999. С.98-109.

13. Биржаков М.Б. Введение в туризм. М. ; СПб. : Невский фонд, 2002. 320 с.

14. Географическое краеведение Самарской области : учеб. пос. для студ. и учителей : В 2 ч. Ч. 1. История и природа / под ред. М.Н. Барановой. Самара : СГПУ, 2009. 108 с.

15. Памятники природы Куйбышевской области / сост. В.И. Матвеев, М.С. Горелов. Куйбышев : Кн. изд-во, 1986. 157 с.

16. Смирнов Ю.Н., Дубман Э.Л., Барашков В.Ф., Артамонова Л.М. Самарская Лука в XVI -начале XX в. : учеб. пос. / под общ. ред. П.С. Кабытова. Самара : Самар. ун-т, 1995. С. 87-92.

17. «Зеленая книга» Поволжья: Охраняемые природные территории Самарской области / сост. А.С. Захаров, М.С. Горелов. Самара : Кн. изд-во, 1995. 352 с.

18. Ибрагимова С.А., Воробьева О.В. Окрестности хутора Гремячий Сызранского района Самарской области как объект изучения в рамках комплексной полевой ландшафтной практики // Эколого-географические проблемы регионов России : матер. II всерос. науч.-практ. конф., по-свящ. 100-летию ПГСГА. Самара : ПГСГА, 2011. С. 225-227.

19. Ибрагимова С.А. Роль полевых практик в географическом образовании студентов // Эколого-географические проблемы регионов России : матер. III всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посв. 75-летию кафедры географии ПГСГА. Самара : ПГСГА, 2012. С.427-431.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.