Научная статья на тему 'Формирование учебных компетенций в процессе объединенной практики студентов направлений "туризм" и "сервис"'

Формирование учебных компетенций в процессе объединенной практики студентов направлений "туризм" и "сервис" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО СЕРВИСУ / УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ЭКСКУРСОВЕДЕНИЮ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ВЫЕЗДНАЯ ПРАКТИКА / EDUCATIONAL COMPETENCIES / EDUCATIONAL PRACTICE IN SERVICE / EDUCATIONAL PRACTICE IN EXCURSIONS / PRACTICAL ACTIVITIES OF STUDENTS / FIELD PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зырянова Инна Станиславовна, Шаронова Елена Алексеевна

Обучение на географическом факультете развивает в студентах навык пространственного мышления, который решает важнейшие задачи при составлении программ туров, планировании маршрутов, учета территориальной дифференциации работы сервисных предприятий. Маршрутный подход позволяет показать студентам специфику территориальной организации туризма и сервиса по регионам России. Личная ответственность за решение ежедневных проблем на маршруте активизирует внимательность и заинтересованность обучающихся. Практика у студентов кафедры туризма Пермского госуниверситета закрепляет знания, полученные на теоретических курсах, непосредственно в путешествии. Объединенная практика обучающихся двух направлений «Туризм» и «Сервис» позволяет студентам и преподавателям решить ряд профессиональных и коммуникативных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зырянова Инна Станиславовна, Шаронова Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of educational competencies in the process of the joint practice for students of "tourism" and "service" courses

The article is devoted to the practices of students. Training at the faculty of geography develops students ' ability of spatial thinking, which solves the most important problems in the preparation of tour programs, route planning, taking into account the territorial differentiation of service companies. The route approach allows students to show the specifics of the territorial organization of tourism and service in the regions of Russia. Personal responsibility to avoid daily problems on the route activates the attentiveness and interest of students. The practice of students of the Department of Tourism of Perm State University gives knowledge in travel. The combined practice of such two courses’ students as "Tourism" and "Service" allows students and teachers to take into account a number of professional and communicative tasks.

Текст научной работы на тему «Формирование учебных компетенций в процессе объединенной практики студентов направлений "туризм" и "сервис"»

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONS ISSUES

УДК 796.5

DOI: 10.24411/2413-693X^019-10209

Формирование учебных компетенций в процессе объединенной практики студентов направлений «туризм» и «сервис»

ЗЫРЯНОВА Инна Станиславовна

Пермский государственный исследовательский университет, Пермь, Российская Федерация; старший преподаватель, innaziryanova@mail.ru

ШАРОНОВА Елена Алексеевна

Пермский государственный исследовательский университет, Пермь, Российская Федерация; старший преподаватель, sharonova1834@gmail.com

Аннотация. Обучение на географическом факультете развивает в студентах навык пространственного мышления, который решает важнейшие задачи при составлении программ туров, планировании маршрутов, учета территориальной дифференциации работы сервисных предприятий. Маршрутный подход позволяет показать студентам специфику территориальной организации туризма и сервиса по регионам России. Личная ответственность за решение ежедневных проблем на маршруте активизирует внимательность и заинтересованность обучающихся. Практика у студентов кафедры туризма Пермского госуниверситета закрепляет знания, полученные на теоретических курсах, непосредственно в путешествии. Объединенная практика обучающихся двух направлений «Туризм» и «Сервис» позволяет студентам и преподавателям решить ряд профессиональных и коммуникативных задач.

Ключевые слова: учебные компетенции, учебная практика по сервису, учебная практика по экскурсоведе-нию, практическая деятельность студентов, выездная практика

Для цитирования: Зырянова И.С., Шаронова Е.А. Формирование учебных компетенций в процессе объединенной практики студентов направлений «туризм» и «сервис» // Сервис Plus. 2019. Т.13. №2. С. 72-76. DOI: 10.24411/2413-693X-2019-10209.

Статья поступила в редакцию: 14.05.2019.

Статья принята к публикации: 14.06.2019.

The formation of educational competencies in the process of the joint practice for students of «tourism» and «service» courses

Inna S. ZYRIANOVA

Perm State University, Perm, Russian Federation; Senior lecturer, innaziryanova@mail.ru Elena A. SHARONOVA

Perm State University, Perm, Russian Federation; Senior lecturer, sharonova1834@gmail.com

2019 Vol. 13 Iss. 2

SCIENTIFIC JOURNAL

SERVICE plus

www.philosoph.ru

Формирование учебных компетенций в процессе объединенной практики студентов направлений «туризм» и «сервис»

Abstract. The article is devoted to the practices of students. Training at the faculty of geography develops students ' ability of spatial thinking, which solves the most important problems in the preparation of tour programs, route planning, taking into account the territorial differentiation of service companies. The route approach allows students to show the specifics of the territorial organization of tourism and service in the regions of Russia. Personal responsibility to avoid daily problems on the route activates the attentiveness and interest of students. The practice of students of the Department of Tourism of Perm State University gives knowledge in travel. The combined practice of such two courses' students as "Tourism" and "Service" allows students and teachers to take into account a number of professional and communicative tasks.

Keywords: educational competencies, educational practice in service, educational practice in excursions, practical activities of students, field practice

For citation: Zyrianova, I. S., & Sharonova, E. A. (2019). The formation of educational competencies in the process of the joint practice for students of «tourism» and «service» courses. Servis plus, 13(2), 72-76. DOI: 10.24411/2413-693X-2019-10209. (In Russ.).

Submitted: 2019/05/14.

Accepted: 2019/06/14.

Современные условия в сфере образования, диктующие оптимизацию расходов на выездные практики, и в то же время требующие выработки практических навыков после прохождения теоретических дисциплин, способствовали открытию новой формы объединенной маршрутной практики. Объектом исследования данной статьи является учебная практика у студентов, обучающихся по направлениям «Туризм» и «Сервис». Предметом исследования - компетенции, полученные практикантами в ходе объединенной выездной практики, проходящей в шестом триместре на географическом факультете Пермского государственного национального исследовательского университета. Цель работы обозначить преимущества совместной практики в формировании практических навыков у студентов. Основной проблемой учебной практики выступает возможность, заинтересованность и ответственность обучающихся в ходе маршрута. Во-первых, при составлении программы практики без непосредственного участия студентов в этом процессе делает их «клиентами», не отвечающими за свои действия. Во-вторых, преобладание обзорных, ознакомительных выездов на предприятия туризма и сервиса, разработанные преподавателем, воспринимается практикантами поверхностно, без практического понимания.

Выездная практика по экскурсоведению у студентов направления «Туризм» эффективно проводится на географическом факультете Пермского госуниверситета параллельно со студентами направления «Сервис». Целью учебной практики студентов-сервисников является знакомство с функционированием объектов сервиса, в первую очередь предприятий размещения и общественного питания. Студенты-туристы

отрабатывают на маршруте навыки составления и ведения экскурсии. Задача руководителя перед практикой создать атмосферу заинтересованности в процессе составления программы практики, а, следовательно, непосредственного участия обучающихся на всех подготовительных этапах практики. На это нацелена последовательность предметов в учебном плане. Студенты в летний триместр перед периодом практик прослушивают курс «Экскурсоведение» и «География сервиса», где на практических занятиях составляются технологические карты экскурсий, планируются логичные маршруты, производится расчёт дневных переездов, выбираются предприятия проживания и питания и составляется полная программа практики. По словам, преподавателей Кубанского государственного университета М.Б. Астапова, В.В. Миненковой и Л.А. Моревой одной из важнейших задач дальних практик, является расширение профессионального кругозора, который помогает в дальнейшей работе студентов [1].

Учебная практика студентов предполагает первичное знакомство с будущей профессией, формирует мотивированность изучения выбранной специальности. Географический подход при планировании учебной практики для обучающихся предоставляет возможность для сравнения развития регионального туризма на разных территориях Российской Федерации, помогает увидеть отличие в социально-культурном сервисе, национальный колорит регионов. Запросы современных туристов, путешествующих по всему миру, направлены на качественный сервис в гостеприимстве, в России необходимо динамично формировать туристский сектор. Студенты на выездной практике знакомятся с наиболее удачными проектами, на собственном опыте

СЕРВИС pius

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

опробуют положительные и отрицательные стороны российской действительности в туризме, рассматривают вопросы профессиональной этики. М.Е. Чегла-зова отмечает, что выездные практические занятия являются своеобразной экспериментальной площадкой, на которой студенты могут отрабатывать свои профессиональные навыки в условиях, максимально приближенных к реальности [3]. При этом происходит патриотическое воспитание обучающихся, посредством узнавания регионов родной страны, личному открытию красивых природных и культурных объектов [4].

До 2016 года выездные практики проходили отдельно у студентов-туристов и студентов-сервисников, так в 2016 организованы практики по маршруту Пермь - Йошкар-Ола - Казань - Пермь для студентов направления «Сервис», и по маршруту Пермь - Санкт-Петербург - Калининград - Москва - Пермь для студентов направления «Туризм». С 2017 года кафедрой туризма была разработана схема объединенной практики. В ходе проведения совместных учебных практик в 2017 и 2018 годах были выявлены следующие положительные стороны. Во-первых, студенты на экскурсионной практике отрабатывали свои навыки не на одногруппниках, а на целом потоке. При этом одним из обязательных умений экскурсовода является мастерство владения вниманием аудитории, это достигается при ведении экскурсии для большого числа слушателей. Во-вторых, студенты, обучающиеся по направлению «Сервис», отвечали за размещение, питание и развлечения не только для своей группы, но и организовывали обеспечение практики для студентов-туристов. В-третьих, решена проблема потребительского отношения к практике, где студент часто выступает в качестве клиента на маршруте. В-четвертых, смысл объединения был не только в уменьшении затрат, но и в сплочении групп, а также обмене опытом и знаниями.

Маршрут учебной практики был проложен по нескольким регионам России - Самарская, Саратовская, Волгоградская, Ульяновская, Ростовская области, Краснодарский край, Республика Крым и г.Севастополь. Студенты осуществили путешествие на автобусе длительностью две недели и преодолели расстояние более шести тысяч километров. Автобус туристского класса обеспечивал практику на всем протяжении маршрута. По ходу движения давалась путевая информация, с акцентом на описание развития туризма, ярких достопримечательностей и интересных фактов. В каждом областном центре по маршруту проведены обзорные экскурсии. Конечным пунктом практики являлась Республика Крым, как доминирующий туристский

регион России. При этом жители Урала тяготеют к посещению морских акваторий, поэтому посещение Крыма через города Поволжья показалась наиболее удачной, познавательной в плане работы и рекреации.

Методика формирования учебных компетенций при объединённой практике была принципиально изменена. Для того что бы организовать данную практику руководители поставили цель максимального вовлечения студентов в разработку маршрута (ранее этим занимались руководители). На подготовительном этапе эффективным способом обсуждения всех вопросов стали беседы в социальных сетях, по соответствующей тематике. Эта форма общения преподаватель-студент оказалась наиболее эффективной в создании заинтересованности обучающихся в современных условиях.

Организация работы студентов направления «Сервис» осуществлялась через создание несколько рабочих групп, на площадке которых студенты и преподаватели обсуждали особенности проживания, питания, логику маршрутов, посещаемые объекты и анимационную программу. Группа «Проживание» отвечала за размещение студентов на всем протяжении маршрута. Необходимо было решить следующие задачи: поиск средств размещения по определенному бюджету, составление пофамильного списка расселения, создание бронирования, осуществление сопровождения группы до места проживания. В итоге работа студентов была разделена на 3 этапа: подготовительный - изучение аспектов бронирования различных категорий предприятий размещения и интернет-сервисов, составление необходимых документов по оплате (нужно отметить, что в большинстве случаев бронировалось сразу несколько хостелов из-за большого состава группы); заселение - курирование размещения по комнатам; заключительный - описание своих действий и субъективных впечатлений о хостелах, гостевых домах, пансионатах в отчете по практике.

Группа «Питание» осуществляла поиск и предварительный заказ всех кафе и столовых по маршруту, чтобы в каждом из пунктов следования было организованное питание. Сложность заключалась в поиске объектов питания на автомобильных трассах, готовых единовременно принять большую группу. В задачи рабочей группы входили поиск объектов на дороге по различным интернет ресурсам, картам, при этом ребята осуществляли выбор исходя из расстояния, которое может преодолеть автобус за шестичасовой перегон. При этом необходимо выполнялись следующие условия: объект общественного питания должен быть размещен по ходу следования автобуса, со стоянкой для

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Формирование учебных компетенций в процессе объединенной практики студентов направлений «туризм» и «сервис»

автобусов, с комплексными обедами, т.к. питание в дороге по системе «меню» для группы занимает много времени.

Студенты делились на пары, каждая из которых прорабатывала варианты питания на один день маршрута (завтрак-обед-ужин). Питание практиканты выбирали разное: комплексные обеды в точках общепита, завтраки в хостелах, сухпайки, самостоятельное питание в рекомендуемых точках. Студенты на практических работах в течение триместра через программы ДубльГис, Google.Map, Яндекс.Карты находили подходящие объекты, поддерживали связь с администраторами, выясняли условия и стоимость, при необходимости заключали договор, бронировали и вносили предоплату с помощью руководителя практики. В процессе поездки подтвердилась качественная предварительная работа практикантов, т.к. они серьезно подошли к решению поставленной задачи, в большинстве предприятий общественного питания проблем с организацией не выявилось в ходе всего маршрута.

Еще один этап практики для студентов направления «Сервис» - организация анимационной деятельности. Данная группа студентов отвечала за досуг во время движения группы на автобусе - подборка документальных и художественных фильмов, музыки, конкурсов-викторин. Студенты составляли программу вечера знакомств и тематические вечера со спортивной, развлекательной и театральной программами. Анимационная группа работала в пути следования, организовывая и проведя физкультурные разминки через каждые 200 - 250 километров, вырабатывая определенный режим движения группы на дальние расстояния. Ответственные за это направление должны были подобрать музыку, составить план зарядки, организовать студентов и провести комплекс упражнений. Также студенты работали в группах «Фото и видео-репортаж», «Instagram», «Стенгазета». Для всех студентов входила обязанность ежедневного дежурства, которое включало приборку в салоне автобуса, помощь руководителям, закупку продуктов, побудку и решение ежедневных организационных вопросов.

Подготовительный этап практики студентов направления «Туризм» начинается на практических занятиях по курсу «Экскурсоведение». Практиканты получают задания по маршруту следования в виде путевых комментариев о развитии туризма по проезжающим регионам России и разработки технологических карт экскурсий по посещаемым объектам и городам. Практиканты рассматривают территориальную организацию туризма на территориях и на ее основе выявляют основные пункты, которые будут освещать в своих экскурсиях. Студенты осуществляют выбор музеев, выставок,

событийных мероприятий и заказ организованных экскурсий. Основной задачей студентов-туристов на данной практике является выработка навыков ведения экскурсии, которые они успешно отрабатывают на всей группе.

Важной составляющей объединенной практики выступает психологическая готовность к командной работе студентов и персональной ответственности за её этапы. Работа в группе, нахождение долгое время в кругу одного коллектива - является сильной стороной выездной учебной практики, позволяющей студентам максимально комфортно адаптироваться в коллективе в условиях постоянной совместной деятельности. Доказывающие исследования были проведены в Пермском педагогическом университете в плане положительной динамики в отношениях между членами коллектива и улучшения психологической обстановки в группе. [2].

Компетенции, которые должен освоить обучающийся на 2 курсе бакалавриата по направлению «Туризм» следующие: студент знает туристские ресурсы и их территориальную организацию на региональном, национальном и мировом уровнях; способен выполнять все виды работ, связанные с разработкой и реализацией туристских и экскурсионных продуктов. На практике эти компетенции отрабатываются в «полевых» условиях. Студенты фактически выполняют все виды работ, связанные с планированием туристских и экскурсионных продуктов, и отрабатывают их на сокурсниках.

«Способность к диверсификации сервисной деятельности в соответствии с культурными, историческими и религиозными традициями» - компетенция для студентов бакалавриата по направлению «Сервис» по дисциплине «Учебная практика по сервису». К задачам практики относится знание работы сервисных организаций разного уровня, работающих в туризме, умение выделять и понимать структуру подразделений, решать организационные вопросы при проведении мероприятий; умение давать характеристику деятельности предприятия/мероприятия и оценить уровень его потребительского комфорта. Необходимо познакомить студентов с работой околотуристских сервисных организаций разного уровня на примере которых студенты формируют представление о региональных особенностях организации работы сервисного предприятия, попутно расширяя свой кругозор [5].

После завершения практики в осеннем семестре, руководителями был проведен опрос среди студентов. Он должен был показать отношение студентов к выездной практике и их достижения полученные в процессе путешествия. Осмысление результатов практики происходит в осенне-зимний период, насыщаясь

СЕРВИС рЕнз

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

эмоциональной окраской. Поэтому студенты на вопрос «Какие чувства вызывают у вас воспоминания о практике» отвечают самыми разными прилагательными, в наивысшей степени восторга. Не было ответов с отрицательным значением.

Для вопроса «Что вы впервые научились делать на практике?» были представлены следующие варианты ответов и даны ответы в процентном соотношении соответственно: «преодолевать себя» - 15%, «самостоятельности в путешествиях» - 75%, «проводить экскурсии публично» - 100%, «брать на себя ответственность за других людей» - 5%, «почувствовали себя лидером» - 2%.

На вопрос открытого типа «Какие профессиональные знания на практике вам пригодились?» ответы можно подразделить по направлению специализации -«бронирование, и организация питания» (43% отвечен-ных); «профессиональные знания экскурсовода и организаторские навыки гида» (51%) и еще были отмечены такие варианты ответов как «навыки в профессиональной коммуникации», «решение споров и конфликтов»,

«навыки планирования самостоятельного путешествия» - 2%.

Студенты на практике отработали навыки, планируемые учебными компетенциями. Субъективно проанализировали уровень сервиса на различных объектах, в том числе объектах общественного питания, оценили организационную работу коллег в анимационных программах, уровень комфорта сервисных объектов на территории разных регионов страны, усвоили территориальные и национальные особенности, важность сервисной деятельности в туризме. Таким образом, при объединенной практике студенты выполняют разнообразные функции и это приводит к полной занятости студентов на маршруте. Подготовительный этап стимулирует максимальное мотивированное вовлечение в процесс подготовки практики, полевой этап способствует применять междисциплинарный подход и исследовать развитие туризма непосредственно в регионах, заключительный этап - написание отчета, приводит к осмыслению и анализу собственных знаний и умений, полученных в ходе учебной практики.

Литература

1. Астапов М.Б., Миненкова В.В., Морева Л.А. Дальняя комплексная учебная практика как путь выработки у

студентов географического мышления // Теория и методика проведения практик по географическим дисциплинам: материалы заоч. науч.-практ. конф. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2016. 75 с.

2. Атеева Ю. А., Орлова А. Г. Роль полевых практик в формировании студенческого коллектива // Психоло-

гия в России и за рубежом: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). -СПб.: Реноме, 2011. С. 35-37.

3. Чеглазова М.Е. Организация и проведение практик по направлению подготовки «Туризм» В ГБОУ ВО РК

«Крымский университет культуры, искусств и туризма» // Теория и методика проведения практик по географическим дисциплинам: материалы науч.-практ. конф. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2016. 141 с.

4. Чернышева Т.Л. Роль образовательных технологий в воспитании патриотизма у будущих специалистов сферы гостеприимства //Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. 2016. Т. 10. № 2. С. 19-26.

5. Шаронова Е.А., Шарифулин С.Р. К вопросу о проведении летних студенческих практик по направлению «Сервис» // Теория и методика проведения практик по географическим дисциплинам: материалы заоч. науч.-практ. конф. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2016. 146 с.

References

1. Astapov M.B., Minenkova V.V., Moreva L.A., Long-term comprehensive educational practice as a way to develop

students ' geographical thinking. Teorija I metodika provedenija praktik po geograficheskim disciplinam: mate-rialy zaochnoj nauch-prakt. konf. ^asnodar: ftjbanskij gos. un-t, 2016, 75 p. (In Russ.).

2. Аteeva Ju. А., Ог^ А. G., The role of field practices in the formation of the student team. Psychology in Russia

and abroad: proceedings of international scientific conference. St. Petersburg: Renome, 2011, pp. 35-37.

3. Cheglazova M.E., Organizing and holding the practices on the course of "Tourism" in Crimean university of culture, arts and tourism». Teorija I metodika provedenija praktik po geograficheskim disciplinam: materialy zaochnoj nauch-prakt. konf. Кrasnodar: ftjbanskij gos. un-t, 2016, 141 p. (In Russ.).

4. Chernyshova Т1., The role of educational methods in patriotism upbringing. Vestnik Associacyi vuzov turizma i servisa, vol. 10, no. 2, 2016, pp. 19-26. (In Russ.).

5. Sharonova E.A., Sharifulin S.R., On the issue of holding summer student practices on the course of «Service».

Teorija I metodika provedenija praktik po geograficheskim disciplinam: materialy zaochnoj nauch-prakt. konf. ^asnodar: ftjbanskij gos. un-t, 2016, 146 p. (In Russ.).

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.