Научная статья на тему 'Реализация программы учебной (ознакомительной) практики студентов, обучающихся по направлению подготовки 100400 «Туризм»'

Реализация программы учебной (ознакомительной) практики студентов, обучающихся по направлению подготовки 100400 «Туризм» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКА / PRACTICE / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ТУРИЗМ / TOURISM / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / ПРОФЕССИЯ / PROFESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клюев Юрий Владимирович

Статья посвящена рассмотрению роли учебной (ознакомительной) практики при подготовке бакалавров туризма. За последние годы в России возросли требования к подготовке студентов, способ ных по окончанию учебы в вузе к полноценной работе в сфере туризма. Проходящий в мае 2015 года в г. Кемерово форум «Разработка и реализация образовательных программ (по направлениям подготовки «Туризм», «Сервис», «Гостиничное дело») в рамках программы «Сеть региональных центров по туризму» («Tourism life long learning network» (№ 530750-TEMPUS-1-2012-1-DK-TEMPUS-JPHES) показал, что работодатели оценивают выпускников вузов как недостаточно подготовленных для эффективной работы в сфере туризма. Для подтверждения или опровержения данного мнения автором в июне 2015 года был проведен анализ оценок работодателями студентов, проходящих у них учебную практику. Исследованию подверглись студенты 2-го курса направления «Туризм», группа Т-131. Цель исследования выяснить уровень подготовленности студентов для прохождения учебной практики с точки зрения потенциальных работодателей города Кемерово. Исследование показало, что работодатели положительно оценили уровень подготовки всех студентов на «хорошо» и «отлично»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клюев Юрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementing the Training (Trial) Practice Program of “Tourism” Students (Code of Educational Program 100400)

At the present stage of high-tech economy development, there are strict requirements to the level of preparation of the productive forces. Employees need to be physically healthy, motivated, stress-resistant and most importantly, competent in their profession. Formation of professional individuality based on theoretical training is a necessary condition for the learning process, but the knowledge test is only possible in practice, in terms of existing enterprises. The ability of young professionals to apply the acquired professional skills in a variety of organizational structures in tourism dictates the need for generalists. That is why specialized training in the framework of practical teaching cycle is a necessary basis for the formation of professional knowledge and gaining practical experience. The challenge students face when having educational practice is that they have to consolidate the knowledge and skills in many disciplines which they learned at the university and use them effectively in a variety of practical situations. In Kemerovo State University of Culture and Arts, when training bachelors in Tourism, the Training (Trial) practice is carried out in the 4th semester in the form of dispersed practice, when throughout the semester, students devote one day a week to visiting of tourism companies. In June 2015, the author analyzed the employers’ assessments of students undergoing training practice. The object of the research were the second year students studying tourism (T-131 group). The aim of the study was to identify the level of preparedness of students to do practical training from the point of view of Kemerovo prospect employers. The study found that employers positively assess the level of students’ training, giving them “good” and “excellent” marks. It also supported the fact that the training (trial) practice: Reinforces the students’ interest in the profession; Removes misconceptions about the profession; Specifies the direction of the industry, which they would like to do in the future; Builds the qualities necessary for the employees of travel agencies, accommodation facilities, cultural institutions, educational institutions and others. Thus, the training (trial) practice allows students to be guided in choosing the direction of professional activity for the subsequent manufacturing practice.

Текст научной работы на тему «Реализация программы учебной (ознакомительной) практики студентов, обучающихся по направлению подготовки 100400 «Туризм»»

8. Юдина А. И., Тельманова А. С. Педагогический потенциал социально-культурной среды современного индустриального города [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2013. -№ 6. - URL: http:// www.science-education.ru113-11275 (дата обращения: 6.09.2015).

9. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

References

1. Avtonomov V.S. Model' cheloveka v ekonomicheskoi nauke [The model of person in economic science]. St. Petersburg Publ., 1998. 228 p. (In Russ.).

2. Dvulichanskaia N.N. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviia povysheniia professional'noi kompetentnosti obuchaiuschikhsia v sisteme nepreryvnogo estestvenno-nauchnogo obrazovaniia [Organizational and pedagogical conditions for improving professional competences of students in the continuous natural science educational system]. Nauka i obrazovanie [Science and education], 2011, no 3. (In Russ.). Available at: http: technomag.edu.ru/ doc/170201.html (accessed 02.09.2015).

3. Zhegulskaya Iu.V. Sotsial'no-pedagogicheskaia adaptatsiia studentov: terminologicheskii analiz [Social and pedagogical adaptation of students: terminological analysis]. Sovremennye problemy adaptatsii obuchaiushchikhsia v sotsial'no-kul'turnom prostranstve obrazovatelnogo uchrezhdeniia: sb. nauch. st. [Modern problems of adapting students in social and cultural environment of the higher education institution: collection of scientific articles]. Kemerovo, Kemerovo State University of Culture and Arts Publ., 2015, iss. 2, pp. 16-27. (In Russ.).

4. Zaruba N.A. Podgotovka professional'no-kompetentnykh kadrov dlia sfery kul'tury v usloviiakh tranzitivnogo obshchestva [Training professional and competent personnel for cultural sphere in transitive society environment]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2014, no 26, pp. 228-232. (In Russ.).

5. Mukhamedieva S.A. Formirovanie tvorcheskogo myshleniia studentov tvorcheskogo vuza [Forming economical thinking of students in higher institutions of culture and arts]. Sovremennye problemy adaptatsii obuchaiushchikhsia v sotsial'no-kul'turnom prostranstve obrazovatelnogo uchrezhdeniia: sb. nauch. st. [Modern problems of adapting students in social and cultural environment of the higher education institution: collection of scientific articles]. Kemerovo, Kemerovo State University of Culture and Arts Publ., 2015, iss. 2, pp. 63-70. (In Russ.).

6. Pompeev Iu.A. O budushchem ekonomicheskoi kul'tury [Further development of economic culture]. Internet: kul'tura i obrazovanie: materialy mezhdunarodnoi konferentsii [Internet: culture and education: materials of international conference]. St. Petersburg, 1997, pp. 11-14. (In Russ).

7. Rakitina E.I. Informatika i informatsionnye protsessy [Information and information processes]. Informatika i obrazovanie [Informatics and education], 1998, no 8, pp. 39-50. (In Russ.).

8. Iudina A.I., Tel'manova A.S. Pedagogicheskii potentsial sotsial'no-kul'turnoi sredy sovremennogo industrial'nogo goroda [Pedagogical capacity of social and cultural environment in modern industrial city]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia [Modern problems of science and education], 2013, no 6. (In Russ.). Available at: http:// www. science-education.ru113-11275 (accessed 06.09.2015).

9. Iasvin V.A. Obrazovatel'naia sreda: ot modelirovaniia k proektirovaniiu [Educational environment: from modelling to projecting]. Moscow, Smysl' Publ., 2001. 365 p. (In Russ.).

УДК 378.014.15

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ (ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ) ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 100400 «ТУРИЗМ»

Клюев Юрий Владимирович, кандидат культурологии, доцент кафедры экономики социальной сферы, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]

Статья посвящена рассмотрению роли учебной (ознакомительной) практики при подготовке бакалавров туризма. За последние годы в России возросли требования к подготовке студентов, способ-

ных по окончанию учебы в вузе к полноценной работе в сфере туризма. Проходящий в мае 2015 года в г. Кемерово форум «Разработка и реализация образовательных программ (по направлениям подготовки «Туризм», «Сервис», «Гостиничное дело») в рамках программы «Сеть региональных центров по туризму» («Tourism life long learning network» (№ 530750-TEMPUS-1-2012-1-DK-TEMPUS-JPHES) показал, что работодатели оценивают выпускников вузов как недостаточно подготовленных для эффективной работы в сфере туризма. Для подтверждения или опровержения данного мнения автором в июне 2015 года был проведен анализ оценок работодателями студентов, проходящих у них учебную практику. Исследованию подверглись студенты 2-го курса направления «Туризм», группа Т-131. Цель исследования - выяснить уровень подготовленности студентов для прохождения учебной практики с точки зрения потенциальных работодателей города Кемерово. Исследование показало, что работодатели положительно оценили уровень подготовки всех студентов на «хорошо» и «отлично».

Ключевые слова: практика, студенты, туризм, высшие учебные заведения, профессия.

IMPLEMENTING THE TRAINING (TRIAL) PRACTICE PROGRAM OF "TOURISM" STUDENTS (CODE OF EDUCATIONAL PROGRAM 100400)

Klyuyev Yury Vladimirovich, PhD in Culturology, Assistant Professor of Department of Social Sphere Economics, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]

At the present stage of high-tech economy development, there are strict requirements to the level of preparation of the productive forces. Employees need to be physically healthy, motivated, stress-resistant and most importantly, competent in their profession.

Formation of professional individuality based on theoretical training is a necessary condition for the learning process, but the knowledge test is only possible in practice, in terms of existing enterprises.

The ability of young professionals to apply the acquired professional skills in a variety of organizational structures in tourism dictates the need for generalists. That is why specialized training in the framework of practical teaching cycle is a necessary basis for the formation of professional knowledge and gaining practical experience.

The challenge students face when having educational practice is that they have to consolidate the knowledge and skills in many disciplines which they learned at the university and use them effectively in a variety of practical situations.

In Kemerovo State University of Culture and Arts, when training bachelors in Tourism, the Training (Trial) practice is carried out in the 4th semester in the form of dispersed practice, when throughout the semester, students devote one day a week to visiting of tourism companies.

In June 2015, the author analyzed the employers' assessments of students undergoing training practice. The object of the research were the second year students studying tourism (T-131 group). The aim of the study was to identify the level of preparedness of students to do practical training from the point of view of Kemerovo prospect employers.

The study found that employers positively assess the level of students' training, giving them "good" and "excellent" marks.

It also supported the fact that the training (trial) practice:

- Reinforces the students' interest in the profession;

- Removes misconceptions about the profession;

- Specifies the direction of the industry, which they would like to do in the future;

- Builds the qualities necessary for the employees of travel agencies, accommodation facilities, cultural institutions, educational institutions and others.

Thus, the training (trial) practice allows students to be guided in choosing the direction of professional activity for the subsequent manufacturing practice.

Keywords: practice, students, tourism, higher education institutions, profession.

На современном этапе развития высокотехнологичной экономики к уровню подготовки производительных сил предъявляются жесткие требования. Сотрудники должны быть физически здоровыми, мотивированными, стрессоустойчивыми и, самое главное, компетентными в своей профессии.

Формирование профессиональной личности на основе теоретической подготовки - необходимое условие учебного процесса, однако проверка знаний возможна только на практике, в условиях действующих предприятий. Практика - это одна из форм обучения: применение и закрепление на деле знаний, полученных теоретическим путем [10].

Действительно в последние годы перед высшими учебными заведениями ставится требование о подготовки специалиста с определенным набором компетенций. Среди различных требований к умениям выпускников высших учебных заведений туризма подавляющее большинство предъявлено к практическим умениям и навыкам [5, с. 69-75]. Данные умения формируются на основе знаний, полученных в процессе изучения комплекса теоретических дисциплин, на специальных методических занятиях и учебной практике. Значение прохождения учебной практики состоит в том, что она является инструментом проверки подготовки студентов к самостоятельной работе, а также важной формой развития профессиональных навыков.

Практическая подготовка студентов является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки и обеспечивается путем участия студентов в осуществлении деятельности в соответствии с основными профессиональными образовательными программами высшего профессионального образования, разработанными на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки [6; 7]. В соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы «бакалавр» в результате прохождения учебной практики студент должен обладать общекультурными и профессиональными компетен-

циями [7]. Обобщающей целью учебной практики является стажировка студентов в условиях реальной деятельности на предприятиях туристской индустрии. Учебная практика также способствует обобщению ранее приобретенных студентом профессиональных знаний, умений и навыков и представляет собой важную форму взаимосвязанного процесса обучения в вузе с будущей практической деятельностью.

Способность молодых специалистов применять приобретенные профессиональные умения и навыки в различных организационных структурах в области туризма диктует необходимость подготовки специалистов широкого профиля. Именно поэтому специализированная подготовка в рамках учебно-практического цикла является необходимой базой для формирования профессиональных знаний и приобретения опыта практической работы.

Сложность прохождения учебной практики состоит в том, что студентам приходится соединять воедино знания и умения по многим дисциплинам, изученным в университете и учиться эффективно их применять в различных практических ситуациях. Кроме того, в течение всего периода практики необходимо вести рабочую документацию.

Для реализации учебной (ознакомительной) практики перед студентами ставятся следующие задачи:

1) изучить нормативно-методическую и организационную документацию, регламентирующую деятельность туристского предприятия;

2) изучить работу предприятий индустрии туризма;

3) сформировать у студентов профессиональные практические умения;

4) овладеть методикой и технологиями туристской деятельности, научиться применять знания, полученные в процессе теоретического обучения;

5) развивать у студентов инициативный и творческий подход к решению задач в области туристской деятельности;

6) ознакомить студентов с реальной деятельностью в рамках будущей квалификации «бакалавр по туризму»;

7) адаптировать студентов-практикантов к психологическим особенностям работы в коллективе предприятий туристской индустрии и с клиентами.

В соответствии с учебным планом Кемеровского государственного университета культуры и искусств (КемГУКИ) учебная (ознакомительная) практика проводится в 4-м семестре.

Обязанности и права всех субъектов учебной практики конкретизированы Положением о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования [8] и Положением о порядке проведения практики студентов КемГУКИ [9].

Рассредоточенная практика - особенность нашего педагогического подхода. В течение всего семестра студенты один день в неделю посвящают знакомству с предприятиями сферы туризма. Базами учебной практики студентов 2-го курса являются предприятия туристской индустрии г. Кемерово, располагающие достаточной материально-технической оснащенностью и высококвалифицированными кадрами. Практикой охватываются почти все виды учреждений как коммерческие, так и некоммерческие: туристские агентства, музеи, гостиницы, детские образовательные центры. Такими партнерами стали: историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская Писаница», музей-заповедник «Красная Горка», Кемеровское региональное отделение межрегиональной детской личностно-развивающей общественной организации «Братство православных следопытов», МБОУ ДО «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов) им. Ю. Двужильного», ГАОУ ДОД КО «Областной центр детского и юношеского туризма и экскурсий», НП «Городской клуб туристов», музей КемГУ «Археология, этнография и экология Сибири», Епархиальный музей истории Православия на земле Кузнецкой; туристские агентства ООО «Сибирский мир», ООО «Инес-тур», ЗАО «Торговый Дом Геракл» (центр продаж Пегас Туристик); гостиница «Кри-стал де Люкс» (ООО «Кристалл Люкс»).

При прохождении учебной практики студентами, обучающимися по направлению 100400 «Ту-

ризм», профиль подготовки «Технология и организация экскурсионных услуг», особое внимание уделяется музейным учреждениям, которые отличаются своими особенностями в организации и своей социальной значимостью [2, с. 106; 3, с. 100].

В процессе прохождения практики студенты-практиканты учатся использовать традиционные и новые информационные технологии в туризме, применяемые на предприятиях туристской индустрии (системы бронирования и резервирования; туристические виртуальные сообщества; информационные системы менеджмента (пакеты финансового менеджмента турфирм и отелей); электронная коммерция; геоинформационные системы; информационные технологии в системах управления гостиничным комплексом; системы поддержки туристического бизнеса в Интернете).

Студенты, помимо ознакомления с деятельностью организаций, также погружаются в профессиональную среду путем участия в проводимых мероприятиях. Например, разработка Смирновой Ксении экскурсионно-паломнического маршрута «Кемерово - Салаир» по заданию Кемеровского регионального отделения межрегиональной детской личностно-развивающей общественной организации «Братство православных следопытов». Золотарева Екатерина по заданию музея-заповедника «Томская Писаница» проводила сравнительный анализ музеев-заповедников в социальных сетях. Молокова Алевтина принимала участие в работе «Областного центра детского и юношеского туризма и экскурсий» при проведении массового мероприятия городского уровня «Зарница». Совместная разработка Коробкиной Алины и генерального директора «Инес-тур» Ти-кановой Инессы тура на праздничные дни «Райские майские», размещение фотоматериалов на сайте для тура «Сибирские забавы», изучение системы подбора тура, бронирования и резервирования «САМО-турагент», внесение денежных средств на счет компании «Инес-тур» и т. д.

По результатам прохождения учебной практики руководители принимающей стороны оценивали студентов по 10 критериям, которые были направлены на реализацию компетенций согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки 100400 «Туризм» (см. табл. 1).

Таблица 1

Оценка студентов работодателями по результатам учебной (ознакомительной) практики

№ п/п Критерии оценки практики Шифр компетенции Оценка

Неудовлетворительно Удовлетворительно Хорошо Отлично

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

1. Умение планировать и организовывать свою деятельность ПК-7 - - - - 3 27,3 8 72,7

2. Полнота и качество выполнения студентами-практикантами программы практики ПК-13 - - - - 2 18,2 9 81,8

3. Ответственность, организованность и дисциплина ПК-7 - - - - 4 36,4 7 63,6

4. Способность самостоятельно приобретать новые знания и применять их на практике ПК-13 - - - - 3 27,3 8 72,7

5. Умение работать в команде ОК-6 - - - - 4 36,4 7 63,6

6. Поиск и обработка информации ПК-13 - - - - 1 9,1 10 90,9

7. Использование информационных средств и технологий ОК-11 - - - - - - 11 100

8. Умение пользоваться оргтехникой ПК-6 - - - - 4 36,4 7 63,6

9. Владение нормами деловой этики ОК-6 ОК-7 - - - - 2 18,2 9 81,8

10. Владение первичными профессиональными умениями и навыками ПК-4 - - - 1 9,1 10 90,9

Проходящий в мае 2015 года в г. Кемерово форум «Разработка и реализация образовательных программ (по направлениям подготовки «Туризм», «Сервис», «Гостиничное дело») в рамках программы «Сеть региональных центров по туризму» («Tourism life long learning network» (№ 530750-TEMPUS-1-2012-1-DK-TEMPUS-JPHES) показал, что работодатели оценивают выпускников вузов как недостаточно подготовленных для эффективной работы в сфере туризма. Для подтверждения или опровержения данного мнения автором в июне 2015 года был проведен анализ оценок работодателями студентов, проходящих у них учебную практику. Исследованию подверглись студенты 2-го курса направления «Туризм», груп-

па Т-131. Цель исследования - выяснить уровень подготовленности студентов для прохождения учебной практики с точки зрения потенциальных работодателей города Кемерово.

Проведенный анализ полученных результатов показал, что работодатели оценили студентов только с положительной стороны. Никто из 11 студентов не получил оценки «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». 4 студента по всем десяти критериям получили оценку «отлично», что составило 36,4 % от общего числа студентов, проходивших практику.

Работодатели отметили, что все студенты умело пользуются информационными средствами и технологиями (100 %). В равной степени

умеют находить и обрабатывать информацию, владеют первичными профессиональными умениями и навыками (90,9 %). Наименьший показатель (63,6 %) студенты получили за «ответственность, организованность и дисциплину», «умение работать в команде», «умение пользоваться оргтехникой».

Полученные результаты подтверждаются исследованием, проведенным коллективом научно-исследовательского института прикладной культурологии Кемеровского государственного университета культуры и искусств (НИИ ПК КемГУКИ) в 2012 году по выявлению удовлетворенности потребителей образовательных услуг КемГУКИ с точки зрения их качества, и мониторингом «Потребности работодателей в специалистах сферы культуры» [4, с. 160]. Исследование также показало, что работодатели положительно оценивают подготовку кадров в КемГУКИ [11]. Такая стабильность в подготовки кадров положительно влияет на имидж университета [1, с. 71-77].

По окончании учебной практики студенты предоставляют комплекс отчетной документации для получения итоговой оценки. Защита практики осуществляется путем презентации предприятий и своих достижений в интерактивной форме на отчетной студенческой конференции.

По данным опроса студентов гр. Т-131, учебная (ознакомительная) практика:

- закрепляет интерес к профессии;

- убирает ложные представления о профессии;

- конкретизирует направления деятельности в отрасли, которыми бы хотелось заниматься в будущем;

- формирует качества, необходимые для сотрудника турфирмы, средств размещения, культурно-массовых учреждений, учреждений образования и др.

Таким образом, мнения, высказанные некоторыми работодателями в мае 2015 года в г. Кемерово на форуме «Разработка и реализация образовательных программ (по направлениям подготовки «Туризм», «Сервис», «Гостиничное дело») в рамках программы «Сеть региональных центров по туризму» («Tourism life long learning network» (№530750-TEMPUS-1-2012-1-DK-TEMPUS-JPHES) о том, что выпускники вузов недостаточно подготовлены не подтвердились. Наоборот, работодатели положительно оценили уровень подготовки студентов, оценив всех на «хорошо» и «отлично». Опрос студентов «о пользе учебной практики» показал, что только благодаря учебной практике студенты начинают лучше понимать специфику работы в данном направлении, реально осознавать требования, которым они должны соответствовать. Также, учебная (ознакомительная) практика позволяет студентам сориентироваться в выборе направления профессиональной деятельности для последующей производственной практики.

Литература

1. Кайбияйнен А. Корпоративная культура вуза и профессиональный имидж его выпускников // Высшее образование в России. - 2007. - № 9. - С. 71-77.

2. Клюев Ю. В. Особенности развития музейных дестинаций в городе Кемерово // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2015. - № 1 (30). - С. 106-112.

3. Клюев Ю. В. Философский анализ культурообразующих дефиниций в образовании // Философия образования. - 2009. - № 1 (26). - С. 100-105.

4. Кудрина Е. Л., Гук А. Г. Потребность работодателей в специалистах сферы культуры и удовлетворенность потребителей качеством образовательных услуг // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2013. -№ 22/1. - С. 158-165.

5. Кудрина Е. Л., Шунков А. В. Компетентностный подход как парадигма подготовки специалистов в сфере куль туры и искусства // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2014. - № 2 (14). - С. 69-75.

6. О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: Приказ М-ва образования и науки РФ от 31 мая 2011 года № 1975 [Электронный ресурс]. -URL: http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/55071681/#ixzz3lCmvoSwe (дата обращения: 08.09.2015).

7. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 «Туризм» (квалификация (степень) «ба-

калавр»): Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 окт. 2009 года. № 489 [Электронный ресурс]. -URL: http://www.garantru/products/ipo/prime/doc/96991/#ixzz3lCnJtDc6 (дата обращения: 08.09.2015).

8. Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования: Приказ М-ва образования РФ от 25.03.2003 № 1154 [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/185906/#ixzz3lCmFiymP (дата обращения: 08.09.2015).

9. Положение о порядке проведения практики студентов КемГУКИ от 12.01.2010 № 02-16/01-у [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kemguki.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2120&Itemid=438 (дата обращения: 08.09.2015).

10. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс]. - URL: http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=23288 (дата обращения: 08.09.2015).

11. Удовлетворенность работодателей качеством подготовки специалистов КемГУКИ [Электронный ресурс] // НИИ ПК КемГУКИ: офиц. сайт. - URL: http://niipk.kemguki.ru. (дата обращения: 08.09.2015).

References

1. Kaibiiainen A. Korporativnaia kul'tura vuza i professional'nyi imidzh ego vypusknikov [Corporate culture of the university and the professional image of its graduates]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2007, no 9, pp. 71-77. (In Russ.).

2. Kliuev Iu.V. Osobennosti razvitiia muzeinykh destinatsii v gorode Kemerovo [The Development Features of Museum Destinations in Kemerovo]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Calture andArts], 2015, no 30, pp. 106-112. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Kliuev Iu.V. Filosofskii analiz kul'turoobrazuiushchikh definitsii v obrazovanii [Philosophical analysis of culture-definitions in education]. Filosofiia obrazovaniia [Philosophy of education], 2009, no 26, pp. 100-105. (In Russ.).

4. Kudrina E.L., Guk A.G. Potrebnost' rabotodatelei v spetsialistakh sfery kul'tury i udovletvorennost' potrebitelei kachestvom obrazovatel'nykh uslug [Employer's need for specialists of culture and customer satisfaction quality of educational services]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin Kemerovo State University of Culture and Arts], 2013, no 22/1, pp. 158-165. (In Russ.).

5. Kudrina E.L., Shunkov A.V. Kompetentnostnyy podkhod kak paradigma podgotovki spetsialistov v sfere kul'tury i iskusstva [Competence approach as a paradigm of the training of specialists in the field of culture and art]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Vocational Education in Russia and rubezhom], 2014, no 2 (14), pp. 69-75. (In Russ.).

6. O vnesenii izmenenii v federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty vysshego professional'nogo obrazovaniia: Prikaz Ministerstva obrazovaniia i nauki RF ot 31 maia 2011 goda. № 1975 [On amendments to the Federal state educational standards of higher the professional education]. (In Russ.). Available at: http://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/55071681/#ixzz3lCmvoSwe (accessed 08.09.2015).

7. Ob utverzhdenii i vvedenii v deistvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovaniia po napravleniiu podgotovki 100400 "Turizm" (kvalifikatsiia (stepen') "bakalavr"): Prikaz Ministerstva obrazovaniia i nauki RF ot 28 oktiabria 2009 goda. № 489 [About approval and introduction in action of the Federal state educational standard of higher professional education in the field of training 100400 Tourism (qualification (degree) "bachelor")]. (In Russ.). Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/96991/#ixzz3lCnJtDc6 (accessed 08.09.2015).

8. Ob utverzhdenii Polozheniia o poriadke provedeniia praktiki studentov obrazovatel'nykh uchrezhdenii vysshego professional'nogo obrazovaniia: Prikaz Ministerstva obrazovaniia Rossiiskoi Federatsii ot 25.03.2003 № 1154 [On approval of the Regulations on the procedure of practice of students of educational institutions of higher professional education]. (In Russ.). Available at: http://base.garant.ru/185906/#ixzz3lCmFiymP (accessed 08.09.2015).

9. Polozhenie o poriadke provedeniia praktiki studentov KemGUKI ot 12.01.2010 № 02-16/01-u. [The regulation on the procedure of practice students KemGUKI]. (In Russ.). Available at: http://www.kemguki.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=2120&Itemid=438 (accessed 08.09.2015).

10. Tolkovyi slovar' Ozhegova [Explanatory dictionary Ozhegova]. (In Russ.). Available at: http://slovarozhegova.ru/ word.php?wordid=23288 (accessed 08.09.2015).

11. Udovletvorennost' rabotodatelei kachestvom podgotovki spetsialistov KemGUKI [The satisfaction of employers with the quality of training KemGUKI]. (In Russ.). Available at: http://niipk.kemguki.ru (accessed 08.09.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.