Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования экономической культуры студентов творческого вуза'

Педагогические условия формирования экономической культуры студентов творческого вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ECONOMICAL CULTURE / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухамедиева Светлана Анатольевна

В статье автором раскрываются педагогические условия формирования экономической культуры студентов, которые определяются исходя из основополагающих характеристик ведения будущей профессиональной деятельности, а также в связи с происходящими социально-экономическими преобразованиями в сфере культуры. Изучена сущность понятия экономическая культура и определено содержание данной категории для работников сферы культуры, как процесс осуществления профессионально-экономических функций, направленный на достижение экономической эффективности ведения его профессиональной деятельности. Было определено, что в процессе формирования экономической культуры большую роль играет педагогическое привитие навыков экономического мышления у студентов, обучающихся по творческим направлениям подготовки, посредством изучения в вузе основ экономической теории и других дисциплин экономического направления. Для всестороннего раскрытия темы было рассмотрено понятие «образовательная среда», проанализированы педагогические технологии и определен комплекс педагогических условий, который включает: осознание студентом необходимости формирования экономической культуры; формирование положительной установки к ее овладению; планирование учебной деятельности студентов с учетом их разного уровня подготовки; привлечение студентов к оценке работы одногруппников в роли эксперта; использование рейтинговых оценок уровня сформированности экономической культуры; внедрение в образовательный процесс проектной деятельности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухамедиева Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Conditions for Forming the Economic Culture in Students of Higher Institutions of Culture and Arts

Pedagogical conditions for forming students’ economic culture are defined in the article. They are determined by the fundamental characteristics of efficiency for conducting future professional activity, and also in connection with the happening social and economic transformations in the sphere of culture. The essence of economic culture concept is studied and the content of the given category for workers of the sphere of culture, as the process of implementing professional and economic functions, directed on achieving economic efficiency of conducting its professional activity is defined. It was defined that in the course of forming economic culture pedagogical instilling of economic thinking skills plays large role for students studying on the creative directions of training by means of studying the bases of the economic theory and other disciplines of the economic direction in the higher education institution. For comprehensive disclosure of a subject the concept “educational environment” was considered, pedagogical technologies are analyzed and the complex of pedagogical conditions for forming economic thinking which includes: students’ awareness of need for forming economic culture; forming positive installation to its mastering; planning students’ educational activity taking into account their different level of preparation; involving students for evaluating the fellow students’ work as the experts; using rating estimates of level for economic culture formation, introduction in educational process design activity of the student.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования экономической культуры студентов творческого вуза»

УДК 378.14.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКОГО ВУЗА

Мухамедиева Светлана Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики социальной сферы, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). Е-mail: swet-73@mail.ru

В статье автором раскрываются педагогические условия формирования экономической культуры студентов, которые определяются исходя из основополагающих характеристик ведения будущей профессиональной деятельности, а также в связи с происходящими социально-экономическими преобразованиями в сфере культуры.

Изучена сущность понятия экономическая культура и определено содержание данной категории для работников сферы культуры, как процесс осуществления профессионально-экономических функций, направленный на достижение экономической эффективности ведения его профессиональной деятельности.

Было определено, что в процессе формирования экономической культуры большую роль играет педагогическое привитие навыков экономического мышления у студентов, обучающихся по творческим направлениям подготовки, посредством изучения в вузе основ экономической теории и других дисциплин экономического направления.

Для всестороннего раскрытия темы было рассмотрено понятие «образовательная среда», проанализированы педагогические технологии и определен комплекс педагогических условий, который включает: осознание студентом необходимости формирования экономической культуры; формирование положительной установки к ее овладению; планирование учебной деятельности студентов с учетом их разного уровня подготовки; привлечение студентов к оценке работы одногруппников в роли эксперта; использование рейтинговых оценок уровня сформированности экономической культуры; внедрение в образовательный процесс проектной деятельности студента.

Ключевые слова: экономическая культура, педагогические условия, образовательная среда.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMING THE ECONOMIC CULTURE IN STUDENTS OF HIGHER INSTITUTIONS OF CULTURE AND ARTS

Mukhamedieva Svetlana Anatolevna, PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor of Department of Social Sphere Economics, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russian Federation). Е-mail: swet-73@mail.ru

Pedagogical conditions for forming students' economic culture are defined in the article. They are determined by the fundamental characteristics of efficiency for conducting future professional activity, and also in connection with the happening social and economic transformations in the sphere of culture.

The essence of economic culture concept is studied and the content of the given category for workers of the sphere of culture, as the process of implementing professional and economic functions, directed on achieving economic efficiency of conducting its professional activity is defined.

It was defined that in the course of forming economic culture pedagogical instilling of economic thinking skills plays large role for students studying on the creative directions of training by means of studying the bases of the economic theory and other disciplines of the economic direction in the higher education institution.

For comprehensive disclosure of a subject the concept "educational environment" was considered, pedagogical technologies are analyzed and the complex of pedagogical conditions for forming economic thinking which includes: students' awareness of need for forming economic culture; forming positive installation to its mastering; planning students' educational activity taking into account their different level of preparation; involving students for evaluating the fellow students' work as the experts; using rating estimates of level for economic culture formation, introduction in educational process design activity of the student.

Keywords: economical culture, pedagogical conditions, educational environment.

В современных условиях социально-экономических преобразований в России в сфере культуры, в условиях «смены ценностных ориентиров, произошедших в последние десятилетия и существенных изменениях в межкультурных и социальных связях» [8], особую значимость приобретает деятельность профессионально компетентных специалистов владеющих экономической культурой.

Сегодня нужен качественно новый специалист, а не просто профессиональный исполнитель: «в руках этого специалиста культура в условиях транзитивного общества, состоящего из кон-фронтаций и противостояний (экономических, идеологических, политических, национальных), остается единственной интегрирующей силой, которая еще может обеспечить гражданское согласие и стабильность, объединить людей в общих чувствах добра, справедливости, правды, уважения человеческого достоинства» [4, с. 231].

В соответствии с этим одной из задач системы образования является - формирование экономической культуры будущего работника, уровень которой будет результатом воспитания и обучения, которая и будет способствовать эффективной профессиональной деятельности и позволит оценить данную деятельность не только с точки зрения экономической целесообразности, но и со стороны технологической, организационной и социальной эффективности.

Исследование экономической культуры осуществляется в рамках экономических наук, культурологии и педагогики. Решение проблем экономической культуры, как личности, так и работника, независимо от вида его профессиональной деятельности, не соответствуют современному состоянию общества и требованиям времени. В педагогической науке исследования экономической культуры относят к проблемам эконо-

мического образования. Изменения в обществе, в политике и макроэкономике дают новый импульс к исследованиям, касающимся сущности экономической культуры.

Историческое развитие экономической культуры предполагает свое происхождение от греческого «oikonomia» (управление домашним хозяйством). Великий классик - экономист Адам Смит разработал модель «Человека экономического», которая отражает свойства человека, такие как склонность к обмену, собственный интерес, постоянное стремление изменить свое положение в лучшую сторону [1].

Понятие «культура» фиксирует качественные своеобразия конкретных экономических форм деятельности человека. Содержание данной категории означает «обрабатывать, возделывать почву». В экономике культура была непосредственно связана с материальным производством и земледельческим трудом. Но, как только в науке разделили духовную и материально-производственную сферу человеческой деятельности, понятие «культура» стало отождествляться только с духовной жизнью общества. В практической жизни «культура» присуща всем видам и формам деятельности людей, в том числе и экономической. Поэтому чаще всего содержание экономической культуры раскрывается через «совокупность материальных и духовных социально-выбранных средств деятельности, с помощью которых осуществляется производственная жизнь людей» [1, с. 6, 12].

Экономическая культура как экономическая категория предполагает свою структуру, которая соотносится с самой экономической деятельностью человека. Связано это с тем, что фактором экономической культуры является процесс трудовой деятельности человека.

Для человека-работника экономическая культура связана с раскрытием его творческих спо-

собностей через эффективную профессиональную деятельность в социально-культурной среде. В науке выделяются следующие виды проявления творческих способностей:

- продуктивно-репродуктивная творческая способность, когда процесс труда повторяется и случайно создается что-то новое;

- генеративная творческая способность, когда возникают оригинальные вариации;

- конструктивно-инновационная деятельность, суть которой состоит в закономерном появлении нового.

Для работников творческого труда, на наш взгляд, указанные выше компоненты проявляются в полном объеме, но, следует заметить, что чем более творческим является труд, тем богаче именно культурная деятельность, тем выше должен быть уровень культуры трудовых отношений, то есть экономической культуры.

В формировании экономической культуры большую роль играет педагогическое привитие навыков экономического мышления у студентов, обучающихся по творческим направлениям подготовки, посредством изучения в вузе основ экономической теории и других дисциплин экономического направления.

Следует заметить, что практика, когда у работника культуры не возникало необходимости в формировании экономической культуры в течение многих десятилетий, а в частности, в период процветания командной или плановой экономики, сформировала понимание экономической культуры как параметра рационального индивида, то есть профессионала в области экономики, в области промышленного или материального производства. Это опять же способствовало развитию экономической безграмотности работников сферы культуры. Использование данного подхода в советской стране, в обществе, где превалирует господство государственной власти, печальным образом отразилось на экономическом функционировании сферы культуры в период развития транзитивной экономики, то есть в период перехода к рыночным отношениям.

Кроме того, психологическая несовместимость рационального подхода в экономическом мышлении и иррациональность работника сферы культуры являются объективной основой отсут-

ствия развития в полном объеме рыночных отношений в сфере культуры. Экономическая культура для работника сферы культуры, на наш взгляд, подразумевает осуществление профессионально-экономических функций работника творческой специальности, направленное на достижение экономической эффективности ведения его профессиональной деятельности.

С учетом того, что творческий вуз готовит специалистов в области культуры и искусства в соответствии с требованиями стандартов высшего профессионального образования, то его образовательная среда должна развиваться с учетом будущих профессиональных особенностей студентов и создавать им условия для овладения творческими профессиями. Здесь и возникает вопрос, каким образом сформировать экономическую культуру у студентов одновременно с овладением творческой профессии, где большую роль играет творческий характер взаимодействия.

Результативность решения этого вопроса зависит от того, насколько указанные взаимодействия содействуют благоприятному эмоциональному фону межличностных отношений в совместной творческой деятельности студентов и от социально-педагогической адаптации студентов как специально организованного педагогического процесса активного освоения студентами норм и ценностей, приобретения профессиональных умений, навыков и социально-значимых компетенций» [3, с. 25]. В совокупности указанные факторы характеризуют уровень развития образовательной среды учебного заведения.

Наиболее приемлемое определение образовательной среды, на наш взгляд, под углом формирования экономического мышления у студентов, обучающихся в творческом вузе, является определение Е. И. Ракитиной. По ее мнению образовательная среда - это «пространство, ближайшее внешнее по отношению к индивиду информационное окружение, совокупность условий, в которых непосредственно протекает деятельность индивида» [7, с. 39]. Отсюда мы выделим ключевой момент образовательной среды - это условия. В частности нас интересуют педагогические условия, позволяющие сформировать экономическую культуру студентов, обучающихся в творческом вузе.

По мнению Н. Н. Двуличанской, организационно-педагогические условия - это совокупность содержания и структуры предметного образования, учебно-методического обеспечения и инновационной образовательной среды, обеспечивающая успешное решение дидактических задач [2]. Разделяя точку зрения Н. Двуличанской, мы под понятием «педагогические условия» понимаем совокупность мер, которые возникают в процессе взаимодействия преподавателя и студента в образовательном процессе.

При создании комплекса педагогических условий, способствующих формированию экономической культуры студентов, нужно учитывать следующие факторы:

- при формировании экономических умений и навыков по дисциплине «Экономическая теория» в творческом вузе не всегда есть возможность целенаправленной подачи экономического материала с учетом экономических проблем отрасли сферы культуры. Поэтому важным моментом будет являться усиление блока профессиональных дисциплин в учебном плане дисциплиной «Экономика культуры». В результате уровень экономической подготовки студентов будет иметь значительные резервы;

- рост современных требований, предъявляемых к выпускникам творческих вузов, где выдвигается не просто возрастающая роль экономической культуры, а творческого мышления, умений анализировать экономические явления, владения методикой эффективного использования ресурсов и принятия экономически грамотных решений.

Для снижения уровня действия указанных факторов одним из наиболее перспективных направлений совершенствования преподавания экономических дисциплин у студентов, обучающихся по творческим направлениям подготовки, на наш взгляд, может быть проведение проблемных занятий, с целью активного включения студента в обучающий процесс, что позволит сократить разрыв между теорией и практикой.

С учетом практической значимости проведения проблемных занятий можно утверждать, что эффективность формирования экономической культуры студента творческого вуза возможна при

использовании в обучении различных методов, предусматривающих активную роль студентов.

Экономическое обучение, выработка ответных результатов и выражение этих результатов в конкретных действиях формирует уровень экономической культуры специалиста сферы культуры в профессиональной деятельности. Поэтому мы считаем, что весь учебный процесс от начала изучения экономических дисциплин и до зачета либо экзамена должен быть рассчитан на кооперативную работу студентов. Связано это с тем, что при всей значимости различных видов обучения, конечный результат определяется организацией рациональной системы самостоятельной работы студентов, где налицо возникает противоречие: растущий объем теоретического материала и ограниченный ресурс времени. Разрешить данное противоречие можно через усиление познавательной активности студентов, что еще раз доказывает важность самостоятельной работы и проведение занятий через постановку проблемного экономического вопроса.

Следует заметить, что посещение лекционных и практических занятий является недостаточным условием для усвоения необходимых знаний. Каждый студент должен индивидуально готовиться по темам дисциплины, читая конспекты лекций и рекомендуемую литературу, осваивая основные тезисы, положения, классификации, схемы и типологии. Самостоятельная работа позволит студенту в спокойной обстановке подумать, разобраться с информацией по теме, при необходимости обратиться к справочной литературе. Внимательное чтение и повторение прочитанного поможет в полном объеме усвоить содержание темы, структурировать знания.

Самостоятельная работа студентов не должна ограничиваться лишь подготовкой к семинарским занятиям. Так, например, изучение одной из тем курса можно запланировать для групповой работы студентов. Для этого студенты разбиваются на несколько групп, и перед каждой группой ставится конкретная практическая задача по анализу экономической ситуации, связанной с будущей профессиональной деятельностью. Студентам может быть предложено составить презентацию об изученной проблеме и путях ее

разрешения. Убедительность и обоснованность выводов, а также степень участия, определенная самими членами группы, будут являться основой для выставления оценки экспертами из числа студенческой группы.

Кроме того, студентам можно предложить ряд различных аспектов изучаемых тем для самостоятельного исследования. Для этого в начале семестра студенту предполагается выбрать тему проекта, эссе, имеющих теоретическую и практическую значимость. Тематика проекта, эссе должна быть разработана так, чтобы студент рассмотрел определенную практическую проблему также в рамках своей будущей профессиональной деятельности.

С учетом проведенного анализа научной литературы и изучения студенческих интересов в экономической области нами определен главный аспект педагогических условий эффективного формирования экономической культуры студентов, обучающихся по творческим направлениям подготовки. Данный аспект основан на использовании интерактивной формы проведения занятий - проблемных лекций, а также групповых методов работы со студентами.

Кроме того, одним из самых значимых методов (например, при изучении таких тем, как потребительское поведение, рынок труда), на наш взгляд, может стать метод инсценировки (деловой театр). На занятиях разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в сложной экономической ситуации. Студент должен вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки - научить ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описывается конкретная ситуация, функции и обязанности конкретных лиц, их задачи.

Интересен метод игрового проектирования. Игровое проектирование является практическим занятием или циклом занятий, суть которых со-

стоит в разработке инженерного, конструкторского, технологического и других видов проектов в игровых условиях, максимально воссоздающих реальность. Этот метод отличается высокой степенью сочетания индивидуальной и совместной работы студентов. Создание общего для группы проекта требует, с одной стороны, знания каждым технологии процесса проектирования, а с другой - умений вступать в общение и поддерживать межличностные отношения с целью решения профессиональных вопросов. Игровое проектирование может перейти в реальное проектирование, если его результатом будет решение конкретной практической проблемы, а сам процесс будет перенесен в условия действующей организации.

В отличие от учебно-исследовательской деятельности, главным итогом которой является достижение истины, работа над проектом нацелена на всестороннее и систематическое исследование проблемы и предполагает получение практического результата - образовательного продукта. Продуктом может быть расчет стоимости создания видеофильма, творческой программы, театральной инсценировка, игры (деловой), web-сайта.

Данный метод применим при изучении таких тем, как планирование и прогнозирование численности работников в соответствии со штатным расписанием или определение организационной технологической, социальной и экономической эффективности производимого или реализуемого культурного блага. Например, студент получает задание: разработать проект по теме «Эффективность деятельности организаций в сфере культуры», на основании того, что проблема определения эффективности является ключевой проблемой в теории управления и использования ресурсов организации. Для сферы культуры эта проблема связана с невозможностью измерения конечного результата деятельности, так как для этой сферы не подходят критерии эффективности материального производства.

Проект предусматривает проведение практических занятий, связанных с поиском практических данных по деятельности организаций сферы культуры, анализом и синтезом данной информа-

ции, а также с разработкой классификации терминологии «эффективности» в сфере культуры.

Проект рассчитан на 8 часов, из которых, 4 часа - сбор информации (на основе работы с web-сайтами), 4 часа - работа студентов по определению различных видов эффективности деятельности организации сферы культуры. Основополагающий вопрос проекта: как определить эффективность деятельности организаций в сфере туризма?

Проблемные вопросы могут быть сформулированы следующим образом:

- Что понимается под эффективностью деятельности организации?

- Что общего и различного в понятиях технологическая эффективность, ресурсная эффективность, организационная эффективность, комплексная эффективность?

- Совпадает или нет содержание категории «эффективность» в сфере культуры и в материальном производстве?

- Почему критерии эффективности материального производства нельзя применить для определения эффективности организаций в сфере туризма?

Технология работы над проектом представляет собой прохождение студентами следующих этапов:

- знакомство с теорией экономической эффективности;

- сбор информации для определения различных видов эффективности;

- проведение расчетов по определению экономической эффективности;

- презентация расчетов, защита докладов по теме проекта.

Таким образом, мы выделяем следующие аспекты педагогических условий формирования экономической культуры студентов в творческом вузе:

- положительная установка к овладению экономической культуры не только на учебных занятиях по экономическим дисциплинам, но и на занятиях по введению в профессию;

- осознание студентом необходимости формирования экономической культуры через информационную наполняемость содержания занятий по экономическим дисциплинам;

- планирование учебной деятельности студентов по экономическим дисциплинам с учетом их разного уровня подготовки и мотивов к учебной деятельности;

- изучение студентами дисциплин экономической направленности в процессе групповых форм работы;

- внедрение в образовательный процесс проектной деятельности студентов;

- привлечение студентов к оценке работы одногруппников. Студент в период семестра должен обязательно побыть в роли эксперта, оценивая одногруппников по параметрам, которые разрабатывают сами студенты;

- использование рейтинга оценки уровня сформированности экономической культуры.

Литература

1. Автономов В. С. Модель человека в экономической науке. - СПб., 1998. -228 с.

2. Двуличанская Н. Н. Организационно-педагогические условия повышения профессиональной компетентности обучающихся в системе непрерывного естественно-научного образования [Электронный ресурс] // Наука и образование. - 2011. - № 3. - URL: http: technomag.edu.ru/doc/170201.html (дата обращения: 02.09.2015).

3. Жегульская Ю. В. Социально-педагогическая адаптация студентов: терминологический анализ // Современные проблемы адаптации обучающихся в социально-культурном пространстве образовательного учреждения: сб. нуч. ст. - Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2015. - Вып. 2. - С. 16-27.

4. Заруба Н. А. Подготовка профессионально-компетентных кадров для сферы культуры в условиях транзитивного общества // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2014. - № 26. - С. 228-232.

5. Мухамедиева С. А. Формирование экономического мышления студентов творческого вуза // Современные проблемы адаптации обучающихся в социально-культурном пространстве образовательного учреждения: сб. науч. ст. - Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2015. - Вып. 2. - С. 63-70.

6. Помпеев Ю. А. О будущем экономической культуры // Интернет: культура и образование: мат-лы междунар. конф. - СПб., 1997. - С. 11-14.

7. Ракитина Е. И. Информация и информационные процессы // Информатика и образование. - 1998. - № 8. -С. 39-50.

8. Юдина А. И., Тельманова А. С. Педагогический потенциал социально-культурной среды современного индустриального города [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2013. -№ 6. - URL: http:// www.science-education.ru113-11275 (дата обращения: 6.09.2015).

9. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

References

1. Avtonomov V.S. Model' cheloveka v ekonomicheskoi nauke [The model of person in economic science]. St. Petersburg Publ., 1998. 228 p. (In Russ.).

2. Dvulichanskaia N.N. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviia povysheniia professional'noi kompetentnosti obuchaiuschikhsia v sisteme nepreryvnogo estestvenno-nauchnogo obrazovaniia [Organizational and pedagogical conditions for improving professional competences of students in the continuous natural science educational system]. Nauka i obrazovanie [Science and education], 2011, no 3. (In Russ.). Available at: http: technomag.edu.ru/ doc/170201.html (accessed 02.09.2015).

3. Zhegulskaya Iu.V. Sotsial'no-pedagogicheskaia adaptatsiia studentov: terminologicheskii analiz [Social and pedagogical adaptation of students: terminological analysis]. Sovremennye problemy adaptatsii obuchaiushchikhsia v sotsial'no-kul'turnom prostranstve obrazovatelnogo uchrezhdeniia: sb. nauch. st. [Modern problems of adapting students in social and cultural environment of the higher education institution: collection of scientific articles]. Kemerovo, Kemerovo State University of Culture and Arts Publ., 2015, iss. 2, pp. 16-27. (In Russ.).

4. Zaruba N.A. Podgotovka professional'no-kompetentnykh kadrov dlia sfery kul'tury v usloviiakh tranzitivnogo obshchestva [Training professional and competent personnel for cultural sphere in transitive society environment]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2014, no 26, pp. 228-232. (In Russ.).

5. Mukhamedieva S.A. Formirovanie tvorcheskogo myshleniia studentov tvorcheskogo vuza [Forming economical thinking of students in higher institutions of culture and arts]. Sovremennye problemy adaptatsii obuchaiushchikhsia v sotsial'no-kul'turnom prostranstve obrazovatelnogo uchrezhdeniia: sb. nauch. st. [Modern problems of adapting students in social and cultural environment of the higher education institution: collection of scientific articles]. Kemerovo, Kemerovo State University of Culture and Arts Publ., 2015, iss. 2, pp. 63-70. (In Russ.).

6. Pompeev Iu.A. O budushchem ekonomicheskoi kul'tury [Further development of economic culture]. Internet: kul'tura i obrazovanie: materialy mezhdunarodnoi konferentsii [Internet: culture and education: materials of international conference]. St. Petersburg, 1997, pp. 11-14. (In Russ).

7. Rakitina E.I. Informatika i informatsionnye protsessy [Information and information processes]. Informatika i obrazovanie [Informatics and education], 1998, no 8, pp. 39-50. (In Russ.).

8. Iudina A.I., Tel'manova A.S. Pedagogicheskii potentsial sotsial'no-kul'turnoi sredy sovremennogo industrial'nogo goroda [Pedagogical capacity of social and cultural environment in modern industrial city]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia [Modern problems of science and education], 2013, no 6. (In Russ.). Available at: http:// www. science-education.ru113-11275 (accessed 06.09.2015).

9. Iasvin V.A. Obrazovatel'naia sreda: ot modelirovaniia k proektirovaniiu [Educational environment: from modelling to projecting]. Moscow, Smysl' Publ., 2001. 365 p. (In Russ.).

УДК 378.014.15

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ (ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ) ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 100400 «ТУРИЗМ»

Клюев Юрий Владимирович, кандидат культурологии, доцент кафедры экономики социальной сферы, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). Е-тай: klujev@yandex.ru

Статья посвящена рассмотрению роли учебной (ознакомительной) практики при подготовке бакалавров туризма. За последние годы в России возросли требования к подготовке студентов, способ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.