Научная статья на тему 'Метод проектов в организации педагогической практики в творческом вузе'

Метод проектов в организации педагогической практики в творческом вузе Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
128
15
Поделиться
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ПОРТФОЛИО / МЕТОД ПРОЕКТОВ / УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TEACHING PRACTICE / PORTFOLIO / PROJECT METHOD / TRAINING PROJECT / INFORMATION AND COMMUNICATIONS TECHNOLOGY / EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Борздун Вадим Николаевич, Григоренко Наталья Николаевна

В статье освещается инновация по организации педагогической практики студентов творческих специальностей, состоящая из проведения очной недели погружения в метод проектов, включающая разработку со студентами портфолио проекта, который ими реализовывался на практике. Рассмотрена необходимость и возможность применения в рамках компетентностного подхода методов проектов при организации и проведении производственной (педагогической) практики студентов. Дается анализ всех этапов реализации учебных проектов при прохождении студентами практики, включая педагогическое оценивание и рефлексию. Обосновывается специфика организации и проведения педагогической практики в творческом вузе. Актуализируется необходимость и возможность применения информационнокоммуникационных и интерактивных технологий и методов обучения в ходе подготовки и проведения производственной (педагогической) практики студентов вуза культуры и искусства. На примере компетенций, определенных по педагогической деятельности в Федеральном государственном образовательном стандарте по направлению подготовки 51.03.02 «Народная художественная культура», анализируется ход разработки студентами портфолио проекта, который в последующем реализуется на базе практики. В статье представлены задачи, решаемые в ходе организации и проведения педагогической практики по методу проектов как студентами, так и педагогами (тьюторами). Определены особенности тьюторского подхода в современной практике обучения (в различных системах общего, дополнительного, профессионального образования) по дисциплинам художественно-творческой направленности. Авторами представлены возможности педагогической оценки (объективной, субъектной) реализованных проектов как обучающимися на базе практики, так и самими студентами, проходящими производственную (педагогическую) практику, оценка руководителями с мест практики такой формы организации студенческой практики, а также конкретные результаты и отношение студентов к применению метода проекта в их непосредственной практической педагогической деятельности.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Борздун Вадим Николаевич, Григоренко Наталья Николаевна,

Method of Projects in the Pedagogical Practice Organization at the Creative University

The article highlights the innovation on organizing pedagogical practice for the students of creative specialties, consisting of a full-time week immersion into the project method, including the project portfolio development which was implemented by the students during the practice. The necessity and possibility for applying the project methods within the competence approach for organizing and carrying out the students’ pedagogical practice is considered in the article. The authors provide the analysis for all stages of implementing educational projects during the students’ practice, including pedagogical evaluation and reflection. Also the specificity of organizing and conducting the pedagogical practice at the higher educational institution of culture is proved. The authors actualize the necessity and possibility of using information and communication technologies and interactive teaching methods for preparing and conducting pedagogical practice of the students. On the example of the competencies defined by pedagogical activity in the Federal State Educational Standards on the training direction 51.03.02 “Folk Art Culture”, the authors review the students’ project portfolio development for further implementing on the basis of practices. The article presents the problems solving within organizing and conducting pedagogical practice using the method of projects both by the students and the teachers (tutors). The features of tutor approach in the modern practice of teaching art and creative disciplines (for general, additional and vocational education) are defined. The authors presented the possibility for educational evaluation (objective and subjective) of the projects implemented both by the pupils and the students doing pedagogical practice, assessment of the heads of practice, and also the results and students’ attitude to implementing the project methods for their pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «Метод проектов в организации педагогической практики в творческом вузе»

12. Minenko G.N. Dukhovnaya kul'tura obshchestva: soderzhanie ponyatiya [Spiritual culture of society: the content of the concept]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2015, no. 31, pp. 97-104. (In Russ.).

13. Minenko G.N. Filosofiya "cheloveka vozmozhnogo" v kontekste formirovaniya otkrytoy kul'tury Rossii [Philosophy of "human potential" in the context of the formation of the opening and culture of Russia]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2016, no. 37/2, pp. 13-19. (In Russ.).

14. Petrovskiy V.A. Chelovek nad situatsiey [Man of the situation]. Moscow, Smysl Publ., 2010. 559 p. (In Russ.).

15. Professional'nyy standart "Pedagog" [Professional standards "Teacher"]. (In Russ.). Available at: husain-off.ru/ hg74now-05.html#04.

16. Rubinshteyn S.L. Bytie i soznanie. Chelovek i mir [Being and consciousness. Man and the world]. St. Petersburg, Piter Publ., 2003. 512 p. (In Russ.).

17. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Osnovy psikhologicheskoy antropologii. Psikhologiya cheloveka: Vvedenie vpsikhologi-yu sub"ektivnosti. ucheb. posobie dlya vuzov [Fundamentals ofpsychological anthropology. Psychology of Human: Introduction to Psychology subjectivity. Proc. manual for higher education]. Moscow, Shkola-Press Publ., 1995. 384 p. (In Russ.).

18. Sharipov F.V. Pedagogika i psikhologiya vysshey shkoly: uchebnoe posobie [Pedagogy and psychology of higher education. Proc. manual]. Moscow, Logos Publ., 2011. 446 p. (In Russ.).

19. Yannaras Kh. Izbrannoe: Lichnost' i Eros [Personality and Eros]. Moscow, Russian Political Encyclopedia (ROSSPEN) Publ., 2005. 480 p. (In Russ.).

УДК 378:355

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

В ТВОРЧЕСКОМ ВУЗЕ

Борздун Вадим Николаевич, кандидат химических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии, начальник управления информатизации, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: VadimNB@hotmail.com

Григоренко Наталья Николаевна, кандидат философских наук, заведующая кафедрой педагогики и психологии, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: Natalya_ grigorenko@mail.ru

В статье освещается инновация по организации педагогической практики студентов творческих специальностей, состоящая из проведения очной недели погружения в метод проектов, включающая разработку со студентами портфолио проекта, который ими реализовывался на практике. Рассмотрена необходимость и возможность применения в рамках компетентностного подхода методов проектов при организации и проведении производственной (педагогической) практики студентов. Дается анализ всех этапов реализации учебных проектов при прохождении студентами практики, включая педагогическое оценивание и рефлексию. Обосновывается специфика организации и проведения педагогической практики в творческом вузе. Актуализируется необходимость и возможность применения информационно-коммуникационных и интерактивных технологий и методов обучения в ходе подготовки и проведения производственной (педагогической) практики студентов вуза культуры и искусства. На примере компетенций, определенных по педагогической деятельности в Федеральном государственном образовательном стандарте по направлению подготовки 51.03.02 «Народная художественная культура», анализируется ход разработки студентами портфолио проекта, который в последующем реализуется на базе практики.

В статье представлены задачи, решаемые в ходе организации и проведения педагогической практики по методу проектов как студентами, так и педагогами (тьюторами). Определены особенности тью-

торского подхода в современной практике обучения (в различных системах - общего, дополнительного, профессионального образования) по дисциплинам художественно-творческой направленности.

Авторами представлены возможности педагогической оценки (объективной, субъектной) реализованных проектов как обучающимися на базе практики, так и самими студентами, проходящими производственную (педагогическую) практику, оценка руководителями с мест практики такой формы организации студенческой практики, а также конкретные результаты и отношение студентов к применению метода проекта в их непосредственной практической педагогической деятельности.

Ключевые слова: педагогическая практика, портфолио, метод проектов, учебный проект, информационно-коммуникационные технологии, педагогическая деятельность.

A METHOD OF PROJECTS IN THE PEDAGOGICAL PRACTICE ORGANIZATION AT THE CREATIVE UNIVERSITY

Borzdun Vadim Nikolaevich, PhD in Chemistry, Associate Professor, Associate Professor of Department of Pedagogy and Psychology, Head of Information, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: VadimNB@hotmail.com

Grigorenko Natalya Nikolaevna, PhD in Philosophy, Department Chair of Pedagogy and Psychology, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: Natalya_grigorenko@mail.ru

The article highlights the innovation on organizing pedagogical practice for the students of creative specialties, consisting of a full-time week immersion into the project method, including the project portfolio development which was implemented by the students during the practice. The necessity and possibility for applying the project methods within the competence approach for organizing and carrying out the students' pedagogical practice is considered in the article. The authors provide the analysis for all stages of implementing educational projects during the students' practice, including pedagogical evaluation and reflection. Also the specificity of organizing and conducting the pedagogical practice at the higher educational institution of culture is proved. The authors actualize the necessity and possibility of using information and communication technologies and interactive teaching methods for preparing and conducting pedagogical practice of the students. On the example of the competencies defined by pedagogical activity in the Federal State Educational Standards on the training direction 51.03.02 "Folk Art Culture", the authors review the students' project portfolio development for further implementing on the basis of practices.

The article presents the problems solving within organizing and conducting pedagogical practice using the method of projects both by the students and the teachers (tutors). The features of tutor approach in the modern practice of teaching art and creative disciplines (for general, additional and vocational education) are defined.

The authors presented the possibility for educational evaluation (objective and subjective) of the projects implemented both by the pupils and the students doing pedagogical practice, assessment of the heads of practice, and also the results and students' attitude to implementing the project methods for their pedagogical activity.

Keywords: teaching practice, portfolio, project method, the training project, information and communications technology, educational activities.

Реализация комплексного подхода требует от отечественного образования системного решения проблем совершенствования качества обучения, обновления педагогических методик и технологий, а также способов контроля эффективности обучения. Одной из инновационных технологий

оценивания качества обучения и уровня сформи-рованности компетенций обучающихся в современном образовательном учреждении является портфолио [4; 6-8] - один из инструментов, используемых для итогового оценивания продукта, получаемого в результате реализации учебного

проекта. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, предложенной педагогом или выявленной обучающимися, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [5; 10; 11; 13]. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний, умений, применение знаний из различных областей науки, техники, технологии, творчества.

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, то есть заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Тематика проектов может касаться какого-либо вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных обучающихся по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний разных областей творческого мышления, исследовательских и практических навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Одной из главных целей метода проектов является обеспечение непосредственной реализации классического дидактического принципа полноценной связи обучения с практикой (реальной деятельностью).

В нашем вузе метод проектов используется педагогами в качестве основы учебных проектов и производственной (педагогической) практики студентов.

Как продолжение методик обучения должны использоваться формы контроля, позволяющие обучающемуся более четко осознать свои достижения и недоработки, скорректировать собственную активность, а преподавателю - направить деятельность в необходимое русло. Способы и методы оценивания подбираются в зависимости от подхода к определению результатов образо-

вания: обученность, образованность, компетентность, готовность учащегося [9]. Существуют разные подходы к определению структуры компетенций, в тоже время большая часть авторов выделяет когнитивную и личностную составляющие. Компетентностный подход создает условия для повышения эффективности взаимодействия всех участников образовательного процесса [3] и выступает основой для построения содержания и технологий реализации профессиональных компетенций.

Анализ литературных источников позволяет прийти к заключению, что стартовой точкой развития профессиональной компетентности как целевого образования выступает мотивационно-ценностное отношение личности, а полнота её реализации определяется наличием теоретических и практических знаний, умениями и опытом субъекта труда. Таким образом, профессиональная компетентность определяется как способ решения задач деятельности, опосредованный личностным отношением к делу [1; 12].

Формирующее и обобщающее оценивание опирается на заранее разработанную и предъявляемую обучающемуся систему критериев. Для оценивания в критериальном подходе часто используются критериальные таблицы - рубрикаторы, основными элементами которого являются: критерий - признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям (мере); показатель -обобщённая характеристика какого-либо объекта, процесса или его результата; индикатор - объект, отображающий изменения какого-либо параметра, в форме, наиболее удобной для непосредственного восприятия.

Объектом оценивания является не только обучающийся, но и педагог, а предметом оценивания - их учебная деятельность: приращение знаний и навыков обучающегося и приращение умения преподавателя (его профессиональный прирост) организовать учебную деятельность [2].

Инструменты оценивания могут иметь вид оценочных листов, контрольных списков или форм само- и взаимооценки. Данные инструменты применяются для оценивания продуктов образовательной деятельности обучающихся: презентаций, буклетов, ментальных карт, лент времени, опросных форм, аннотированных ката-

логов, онлайн-карт, сайтов, вики-страниц, блогов и т. д., например, в качестве критериев оценивания рассматриваются метапредметные результаты обучения - способы деятельности, использованные обучающимися в процессе работы над задачей (проектом).

Учебный проект с точки зрения обучающегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим студентом в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей (то есть нахождение чего-то нового, неизвестного, что создает предпосылки внутренней мотивации для участия в этом проекте).

Развитие экономики постоянно ставит задачи совершенствования в организациях и учреждениях, занимающихся подготовкой и профессиональным становлением специалистов в любой области деятельности. Не исключением является и образование в сфере искусства и культуры. В современном творческом вузе происходят серьезные изменения и это - требование времени. Обновляется учебное оборудование, учебники и учебно-методические комплексы. Большое внимание уделяется образовательным технологиям, формирующим инициативность обучающихся, индивидуальным особенностям молодежи. В то же время содержание профессионального образования должно успевать за быстрыми изменениями реальной профессиональной действительности специалиста, сокращая разрыв между актуальными потребностями социокультурной сферы и качеством подготовки специалиста.

Рассмотрение требований Федерального государственного образовательного стандарта по направлениям:

- 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность»,

- 51.03.01 «Культурология»,

- 51.03.02 «Народная художественная куль-

тура», - в части компетенции осуществления педагогической деятельности, позволяет говорить об общих тенденциях. Например, рассмотрим требования из Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 51.03.02 «Народная художественная культура», в части компетенции осуществления педагогической деятельности в процессе обучения в вузе студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:

- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

- способность к самостоятельному поиску, обработке, анализу и оценке профессиональной информации, приобретению новых знаний, используя современные образовательные и информационные технологии (ОПК-2);

- способность реализовывать актуальные задачи воспитания различных групп населения, развития духовно-нравственной культуры общества и национально-культурных отношений на материале и средствами народной художественной культуры (ПК-4);

- владение основными формами и методами этнокультурного образования, этнопедагогики, педагогического руководства коллективом народного творчества (ПК-5);

- способность принимать участие в формировании общего мирового научного, образовательного и культурно-информационного пространства, трансляции и сохранения в нем культурного наследия народов России, достижений в различных видах народного художественного творчества (ПК-6);

- способность участвовать в научно-методическом обеспечении деятельности коллективов народного художественного творчества, этнокультурных учреждений и организаций (ПК-10);

- способность участвовать в организационно-методическом обеспечении, подготовке и проведении фестивалей, конкурсов, смотров, праздников, мастер-классов, выставок народного художественного творчества, семинаров и конференций, посвященных народной художественной культуре (ПК-11);

- способность содействовать активному распространению в обществе информации о народной художественной культуре для повышения культурного уровня различных групп населения,

формирования у них духовно-нравственных ценностей и идеалов, повышения культуры межнационального общения, сохранения этнокультурной идентичности разных народов (ПК-15);

- способность принимать участие в деятельности российских и зарубежных этнокультурных центров, музеев, других учреждений культуры, издательств, образовательных, общественных организаций и движений по пропаганде культурного наследия народов России, достижений народного художественного творчества (ПК-16);

- способность участвовать в реализации научных, учебных, творческих программ в сфере народной художественной культуры, с активным использованием современных социальных, психолого-педагогических и информационных технологий, средств массовой информации (ПК-17).

Без сомнения, профессиональное развитие специалиста в сфере культуры и искусства невозможно без освоения информационно-коммуникационных технологий, которые на сегодняшний день являются основными технологиями во всех сферах деятельности человека, вместе с тем они самые быстро развивающиеся, самыми значительными по материальным, интеллектуальным и другим ресурсным вложениям человечества и в частности нашего государства.

Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий в последние тридцать лет послужило катализатором к развитию сфер деятельности человека, основанных на использовании различной информации, к становлению информационного общества. Под информационным обществом следует понимать такое общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы -знаний. В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все силы направлены на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются в основном интеллект и знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. Следо-

вательно, в настоящее время, совершающийся переход человечества в информационное общество предполагает модернизацию всех сфер деятельности человека, исходя из проблемных задач. При этом предполагается, что в информационном обществе информационно-коммуникационные технологии будут основными не только для специалистов, работающих в области, связанной с производством компьютеров или средств обработки информации, но и для любого гражданина.

В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо учиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией.

Исходя из вышеизложенного, компетентность специалиста в информационном обществе будет определяться, в первую очередь, его информационно-коммуникационной компетентностью. Поэтому одной из важнейших задач любого вуза (в частном случае - творческого) является развитие информационно-коммуникационной компетентности наряду со специальными предметными (профессиональными) компетент-ностями на основе информационно-коммуникационных технологий.

Предполагается, что на профессиональной (педагогической) практике студенты, изучающие педагогические аспекты организации работы детских коллективов (будь то фото-, видео- или театральная, хореографическая студия и т. д.) должны отрабатывать и демонстрировать компетенции, включающие в себя и применение современных педагогических технологий, и информационно-коммуникационных технологий. Соответственно, целями производственной (педагогической) практики являются: формирование профессиональной компетентности, необходимой для успешной пре-

подавательской деятельности в условиях современной информационной образовательной среды; практическое знакомство с профессиональной педагогической деятельностью, профессиональная и социальная адаптация будущих специалистов к работе в образовательных учреждениях и организациях по профилю их подготовки.

В Кемеровском государственном институте культуры (до сентября 2015 года в Кемеровском государственном университете культуры и искусств) опробована и внедрена инновация по организации профессиональной (педагогической) практики студентов по ФГОС ВПО по направлению подготовки 51.03.02 «Народная художественная культура», профили: «Руководство хореографическим коллективом» (институт хореографии), «Руководство студией декоративно-прикладного творчества» (институт визуальных искусств), «Руководство студией кино, фото- и видеотворчества» (институт визуальных искусств), «Руководство театральным коллективом» (институт театра) и др. (институт музыки). В течении производственной (педагогической) практики решаются следующие задачи (см. табл. 1):

- овладение навыками самостоятельного ведения воспитательно-образовательной работы: в области преподавания профильных дисциплин, в применении традиционных и инновационных технологий образования, в учебном процессе;

- совершенствование опыта проектирования образовательной среды для формирования профессионально значимых компетенций обучающихся;

- формирование компетенций и профессионально значимых качеств личности будущего педагога;

- совершенствование интеллектуальных способностей и коммуникативных умений в процессе педагогической деятельности;

- формирование навыков самовоспитания, самообразования, проектирования дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

Данные задачи производственной (педагогической) практики соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности: педагогической, методической, культурно-просветительской. Суть производственной (педагогической) практики состоит в следующем: перед на-

чалом практики со студентами разрабатывается портфолио проекта, который ими реализуется на практике.

Создание портфолио студентами осуществлялось в течение недели в сотрудничестве с тьюторами - преподавателями кафедр педагогики, психологии и др. Содержание деятельности студентов представляет собой интерактивную работу на лекциях, тренингах, семинарских занятиях и обязательное выполнением самостоятельной работы с предоставлением отчета в дистанционном режиме. Студенты создавали (с целью реализации их в учреждениях во время прохождения практики) учебные проекты для работы с обучающимися школьного (или студенческого) возраста в течение 2-3 недель (6-9 часов).

Тьюторы, в период погружения в проект, знакомили студентов с такими вопросами, как [2]: метод проектов, обучение с использованием метода проектов, планирование учебного проекта, организация совместной работы по проекту в сети, создание продуктов проектной деятельности обучающихся, оценивание продуктов проектной деятельности обучающихся, создание материалов по сопровождению и поддержке проектной деятельности.

Студенты участвовали в трех тренингах: «Использование возможностей социальных сервисов Интернета в образовательном процессе», «Метод проектов - современная педагогическая технология» и «Формирующее оценивание». Около 70 % времени, в течение данной недели, студенты, объединившись в группы из 2-3 человек, разрабатывали свои портфолио, используя информационно-коммуникационные технологии.

Защита состояла из двух этапов: первый -по окончании разработки портфолио, второй -по окончании практики.

Тьюторы, работая со студентами, готовили их к преподавательской (и тьюторской) деятельности во время практики для реализации с обучающимися учебных проектов. При этом происходило понимание того, что тьюторство - это иная идеология, выстроенная на иных ценностях и подходах, что влечет за собой необходимость освоения педагогом новой профессиональной роли, осмысления и осознания иной философии, философии индивидуализации образовательного процесса, практического освоения других технологий, в том числе и технологий открытого образования.

Таблица 1

МАТРИЦА

соответствия планируемых результатов обучения и планируемых результатов освоения

основной образовательной программы

Планируемые результаты освоения ООП (формируемые компетенции) Планируемые результаты производственной (педагогической) практики

Знания Умения Владения

способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7) особенности строения мо-тивационной сферы учения личности; факторы, способствующие развитию мотивации и влияющие на повышение уровня профессиональной квалификации обучающихся создавать условия для формирования положительной мотивации учения; самостоятельно овладевать совокупностью педагогических ценностей, технологий, творчества способами мотивирования на систематическое повышение уровня профессиональной квалификации обучающихся

способность к самостоятельному поиску, обработке, анализу и оценке профессиональной информации, приобретению новых знаний, с использованием современных образовательных и информационных технологий (ОПК-2) основные подходы к разработке индивидуально-ориентированных стратегий обучения и воспитания разрабатывать индивидуально-ориентированные стратегии обучения и воспитания на материале и средствами народной художественной культуры технологиями разработки индивидуально-ориентированных стратегий обучения и воспитания на материале и средствами народной художественной культуры

способность реализовывать актуальные задачи воспитания различных групп населения, развития духовно-нравственной культуры общества и национально-культурных отношений на материале и средствами народной художественной культуры (ПК-4) современные теории воспитания; возможности воспитательной деятельности на материале и средствами народной художественной культуры; факторы, влияющие на эффективность учебно-воспитательного процесса организовывать воспитание различных групп населения на материале и средствами народной художественной культуры; осуществлять педагогическое руководство; определять эффективность учебно-воспитательного процесса технологиями и методами воспитания применительно к различным возрастным и социальным группам населения; методами работы, способствующими развитию духовно-нравственной культуры общества и национально-культурных отношений на материале и средствами народной художественной культуры; технологиями выявления эффективности учебно-воспитательного процесса

владение основными формами и методами этнокультурного образования, этнопедагогики, педагогического руководства коллективом народного творчества (ПК-5) тенденции развития этнокультурного образования; этнические особенности воспитания и их определяющие факторы; специфику педагогического руководства студией кино-, фото-и видеотворчества собирать, обобщать и анализировать эмпирическую информацию об истории, современных явлениях и тенденциях развития народной художественной культуры основными формами и методами этнокультурного образования, эт-нопедагогики; технологиями педагогического руководств

Продолжение таблицы 1

Планируемые результаты освоения ООП (формируемые компетенции) Планируемые результаты производственной (педагогической) практики

Знания Умения Владения

способность принимать участие в формировании общего мирового научного, образовательного и культурно-информационного пространства, трансляции и сохранения в нем культурного наследия народов России, достижений в различных видах народного художественного творчества (ПК-6) основные идеи личностно-ориентированного обучения и воспитания; особенности педагогического взаимодействия руководителя и участников творческого коллектива; содержание, формы, методы и виды контроля качества образования выявлять и развивать художественно-творческие способности обучающихся; создавать благоприятные психолого-педагогические условия в образовательном процессе; оценивать качество образования в соответствии с требованиями образовательного процесса технологиями обучения и воспитания на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса; способами оценки результатов качества образования в соответствии с требованиями образовательного процесса

способность участвовать в научно-методическом обеспечении деятельности коллективов народного художественного творчества, этнокультурных учреждений и организаций (ПК-10) сущность научно-методического обеспечения деятельности коллективов народного художественного творчества, этнокультурных учреждений и организаций разрабатывать и внедрять инновационные методики организации и руководства технологиями научно-методического обеспечения деятельности коллективов народного художественного творчества, этнокультурных учреждений и организаций

способность участвовать в организационно-методическом обеспечении, подготовке и проведении фестивалей, конкурсов, смотров, праздников, мастер-классов, выставок народного художественного творчества, семинаров и конференций, посвященных народной художественной культуре (ПК-11) основные нормативные документы, регламентирующие содержание образования (ФЗ «Об образовании», «Концепция художественного образования в России» и др.) организовывать и осуществлять программное и методическое обеспечение учебного процесса технологиями программного и методического обеспечения учебного процесса

способность содействовать активному распространению в обществе информации о народной художественной культуре для повышения культурного уровня различных групп населения, формирования у них духовно-нравственных ценностей и идеалов, повышения культуры межнационального общения, сохранения этнокультурной идентичности разных народов (ПК-15) специфику организации и планирования репетиционной, концертно-поста-новочной деятельности коллектива народного художественного творчества; факторы, влияющие на эффективность организации и планирования репетиционной и концертно-постановочной деятельности коллектива народного художественного творчества разработать сценарий и осуществить постановку сценического действа; вести репетиционную работу; организовывать концертно-по-становочную деятельность коллектива народного художественного творчества методами организации и планирования репетиционной, концертно-постановочной деятельности коллектива народного художественного творчества; различными формами пропаганды их деятельности

Окончание таблицы 1

Планируемые результаты освоения ООП (формируемые компетенции) Планируемые результаты производственной (педагогической) практики

Знания Умения Владения

способность принимать участие в деятельности российских и зарубежных этнокультурных центров, музеев, других учреждений культуры, издательств, образовательных, общественных организаций и движений по пропаганде культурного наследия народов России, достижений народного художественного творчества (ПК-16) критерии оценки качества художественно-исполнительской деятельности участников коллективов народного художественного творчества; методические подходы к анализу произведения творчески работать над художественным произведением, формировать художественный образ, применять различные методики художественного анализа методами анализа художественных произведений; критериями оценки качества художественно-исполнительской деятельности участников коллективов народного художественного творчества

способность участвовать в реализации научных, учебных, творческих программ в сфере народной художественной культуры, с активным использованием современных социальных, психолого-педагогических и информационных технологий, средств массовой информации (ПК-17) структуру учебно-воспитательного процесса; основные принципы системного подхода (целостность, иерархичность, структуризация, множественность и системность) планировать и организовывать учебно-воспитательный процесс на основе системного подхода основными методами системного подхода (синтез и анализ)в художественно-педагогической деятельности

В процессе прохождения производственной (педагогической) практики студентам создаются условия для освоения следующих направлений деятельности:

- ознакомление со структурой образовательного процесса и нормативными документами, регламентирующими ведение образовательной деятельности;

- формирование портфолио учебного проекта;

- ознакомление с организацией и проведением всех форм учебных занятий в соответствие с проектом;

- самостоятельная подготовка планов и конспектов занятий по учебным дисциплинам;

- подбор и анализ основной и дополнительной литературы в соответствии с тематикой и целями занятий;

- разработка рабочих учебных программ и методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении на высоком научно-методическом уровне;

- методически грамотное проведение различных видов учебных занятий;

- осуществление научно-методического анализа проведенных занятий.

Программа производственной (педагогической) практики для каждого студента конкретизируется и дополняется в зависимости от научных, творческих и педагогических интересов студента. Организация производственной практики предусматривает использование: активных образовательных технологий (в форме: индивидуальных занятий и собеседований; интервью, беседы, наблюдения с целью сбора информации при выполнении заданий практики; анализа учебно-методических документов; вовлечения студентов в реализацию производственных процессов в образовательном учреждении), интерактивных методов (анализа конкретных производственных ситуаций; публичных выступлений при проведении мероприятий на базах практики; публичной защиты результатов прохождения практики) и инновационных технологий (метода проектов

при подготовке к проведению учебных проектов с обучающимися в базе практике).

Оценка работы каждого студента определяется по критериям оценивания портфолио с учетом качества выполненных студентом заданий, инициативы, степени заинтересованности в работе, дисциплинированности.

Во время проведения рефлексии (после заключительной защиты) студентами был отмечен ряд эффектов от применения метода проектов в своей деятельности, при работе с обучающимися.

В ходе реализации проекта были выполнены все запланированные задания и мероприятия. В результате получен вполне материальный продукт совместной творческой деятельности. С обучающимися на последнем занятии проведен торжественный просмотр результатов и анализ проделанной работы. Выяснилось, что учащим-

ся очень понравилась форма работы, которая нацелена на конкретный результат. К тому же она способствовала организации работы в коллективе, где каждый ребёнок со своим темпераментом и характером нашёл место в общей творческой деятельности.

Студенты отметили, что такая форма организации практики для них была интересной и позволила открыть для себя много нового и познавательного, получить практический опыт преподавательской деятельности.

Педагоги, курирующие практику студентов в учреждениях, отметили у студентов-практикантов умение организовать занятие в деятельностной парадигме; работу в группах; работу обучающегося по индивидуальному маршруту и т. д., а также оценили степень сформированности компетенций.

Литература

1. Алдашева А. А. Профессиональная компетентность: понятие и структура // Вестн. Адыгей. гос. ун-та. Сер. 3: Педагогика и психология. - 2012. - № 4 (109). - С. 121-128.

2. Борздун В. Н., Дворовенко Н. Н., Жуланова В. П. и др. Внедрение технологии учебных проектов в образовательный процесс на первом этапе развития интернет-технологий: учеб.-метод. пособие. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 178 с.

3. Волгина Н. Ю. Проблемы организации работы с одаренными студентами // Современные вопросы науки и образования - XXI век: сб. науч. тр. по мат-лам Междунар. заоч. науч.-практ. конф. - 2012. - С. 32-33.

4. Гетман Н. А., Котенко Е. Н. Портфолио как современная технология оценивания учебных достижений студентов // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 2. - С. 22-28.

5. Дьюи Д. Образование и школа: «Мое педагогическое кредо» (отрывок). 1897 год / пер. Э. Н. Гусинского, Ю. И. Турчаниной // Завуч. - 2003. - № 8. - С. 47-57.

6. Жгенти И. В. Дополнительное образование детей в России: прошлое, настоящее, будущее (историко-педагогический обзор) // Педагогика искусства. - 2014. - № 4. - С. 349-354.

7. Клюев Ю. В. Реализация программы учебной (ознакомительной) практики студентов, обучающихся по направлению подготовки 100400 «Туризм» // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2015. -№ 33. - С. 193-199.

8. Кондратенко Е. В. Портфолио как технология оценивания профессиональных компетенций студентов // Вестн. Марий. гос. ун-та. - 2014. - № 1 (13). - С. 176-180.

9. Корнев Д. В. Формирование профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования // Человеческий капитал. - 2014. - № 7 (67). - С. 67-71.

10. Мылова И. Б., Челак Е. Н. Информатика в профильной школе: Пособие для учителя / под ред. проф. И. Ю. Алексашиной. - СПб.: Просвещение, 2006. - 159 с. - (Сер. «Профильное обучение»).

11. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров. - М.: Академия, 2001. - С. 234-237.

12. Чемеков В. П. Трейдинг: технология построения системы управления персоналом. - М.: Вершина, 2007. -208 с.

13. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения: в 4 т. / под ред. И. А. Каирова [и др.]; Акад. пед. наук РСФСР. -М.: Просвещение, 1962-1965. - Т. 4: [Статьи, доклады и выступления за 1931-1934 годы] / сост. Д. С. Бершад-ская. - 1965. - 328 с. - Указ. - С. 318-322. - Библиогр.: С. 323-326.

References

1. Aldasheva A.A. Professional'naya kompetentnost': ponyatie i straktura [Professional competence: concept and structure]. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya [Herald of Adygeya State University. Series 3. Pedagogy and Psychology], 2012, no. 4 (109), pp.121-128. (In Russ.).

2. Borzdun V.N., Dvorovenko N.N., Zhulanova V.P. i dr. Vnedrenie tekhnologii uchebnykh proektov v obrazovatel'nyy protsess na pervom etape razvitiya internet-tekhnologiy: uchebno-metodicheskoe posobie [The introduction of technology training projects in the educational process in the first stage of development of Internet technology. Teaching aid]. Kemerovo: KRIPKiPRO Publ, 2010. 178 p. (In Russ.).

3. Volgina N.Yu. Problemy organizatsii raboty s odarennymi studentami [Problems of organization of work with gifted students]. Sovremennye voprosy nauki i obrazovaniya - XXI vek: sbornik nauchnyhk trudov po materialam Mezhdunarodnoy zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Modern problems of science and education - XXI century. Sat. scientific tr. on the mat Lama International extramural scientific-practical conference], 2012, pp. 32-33. (In Russ.).

4. Getman N.A., Kotenko E.N. Portfolio kak sovremennaya tekhnologiya otsenivaniya uchebnykh dostizheniy studentov [Portfolio as a modern technology assessment of educational achievements of students]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Russia in the Teacher Education], 2014, no. 2, pp. 22-28. (In Russ.).

5. Dyui D. Obrazovanie i shkola: "Moe pedagogicheskoe kredo" (otryvok). 1897 god [Education and School: "My pedagogic creed" (excerpt). 1897]. Transl. E.N. Gusinskiy, Y.I. Turchaninova. Zavuch [The director of studies], 2003, no. 8, pp. 47-57. (In Russ.).

6. Zhgenti I.V. Dopolnitel'noe obrazovanie detey v Rossii: proshloe, nastoyashchee, budushchee (istoriko-pedagogicheskiy obzor) [Additional education of children in Russia: Past, Present, Future (historical and pedagogical review)]. Pedagogika iskusstva [Pedagogy art], 2014, no. 4, pp. 349-354. (In Russ.).

7. Klyuev Yu.V. Realizatsiya programmy uchebnoy (oznakomitel'noy) praktiki studentov, obuchayushchikhsya po napravleniyu podgotovki 100400 "Turizm" [The program curriculum (study) practice of students enrolled in the direction of training 100400 "Tourism"]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University ofCulture and Arts], 2015, no. 33, pp. 193-199. (In Russ.).

8. Kondratenko E.V. Portfolio kak tekhnologiya otsenivaniya professional'nykh kompetentsiy studentov [Portfolio as a technology assessment of professional competencies of students]. VestnikMariyskogo gosudarstvennogo universiteta [HeraldMari State universiteta], 2014, no. 1 (13), pp. 176-180. (In Russ.).

9. Kornev D.V. Formirovanie professional'noy kompetentnosti pedagogov dopolnitel'nogo obrazovaniya [Formation of professional competence of teachers of additional education]. Chelovecheskiy kapital [Human Capital], 2014, no. 7 (67), pp. 67-71. (In Russ.).

10. Mylova I.B., Chelak E.N. Informatika v profil'noy shkole: posobie dlya uchitelya. Seriya "Profil'noe obuchenie" [Information at profile school: Teacher's Guide. Series "Profile education"]. Ed. prof. I.Y. Aleksashina St. Petersburg, Prosveshchenie Publ., 2006. 159 p. (In Russ.).

11. Polat E.S. Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya: ucheb. posobie dlya studentov. ped. vuzov i sistemy povysh. kvalif. ped. kadrov [New pedagogical and information technologies in the education system. Textbook]. Moscow, Akademiya Publ., 2001, pp. 234-237. (In Russ.).

12. Chemekov V.P. Greyding: tekhnologiya postroeniya sistemy upravleniya personalom [Grading: the technology of building a system ofpersonnel management]. Moscow, Vershina Publ., 2007. 208 p. (In Russ.).

13. Shatskiy S.T. Pedagogicheskie sochineniya [Pedagogical works]. Ed. I.A. Kairova [i dr.]; Akad. ped. nauk RSFSR. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1962-1965, vol. 4: [Stat'i, doklady i vystupleniya za 1931-1934 gody]. Ed. D.S. Bershadskaya. 1965. 328 p. Ukaz.: pp. 318-322. Bibliogr.: pp. 323-326. (In Russ.).