Научная статья на тему 'Портфолио как технология организации самостоятельной работы студентов-заочников'

Портфолио как технология организации самостоятельной работы студентов-заочников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1048
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ПОРТФОЛИО / ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА / ФУНКЦИИ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бизикова Ольга Анатольевна

Предмет рассмотрения статьи организация самостоятельной работы студентов заочного отделения, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль дошкольное образование. В условиях возрастающих требований к подготовке педагогов дошкольного образования в период профессионального обучения происходит, прежде всего, переосмысление форм вузовской подготовки и переориентация преподавания дисциплин педагогического цикла на активизацию самостоятельной работы студентов. Воспитательный потенциал внеаудиторной самостоятельной работы заключается в том, что она позволяет формировать у студентов умения работать с научной и методической литературой по курсу. В данной статье представлен опыт организации самостоятельной работы студентов средствами применения тематического портфолио в процесс обучения студентов-заочников. Данный вид портфолио применяется не только как традиционная технология оценки результатов освоения студентами-заочниками содержания профильных дисциплин, но и как технология организации процесса их изучения. Возможность использования данного вида портфолио для организации самостоятельной образовательной деятельности студентов заочного отделения в процессе преподавания профильных дисциплин доказана на основе проведенного анализа теоретических источников и подходов российских исследователей к определению роли технологии «портфолио» в педагогическом процессе образовательных учреждениях различного уровня. Цель работы описание опыта использования тематического портфолио в организации самостоятельной работы студентов заочного отделения, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование». Практическая значимость материалов статьи заключается в том, что в ней представлена оригинальная модель нового образовательного средства, его примерная структура, состоящая из трех блоков: 1) теоретического (документы, отражающие изучение теоретического содержания темы); 2) практического (творческие работы студента по изучаемой теме); 3) результативного (результаты освоения темы). Выделенные структурные элементы ориентируют студентов на изучение теоретического компонента каждой темы, ее понятийного аппарата, на составление библиографии и на практическое воплощение усвоенной теории при решении конкретных педагогических ситуаций. Кроме того, в статье приводятся примерные образцы таблиц с перечнями заданий, ориентирующих студентов на правильную организацию деятельности при составлении портфолио, и памятки по оценке его материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PORTFOLIO AS A SELF-GUIDED LEARNING TECHNOLOGY FOR TRAINING EXTRAMURAL STUDENTS

This paper is devoted to the issue of self-guided work as a learning activity of extramural pedagogical students majoring in preschool education. While the requirements towards future preschool teachers are being strengthened, there is a need to review the forms and technologies of pedagogical training and activate self-guided student work as an effective learning activity. Out-of-class self-guided work has a great educational potential, since allowing the students to develop the ability for independent research. In this paper the author shares some experience in organizing self-guided work among students, particularly, by using a thematic portfolio for training extramural students. This type of a portfolio is applied not only as traditional technology for evaluating the learning outcomes, but also as a technology for organizing the teaching and learning process. The author has analyzed theoretical reference sources and approaches applied by the Russian researchers in defining the role of a portfolio as a teaching and learning technology in various educational institutions. The analysis has showed consent among Russian scholars in using this self-guided learning technology in field-specific courses for extramural students. This work describes a thematic portfolio as teaching and learning technology, author’s experience in using a portfolio, its structure, content and functions. The paper is of a particular practical significance, since it presents an original model of a thematic portfolio and its approximate structure consisting of three parts, including 1) theoretical part (documents reflecting the theoretical component of a particular subject); 2) practical part (creative student projects and works on a subject); 3) productive part (learning results on a subject). The portfolio structure suggested by the author can be used to arrange self-guided student learning of other pedagogical disciplines. The structural elements of the portfolio make students focus on studying a certain subject’s theoretical component, its conceptual framework, on making a list of reference sources and on practicing the acquired theoretical knowledge in particular teaching situations. By applying the technology of a thematic portfolio, one meets major objectives of teaching the courses related to pedagogical theories and technologies of preschool education.

Текст научной работы на тему «Портфолио как технология организации самостоятельной работы студентов-заочников»

Roytblat O. V., Makarenya A. A., Surtaeva N. N. In: Chelovek i obrazovaniye [People and education]. Vol. 4 (2011): 59—64. (In Russian).

V. V. Afanasiev, O. A. Ivanova,

Moscow, Russia

USING INFORMAL EDUCATION RESOURCES IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL TRAINING FOR TEACHERS

Abstract. Considering systemic changes in education there is a need to find new approaches, techniques, methods and forms of training teachers and include informal education resources within the system of additional vocational education.

Informal education can be presented in various ways. Firstly, informal education is an open, variable system able tp respond quickly to the professional needs of an adult. Secondly, it is a special kind of communicative activity with macro, meso, and micro levels. Thirdly, it is a kind of individual course in further training, considering the professional «shortage» of teachers.

Here we consider a particular model for including informal education in the system of additional vocational training, namely, internship sites. In this context, an internship site is a specially organized temporary subsystem of an educational institution for implementing additional vocational training programs, carrying out further educational activities, with all the necessary resources and conditions, and organized in cooperation with companies specializing in different particular areas. The authors have considered various approaches to internship programs in specific educational institutions, including module approach, system and activity approach, self-guided training, professional experience transformation, communicative partnership and cooperation.

The paper describes various methods used in additional vocational training and informal education, induing teaching techniques for out-of-job training, on-the-job training, combined teaching out-of-job and on-the-job training.

The author offers to use competence-based tasks which must be focused on certain social or professional role, must be professionally-oriented and must have a description of conditions for the future activity, and at the same time must serve as a powerful support for the system of informal education. In addition, one should consider various festivals, moderation workshops, seminars, webinars, open lessons, master classes, remote learning technologies, case-studies, contextual learning technologies, debates, coaching, frame-based techniques, controlling technologies, modular technologies, and other techniques as valiable informal education resources applied in further training of teachers.

Key words: additional vocational training; informal education; resource support; inclusion models.

About the authors: Vladimir Vasilievich Afanasev1, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, University Department of Theory and History of Education; Olga Anatolievna Ivanova2, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Professional Development of Teachers.

Place of employment: Moscow City Pedagogical University1'2.

УДК 378.1 О. А. Бизикоеа

Нижневартовск, Россия

ПОРТФОЛИО КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ

Аннотация. Предмет рассмотрения статьи - организация самостоятельной работы студентов заочного отделения, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль - дошкольное образование. В условиях возрастающих требований к подготовке педагогов дошкольного образования в период профессионального обучения происходит, прежде всего, переосмысление форм вузовской подготовки и переориентация преподавания дисциплин педагогического цикла на активизацию самостоятельной работы студентов. Воспитательный потенциал внеаудиторной самостоятельной работы заключается в том, что она позволяет формировать у студентов умения работать с научной и методической литературой по курсу.

В данной статье представлен опыт организации самостоятельной работы студентов средствами применения тематического портфолио в процесс обучения студентов-заочников. Данный вид портфолио применяется не только как традиционная технология оценки результатов освоения студентами-заочниками содержания профильных дисциплин, но и как технология организации процесса их изучения. Возможность использования данного вида портфолио для организации самостоятельной образовательной деятельности студентов заочного отделения в процессе преподавания профильных дисциплин доказана на основе проведенного

анализа теоретических источников и подходов россииских исследователей к определению роли технологии «портфолио» в педагогическом процессе образовательных учреждениях различного уровня.

Цель работы — описание опыта использования тематического портфолио в организации самостоятельной работы студентов заочного отделения, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование». Практическая значимость материалов статьи заключается в том, что в ней представлена оригинальная модель нового образовательного средства, его примерная структура, состоящая из трех блоков: 1) теоретического (документы, отражающие изучение теоретического содержания темы); 2) практического (творческие работы студента по изучаемой теме); 3) результативного (результаты освоения темы). Выделенные структурные элементы ориентируют студентов на изучение теоретического компонента каждой темы, ее понятийного аппарата, на составление библиографии и на практическое воплощение усвоенной теории при решении конкретных педагогических ситуаций. Кроме того, в статье приводятся примерные образцы таблиц с перечнями заданий, ориентирующих студентов на правильную организацию деятельности при составлении портфолио, и памятки по оценке его материалов.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов; портфолио; тематический портфолио студента; функции тематического портфолио; профессиональная подготовка; компетенции.

Сведения об авторе: Ольга Анатольевна Бизикова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и педагогического и социального образования.

Место работы: Нижневартовский государственный университет.

Контактная информация: 628617, г. Нижневартовск, ул. Ленина, д. 56, e-mail: ol_bz@mail.ru.

Высшее образование претерпевает существенные изменения как в содержании, так и в организации обучения студентов. Формирование у студентов вуза умений качественно и эффективно решать проблемы, которые могут возникнуть в процессе их будущей профессиональной деятельности, — одна из основополагающих задач высшего педагогического образования. Условием успешного решения данной задачи является компетентностный подход, предусмотренный в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.01/050100 «Педагогическое образование» (степень «бакалавр»), овладение системой компетенций (ФГОС 2009).

Студент, обучающийся по профилю «Дошкольное образование», в результате освоения дисциплины «Теории и технологии развития речи детей» должен овладеть следующими компетенциями (ФГОС 2009):

«Знать современные концепции и технологии речевого развития дошкольников; психоло-го-педагогические и лингвистические основы речевого развития дошкольников (ОК-1); вариативные и альтернативные программы развития речи (ПК-2);

Уметь диагностировать степень речевого развития детей; использовать результаты диагностики в прогнозировании их дальнейшего речевого развития и планировании педагогической работы с детьми (ПК-3); грамотно осуществлять работу по развитию речи детей (ПК-2);

Владеть опытом работы с научной и методической литературой по курсу (ОК-1); прове-

дения исследовательских заданий с детьми по выявлению речевых умений (ПК-3); осуществления педагогической деятельности по развитию речи детей дошкольного возраста (ПК-2)» (ФГОС 2009).

Особое место занимает общеобразовательная компетенция ОК-1 — владение опытом работы с научной и методической литературой по курсу, от которого зависит формирование других перечисленных компетенций. Опыт работы с научной и методической литературой студент приобретает в процессе внеаудиторной самостоятельной работы.

Реальностью современного профессионального образования при изучении студентами каждой учебной дисциплины становится изменение соотношения аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы в сторону увеличения объема последней. Увеличение доли часов, отводимых на данный вид учебной деятельности, объясняется тем, что именно самостоятельная работа студентов является наиболее эффективным средством профессиональной подготовки в вузе. Использование этого важного резерва является фактором повышения качества вузовского образования, а также фактором развития потребности в самообразовательной деятельности и саморазвития студента как будущего профессионала. Неслучайно вопросам организации самостоятельной работы студентов и оценки ее результатов посвящено немало исследований. Особенно важно решение этих вопросов при обучении студентов-заочников. Новые требования к подготовке специалистов ставят перед преподавателем высшей школы зада-

чу разработки эффективных средств организации самостоятельной работы студентов.

Одним из таких средств может служить технология «Портфолио», основанная на компе-тентностном подходе (М. В. Бахарева, О. А. Бизикова, К. Э. Безукладников, Н. В. Зе-ленко, Е. В. Кравченко, А. Г. Могилевская, Г. В. Сороковых и др.). Идея ее использования в системе образования получила широкое распространение, но, как правило, она включается в образовательный процесс в качестве технологии альтернативного оценивания (О. А. Бизикова, К. Э. Безукладников, Е. В. Кравченко, Г. В. Сороковых, Е. Е. Федотова и др.).

Слово «портфолио» происходит от англ. portfolio — портфель или папка для документов. Сегодня словом «портфолио» называют список работ специалиста, представляющих его умения, навыки и знания с лучших сторон. В общем смысле слова — это некое досье, перечень образцов работ, снимков или достижений, визитная карточка соискателя, которая представляет его умения и навыки. Цель портфолио — убедить потенциального работодателя или клиента работать с соискателем. В педагогической литературе значение слова модифицируется в зависимости от особенностей образовательной технологии. Так, авторы выделяют различные типы этого документа, исходя из целей его создания.

Первый тип портфолио — это «папка достижений», направленная на повышение собственной значимости обучающегося и отражающая его успехи (похвальные грамоты, благодарственные письма и другие виды наград за учебу, достижения в спорте, общественной жизни и т.п.).

Второй тип — рефлексивный портфолио, раскрывающий динамику личностного развития, помогающий отследить результативность обучающегося как в количественном, так и качественном плане. В эту папку собираются контрольные и творческие работы: сочинения, эссе, рисунки, поделки, зачетные работы, видеокассеты, результаты психологических обследований и т.д. — то есть все то, что делалось в течение определенного срока (например, года). В переносе на вузовские программы это могут быть конспекты или планы непосредственно образовательной работы с детьми и сценарии проведения режимных моментов, развлечений, организации и проведения проектной деятельности с детьми и др.

Третий тип — проблемно-исследовательский портфолио, создание которого связано с написанием реферата, научной работы, статьи, тезисов, подготовкой к выступлению на конференции.

Четвертый тип — тематический портфолио, создаваемый в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса.

В педагогической литературе представлено довольно много вариантов портфолио, что свидетельствует о широком распространении соответствующей технологии в образовательных учреждениях. Она стала применяться не только для оценки достижений, но и для введения механизмов самоконтроля качества образования и развития, формирования умений адекватно оценивать собственные достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно дальнейшего самосовершенствования.

В педагогике высшей школы портфолио определяется как «способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студента за определенный период его обучения» (Кравченко 2012: 120). Однако практика показала, что возможности данной технологии значительно шире оценивания, она может активно влиять и на другие образовательные процессы, в частности, стимулировать самостоятельную работу студентов, расширять возможности их самообучения, развивать умения планировать и организовывать свою образовательную деятельность (Игонина 2009; Кудрявцева 2008). Это новое качество сразу было замечено рядом исследователей, отразивших свои наблюдения в определениях портфолио: «отчет по процессу обучения учащегося (студента): что он узнал и как проходил процесс обучения»; «коллекция работ и образовательных результатов обучающегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения» (Новикова и др. 2008). Е. Ю. Кудрявцева присваивает портфолио статус «инструмента самообразовательной деятельности». Она обращает внимание на его потенциальные возможности в активизации деятельности студента, в стимулировании его стремления к профессиональному становлению (Кудрявцева 2008).

Ссылаясь на мнение Т. Б. Табардановой, Е. В. Игонина видит основную цель составления студентами портфолио не только в развитии их самостоятельности в образовательной деятельности и объективности самооценки, но и в повышении конкурентоспособности (Иго-

нина 2009). Рассматривая развитие профессиональных качеств личности студента как одно из значимых направлений применения этой папки документов, Е. В. Игонина выделяет ряд функций, указывающих на потенциальные возможности технологии в организации самостоятельной работы студентов: мотивационную, организационную, операциональную, рефлексивную (Игонина 2009).

Работая со студентами-заочниками (курс «Теория и технология развития речи детей»), мы использовали тематический портфолио, который создается, как уже было сказано выше, в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса. Это упорядоченная, структурированная совокупность документированных учебных достижений самостоятельной деятельности студента-заочника, отражающая динамику освоения им отдельной темы курса; качество самообразования и развития профессиональных компетенций студента; его самореализацию и самооценку.

«Тематический портфолио», создаваемый в процессе изучения определенной темы или отдельного модуля, задает систему самостоятельной работы студента. Принцип обучения был сформулирован для студентов так: «Делай по-своему, исходя из своих интересов, опыта и способностей, и оценивай результаты своей учебной деятельности в соответствии с этим». Но при этом содержание папки структурировалось таким образом, чтобы студенты освоили логику изучения темы с точки зрения научно-практической ориентации. Благодаря заданной структуре, можно судить об учебных, творческих и общих компетенциях студентов-заочников.

По каждой теме студентам предлагается собирать стандартизированный набор отдельных файлов. Каждый файл — это материал, необходимый для усвоения отдельной темы. Файлы содержат:

1) документы, отражающие изучение теоретического содержания темы.

- глоссарий (определение основных терминов, необходимых для формирования понятийного аппарата студентов);

- схемы или таблицы, раскрывающие теоретические и методические аспекты темы (классификации подходов, структурирование теоретических положений, алгоритмы технологий непосредственной образовательной деятельно-

сти с детьми, классификации методических приемов, средств и т.д.);

- конспекты или тезисы источников (рекомендуемых и дополнительных);

- библиографический список публикаций из современной периодики и их краткие аннотации и т.п.;

2) практические творческие работы, например:

- конспекты или планы непосредственной образовательной деятельности (НОД) с детьми;

- картотеки или «мини-сборники» игр для детей, раскрывающие технологии реализации задач по изучаемой образовательной области программы детского сада;

- сценарии различных форм работы с детьми;

- разработки организации проектной деятельности детей (детских, детско-родительских

и др.);

- материал для работы с родителями (сообщения для родительских собраний, памятки, эскизы родительских уголков и пр.);

- компьютерные презентации для сопровождения различных форм работы с детьми (НОД, развлечения и др.) и их родителями (собрания, деловые игры и пр.);

- диагностический инструментарий для изучения достижений детей по данному аспекту работы (критерии и показатели, параметры оценки, методы исследования);

3) результаты освоения темы: рейтинг-лист; лист самооценки (рефлексии), включающий самооценку подготовки к занятию в его начале и в конце; тесты или педагогические ситуации, решенные дома или на занятии, с их оценкой; контрольные работы.

Структурные элементы предложенного студентам тематического портфолио отражают основные компетенции по усвоению содержания курса. Составление теоретического раздела ориентирует на приобретение опыта работы с теоретической и практической литературой (ОК-1, ПК-2); второй раздел — ПК-2, ПК-3. Третий раздел развивает умения самоанализа и самооценки.

Перед началом работы студентам даются задания, способствующие правильной организации деятельности. Это могут быть перечень терминов для составления глоссария, рекомендации к оформлению практического материала, в том числе форма таблицы и др. (Пример 1).

Пример 1

Задание к изучению темы «Развитие у детей словообразовательных умений»

1. Составить глоссарий к теме. Примерный перечень понятий: 1) мотивирующая основа слова, 2) производное слово, 3) производящее слово, 4) словообразование, 5) способ словообразования, 6) словообразовательное значение, 7) формант, 8) этимология, 9) этимологический анализ.

2. Составить схему выделенных исследователями принципов усвоения словообразования детьми. 3*. Подготовить сообщение о понимании детьми словообразовательной структуры слова.

4. Выписать из программ содержание работы с детьми по обучению их словообразованию (конкретизировать программные задачи). Дать анализ двух (или более*) вариативных программ, начиная с 1-й младшей группы и заканчивая подготовительной группой.

5. К каждой задаче подобрать игру или упражнение для ее решения. Оформить подобранные игры в виде таблицы или в виде картотеки.

Пример оформления таблицы

Программная задача Игры и упражнения

1. Образовывать слова с уменьшительными и ласкательными суффиксами (2—3 года) Игровое упражнение «Ласковые имена». Цель: учить детей называть друг друга по имени ласково (Танечка, Олечка, Вовочка). Ход игры. Кратко излагается ход игры или упражнения.

2.

6. Подобрать стихи, в которых представлены однокоренные слова.

7*. Составить конспект грамматического занятия с детьми, содержанием которого являются задачи по обучению детей словообразованию.

Примечание. Пункты, отмеченные звездочкой, выполняются по желанию, оцениваются как дополнительный балл за тему.

В дальнейшем студенты сами определяют и содержание глоссария, и форму представления материалов.

Как показывает анализ педагогических источников, одним из условий профессионального и личностного развития является осмысление и упорядочивание своей образовательной деятельности, систематизация ее опыта в словесном отчете, в выражении своего отношения к ее результатам (К. Э. Безукладников, Н. В. Зе-ленко, А. Г. Могилевская, Г. В. Сороковых и ДР-)-

Использование технологии тематического портфолио позволяет преподавателю управлять самостоятельной работой заочников по изучению отдельной темы или всего курса, а студентам — целенаправленно осваивать тему курса, вынесенную на самостоятельное изучение. Предлагаемые памятки для анализа и оценки практических материалов (Пример 2) и листы оценки материалов по каждой теме (Пример 3) позволяют студенту дать объективную самооценку относительно усвоения каждой темы, увидеть свои достижения или пробелы.

Пример 2

Памятка для анализа и самооценки картотеки игр и упражнений для обучения детей словообразованию

1. Полнота охвата программных задач в картотеке.

• охвачены все программные задачи — 3 балла;

• нет материала по 1—2-м задачам — 2 балла;

• нет материала более чем по 2-м задачам — 1 балл.

2. Конкретизация каждой задачи в речевом материале игр и упражнений (конкретизация предполагает использование по каждому способу различных тематических групп слов и слов из разных частей речи, например, суффиксальным способом могут образовываться названия действующих лиц, посуды, притяжательные прилагательные, глаголы от звукоподражательных слов и т.д.):

• задача конкретизируется подробно — 3 балла;

• частичная конкретизация — 2 балла;

• отсутствие конкретизации — 1 балл.

3. Ясность описания игры или упражнения.

• описание дает полное представление об их содержании — 3 балла;

• нет полной ясности о содержании игры или упражнения — 2 балла;

• присутствует только название игры (упражнения) — 1 балл.

4. Наличие пометок о возрасте детей, для которых предназначены игры и упражнения.

• пометки сделаны для каждого упражнения — 3 балла;

• пометки сделаны только в некоторых случаях — 2 балла;

• пометок нет — 1 балл.

5. Можно ли рекомендовать картотеку для использования в практике?

• можно без доработок и дополнений — 3 балла;

• можно, но с некоторой доработкой — 2 балла;

• может использоваться со значительной доработкой — 1 балл.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Презентабельность оформления:

• без замечаний — 3 балла;

• с небольшими замечаниями — 2 балла;

• небрежно — 1 балл.

Памятка для оценки материалов портфолио по изучению темы «Обучение дошкольников способам словообразования» Пример 3

Содержание портфолио Самооценка Оценка

1. Глоссарий.

2. Материал о способах словообразования в русском языке.

Документь 3. Схемы, отражающие особенности усвоения детьми словообразовательной системы языка (понимания словообразовательной структуры, усвоения способов словообразования).

4. Сводная таблица для анализа программного содержания.

5. Схема «Направления работы по обучению детей словообразованию».

О) 13 ° £ г о 1. Картотека игр и упражнений для работы с детьми по словообразованию, подобранная в соответствии с программным содержанием (задание, выполненное подгруппами).

о.® £■ 53 ° о. и "" Н 2. Подборка стихотворений по данному разделу для работы с детьми.

3. Творческие материалы, собранные по личной инициативе.

■ л - ч ■¿. Н 1. Лист самооценки усвоения материала темы.

2. Перечень документов в портфолио по изучаемой теме.

01 н Он 3. Выполнение тестов.

Структура тематического портфолио помогает студентам не только в реализации текущей самостоятельной работы, но и оказывает помощь в сборе материалов при выполнении контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ, поскольку она задает своеобразный алгоритм изучения педагогической проблемы или темы.

Данную технологию можно использовать для различных целей, в зависимости от конкретной ситуации и конкретной дисциплины, включая поощрение самообучения и обеспечение подхода, при котором студенты могут самостоятельно определять траекторию своего профессионального развития, оценивать качество своих достижений. Для преподавателя вуза методика тематического портфолио является не только эффективной технологией оценива-

ния уровня усвоения курса студентом, но и помогает решать важные педагогические задачи, включая постоянную поддержку высокой учебной мотивации студентов; поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения; развитие навыков их рефлексивной и оценочной деятельности; формирование умения учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; возможность равной поддержки развития студентов.

Форма самостоятельной работы студента в процессе создания тематического портфолио — внеаудиторная, индивидуальная, по виду — это текущая самостоятельная работа, по содержанию заданий она носит теоретический, практический и исследовательский характер.

Как индивидуальная папка студента, в кото- нпка к соответствующей профессиональной

рой накапливаются теоретические и практиче- деятельности.

ские материалы, отражаются его индивидуаль- Таким образом, тематический портфолио

ные достижения в профессиональном развитии, можно рассматривать как технологию органи-

тематический портфолио может использоваться зации самостоятельной работы студентов-

студентами в ходе педагогической практики и в заочников, обеспечивающую самооценку ре-

будущей профессиональной деятельности. зультативности прохождения своей образова-

Собранные студентом тематические папки тельной деятельности и динамики своего про-

по всем профильным дисциплинам могут быть фессионального развития и, в конечном итоге,

представлены работодателю при устройстве на как технологию формирования профессиональ-

работу как свидетельство готовности выпуск- ных компетенций.

ЛИТЕРАТУРА

Бахарева М. В., Никитина Э. В., Угольникова Е. Г. 2006. Использование технологии «учебный портфолио» // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование» 1, 41—45.

Бизикова О. А. 2009. Тематический портфолио как средство формирования компетентности студентов // Е. В. Гончарова (отв. ред.) Использование современных педагогических технологий в рамках модернизации образования: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. гуманит. ун-та, 88—91.

Безукладников К. Э. 2008. Профессиональный портфолио как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка // Иностранные языки в школе 8, 66—70.

Зеленко Н. В., Могилевская А. Г. 2009. Портфолио будущего педагога // Стандарты и мониторинг в образовании 1, 61—63.

Игонина Е. В. 2009. Функции портфолио студента высшего учебного заведения // http://gisap.eu/ru/node/734. (2009. 7 февраля).

Кныш И. А., Пастухова И. П. 2008. Портфель индивидуальных достижений как контрольно-оценочное педагогическое средство // Среднее профессиональное образование 1, 69—73.

Кравченко Е. В. 2012. Портфолио в системе профессиональных достижений студентов // Сибирский педагогический журнал 7, 120—122.

Кудрявцева Е. Ю. 2008. Портфолио как инструмент самообразовательной деятельности учащихся // Профильная школа 4, 8—12.

Новикова Т. Г., Пинская М. А., Прутченков А.С. 2008. «Портфолио» — новый и эффективный инструмент оценивания // Директор школы 2, 32—35.

Сороковых Г. В. 2007. Методический портфель студента-практиканта как способ формирования профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка// Иностранные языки в школе 1, 54—58.

Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования // http://fgosvo.rU/uploadfiles/fgos/5/20111207163943.pdf (2009, 25 декабря).

Федотова Е. Е., Новикова Т. Г., Прутченков А. С. 2005. Портфолио как система альтернативного оценивания в практике зарубежной школе // Школьные технологии 3, 171—180.

REFERENCES

Bakhareva М. К, Nikitina Е. К, Ugolnikova Е. G. In: Srednee professionalnoye obrazovaniye [Vocational education, journal supplement]. Vol. 1 (2006): 41—45. (In Russian).

Bizikova O. A. In: Ispolzovaniye sovremennykh pedagogicheskikh tekhnologiy v ramkakh mdenizatsii obrazovaniya: materialy Vserossiyskoy nauch.-prakt. konf. [Proceedings of the All-Russian scientific and practical confernce «Using modern pedagogical technologies in the context of modernization of Russian education». Nizhnevartovsk: Nizhnevartovsk State University for Humanities, 2009. (In Russian).

BezukladnikovК. E. In: Inostranniye yazyki v shkole [Foreign languages in school]. Vol. 8 (2008): 66—70. (In Russian).

Zelenko N. V., Mogilev A. G. In: Standarty i monitoring v obrazovanii [Standards and monitoring in education]. Vol. 8 (2009): 61—63. (In Russian).

Igonina E. V. Funktsii portfolio studenta vyschego uchebnogo zavedeniya [Functions of university student portfolio]. Available at: http://gisap.eu/ru/node/734. (Accessed on February 7, 2009). (In Russian).

Knysh I. A., Pastukhov I. P. In: Srednee professionalnoye obrazovaniye [Secondary vocational education]. Vol. 1 (2008): 69—73. (In Russian).

Kravchenko E. V. In: Sibirskiy pedaggicheskiy zhurnal [Siberian pedagogical journal]. Vol. 7 (2012): 120—122. (In Rus-

Kudryavtseva E. Y. In: Profilnaya shkola [Speciliazed school]. Vol. 4 (2008): 8—12. (In Russian).

Novikova T. G., Pinskaya M. A., Prutchenkov A. S. In: Direktor shkoly [School headmaster]. Vol. 2 (2008): 32—35. (In Rus-

Sorokovykh G. V. In: Inostranniye yazyki v shkole [Foreign languages in school]. Vol. 1 (2007): 54—58. (In Russian).

Federalniy obrazovantelniy standart vyschego professionalnogo obrazovaniya [Federal educational standard of higher occupational education]. Available at: http://fgosvo.rU/uploadfiles/fgos/5/20111207163943.pdf. (Accessed on December 25, 2009). (In Russian).

Fedotov E. E., Novikova T. G., Prutchenkov A. S. Shkolnye tekhnologii [School technology]. Vol. 3 (2005): 171—180. (In Russian).

O. A. Bizikova

Nizhnevartovsk, Russia

PORTFOLIO AS A SELF-GUIDED LEARNING TECHNOLOGY FOR TRAINING EXTRAMURAL STUDENTS

Abstract. This paper is devoted to the issue of self-guided work as a learning activity of extramural pedagogical students majoring in preschool education. While the requirements towards future preschool teachers are being strengthened, there is a need to review the forms and technologies of pedagogical training and activate self-guided student work as an effective learning activity. Out-of-class self-guided work has a great educational potential, since allowing the students to develop the ability for independent research.

In this paper the author shares some experience in organizing self-guided work among students, particularly, by using a thematic portfolio for training extramural students. This type of a portfolio is applied not only as traditional technology for evaluating the learning outcomes, but also as a technology for organizing the teaching and learning process. The author has analyzed theoretical reference sources and approaches applied by the Russian researchers in defining the role of a portfolio as a teaching and learning technology in various educational institutions. The analysis has showed consent among Russian scholars in using this self-guided learning technology in field-specific courses for extramural students.

This work describes a thematic portfolio as teaching and learning technology, author's experience in using a portfolio, its structure, content and functions. The paper is of a particular practical significance, since it presents an original model of a thematic portfolio and its approximate structure consisting of three parts, including 1) theoretical part (documents reflecting the theoretical component of a particular subject); 2) practical part (creative student projects and works on a subject); 3) productive part (learning results on a subject). The portfolio structure suggested by the author can be used to arrange self-guided student learning of other pedagogical disciplines. The structural elements of the portfolio make students focus on studying a certain subject's theoretical component, its conceptual framework, on making a list of reference sources and on practicing the acquired theoretical knowledge in particular teaching situations. By applying the technology of a thematic portfolio, one meets major objectives of teaching the courses related to pedagogical theories and technologies of preschool education.

Key words: self-guided student work; portfolio; thematic student portfolio; functions of a thematic portfolio; occupational training; competences.

About the author: Olga Anatolyevna Bizikova, Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor at the Department of Pedagogy and General and Social Education.

Place of employment: Nizhnevartovsk State University.

УДК 378 Н. В. Бочарова, К. П. Сажина

Москва, Россия

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. Социально-педагогическое проектирование — вид педагогической деятельности, который обладает большими возможностями для становления, развития и совершенствования конкретного обучающегося, педагогического коллектива и образовательного учреждения в целом. Социально-педагогическое проектирование позволяет решать социальные проблемы педагогическими средствами, используя ресурсы социума и личности, коллектива. Феномен организационной культуры невозможен без коллектива, как носителя данной культуры конкретного предприятия. Формирование и развитие организационной культуры на основе социально-педагогического проектирования позволит оптимизировать данный процесс, сделав его структурированным, прозрачным и гибким для адаптации и своевременной коррекции.

Организационная культура как объект научного исследования рассматривается в рамках разнообразных подходов, на основе которых создаются различные ее теории, концепции и модели: культурологического, этнографического, феноменологического, функционального, организационного, деятельностного, психоло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.